В десятой главе, «Погибнут ли некрещеные младенцы?», г-н Зайцев отрицает необходимость крещения младенцев, вопреки постановлению канонического Карфагенского собора. Г-н Зайцев так и не смог ответить на вопрос: почему Церковь не предает христианскому погребению и не поминает некрещеных младенцев. Если у них была бы хоть какая-нибудь возможность спасения, то это запрещение было бы не только абсурдом, но и бесчеловечной жестокостью со стороны Церкви. Значит этой надежды нет. Под литургическим преданием мы понимаем предание, которое существовало в Церкви всегда и везде, а, разумеется, не современные эксперименты модернистов, как например, канон мученику Уару с молитвами за некрещеных, составленный митрополитом Никодимом (Ротовым), или такого же свойства молитвы о самоубийцах и жертвах абортов. В одиннадцатой главе, «Что такое хула на Святого Духа», г-н Осипов отрицает учение Церкви о том, что хула на Духа Святого это не внешнее действие, а само состояние души человека, при котором невозможно покаяние. Г-н Осипов понимает хулу на Духа Святого рационалистически и сводит ее к сопротивлению осознанной человеком истины, так как вся его концепция основана на плоском рационализме. В двенадцатой главе, «Отношение к анафематизмам», господа Осипов-Зайцев отвергают значение анафематизм для загробной жизни души. Под анафемы канонических соборов попадают все ереси древней Церкви, а современные ереси представляют собой только их варианты и комбинации. А г-н Осипов допускает посмертное покаяние еретиков, и поэтому готовится к встрече с ними в небесном царстве. В этой главе г-н Зайцев вслед за своими учителями проявляет прямо таки львиное бесстрашие по отношению к анафематизмам – церковному отлучению, словно забывая о том, что страх Божий – это не боязливость перед людьми, а начало премудрости (см. Пс. 110, 10 ) и необходимое условие для очищения души и богообщения, необходимая ступень к любви – венцу всех добродетелей. В тринадцатой главе, называемой «Заключение», г-н Зайцев выражает уверенность что представленная им аргументация должна вполне убедить всякого «нормального» и не «потерявшего совесть человека» в правоте г-на Осипова. Затем г-н Зайцев, не стесняясь, искажает разделяемое мной учение Церкви о том, что человек спасается верой, проявляемой в делах любви и включенностью в благодатное поле Церкви, и приписывает мне абсурдные утверждения о том, что «для спасения человеку достаточно одного лишь «внешнего обнаруживания» своей православности, а совесть – совершенно не причем».

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Важной вехой в отношениях с Афоном стало его посещение в начале 1959 г. начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом (в последствие — митрополитом) Никодимом (Ротовым), который в своем отчете о поездке указал о необходимости незамедлительного увеличения числа монашествующих Пантелеимоновского монастыря из числа иноков с Родины. Владыка Никодим не оставлял с тех пор попечения об Афоне. Русская Православная Церковь в лице своих Предстоятелей лично и через председателей ОВЦС делала непрекращающиеся попытки пополнить братию монастыря. Неоднократно в минувшие десятилетия она обращалась к Патриархам Константинопольским, Архиепископам Афинским и греческому правительству по поводу бедственного положения Русского Афона. Каждый контакт с Грецией использовался для постановки этого вопроса. Невозможно без духовного волнения знакомиться с письмом схиигумена Илиана (Сорокина) от 29 октября (11 ноября) 1959 года на имя председателя ОВЦС митрополита Николая (Ярушевича), где указывались все усугубляющиеся трудности, переживаемые русским монашеским братством. «Наш монастырь пришел в полный упадок, и ему грозит полное запустение и переход в чужие руки... Основная причина этого бедственного положения — оскудение нашей братии из-за отсутствия поступления новых монахов в монашеское братство... Нас осталось сейчас всего 50 человек, самому молодому из нас 54 года, большинство семидесяти- и восьмидесятилетние старчики. Только незамедлительное прибытие новых молодых сил в наше братство может спасти положение» (11). В результате постоянных усилий Русской Церкви периодически удавалось посылать нескольких иноков в Свято-Пантелеимонов монастырь, но их число, конечно, не могло решить проблемы. К сожалению, следует констатировать, что Константинопольские патриархи не способствовали разрешению этого вопроса, о чем свидетельствует переписка между Предстоятелями Русской и Константинопольской Церквями в течении всей 2-й половины ХХ века. Патриархи Московские неоднократно выражали свое недоумение и огорчение в связи с этим (12).

http://patriarchia.ru/db/text/149350.htm...

