После окончания строительства и освящения Успенского собора в 1089 г. его площадь в юж. части храма и прилегающая к нему местность в пределах обители стали одним из самых престижных некрополей Киева и его округи в кон. XI-XIX в. Первенствующую роль Киево-Печерского монастыря не смогли поколебать даже события, связанные с ордынским игом XIII-XV вв. К числу древнейших захоронений относятся мощи первых насельников, а также перенесенные в Успенский собор мощи прп. Феодосия Печерского. На территории Киево-Печерского мон-ря также были похоронены знатные и щедрые вкладчики. Первым из них стал киевский боярин Шимон (Симон) Африканович (кон. XI в.). Помимо него в обители были похоронены такие представители высшей киевской титулованной и нетитулованной знати, как тысяцкий и боярин Ян (Иоанн) Вышатич (в 1106) и его жена Мария (родители прп. Варлаама), сестра Киевского вел. кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха - Евпраксия Всеволодовна (в 1109), минский кн. Глеб Всеславич (в 1119), его жена кнг. Анастасия Ярополковна (в 1158), дочь владимиро-волынского кн. Ярополка (Петра) Изяславича, пожаловавшего Киево-Печерскому монастырю в 1080 г. права на свои доходы в Небльской, Деревской и Луцкой волостях, а также ряд сел «около Киева», в кон. сент. 1143 г.- князь-инок Николай Святоша и др. При изучении Успенского собора археологами было найдено 13 шиферных саркофагов, относящихся к древнерус. периоду. О существовании до 1941 г. еще 2 саркофагов известно по плану М. М. Захарченко. Кроме того, в 1961 г. один саркофаг был найден за Успенским собором. Всего в них были похоронены не менее 9 мужчин, 4 женщин и 4 детей. Число захоронений древнерус. элиты до сер. XIII в., несомненно, было больше ( Холостенко. 1967. С. 58-59; Ibakih Г. Ю., Бaлakih С. А. Apxeoлoriчhi дocлiджehhя Успенського собору у 1998 р.//Apxeoлoriчhi biдkpummя в Ykpaïhi 1997-1998 рр. К., 1998. С. 78-79; Ивакин В. 2008. С. 142). Захоронение вкладчиков практиковалось не только на территории Киево-Печерского мон-ря, Ближних и Дальних пещер, но и в некрополях сел, принадлежавших обители (Древнерус. патерики. 1999. С. 11).

http://pravenc.ru/text/1684519.html

При нем в Печерской лавре видимо было особенное явление в воздушных пространствах, которое поразило современников, к их пользе душевной 204 . Люди, считающие себя умными, смотрят на все легко, пропускают все мимо ушей; но умнее ли они тех, которые назидаются такими явлениями во спасение души своей? В январе 1113 года преподобный игумен Феоктист был посвящен в епископа Черниговского; в Чернигове все были рады тому, потому что предшественник Феоктиста Иоанн долго лежал больной, почему давно не видели архипастырского служения; особенно же радовалась княгиня, так как он ей был духовным отцом 205 . В мае 1115 года святитель был при перенесении мощей святых князей Бориса и Глеба в новый каменный храм, построенный Черниговским князем Олегом 206 . В том же году погребал он сего князя в Черниговском Спасском соборе 207 , а в следующем году княжну инокиню Предславу, сестру Черниговского князя Давида 208 . Князь Давид, кроткий, добрый, благочестивый, служил утешением для добродетельного пастыря. Лишившись (1120 г.) сына Ростислава 209 , благочестивый князь и по любви к сыну и по благоговению к святым князьям Борису и Глебу, из которых последний был соименным ему по крещении, построил близ собора каменный храм в честь святых князей Бориса и Глеба. Блаженный святитель с радостью освятил его 210 . Близкий ко времени князя Давида проповедник Черниговский говорил: «Представлю вам пример не из чужой земли. Давид Святославич ни с кем не заводил вражды. Пусть иной поднимал войну: он останавливал эту войну покорностью; он княжил в великом княжестве, потому что был старший из братьев. Если кто допускал несправедливость в отношении к нему, он все переносил на себе. Целовал ли кому крест? Не изменял слову во всю жизнь. Пусть другой не выполнял слова пред ним: он выполнял свое, – никого не обижал, никому не делал зла. Братья, видя его таким, слушались его, как отца, а повиновались ему, как государю. Мирно было княжение его… Не скажет ли кто-нибудь, что не имел он жены? Нет, он имел детей. Николай Святоша был сын его и еще было двое других.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский КАССИАН (нач. XV в.- после 1471), игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы и Спасо-Каменного в честь Преображения Господня, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) КАССИАН († ок. 1534), игум. Корнилиева Комельского мон-ря, прп. (пам. 16 мая, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МАКАРИЙ (1349 (?) - 25.07.1444 (?)), Желтоводский и Унженский, прп. (пам. 25 июля; 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 7 июня - в Соборе святых Ивановской митрополии, во 2-е воскресенье сент.- в Соборе Нижегородских святых) МОИСЕЙ (Путилов Тимофей Иванович, 1782-1862), схиархим., настоятель Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни, прп. (пам. 16 июня, 11 окт., в Соборе всех святых, в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе Ростово-Ярославких Святых)) НИКОЛАЙ (Святоша, Святослав Давидович; † ок. 1143), прп. (пам. 14 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе святых Брянской митрополии, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Киево-Печерский НИКОН (1352-1426), прп. (пам. 17 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), 2-й игум. Троице-Сергиева мон-ря (1392, 1398 - 17 нояб. 1426) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/2561292.html

