(Кроме денег, монастырского имущества и припасов, немцы забрали две драгоценные вещи: письмо Св. Василия и золотую ложечку, из которой веками причащали английских королей во время коронования. 1 мая Острог был вновь ограблен немецкими солдатами, а 4 мая итальянцами.) Из Сараево сербский патриарх был переведён в Белград, где с 1 по 5 мая 1941г. провёл в тюрьме бывшего окружного суда на Александровой улице. После немцы перевели его в монастырь Раковицу, а затем в монастырь Войловицу в Панчево, где содержали вместе со святителем Жичским Николаем (Велимировичем) под сильной стражей. В тюрьме патриарх и жичский епископ отвергли все предложения нацистов о " сотрудничестве " . В середине сентября 1944г. Гавриил (Дожич) и Николай (Велимирович) переведены в зловещий лагерь Дахау. Потом их переводили из лагеря в лагерь, держали запертыми в подвале одной венской гостиницы во время самой страшной союзнической бомбардировки Вены. Свободу патриарх встретил 8 мая 1945г. в местечке Кицбил, в Тироле. Патриарх Гавриил не мог сразу после освобождения вернуться в отечество, власть в котором захватили богоборцы-коммунисты. Только 14 ноября 1946г. он смог вернуться в новую Югославию. Вне своей страны остались епископ Жичский Свт. Николай (Велимирович) и епископ Далматинский Ириней (Джорджевич). Сразу по возвращению сербский патриарх столкнулся с ужасающем положением Сербской Церкви и её верных чад, которое им создали титовцы. Патриарх пытался сделать все, что было в его силах, чтобы облегчить тяжелое состояние своей паствы при режиме Иосифа Броза. Об этом свидетельствуют его потрясающие письма югославскому диктатору. Патриарх Сербский Гавриил (Дожич) умер 7 мая 1950г. в Белграде и похоронен в Белградском соборе. Библиография: 1. о. Велибор Джомич " Мучеништво Српског Nampujapxa " , Кральево, 1997г. 2. Александар Стаматовин " Кратка ucmopuja мumponoлuje Црногорско-приморске (1219-1999) " , Цетинье, 1999г., с.52-53, 61-62, 64. 3. Календар Српске Православне Nampujaшuje " Црква " . Београд, 1996г., с.42.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

† Митрополит Нигерийский Александр † Митрополит Трипольский Феофилакт † Митрополит Мыса Доброй Надежды Сергий † Митрополит Киринский Афанасий † Митрополит Карфагенский Алексий † Митрополит Мванский Иероним † Митрополит Гвинейский Георгий † Митрополит Ермупольский Николай † Митрополит Иринупольский Димитрий † Митрополит Йоханнесбургский и Преторийский Дамаскин † Митрополит Аккрский Наркисс † Митрополит Птолемейский Эммануил † Митрополит Камерунский Григорий † Митрополит Мемфийский Никодим † Митрополит Катангский Мелетий † Епископ Бразавильский и Габонский Пантелеимон † Епископ Бурундийский и Руандский Иннокентий † Епископ Мозамбикский Хризостом † Епископ Ниерский и Кенийских гор Неофит ДЕЛЕГАЦИЯ ИЕРУСАЛИМСКОГО ПАТРИАРХАТА † Митрополит Филадельфийский Венедикт † Архиепископ Константинский Аристарх, Старец-Архиграмматевс † Архиепископ Иорданский Феофилакт † Архиепископ Амфидонский Нектарий † Архиепископ Пелльский Филумен ДЕЛЕГАЦИЯ СЕРБСКОЙ ЦЕРКВИ † Архиепископ Охридский и Митрополит Скопийский Иоанн † Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий † Митрополит Загребский и Люблянский Порфирий † Епископ Сремский Василий † Епископ Будимский Лукиан † Епископ Новограчаницкий Лонгин † Епископ Бачский Ириней † Епископ Зворницкий и Тузлинский Хризостом † Епископ Жичский Иустин † Епископ Враньский Пахомий † Епископ Шумадийский Иоанн † Епископ Браничевский Игнатий † Епископ Далматинский Фотий † Епископ Бихачский и Петровацкий Хризостом † Епископ Никшичский и Будимлянский Иоанникий † Епископ Захумский и Герцеговинский Григорий † Епископ Вальевский Милутин † Епископ в Западной Америке Максим † Епископ в Австралии и Новой Зеландии Ириней † Епископ Крушевачский Давид † Епископ Славонский Иоанн † Епископ в Австрии и Швейцарии Андрей † Епископ Франкфуртский и в Германии Сергий † Епископ Тимокский Иларион ДЕЛЕГАЦИЯ РУМЫНСКОЙ ЦЕРКВИ † Архиепископ Ясский и Митрополит Молдавский и Буковинский Феофан † Архиепископ Сибиуский и Митрополит Трансильванский Лаврентий † Архиепископ Вадский, Фелеакский и Клужский и Митрополит Клужский, Албийский, Крисанский и Марамурешский Андрей

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/avto...

