В XIX веке икона особенно прославилась исцелениями во время моровых эпидемий. В настоящее время чтимый Озерянский образ Божией Матери находится в Харькове. 31-й день Святые апостолы от 70-ти: Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Анеллий, Аристовул (I) Святые апостолы от 70-ти: Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Анеллий, Аристовул (I) . Святой апостол Андрей Первозванныи рукоположил Стахия в сан епископа Византийского, и он святительствовал шестнадцать лет, ревностно проповедуя Евангелие Христово и обращая язычников к истинной вере. Святой Амплий был епископом в городе Диосполе; святой Урван – в Македонии. Святительствовали они также с благословения святого апостола Андрея. За проповедь Евангелия были преданы мученической смерти иудеями и эллинамиязычниками. Святой Наркисс был святителем в городе Афинах. Святой Апеллий святительствовал в Ираклии. О святом Аристовуле сведения помещены 16 марта. Преподобные Спиридон и Никодим, просфорники Печерские (XII) Преподобные Спиридон и Никодим, просфорники Печерские (XII) , 30 лет исполняли свое послушание – пекли просфоры. Преподобный Спиридон пришел в монастырь при игумене Пимене (1132–1141) уже немолодым человеком. Подвижник сопровождал свой труд непрестанной молитвой и пением псалмов. Еще при жизни преподобный Спиридон был прославлен от Бога чудесами. Известен случай, когда он потушил мантией загоревшуюся пекарню: огонь погас, а мантия осталась целой. Святой Никодим трудился вместе с преподобным Спиридоном и вел такую же строгую жизнь. Мощи их находятся в Антониевой пещере. У преподобного Спиридона пальцы правой руки сложены троеперстно. Память также 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста. Преподобнаго Никодима Кожеезерскаго Службу зри 3 июля. Тропарь, глас 8: От Царствующаго града и яже в нем великия обители/пресельник явился еси/и промышлением Божественнаго разума окормляем,/к морским странам устремився,/вселился еси в пустыню,/уклоняяся мирския молвы/и силою Святаго Духа вооружаяся,/крестным оружием враги своя прогоняя,/постом и непрестанною молитвою жизнъ свою совершая,/ревнуя великим отцем Антонию, и Онуфрию, и Павлу Фивейскому,/с нимиже Господеви молися, отче Никодиме,//спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Желая отравить мужа, жена всыпала яд в пищу. Муж, ничего не подозревая, стал обедать вместе с Никитой. Хозяин ел досыта и после обеда умер. Никита был воздержен и остался жив: только жестокая боль в желудке давала знать, что он отравлен... Он обратился в своей скорби с молитвой к Богу, и встречает его на улице незнакомец и говорит: «Чем ты болен, Никита?» – Больной рассказал, что случилось с ним. «Ступай в собор, что на рву, – сказал незнакомец, вынеся ему воды в сосуде, – молитвы Пресвятой Богородицы помогут тебе, и ты будешь здоров». Целитель стал невидим, а Никита почувствовал, что вся болезнь его прошла, и он совершенно выздоровел. Ясно стало, что его целителем был никто иной, как святой Василий Блаженный, коего святые мощи почивают в сем соборе. Раз проходил он местность, называемую Кулишки (где теперь церковь Всех Святых), и остановился у шалаша юродивого Илии, которого окружила толпа; увидев его, юродивый закричал: «Хузьюгский пустынник пришел!» Эти слова сильно поразили Никиту, он принял их за призвание к новому роду жизни. Он продал все, что имел, раздал деньги бедным и поступил в Чудов монастырь. Тогдашний архимандрит Пафнутий, муж святой жизни, принял его с любовью, научил грамоте и, испытав послушанием, постриг в Ангельский образ с именем Никодима. Так сбылось предсказание слышанного им в юности таинственного голоса. Семь лет провел Никодим в послушании в Чудове монастыре. В 1602 году архимандрит Пафнутий был произведен в митрополита Сарского и, переселившись на Крутицы, взял с собой смиренного Никодима. Но душа смиренного инока рвалась в тихую обитель из шума городской