От длительного упражнения рождается навык. Навык постепенно обращается в свойство, неотъемлемую нравственную черту личности. Святая Александра с детских лет училась любить людей " не словом или языком, но делом и истиною " (1 Ин. 3, 18). Подарив Государю Николаю Александровичу пятерых прекрасных детей, Государыня прогревала и просвещала их своей щедрой материнской любовью до корней волос. Этой же жертвенной любовью она любила Россию, свою новую Православную Родину. Вот почему так весома каждая строчка о духовной жизни, сделанная рукою Императрицы. Вот почему каждое ее слово отзывается в сердце благодатью. " Charity begins at home, " - говорят англичане. Милосердие начинается с собственного дома. Если мы мягки и приветливы, терпеливы и великодушны с домочадцами, с теми, кого видим ежедневно, то, очевидно, не обманываем себя, когда являем с царственной свободой и щедростью эти добродетели людям, вполне нам незнакомым. Записки Александры Феодоровны подобны семенам, падающим на борозды сердечной пажити читателя. От нас зависит, взойдут ли всходы или будут заглушены трениями, завянут ли от полдевного жара. Слово Венценосной Мученицы подобно и дождевой влаге, которая, орошая землю, делает ее способной к плодоношению. Обоняя аромат драгоценных соцветий-добродетелей ее мудрого, мужественного и мученического сердца, читающий и сам обретает силу любить так, как этого ждет от нас Господь: бескорыстно, терпеливо и постоянно. " Каждое сердце должно быть маленьким садом. Он должен всегда быть очищен от сорняков и быть полон чудных прекрасных растений и цветов. Кусочек сада повсюду красив не только сам по себе, но приносит радость всем, кто его видит... Богу угодно, чтобы мы сделали наши жизни такими, чтобы они искупили из мрака окружающее нас и преобразили в прекрасное. Предположим, что в этом саду и деревья, и цветы, и все растения еще в объятии зимы. Как это бывает перед приходом весны, деревья голые, но тысячи почек ждут только прикосновения теплых солнечных лучей, чтобы распуститься живыми цветами. Кусты роз голые и колючие и пока лишены красоты, но нужен только теплый весенний воздух и тихий дождь, чтобы они оделись в чудесный наряд. Поля мрачные и безжизненные, но есть миллионы корней, которые ждут только ласки весенних небес, чтобы прорваться вверх свежестью и зеленью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1990...

Разделы портала «Азбука веры» ( 91  голос:  3.9 из  5) Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории, со включением краткой повести об антихристе Посвящается ушедшим друзьям ранних лет Николаю Михайловичу Лопатину и Александру Александровичу Соколову Предисловие Есть ли зло только естественный недостаток, несовершенство, само собою исчезающее с ростом добра, или оно есть действительная сила, посредством соблазнов владеющая нашим миром, так что для успешной борьбы с нею нужно иметь точку опоры в ином порядке бытия? Этот жизненный вопрос может отчетливо исследоваться и решаться лишь в целой метафизической системе. Начав работать над этим для тех, кто способен и склонен к умозрению, я, однако, чувствовал, насколько вопрос о зле важен для всех. Около двух лет тому назад особая перемена в душевном настроении, о которой здесь нет надобности распространяться, вызвала во мне сильное и устойчивое желание осветить наглядным и общедоступным образом те главные стороны в вопросе о зле, которые должны затрагивать всякого. Долго я не находил удобной формы для исполнения своего замысла. Но весною 1899 года, за границей, разом сложился и в несколько дней написан первый разговор об этом предмете, а затем, по возвращении в Россию, написаны и два другие диалога. Так сама собою явилась эта словесная форма как простейшее выражение для того, что я хотел сказать. Этою формою случайного светского разговора уже достаточно ясно указывается, что здесь не нужно искать ни научно-философского исследования, ни религиозной проповеди. Моя задача здесь скорее апологетическая и полемическая: я хотел, насколько мог, ярко выставить связанные с вопросом о зле жизненные стороны христианской истины, на которые с разных сторон напускается туман, особенно в последнее время. Много лет тому назад прочел я известие о новой религии, возникшей где-то в восточных губерниях. Эта религия, последователи которой назывались вертидырниками или дыромоляями , состояла в том, что, просверлив в каком-нибудь темном углу в стене избы дыру средней величины, эти люди прикладывали к ней губы и много раз настойчиво повторяли: «Изба моя, дыра моя, спаси меня!» Никогда еще, кажется, предмет богопочитания не достигал такой крайней степени упрощения. Но если обоготворение обыкновенной крестьянской избы и простого, человеческими руками сделанного отверстия в ее стене есть явное заблуждение, то должно сказать, что это было заблуждение правдивое: эти люди дико безумствовали, но никого не вводили в заблуждение; про избу они так и говорили: изба, и место, просверленное в ее стене, справедливо называли дырой.