Николай (Велимирович), еп. Жичский. Фотография. 30-е гг. XX в. Николай (Велимирович), еп. Жичский. Фотография. 30-е гг. XX в. Пребывание в Охриде считается переломным моментом в жизни святителя, когда он отказался от положений западничества как от чуждых и поверхностных и провозгласил правосл. вероучение единственным истинным. Каждый год не менее месяца Н. проводил на Афоне, где общался с подвижниками, из к-рых особенно выделял Силуана (Антонова) , и вел записи, к-рые впосл. использовал в своих произведениях. Хотя Н. уже публиковал мн. статьи и неск. сочинений, именно в охридский период началась его плодотворная лит. деятельность. Здесь им были созданы «Молитвы на озере», «Охридский пролог» и др. В 1931 г., после преобразования Охридской епархии в Охридско-Битольскую, Н. переехал в г. Битола. В Битоле он построил колокольню при ц. вмч. Димитрия Солунского, открыл приют и столовую для бедных детей и взрослых всех вероисповеданий и национальностей, восстановил кладбище нем. солдат, погибших в годы первой мировой войны. По поручению Собора Н. осуществлял духовное окормление членов Богомольческого движения покрет). В этом движении в основном состояли воцерковленные молодые люди из крестьянского сословия, к-рые проводили собрания для чтения и комментирования Свящ. Писания, посещали мон-ри, занимались миссионерством. По благословению Н. члены движения возродили мн. пустовавшие обители, прежде всего в Овчарско-Кабларском ущелье (см. Овчарско-Кабларские монастыри ). В Хиландаре появилось ок. 20 монахов и послушников из числа членов движения. В 1933 г. по поручению Архиерейского Собора Н. ввел в Хиландаре общежительный устав. В составе церковных и гос. делегаций Н. неоднократно посещал Стамбул, Афины, Софию, города США и Великобритании. Участвовал в межцерковном диалоге, в работе различных конференций, съездов молодежных христ. об-в и проч. В 1936 г. Н. вновь был назначен на Жичскую кафедру. В Жиче возвел ц. во имя свт. Саввы Сербского, ц. во имя прор. Иоанна Предтечи над входными вратами и небольшую церковь на кладбище, построил жилой корпус, типографию и другие объекты, в мон-ре был вырыт пруд. Н. передал более 5 тыс. личных книг в монастырскую б-ку (сгорела при бомбардировке во время второй мировой войны). Ввел в Жиче афонский устав, братию стал духовно окормлять монах с Афона. Н. возродил монашескую жизнь в обителях Стьеник , Велуче, Стрмац, Клисура и др. На собственные средства открыл благотворительную столовую и детский сад для бедных семей в г. Чачак и дом престарелых в г. Кралево.

http://pravenc.ru/text/2565644.html

Желание — это семя греха. Греховный поступок — это уже урожай от посеянного и возросшего семени. Источник: святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский Объяснение десяти заповедей, данных Моисею «Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.» «Внимай, народ мой, закону Моему», — повелел Господь Бог Саваоф через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе. О Десяти Заповедях на «Правмире»: Фильмы о десяти Заповедях: Купелька. Заповеди Божьи Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно 2 593 192 Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 26 октября, 2021 30 сентября, 2021 16 апреля, 2023 9 апреля, 2023 27 февраля, 2023 9 марта, 2022 18 января, 2022 21 ноября, 2021 20 ноября, 2021 26 октября, 2021 30 сентября, 2021 16 апреля, 2023 9 апреля, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru

http://pravmir.ru/desyat-zapovedej-zapov...

