40 . ОР РНБ. Ф. 253. Оп. 1. Д. 308. 1 л. Дмитриевский Алексей Афанасьевич , его 1 письмо Карабинову Ивану Алексеевичу . 41 . ОР РНБ. Ф. 253. Оп. 1. Д. 616. 1л. Письмо архиеп. Сергия (Страгородского) к А.А. Дмитриевскому . 42 . ОРРНБ. Ф. 573. Оп. 1 Д. 910. 1л. Список выпускников СПбДА 1903 года. 43 . Отчет о деятельности Русского археологического института в Константинополе в 1904 году//Известие РАИК в 16 т. Т. 13 44 . Отчет о состоянии Императорской С.-Петербургской духовной академии за 1914 г. СПб.: Типография М. Меркушева, 1915. 63 с. 45 . Отчет о состоянии Императорской С.-Петербургской духовной академии за 1914 г. СПб.: Типография М. Меркушева, 1916. 62 с. 46 . Отчет о состоянии С.-Петербургского Археологического Института в 1902–1903 учебный год//Вестник археологии и истории. 1904. Вып. XVI. С. XXXI. 47 . Отчет о состоянии СПбДА за 1903 г. СПб.: Типография М. Меркушева, 1904. 42 с. 48 . Отчет о состоянии СПбДА за 1903 г. СПб.: Типография М. Меркушева, 1905. 43 с. 49 . Отчет о состоянии СПбДА за 1903 г. СПб.: Типография М. Меркушева, 1909. 51 с. 50 . Отчет о состоянии СПбДА за 1903 г. СПб.: Типография М. Меркушева, 1910. 44 с. 51 . Отчет о состоянии СПбДА за 1903 г. СПб.: Типография М. Меркушева, 1911. 52 с. 52 . Памятная книжка С.-Петербургской духовной академии на 1909/1910 учебный год. СПб.: Типография И.В. Леонтьева, 1909. 78 с. 53 . Памятная книжка С.-Петербургской духовной академии на 1909/1910 учебный год. СПб.: Типография И.В. Леонтьева, 1913. 57 с. 54 . Пивоварова Н. В. Забытые имена в русской церковной археологии И. А. Карабинов и Н. В. Малицкий//Искусство христианского мира: Сборник статей. Вып. 8. М.: Изд-во ПСТБИ, 2004. С. 426–437. 55 . Пивоварова Н. В. Н. В. Покровский : личность, научное наследие, архив//Мир русской византинистики. Материалы архивов Санкт-Петербурга. Под. ред. И. П. Медведева. Спб., 2004. 56 . Православная энциклопедия. Т.4. М., 2009. С. 588–589. 57 . Профессор Николай Васильевич Покровский , директор Императорского археологического института. 1874–1909. Краткий очерк учебной деятельности. СПб., 1909. С. 22–38.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Первоначальное образование и. А. Карабинов получил в Суздальском духовном училище, которое окончил в 1893 г. по первому разряду. За хорошие успехи и отличное поведение он был награжден 10 рублями процентных денег с капитала В. Я. Менци, бывшего почетного блюстителя училища и коллежского советника 5 . Окончив Суздальское училище, он был зачислен во Владимирскую духовную семинарию, которую также окончил по первому разряду в 1899 г. 6 После окончания духовной семинарии И.А. Карабинов , успешно пройдя испытания, был принят на казенный счет в Санкт-Петербургскую духовную академию. В академии его учителем стал заслуженный ординарный профессор кафедры церковной археологии и литургики СПбДА Николай Васильевич Покровский (1848–1917) 7 . Он являлся научным руководителем И. А. Карабинова при написании кандидатского сочинения и магистерской работы, был его преподавателем как в СПбДА, так и в Археологическом институте Санкт-Петербурга, о чем еще будет сказано ниже. Правда, в воспоминаниях О. И. Карабиновой «учителем-преподавателем» Ивана Алексеевича значится проф. Дмитрий Павлович Митров, но из контекста письма трудно сказать, в каком именно смысле он упоминается в данном статусе 8 . В 1902 г. на соискание ученой степени кандидата богословия Иван Карабинов выбрал одну из тем, предложенных проф. Н. В. Покровским , под названием «Происхождение и состав Постой Триоди» 9 . После написания сочинения проф. Н. В. Покровский составил на него положительный отзыв, а в 1904 г. работа была удостоена премии действительного статского советника в размере 150 рублей 10 . В списках о переводе на следующий курс И. А. Карабинов всегда числился в первой тройке по успеваемости наряду с Б. В. Титлиновым и А. И. Аргентовым. В конце IV курса трое вышеуказанных студентов получили Макариевскую премию за высший общий балл по семестровым сочинениям за все четыре года обучения 11 . Так же И. А. Карабинов имел хорошую подготовку по различным языкам в числе которых были греческий, немецкий, латинский и французский языки 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