суеты, и чрез год Никодим, с благословения владыки своего, отправился в новосозданную тогда Кожеозерскую обитель. Святитель благословил его в дальний путь Владимирской иконой Богоматери. Здесь Никодим жил полтора года, трудясь в просфорне, подобно своему Ангелу – преподобному Никодиму, просфорнику Печерскому. Наконец, исполнилось его заветное желание: с благословения великого старца-подвижника Серапиона, основателя Кожеозерской обители, и игумена оной, ученика Серапионова, Аврамия, Никодим поставил себе келлийку при речке Хузьюге, верстах в пяти от обители, и стал здесь подвизаться в глубоком безмолвии. 35 лет прожил тут Никодим безвыходно, подражая великому отшельнику древних времен, преподобному Павлу Фивейскому. Около хижины был у него огород, в котором сам он возделывал землю; в иное время любил он ловить удочкой рыбу, которую сам не употреблял, отдавая всю в обитель Кожеозерскую; воду носил себе из реки за версту, дорогой совершая молитву. Ночь обычно проводил на молитве, только сидя предаваясь дремоте. Дикие олени так привыкли к кроткому пустыннику, что свободно, без тревоги, ходили около него и кормились. Раз вода в Хузьюге во время половодья так поднялась, что затопила всю окрестность и залила келлию пустынника; тогда преподобный, взяв Владимирскую икону Богоматери, взошел на кровлю своей хижины и стоял тут на молитве дотоле, пока вода не упала.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Предположительно создание росписи относится к периоду появления кладки из плинфы, датированной 30-80-ми гг. XII в. Аналогичные плинфы с «расчесами» (нанесенными до обжига волнистыми линиями) встречаются, напр. в киевских храме св. Феодора Тирона Феодоровского мон-ря (1128), Успенской (Пирогощей) ц. на Подоле (1131), храме Кирилловского мон-ря (40-х гг. XII в.). Роспись пещер преподобных Никодима и Спиридона Просфорника. 1-я пол. XVIII в. Роспись пещер преподобных Никодима и Спиридона Просфорника. 1-я пол. XVIII в. На участке Нестора, начинающемся за гробницей прп. Нестора Летописца, справа на стене сохранилось выполненное в технике фрески погрудное изображение святого; впервые зафиксировано в 1978-1979 гг. Изначально эта стена была боковой частью ниши-аркосолия в камере с 2 лежанками (такие камеры, видимо, предназначались для погребения Печерских угодников), а образ «святого» располагался над изголовьем несохранившейся лежанки. Абрис фигуры с нимбом хорошо прочитывается, однако из-за сильных утрат определить стилистические особенности изображения трудно. Анализ красочного слоя показал, что художник использовал киноварь, охру красную и черный угольный пигмент. Появление этой фрески может быть связано со временем возникновения камер (Я. В. Литвиненко и Т. А. Бобровский по результатам исследования 2006-2008 гг. датировали их XIV-XV вв.). На участке Нестора также обнаружены следы росписи красного и черного цвета. С кон. XVI до сер. XVII в. эта часть Ближних пещер была доступна для паломников, о чем свидетельствуют многочисленные датированные граффити на стенах. Преподобные Спиридон и Никодим Просфорники. Гравюра из Киево-Печерского патерика. К., 1661 Преподобные Спиридон и Никодим Просфорники. Гравюра из Киево-Печерского патерика. К., 1661 Росписи XVII-XIX вв. (открыты в 1978-1979) сохранились на небольшом отрезке доступного для осмотра главного пещерного коридора, расположенного между церквами прп. Варлаама и Введения во храм Богородицы. На основании стиля выполненные маслом росписи датировались 1-й пол. XVIII в. На своде аркосолия с мощами прп. Афанасия затворника представлены образы Спасителя и Богоматери. Живописная манера архаична и нехарактерна для лаврской живописи XVIII в. Ближайшими аналогами этих изображений могут быть гравюры из КПП 1661 г. мастера мон. Илии. Так, заметно сходство в трактовке рук, непропорционально увеличенных по отношению к фигурам. Несмотря на то что краски местами потерты или утрачены, в правой руке Иисуса Христа просматривается необычная для Его изображений и более нигде не встречающаяся деталь - четки. Вероятно, этот свойственный иконографии преподобных атрибут появился при поновлении живописи в XIX в., когда утративший четкость образ Иисуса Христа мог быть принят живописцем за изображение прп. Афанасия.