В это время были восстановлены разрушенные части соборного храма, укреплены столбы, переложена крыша, увеличена башня, построены хозяйственные палаты. Также солунскими мастерами были выполнены новые фрески, возведена и расписана трапезная. Однако, несмотря на зримое возрождение Жичской обители, архиепископская кафедра оставалась там недолго. Архиепископ Даниил II перенес центр Сербской Церкви в Печ. Но Жичская обитель с ее многочисленными святынями продолжала оставаться в числе основных мест паломничества. В 1335 году монастырь посетил король Стефан Душан. Он обратился к Пресвятой Богородице с просьбой о помощи в борьбе с венграми. Венгры отступили, и в благодарность Пресвятой Богородице король направил в Жичский монастырь Патриарха Сербского Иоанникия I. Еще один предстоятель Сербской Церкви посетил Жичскую обитель в 1382 году – это был патриарх Сербский Спиридон. Во время паломничества им было принято решение об основании монастыря Дренча. В течение некоторого времени, в XV веке, в Жичском монастыре располагалась резиденция Патриарха Сербского Никона, но в 1428 году из-за угрозы нападений турок он покинул монастырь. Вскоре после этого, по воле деспота (князя) Георгия Бранковича, Жичская обитель вынуждена была взять на себя заботу об Афонском монастыре Есфигмене, который был объявлен его ктиторией. В 1446 году, при патриархе Никодиме, в Жичский монастырь были вложены Евангелие и Пролог. В 1455 году та область, где расположена Жичская обитель, попала под власть Османской империи. На несколько десятилетий все летописные упоминания о монастыре прекратились – обитель выживала под властью мусульман. Так продолжалось весь период турецкого ига, когда обитель то запустевала, то вновь возрождалась. Следующее летописное упоминание о Жичском монастыре относится к 1520 году, когда жичский игумен Феофил с монахами Иларионом и Виссарионом основал монастырь Шишатовац. Затем наступил период запустения обители: согласно турецким источникам, в 1560 году в ней проживало всего два монаха. В 1562 году митрополит Смередевский Захарий возродил Жичский монастырь и подарил соборному храму дискос.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Антихристово начало в империях Четверного союза св. Николай видел не только в жестокости и грабительстве, но в их лицемерии, подмены традиционных христианских ценностей и их использовании в качестве камуфляжа своих захватнических устремлений 9. «Они разорили Сербию, убивали множество слабых, беззащитных детей и недужных стариков, бесчестили женщин, грабили города, пировали на развалинах, на пепелищах Сербии, на слезах и на крови. При этом они вершили свои злодеяния не во имя язысеских богов Ваала и Астарты, ново имя Бога праведного, Богочеловека Христа» 10. Турецкое иго, по мнению Николая Велимировича, было бы во всех отношениях лучше для сербов, чем немецкое: «Правление религиозного богобоязненного турка было бы праведнее и мягче, чем власть научно вероломных и атеистически непреклонных немцев и их преданных слуг венгров и болгар» 11. Св. Николай Велимирович правдиво отразил военные преступления немцев, австрийцев и венгров: «Мы, рабы, не разрушали беззащитных сел, не убивали бомбами женщин и детей, не травили противника газами, не кололи штыками грудных детей, не резали стариков и не вешали священников. Мы не делали этого, Бог нам свидетель, эти преступления вершили они, «сверхчеловеки римские», подданные и легионеры новых римских цезарей из Вены и Берлина» 12. Во время Первой Мировой Войны и после нее Николай Велимирович еще находился в плену некоторых иллюзий относительно благодетельного характера английского империализма, полагая, что цели Британской империи «значительно выше и шире эгоизма любой личности» и состоят в международном обмене товаров и технологий, в обмене культурными идуховными ценностями между народами разных рас, в воспитании народов и попытке осуществлении всемирного братства людей 13. Позднее св. Николай от этих иллюзий избавился. В 1927 г. в связи с мирной конференцией Николай еп. Жичский пишет книгу «Война и Библия». При некотором влиянии «Трех разговоров» Владимира Соловьева, она является не только самобытным, но и пророческим произведением.

