Внимание есть признак искренняго покаяния. Внимание есть души воззвание к себе самой, мира возненавидение и к Богу восход. Внимание есть отложение греха и добродетели восприятие. Внимание есть несомненное убеждение во отпущении грехов. Внимание есть начало созерцания, или лучше, его условие: ибо чрез него Бог приникши является уму.   Внимание есть безмятежие ума, или лучше, стояние его (или установление от блуждений), по милости Божией ему даруемое. Внимание есть пресечение помыслов, памяти же Божией палата и сокровищница терпения всего находящаго. Внимание потому есть веры, надежды и любви виновница: ибо кто не верует, тот не может переносить находящия со вне прискорбности; а кто не переносит охотно сих прискорбностей, тот не может рещи: заступник мой еси Ты и прибежище мое (Пс. 90, 2); кто не положит Вышняго прибежищем своим, тот не будет глубокоискренен в любви к Нему.   Комментарии Всего комментариев: 14 2018/03/12, 23:00:56 Олег, тебе. Последней ступеней внимания, которая сама по себе состоит из множества ступеней, является современное понятие концентрация, она же является нача- льной стадией созерцания. Никифор дал дело о дыхании, физическая составляющая описана понятно. Но, Семион Новый Богослов был приверженцем художественного делания, что есть у вас, ведь и у Паламы есть понятие пупа? Анатолий 2018/01/16, 11:42:24 Святый отче Никифоре, моли Бога о мне и моих сродниках! Вымоли спасение моему роду! Помоги мне прийти к благодатной созерцательой молитве , и Марине , моей жене.Аминь. 2013/01/27, 18:34:06 Святый угодниче Божий Никифор!Помыслы одолевают меня, как только приступаю к молитве. Научи меня трезвению и вниманию, Христа ради! р.Б. Ирина 2013/01/22, 16:58:41 Преподобный Никифоре! Моли Бога о спасении душ грешных рабах Божьих Виталий, Ирины, и выпроси у Бога нашего чтобы покрыл нас своею Благотатью дабы и нам грешным спасти души наши! Виталий 2012/09/18, 14:04:54 Отче Никифоре!Помоги пожалуйста мне р,Б, Николаю умолить Господа вернуть жену мою любимую Татьяну!!!!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=109...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прмч. Никифор (Югов). Фотография. Нач. XX в. (Югов Николай Ильич; 1869, дер. Волосово Устюжского у. Вологодской губ.- 2.11.1918, г. Вел. Устюг Северодвинской губ.), прмч. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), мон. Из крестьянской семьи. В юности работал в дер. Красавино Устюжского у. на льнопрядильно-ткацкой фабрике Грибановых. Был племянником и крестником почитаемого старца Максима Югова, к-рый подвизался в лесном скиту в 30 верстах от Вел. Устюга. Со временем Николай Югов стал все чаще посещать дядю, а с 1902 г. жил у него постоянно. На нем лежала обязанность читать вслух монашеское правило, для заработка он плел лапти, делал рамки и киоты для икон. Еще при жизни старца Максима († 13 дек. 1906) он принял монашеский постриг с именем Никифор. После смерти духовного наставника продолжил его молитвенное служение в уединенном лесном скиту. Многие из духовных детей старца Максима стали считать своим наставником Н. Он вел обширную переписку, люди просили у него совета, молитвенной помощи в различных скорбях и невзгодах, делились огорчениями и радостями. После Октябрьской революции 1917 г. поток нуждающихся в духовной помощи увеличился. Наставления старца привлекали рабочих Красавинской фабрики. По донесению представителя советских властей «на место жительства Югова рабочие фабрики ходили толпами и слушали агитацию». С проповедью Н. местные власти связывали отказ рабочих вступать в профсоюз, что стало поводом для обвинения старца в «контрреволюционной пропаганде». В нач. окт. 1918 г. к скиту был направлен военный отряд. При появлении красноармейцев Н. мог незаметно уйти в лес, но в скиту в тот день находилось много посетителей, прибывших за духовной помощью. Н. знал, что если он скроется, этих людей могут арестовать. Не желая, чтобы из-за него пострадали невиновные, Н. добровольно отдал себя в руки красноармейцам. 9 окт. он был доставлен в Вел. Устюг и заключен в тюрьму.