Но идут этим путем все по-разному. Как это возможно? Посмотрите на дорогу: можно проехать по-разному, не нарушая правил дорожного движения. Один едет ровно – и слушает громкую музыку. Другой – неопытный водитель – виляет в пределах полосы. Третий говорит по телефону (в наушниках). Четвертого везут на буксире – с соблюдением всех правил. Пятый – едет в автобусе – и тоже ничего не нарушает. И все они доедут, куда нужно. То же самое – и в духовной жизни. Посмотрите: Господь не нарушает ничьей свободы. Один хочет подвизаться в пустыне – идет и становится преподобным. Другой в миру молится так же, как тот в пустыне, и терпит унижение и поношения. Один – Антоний Великий, другой – Андрей Юродивый. Еще один – рождается князем – и не слагает с себя княжество, но старается спастись и в чертогах – и становится Димитрием Донским или Андреем Боголюбским. Другой же убегает от княжества – это Николай Святоша Печерский. Один спасается в святительстве – как Василий Великий, другой бегает святительства – как Иоанн Молчальник, епископ Колонийский. Иной предпочитает одиночество – преподобный Сергий Радонежский, другой, его брат преподобный Феодор, – спасается в общежительном монастыре. Один терпит за Христа невыносимые мучения – как великомученик Георгий, другой внешне живет привольной жизнью – как Симеон Верхотурский. Однако какова бы ни была внешность жития любого святого, жизнь их суть борения, труд и соблазны. Житие их – поединок с грехом, со злой волей ветхого человека и с духами злобы. Мы видим, что Господь оценивает труды каждого совсем не так, как мы, исполняя приснопамятное: «Мои мысли – не ваши мысли…» (Ис. 55: 8). Преподобный Алексий, человек Божий, своим подвигом обрекает на целожизненное мучение свою супругу и родителей – и он угоден Богу. Иоанн Кущник обманом выманивает у родителей деньги на дорогу в монастырь – и Бог его благословляет. Преподобный Сергий Радонежский оказывает непослушание первосвятителю Алексию Московскому – и не погрешает в очах Божиих… Воистину – больше смотрит Господь на сердце человека, чем на то, как он идет по тернистому пути.