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОДИМ Сщмч. Никодим (Кротков), еп. Аккерманский, викарий Кишиневской епархии. Фотография. 1908 г. Сщмч. Никодим (Кротков), еп. Аккерманский, викарий Кишиневской епархии. Фотография. 1908 г. (Кротков Николай Васильевич; 29.11.1868, с. Погост (Погрешино) Нерехтского у. Костромской губ. (ныне Фурмановского р-на Ивановской обл.) - 21.08.1938, Ярославль), сщмч. (пам. 8 авг., в Соборе Костромских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Молдавских святых, в Соборе отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архиеп. Костромской и Галичский. Род. в семье диакона из старинного священнического рода. В 1878 г. поступил в Костромское ДУ, затем в 1883 г.- в Костромскую ДС, к-рую окончил 1889 г. по 1-му разряду. 19 нояб. того же года определен учителем церковноприходской школы в с. Олешь Галичского у. Костромской губ. В нач. февр. 1890 г. женился на племяннице настоятеля Петропавловской ц. в с. Тезине Кинешемского у. Костромской губ., который уступил ему свое место. Был рукоположен во иерея 25 февр. того же года Костромским и Галичским еп. Августином (Гуляницким) . В 1892 г. овдовел. В 1896 г. по совету наместника Киево-Печерской лавры, бывш. ректора Костромской ДС, архим. Сергия (Ланина; впосл. архиепископ) подал прошение об увольнении от настоятельства в тезинском храме и поступил в КДА. Во время учебы в академии 13 авг. 1899 г. в Крестовоздвиженской ц. Киево-Печерской лавры принял монашеский постриг с именем в честь прп. Никодима, просфорника Печерского. Постриг совершил его давний наставник Уманский еп. Сергий (Ланин). Окончил КДА в 1900 г. с присвоением ученой степени кандидата богословия за соч. «Пресвитера Иерусалимского Исихия аскетика и ее характер». 24 авг. того же года Н. был назначен на должность смотрителя Владикавказского ДУ. Во Владикавказе его трудами было завершено устройство домового училищного храма во имя святых Кирилла и Мефодия, освящение которого состоялось 28 янв. 1901 г. В мае 1902 г. был возведен в сан игумена. 5 сент. 1902 г. он был назначен и. о. инспектора Кутаисской ДС. С 8 янв. 1903 г.- ректор миссионерской Александровской ДС в с. Ардон (ныне город в Сев. Осетии) с возведением в сан архимандрита. С 8 февр. того же года являлся председателем Ардонского отделения Владикавказского епархиального училищного совета, с 28 сент. 1904 г.- благочинным мон-рей Владикавказской епархии. Во время ректорства Н. в Ардоне было закончено строительство каменного здания семинарии, в к-ром 1 окт. 1904 г. начались занятия. 26 янв. 1905 г. переведен на должность ректора Псковской ДС, где его помощником стал инспектор семинарии иером. Алексий (Симанский; впосл. патриарх Московский и всея Руси Алексий I ).

http://pravenc.ru/text/2565562.html

Когда Никита выпил, подавший 6 скрылся от него, а сам он почувствовал полное выздоровление. II. Жизнь в Чудовой и Кожеозерской обителях После чудесного исцеления, в душе Никиты невольно возник вопрос: не пора ли теперь жизнь, которую ему так давно сохранил Господь, посвятить всецело на служение Ему и тем ответить на призвание в детстве? Чтобы решить этот вопрос, Никита пошел на Кулишки, где тогда жил и давал полезные советы прозорливый старец Илия. Но не успел подойти к келье старца, как тот, окруженный большой толпой, пророчески воскликнул, обращаясь к нему: «Откуда пришел сюда Хозьюгский пустынник»? И тем ответил на тайную думу будущего подвижника. Исчезли все сомнения и колебания. Никита тотчас продал, что имел, деньги раздал нищим и, придя в