http://azbyka.ru/fiction/tri-razgovora/

Мария с братом Дмитрием Самообладание, с которым Елизавета Федоровна пережила те дни, поразило юную Мари и послужило примером на всю жизнь. «Несколько раз тетя спрашивала о кучере дяди. Он лежал в госпитале, состояние его было безнадежным, он был ранен той же бомбой, которая убила дядю. Около шести вечера тетя Элла отправилась навестить раненого и, чтобы не тревожить его трауром, надела в госпиталь то же самое нарядное голубое платье, в котором была днем. Мало того! Когда кучер спросил ее о муже, она нашла в себе мужество с улыбкой ответить ему, что именно Великий князь послал ее справиться о нем. Бедняга спокойно умер той же ночью», – вспоминала Мария Павловна. И еще: «В день после убийства она, одевшись в траур, уехала в карете и долго не возвращалась. Оказалось, она ездила в тюрьму увидеться с убийцей! Меня и брата отчасти восхищал ее столь благородный поступок». Великая княгиня Елизавета Федоровна с племянниками Марией и Дмитрием Елизавета Федоровна передала убийце Евангелие, сказав, что от имени Сергея Александровича прощает его. Позже она подала прошение Императору Николаю II о помиловании террориста, но оно не было удовлетворено. Елизавета Федоровна уже никогда не снимала траур и редко куда-то выезжала. «Она словно переродилась. Сильная духом, она преодолела кризис и вернулась к жизни, став тверже душой, деятельной, более мудрой и терпимой к людям», – спустя много лет напишет Мария Павловна. Вскоре после пережитого потрясения ее с братом отправили в Санкт-Петербург, где члены императорской семьи окружили их целительной атмосферой спокойствия и уюта. Их приглашали на домашние спектакли, в оперу, на пикники, конные прогулки и балы. Однако шумным увеселениям Мария предпочитала занятие вышивкой. Больше всего ей нравилось сидеть за пяльцами в гостиной Александровского дворца, где вечерами собиралась семья, чтобы послушать главы из романа «Война и мир», которые вслух читал Император. О политике говорить считалось дурным тоном. За чаем обычно рассказывали истории, девочки подтрунивали друг над другом, а, рассматривая вышивки Марии, хвалили их и сокрушались, что не так терпеливы и искусны в этом деле. Императрица, баюкая на руках новорожденного Цесаревича Алексея, с улыбкой шептала дочерям по-английски: «Я вам всегда говорю, больше терпения и усидчивости».