http://pravoslavie.ru/65259.html

Князь Константин Святославович Муромский, отец святых князей Михаила и Феодора. † 1129 21 мая; Князь Константин Всеволодович Ярославский, брат святого князя Василия. † 1257 3 июля; Князь Константин Ярославский, живший в начале XIV в., сын святого князя Феодора 19 сентября и 5 марта; Князь Михаил Всеволодович Черниговский. † 1246 (замучен татарами) 20 сентября и 14 февраля; Князь Михаил Муромский, сын святого князя Константина. † 1129 21 мая; Великий Князь Михаил (в схиме Матфей) Ярославович Тверской. † 1318 (замучен татарами) 22 ноября; Великий Князь Мстислав (во крещении Феодор) Киевский, сын Великого Князя Владимира Мономаха . † 1132 15 апреля; Князь Мстислав (во крещении Георгий) Ростиславович Новгородский Храбрый. † 1180 14 июня; Князь Никола Святоша Давидович Черниговский, первый инок из князей. † 1143 14 октября; Равноапостольная Великая Княгиня Ольга, во крещении Елена. † 957 11 июля; Князь Олег (в иночестве Леонтий) Романович Брянский, внук святого Великого Князя Михаила Черниговского. † 1280 20 сентября; Князь Петр (в иночестве Давид) Муромский. † 1228 25 июня; Князь Петр, Царевич Ордынский, Ростовский чудотворец. † 1290 30 июня; Княжна Предислава (в иночестве Евфросиния) Полоцкая. † 1173 23 мая; Князь Роман Глебович Рязанский. † 1207; Князь Роман Олегович Рязанский. † 1270 (замучен татарами) 19 июля; Князь Роман Владимирович Угличский. † 1285 3 февраля; Великий Князь Ростислав (во крещении Михаил) Мстиславович Киевский Набожный (Блаженный). † 1168 14 марта; Великая Княгиня Соломонида (в иночестве схимонахиня София), разведенная супруга Василия III. † 1542 16 декабря; Княгиня Феврония (в иночестве Евфросиния) Муромская. † 1228 25 июня; Князь Ярополк (во крещении Петр) Изяславович Владимиро-Волынский. † 1086 22 ноября и 25 мая; Князь Феодор Фоминский Красивый, из Князей Березуйских (Смоленских). † 1381; Князь Феодор Муромский, живший в XII в., сын святого князя Константина. 21 мая; Князь Феодор Ярославович Новгородский Чермный, брат святого Великого Князя Александра Невского. † 1233 5 июня;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

…моего житья на воле…— текст в дальнейшем сверен по сохранившимся листам цензурной рукописи до слов, «жгучих сил молодости». 213 …о нас правительства…— в рукописи: «милосердия». 214 Рекогносцировка — разведка. 215 «Цыгане вольною толпой…» — перефразированное начало поэмы А. С. Пушкина «Цыгане» (1824). 216 …где опочили Антоний, Нестор и Никола-князь…— Антоний Печерский (ум. в 1073 г.) — один из зачинателей русского монашества. Его мощи хранятся в Киево-Печерской лавре. Нестор — древнерусский писатель XI — начала XII века. Около 1074–1078 годов постригся в монахи Киево-Печерского монастыря, являвшегося одним из центров древнерусской культуры. Написал «Чтение о князьях Борисе и Глебе», в которых выступает против феодальных распрей князей, разорявших страну, против попыток Византии подчинить своему влиянию Русь. Этой же мыслью проникнуто «Житие Феодосия», одного из основателей Печерского монастыря. Большинство историков считает Нестора составителем выдающегося памятника древнерусского летописания — «Повести временных лет», возникшей в начале XII века. Нестор похоронен в Киево-Печерском монастыре. — Николай Святоша, преподобный князь Черниговский, умер в 1143 году. Монашеская жизнь его и благочестивые подвиги описаны в Послании Симона к Поликарпу (см. М. Викторова, Киево-Печерский патерик, Киев, 1870, стр. 43–51). 217 «Вместе мокли и вместе сохли» — в печатном тексте вместо слов «вместе сохли» было: «все сохли». Исправлено по рукописи. 218 А. Паула Монти — найти сведения об А. Пауле Монти и ее портрете не удалось. О ней же Лесков упоминает в повести «Островитяне» (см. т. 3 наст. изд.). 219 Гольдсмит, Оливер (1728–1774) — английский писатель, более всего известен как автор «Векфильдского священника» (1766) Этот роман переведен на все европейские языки. В 1846 году в переводе Я. Герда он был издан в Петербурге. Устами сельского священника, честного и высококультурного человека, обрабатывающего свой клочок земли, Гольдсмит в романе утверждает, что только трудовая жизнь на лоне природы достойна добродетельного человека. Подвергаясь издевательствам со стороны сквайра (помещика), священник не зовет к борьбе, а надеется на милосердие и справедливость неба. 220

