Михаил VII Дука Парапинак (1071–1078), любивший заниматься науками, беседовать с учеными, сам писавший стихи, не имевший никакой склонности к военным делам, восстановил бюрократический режим своего отца Константина Дуки. Но последний режим не соответствовал внешнему положению государства. Новые успехи турок и печенегов настоятельно требовали, чтобы во главе империи стоял император-воин, опиравшийся на армию, в которой население видело спасение государства. «Выразителем народных нужд, по словам одного историка, в этом отношении подавшим надежду на их удовлетворение», 1005 явился стратиг одной из малоазийских фем Никифор Вотаниат, который, будучи провозглашен императором в Малой Азии, принудил Парапинака постричься и уйти в монастырь, после чего вступил в столицу и был коронован патриархом. Правил Никифор III Вотаниат с 1078 по 1081 год. Но новый император, престарелый и физически слабый, не мог справиться ни с внутренними, ни с внешними затруднениями. Крупная землевладельческая аристократия провинции не признавала прав Никифора III на престол. В различных частях империи появились претенденты, оспаривавшие трон у Вотаниата. Особенно искусно воспользовался обстоятельствами один из его главных военачальников Алексей Комнин, племянник уже ранее царствовавшего Исаака Комнина и родственник царствовавшей также фамилии Дуков, поставивший себе целью добиться престола, что ему и удалось. Вотаниат отрекся от престола и удалился в монастырь, где был пострижен в монашество. В 1081 году Алексей Комнин был венчан на царство и, положив конец смутному времени в Византии XI века, открыл собой эпоху династии Комнинов. Его вступление на престол знаменовало собой победу военной партии и крупного провинциального землевладения. Конечно, при столь частой смене императоров и почти не прекращавшейся тайной или явной борьбе за трон внешняя политика империи не могла стоять на надлежащей высоте, особенно ввиду той сложной и опасной для государства обстановки, которая создалась ввиду успешных действий главнейших врагов империи: турок-сельджуков с востока, печенегов и узов с севера и норманнов с запада. Турки-сельджуки

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Между 1046 и 1049 гг. на Афоне поселились еще болгарские монахи. Они пришли сюда во главе с игуменом Селинским Иоанном и заняли греческий монастырь Зографа. С того времени Зограф сделался национальным болгарским монастырем. 1138 Константин Мономах, давший в 1046 г. устав св. Горе, не оставлял ее своим вниманием и в последующее время. В июне 1052 г. он хрисовулом назначил одного царского сановника попечителем лавры св. Афанасия. 1140 Приблизительно в то же время он освободил Иверский монастырь, по просьбе монаха Георгия Иверского, от разных повинностей и на свои деньги приобрел свинец, чтобы покрыть храм этого монастыря. 1141 Преемники Мономаха до Алексея Комнина не менее его благоволили к Афону. Михаил VI Стратиотик хрисовулом от 1057 г., данным лавре св. Афанасия, прибавил ей 3 литра жалования к прежним 8 литрам и 20 монетам, которые она получала из царской казны по милости его предшественников, а прочим афонским монастырям пожаловал еще 10 литр к прежним 170. Побуждением к такой щедрости императора были, с одной стороны, бедность святогорцев, а с другой – их молитвы за царя и его победоносное войско. В указанном хрисовуле Михаил называет святыми как гору Афон, так и Афанасия, преобразователя тамошней монашеской жизни. 1142 Константин X Дука в первый же год своего самодержавия (1060) утвердил за лаврой св. Афанасия данный ей Константином Порфирородным Перистерийский монастырек св. апостола Андрея Первозванного близ Фессалоники, а также и все другие приобретенные ею владения, освободив их от всех податей и повинностей поземельных и гражданских. 1143 Семейство царя также благодетельствовало Афону. Один из сыновей Дуки – Андроник сигиллионом утвердил за Дохиарской обителью право на владение Перигардикийским полем, а другой его сын – Михаил VIII с матерью Евдокией в 1074 г. освободил от повинности все пахотные земли Дохиара. 