http://pravoslavie.ru/131709.html

в) Но в особенности церковное государственное законодательство стремилось урегулировать наиболее целесообразное распределение и устройство церковных должностей и именно трояким образом: α) Чрез те законы, которыми установляло нравственное по ведение и требование научного образования, как существенные условия к получению церковной должности. Это в особенности тщательно было произведено новеллою императора Алексия Комнена обращено к клиру в 1007 г.: «об избраниях и о клириках“, точно также как и новеллою того же императора, адресовано 1094 г. патриарху Николаю III-мy грамматику. Первая из названных новелл в особенности настаивает на том, чтобы о кандидатах на церковные должности с особенною тщательностью были составляемы списки с обозначением качеств каждого. Достойнейшие из них должны быть представляемы патриархом императору для определения их к церковным должностям, а имена недостойных должны быть вычеркиваемы из списков. β) Чрез контроль церковных имуществ, каждый эконом должен был каждомесячно, а впоследствии чрез каждые два месяца и непременно при оставлении от должности представлять отчет императорским чиновникам об управлении им церковным имуществом. Равным образом эти императорское чиновники вели надзор над состоянием всего церковного и монастырского имущества внутри указанных им провинций. Церковные чиновники, неправильно отправлявшие свои должности и отказывавшиеся представлять отчеты, подлежали не только каноническому наказанию, но и строгости государственных законов. γ) Наконец источники церковного права свидетельствуют, что как установление церковных должностей, так и определение на должность высших церковных чиновников следовало при непосредственном содействии государственного правительства. Вальсамон замечает о членах первой пентады: «поскольку церковные права двоякого рода: одни в своих различных формах принадлежат существенно церкви, другие же канонически предоставлены патриарху: то православные императоры в своей ревности о церковных делах узаконили, чтобы последние были распределяемы между пятью церковными должностями и отправление их возложено было на особых управителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Такого рода срочное распоряжение, по мнению делегации, есть единственная мера для успокоения все больше и больше повышающегося настроения православного населения и для приостановления ежедневно учащающихся насильственных и самочинных, не вытекающих из декрета действий отдельных местных представителей власти, вносящих полное расстройство в ход внутренней жизни Православной Церкви и ее учреждений. Ввиду важности вопроса и для определения порядка дальнейших действий делегация просит безотлагательно уведомить председателя делегации по содержанию настоящего заявления. Председатель делегации Протопресвитер Н. Любимов Члены: Протоиереи К. Аггеев , И. Громогласов , Н. Кузнецов , С. Рункевич , Андр[ей] Салов Делопроизводитель П. Смоличев Адрес председателя делегации: Воздвиженка, 7. Протопресвитеру Николаю Александровичу Любимову. Резолюция: Уведомить, что комиссия начала свои действия, указать адрес, а потом все эти бумаги переслать в VIII отдел Комиссариата юстиции и копии нашего уведомления. В. Б[онч]-Б[руевич]. Помета: Исполнено 33 539 . ГА РФ. Ф. Р-130. Оп. 2. Д. 155. Л. 24–24 об. Подлинник. II.2.73. Письмо Воронежского губисполкома в VIII отдел НКЮ РСФСР об отсутствии губернского отдела по проведению в жизнь декрета по отделению церкви от государства 7 июня 1918 г. На циркулярное отношение от 29 мая с. г. за N° 56 540 губернский исполнительный комитет уведомляет, что отдела по проведению в жизнь декрета об отделении церкви от государства при Воронежском губернском совдепе не существует. Одновременно с сим предложено юридическому отделу Воронежского совдепа образовать такой отдел. При этом губернский исполнительный комитет просит не отказать прислать компетентное в данном вопросе лицо 541 . Председатель комитета Управляющий канцелярией 542 ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 2. Д. 701. Л. 51. Копия. Рукопись. II.2.74. Справка Калужского губисполкома в VIII отдел НКЮ РСФСР о структуре и функциях комиссариата по религиозным делам Не позднее 7 июня 1918 г. 543 Функции комиссариата по религиозным делам

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Цесаревич Николай Александрович должен был представлять на свадьбе российскую Императорскую Фамилию. Но самое главное, он собирался воспользоваться этой свадьбой, чтобы встретиться с Аликс и попросить её руки. Эти свои планы Цесаревич скрывал ото всех, кроме родителей. Однако в 1893 г. Принцесса написала письмо Николаю Александровичу, в котором объясняла, что не может выти за него замуж, так как считает большим грехом «менять свою веру», а «без благословения Божьего» не может быть семейного счастья. После получения этого письма, Цесаревич «был очень огорчён и хотел остаться, но Императрица настояла, чтобы он ехал. Она советовала ему доверчиво обратиться к королеве Виктории, которая имела большое влияние на свою внучку». Как видно из этого свидетельства, разговоры о том, что Мария Феодоровна сопротивлялась браку старшего сына на Гессенской Принцессе, теряют свою актуальность к моменту официального сватовства Наследника. Наоборот, Императрица всячески пыталась помочь Сыну обрести семейное счастье с той, что выбрало его сердце. Однако Цесаревич твердо верил в Божью Волю и в то, что с Его помощью ему удастся убедить Аликс принять Православие: «Аликс, - писал он в ответ на ее ноябрьское письмо, - я понимаю Твои религиозные чувства и благоговею перед ними. Но ведь мы веруем в Одного Христа, другого Христа нет. Бог, сотворивший мир, дал нам душу и сердце. И мое сердце и твое Он наполнил любовью, чтобы мы слились душа с душой, чтобы мы стали едины и пошли одной дорогой в жизни. Без Его воли нет ничего. Пусть не тревожит Тебя совесть о том, что моя вера станет твоей верой. Когда Ты узнаешь после, как прекрасна, благодатна и смиренна наша Православная религия, как величественны и великолепны наши храмы и монастыри и как торжественны и величавы наши богослужения, Ты их полюбишь, Аликс, и ничего не будет нас разделять. [...] Ты едва ли представляешь всю глубину нашей религии» . 2 апреля 1894 г. Цесаревич во главе большой делегации выехал на поезде из Петербурга в Кобург, куда прибыл 4 апреля. На следующий день Цесаревич увиделся с Принцессой. Эту встречу он подробно описал в своём дневнике: «Боже! Что сегодня за день! После кофе, около 10 часов пришли к тёте Ella в комнаты Эрни и Аликс. Она замечательно похорошела и выглядела чрезвычайно грустно. Нас оставили вдвоём, и тогда начался между нами тот разговор, которого я давно желал и вместе с тем боялся. Говорили до 12 часов, но безуспешно, она всё время противится перемене религии. Она бедная много плакала».

http://ruskline.ru/analitika/2017/06/29/...