Г. активно участвовал в международном экуменическом движении. В авг. 1937 г. он присутствовал на конференции «Вера и обряд» (3-9 авг. 1937 г., Эдинбург, Великобритания), где было принято решение о создании Всемирного Совета Церквей . Во время поездки в Европу Г. встретился в Париже с митр. Евлогием (Георгиевским) , по приглашению митр. Загребского Досифея (Васича) совершил офиц. визит в Югославию и встретился с главой РПЦЗ митр. Анастасием (Грибановским), иерархами и клириками Сербской Православной Церкви, в т. ч. с архиеп. Охридским Николаем (Велимировичем) . В 1938 г. Г. принял в Индии архиеп. Камчатского и Петропавловского Нестора (Анисимова) , после консультаций с к-рым было решено осуществить офиц. воссоединение Церквей в 1939 г., чему помешали упомянутый судебный процесс и вторая мировая война. После войны Г. провел многочисленные встречи с представителем К-польского Патриарха при ВСЦ еп. Милетским Иаковом (Клеомвротом), с председателем ОВЦС МП архиеп. Никодимом (Ротовым) , еп. Антонием (Блумом) и др. членами делегации РПЦ на III ассамблее ВСЦ в Нью-Дели (6 дек. 1961), а также с членами делегаций др. Церквей на этой ассамблее, в т. ч. с Патриархом К-польским Афинагором I , с Главой Кипрской Церкви архиеп. Макарием III (7 нояб. 1962). При Г. за границами традиц. расселения христ. общины были сформированы 2 епархии: Малабарская (1953) и вне пределов Кералы (возникла в 1938 как миссия вне пределов Малабара). За время правления Г. посвятил в митрополиты 11 клириков, рукоположил более тысячи священников и диаконов. По причине преклонного возраста Г. Сирийская христ. ассоциация 17 мая 1962 г. избрала преемником католикоса митр. Канданадского Оугена (Католикос Моран Мар Василий Оуген I с 1964). Последнюю литургию Г. отслужил 15 авг. 1963 г. Похоронен в часовне резиденции Девалокам. Лит.: Андроник (Елпидинский), архим. 18 лет в Индии. Буэнос-Айрес, 1959. С. 239-241; Zacharia T. G. Biography of His Holiness the Catholicos. S. l., 1962; Paret Z. M. Malankara Nazrainkal. Manganam, 1972. Vol. 5; Daniel D. The Orthodox Church of India: In 2 vol. New Delhi, 19862. Vol. 1. P. 336-361; Philadelphia R. M. Baselios

http://pravenc.ru/text/161817.html

Исидор, митрополит (Кириченко Николай Васильевич) Дата рождения: 25 мая 1941 г. Дата смерти: 8 августа 2020 г. Дата хиротонии: 19 июня 1977 г. Дата пострига: 5 января 1967 г. День ангела: 21 января Страна: Россия Биография: Родился 25 мая 1941 г. в пос. Веймарн Кингисеппского района Ленинградской обл. После окончания средней школы в 1959-67 гг. обучался в Ленинградской духовной семинарии , затем академии. 3 января 1967 г., на 4-м курсе академии,  митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым)  в Успенском крестовом храме при Митрополичьих покоях был пострижен в монашество с именем Исидор в честь сщмч. Исидора, пресвитера Юрьевского, а 5 февраля рукоположен во иеродиакона в Александро-Невском храме Ленинграда (Красное Село). 7 апреля 1967 г. митрополитом Никодимом рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем Крестовоздвиженского храма в с. Ополье Кингисеппского р-на Ленинградской обл. К празднику Святой Пасхи 1969 г. награжден наперсным крестом. С 12 марта 1970 г. по 20 апреля 1971 г. служил настоятелем Покровского храма в с. Козья Гора Сланцевского р-на Ленинградской обл. С апреля 1971 г. по сентябрь 1975 г. служил в Георгиевском храме г. Старая Русса Новгородской обл. К Святой Пасхе 1973 г. митрополитом Никодимом возведен в сан игумена. 1 сентября 1975 г. назначен преподавателем богослужебной практики в Ленинградской духовной академии, а также благочинным Академического храма св. ап. Иоанна Богослова. В 1977 г. награжден палицей. 12 июня 1977 г. возведен в сан архимандрита. 18 июня 1977 г. наречен во епископа Архангельского и Холмогорского. Чин наречения в Иоанно-Богословском храме Ленинградской духовной академии совершили: митрополиты Ленинградский и Новгородский Никодим, Крутицкий и Коломенский Ювеналий ; архиепископ Пензенский и Саранский и Бакинский Антоний, Выборгский Кирилл, Уфимский и Стерлитамакский Валентин и Тихвинский Мелитон. 19 июня 1977 г. за Божественной литургией в храме Иоанна Богослова Ленинградской духовной академии состоялась хиротония во епископа, которую возглавил митрополит Никодим с сонмом архипастырей.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244926...

