В.О. Ключевский не менее известен своим культурно-уважительным и любовным отношением к великим историческим установлениям христианства. А гарантией правовой деловитости проекта служит государственная эрудиция всех его составителей». Опубликование «предположений» г. обер-прокурора, явившихся как бы «ответным ударом» на проект церковной реформы партии народной свободы, дало повод «Телеграфу» сделать сравнительную оценку этих двух церковных программ. Результатом этой оценки явилось полное предпочтение кадетской церковной платформы пред проектом г. Обер-Прокурора. «Церковная программа партии и. св. и рекомендация её в «Церк. Вестн.» говорит газета произвели на совет министров впечатление. Обер-прокурор синода счёл нужным нанести оппозиции ответный удар. Только что опубликованная декларация его построена на скрытой полемике, пункт за пунктом, с кадетской программой и носит ясно предвыборный, агитационный характер. В смысле обещаний духовенству она может сильнее заласкать неразборчивый слух привычными, мягко стелющими словами и оборотами. Но в переводе на реальный язык о щедрости говорить не приходится. Там отменяется всякая опека государства над цер- —406— ковью, – здесь она утверждается, согласно букве основных законов, под флагом забот о «преимуществах православной церкви, как господствующей в государстве». Эти заботы простираются даже до «содействия проведению в жизнь постановлений» будущего собора (!) Там с духовенства снимаются обязанности по ведению всяких актов гражданского состояния, – здесь об этом полное молчание. Там признаются юридические права прихода и сохраняется материальное обеспечение духовенства по бюджету, – здесь повторяется, только в других выражениях, то же самое. Из приведённого сопоставления, полагаем, ясно, на чьей стороне широта программных обещаний. Только в двух пунктах обер-прокурорская декларация формулирована счастливее кадетской. Там практикуется разбить кастовую замкнутость духовенства путём открытия свободного элементов, – туманный и сомнительный проект, а главное, не интересующий самих духовных.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Впрочем, и сам Сириций понимал, что он издает противоканоническое распоряжение, видно из того, что в этом распоряжении не ссылается ни на какое из существующих канонических предписаний о браке священнослужителей и не старается, как этого требует порядок, хоть сколько-нибудь согласовать эти предписания со своим распоряжением, а только выдвигает власть апостольского престола (apostolicae sedis auctoritatem), и на основании этой власти заповедует то, что ему хочется. Строгие требования папы Сириция о целибате духовенства не нашли у ближайших преемников его той защиты, какую хотели бы представить в своих сочинениях в защиту целибата западные канонисты. Они называют четырех пап: Иннокентия I (402–417), Льва Великого (440–461), Пелагия II (578–590) и Григория Великого (590–604). Однако папы Иннокентий I и Лев Великий требуют лишь, чтобы брак священнослужителей был духовным, а не плотским; в частности же Лев Великий не требует, чтобы священнослужители удаляли от себя своих жен, а хочет только, чтобы они смотрели на них, как будто бы не имеют их (et quasi non habeant uxores, sic habere) 1097 . В этом смысле говорит Пелагий II, требуя то же самое от иподиаконов 1098 . А папа Григорий Великий категорически заявляет, что закон о целибате кажется ему строгим и трудно осуществимым (durum atque incompetens mihi videtur); однако и он энергично рекомендует священнослужителям соблюдать воздержание, не требуя, впрочем, от них, чтобы удаляли от себя жен своих 1099 . И все-таки строгое направление Сириция относительно целибата все больше и больше завоевывало почву, особенно же после Григория Великого , а именно, при папах Феодоре I (642–649) и Мартине I (649–658), известных своею ревностью о распространении примата римского епископа над всей церковью и стремлением к централизации всей духовной власти в своих руках. Между тем Испания и Галлия, выдвинувшие впервые на своих соборах в начале IV века мысль о целибате, продолжали действовать в том же направлении и в следующие три века 1100 , чем содействовали распространению и утверждению на западе этой идеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Кто из клириков в этом провинится или осмелится каким бы то ни было образом поступить против этого определения, тот должен быть наказан по правилам. Правило