1144 Роман IV Диоген в 1068 г. пожаловал хрисовул Каракальскому монастырю относительно его имений. 1145 Наконец, для Афона не прошло бесследно и царствование Никифора III Вотаниата (1078–1081). В первый год своего царствования Вотаниат по просьбе монахов Иверского монастыря, находившегося в крайней бедности, утвердил за ним все его имения и освободил их от разных налогов и поборов. Тогда же он приказал ежегодно выдавать монастырю из государственной казны 8 литр и 16 монет и подтвердил его самоуправляемость. 1146 В 1081 г. Никифор Вотаниат издал так называемый χρυσβουλλος γραφ, где в пользу лавры св. Афанасия решался ее спор с неким Феодором Эхмалотом о каких-то спорных владениях ( περ τινων πιμχων). 1147 В последние годы своего царствования Никифор Вотаниат одарил разными дарами многих монахов Афона, а существование и права старейших афонских обителей обеспечил хрисовулами. 1148

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

И тут произошло нечто неслыханное: недавний губитель государства быстро вошёл в соглашение с норманнским искателем приключений; он выступил претендентом на престол и двинулся против столицы и собственного племянника. В этой опасности центральное правительство бросилось в объятия турок. В 1074 году Сулейман, с согласия Мелик–шаха, заключил с Византией договор, в силу коего он стал правомерным владетелем оккупированных восточных провинций. За это сельджуки обещали поставить сильный вспомогательный отряд и сдержали слово. Их наездники рассеяли бунтарские шайки и взяли в плен обоих вожаков. Дука был заточён в монастырь, а Урсель ускользнул и собрал новые войска в феме Армениак. Против него в 1074 году был выслан Алексей Комнин, сын Иоанна Комнина, племянник императора Исаака. Таким образом, Алексей выступил впервые и счастливо на всемирно-историческую сцену: на его долю выпал триумф привести в цепях в Константинополь беспокойного кондотьера. Бедствия от турецких нападений и опустошений в Малой Азии, конечно, и далее беспрепятственно продолжались. Бюрократический режим созрел для гибели; таково было господствующее убеждение. Спасение было только в армии. В 1078 году и в Европе и в Азии одновременно произошли два восстания: Никифор Вриенний, стратиг Диррахия, двинулся к столице, в то время, как в Малой Азии с согласия сельджуков, купленного ценой новых унизительных уступок, Никифор Вотаниат был провозглашён автократором. Восстание дворянства и народа принудило Михаила VII к отречению: он стал архиепископом ефесским, Никифор же III Вотаниат был всеми признан императором (1078–1081 гг.). Алексей Комнин совершенно разбил Вриенния при Калабрии ( Καλαβρη) во Фракии и так же энергично подавил несколько быстро поднявшихся бунтов, до тех пор, пока в 1080 году не провозгласил себя императором его собственный зять, безмерно богатый и пользовавшийся влиянием среди военно-землевладельческого дворянства Никифор Мелиссин; у этих людей совершенно иссякли патриотические чувства. Новый претендент заключил с Сулейманом условия относительно дележа приобретений, которые должны были быть сделаны на счёт Вотаниата.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Об этом стало известно Вотаниату, и Никифор III, снабдив Комнина деньгами для снаряжения армии, направил его на норманнов. Но, дойдя до Адрианополя, Алексей внезапно сделал остановку и отказался выплачивать солдатам жалованье. Обманывая их, он утверждал, что император не снабдил его необходимыми средствами. Что называется, «играя на публику», Комнин начал раздавать воинам собственные деньги и имущество, говоря: «Если бы было возможно, я обогатил бы таких замечательных и умных людей, как вы!» Естественно, он добился того, чего хотел, – солдаты были готовы отдать за него жизнь и одновременно с этим возненавидели василевса. Тогда Комнин решился на следующий, в общем-то, довольно рискованный шаг. Алексей объявил солдатам, что поедет в Константинополь, дабы при встрече с царем уговорить того выплатить солдатам жалованье. И действительно поехал. Но для того, чтобы... при встрече с Никифором III в очередной раз уверить того в своем верноподданническом чувстве. А попутно провести последнюю рекогносцировку перед решительными действиями. 