В. Столярова насчитывает 16 дошедших до нашего времени рукописных книг, к-рые можно связать с лазаревской книгописной мастерской кон. XI - нач. XII в.). Т. В. Гимон обосновал гипотезу о составлении в начальный период епископства Н. 1-го новгородского летописного свода (включившего Начальный свод, составленный в Киево-Печерском мон-ре ок. 1093), а также первых частей перечней Новгородских епископов и новгородских князей ( Гимон. 2012. С. 584-687; Он же. Новгородское летописание XI - сер. XIV в. как социокультурное исслед.: Докт. дис. М., 2014. С. 129). Рукопись этого свода была привезена на берега Волхова, вполне вероятно, именно Н. или кем-то из его окружения. Не исключено, что этот свод был продолжен ведением годовых записей в кон. XI - нач. XII в.; именно тогда, по наблюдениям Гимона, уникальные сообщения о Новгороде появляются в летописании на регулярной основе (см.: НПЛ. С. 202-203). Обращает на себя внимание то, что статья НПЛ 1096 г. записана определенно на Софийской, «епископской» стороне Новгорода (сначала сгорел «он пол», т. е. противоположная сторона Волхова, затем Детинец, где находились Владычный двор и Софийский собор - НПЛ. С. 19, 202). Почитание Как святой киево-печерский инок Н. почитался уже к нач. XIII в., когда была составлена первоначальная редакция Киево-Печерского патерика, в к-ром говорится, что «и ныне со святыми чтут святаго и блаженаго Никиту» (Древнерус. патерики. 1999. С. 38; Абрамович. 1930. С. 127). Но уже в памятном летописании под 1096 г. Н. назван преподобным («молитвами преподобнаго епископа Никыты» - ПСРЛ. Т. 1. Стб. 240), а согласно новгородской летописной записи 1108/09 г., Н. (возможно, уже при жизни) называли святым в то время и в Новгороде («стяжяниемь святого владыкы» - НПЛ. С. 19, 203). Е. Е. Голубинский предполагал, что общерус. почитание Н. было установлено в 1547 г. на одном из Соборов, созванных митр. Московским свт. Макарием ( Голубинский. Канонизация святых. С. 91, 102), однако это мнение не подтверждается данными источников (см.: Янин.

http://pravenc.ru/text/2565346.html

Назарий (Кондратьев Николай Кондратьевич) (1735—1809), настоятель валаамского Спасо-Преображенского монастыря (1782—1801). Автор «Старческого наставления». Нансен, Фритьоф (1861—1930), норвежский исследователь Арктики, правозащитник, лауреат Нобелевской премии мира. Нейман Тереза (1898—1962), баварская крестьянка, получила стигматы в 1926. Нерваль, Жерар де (1808—1855), французский писатель, один из предшественников символизма. Нестор Летописец (конец XI — начало XII bb.), прп., монах Киево-Печерского монастыря, писатель. Автор житий Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Традиция приписывает ему авторство первой редакции «Повести временных лет». Память 28 сентября, 27 октября. Никита, затворник Печерский (?—1108), свт., епископ Новгородский. В юности вступил в Киево-Печерскую обитель, затем был избран Новгородским епископом и возглавлял кафедру до самой смерти. Память 31 января, 30 апреля, 14 мая. Нил Сорский (Майков) (ок. 1433—1508), прп., монах-пустынножитель, основатель скитской жизни на Руси. Принял монашеский постриг в Кирилло-Белозерском монастыре, побывал на Афоне. Основал скит в глухом лесу на речке Соре и прожил там всю жизнь. Единственный из русских пустынников и духовных детей прп. Сергия Радонежского, был духовным писателем. Составил послания инокам и устав скитской жизни, представляющий собой богословский трактат — первое русское учение исихазма. Сочинения Н. С. доносят до нас опыт умной молитвы, черты братской любви (он отказывается от учительства и всех иноков именует братьями) и крайнего смирения. В «Завещании» Н. С. просит выбросить его тело зверям как недостойное христианского погребения. Не писал полемических сочинений, но настаивал на абсолютном нестяжании: монахи должны жить в скитах, не принимать ни земель, ни милостыни от мира и жить рукоделием, поэтому в дальнейшем он воспринимался как один из полюсов разделившего Русскую Церковь противостояния «нестяжателей» («заволжских старцев») и осифлян, поддержанных московскими властями. Спустя полвека после смерти Н. С., заволжские скиты были разорены.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=703...