далее говорит, что и монахи и миряне должны быть наказаны в случае прегрешения против настоящего постановления, а именно – должны быть отлучены. Гефеле в толкованиях Зонары и Вальсамона этого правила находит, что они, на основании настоящего правила, пришли к мысли, будто все безусловно, как монахи, так и миряне, должны во всем и всегда повиноваться епископу 840 . Утверждения Гефеле имеют относительное значение: поскольку правильно его заключение касательно монахов, постольку оно имеет совсем относительное значение по отношению к мирянам. Согласно с правилами, епископу монахи подчинены безусловно, однако миряне не так. Зонара, упомянув без всякого колебания, что определение отцев должно распространяться и на монахов, что они должны быть безусловно подчинены своему епископу, касательно мирян ставит вопрос: «каким образом, рассуждая о клириках, правило упомянуло о мирянах?» – и отвечает: «Думаю, что мысль отцев была такова: они полагали, что клирики не сами по себе осмеливаются бесстыдно восставать против архиереев и исторгаться из-под власти их, а по влиянию, может быть, каких-либо сильных людей, которые своим могуществом внушают им смелость, или лучше дерзость на такое самовольство; и таких-то мирян правило подвергает отлучению ( κκενους ον τ κοινωνησα πγει) " 841 . Не говорится здесь, следовательно, о какой-либо безусловной подчиненности мирян епископу, о подчиненности, подобной той, в какой находились монахи по отношению к епископу, а о подчиненности совсем иной, в частности же – в вопросах веры, нравственности и иерархической дисциплины. Что такое мученический храм ( μαρτριον), клирики которого упоминаются в этом правиле, мы объясняли в толковании 6 правила этого собора. Кроме клириков при этих храмах, упоминаются еще клирики при монастырях и клирики при церквах богаделен, «заведений, предназначенных для призрения бедных», – говорить Вальсамон в толковании этого правила 842 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Правило 21 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора Оказавшиеся виновными в преступлениях, противных правилам, и за сие подвергнутые совершенному и всегдашнему извержению из своего чина, и в состояние мирян изгнанные, аще, приходя добровольно в раскаяние, отвергают грех, за который лишилися благодати, и от онаго совершенно устраняют себя: да стригутся по образу клира. Аще же самопроизвольно не пожелают того: да растят власы подобно мирянам, яко предпочетшие обращение в мире жизни небесной . ( Ап. 5 , 62 , 81 , 83 ; I Всел. 9 , 12 ; III Всел. 9 ; IV Всел. 7 ; Неокес. 9 ; Карф. 36 ; Двукр. 16 ; Василия Вел. 3 , 70 ; Кирилла Алекс. 3 ) . В этом правиле речь идет о священнослужителях, совершивших тяжкое каноническое проступление ( γκλημα, crimen), за которое окончательно и навсегда лишены были сана ( παντελει κα διηνεκε καθαιρσει υποβαλλо μενοι, perfectae ac perpetuae depositioni subjecti), и, следовательно, благодати ( τς χριτος μπεπτκασι, а gratia exciderunt), которой удостоились при рукоположении, так что низведены в разряд мирян ( εν τψ τν λακν πωθομενοι τπψ, in laicorum locum detrusi sunt), в каком были до рукоположения. Здесь говорится, следовательно, о самом тяжком наказании, которому может быть подвергнут священнослужитель, после чего он перестает быть членом клира и переходит в разряд мирян. Изверженный выступает из общества священнослужителей, в котором до тех пор пребывал, и вступает в общество мирян ( κοινωνα των λακν, communio laica); формально, следовательно, бывает исключен из клира, перестает быть и фактически и юридически членом клира, вычеркивается имя его из списка священнослужителей ( κατλογος ιερατικо ς – Ап. 51 ; κατλογος των κληρικν – Ап. 15 ; κανν – I Всел. 16 , 17 , 19 ; γιος κανν – Антиох. 1 ), делается мирянином 1134 . Если же таким образом низложенный священнослужитель покается в содеянном им грехе, за который низложен был и лишен благодати, правило позволяет ему сохранять внешний облик священнослужителя, и только – не более. Если не покается, возбраняется ему и это, дабы прежний священник или диакон почувствовал стыд, что изгнан в разряд мирян ( ν αισχυνοιτο ως ες λακος πωσθεις о πριν ιερες, δικονος), как говорит Зонара в толковании атого правила 1135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