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

составитель Л.В.Филимонова Скачать epub pdf Предисловие Список святых жен с именем Анна открывают святая пророчица Анна, мать пророка Самуила, и святая праведная Анна Пророчица, дочь Фануила, из колена Асирова. О первой из них мы узнаем из Ветхого Завета, о второй – из Нового Завета. Имя Анна носила и святая родительница Божественной Отроковицы, которая была особенно почитаема на Руси с древнейших времен. Во имя ее было построено большое количество церквей и создано множество монастырей. Почти все канонизированные жены Древней Руси – княгини. На них с первых веков христианства в Русской земле Промысл Божий наложил особый подвиг – явить своим сестрам образцы христианской женственности, стоять светильником горящим и светящим ( Ин. 5, 35 ), свечой на подсвечнике и светить всем в доме (см.: Мф. 5, 15 ). Для X – первой половины XVI века содержанием женского религиозно-нравственного идеала является идея целомудренного брака в соединении с идеей сослужения во власти. Идея о неразрывной связи святости брака и сакральной царской власти стала сутью женского религиозно-нравственного идеала с середины XVI – первой четверти XVII века. Эта идея послужила основой для жития преподобной княгини Анны Кашинской. В Житии образ святой княгини Анны Кашинской отражает исповеднический подвиг ее супруга князя Михаила Александровича и иноческое служение, сопряженное с политическим наставничеством сыновей. Благоверные княгини Руси, овдовев, не выходили замуж во второй раз, хотя Церковь не запрещала второй брак. Монашеский постриг – обручение Небесному Жениху – стал путем, который наиболее соответствовал идеалу жизни вдовы. Поэтому постриг вдов в княжеской и боярской среде стал почти правилом. Церковь украшала монашеским чином завершенный подвиг супружеской жизни. Русскому народу княгини-инокини являли пример достойного завершения единобрачия. Из истории Церкви на Руси явствует, что из княжеских родов женщины прежде мужчин принимали на себя иго иночества. Прежде всех приняла постриг супруга великого князя Ярослава – Ирина, в иночестве святая Анна. Второй инокиней, и первой девственницей из княжеского рода, была блаженная Анна, дочь Всеволода. Она приняла постриг в 1086 году, тогда как первым добровольным иноком из князей был святой Николай Святоша, поступивший в иноческую обитель в 1106 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Успокоенный этими словами, Мономах решился написать своим сыновьям поучение, выразив в нем ту самую мысль, какая содержится в прочитанном им псалме (41-м), а именно, что человек должен всегда идти путем правым и во всем полагаться на одного Бога, который не даст погибнуть творящему Его волю 51 . Вместе с «домом Владимира» замечательным очагом христианского благочестия была тогда Киево-Печерская обитель, сиявшая такими подвижниками, как Антоний великий († 1073 г.), положивший начало отшельничеству в России, Варлаам, сын боярина, покинувший богатый дом, семью, блеск мирской для спасения души, знаменитый Феодосий, основатель общежительного Киево-Печерского монастыря (в 1062 г.). Нестор летописец , Иоанн многострадальный, Моисей Угрин, второй Иосиф по целомудрию. Никола Святоша (Святослав), сын Черниговского князя Давида Святославича, и множество других. Одни из них отличались дивным терпением и самоотвержением, глубоким смирением, кротостью, целомудрием, воздержанием, нежною христианскою любовью и милосердием к нуждающимся в телесной и душевной помощи; другие – прилежным изучением Св. Писания 52 и постоянным применением слова Божия к жизни или усердным списыванием св. книг на пользу ближних; третьи, наконец, славились силою веры и молитвы, дарами прозорливости, исцелений, чудотворений. В начале XII века, когда число иноков простиралось до 180, было между ними тридцать, которые имели силу одним словом изгонять бесов 53 . Иноки киевопечерские пользовались общим и высоким уважением, – и не напрасно. Представляя собою живой пример христианских добродетелей, они были наставниками князей и народа, безбоязненно обличая пороки и преступления времени, невзирая на лица, и на могущие возникнуть для обличителей тяжёлые последствия. Так, игумен Иоанн, обличавший великого князя Святополка II за ненасытимое корыстолюбие и притеснение подданных, заключён был в темницу. Иные принимали предлагаемые им епископские кафедры, открывавшие им более обширное поприще для христианской деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

