IV. Имянной список Посадских и Тысяцких Псковских, сколько упоминается о них в летописях Примеч. Судя по бывшему издревле у Славян народному Правлению, права свои удерживавшему и при самих Князьях, должно полагать, что и у Псковичей Посадники и Тысяцкие были с самого начала их поселения в сих странах. Но имен их по Летописям не видно до половины 12 столетия, а Тысяцкий во всей Псковской Летописи один только упомянут. Первый Псковский 12 века Посадник по Новгородской Летописи значится: 1. МИРОСЛАВ ГЮРЯТИНИЧ. Он с 1126 был Посадником в Новгороде, а в 1132 году определен Новгородцами во Псков в 1134 году ходил со Псковскими войсками в помощь Новгородцам на Ростов и Суздаль, а по возвращении оттуда оставлен опять Посадником в Новгороде и в следующем году января 28 там скончался. ВЯЧЕСЛАВ Упоминаются в Новгородской Летописи при нашествии Чудей на Псков убитыми в сражении 1176 года, но были ли они Посадники, или просто именитые граждане, либо Воеводы, не сказано. НИКИТА ЗАХАРЬЕВИЧ СТАНИМИР ИВАНКО 2. ИВАН МАТФЕЕВИЧ упоминается 1192 года при перенесении Мощей Благоверного Князя Гавриила Псковского. 3. БОРИС, Посадник Степенный, упоминается в 1308 году и в следующем, а скончался 1312 г. июня 1. 4. СЕЛИЛ АЛЕКСИНИЧ Храбрый, в 1323 году убит у Пскова нашедшими Лифляндцами. 5. СЕЛОГА или СОЛОГА упоминается с 1327 по 1337 год, в коем он скончался 7 сентября. 6. ИЛИЯ ходил с Войском 1341 года весной в лодках по реке Амовже (Ембаху) на Лифляндцев, а в 1З48 году ходил в помощь Новгородцам на Шведов. В сем же походе 1341 г. упоминается Островский Посадник Василий Онисимович. 7. ВОЛОДША Строилович в 1341 году ходил на Лифляндские волости зимой по льду через озеро, а в 1343 году к Лифляндскому городу Медвежей голове. 8. КОРМАН Постник в 1З4З бывши в том же походе, убит Лифляндцами. 9. ИВАН ходил по реке Нарове в 1З49 году на Лифдяндцев. 10. ЛЕОНТИЙ упоминается 1З66. 11.АНАНИЯ в 1З67 ходил послом в Новгород для испрошения освящения Троицкого Собора. 12. ПАВЕЛ упоминается в сем же посольстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Близость по времени появления волхвов Киевского и Новгородского заставляет до некоторой степени подозревать, что их деятельность находилась в связи, следовательно, заставляет до некоторой степени подозревать, что представителями язычества была предпринята в данное время организованная и общая попытка восстановить свою старую веру. Весьма возможно, однако, что близость была просто случайная и что оба волхва действовали единолично, представляя собой одиноких ревнителей или фанатиков. [Волхв Новгородский явился приблизительно на пятый год после пророчества волхва Киевского: не значит ли это, что волхвы нашли посредством своего волхования, – посредством своей какой-нибудь астрологии, что пятый год от 1071г. будет годом великих, благоприятных для них и их дела, событий, и не в уверенности ли относительно этого и явился волхв Новгородский? В Киеве была предузнана смерть князя Глеба Святославича, убитого в 1078г. в Заволочье (Никита, затворник Печерский, прельщённый бесом, – в Патерике): не значит ли это, что князь был убит волхвами или по их наущению и что в замысле участвовали и волхвы Киевские?]. Есть в летописи ещё третье известие о появлении волхва, в котором, по всей вероятности, разумеется волхв нашей категории, т. е. выступавший с открытой проповедью о восстановлении язычества и об изгнании христианства. Этот волхв явился в 1091г. в Ростове, который около 1071г., когда являлся волхв Киевский, только что был крещён. Летописец даёт знать, что не успел волхв явиться и начать свою проповедь, как был схвачен и казнён: «в се же лето (1091), – пишет он 365 , – волхв явися в Ростове, иже вскоре погыбе». Само собой разумеется, что кроме попыток открытой проповеди о формальном восстановлении язычества на место христианства, волхвы вели постоянную тайную проповедь о сохранении язычества вместе с христианством. В этом последнем случае правительство было против них бессильно, и они своей проповедью, конечно, немало содействовали тому, чтобы в народе более или менее долго оставалось двоеверие, – открытое христианство в соединении с тайным язычеством. К речам об этом мы возвратимся после. Уверения некоторых римско-католических писателей, будто мы, Русские, обращены в христианство латинскими миссионерами, и действительные попытки пап обратить нас в христианство и восхитить нас у Греков.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Московские казни Флоря Б.