4) Когда священник служит в частном храме без ведома и согласия епархиального епископа 1862 . 5) Когда епископ, пресвитер или диакон самовольно оставит свое место служения в церкви и займет другое, без ведома и согласия на то подлежащей церковной власти 1863 . 6) Когда епархиальный епископ оставит свою епархию и долгое время пребывает в каком-нибудь другом месте вне границ своей епархии 1864 . 7) Когда епископ или пресвитер священнодействует в церкви не по предписанному уставу, но самовольно вводит нечто новое 1865 . 8) Когда епископ или пресвитер нерадит о вверенной ему пастве и не исполняет проповеднических обязанностей в церкви 1866 . 9) Когда епископ или пресвитер нарушит тайну исповеди и объявить третьему лицу о каком-нибудь преступлении, открытом ему на исповеди 1867 . 10) Когда священнослужитель расточает церковное имущество или употребляет его в свою личную пользу 1868 . 11) Когда духовное лицо занимается делами, нестоящими в непосредственной связи с его священнослужением и нерадит при этом о своих обязанностях 1869 . 12) Когда духовное лицо небрежен к своей внешности и не заботится о том, чтобы она соответствовала его священнослужительскому характеру 1870 . Наказания, соответствующие перечисленным сейчас преступлениям, упомянуты в тех же церковно-юридических источниках, где говорится и об этих преступлениях. При наложении этих наказаний, церковная власть всегда принимает во внимание канонические предписания о наложении наказаний вообще (§ 126). По прочим преступлениям духовенства в отношении службы, церковная власть производит свой суд, обращая внимание на связь их с вышеупомянутыми преступлениями и на то, насколько от них пострадало церковное благочиние и достоинство духовного сана. II. Большинство преступлений, которые может совершить священнослужитель и которые касаются общих обязанностей в общественной жизни, судятся в настоящее время светскими судами, которые и определяют за них соответственные наказания. Но, в отношении непосредственной юрисдикции церкви над духовными лицами, преступления эти подпадают и под внешний суд церкви, которая имеет право расследовать такие преступления и наказывать извержением их и отлучением и др., применительно к тяжести и существу совершенного преступления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

С течением времени, эти дары перешли в обычай, и на них каждый священник мог смотреть, как на постоянный доход свой. Когда же позднее доходы священнослужителей начали уменьшаться, то стали обращать внимание на то, что священник может получать от епитрахили, и это сделалось особым видом приходских доходов. Чтобы в эти доходы не вкралось какого-либо злоупотребления, сначала церковная, а потом и гражданская власть законным порядком определили, за какие именно службы и сколько могут получать священники с своих прихожан. Так получила юридическое значение епархиальная плата, которой мог требовать священник без боязни впасть в симонию. Он может впасть в нее лишь тогда, когда будет требовать это вознаграждение с неимущих прихожан, терпящих нужду, или, когда не пожелает совершить какого-либо богослужения, пока не получить за него вознаграждения. В настоящее время во многих поместных церквах размеры епитрахильных доходов определены подлежащими властями по соображению, главным образом, состава прихода, возраста и имущественного состояния прихожан 2014 . Так как определение размера епитрахильных доходов имеет целью уничтожить всякое самоволие и взимание чрезмерной платы со стороны духовенства за совершение служб, то соблюдение этого строго обязательно для каждого священника, и во всяком приходе в удостоверенной копии на видном месте должна быть выставлена такса платы за совершение богослужения. Точное исполнение правил об этих таксах подлежит надзору властей 2015 . От бедных прихожан, о неимении достаточных средств к жизни которых всем известно, священник не должен требовать никакой платы и должен из христианской любви бесплатно отправлять для них нужные требы. Приходское духовенство подлежит строгой ответственности за требование платы от вдов или родственников умершего бедного прихожанина, равно как и за принуждение их к продаже или закладу своего имущества, если они по бедности не могут ничего заплатить 2016 . Подкинутых детей и сирот, содержащихся в общественных благотворительных приютах, священник должен также хоронить безвозмездно 2017 , равно как должен без всякой платы выдавать выписки из метрических книг тем, которые потребуют их в целях получения пособия 2018 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