Чудов монастырь, просил архимандрита Пафнутия принять его в число братии и утвердить его иноческие обеты. Пафнутий с любовью принял кроткого труженника, наложил на него сорокадневный пост и другие послушания. Когда же Никита все исполнил тщательно, с кротостью и послушанием, изучая в то же время Божественное писание, Пафнутий облек его в ангельский образ и назвал Никодимом в честь преп. Никодима, просфорника Печерского. Это произошло 31 октября 1595 года; тогда исполнился пророческий глас в поле, называвший Никиту Никодимом. Одиннадцать лет провел преп. Никодим в Чудовой обители. Под руководством умного и любящего наставника арх. Пафнутия, он проходил одно за другим разные послушания. Борясь со страстями, Никодим честно и усердно трудился в то же время на братию, был кроток, целомудрен, благочестив, братолюбив и мужествен. Братия удивлялась его подвигам и любила, но преподобный избегал почета и горел желанием большого душевного совершенства. Отрекшись от своей воли, он всецело отдал себя на служение Богу, очищая для Него свою душу подвигами. В последние годы пребывания в Чудовой обители нес еще обязанности кандиловозжигателя. Когда же, в 1606 г. архимандрит Пафнутий был назначен митрополитом Сарским и Подонским и переехал на Крутицы, Никодим, находившийся с ним, стал проситься в пустыню: жизнь при митрополичьем дворе, с её суетой, не могла быть по душе подвижнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

В стенах академического храма владыка Никодим регулярно проводил монашеские постриги и священнические хиротонии. Рукополагаемые священнослужители пополняли клир епархии. За первую половину служения в качестве митрополита Ленинградского он совершил 134 священнических и диаконских хиротоний. При нём статистика количества служащего в митрополии духовенства никогда не опускалась ниже отметки в 118 человек, а в некоторые годы значительно её превышала (в 1976 году - 137 человек служащего духовенства). Владыка Никодим был инициатором создания в митрополии хора духовенства, существующего и сегодня. Он также занимался гимнотворчеством и при удобном случае записывал в блокнот мысли, на которых основывались новые богослужебные последования. Известен его русский перевод со славянских и греческих текстов Великого канона преподобного Андрея Критского. " Город на Неве " - так любил называть владыка Санкт-Петербург, который в те годы стал духовной колыбелью для многих архиереев Русской Православной Церкви. Под сводами Свято-Троицкого собора лавры им было совершено 14 архиерейских хиротоний, большинство из которых - в период жизни Святейшего Патриарха Алексия I. Не был в стороне владыка и от решения хозяйственных вопросов епархии. Под его пристальным вниманием в ней действовали свечная и просфорная мастерские. К 49-ти годам владыка Никодим был уже тяжело больным человеком, перенесшим шесть инфарктов. Врачи прописывали ему покой и лечение, но даже находясь на больничной койке, он переживал за свою паству. Вот какие строки он писал Святейшему Патриарху Пимену: " Во время моей болезни в минувшем году более активнее совершать богослужения в храмах епархии и принимать посетителей пришлось викарному епископу преосвященному Мелитону, ко мне же часто приезжал секретарь, и мы регулярно имели контакты по телефону " . Последнее богослужение в городе на Неве митрополит Никодим совершил 5 августа в храме Святой Троицы " Кулич и Пасха " . Через месяц, 5 сентября, он отошёл ко Господу. Завершая небольшой экскурс в жизнь этого удивительного человека, хотелось бы сказать, что своим примером и беззаветным служением Русской Православной Церкви он вошел в её историю не только как видный общественный и церковный деятель, но и архипастырь, который по слову Господа нашего Иисуса Христа полагал свою душу за людей.

http://mitropolia.spb.ru/docs/slovo-mitr...