http://pravoslavie.ru/38035.html

Наиболее полным, вселенским и обязательным для всех символом веры является Никео-Цареградский Символ веры, названный так потому, что был сформулирован и принят в качестве непогрешимого выражения церковной веры святыми отцами Первого Вселенского Собора, состоявшегося в Никее в 325 году, и Второго Вселенского Собора, состоявшегося в Цареграде в 381 году. С тех пор на каждой литургии мы, православные христиане, исповедуем сущность своей веры его словами. Мы не найдем ни одного православного молитвослова, ни одной церковной публикации поучительного характера, где бы не содержался Символ веры. Эта небольшая книга, которую ты, дорогой читатель, держишь в руках, является именно таким церковно достоверным и святоотечески вдохновенным, но и живым современным катехизисом, то есть изложением и объяснением содержания Символа веры, богодухновенного текста, свидетельствующего нам веру, однажды преданную святым (Иуд. 1, 3), веру во единаго Бога, во Святой Троице славимого, и во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Автор этой книги святитель Николай (Велимирович) (1881-1956), один из величайших современных проповедников слова Божия, епископ Охридский и Жичский, более известен как владыка Николай. Мы хотели бы обратить внимание читателя и на само название книги, которое владыка Николай дал своему непревзойденному комментарию, катехизису православной христианской веры, -  Вера образованных людей . Кто-то может спросить: " Разве Православие представляет собой веру только для образованных, разве оно не для всех? И разве существует одна вера для образованных, а другая для необразованных? " . Ответ прост: таким названием автор хотел без непосредственной полемики ненавязчиво указать на одно роковое и очень распространенное, особенно в среде нецерковной интеллигенции, заблуждение, что Православие привлекательно только для " примитивных " и " необразованных " , в то время как так называемые " образованные " могут и должны заниматься " современными системами " оккультно-магического или синкретическо-сектантского направления. Очень важна игра слов и тонкая ирония владыки, назвавшего свою книгу именно так,- для непосвященных она может остаться незамеченной: владыка Николай хотел сказать, что духовно и сущностно образованный человек не тот, кто более или менее начитан, не тот, кто в тщеславии копит знания, а тот, кто образован внутренне, всем сердцем, всем существом, кто сообразен образу Божиему , тот, кто христоподобен, преображен, обновлен, обожен. Исполненный благодатью человек - небесный человек уже здесь, на земле. В таком толковании наша вера, вера Церкви, вера святых апостолов и святых отцов, вера православных христиан, воистину - вера образованных людей .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

«О трех предметах не спеши рассуждать: о Боге, пока не утвердишься в вере; о чужих грехах, пока не вспомнишь о своих; и о грядущем дне, пока не увидишь рассвета».2 В 1910 году иеромонах Николай уже проходит обучение в России, в Санкт- Петербургской Духовной Академии. Он посещает православные святыни Русской земли и, во время этого путешествия, обретает ту любовь к России и русскому народу, которая сопровождает всю его дальнейшую жизнь. По возвращении на родину, выходят в свет такие труды о. Николая, как «Беседы под горой», «Над грехом и смертью», «Религия Негоша». В 1912 году он прибывает в Боснию, незадолго до этого аннексированную Австро-Венгрией. Там, в Сараево, его выступления вызвали восторг боснийско-герцеговинской сербской молодежи и лидеров сербского национально-освободительного движения. Он произносит знаменитые слова о том, что «своей огромной любовью и большим сердцем боснийские сербы аннексировали Сербию Боснии». Это вызвало гнев австрийских оккупационных властей, и иеромонах Николай был снят с поезда, следовавшего в Белград и на несколько дней задержан в Земуне. Позже австрийские власти не позволили ему отправиться в Загреб и выступить на праздновании, посвященном Негошу, но текст речи все-таки был переправлен в Загреб и обнародован. На книге отца Николая «Беседы под горой» младобосанцы (члены боевой патриотической организации сербской молодежи «Млада Босна», действовавшей в оккупированной Австро-Венгрией Боснии и Герцеговине) приносили клятву, как на Святом Евангелии. Уже тогда будущий Владыка начинает становиться фактическим духовником освободительного православного четницкого движения. Эта его высокая миссия будет продолжена в страшные годы Второй Мировой войны духовным сотрудничеством с такими великими сынами Православной Сербии, как четницкий воевода Дража Михайлович, воевода-священник Момчило Джуич, выдающийся государственный деятель Димитрий Льотич. Во время Первой Балканской войны о. Николай пребывает на фронте, с действующей армией. Он проводит богослужения, ободряет солдат, ухаживает за ранеными.