1 . Побуждение к преступлению есть главное, на что должно обращать внимание при наложении наказаний. Чем хуже это побуждение и если оно показывает, что виновный намеренно совершил преступление, тем тяжелее должно быть и наказание, и наоборот, если будет доказано, что преступление было сделано по незнанию закона, ненамеренно или необдуманно, то и наказание должно быть мягче, и судья снисходительнее в постановлении приговора 1828 . Должны также приниматься во внимание и причины преступления; и если кто-нибудь был принужден физическою силою поступить против законов церкви, то каноны освобождают его в таком случае от всякой ответственности 1829 ; если же преступление совершено вследствие нравственного воздействия, тогда каноны уже не освобождают виновного от ответственности, потому что христианин безусловно не обязан повиноваться приказанию совершить что либо противное Божию или церковному закону 1830 . При наложении наказания имеет важное значение и то, какова была жизнь известного лица до совершения им преступления; и если она была примерною, то и совершение преступления может быть объяснено случайными обстоятельствами, почему и наказание бывает мягче; наоборот, если будет доказано, что виновный вел беспорядочную жизнь и, что преступление его есть ни что иное, как результат его общей нравственной испорченности, то и наказание должно быть строже и назначаться, как для кары совершенного преступления, так и для предупреждения нового 1831 . 2 . При наложении наказаний всегда являются некоторые обстоятельства, могущие или смягчить, пли отяготить вину. Вина смягчается: а) если виновный сам сознается и заявит прежде, чем его изобличит судья 1832 , и б) если виновный, совершив преступление, сделает по своему личному побуждению какое-нибудь доброе дело, и этим, так сказать, загладит преступление 1833 . Вина отягощается, когда будет замечено, что виновный упорен во зле и не намерен раскаяться в своем преступлении 1834 , далее, когда преступление, само по себе и по своим последствиям, вредит общей жизни церкви и грозит заразою многим другим членам церкви 1835 , и, наконец, когда преступление совершено таким лицом, которое, по своему положению, должно служить в церкви образцом и примером точного исполнения закона 1836 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Впрочем, хотя из ведения церковных судов были изъяты известного рода тяжебные дела, но этим все-таки не уничтожался контроль епископа над делопроизводством судей гражданских судов, и всякий епископ, если какой-либо из светских судей покажется ему в чем-либо подозрительным, имел право взять на свой суд всякую тяжбу 1721 . Это влияние церковной власти на суд вообще и, в частности, защита церковью всякого, кто привлечен к светскому суду, особенно выражается в так называемом праве убежища (jus asyli). В силу этого права, лицу, преследуемому светскими судами, достаточно было ступить ногою в ограду церкви, чтобы никто уже не смел преследовать его, пока не будет решено правильным образом его дело 1722 . Право церкви защищать гонимых признавали все греко-римские императоры c большими или меньшими ограничениями 1723 , и тот кто насильственно взял бы кого-нибудь из церковного убежища, подвергался на всю жизнь тюремному заточению 1724 . Это право имело силу для церкви св. Софии в Константинополе еще в половине XIV века 1725 . Вследствие связи между церковною и государственною властью, с течением веков становившейся в византийской империи все теснее, сделалось затруднительным различать границы церковных судов от светских. Во всех делах, как церковных, так и гражданских, более или менее принимала участие и церковная, и гражданская власть, причем одна влияла на дела другой, не вызывая никаких столкновений. Во время латинского господства в Константинополе, юридические науки едва не были совсем оставлены мирянами, вследствие чего и суд гражданский пал с своего прежнего видного положения; у духовенства же, между тем, все оставалось по-прежнему, и церковные суды удержались на своей прежней высоте. Следствием этого явилось широкое развитие юрисдикции церковных соборов, на которых, подобно тому как в настоящее время на церковных судах, высших и низших, разбирались, кроме церковных дел, не только брачные дела и имущественная сторона их, но и вопросы о наследстве, праве собственности и вообще все, входящее теперь в ведомство гражданской юрисдикции.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