Н. Иван Грозный (Оглавление) «Розыск об измене» продолжался вплоть до лета 1570 года, и новые изменники были найдены. Направление поисков во многом определялось тем, что власть в Новгородской земле находилась в руках «приказных людей» — новгородских дьяков и их подчиненных, которых царь и его окружение считали едва ли не главными организаторами заговора. Новгородские дьяки Кузьма Румянцев и Богдан Ростовцев, арестованные в Новгороде, были доставлены к царю, чтобы дать показания о своих связях с другими возможными изменниками. Все группы только возникавшего и еще достаточно немногочисленного чиновничества (в особенности его высшие слои) были тесно связаны между собой. Дьяков московских приказов неоднократно посылали в крупные провинциальные города, чтобы возглавить местную администрацию. В таких условиях допросы и пытки новгородских дьяков должны были привести опричных следователей в среду высшего московского чиновничества, а существовавшие в этой среде, как и в других частях тогдашней русской политической элиты, соперничество в борьбе за власть и влияние способствовали тому, что весьма влиятельные люди не только поддерживали подозрения царя в отношении обвиняемых, но и превращали их в уверенность. К лету 1570 года сыск по делу о новгородской измене был закончен. На площади в Китай-городе поставили плахи. Но когда 25 июля на площадь были выведены обвиняемые и им стали зачитывать смертный приговор, то главными лицами среди обвиняемых стали вовсе не новгородцы. Главными фигурами среди обвиняемых оказались долголетние советники царя, выходцы из рядовых дворянских фамилий, возвысившиеся благодаря личным способностям и за это царем ценившиеся, — долголетний главный советник царя по вопросам внешней политики, хранитель большой государственной печати дьяк Иван Михайлович Висковатый и царский казначей Никита Афанасьевич Фуников Курцов, близкий родственник одного из крестных отцов царя, В сохранившейся записи о новгородском следственном деле отмечено, что с Висковатым и Фуниковым находились в сношениях новгородские заговорщики, которые вместе с ними царя «хотели злым умышлением извести, а на государство посадити князя Володимера Ондреевича».

http://sedmitza.ru/lib/text/438962/

«Почитайте старого человека и родителей своих, не клянитесь именем Божиим, и другого не заклинайте, и не проклинайте. Судите по правде, взяток не берите, денег в рост не давайте, Бога бойтесь, князя чтите; рабы повинуйтесь сначала Богу, потом господам своим; чтите от всего сердца иерея Божия, чтите и слуг церковных. Не убей, не украдь, не лги, лживым свидетелем не будь, не враждуй, не завидуй, не клевещи; блуда не твори ни с рабою, ни с кем другим, не пий не вовремя, и всегда пейте с умеренностию, а не до пьянства; не будь гневлив, дерзок, с радующимися радуйся, с печальными будь печален, не ешьте нечистого, святые дни чтите, Бог же мира со всеми вами, аминь». Повторяем; скажем словами преосвященного м. Макария; поучение это просто и безискуственно; но оно показывает в авторе пастыря мудрого, ясно понимающего, какою пищею ему надлежало питать свое духовное стадо, – пастыря ревностного и попечительного, который, казалось, хотел напутствовать своими наставлениями вверенных его водительству во всех разнообразных обстоятельствах жизни; – пастыря кроткого и любвеобильного, умевшего говорить с духовными чадами голосом убеждения и сердца. Одно уже это объясняет нам, почему Ярослав, не смотря на преобладающее в то время влияние греческого духовенства в нашей церкви, решился избрать на Новгородскую кафедру Русского Луку Жидяту, и предпочел его ученику прежнего Новгородского епископа Иоакима, Ефрему, тогда как последний, по завещанию своего учителя, уже пять лет отправлял обязанности его учительства. Приводим здесь отзыв об этом поучении и знаменитого историка Г. Соловьева: «Это слово, пишет он, драгоценно для потомства, потому что вполне обрисовывает общество, к которому обращено для поучения»; при этом заметим также, что в поучении Луки Жидяты выражается и общий дух Новгородского народонаселения, какой замечаем постоянно в Новгородских памятниках; как в летописи Новгородской, так и здесь замечаем одинаковую простоту, краткость, сжатость, отсутствие всяких украшений; для нас один слог поучения Жидяты может служить доказательством, что оно написано в Новгороде.