А старшие имели любовь к младшим, наставляя их, как детей любезных. Если кто падал в некое согрешение, утешали его; и трое или четверо по любви делили эпитимию одного. Если брат выходил из монастыря, вся братия скорбела о том, посылали за ним и просили возвратиться в монастырь. И когда приходил, все шли к игумену, кланялись и умоляли игумена. И потом с радостью принимали брата. Такова была божественная любовь, таковы смирение и воздержание в святой братии. Они и по смерти сияют, как неугасающая свеща, различными чудесами и молят Бога». Нами приводился любящий сыновний отзыв о Печерской обители Св. Симона, епископа Владимирского. Ранее поминались отдельные подвижники Печерские. Укажем также на: Пр. Дамиана, постника и молитвенника. Когда в обитель приходили больные, то Пр. Феодосий повелевал Дамиану сотворить молитву над ними, тот совершал молитву, помазывал елеем, и приходившие получали исцеление. Пр. Марк, живя в пещере, своими руками выкопал много пещер; на своих плечах носил он землю, день и ночь трудясь для дела Божия. Прпп. Спиридон и Никодим занимались 30 лет печением просфор, и угодили Господу. Первый в немолодых годах научился грамоте и поставил себе за правило – всякий день прочитывать всю псалтирь. Пр. Прохор лебедник, питавшийся просфорой и хлебом из лебеды. Во время голода он кормил народ таким хлебом и солью из золы. Пр. Пимен Многоболезненный, никогда не роптавший и перед самой смертью освобожденный от страданий. Пр. Феофил, не видавший 12 лет солнца в пещере, плакавший день и ночь. Пр. Агапит, безмездный врач. Пр. Алипий (Алимпий) иконописец, отличавшийся смирением, незлобием, терпением, исцелявший помазанием краски. Упоминались выше Преподобные: Нестор, Исаакий, Никита, Никола Святоша, мученик Кукша. Велик сонм святых печерских, почивавших в Ближней или Антониевой пещере и в Дальней или Феодосиевой пещере. Как уже кратко упоминалось, Печерский мон. сделался образцом для всех других обителей и получил огромное влияние на всю русскую религиозность. Из него аскетическая настроенность распространялась в обществе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Из числа князей, принявших монашество, известны двое: Святослав, в иночестве Николай Святоша, сын черниговского князя Давида, раздавший все свое имение нищим и с величайшим смирением и мужеством в продолжение многих лет (1107–1143) подвизавшийся в Киево-Печерской обители, и святой Игорь (схимник), другой князь из рода черниговских, потерпевший (1146) мученическую смерть от киевлян. Не упоминаем о несчастном сыне равноапостольного Владимира Судиславе, который после двадцатичетырехлетнего заключения в темнице, будучи освобожден из нее в 1059 г. своими племянниками, сделался чернецом едва ли по доброй воле . Из числа княгинь-инокинь известны: а) две дочери великого князя Всеволода — Анна, или Янка, управлявшая основанною им (1086) женскою обителию, и Евпраксия, принявшая пострижение в 1106 г.; б) дочь великого князя Святослава Преслава, скончавшаяся в 1116 г., и в) две дочери Владимира Мономаха: Евфимия, бывшая в супружестве за королем венгерским Коломаном и скончавшаяся в 1138 г. монахинею, и Мария, бывшая в супружестве за греческим царевичем Леоном и скончавшаяся инокинею в 1146 г. Отправляясь в поход против неверных, князья обыкновенно призывали себе на помощь Бога и в случае победы над врагами приносили Ему благодарение. В 1068 г. три брата Ярославичи: Изяслав, Святослав и Всеволод, выступая против половцев, приходили в пещеру к преподобному Антонию просить его благословения и молитв. В 1103 г., собираясь на тех же половцев, князья и все воины единодушно молили Бога «и обеты вдаяху Богу и Матери Его, ов кутьею, ов же милостынею убогим, инии же монастырем требованья». В 1107 г. великий князь Святополк, одолев половцев, пришел в Печерский монастырь к заутрени, и братия с великою радостию приветствовали его с победою над неверными по молитвам Богородицы и преподобного Феодосия. Тот же Святополк вообще имел обычай пред отправлением на войну или еще куда-либо молиться у гроба преподобного Феодосия и брать благословение у печерского игумена. В 1111 г. во время знаменитого похода наших князей в землю половецкую они торжественно целовали крест, возлагая свою надежду на Бога и Его Пречистую Матерь, а князь Владимир Мономах повелел еще своим священникам ехать пред полками и петь тропари и кондаки Честному Кресту и канон Богородице.

http://sedmitza.ru/lib/text/435822/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010