http://pravicon.com/info-3055

Все, что им написано – нетленное, Небесное, вечное золото. Прп. Иустин Попович Владыка Николай (Велимирович) – Николай Сербский , епископ Охридский и Жичский, богослов, философ, почетный доктор нескольких мировых университетов, – самая крупная фигура в сербской духовной литературе XX столетия. Да и не только двадцатого. Со времен святого Саввы не было в сербском народе столь вдохновенного и глубокого проповедника и духовного автора. Литературное наследие владыки Николая насчитывает 15 объемистых томов, содержащих самые разнообразные по жанру произведения, среди которых – жемчужины мировой православной книжности. Никола Велимирович родился 23 декабря 1880 года и был одним из девяти детей в семье сербского крестьянина из маленького горного села Лелич. Его отец, Драгомир, славился среди односельчан грамотностью; любовь к письму он привил и сыну. Мать Николы, Катерина (впоследствии монахиня Екатерина), с малолетства водила сына в ближний монастырь Челие (Келии) на службы, к Причастию. Когда мальчик подрос, родители отдали его в школу при этом монастыре, по окончании которой отец послал сына в гимназию в г. Валево в Центральной Сербии. После гимназии юноша поступил в Белградскую богословию (то есть семинарию), где на него сразу же обратили внимание как на одаренного ученика. По окончании семинарии Никола был назначен сельским учителем. Одновременно он помогал местному священнику, обходя с ним окрестные села. К этому периоду относятся и первые публикации юного автора в «Христианском вестнике» и других церковных и светских изданиях. Вскоре он получил от министра Просвещения стипендию для продолжения учебы на Бернском старокатолическом факультете. Там Никола хорошо изучил немецкий язык и усердно занимался, слушая лекции по богословию и философии, помимо своего, еще на нескольких факультетах в Швейцарии и Германии. Тема его доктората – «Вера в Воскресение Христово как основная догма Апостольской Церкви». Окончив Бернский факультет, он поехал в Англию и, быстро овладев английским языком, закончил философский факультет в Оксфорде. Свой второй докторат – «Философия Беркли» – он защищал уже во Франции на французском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

его перевели на Охридскую и Битольскую кафедру. В 1919 г. он учредил ж. «Обзор церквей епархии Жичской», к-рый выходил до 1941 г. (Преглед цркве enapxuje Жичке. Чачак). С 17 нояб. 1920 по 3 июня 1933 г. епархией управлял еп. Ефрем (Бойович) , при нем кафедра до 1931 г. временно находилась в Чачаке, епархия была поделена на 3 протопресвитерства (Чачакское, Рудникское и Ужицкое) и 9 наместничеств (Жичское, Драгачевское, Студеницкое, Моравичское, Златиборское, Црногорское, Пожегско-Арильское, Трстеникское, Гружанское), 149 приходов; действовали 105 церквей, 12 монастырей (Студеница, Любостиня, Жича, Рача, Сретене, Врачевшница, Благовештене, Драча, Велуче, Вуян, Николе и Клисура). В епархии было 25 протоиереев, ок. 100 священнослужителей на приходах, 26 монахов, имевших священнический сан (5 архимандритов, 4 игумена, синкелл, 16 иеромонахов). Численность верующих составляла 397 547 чел. (Там же). 21 июня 1936 г. на кафедру вернулся еп. Николай (Велимирович), при к-ром были обновлены мн. мон-ри, построены новые храмы ( Хризостом еп. Народна зajeдhuцa//Српска православна црква, 1920-1970. Београд, 1971. С. 353). Он основал епархиальный ж. «Жичский благовестник», к-рый выходил до 1941 г. (возобновлен в 1997). Во время второй мировой войны еп. Николай был заключен фашистами в концлагерь, а после окончания войны коммунистические власти Югославии не разрешили ему вернуться на родину. Находясь до смерти (18 марта 1956) в эмиграции, сперва в Великобритании, потом в США, он оставался главой Ж. е., адм. управление епархией осуществляли: в 1941-1947 гг. еп. Злетовско-Струмицкий Викентий (Проданов ; с 1950 Патриарх Сербский), в 1947-1949 гг. еп. Шумадийский Валериан (Стефанович), в нач. 50-х гг. в течение 18 месяцев митр. Скопский Иосиф (Цвийович) , потом еп. Рашско-Призренский Владимир (Раич) , с 1956 г. еп. Будимский Герман (Джорич) , к-рый продолжил управлять епархией и после своего избрания в 1958 г. Патриархом Сербским (основал офиц. издание Ж. е. «Служебный лист»). При еп. Василии (Костиче ; управлял епархией с 20 мая 1961 по 25 апр.

http://pravenc.ru/text/182329.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010