С таким в общих чертах устройством братская школа в г. Верном и при ней приют на десять воспитанников, – детей новокрещенных калмыков, были открыты, с разрешения местного военного губернатора и с благословения преосвященного туркестанского, покойного Софонии, в воскресенье 15 сентября 1874 г. На предшествовавшем к открытию школы и приюта молебне, отслуженном протоиереем Путинцевым, кроме военного начальства области и членов братства, участвовали и многие новокрещенные калмыки. О внутренней жизни этой школы и приюта, со времени их открытия до настоящего времени, мы не можем ничего сказать по неимению сведений. Нам известно только, что на публичном экзамене происходившем 6 июня 1875 г. в этой школе в присутствии военного губернатора области, успехи учеников по всем преподаваемым в школе предметам оказались не только вполне удовлетворительными, но даже превзошли всякие ожидания. И совет братства не раз убеждался в течении этого года в весьма успешном ходе учебных занятий в школе. 73 Затем, в конце 1878 г., когда нам пришлось быть в г. Верном и говорить о миссионерском деле с преосвященным Александром, мы услышали от нею грустное заявление, что он, по приезде в г. Верный, школы уже не застал, а братство нашел только на бумаге. Так скоропреходяще все земное! VIII. Заключение Мы видели, в каком положении находились новокрещенные эмигранты, когда среди них жил и действовал о. Покровский. Положение это мы изобразили на основании корреспонденций, писанных самим же о. Покровским. Чтобы кому-нибудь не показалось, что о. Покровский, пиша о себе, естественно не мог говорить не в свою пользу, мы приводим здесь вполне подтверждающее все вышеписанное, заявление лица совершенно постороннего для этого дела, полковника Н. Фридерикса, командированного в Семиречье из Ташкента с официальными поручениями и прожившего в Семиречье ¾ года: почти все лето, осень и зиму. В такой значительный период времени он познакомился хорошо с краем и, заинтересованный Семиречьем, записал свои впечатления в памятную книжку, которую потом и напечатал в Туркестанских ведомостях (1874 г. 24) под заглавием: «Несколько заметок о Семиреченской области». Вот отрывки из этих заметок:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

1440 Agincourt, XII, 19. Roller, LXIV, 1. Garrucci, LXXXIII, 1. Kraus. R. E., II, 209, Fig. 90. I, 357. Lefort, p. 55. Фреска III в. истолковывается различно; но общий тип изображения сходен с тем, о котором мы говорим. Ср. у Гарруччи изображение на одном из стеклянных сосудов: tav. CLXXXVII, 4; также LXXXII, 1; CCCXXV, 1; CCCXXIX, 2; CCCXLI, 3; CCCXLIII, 1; CDXL, 1; CCXXXIV, 1; CCCXXXI, 2; CCCXXXVI, 1 и 4; CCCXLII, 1. 1441 Garrucci, LVIII, 1. Фреска IV-V вв. Lefort, р. 87; ср. Garrucci, CCCXXIV, 1; CCCXXVI-CCCXXVIII и др. 1443 Rossi, R. S., t. III. tav. LI. Garrucci, LXXXV, 1. Kraus. R. E., II, 23, Fig. 21. Фреска VII в. Lefort, p. 92. 1453 Для истории Софии, на наш взгляд, важна следующая, доселе не принятая в соображение и не изданная миниатюра в барбериновой псалтири: трон с византийской подушкой и подножием; на нем юная женоподобная фигура с распущенными волосами, в багряном раззолоченном далматике, украшенном золотым лором с драгоценными камнями, на голове золотая диадема, в левой руке свиток Это – βασιλεα τν χριστιανν. Ср. изображение Софии в виде ангела с чашей в руке в солетской церкви Св. Стефана (Bullet. de corresp. hellénique, VIII, 1884: Peintures byz., p. 264–281) и известное изображ. александр. катакомб. 1462 О ней: Martigny, Étude archéol. sur l’agneau et le bon pasteur. Mâcon, I860. H. Покровский, Добрый пастырь в древне-христ. иск. Христ. чт., 1878, 11–12. R. Grousset, Le bon pasteur et les scènes pastorales dans la sculpt. funerairc des chr. Mélanges d’arhéol. et d’hist., 1885, p. 161 sq. R. de Fleury, pl. LXI-LXII. Kraus, R. E., II, 588–595. H. Heinr. Bergner, Der gute Hirt in d. altchr. Kunst. Berlin, 1890. Указатель скульптурных памятников с этим изображением в латер. музее: Ficker, 103, 105, 9, 66, 109, 110, 118, 128, 144, 150, 163, 181, 201, 224; фрески там же X, XX, XXVII, LVI, LVII. De Rossi, Una statua del pastor buono a Constantinop. Bulletino, 1869, p. 47. Снимки с моз. Галлы Плакиды у Рихтера, Гарруччи, Смита и в наш. соч. о Стр. суде; ср. подражание кн. Гагарина, pl. 19.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