Никита Славянин , Афонский, сщмч. (4/17 апреля) Никита Готфский , Константинопольский, вмч. (15/28 сентября) Никита Мидикийский , Исповедник, игумен (3/16 апреля) Никита Печерский , Новгородский, еп., затворник (31 января/13 февраля; 30 апреля/13 мая; 14/27 мая) Никита Столпник , Переяславский, прп. (23 мая/5 июня [Ростов.]; 24 мая/6 июня) Никита Халкидонский , еп., исповедник (28 мая/10 июня) Никифор , из Антиохии Сирской, мч. (9/22 февраля) Никифор Алфанов , Сокольницкий, Новгородский, прп. (4/17 мая; 17/30 июня) Никифор I Константинопольский , патр., исповедник (13/26 марта; 2/15 июня) Никодим Кожеезерский , Хозьюгский, прп. (3/16 июля; 31 октября/13 ноября) Никодим Печерский , прп., просфорник, в Ближних (Антониевых) пещерах (28 сентября/11 октября [Печер.]; 31 октября/13 ноября) Никодим Святогорец , прп. (1/14 июля) Никодим Сербский , архиеп. (11/24 мая) Никола Святоша , Печерский, Черниговский князь, прп., инок, чудотворец, в Ближних (Антониевых) пещерах (28 сентября/11 октября [Печер.]; 14/27 октября) Николай , импер. Российский, страстотерпец (4/17 июля) Николай Болгарский , Софийский, мч. (17/30 мая) Николай Кочанов , Новгородский, Христа ради юродивый (27 июля/9 августа) Николай Саллос (Блаженный), Псковский, Христа ради юродивый (28 февраля/13 марта) Николай Чудотворец , Мирликийский, архиеп. (6/19 декабря; 9/22 мая) Николай Японский , равноап., архиеп. (3/16 февраля) Никон Печерский , прп., игумен, в Ближних (Антониевых) пещерах (23 марта/5 апреля; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Никон Радонежский , прп., игумен, ученик прп. Сергия Радонежского (17/30 ноября) Никон Сицилийский , еп., сщмч. (23 марта/5 апреля) Никон Сухой , Печерский, прп., в Ближних (Антониевых) пещерах (28 сентября/11 октября [Печер.]; 11/24 декабря) Нил Афонский , Мироточивый, прп. (7/20 мая) Нил Постник , Синайский, отшельник, пресвитер (12/25 ноября) Нил Сорский , прп. (7/20 мая) Нил Столобенский , прп. (7/20 декабря, 27 мая/9 июня) Нимфодора Вифинская , мц. (10/23 сентября) Нина , равноап., просветительница Грузии (Иверии) (14/27 января)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография НИКИФОР мч. Кесарие-Палестинский (пам. 13 нояб.) - см. в ст. Антонин, Никифор и Герман, мученики Кесарие-Палестинские НИКИФОР мч. Коринфский (пам. 31 янв., 10 марта; пам. греч. 5 апр.; пам. зап. 25 февр.) - см. в ст. Викторин, Виктор, Никифор, Клавдий, Диодор, Серапион, Папий мученики Коринфские НИКИФОР Петрович Зайцев (1884-1942), мч. (пам. 8 мая, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКИФОР I (757/8 - 5.04. или 2.06.828), свт. (пам. 13 марта, 2 июня), патриарх К-польский (12 апр. 806 - 13/20 марта 815); богослов, историк НИКИФОР ГРИГОРА (между 1290 и 1295 (вероятно, июнь 1293) - между осенью 1358 и кон. 1361), визант. богослов, историк, ученый, агиограф, представитель поздневизант. гуманизма, противник учения свт. Григория Паламы НИКИФОР И ГЕННАДИЙ преподобные (пам. 9 февр. и 8 янв. соответственно, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых), Важеозерские (Олонецкие), основатели Важеозерской Задненикифоровской пуст. в честь Преображения Господня близ Олонца НИКИФОР УЕДИНЕННИК [также Никифор Итал, Никифор Исихаст, Никифор Монах, Никифор Афонский] (XIII в.), афонский монах, автор включенного в «Добротолюбие» аскетического сочинения, прп. (пам. - во 2-ю неделю по Пятидесятнице в Соборе всех преподобных и богоносных отцов, во Св. Горе Афонской просиявщих) НИКОДИМ (ок. 1270 - 1324), свт., архиеп. Сербский (пам. 11 мая, в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей - 30 авг.) НИКОДИМ прп., Киево-Печерский (XII в.) - см. Спиридон и Никодим, преподобные Киево-Печерские, просфорники (XII в.) НИКОДИМ (в миру Никита; † 3.07.1639), прп. Кожеозерский, Хозьюгский, пустынножитель (пам. 3 июля, 5 авг. (местное празднование в день обретения мощей), в Соборе святых Архангельской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122298_126.htm...