Из приведенного текста следует, что всей полнотой власти наделено Временное правительство, которому передается верховная власть до тех пор, пока демократические народные силы голосованием определят форму правления и структуру верховной власти, но уже не в Российской Империи, а в каком-то ином государстве. Следовательно, Великий Князь Михаил Александрович Престола не воспринимал, царскую власть во всей ее полноте не принял, а значит, и передавать ему было нечего. Таким образом, помимо прочего, вышеприведенный текст в любом случае нельзя рассматривать как официальный документ, поскольку он не основан на законе Российской Империи. Двудушные и двуручные подонки из полного состава Временного правительства после насильственного захвата власти занимались плановым разложением госаппарата, чтобы передать бразды правления своим братьям и соплеменникам, назвавшимся большевиками. С юридической точки зрения здесь все ясно: прерывание легитимности власти шло через прямое нарушение действовавших тогда законодательных норм. Сегодня, спустя сто лет, при взгляде на предлагаемые нам т.н. доказательства отречения остается только удивляться той силе осатанения, которая охватила большинство современников событий февраля-марта 1917 г., не пожелавших или не сумевших увидеть тягчайшее преступление против Бога и данной Им Николаю II Царской власти. Царская власть Всероссийского Императора с правовой точки зрения осталась прежней, а династическое престолонаследие Императорского Дома Романовых непреложным. Ложь с отречением осталась всего лишь ложью, а власти царской над Россией Николай II никому не предавал. Это означает, что Благочестивый Русский Царь оставался не только главою Царства, но и Главой Православной Церкви! Из всего вышеуказанного вытекает, что сплоченная банда дегенератов-экстремистов, ненавидящих богоносный русский народ, объединенная единым умыслом, спланировала и осуществила убийство Главы Русской Православной Церкви, а не просто гражданина Романова Н.А. Убив с особой жестокостью Главу Русской Православной Церкви, объединенная антихристом банда вскоре приступила к расправе над русским православным народом.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