Утором 24 марта гроб с телом почившего Архипастыря установлен в Воскресенско-Германовском соборе Симбирска 23 марта 2014 года на 71-м году жизни скончался глава Симбирской митрополии Высокопреосвященный митрополит Симбирский и Новоспасский Прокл До последнего своего вздоха Архипастырь нес свое служение, возложенное на него Святой Матерью-Церковью,  — сообщает Сибирская митрополия . Митрополит Симбирский и Новоспасский Прокл (в миру Николай Васильевич Хазов) родился 10 октября 1943 года в Ленинграде в семье служащих. Бабушка, Мария Георгиевна воспитала будущего Владыку в вере. Она была духовной дочерью ныне прославленного во святых старца Серафима Вырицкого. И это воспитание оказало решающее влияние на всю последующую жизнь. Недалеко от дома, находился Петропавловский храм, куда Николай стал ходить приблизительно с 5 лет. Когда ему исполнилось лет двенадцать, он уже самостоятельно приходил в храм и по благословению настоятеля стал нести клиросное и алтарное послушания. Имея достаточные познания, приобретенные отчасти самообразованием, отчасти во время регулярных посещений богослужений, Николай в 1970 году поступает сразу во второй класс Ленинградской Духовной Семинарии. Вместе с Николаем в 1970-м году 10 человек были зачислены сразу во второй класс Семинарии, из них пять промыслом Божиим стали архиереями. В четвертом классе семинарии, в канун Рождественского Сочельника, 5 января 1973 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) Николай Хазов был пострижен в монашество с именем Прокл, в честь святителя Прокла, архиепископа Константинопольского. Через два дня, в праздник Рождества Христова, монах Прокл был рукоположен во диакона. 11 марта 1973 года иеродиакон Прокл был рукоположен во священника и назначен на свой первый приход – настоятелем Покровского храма в с. Козья Гора Ленинградской области. В 1975 году иеромонах Прокл был переведен на служение в город Ленинград, где становится клириком Смоленского храма, рядом с которым находится могила блаженной Ксении Петербургской. В 1977 году иеромонах Прокл оканчивает курс Духовной Академии со степенью кандидата богословия за работу «Евангелие как основа нравственной жизни христианина». Выпускника Академии назначают настоятелем Спасо-Преображенского собора в г. Выборг. К Пасхе 1978 года он был возведен в сан игумена.

http://pravmir.ru/otoshel-ko-gospodu-mit...

Герман, митрополит (Тимофеев Геннадий Евгеньевич) Дата рождения: 11 ноября 1937 г. Дата хиротонии: 6 декабря 1968 г. Дата пострига: 19 декабря 1965 г. День ангела: 11 июля Страна: Россия Биография: Родился 11 ноября 1937 г. в Ташкенте в семье служащего. В 1955 г. окончил среднюю школу и поступил в 1-й класс Саратовской духовной семинарии. В 1956 г. перешел во 2-й класс Ленинградской духовной семинарии. В 1958-1960 гг. служил в рядах Советской Армии. В 1960-1961 гг. работал делопроизводителем Ташкентского епархиального управления. В 1962 г. окончил Ленинградскую духовную семинарию. 19 декабря 1965 г. в академическом Иоанно-Богословском храме Ленинградских духовных школ митрополитом Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество. 26 декабря того же года епископом Зарайским Ювеналием рукоположен во иеродиакона. 26 мая 1966 г. митрополитом Ленинградским Никодимом рукоположен во иеромонаха. В том же году окончил Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Оставлен при академии профессорским стипендиатом и преподавателем литургики в семинарии и догматического богословия — в академии. 17 января 1967 г. назначен старшим помощником инспектора Ленинградской духовной академии, а 11 августа — инспектором академии и семинарии. 12 сентября того же года возведен в сан архимандрита. В 1967/68 учебном году преподавал каноническое право в академии. В феврале-марте 1968 г. был членом делегации Московского Патриархата, посетившей приходы Западноевропейского экзархата в Швейцарии, Франции, Бельгии, Голландии. В марте-апреле того же года в составе делегации Русской Православной Церкви присутствовал на 3-м Всехристианском мирном конгрессе в Праге, а в июле принимал участие в работе IV Ассамблеи Всемирного совета церквей в Упсале (Швеция). С 29 августа 1968 г. временно исполнял обязанности ректора Ленинградской духовной академии. 28 ноября того же года утвержден в должности ректора Ленинградской духовной академии. 6 декабря 1968 г. в академическом Иоанно-Богословском храме хиротонисан во епископа Тихвинского, викария Ленинградской епархии. Хиротонию совершали: митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, архиепископ Ивановский и Кинешемскй Феодосий и епископы Архангельский и Холмогорский Никон, Дмитровский Филарет, Зарайский Ювеналий, Подольский Гермоген.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244916...