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Павел Новгородский Апреля 24 дня, 1887 года. 1. Вместо предисловия. Сознание раскольников о несостоятельности своих вероучений, о бедствиях, причиняемых разделением в вере, и о причине сего разделения Мы разделяемся на разные согласия. И сколько бед причиняют в особенности нашему брату – бедным эти разделения в вере! – так изъясняет один раскольник, по Австрийскому согласию. Друг друга ненавидим, ругаемся; а иногда, – доходит даже до драки. А все из-за проклятого этого разделения! Случается, что в одном доме и даже в одном семействе отец и мать ходят к Красовскому, сын к Лужковцам, жене у него к нам – Австрийцам; от сего многажды презирается супружеская верность. От сего умножилось недоверие друг к другу. Так, приедешь к соседу, например, к Лужковцу, или беспоповцу, попросить денег в заем, а он откажет и слова не скажет. Вы, говорит, не нашего согласия, вы купили себе митрополита обливанца – папежника и проч.; да так напоет тебе, что ты на силу ноги дотащишь до своего дому. Думаешь-думаешь сам с собой, откуда это зло, причиняющее столь много бедствий в жизни; откуда у нас эта ненависть, эта недоверчивость друг к другу, подрывающая наше благосостояние?!... А что это божественное писание в нынешнее многоплачевное время сбылось, сказал Красовский, устремив на меня свой быстрый взор, на это, говорит, мы имеем неоспоримые доказательства из жизни наших лжеархиереев и лжепопов. Года с два, продолжал он, тому назад, увидал меня в рыбном ряду знакомый мне Измайловский рыбак, К. Т.; подошел к моему рыбному столу и говорит: «Ба, ба, ба, Никита Петрович, сколько лет, сколько зим»!.. Не знал, должно быть, сердечный, что я давно уже оставил австрийскую лжеиерархию и проклял ее. Живы там себе? говорит. Живем, говорю помаленьку. У вас что слышно новенького то? Новостей, говорит, у нас в Измаиле много, так что и не пересказать в короткое время. Что? говорю. К. Т. знал, что я недолюбливал этих лжепастырей, и начал говорить откровенно. Наши Измайловцы вымазали дегтем у дома владыки Аркадия ворота по нашему русскому обычаю. Как так? спросил я, – сказал Красовский; за что? Да разве ты не знаешь, сказал К. Т., за что мажут дегтем ворота то? Вот такой то весь обман узнал я, обратясь ко мне сказал Красовский, наших лжепастырей; посему и оставил их австрийскую секту.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svet-vo-...

Сильное гонение началось на секту жидовствующих в Москве и Новгороде. Последователи её должны были погибнуть или отказаться от своего учения. Новгородский архиепископ Геннадий истребил последователей секты в своей епархии. Посадив их верхом на лошадей, лицом к хвосту, в вывороченной вверх изнанкой одежде, в берестяных шлемах и в венцах из сена и соломы, – архиепископ выставил их в этом виде на показ народу. На шлемах было написано «чернилом»: «сие есть сатанино воинство». Венцы из сена и соломы потом зажгли, и сектанты погибли мучительной смертью 18 . Более опасных врагов новгородский епископ встретил себе в секте стригольников, явившейся в Пскове и перенесенной в Новгород. Основателем секты был расстриженный диакон Карп, отсюда производят и самое название стригольников. Это было при московском митрополите Алексее, но еще при предшественнике его Петре зародыш стригольнических мнений явился в учении протопопа Сеита. Другим распространителем стригольничества, кроме диакона Карпа, был диакон Никита. Таким образом, стригольнический протест против злоупотреблений духовенства явился в среде того же духовенства. Учение стригольников было чисто рационалистическое. Стригольники сами толковали св. писание; не признавали священников и архиереев на том основании, что те поставляются за подарки; говорили про священников, что они пьяницы, едят и пьют с пьяницами, берут с живых и мертвых 19 . Стригольники проповедовали, что можно каяться в грехах земле скорее, чем попам. Они учили, что отпевать и поминать умерших и приносить милостыню за душу не нужно. Они не верили в воскресение из мертвых. Стригольники были враги иноческих обетов и монастырей 20 . Архиепископ Геннадий не мог не встретить в стригольниках тем более опасных противников, что они были люди преимущественно образованные, «изучали словеса книжные» и сладко говорили к народу 21 . Стригольник Захар четыре года рассылал грамоты против архиепископа, и Геннадий ничего не мог против него сделать 22 . Архиепископ писал наконец, московскому митрополиту Зосиме, что надобно было принять решительные меры и поступить с еретиками, как поступали в то время «франки в Испании».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-i...