8 февраля 1081 г. Комнин вернулся к войску и объявил, будто за попытку защитить интересы солдат император приказал его арестовать и предать суду (!), и только благодаря счастливой случайности ему удалось вырваться из столицы. Нетрудно догадаться, что после этого войско дружно провозгласило Алексея Комнина императором и двинулось на Константинополь 120 . Попутно Алексей направил гонцов к Дукам, и кесарь Иоанн, поспешивший к нему на помощь, оказал Комнину большую услугу, снабдив мятежников деньгами и присоединив к ним отряд наемников-угров. Когда об этом узнал Никифор III Вотаниат, он немедленно отдал приказ арестовать семейство Комнинов. Но предупрежденная Алексеем Анна Далассина, взяв с собой дочерей, внуков и невесток, укрылась в храме Святой Софии. Император потребовал от нее оставить храм, но та, уцепившись за иконостас, заявила, что, только отрубив руки, ее можно вывести отсюда. Вскоре к Анне прибыла Ирина, решившая разделить с родственниками и не любящей ее свекровью все тяготы и опасности. Авторитет семейств Комнинов и Дуков был настолько высок в народе, что василевс не осмелился прибегнуть к силе. Он вступил в новые переговоры, в результате которых Анна Далассина согласилась перейти в Петрийский монастырь под гарантии безопасности со стороны царя. Теперь им оставалось только ждать завершения волнующих событий 121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    87 В сочинении Никифора Вриенния (Nic. Br., IV, 13) на Никифора Вриенния Старшего бросается не «второй турок», а «первый турок с отрубленной рукой» (о πρωτος την χερα υπ’ αυτο εκτμηθες).     88 В тексте лакуна: пропущено название места (см. Предисл., стр. 28).     89 Ил., XIV, 398.     90 Ил., II, 2.     91 Борил, по словам Вриенния (Nic. Br., III, 22), был одним из ближайших к Никифору III лиц, которому император пожаловал высокие титулы протопроедра (об этом титуле см. Diehl, De la signification du titre «proèdre»; cp. Svoronos, Recherches sur le cadastre..., p. 68) и этнарха (т. е. начальника союзнического войска. См. Скабаланович, Византийское государство и церковь в XI в., стр. 345). По словам Вриенния, Борил был «скифом или мисийцем» (т. е. болгарином), Анна называет его славянином (II, I, стр. 91). В. Златарский предполагает половецко-болгарское происхождение Борила (см.: Златарски, Потеклото на Петра и Асеня...; Скабаланович, Византийское государство и церковь в XI в., стр. 128 и сл.).     92 Версию о том, что инициатором ослепления Вриенния был Алексей, поддерживает враждебный Алексею Зонара (Zon., XVIII, 19). Следует отметить, что современник этих событий, панегирист Вотаниата Атталиат (Attal., рр. 291—292) сообщает, что Вриенния ослепили палачи, посланные Вотаниатом. Таким образом, в данном случае у нас нет оснований не доверять сообщению Анны.     93 Магистр и протопроедр Василаки был назначен дукой Диррахия после Никифора Вриенния Старшего. Во время восстания Никифора (осень-зима 107778 г.) Василаки под предлогом борьбы с мятежником собрал большое войско, куда входили норманнские, болгарские, франкские, а позднее и печенежские отряды. Примерно в марте Василаки занял Фессалонику и открыто восстал против Вотаниата (см.: Attal., рр. 297—300; Nic. Br., IV, 16—28; Skyl., pp. 739—741; Zon., XVIII, 19; Glycas, IV, р. 617; Guil. Ар., IV, 88—121. Ср. Скабаланович, Византийское государство и церковь в XIb., стр. 122—123).     94 Т. е. к Фессалонике.     95 Тифон — страшное чудовище греческой мифологии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