писания на греческий язык при Птоломее Филадельфе, след. задолго до построения Порциевой базилики в Риме. На это свидетельство стоит обратить внимание особенно потому, что оно принадлежит писателю, который был знатоком древностей как классических, так и еврейских и египетских, и который, называя упомянутое здание базиликой, мог иметь к тому важные оснований. Тем не менее на особенно важном значении этого свидетельства едва ли можно настаивать, да и сам Крейзер такого значения ему не придает. Гораздо важнее талмудическое известие об александрийской синагоге, построенной при Птоломее Филометоре современнике Катона и имевшей устройство до такой степени сходное с базиличным, что составители талмуда для обозначения ее особенностей пользуются чуждым для них названием «базилика». Против этого известия особенно сильно и вооружается г. Покровский при содействии Мессмера и Веингертнера, который, не смотря на то, что сам ранее указывал образцы базиличной системы построек в Египте, в вопросе об александрийской синагоге выступил против Крейзера. Стараясь подорвать силу указанного известия г. Покровский, как и упомянутые авторы, утверждает, во-первых, что источник, из которого оно заимствуется, – талмуд крайне ненадежен, так как редактирован в позднее время и заключает в себе предания, тенденциозно изменяющиеся по требованию обстоятельств, что поэтому название «базилика», прилагаемое здесь к иудейской синагоге, едва ли может ручаться за то, что это действительно была базилика. Во-вторых, он доказывает, что если это и действительно были базилика; то она построена была не ранее Порциевой в Риме, а позднее на 22 г. и следовательно не могла иметь влияния на происхождение последней. Оба эти возражения могут показаться довольно сильными только при поверхностном взгляде; на самом же деле, по нашему мнению, не могут подорвать высказанного выше положения. Талмуд источник действительно не надежный, если пользоваться им без критики, но не может быть назван совершенно не имеющим значения особенно в таком вопросе, как вопрос о форме александрийской синагоги.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Таким образом накопилось довольно значительное количество книг, брошюр и журнальных статей, специально посвященных этому вопросу, или более или менее близко к нему относящихся. Вследствие этого новейшие авторы, прежде чем перейти к исследованию самого вопроса, делают обыкновенно обзор литературы, к нему относящейся. Так поступил например Штоккбауэр в своем исследовании: «Христианское церковное зодчество в первые шесть веков», вышедшем в 1874 г. Тоже делаете и г. Покровский. Во введении после общего указания на «две крайности в воззрениях ученых археологов и архитекторов», из коих одни производят христианские базилики прямо от классических зданий, храмов или базилик, другие же считают их вполне самобытным явлением, автор делает довольно обстоятельный обзор сочинений по данному вопросу, излагая содержание важнейших из них, именно Цестермана, Крейзера, Ульриха, Мессмера, Вейнгертнера, Ребера и Мотеса. Обзор этот, бесспорно, очень интересен и весьма уместен здесь, но он конечно имел бы более ценности, если бы при изложении содержания некоторых очень важных сочинений менее обращаемо было внимания на Штоккбауэра, который излагает их не довольно полно, а по местами и неверно, и если бы кроме того обзор Штоккбауэра был дополнен изложением сочинения этого автора и некоторых других, писавших позднее. Вообще обзор г. Покровского не полнее обзора, сделанного немецким ученым, если не считать перечня сочинений второстепенных, которыми пользовался автор и довольно пространного отчета о моих статьях, помещенных в Православном Собеседнике. В перечне г. Покровский перечисляет довольно значительное количество сочинений, старых и новых, преимущественно латинских и немецких, бывших для него полезными, но далеко не все из тех, которые могли бы быть для него более других полезны. Так он не упоминает об очень важных сочинениях гр. Вогюэ: «Центральная Сирия» и «О церквах святой земли»; не упоминает также о последнем сочинении по данному вопросу Рихтера, заглавие которого выписано в начале нашей статьи и которое мы намерены, разобрать здесь же потому, что в нем затрагиваются, те именно стороны интересующего нас вопроса, которые