Таким людям дьявол посылает великие " видения " . Такие примеры есть в " Житиях святых " , одном из источников православного аскетического учения. Так свт. Никита, Новгородский епископ (31 января), перешел к уединенной жизни неподготовленным и против воли своего духовного отца и вскоре стал слышать голос, молившийся вместе с ним. Затем " Господь " стал говорить с ним и послал " Ангела " молиться вместо него, и тот сказал ему, чтобы он вместо молитвы читал книги и поучал всех приходящих к нему. Это он и стал делать, всегда видя " Ангела " , который молился рядом с ним, и люди поражались его духовной мудрости и " дарам Святого Духа " , которые он будто бы имел, в том числе поражались его пророчествам, которые всегда исполнялись. Заблуждение было открыто только тогда, когда отцы из монастыря узнали о его отвращении к Новому Завету (Ветхий Завет, которого он никогда не читал, он цитировал наизусть), и по их молитвам он раскаялся, его чудеса прекратились, и впоследствии он обрел истинную святость. Также преп. Исаак Киево-Печерский (14 февраля) увидел великий свет " Христа " , грядущего к нему с " Ангелами " ; когда Исаак, не перекрестившись, поклонился " Христу " , бесы получили власть над ним и после долгого танца вместе с ним бросили его еле живого. Он также впоследствии обрел истинную святость. Подобных случаев множество, когда " Христос " и " Ангелы " являлись отшельникам и давали им удивительную силу и дары Святого Духа " , когда часто приводили заблудшего отшельника к безумию и самоубийству.      Но есть другая, более обычная, менее эффектная форма духовного заблуждения, которая предлагает своим жертвам не великие видения, а всего лишь экзальтированные " религиозные чувства " . Это возникает, как писал епископ Игнатий, " когда сердце жаждет и стремится к наслаждению святыми и Божественными чувствами, будучи совершенно к ним неподготовленным. Каждый, кто не имеет духа сокрушенного, кто видит в себе какую-либо добродетель или достоинство, кто не придерживается неукоснительно учения Православной Церкви, а на основе того или иного толкования придумал себе собственное своевольное суждение или последовал неправославному учению, находится в состоянии подобного заблуждения " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

— …Дух отверженный, когда не возможет отнять у молитвы времени, определенного для молитвы, тогда старается окрасть, осквернить молитву во время совершения ее. Для сего он действует помыслами и мечтаниями. Помыслы он наиболее облекает в личину правды, чтоб придать им более силы и убеждения, а мечтания представляет в обольстительнейшей живописи». Жития святых подвижников свидетельствуют о том, что бесы, видоизменившись в ангелов, нередко и сами вставали на молитву, желая таким образом вызвать доверие к себе. Об этом, например, рассказывает повесть, изложенная в Печерском патерике. В ней диавол, желая погибели преподобного Никиты (будущего епископа Новгородского), явился к нему в виде ангела и велел перестать молиться, сказав, что он отныне будет молиться за него. И когда Никита обольстился и, перестав молиться, занялся чтением, он действительно видел беса непрестанно молящимся и радовался, полагая, что это ангел Божий молится за него. Потребовалась горячая молитва всей монастырской братии, чтобы отогнать беса от преподобного Никиты. «В космос летать нельзя, потому что из космоса, когда ракета летит на землю, несет за собой невидимые кристаллы, которые задерживаются в одном из слоев атмосферы, причем они имеют способность делиться, — будто бы говорил Вячеслав Крашенинников. — При определенных условиях, созданных человеком, они в конечном итоге упадут на землю и все, что попадет под них, раздавят. Если попадет под эту кристаллическую решетку человек, то получится на вид как бы куча льда, смешанная с кровью. Таять такой лед не будет». Сказанное, ввиду полной несуразности, вообще не нуждается в комментарии. Как не согласиться со свт. Игнатием (Брянчаниновым) , написавшим: «Прелесть, как несчастие, представляет собою зрелище горестное; как нелепость, она — зрелище смешное». В ожидании катастрофы Такое же отношение к Православию имеют и апокалиптические «пророчества» «святого отрока», часть которых явно фантастична, и навеяна, по-видимому, западными фильмами и средствами массовой информации, вроде появления динозавров по всей земле или возгорания сернистых газов на дне Черного моря.

http://sueverie.net/babix-basen-otvrashh...