http://pravenc.ru/text/2565466.html

– «Через это размеренное задерживание дыхания, – поясняет преподобный Никодим, – все прочие силы души тоже соединяются и возвращаются в ум, а через ум – к Богу» 2623 . Иными словами, здесь метод помогает тому, чтобы все силы были едины в молитве и устремлены к Богу и чтобы человек весь целиком стал молитвой и таким образом весь целиком соединился с Богом. В. Наконец, психофизический метод состоит в том, чтобы соединить ум с дыханием и понудить его войти вместе с дыханием в грудную клетку – до места сердца 2624 . Преподобный Никифор Уединенник советует так: «Собери свой ум, введи его в ноздри – это путь, которым направляется дыхание, чтобы достичь сердца. Толкни его, понудь его опуститься в твое сердце одновременно с вдыхаемым воздухом» 2625 . То же самое говорят святые Каллист и Игнатий Ксанфопулы: «Собери свой ум вне его привычного кружения и блуждания. Протолкни его мягко внутрь сердца дыханием. И поддерживай в нем молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя”» 2626 . Отметим, что эта техника всегда должна применяться под руководством опытного духовного отца, ибо в противном случае она может повлечь за собой тяжкие расстройства для тела и психики. Теперь, изложив начала психофизического метода, мы должны подчеркнуть, что он не имеет абсолютной необходимости и выполняет лишь вспомогательную роль 2627 . Святые отцы отводят ему главным образом подготовительное значение и предписывают прежде всего начинающим 2628 . Они признают возможность достичь того же результата иным путем. Так, например, преподобный Никифор Уединенник, один из виднейших поборников этого метода, пишет: «Если, несмотря на все твои усилия, тебе не удастся проникнуть в части сердца согласно моим указаниям, делай, как я тебе говорю, и, с Божией помощью, ты достигнешь цели... Изгнав из разума всякий помысел (ты можешь, достаточно лишь захотеть), дай ему «Господи Иисусе Христе, помилуй мя” и понуждай его кричать внутренне эти слова, исключая всякий иной помысел. Когда со временем ты овладеешь этой практикой, она откроет тебе вход в сердце, как я тебе и сказал, вне всякого сомнения» 2629 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Восходил на византийский престол чуть не монах, который с меньшею охотою шел к блестящему византийскому трону, чем с какою пошел бы в убогую келлию уединенной св. обители. Кажется, нет ни одного древнего писателя, который, говоря о Никифоре, не отметил бы той или другой черты строго подвижнического характера в жизни этого лица 503 ) не только до его воцарения, но и после этого события. Об его аскетизме распространено было в обществе византийском много достоверных сведений. Известно было, что он был вдовцом самой строгой жизни, отличался постничеством, нередко проводил ночи в молитве и чтении религиозных и назидательных книг 504 . Известно было и то, что не мало времени проведено было Ни-кифором в одном монастыре (на горе Кимине), где его дядя Михаил Малеин был игуменом, проведено в строжайших подвигах, и что мантия этого Михаила Малеина сделалась лучшим наследством для Никифора, которым он так дорожил. Одевать себя в эту мантию в минуты покаяния и сердечного горя было для Никифора делом особенно вожделенным 505 . Известно было также, что Никифор и во время своих военных походов ничего так не домогался, как общества наиболее уважаемых и любимых им монахов. Поощрить благочестивого подвижника к какому-нибудь полезному в монашеском быту предприятию, напр. построить храм для какого-либо общества монашеского, дать для этого материальные средства – было чуть не всегдашней думой Никифора. Известно, наконец, было, что для Никифора, так любившего Афон и преподобного Афанасия Афонского , приготовлена была этим последним и монашеская келлия на этой святой горе 506 . Афониты ждали, когда подвижник в миру Никифор станет подвижником вне мира. Но не то случилось. Лишь только Никифор Фока вступил на престол византийский 507 ), как последовала свадьба его – и все монашеские обеты, если не забыты, то во всяком случае исполнение их отложено на неопределенный срок. И этот брак Никифора, во многих отношениях, мог быть предметом соблазна. Ведь женился седовласый аскет на чрезвычайно молодой вдове покойного императора Романа II, первой красавице в Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