Михаил, уважая ходатайство Нифонта, сам с посланными прибыл в Новгород, чтобы вразумить буйный народ личным присутствием. В следующем, 1135 г., св. Нифонт оказал услугу гораздо более важную; он сам ходил мнротворцем в южную Россию. Ольговичи, князья Черниговские, питая непримиримую вражду к дому Мономахову, объявили войну Ярополку и его братьям. Вступив с войсками в Киевскую область, они беспощадно жгли города и села, грабили и пленяли православных. Благодаря мудрой попечительности Нифонта, Новгородцы в этот раз поступили как истинные, добрые сыны отечества. Когда перед несчастной битвой В. к. Ярополк звал Новгородцев к себе на помощь, а Святослав Черниговский, победивший Киевлян, к себе; то они не только не хотели взять участия в этом междуусобии, даже, по совету Владыки, послали от себя посадника Мирослава мирить Киевлян с Черниговцами 85 . Посадник возвратился, не сделав ничего, потому что сильно «взмялась вся Русская земля» 86 . Между тем, южной России угрожало зло гораздо большее. Черниговцы, недовольные первым поражением Киевлян, начали снова копить рать; к тому же поднялись и дикие Половцы, пользуясь междуусобием князей. Услышав о таком смятении, святитель Нифонт весьма опечалился и, взяв лучших мужей Новгородских, сам с ними отправился на Русь и, говорят, ходил из города в город, уговаривая князей помириться между собою. Наконец, достигнул самого воинского стана. Он застал Киевлян и Черниговцев уже стоявшими друг против друга на ратном поле и совершенно готовыми к бою. Внезапное появление перед рядами войск мужа высокой добродетели привело в смятение и обезоружило обе враждующие стороны. Тут святитель Нифонт сильно обличил озлобленных князей, сильными убеждениями тронул их сердца и пастырским словом склонил их к заключению мира 87 . Но всего чаще св. Нифонту приходилось мирить князей со своею паствою. Новгород – древняя столица Рюрика и всегдашнее достояние великих князей, пользуясь смутными обстоятельствами времени, теперь уже окончательно не признавал над собою власти великого князя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

1898 Закончил Академию 19-м магистром и был назначен преподавателем в Новгородскую ДС (ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 2. 808. Л. 7 об.) по кафедре чтения Священного Писания и герменевтики. В монашестве, которое принял в 1849 г., Григорий (Медиоланский). В 1850-х гг. – ректор Оренбургской ДС. В 1867 г. – епископ Выборгский, викарий С.-Петербургской митрополии, с 1868 г. – епископ Пензенский (Смирнов. С. 443). 1899 Закончил Академию 1-м кандидатом и был назначен преподавателем в Орловскую ДС (ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 2. 808. Л. 7 об.). 1901 Закончил Академию 12-м кандидатом и первоначально планировался к назначению преподавателем в Смоленскую ДС (ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 2. 808. Л. 7 об.). Однако в соответствии с личным прошением (см. л. 3 того же дела) в связи с тяжелым материальным положением семьи был выведен из Духовно-учебного ведомства и переведен в епархиальное управление по Вологодской епархии на священническое место. 1905 Закончил Академию 5-м кандидатом и назначен преподавателем в Черниговскую ДС (ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 2. 808. Л. 7 об.). 1906 Закончил Академию 19-м кандидатом и был передан в распоряжение экзарха Грузии для определения на учительское место в Тифлисское или Телавское ДУ. Назначен, по-видимому, в Телавское ДУ (см. след. примеч.). 1907 Закончил Академию 24-м кандидатом и был передан в распоряжение экзарха Грузии. Был направлен в Тифлисское ДУ, в котором в 1860-х гг. исполнял обязанности смотрителя (см.: Юницкий А., свящ. Тифлисское духовное училище и его история. Кутаиси, 1887. С. 18). 1914 Протоиерей Петр Делицын был магистром I курса МДА. Оставлен при МДА преподавать французский язык (1818). Впоследствии – бессменный профессор математики. С 1843 г. руководил изданием Творений Св. Отцов. Принятие его сына, П. П. Делицына, как своекоштного воспитанника дало шанс получить академическое образование «лишнему» абитуриенту. 1918 Тифлисская ДС входила в Киевский духовно-учебный округ, однако Синод в 1844 г. принял решение о зачислении в состав XVI курса МДА двух выпускников Тифлисской ДС. Переписку по этому поводу см. в рамках «Дела о направлении учащихся семинарий в состав XVI академического курса» (ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 2. 677. Л. 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