   Такая встреча состоялась в Утрехте. ВСЦ представлял его генеральный секретарь доктор В. А. Виссерт Хуфт, а Русскую Православную Церковь — председатель ОВЦС митрополит Николай. По существу дела эта встреча предопределила вступление Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей. Контакты с руководством Совета были продолжены сначала на острове Родос в августе, затем в Москве, куда в декабре 1959 г. приезжала представительная делегация ВСЦ во главе с доктором В. А. Виссерт Хуфтом. Эту делегацию принимали Святейший Патриарх Алексий I и председатель ОВЦС митрополит Николай. В октябре и ноябре 1960 г. в Женеве состоялась встреча русской церковной делегации во главе с новым председателем ОВЦС епископом Никодимом (Ротовым) с генеральным секретарем ВСЦ Виссерт Хуфтом и его руководством. 11 апреля 1961 г. Патриарх Алексий I обратился к генеральному секретарю ВСЦ доктору Виссерт Хуфту с официальным заявлением о вступлении Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей. Русская Церковь явилась одной из основательниц образованной в 1959 г. региональной экуменической организации — Конференции европейских Церквей (КЕЦ). мае 1958 г. Русская Православная Церковь впервые торжественно праздновала восстановление патриаршества, правда, с полугодовым опозданием, потому что интронизация святителя Тихона на патриарший престол совершена была в 1917 г. на праздник Введения во храм Божией Матери. Нет сомнения в том, что этот перенос юбилейных торжеств понадобился Совету по делам Русской Православной Церкви для того, чтобы церковный праздник не оказался в тесной близости с очередным юбилеем Октябрьской революции, но официально причиной названы были «зимние холода». Москва встречала гостей: в составе церковных делегаций было 27 архиереев из братских Церквей. Патриарх Иерусалимский Венедикт и архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Макарий прислали Патриарху Aлekcuю I письменные поздравления. Столь представительное участие гостей в юбилейных торжествах явилось еще одним свидетельством высокого авторитета Московского Патриархата в семье православных Церквей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Поздравление Святейшему Патриарху Кириллу с 70-летием ноября 2016 Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу Ваше Святейшество, Святейший Владыка и Отец! В день Вашего знаменательного юбилея - 70-летия со дня рождения - позвольте от всей души принести Вам слова искренних сыновних поздравлений и благопожеланий! К моим словам также присоединяется все духовенство Санкт-Петербургской митрополии, которое с большой радостью встречает Вас во время пастырских визитов в северную столицу, многих священнослужителей Вы знаете лично еще со студенческой скамьи. Юбилей Предстоятеля - это сугубое торжество для всех нас, Вашей многомиллионной паствы Русской Православной Церкви, объединенной под Вашим первосвятительским омофором одной верой, одним упованием и одной надеждой, поскольку Вы всего себя без остатка посвятили служению Святой Церкви, в которую входят православные верующие нашей страны и зарубежья. Родившись в семье священника, перед лицом лицом смерти не отказавшегося от веры в Бога, Вы получили задатки этой твердой веры, взращивая ее в последующие годы жизни. Судьбоносным явилось Ваше знакомство с Высокопреосвященнейшим митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым), известным иерархом Русской Православной Церкви, который многое сделал для защиты православной веры в нашей стране от притеснения. Это знакомство переросло в особую связь - духовного отца с сыном, оказавшую влияние на Ваше мировоззрение. Господь Иисус Христос, обращаясь в Евангелии к апостолу Петру, говорит: " Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее " . (Мф.,16,18). На камне Вашей веры Господь как бы созидает Русскую Православную Церковь, поскольку вести людей ко спасению, делая их членами Церкви Христовой - это постоянный процесс. Служение Вашего Святейшества многогранно и охватывает разные стороны церковной и общественной жизни. Оно отмечено значительным ростом числа приходов и духовенства, строительством и восстановлением храмов и монастырей, открытием новых епархий и митрополий, появлением системного подхода в вопросах социального и просветительского служения, работы с детьми и молодежью, реформирования духовного образования. Эти деяния характеризуют Вас как масштабную личность, которая нужна именно в этот по-своему сложный период бытия Русской Церкви.

http://mitropolia.spb.ru/docs/pozdravlen...