г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Ясно, что в Греции таких зданий вовсе не было. Г. Покровский это молчание Витрувия о греческих базиликах, и в частности молчание его, относительно предполагаемого им заимствования римских базилик из Греции, старается объяснить тем, что Витрувий был римлянин и следов. не хотел говорить об этом из национального самолюбия. Однако же достаточно просмотреть хотя бы поверхностно книгу Витрувия, чтобы убедиться, что он был совершенно чужд этого недостатка; он везде с величайшим уважением относится к грекам, как к художникам, называет их «великими архитекторами», а потом и прямо говорит о многих архитектурных формах, как заимствованных из Греции. Вообще молчание Витрувия для вопроса о греческих базиликах имеет большое значение. В виду этого молчания существование базилик в Греции, по крайней мере в до императорский период, нельзя считать доказанным, и даже более: можно прямо утверждать, что базилик в Греции не было; следов. римляне не могли их оттуда заимствовать. Откуда же в таком случае произошла римская базилика? Г. Покровский совершенно не упоминает здесь о мнении тех археологов и особенно Крейзера, которые указывают прототип римских базилик в Египте. Это вероятно потому, что у него была уже речь об этом выше по поводу вопроса о происхождении христианских храмов от еврейских синагог. Там он старался опровергнуть это мнение, но мы не думаем, что опроверг. Мы также упоминали о нем, но не входили в его рассмотрение и нам кажется, .что здесь именно заняться этим весьма уместно. Если существование образцов для римской базилики в Греции не доказано, то существование их в Египте можно считать вполне вероятным. В доказательство последнего Веингертнер еще прежде Крейзера указывал межу прочим на храм в Карнаке, где к освещению и покрытию никоторых зал применена базиличная система, состоящая в приподнятии среднего корабля 19 . Но особенно внимательно отыскивал базилику в Египте Крейзер. В подтверждение своего мнения о существовании их там с давнего времени он ссылается прежде всего на свидетельство Иеронима, который называет базиликой то здание, в котором собирались переводчики св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Понятно, что новый виток травли был щедро проплачен. В откровенном разговоре со Спиридовичем редактор одной из газет сделал следующее признание: «Наше дело репортерское, нам тоже есть хочется. Да потом, скрывать не стану, нашу газету поддерживает ставка [ т. е. Вел. князь Николай Николаевич - сост. ]. Хозяину [ газеты ] нечего бояться». 109 В 1915 г., как и прежде, продолжал с особым усердием изощряться корреспондент газеты «Петербургский курьер», крещеный еврей Вениамин Борисович Дувидзон (он же «Вениамин Борисов», он же «Паганини» - прим. О. А. Платонова). В серии статей под общим названием «Житие старца Распутина» он постарался придать облику сибирского крестьянина самый омерзительный вид. Мало сказать, что он лгал. Но он лгал нагло, беззастенчиво, не гнушаясь отвратительной похабщины: «Нарочито неряшливо ест руками за общим столом в аристократических домах и дает облизывать свои засаленные пальцы высокопоставленным поклонникам. «Смирись, смирись, графинюшка - говорит он - Смирением одолеешь беса. Ну-ка пальцы-то у меня данные от варенья твово слижь, будь другом». И графиня в присутствии многочисленной челяди обслуживала пальцы старца». 110 Труды Дувидзона были перепечатаны «Сибирской торговой газетой» со ссылкой на «Биржевые ведомости». Полное отсутствие чувства меры зарвавшегося репортера привело к тому, что в публикациях были затронуты лица высокопоставленные, в частности Тобольский губернатор Станкевич, который, хотя сам и не любил Распутина, все же в ответ на явную ложь газетных публикаций вынужден был дать в той же «Сибирской торговой газете» опровержение: «Опровержение господина тобольского губернатора. В 225 второго издания газеты «Биржевые ведомости» в статье «житие старца Распутина» допущен ряд неверных сведений, а также вымыслов: 1. Крестьянин села Покровского Тюменского уезда Григорий Ефимович Распутин никогда на обед к губернатору ни один, ни с кем-либо не приглашался; за последние три с половиной года был в губернаторском доме один раз на приеме по делам крестьян села Покровского.

http://ruskline.ru/analitika/2013/06/05/...