николай 2012/09/18, 06:18:24 Преподобный Никифоре! Скорбят наши ДУШИ -что не можем бороться с земни желаниямиПомоги окрепнуть ДУХОМ! Да покинут нас дурные помыслы! ГОСПОДИ !!! ИИСУСИ ХРИСТИ сыне БОЖИЙ отверзни нам ДУХОВНОЕ зрение- да ниспошли на нас дар ДУХА СВЯТАГО дабы познать ТВОЮ благодать ГОСПОДИ! Слава ТЕБЕ ГОСПОДИ!!! Слава ТЕБЕ ГОСПОДИ!!! СЛАВА !!! раб БОЖИЙ Александр 2012/09/17, 06:05:48 Преподобный Никифоре! Научи нас грешников созерцать молитву во славу господа ИИСУСА ХРИСТА во славу СВЯТОЙ ТРОИЦЕ!!! ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТИ сыне БОЖЫЙ!!! Да вскресни мы все во славе ТВОЕЙ!!! ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! Во истену ВОСКРЕС!!! рб Александр 2012/05/11, 14:04:15 Преподобный отче Никифоре, моли Бога о мне. Слава Господу за всё !!! 2012/05/11, 09:12:29 мы часто допускаем суету во храме и молитве даже не замечая оного . достигают много в вере те кто внимательно внимает на службе впитывая пение , дух ладана и благоговеет от молитвы ко Отцу Богу нашему . валериан 2012/05/10, 16:31:24 Преподобный отче Никифоре, моли Бога о мне многогрешной р.Б.Татиане. ГОСПОДИ, благодарю ТЕБЯ, что не оставляеши мя грешную! Благодарю ТЕБЯ за помощь мне многогрешной, прошу не отвернись от мене, не остави мя! р.Б. Татиана 2012/05/07, 22:13:23 Святый Отче Никифор! Моли Христа Бога нашего о грешных рабах Божьих Сергее , Любови ,Натальи , Марии .Вразуми и укрепи нас в молитве и в грешной жизни нашей наставь на путь истинный . Помоги нам заступлением своим . р.б.Любовь 2012/05/06, 22:12:15 СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!!!-испытания, скорби, болезни. ГОСПОДЬ нас любит и посылает нам. а я вот сам ссобой смериться немогу! знаю, понимаю, но...Отче Святый, помолитесь о мне грешнем. грешный раб максим 2012/05/06, 09:49:20 Светлый угодниче Божий Никифор моли Господа Бога обо мне грешной.Низкий поклон . р.Б.Татьяна 2012/05/06, 05:09:18 Отче Никифоре, моли Бога о нас грешных! Вразуми, укрепи в бодром и крепком внимании при молитве и в житейской мирской потребе... Варфоломей Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=109...

На другой день – 7-го Октября было снаряжено второе посольство к митрополиту и епископам, с предложением явиться на собор. Посольство состояло из трех архимандритов, двух протопопов и одного пресвитера – нотария Андрея, которому и вручен был парагностик. Послы, воротившись заявили, что митрополит принял их „с яростью и презрением“. Так безрезультатно закончился и второй день соборных заседаний. На третий день – 8-го Октября хотели было уже приступить к суду над митрополитами и епископами; но по совету председатели решили от имени собора послать к митрополиту в третий и последний раз – трех архимандритов, четырех протопопов и при них нотария Григория с парагностиком. На этот раз послы скоро возвратились и принесли такой ответ: что сделано, то уже сделано и иначе быть или переделаться не может; хорошо или худо мы поступили, только мы отдались Западной Цер- —138— кви“. После этого собор выслушал ряд речей, которые были произнесены председателем собора – экзархом Никифором, Киево-Печерским архимандритом Никифором Туром и представителями братств, городов и поветов. Во всех этих речах единодушно отвергалась уния и осуждалось преступное поведение митрополитов и епископов самовольно, без ведома и согласия духовенства и народа, заключивших эту, ненавистную всем унию. „Все мы православные, – говорил Никифор Тур, – не только находящиеся здесь на соборе, но и оставшиеся по домам, решительно не желаем унии. Об этом могут засвидетельствовать и миряне, имеющие инструкции от своих собратий“ 2566 . В середине этого заседания было получено известие, что явились королевские послы в качестве делегатов униатского собора и желают говорить с депутатами православного собора. В составе посольства находился, между прочим, и известный иезуит – Петр Скарга. Он вызвал князя К. Острожского и его сына Александра в особую уединенную комнату и пустил в ход все свое красноречие, чтобы склонить их на свою сторону. Заметив это, экзарх Никифор послал сказать Скарге, что ему, вместо диалектических упражнений в каком-нибудь углу, приличнее было бы прийти в заседание собора и вести открытый диспут с учеными богословами“ 2567 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Часть 2. История Русского Афона с древнейших времен до 1917 г. Более тысячи лет существует то, что иногда называют монашеской республикой, обосновавшейся на склонах гористого полуострова в Эгейском море, тянущегося от полуострова