485 ...пожаловал их, дасть имъ миръ на своей воле, как сами восхот... – Текст в разных версиях московской повести расходится: в Никаноровской «сами восхот»; в древнейшей редакции Вологодско-Пермской летописи «сами въсхотли»; в Московском своде – «самъ всхот». Дошедший до нас текст договора 11 августа 1471 г. (Коростынского мира) в общем сходен с текстом предыдущего Яжелбицкого договора 1456 г.; великий князь обязался «держати» Новгород «в старине», но новгородские «мужи вольные» обязались не отдаваться под власть литовского короля и не принимать от него князей; Новгород признавал зависимость новгородских архиепископов от московского митрополита и отказывался от своих (фактически уже потерянных) владений – Вологды и Волоколамска. 486 ...послал в Поле Никиту Беклемишева искати царевича Муртазы, Мостофина сына... – Никита Федорович Беклемишев – представитель московского служилого рода, впоследствии ездивший послом в Крым и участвовавший в «походе миром» на Новгород в 1475 г. «Полем», или «Диким полем», называли пустынные земли к югу от Оки, где часто появлялись кочевые татарские отряды. Муртоза – сын казанского хана Мустафы, перешедший в конце 1473 г. на вассальную службу к Ивану III. 487 ...вятчане... взяша Сарай... – Вятка в XIV–XV вв. представляла собой независимую феодальную республику, созданную новгородскими поселенцами и имевшую сходный с Новгородом политический строй; во время войны 1470–1471 гг. вятчане выступили на стороне Москвы. Независимость Вятки была уничтожена Иваном III в 1489 г. 488 ...мсяца сентебря въ 1 день, в начал индикта, еже есть новое лто. – Счет по индиктам (пятнадцатилетиям), заимствованный из Византии, применялся иногда и в Древней Руси; в Византии началом года считалось 1 сентября. На Руси существовало два календаря – мартовский (год начинался 1 марта) и сентябрьский; в Москве сентябрьский стиль установился раньше, чем в Новгороде (еще до 1471 г.). 489 ...поидоша из Новагорода из осады многое множество людей... – Β Новгородской четвертой летописи (где рассказ об этом событии помещен вне повести ο походе Ивана III) указывается, что люди, утонувшие в Ильмени, были рушане (жители Руссы), укрывавшиеся в Новгороде от московского войска.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но все же коренное русское население Сибири – во всяком случае, до революции – почти все находилось под сильным влиянием старообрядческого мировоззрения. 4. Руководство и социальный состав Различные по своей догматике и психологии, обе ветви старообрядческого движения – поповцы и беспоповцы – значительно отличались друг от друга и по своему руководству, и по социальному составу. Стремившиеся к преобразованию мира боголюбцы, из движения которых и развилось поповство, почти все принадлежали к белому духовенству, проповедовали в городах и были тесно связаны с городской, более развитой и жизненно более энергичной средой. Протопоп Неронов начал свою проповедь в Нижнем Новгороде, одном из трех-четырех крупнейших и важнейших торговых городов России, и продолжал ее в Москве. Аввакум, тоже протопоп, проповедовал в богатых тогда торговых городах Юрьевце, Лыскове, а затем – в той же Москве и Тобольске. Главными последователями обоих протопопов были купцы, мещане и стрельцы. Третий протопоп, Даниил, добился немалых успехов в экономически развитой Костроме. В Романове-Борисоглебске, издавна известном своими кустарными промыслами, проповедовал Лазарь, в Суздале – поп Никита Дружинин. Эти представители белого духовенства и стали первыми противниками нового обряда и создателями главного, подлинно старообрядческого движения, отстаивавшего древнюю русскую церковную традицию. Все дальнейшее развитие поповства также тесно связано с духовенством, и преемниками бывших боголюбцев делаются опять-таки священники, иеромонахи, диаконы – Досифей, Иов, Александр, Феодосий, поп Кузьма, попы Феодосий и Никодим 1127 . Скудость статистических данных и описаний раннего раскола XVIII века не позволяет установить, сколько священников перешло в раскол. Видимо, только небольшая часть духовенства открыто поддержала старую веру и не побоялась порвать с церковью, но зато очень многие священники тайно сочувствовали расколу, помогали старообрядцам и совершали для них службы и требы. Еще в самом начале раскола, через два года после собора 1666 г., митрополит Новгородский Питирим писал, что, несмотря на все строгости и контроль властей, священники продолжают служить по-старому 1128 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010