Скончался протоиерей Владимир Фоменко, ключарь собора Владимирской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге 11 августа 2009 г. 12:52 Ключарь собора Владимирской иконы Божией Матери в Петербурге протоиерей Владимир Фоменко скончался 10 августа на 71-м году жизни в результате инсульта. Отец Владимир родился в 1939 году в Минске в семье верующих. Юность его пришлась на годы хрущевских гонений на Церковь. Но детские впечатления от посещения храма были столь сильны, что он не хотел быть никем, кроме священника. Окончил Жировицкую Духовную семинарию, где был воспитанником будущего митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова). Позже стал келейником владыки и написал о нем воспоминания. По окончании Ленинградской Духовной академии защитил диссертацию на степень кандидата богословия. Был рукоположен во пресвитера в праздник святого равноапостольного князя Владимира 28 июля 1969 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым). С 1988 года — ключарь собора Владимирской иконы Божией Матери. С петербургским храмом, памятником середины XVIII века, возвращенным Церкви одним из первых в годы «перестройки», связаны последние двадцать с лишним лет жизни отца Владимира. Знаменитой святыне на Владимирской площади он отдавал все свои силы. «В нашем храме в советское время было устроено книгохранилище, потом трикотажная фабрика, потом — счетно-вычислительный центр. Здание было изуродовано всевозможными перекрытиями, все помещения были разбиты на небольшие каморки, где стояла аппаратура... В алтаре был устроен кабинет директора предприятия, входил он туда через Царские врата... На чердаке было полное запустение, никто там за все годы советской власти вообще не убирал, и мы вывезли оттуда несколько машин голубиного помета», — так вспоминал отец Владимир момент своего назначения управляющим собора. Сейчас в храме освящены два престола: Владимирской иконы Божией Матери и святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. С 2000 года он имеет статус собора. При нем действуют воскресная школа для детей и взрослых, детский церковно-приходской хор, школа звонарного искусства. «Вода живая» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/717974.htm...

Похоронная процессия от Миссии до Елеонской горы превратилась во всенародное шествие, и само его погребение было насколько печальным, настолько и величественным зрелищем, редким даже для привычного к таковым Иерусалиму. К 6 часам вечер а дошли по кружному пути до Малой Галилеи. Из церкви вышел митрополит Иорданский Епифаний и встретил процессию краткой литией. Отец архимандрит завещал похоронить себя в храме на Елеонской горе с правой стороны. При копании могилы оказалось, что скала на том месте препятствует этому, и поэтому могилу его устроили в левой части храма. На следующий день там служил заупокойную литургию митрополит Епифаний, а в Воскресенском храме — сам патриарх. Пройден путь длинный и скорбный, путь от Урала до Елеона. Недаром прожиты одиннадцать седмин, создано в Святой Земле столько для русского имени и для Православной Церкви, сколько не создать и нескольким поколениям. России оставлен богатый залог  в Палестине. Сумеет ли она его сохранить? Найдутся ли новые Антонины, могущие продолжить его дело и выполнить то, что завещано им? Большая мраморная плита закрывает на вершине Елеона его прах. Кругом все дышит, все говорит о вознесшейся к Небесному Отцу и Творцу всяческих преображенной плоти. Легкий ветерок из пустыни качает вершины сосен и кипарисов. А вдали, за Мертвым морем, серо-лиловые тени, будто дымкой подернутые вершины Моава, такие близкие и в то же время где-то далеко-далеко утонувшие во мгле жаркого летнего дня. В сердце богомольца, пришедшего на Елеон помолиться у могилы об упокоении души этого большого русского человека, с болью и тоскою невольно закрадывается жалость, что мы, русские, погребли под этой длинной белой плитой не только самого отца Антонина, но и самую память о нем. Потому-то вот и воскресение ее является для всех нас нашим общим делом. Отец Киприан в предисловии к своей книге писал: «Если бы отец Антонин не был русским, ему на родине, наверное, уже поставили бы памятник, чтили бы годовщины его рождения и смерти и написали бы о нем по крайней мере одну, быть может сухую, но солидную и исчерпывающую монографию. Мы же просто крепко забыли его». Сегодня, через 70 с лишним лет после выхода книги отца Киприана, отрадно думать, что суждение автора уже несправедливо в отношении современной России и Русской Церкви. В 1959 году Ленинградской духовной академии архимандритом, впоследствии митрополитом Никодимом (Ротовым), была написана работа «История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме» (Серпухов, 1997), в которой большое место занимает церковно-патриотическое служение архимандрита Антонина.

http://pravoslavie.ru/3101.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010