В рассказе «Об Аврааме» Панталеон сначала кратко описал библейские сюжеты о явлении Аврааму Пресв. Троицы, о жертвоприношении Исаака, а затем упомянул, что ангелом, остановившим Авраама во время жертвоприношения, был М. и он помогал Иакову и Моисею, покровительствовал потомкам Авраама. В рассказе «О Валаце» использован сюжет о Валаке, Валааме и его ослице, увидевшей ангела. Панталеон называет ангела, преградившего путь Валааму,- М. В тексте «О Моисеови телесе» автор сначала ссылается на Послание Иуды, а затем кратко пересказывает апокриф «Вознесение Моисея». Далее («О Иисусе Навине») рассказывается библейский сюжет об овладении Иерихоном Иисусом Навином с помощью безымянного архистратига. У Панталеона архистратигом назван М. Затем довольно подробно пересказан библейский сюжет «О Гедеоне»; ангел, помогающий Гедеону, как и в Библии, остается безымянным, но в конце назван М. В рассказе «О Нафане и Давиде» М. назван мстителем, который мог наказать Давида за убийство Урии, если бы Давид не принял обличение пророка. В коротком рассказе о Голиафе (в ВМЧ «О Голиаде») М. является помощником Давида. В тексте «О Данииле пророце» кратко упомянута история Сусанны. М.- ангел, к-рый отомстит клеветникам. Затем продолжается рассказ «О Давиде другое», в к-ром от раскаявшегося Давида отступает ангел с мечом. В повествовании о Сеннахириме (Синаххерибе), «О трех отроцех» и о «Данииле пророце» М. назван ангелом, спасшим Даниила во рве. В тексте «Об Аввакуме пророце» М.- ангел, который кормил Даниила сочивом, сделанным Аввакумом. В тексте «Об Иезекииле пророце» передано восхищение быстротой архангела, способного за миг перенести пророка в Иерусалим. То же восхваление присутствует и в следующих рассказах - «Об апостоле Филиппе» и «О Еносе», к-рого ангел возносил в заоблачные дали. Имп. Никифор III Вотаниат, свт. Иоанн Златоуст и арх. Михаил. Миниатюра из Гомилий свт. Иоанна Златоуста. 1078–1081 гг. (Paris. Coislin 79. Fol. 2v) Имп. Никифор III Вотаниат, свт. Иоанн Златоуст и арх. Михаил. Миниатюра из Гомилий свт. Иоанна Златоуста. 1078–1081 гг. (Paris. Coislin 79. Fol. 2v)

http://pravenc.ru/text/2563460.html

Разработанные в средневек. иконографии типы продолжают использоваться и в поствизант. время в греч. литургических рукописях (Служебник из б-ки Преображенского мон-ря в Метеорах - Cod. 221. Fol. 11v, XVI в.,- И. З. стоит под узорчатой аркой на колоннах, облачен в саккос с крестами, в левой руке Евангелие, в правой воздвизальный крест), а также в рус. Служебниках (Служебник из б-ки собора Св. Софии в Вел. Новгороде - РНБ. Соф. 711. Л. 116, XVI в.). Изображение И. З. сопровождает тексты в рукописях «Фикара» (молитвенника, составителем к-рого был афонский инок Фикара), написанных на бумаге и украшенных рисунками пером. Они представляют писателей, святителей и иноков, расцвечены черной краской и охрой, имитирующей золото. И. З. здесь изображен в 3/4-ном развороте или в профиль, со свитком в руке, правая рука поднята в ораторском жесте обращения и указания; его облачение составляют крещатые ризы, омофор с большими крестами, подризник с источниками, шитые золотом поручи и епитрахиль - напр., в рукописях афонских мон-рей Дионисиат (Ath. Dionys. 471. Fol. 27v, XV в.) и Кутлумуш (Ath. Cutl. 193. Fol. 3v, XV в.). Изображение И. З. в миниатюрах может соединять черты иконографии святителя и пророка, как на миниатюре из серб. рукописи Симеона Метафраста письма Стефана Доместика (Ath. Chil. 400. Fol. 4v, 1465 г.) - И. З. в красно-оранжевом саккосе стоит фронтально на подножии, правая рука поднята в жесте именословного благословения, в левой держит раскрытый свиток с текстом: «Приидите да послушайте стра…». Оригинальной чертой является гуменец (тонзура) на голове И. З.; в левом углу миниатюры в небесном сегменте помещена фигура благословляющего Иисуса Христа. Имп. Никифор III Вотаниат, арх. Михаил и свт. Иоанн Златоуст. Миниатюра из Гомилий свт. Иоанна Златоуста. 1079–1081 гг. (Paris. Coislin. 79. Fol. 2v) Имп. Никифор III Вотаниат, арх. Михаил и свт. Иоанн Златоуст. Миниатюра из Гомилий свт. Иоанна Златоуста. 1079–1081 гг. (Paris. Coislin. 79. Fol. 2v) Помимо иллюминированных Служебников образ И.