Халкидика. Афон, или Святая Гора, включает в себя территории, на которых находятся земли исключительно в монастырской собственности. Сейчас двадцать святогорских монастырей, несколько скитов, множество уединенных молитвенных мест являются уникальным центром православного монашества. Основание первых христианских храмов на Афоне предание относит ко временам Константина I Великоо (285–337), а монастырское строительство началось на Святой Горе не позднее VII в. В это время в Грецию хлынули монахи из разоренных арабскими захватчиками пустынных обителей Египта и Палестины, они актив-но заселяли Афон. Среди них были великие подвижники, такие как прп. Петр Афонский. Формой монашеской жизни тогда были небольшие монастыри – монодрионы, а также отшельнические кельи и пещеры. Но подлинной датой начала Афона как уникального духовного явления, локализованного в определенной географической точке на карте мира, стал 963 г. – время создания прп. Афанасием Афонским древнейшего из больших монастырей Святой Горы – Великой Лавры – первого как по времени возникновения и по величине, так и по месту в афонской иерархии. Последовавшее затем принятие первого Святогорского Устава (Типика) в 971/2 г. по общежительному образцу имело большое влияние на монашескую жизнь не только всего Афона, но и других православных стран.. Преподобный Афанасий Афонский (ок. 925 – ок. 1000), в миру Авраамий, родился в Трапезунде и, рано осиротев, в детстве воспитывался монахиней, после чего был взят ко двору византийского импера-тора. Получив здесь блестящее светское воспитание, он, одна-ко, всей душой стре-мился к монашеству и принял постриг от рук прп. игумена Михаила Малеина, племянник которого, Никифор Фока, впоследствии император, стал его близким другом. Избегая суетного мира и почестей, прп. Афанасий тайно удалился на Афон, где поселился в пещере, до сих пор существующей недалеко от Великой Лавры, однако слава о его аскетических подвигах быстро распространялась. Здесь нашел его полководец Никифор Фока и, пользуясь дружбой, убедил на свои средства построить большой монастырь, в котором хотел сам принять иноческий постриг, что не успел исполнить, будучи призван на императорский престол. Лавра, однако, была отстроена, и прп. Афанасий, хотя и против воли, стал ее первым игуменом, впервые введя на Афоне строгий общежительный устав по образцу древних палестинских монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феодор Вальсамон является первым по значению толкователем канонического кодекса Восточной Церкви. Будучи уроженцем Константинополя, он при Мануиле Комнине был Патриаршим хартофилаксом. В 1193 году он был избран Патриархом Антиохийским, но проживал в Константинополе, так как Антиохия была захвачена крестоносцами. Вальсамон составил толкования на полный состав церковных правил (Синтагму) и на Номоканон Фотия. Толкования Вальсамона сходны с толкованиями его знаменитого предшественника Зонары, однако содержат важные сведения и большую церковную практику. Вальсомон дополнял и исправлял, где это требовалось, некоторые места, толкований Зонары. Поэтому его толкование отличается большим совершенством, чем толкование Иоанна Зонары. §3. Выдающиеся писатели в век Палеологов (1259–1453 гг.) Период византийской истории с 1204 по 1453 гг., несмотря на территориальную раздробленность, постоянную опасность от турок-османов, борьбу за власть, был периодом «Палеологического возрождения». Особой ревностью к просвещению среди Палеологов отличался Михаил VIII, его сыновья Андроник и Мануил Палеологи. В век Палеологов весь литературный интерес сосредотачивался на полемике с латинянами, так как преимущественно в это время происходили попытки к соединению Церквей. Кроме того, в это время Константинопольскую Церковь занимали споры варлаамитов и паламитов, и по этому поводу надписано было несколько сочинений. Никифор Влеммид Никифор Влеммид жил в XIII веке, был ученым и благочестивым монахом. У него учились многие греки. При Никейском императоре Феодоре Ласкарисе (1254–1258 гг.) ему предлагали Патриарший престол, но смиренный инок отказался от него ради уединенной и подвижнической жизни. Бесстрастный ко всем мирским расчетам, он, пожалуй, единственный в ту эпоху желал соединения Церквей для общего блага. Исходя из этих намерений, он писал сочинения в пользу унии. Известен его трактат «О душе». Его литургическое сочинение «Избранные стихи из псалмов» вошли в следованную Псалтирь и в Ирмологию под названием «Псалмы избранные с величаниями». Патриарх Григорий Кипрский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