5 марта 1917 г. ...В связи с войной, потребовавшей крайнего напряжения всех народных сил, возникли внутренние неурядицы, вызванные несовершенством прежней формы государственного правления. ...Временное правительство народных избранников, принявших на себя власть государственного правления, есть законная власть, которой должны подчиняться все граждане Российского государства. Таковое подчинение не будет нарушением присяги, данной Государю Николаю II, потому что эта присяга снята добровольным отречением его от царства, признанием власти Временного правительства народных избранников Великим Князем Михаилом Александровичем, которого Государь Николай II избрал преемником своей царской власти. ...Приглашаю всех подчиниться Временному правительству народных избранников, как законной власти, и беспрекословно, не за гнев, а за совесть, исполнять все его требования и распоряжения. Оренбургские епарх. ведомости. Оренбург, 1917. 910. Часть неофиц. С. 139140. 43. Из речи епископа Полоцкого и Витебского Кириона (Садзегелли 141 ) в кафедральном соборе Витебска 142 5 марта 1917 г. Совершилось! «Погубиши вся глаголющие лжу» 143 [ Пс.5:7 ], сказал царственный псалмопевец. При стечении исключительных обстоятельств неожиданно зловещие мрачные тучи обложили весь горизонт великой России и разразилась над нами страшная гроза. С одной стороны наш внешний супостат еще не сломлен и гордо держит свою голову, а с другой – внутри государства появился горючий элемент, готовый разразиться страшным пожаром, зарево которого осветит всю необъятную Россию. Любящие родину и порядок, станем несокрушимой скалой вокруг Государственной Думы и не дадим врагу злорадствовать над нами. Честь и слава нашей Государственной Думе, что она из любви к отечеству приняла на себя в столь тяжелое время ответственную задачу водворить мир и порядок в нашей стране. Тяжки испытания, выпавшие на долю нашего времени! Страшная опасность грозит нашему дорогому отечеству. Сердце замирает при мысли, что принесет нам завтрашний день! Но святая Русь не раз находилась почти на краю гибели, и Бог всегда спасал ее; выведет нас Господь и из настоящего тяжелого нашего положения... Русь не оскудела людьми, есть у нас в Государственной Думе лучшие народные избранники – люди долга, чести и преданные отчизне, и Россия, благодаря им, воскреснет сильной и обновленной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зимой 1836 года, находясь в Петербурге, святитель Филарет чувствовал охлаждение к нему в обществе, вызванное интригами обер-прокурора. Старался не замечать происходящего. 18 января в Императорской академии наук он прочитал записку «О русской риторике XI века», которая и по сей день входит во все хрестоматии по риторике. Борьба обер-прокурора за превосходство в Синоде внезапно окончилась, когда у Нечаева сильно заболела жена, ее отправили лечиться в Крым, там ей стало хуже, Стефан Дмитриевич вынужден был оставить дела и отправиться к супруге, быть при ней, покуда она умирала, а его должность 25 мая 1836 года передали товарищу министра народного просвещения графу Николаю Александровичу Протасову. – Вот теперь-то и наступит конец света! – говорили синодалы, потому что тридцатисемилетний лейб-гусарский полковник Протасов имел репутацию «шаркуна и танцора». Есть легенда, что Протасов, получив обер-прокурорское назначение, приехал к генерал-адъютанту Чичерину и сказал: – Поздравь меня! Я – министр, я – архиерей, я – черт знает что! Киевский митрополит Филарет (Амфитеатров) , узнав об этом, остроумно заметил: -Справедливо только последнее. Филарет в Петербурге отсутствовал. Будь он в городе, возможно, ему удалось бы добиться назначения Муравьева. «Хотя смещение Нечаева и могло быть угодно Филарету, который не забывал обид и, конечно, помнил, как Нечаев сначала оклеветал его через жандармов, а потом подвел хитростью в немилость у государя, но что касается просьбы о назначении совершенно неподходящего к синодским делам гусара, то весьма трудно допустить, чтобы Филарет на это согласился», – пишет Лесков. Назначению Протасова способствовала императрица, которой он очень нравился. А петербургский митрополит Серафим (Глаголевский) не посмел воспрепятствовать, поскольку в свои семьдесят с лишним лет сделался весьма робким. Об отношении Протасова к Филарету есть свидетельство Муравьева, что он «не имел к нему доверенности по старым наговорам о мнимом его мистицизме и что всего страннее, о протестанстве, когда по его единственному катехизису училась Православию вся Россия». Шлейф давнишнего покровительства Филарету со стороны расплодившего на Руси протестантов сумасброда Голицына так и тянулся за митрополитом Московским.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В деревне он прилежно занялся хозяйством и тридцати пяти лет от роду женился на бедной дворяночке Анне Андреевне Шумиловой, совершенной бесприданнице, но получившей образование в губернском благородном пансионе у эмигрантки Мон-Ревеш , чем Анна Андреевна гордилась всю жизнь, хотя никто никогда не мог догадаться: в чем именно состояло это образование. Хозяином сделался Николай Сергеич превосходным. У него учились хозяйству соседи-помещики. Прошло несколько лет, как вдруг в соседнее имение, село Васильевское, в котором считалось девятьсот душ, приехал из Петербурга помещик, князь Петр Александрович Валковский. Его приезд произвел во всём околодке довольно сильное впечатление. Князь был еще молодой человек, хотя и не первой молодости, имел немалый чин, значительные связи, был красив собою, имел состояние и, наконец, был вдовец, что особенно было интересно для дам и девиц всего уезда. Рассказывали о блестящем приеме, сделанном ему в губернском городе губернатором, которому он приходился как-то сродни; о том, как все губернские дамы «сошли с ума от его любезностей», и проч., и проч. Одним словом, это был один из блестящих представителей высшего петербургского общества, которые редко появляются в губерниях и, появляясь, производят чрезвычайный эффект. Князь, однако же, был не из любезных, особенно с теми, в ком не нуждался и кого считал хоть немного ниже себя. С своими соседями по имению он не заблагорассудил познакомиться, чем тотчас же нажил себе много врагов. И потому все чрезвычайно удивились, когда вдруг ему вздумалось сделать визит к Николаю Сергеичу. Правда, что Николай Сергеич был одним из самых ближайших его соседей. В доме Ихменевых князь произвел сильное впечатление. Он тотчас же очаровал их обоих; особенно в восторге от него была Анна Андреевна. Немного спустя он был уже у них совершенно запросто, ездил каждый день, приглашал их к себе, острил, рассказывал анекдоты, играл на скверном их фортепьяно, пел. Ихменевы не могли надивиться: как можно было про такого дорогого, милейшего человека говорить, что он гордый, спесивый, сухой эгоист, о чем в один голос кричали все соседи? Надобно думать, что князю действительно понравился Николай Сергеич, человек простой, прямой, бескорыстный, благородный.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010