3- преп. Амросия Оптинского 4-преп.Никандра Городноезерского 5-св.вмч.Пантелеимона 6-преп.Нила Столбенского 7-св.благоверной княжны Анны Новгородской 8-преп.Саввы Вишерского 9-св.благоверного князя Владимира Ярославича 10-апостола Иакова брата Господня 11-св.вмч.Анастасии Узоразрешительницы 12-святителя Григория Новгородского 13-св.мч.Андриана и Наталии 14-преп.Сергия Радонежского 15-часть камня Серафима Саровского 16-апостола Петра 17-св.благоверного князя Феодора 18-св.равноапостольной Марии Магдалины 19-40-ка Севастийских мучеников 20-святителя Никиты Новгородского 21-святителя Иоанна Новгородского 22-святителя Тихона патриарха Московского 23-св.преп.муч. Иосафа Снетогорского 24-св.благоверного князя Довмонта-Тимофея Псковского 25-частица от гроба Амвросия Оптинского 26-св.прав. Иакова Боровического 27-св.благоверного князя Всеволода-Гавриила Псковского 28-св.блаж.Николая Псковского 29-апостола Андрея Первозванного 30-святителя Филарета митрополита Московского 31-св.муч.Владимира митрополита Киевского 32-преп.Никола Святоша князь Черниговский 33-преп.Моисей Угрин 34-преп.Еразм 35-преп.Тит пресвитер 36-преп.Марк гробокопатель 37-преп.Никон игумен 38-преп.Пимен многоболезненный 39-преп.Иссакий затворник 40-преп.Нестор летописец 41-преп.Онисифор исповедник 42-св.муч.Иоанн младенец 43-преп.Исаия 44-преп.Никон сухой 45-преп.муч.Григорий чудотворец 46-преп.Иоанн брат 47-преп. Симон епископ Владимирский 48-св.мч.Анастасий диакон 49-преп.Дамиан целебник 50-преп.Сильвестр 51-свящ.муч.Меркурий 52-преп.Анатолий затворник 53-преп.Григорий иконописец 54-преп.Савва 55-преп.Сисой затворник 56-преп.мч.Феодор 57-преп.Спиридон Просфорник 58-преп.Ефрем епископ Переяславский 59-преп.Никодим Просфорник 60-преп.Лука эконом 61-преп.Игнатий 62-преп.Феофан Постник 63-преп.Афанасий затворник 64-преп.Макарий постник 65-преп.Марк 66-преп.Лаврентий епископ Туровский 67-преп.Пимен постник 68-преп.Нектарий 69-преп.Авраамий затворник 70-преп.Нифонт епископ Новгородский 71-двенадцать святых мастеров зодчих

http://azbyka.ru/palomnik/Валдайский_Иве...

III. Любовь священномученика Зиновия и сестры его Зиновии основана была на любви ко Христу, за Которого они пострадали. Да соединяет и нынешних братьев и сестер любовь ко Христу. Постараемся все ее приобрести. Будет любовь к Христу, будет и братская любовь. Тогда жить друг для друга братьям и сестрам будет и легко, и приятно, и утешительно, потому что тут в лице брата и сестры будет все делаться для Христа. Аминь. (Составлено по указанным источникам). Тридцать первый день Поучение 1-е. Преподобные Спиридон и Никодим (Уроки из их жизни: а) должно труд соединять с молитвой; б) избегать праздности и в) при изображении крестного знамения складывать три перста) I. Cbb. преподобные Спиридон и Никодим, память коих совершается ныне, были просфорниками в Киево-Печерской лавре и жили в XII веке. Оба они происходили из простого народа и не знали даже грамоты. В молодых летах Спиридон поступил в обитель. За высоконравственную жизнь игумен поставил его в просфорню для приготовления просфор. Послушание это очень нравилось Спиридону, потому что приготовляемые им просфоры шли для великого таинства св. Причащения. Труд свой св. Спиридон всегда соединял с молитвою и чтением или пением псалмов из Псалтири. Св. Никодим был сотрудником Спиридона и отличался таким же благочестием, как и Спиридон. Святые провели вместе 30 лет. Мощи их почивают в Антониевой пещере. У св. Спиридона персты правой руки сложены так, как складывают их при молитве; три первые перста соединены вместе, а средний и мизинец приложены к ладони. Это – урок для наших старообрядцев, которые обыкновенно так много ратуют за двуперстное перстосложение! II. Много уроков предлагает нам жизнь преп. Спиридона и Никодима. а)  Во-первых, они учат нас труд соединять с молитвой. Труд располагает к молитве и поддерживается ею, а молитва располагает к труду и возбуждается им. Однажды св. Антоний Великий, боровшийся в пустыне с своими помыслами, из глубины сердца вопросил Господа: «Господи, покажи мне путь спасения!» По какому-то невольному побуждению он вышел из своей пещеры и увидел кого-то похожего на себя, который сидел и работал, потом встал из-за работы и начал молиться; после опять сел и вил веревку, поработавши, опять встал на молитву. Это был ангел Господень, посланный для наставления и подкрепления Антония. Этот ангел Божий сказал ему вслух: «и ты делай так, – и спасешься». Труд, подкрепляемый молитвою, и молитва, сопровождаемая благим трудом, могут привести ко спасению души, к которому прежде и больше всего должны стремиться трудящиеся. (Достопамятные сказания о подвижничестве св. отцев, с. 3, § 1, изд. 1845 г.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010