пост алкательный, воздержание несладостное, бдение терпеливое, коленопреклонение утомительное, стояние неподвижное, молитву непрестанную, смирение непритворное, сокрушение и воздыхание постоянное, молчание мудрое и во всем терпение. Труды добродетелей твоих снеси, говорит Писание (Пс. 127, 2); и еще: нудящихся есть Царствие Небесное (Мф. 11, 12). Кто всеусильно тщится каждодневно совершать сказанные делания, тот с Богом соберет и плоды от них в свое их время. Никифор Уединенник Краткое о нем сведение (из греч. Добротолюбия) Никифор преподобнейший отец наш, поприще своих аскетических подвигов совершивший на Святой Горе Афонской, скончался немного прежде 1340 года. Он был наставником и руководителем в изучении высшего любомудрия аскетического для Григория Солунского (Паламы), как тот сам об этом негде свидетельствует. В беспопечительном безмолвии себе единому внимая и в себе неизреченно соединившись с премирным Богом, блаженное в сердце своем восприял он просвещение благодати. Сам богато вкусив сего божественного дара, и нас отечески руководит к тому настоящим своим свитком, в коем, собрав из писаний и житий святых отцов места о трезвении, внимании и молитве, а в конце приложив и от своего опыта совет, всех приглашает путем умносердечной молитвы восходить к преискреннейшему общению с Господом. Никифора Уединенника Слово о трезвении и хранении сердца многополезное Вы, которые желаете улучить благолепное божественное просвещение Спасителя нашего Иисуса Христа, – которые ищете восприять сердечно в чувстве пренебесный огнь, – которые тщитеся ощутить опытом и чувством примирение с Богом, – которые для того, чтобы обрести сокровище, сокрытое на поле сердец ваших, и стяжать его, оставили все мирское, – которые желаете, чтоб душевные свещи ваши еще отныне светло засветились, и для того отреклись от всего настоящего, – которые хощете сознательно и опытно Царствие Небесное сущим внутрь вас познать и приять, – придите, и я повем вам науку вечного небесного жития или лучше метод, без труда и пота вводящий действующего по нему в пристань бесстрастия и избавляющий его от страха прелести или падения от козней бесовских.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

1978. Τ. 23. Σ. 207-232). Трактат является сокращенным изложением соч. «О Святой Троице» (CPG, N 5432), приписанного свт. Кириллу , архиеп. Александрийскому. Автором переработки ныне признаётся Никифор Влеммид (см.: ИАБ, 6. 224). Библиогр.: PLP, N 20325; ИАБ, 6. 430-434. Лит.: Hausherr I. La méthode d " oraison hésyhaste//OrChr. 1927. Vol. 9. N 2(36). P. 101-209; idem. Note sur l " inventeur de la méthode d " oraison hésyhaste//Ibid. 1930. Vol. 20. N 3(66). P. 179-182; Jugie M. Note sur le moine hésychaste Nicéphore et sa manière d " oraison//EO. 1936. Vol. 35. P. 409-412; Τατκης Β. Ν. Νικηφρος Μοναχς Ησυχαστς//Κληρονομα. 1969. Τ. 1. Σ. 325-336; Laurent V., Darrouz è s J. Dossier grec de l " union de Lyon (1237-1277). P., 1976. (ArchOC; 16); Darrouz è s J. La citation dans l " opuscule «De custodia cordis»// Sym é on le Nouveau Th é ologien. Chapitres théologiques, gnostiques et pratiques/Ed. J. Darrouzès. P., 1980. P. 193-196. (SC; 51bis); Stiernon D. Nicéphore l " hésychaste//DSAMDH. 1982. T. 11. Col. 198-203; Rigo A. Niceforo l " esicasta (XIII sec.): Alcune considerazioni sulla vita e sull " opera//Amore del Bello: Studi sulla Filocalia. Bose, 1991. P. 81-119; Sokologorsky I. La défense par Palamas du traité de Nicéphore «De la garde du coeur»//Istina. P., 1999. Vol. 44. N 4. P. 368-390; Bielawski M. Il cielo nel cuore: Invito al mondo esicasta di Niceforo il Solitario. R., 2002; Ψευτογκς Β. Στ. Νικηφρος Ιταλς Βος, Εργο, Θεολογικ πνευματικτητα//Κληρονομα. 2004. Τ. 36. Σ. 321-336; Toti M. La «tecnica» esicasta in Niceforo il Solitario e Gregorio Sinaita//Studi sull " Oriente Cristiano. R., 2012. Vol. 16. N 1. P. 57-70. А. Г. Дунаев Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных) ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных) МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ [Максим Кавсокалив] (ок. 1270 - ок. 1365), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 13 янв.), один из наиболее выдающихся афонских подвижников-исихастов XIV в.

http://pravenc.ru/text/2565544.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010