Владимирская икона Божией Матери из собора Св. Софии в Новгороде. 1552 или 1561 г. (НГОМЗ) Владимирская икона Божией Матери из собора Св. Софии в Новгороде. 1552 или 1561 г. (НГОМЗ) В XVI в. В. и. находились также в главном новгородском соборе Св. Софии. Большая местная икона (103 ´ 71 см; НГОМЗ) из центрального иконостаса является одной из самых точных, высокохудожественных списков поновленной в 1514 г. древней святыни. Иконописец воспроизвел в красках драгоценный убор, ставший неотъемлемой частью образа. Рисованный убор (очелье, венец и корона с драгоценными камнями и жемчугом) был закрыт серебряным, сканым венцом, очельем и короной; на фоне и полях иконы - серебряный басменный оклад. На тыльной стороне, под тканевой «рубашкой», имеется вкладная надпись, из к-рой следует, что икона была создана по заказу Сыркова для Софийского собора московским иконописцем Симеоном Яковлевым в «7060 девятом» году. Относительно прочтения этой даты существуют 2 версии. Одни исследователи читают ее как 7069=1561 (Э. А. Гордиенко, А. А. Турилов), др.- как 7060=1552 (В. М. Сорокатый). Последняя датировка связана с отождествлением автора иконы с писцом Симеоном Яковлевым, трудившимся в Сырковом мон-ре в 1551-1552 гг. и скончавшимся в сент. 1552 г. Очевидно, Сырков заказал 2 больших списка древней святыни: один - для своей новой обители, другой - для главного храма Вел. Новгорода. В. и. из Софийского собора позволяет представить, как выглядела несохранившаяся чудотворная икона из Сырковой пуст. Из Софийского собора происходит еще одна В. и. (52 ´ 42 см; НГОМЗ, живопись под прописями), украшенная серебряными венцом с короной и басменным окладом. На ее боковых полях вверху представлены Новгородские архиепископы Никита и Иоанн, а внизу - 2 преподобных (вероятно, Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский). Икона повторяет иконографию чудотворной В. и. Не исключено, что сохранившийся образ был также заказан Сырковым (вместе с аналогичной по размерам и сходной по иконографии 2-й В. и. из Сырковой пуст.) и предназначался для придела праведных Иоакима и Анны (расширенного при его участии), где покоились мощи свт. Никиты, переложенные в новый гроб под аркой. В. и. в Псково-Печерском монастыре и в Пскове

http://pravenc.ru/text/154962.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН († после 1097, вероятно, ранее 1108), прп. (пам. во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), игум. Киево-Печерского мон-ря . И. стал настоятелем обители после прп. Никона Великого. Ко времени игуменства последнего (1078-1088) относится сообщение Киево-Печерского патерика , в к-ром об И. говорится как об одном из печерских монахов - «преподобных отцов... богоносцев», изгнавшем беса из затворника Никиты (см. Никита , свт., еп. Новгородский) (Древнерусские патерики. С. 38). В 1089 г., «игуменьство держащю Иоанну», сонм духовенства во главе с Киевским митр. Иоанном II освятил Успенский собор в Киево-Печерском мон-ре (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 208). В патерике сообщается, что это произошло «в первое лето игуменьства Иванова». Также рассказывается о том, что долго не удавалось найти мастера, к-рый бы изготовил для храма каменную «трапезу» (престол), и «игумен в велице печали бысть»; через неск. дней у алтарной преграды собора монахи нашли чудесным образом появившуюся там «дъску камену положену и столпцы на строение трапезе» (Древнерусские патерики. С. 17). В игуменство И., согласно патериковому рассказу, произошло чудо от иконы Божией Матери в Успенском соборе, когда боярин Сергий, утаивший наследство своего друга Иоанна и не желавший отдать его законному наследнику юному боярину Захарии (см. Иоанн и Захария , преподобные, Киево-Печерские), чудесным образом был наказан, что заставило его вернуть золото и серебро. Захария принял постриг в Киево-Печерском мон-ре и дал вкладом отцовское наследство, на к-рое был построен придельный храм во имя св. Иоанна Предтечи (Там же. С. 16-17). Погребение Исакия, игум. Печерского мон-ря, Иоанном с братией. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 114 об.) Погребение Исакия, игум. Печерского мон-ря, Иоанном с братией. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30.