http://pravenc.ru/text/ИОАНН ЗЛАТОУСТ ...

324–337 Константин I 337–361 Констанций 361–363 Юлиан 363–364 Иовиан 364–378 Валент 378–395 Феодосий I 395–408 Аркадий 408–450 Феодосий II 450–457 Μаркиан 457–474 Лев I 474 Лев II 474–475 Зенон 475–476 Василиск 476–491 Зенон (вторично) 491–518 Анастасий I 518–527 Юстин I 527–565 Юстиниан I 565–578 Юстин II 578–582 Тиверий I Константин 582–602 Маврикий 602–610 Фока 610–641 Ираклий 641 Константин III и Ираклион 641 Ираклион 641–668 Костант II 668–685 Константин IV 685–695 Юстиниан II 695–698 Леонтий 698–705 Тиверий II 705–711 Юстиниан II (вторично) 711–713 Филиппик 713–715 Анастасий II 715–717 Феодосий III 717–741 Лев III 741–775 Константин V 775–780 Лев IV 780–797 Константин VI 797–802 Ирина 802–811 Никифор I 811 Ставракий 811–813 Михаил I Рангаве 813–820 Лев V 820–829 Михаил II 829–842 Феофил 842–867 Михаил III 867–886 Василий I 886–912 Лев VI Мудрый 912–913 Александр 913–959 Константин VII Багрянородный 920–944 Роман I Лакапин 959–963 Роман II 963–969 Никифор I Фока 969–976 Иоанн I Цимисхий 976–1025 Василий II 1025–1028 Константин VIII 1028–1034 Роман III Аргир 1034–1041 Михаил IV 1041–1042 Михаил V 1042 Зоя и Федора 1042–1055 Константин IX Мономах 1055–1056 Феодора (вторично) 1056–1057 Михаил VI 1057–1059 Исаак I Комнин 1059–1067 Константин X Дука 1068–1071 Роман IV Диоген 1071–1078 Михаил VII Дука 1078–1081 Никифор III Вотаниат 1081–1118 Алексей I Комнин 1118 1143 Иоанн II Комнин 1143–1180 Мануил I Комнин 1180–1183 Алексей II Комнин 1183–1185 Андроник I Комнин 1185–1195 Исаак II Ангел 1195–1203 Алексей III Ангел 1203–1204 Исаак II (вторично) и Алексей IV Ангелы 1204 Алексей V Мурчуфл 1204–1205 Константин XI Ласкарь 1204–1222 Феодор I Ласкарь 1222–1254 Иоанн III Дука Ватац 1254–1258 Феодор II Ласкарь 1258–1261 Иоанн IV Ласкарь 1259–1282 Михаил VIII Палеолог 1282–1328 Андроник II Палеолог 1328–1341 Андроник III Палеолог 1341–1391 Иоанн V Палеолог 1347–1354 Иоанн VI Кантакузин 1376–1379 Андроник IV Палеолог 1390 Иоанн VII Палеолог 1391–1425 Мануил II Палеолог 1425–1448 Иоанн VIII Палеолог 1449–1453 Константин XII Палеолог б

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мятежная армия дрогнула, в это же время к Комнину подоспели уцелевшие от первых атак франки и «бессмертные», к которым примкнули сельджуки. Но и теперь исход сражения был неясен. Все решили, как обычно, частности. Один из «бессмертных» напал на Никифора и ценой собственной жизни выбил полководца из седла, что еще более деморализовало его войско. Турки и тяжелая конница во главе с Комнином довершили разгром мятежного войска 108 . Так старая элита Византии хоронила себя и государство, отдавая в виде платы туркам исконные римские земли. Гибель армии Вриенния стоила Римскому государству Никеи, которую Кетельмуш избрал своей столицей, основав в 1077 г. Румский султанат. Хотя брат Никифора Иоанн Вриенний успел бежать, самого узурпатора привезли в Константинополь и ослепили, после чего император на всякий случай утешил того богатыми дарами и присвоением новых чинов 109 . Однако уже вскоре объявился новый конкурент на царский трон – протопроэдр Никифор Василакий, любимец Парапинака, некогда собиравшийся заменить Вриенния как правителя на Западе. Он составил большое войско из греков, албанцев, болгар, печенегов и норманнов под видом борьбы с Вриеннием, но когда тот пал, открыто объявил о своем неповиновении Вотаниату. И вновь Алексею Комнину, даже еще не успевшему возвратиться в Константинополь, пришлось бороться с новым мятежником, правда, в виде аванса он получил от императора титул севаста. Это была очень почетная награда, поскольку титул «севаст» означал то же, что «август» у древних римлян. Таким образом, Алексей