Китайские эмигранты в Семиреченской области Туркестанского края и распространение среди них православного христианства Источник В конце 1877 года мы познакомились с священником госпитальной церкви города Ташкента, Вас. Гавр. Покровским и из его рассказов о своем пребывании и службе в Семиречье узнали о разных сторонах жизни китайских эмигрантов, выселившихся в 1867 году в Семиреченскую область из При-Илийской окраины китайских владений и принявших в Семиречье св. крещение по обряду православной русской церкви. 1 Заинтересовавшись сообщенными нам о. Покровским сведениями о новокрещенных китайских эмигрантах, мы просили его изложить на бумаге воспоминания о своей миссионерской деятельности и напечатать их к общему сведению всех интересующихся миссионерским делом в нашем отечестве. – О. Покровский предложил исполнить это нам и с обязательностью человека, глубоко заинтересованного религиозно-нравственным состоянием бывших своих пасомых – новокрещенных инородцев, представил в полное наше распоряжение все свои корреспонденции, какие он в разное время, на досуге, писал из Сарканского выселка и помещал в Туркестанских ведомостях за 1871–1875 годы. Кроме печатных корреспонденций своих, о. Покровский вручил нам копию с представленной им в октябре 1872 года туркестанскому преосвященному, покойному Софонии, докладной записки о миссионерском деле в Сарканском выселке среди китайских эмигрантов и несколько писем, писанных к нему уже в Ташкент бывшими его учениками из новокрещенных по Сарканской школе. С полною признательностью к о. Покровскому мы приняли доставленные им материалы и решили привести сообщаемые в них сведения в систему и дополнить их некоторыми другими сведениями из печатных и рукописных источников, какие было можно достать в Ташкенте, и из личных своих расследований на месте, в Семиречье. – Весь собранный нами материал мы изложили в предлагаемом вниманию читателей кратком очерке, за составление которого мы тем с большею охотою взялись, что корреспонденции о. Покровского разбросаны по мало распространенной газеты за целые пять лет и потому не представляют ничего цельного, а между тем сообщаемые в них сведения чрезвычайно любопытны и должны иметь свою цену в глазах каждого интересующегося современным состоянием отечественной церкви в Семиречье, как единственный пока материал для уяснения себе недавно совершившегося обращения, разноплеменных китайских эмигрантов к православной русской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Один молодой человек-эмигрант, бывший ученик школы и служивший потом помощником заведующего школою, священника о. Покровского, женился в 1870 году на русской девушке и этот первый брак, не бывалый в Саркане, был отпразднован пиром, в котором принимали участие эмигранты и русские. 50 Калмыки и по прибытии в Саркан думали было остаться верными своему кочевому образу жизни и взялись было по прежнему за скотоводство, но новые условия жизни их в новой стране повлияли и на них благотворно: в 1870–71 г. и калмыки, по примеру даур-солонов и сибо, принялись за обработку земли, – занялись хлебопашеством и огородничеством. На своих огородах калмыки сеют тыкву-горлянку, кольбарию, баклажаны, кукурузу, фасоль, стручковый перец, а с 1875 года начали разводить ягоду хуань-гуня, имеющую приятный кисловатый вкус, а из растений клещевину, зерна которой дают масло, а стебли идут на топливо. В садоводстве калмыки также не отстают от даур-солонов и сибо и с большим успехом разводят в своих садах яблони и урюковые деревья. – Кроме плодовых деревьев калмыки тщательно разводят кайрагач (вяз) и в очень большем количестве. Хлебопашеству калмыки придают такое большое значение, что все лето проводят на своих пашнях, оставляя на это время пустыми свои дома. Из ремесел среди калмыков распространено пока одно сапожное, которое исполняется у них исключительно женщинами и притом весьма оригинально. – Сапожных колодок калмычки-сапожницы не имеют и кроме того шьют сапоги швами наружу и, надо отдать им справедливость, – шьют очень прочно. Когда сапоги бывают готовы, то для того, – чтобы придать им соответствующую ноге форму и сохранись эту форму на более или менее продолжительное время. Калмычки, набивают сапоги глиною и, придав им известную форму, оставляют сохнуть, после чего глина высыпается из сапога, получившего уже форму ноги. Кроме сапожного ремесла калмычки хорошо владеют вышиванием, которым они пользуются при отделке верхней своей одежды. Подобно даур-солонам и сибо, и калмыки начинают сближаться с русскими и заимствовать у них форму жизни, но им дается это труднее, потому что прежний кочевой их быт слишком много отличается от оседлого земледельческого быта русских. В этом отношении можно указать на то, между прочим, что калмыки до сих пор никак не могут помириться с способом перевозки тяжестей на телегах: привыкши обходиться до переселения в Семиречье без всяких телег, они и с поселением в Саркане, продолжают возить все – и хлеб и топливо (курай – сухая трава) на спинах своих быков. 51 IV. Православно-миссионерская деятельность сарканских священников – оо. Чернявского и Покровского среди эмигрантов

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010