http://pravenc.ru/text/468993.html

В «Слове о затворнике Никите» (см. Никита , свт., еп. Новгородский) 13 монахов, в т. ч. О., называемый прозорливцем, явились к молодому мон. Никите, ушедшему в затвор и увлекшемуся там изучением ВЗ, к-рому начал отдавать предпочтение перед НЗ, и отогнали от него беса ( Абрамович. 1931. С. 126; Древнерус. патерики. 1999. С. 38). Данное событие относится к периоду настоятельства в обители прп. Никона Великого , т. е. к 1078-1088 гг. Очевидно, что и сам О. уже тогда пользовался авторитетом в Печерском мон-ре. Встречающаяся в лит-ре дата преставления О.- 1148 г. (см., напр.: Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 625; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Нояб. С. 48) недостаточно обоснованна. Мощи О. почивают открыто в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Биохимические и медико-антропологические исследования мощей показали, что они относятся к XII-XIII вв., человеку на момент кончины было 45-50 лет (Дива. 1997. С. 91, 93). О. упоминается в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Ближних пещерах; рядом с его мощами указаны мощи прп. Спиридона (см.: [ Евгений (Болховитинов), митр.]. Описание Киево-Печерской лавры. К., 18473. С. 289). О. назван блаженным, «предвидевый вся и предъвещая ясне», вместе с Киево-Печерскими преподобными Иеремией и Матфеем прозорливыми во 2-м тропаре 3-й песни составленного по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. Канона преподобным отцам Печерским, автором которого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг (Дива. 1997. С. 146). В 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском; впосл. митрополит Киевский), было установлено празднование преподобным отцам, почивающим в Ближних пещерах, в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же была составлена служба Собору. С 1886 г. по благословению митр. Киевского Платона (Городецкого) празднование Собору совершается 28 сент. Общецерковное почитание святого установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. О.) в общецерковные месяцесловы. С 1843 г. совершается празднование Собору Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Отдельный день памяти О. был установлен не позднее 1836 г.

http://pravenc.ru/text/2578431.html

В игуменство Стефана, ок. 1076 г. («на третьее лето» со времени основания мон-ря), в обители было завершено возведение каменного Успенского собора (Там же. Стб. 198), а затем осуществлен перевод братии из «ветхого» мон-ря (Дальние пещеры) в «новый» (Ближние пещеры). Но его правление не было продолжительным: в результате внутренних неурядиц, о причинах к-рых источники умалчивают, Стефан сначала был смещен с игуменства, а затем и вовсе изгнан из обители. Его место с согласия всех монахов занял Н. В. Датировать это событие можно только приблизительно. Согласно рассказу КПП («Слово о Никите Затворнике»), свт. Никита , буд. епископ Новгородский, пришел в мон-рь в период игуменства Н. В. и спустя некоторое время, будучи прельщен бесом, предсказал гибель новгородского кн. Глеба Святославича, к-рая случилась 30 мая 1078 г. ( Абрамович. 1991. С. 124-125; ПСРЛ. Т. 3. С. 18, 201). Отсюда следует, что наиболее вероятным годом вступления Н. В. в права настоятеля Киево-Печерского мон-ря надо считать 6585(1077/78) г. Этот же год приводится как время поставления святого на игуменство в списке «О игуменех Печерских от начала бывших», впрочем, ряд датировок этого источника являются ошибочными ( Абрамович. 1991. С. 210). Хотя прямых указаний на связь между смещением Стефана и выбором Н. В. в качестве игумена в источниках нет, она вполне вероятна ( Артамонов. 2003. С. 244-245; Карпов. 2016. С. 335). По словам прп. Нестора, время настоятельства Н. В. не было бесконфликтным периодом в истории обители: «Тоже многашьды окушааше ся враг тако же пакы темь (части братии.- Ю. А.) съмятъше и на того (Никона.- Ю. А.) крамолоу възложити, нъ не възможе» (Успенский сб. 1971. С. 134). В лит-ре также отмечается, что святой находился в сложных отношениях с нек-рыми из монастырских старцев. В качестве примера обычно ссылаются на 3-е видение прп. Матфея Прозорливого («Сказание о первых черноризцах печерских»): во время утрени на месте игумена Н. В. в храме Матфей увидел осла. Уподобление настоятеля этому животному обычно интерпретируется как враждебное Н.