– Как в древние времена епископы выслушивали мнения пресвитерского совета, прежде чем издать какое либо постановление для клира и верных, так и в настоящее время они обыкновенно предварительно осведомляются о мнении своей консистории по предметам, относительно которых требуется сделать постановление, и окружные послания духовенству, выходящие после решения консистории вместе с епископом, называются консисторскими указами, которые, как таковые, имеют законную и, следовательно, общеобязательную силу в данной епархии 1684 . В деле издания постановлений в канонически определенных границах епископы вполне самостоятельны 1685 , и нет канона, который обязывал бы епископа делать предварительное заявление областному собору относительно постановления, которое он находит нужным издать в своей епархии. Вследствие связи, существующей между церковью и государством, и вследствие того, что в некоторых случаях епископу может понадобиться помощь государственной власти в отношении некоторых постановлений, в настоящее время вообще предписано законом, что, одновременно с изданием и обнародованием какого либо постановления, один экземпляр последнего для сведения должен быть представлен государственной власти 1686 . § 117. в) Уставы церковных обществ В церкви существовали и существуют в настоящее время многочисленные общества, которые совместными силами своих членов стремятся к определенным благочестивым целям, или же имеют задачею заботиться об известных средствах, вообще употребляемых церковью для достижения своей цели 1687 . Все такие общества и союзы верующих, будучи признаны законным порядком, пользуются автономией и на основании ее имеют право издавать законы, необходимые для нормирования отношений их самих и обязанностей их членов. Право автономии, которым пользуется то или другое церковное общество, основывается на соответствующем законе, изданном подлежащею высшею властью, применительно к цели и составу общества. На основании этого закона, само общество вырабатывает свой устав, который и становится источником частных правил для членов общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Учение Священного Писания об этом истолковали впоследствии самым совершенным образом отцы и учители церкви. Так, апостольский ученик, епископ римский Климент, в своем посланник Коринфянам, пишет: Οι απστολοι ημν γνωσαν δια τοδ Κυρου ημν Ιησο Χρστου, τι " ρις εσται επ του ονματος της επισκοπς. Δια τατην ουν την αιτιαν πργνωσιν ειληφτες τελεαν κατστησαν τους προειρημνους, και μετας πινομν δεδκασιν, πως, εν κοιμη;σιν, διαδξωνται " τεροι δεδοκιμασμενοι νδρες την λειτοργιαν αυτν 16 . Церковный писатель II века Егезипп сохранил, в своих " Υπομνματα, упоминаемых Евсевием и Иеронимом, следы фактического применения в жизни церкви апостольского учения об епископской преемственности (διαδοχ) от Апостолов, сохранил, именно, список епископов нескольких церквей по порядку их следования одного за другим, начиная от Апостолов, и как преемственно апостольская власть переходила непрерывно на епископов известной церкви 17 . Ириней лионский , опровергая еретиков своего времени, приглашает их доказать, что и их епископы получили путем преемства от Апостолов свою власть, как ее получили православные епископы. В одном месте своего знаменитого сочинения против ересей Ириней пишет: Traditionem apostolorum in toto mundo manifestatam, in omni ecclesia adest respicere omnibus, qui vera velint viderë et habemus annumerare eos, qui ab apostolis instituti sunt episcopi et successores eorum usque ad " nos 18 ..., Еще: Obaudire oportet his, qui... cum episcopatus successione charisma veritatis certum, secundum placitum Patris acceperunt: reliquos vero, qui absistunt a principali successione et quocunque loco colligunt, suspectos habere; – vel quasi haereticos, et malae sententiae 19 .... И еще: Agnitio vera est apostolorum doctrina, et antiquus ecclesiae status, in universo mundo, et character corporis Christi secundum successiones episcoporum, quibus illi eam, quae in unoquoque loco est, ecclesiam tradiderunt 20 .... Кроме Иринея, то же говорит и Тертуллиан , который, опровегая еретиков, приглашает их доказать преемственность (continuatam successionem) своих епископов от какого-либо Апостола, или хотя бы ученика апостольского, как это могут доказать церкви, исповедывающие православную веру 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010