стал почти приравнен к царской особе. По приказу василевса он пошел на Фессалоники, где квартировала армия Василаки, и успех вновь сопутствовал молодому полководцу. Перехитрив врага, он поймал его в ловушку во время ночной вылазки мятежной армии, пленил и в кандалах отправил в Константинополь. В столице Василаки, как и Никифору Вриеннию, выжгли глаза 110 . Едва покончили с этой апостасией, как возник еще один претендент на императорство. На этот раз им стал Константин Дука, брат свергнутого василевса Михаила VII. Как уже говорилось выше, во главе гвардейской тагмы «бессмертные» он был отправлен на Восток, чтобы сдержать турецкие набеги на пограничные территории. Однако это была ошибка со стороны Никифора III Вотаниата. Император не учел, что «бессмертные» расположены к семейству Дуков, а война на опасном Востоке представлялась изнеженным гвардейцам малопривлекательной. В общем, едва войско выступило в поход, как состоялось соглашение между ним и Константином Дукой, вследствие которого тот был объявлен императором. Вотаниату очень не хотелось воевать – тем более что его силы были весьма ограниченны. А потому царь просто перекупил «бессмертных», которые вернулись в столицу и выдали Вотаниату Константина Дуку. Мятежник был судим, пострижен в монахи и отправлен в ссылку 111 . Впрочем, и на этот раз Вотаниат действовал довольно гуманно, не желая проливать кровь мятежников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

436 Пселл имеет в виду представления Платона, изложенные в диалоге «Тимей», согласно которым земле как одному из четырех элементов («родов») бытия приписывается вид куба (см. Платон. Сочинения, т. 3, ч. 1. М., 1971, с. 498 и прим. 85). 437 Время Михаила VII было периодом тяжелейшего внешнеполитического кризиса империи. Поражение при Манцикерте в 1071 г. практически открыло сельджукам беспрепятственный путь в Малую Азию. В этом же году норманны взяли Бари – последний оплот византийского господства в Италии – и начали наступление на Балканы. Одновременно усилился нажим на Византию со стороны кочевых народов – печенегов и угров. 439 Жена Михаила VII – Мария или Марфа (по византийским источникам Аланская) – дочь грузинского царя Баграта IV, в будущем супруга императора Никифора Вотаниата, сменившего на престоле Михаила VII. О ее красоте с восхищением пишут и другие византийские историки. 440 Сын Михаила VII Дуки Константин родился в 1074 г. В младенчестве он был обручен с дочерью предводителя сицилийских норманнов Роберта Гвискара Еленой. Однако этот брачный контракт был расторгнут с приходом к власти Никифора III Вотаниата. В дальнейшем его обручили с Анной, дочерью царя Алексея I Комнина, будущей знаменитой писательницей Анной Комниной. Константин, однако, умер, не дожив до совершеннолетия. Анна Комнина дважды восторженно воспевала красоту юного Константина (Анна Комнина. Алексиада. М., 1965, 78, 117). 441 Аякс Теламонид – один из самых сильных и мужественных героев греческой мифологии, сражавшихся под Троей. 442 Нестор – «мудрый старец» гомеровского эпоса, Неоптолем – юный сын Ахилла. Рассказ о наставлениях, которые Нестор давал Неоптолему, содержится в «Гиппии Большем» Платона. 445 Константин, младший брат Михаила VII (родился в 1060 г.), уже в ранней юности проявил себя отважным воином. Он погиб в 1081 г. в битве с норманнами при Диррахии. 446 Элиан (конец I –начало II в.) – известный в античности и в средние века автор трактатов и руководств по военному делу. Аполлодор из Дамаска – знаменитый римский архитектор и инженер начала II в., автор «Полиоркетики» – руководства по осаде городов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/h...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010