http://pravenc.ru/text/2577567.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Феодосий Печерский, прп. Описания иконы Феодосий Печерский, прп. - житие Преподобные Антоний и Феодосий Печерские (память 2 сентября, Антония - 10 июля и 28 сентября (Печер.), Феодосия - 3 мая, 14 и 28 (Печер.) августа по старому стилю) Основатель Киево-Печерской лавры святой Антоний родился в начале II века в городе Любече (вблизи Чернигова) и в крещении был назван Антипой. С юных лет он почувствовал влечение к высшей духовной жизни и по внушению свыше решился идти на Афон. В одной из Афонских обителей он принял постриг и начал уединенную жизнь в пещере близ этого монастыря, которую до сих пор показывают. Когда он приобрел в своих подвигах духовную опытность, игумен дал ему послушание, чтобы он шел на Русь и насадил иночество в этой новопросвещенной христианской стране. Антоний повиновался. Когда преподобный Антоний пришел в Киев, здесь было уже несколько монастырей, основанных по желанию князей греками. Но святой Антоний не избрал ни одного из них, поселился в двухсаженной пещере, выкопанной пресвитером Иларионом. Это было в 1051 г. Здесь святой Анто[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Новгород. XV.] Святые Петр Митрополит, Леонтий Ростовский, Феодосий Печерский. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей. Файл 10764.jpg:   Размер: 724x900, 0.65 MPix, 111 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (224) , (7) . Описание: [Новгород. XVI.] Избранные святые (Свт. Николай, вмч. Никита, преп. Антоний и Феодосий Печерские). Шитая хоругвь (фрагмент). Новгород. 1-я половина XVI. 49.5 х 53.4. Из ц. св. Никиты (Новгород). В 1938 поступила в ГРМ из ГЭ. Санкт-Петербург. Файл 10766.jpg:   Размер: 686x1200, 0.82 MPix, 257 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (145) , (4) . Описание: [Русь. XVI.] Свтт. Петр Московский, Леонтий Ростовский и прп. Феодосий Печерский. Икона (таблетка). Оборот таблетки " Вход в Иерусалим " . Русь. 2-я половина XVI века. 25 х 20.2. Из Рождественского собора Суздаля. Файл 10767.jpg:   Размер: 963x1200, 1.16 MPix, 310 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (166) , (2) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 3 мая (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 10768.jpg:   Размер: 1001x1200, 1.2 MPix, 238 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (133) , (0) . Описание: [Украина. 2006.] Прп. Феодосий Печерский. Солдатов А.Н. (Иконописная школа). Фреска. Святые врата Святогорской лавры. Украина. 2005 год. Файл 10773.jpg:   Размер: 900x1200, 1.08 MPix, 112 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (223) , (2) .

http://pravicon.com/icon-3086

Письменные свидетельства сообщают о вкладе шитых вещей женами москвичей, несших службу в Новгороде. Из синодиков собора Св. Софии известно о шитых золотом и серебром пеленах: к местной иконе собора, шитой и вложенной в 1541 г. кнг. Анной, супругой кн. Н. В. Оболенского; к иконе Христа, шитой и вложенной в 1543 г. кнг. Ксенией, супругой кн. И. М. Шуйского-Плетня, о шитом ею же в 1548 г. покрове на гроб свт. Иоанна, архиеп. Новгородского, «новаго чудотворца» («десяти пядей... златом и серебром и шолки различными цветы»), который был положен на раку святого «на праздник Воскресения Христова на св. Пасху» ( Макарий (Миролюбов). 1860. Ч. 2. С. 312, 316). К 1-й пол. XVI в. должна быть отнесена плащаница «Положение во гроб», выполненная цветными шелками (КМРИ), на кайме орнамент, обрамляющий текст с обеих сторон, характерный для новгородского шитья. К новгородскому искусству тяготеет и т. н. плащаница Анастасии Романовны 1552 г., хранящаяся в Псково-Печерском мон-ре. К произведениям высокого уровня мастерства относятся многофигурные и многочастные произведения: 3-частная пелена с образом «Богоматерь Боголюбская», или «Моление о народе», а также с избранными святыми - прп. Димитрием Прилуцким и св. кн. Андреем Боголюбским, с композицией «Причащение св. Марии Египетской прп. Зосимой» (ГРМ, вложена в 1542 г. в Преображенскую ц. на Розваже по повелению владыки Макария и «боярина его Семена Александровича»); сходная с ней по тонкости стиля хоругвь из новгородской Никитской ц. (ГРМ) с образом на лицевой стороне Софии, Премудрости Божией, со святыми на обороте (свт. Николай Чудотворец, вмч. Никита, преподобные Антоний и Феодосий Печерские). Тем же мастером была назнаменована (прорисована под шитье) хоругвь, вложенная старцем Исааком Шаховым в Соловецкий мон-рь в 1562 г. (ГММК), с изображением на лицевой стороне Св. Троицы-Отечества с предстоящими Богоматерью и св. Иоанном Предтечей и припадающими Зосимой и Савватием Соловецкими, на обороте - «Явление ангела прп. Пахомию Великому», фигуры святых Николая Чудотворца и Никиты, еп.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010