Самые драматичные моменты жизни Н. Д. П. связаны с церковно-политическим конфликтом вокруг 4-го брака имп. Льва VI Мудрого . До февр. 907 г. Н. Д. П. и Арефа решительно выступали против императора и патриарха Николая I Мистика . Возможно, Н. Д. П. в это время исполнял обязанности личного секретаря Арефы ( Jenkins R. J. H. Three Documents Concerning the «Tetragamy»//DOP. 1962. Vol. 16. P. 229-241). Из послания от янв. 907 г. Н. Д. П. к Арефе известно, что патриарх и имевший влияние в Патриархате дядя Н. Д. П. Павел на Рождество 906 г. пытались склонить Н. Д. П. на свою сторону, обещая ему почести и чины, если он сумеет повлиять на Арефу ( Westerink. 1968. Vol. 1. P. 168-174). Уже через неск. месяцев после вступления на Патриарший престол Евфимия II (I) Арефа смягчил свое отношение к императору и Н. Д. П. выступил с резкой критикой изменившейся позиции своего учителя (Ibid. P. 315-319). После этого, согласно Житию патриарха Евфимия, Н. Д. П. раздал имущество и удалился в глухую местность во Фракии, где поселился в уединении. Вскоре, однако, он был арестован по подозрению в шпионаже в пользу Болгарии. Представ перед императором, Н. Д. П. также был обвинен в том, что называл себя Христом. На это Н. Д. П. дерзко отвечал императору цитатой из Пс 81. 6: «Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы». Положение Н. Д. П. стало еще более шатким, когда один из его учеников донес императору о некоем язвительном памфлете на императора и патриарха, составленном Н. Д. П. Этот текст был зачитан в присутствии императора, патриарха и сената на следующий день. Император был в гневе и думал о суровом наказании для Н. Д. П., его склоняли к этому Павел и Арефа. Однако благодаря заступничеству патриарха Евфимия Н. Д. П. был помилован и провел ок. 2 лет (908-910) в Агафовом мон-ре (на азиатском берегу Босфора), подчиненном Псамафийскому мон-рю в К-поле, где мог заниматься литературной деятельностью. Фрагменты Иерусалимского кодекса содержат сведения о жизни Н. Д. П. в последние годы правления Льва VI, когда их отношения обострились. Согласно анонимному биографу Н. Д. П. (вероятно, он был его учеником), тот провел 20 месяцев (с окт. 910 по май 912) в заключении в мон-ре св. Фоки в К-поле (на короткий срок перед допросами его переводили также в тюрьму при мон-ре Далмата). Н. Д. П. подвергали пыткам голодом и избивали, гонения претерпевали братья и отец Н. Д. П. Император не оставлял попыток склонить Н. Д. П. на свою сторону, обещая ему в случае примирения высокий учительский пост в К-поле, но тот был непреклонен. Новый император Александр перевел на неск. дней Н. Д. П. в темницу на ипподроме, но провел разбирательство и освободил его.

http://pravenc.ru/text/2565402.html

Σ. 168-170). Ф. Винкельман занял скептическую позицию, утверждая, что, во-первых, надежных оснований идентифицировать автора сочинения, упомянутого в Barocc. gr. 142, с Н. Д. П. нет, во-вторых, Скилица, критикуя Н. Д. П., говорит о Житии патриарха Игнатия, а не об утраченном сочинении исторического характера, в-третьих, источник Никифора Каллиста - это некое агиографическое сочинение Н. Д. П., возможно одна из версий Жития свт. Иоанна Златоуста ( Winkelmann. 1987). Пасхалидис вернулся к теории Маркопулоса и дополнил ее новыми аргументами. По его мнению, во всех источниках речь идет об утраченном историческом сочинении Н. Д. П., ядром к-рого стали антифотианские пассажи Жития патриарха Игнатия и в к-ром были активно использованы созданные Н. Д. П. к тому моменту энкомии святым апостольского времени и первых веков христианства ( Paschalides. 2004). Согласно Тредголду, утраченная история Н. Д. П. стала источником для Псевдо-Симеона, Георгия Кедрина, Продолжателя Феофана и др. средневизант. историков ( Treadgold. 2013. P. 656-576). Лит.: PMBZ, N 25712; Васильевский В. В. В защиту подлинности жития патр. Игнатия и принадлежности его совр. автору, Никите Пафлагону//ВВ. 1899. Т. 6. Вып. 1/2. С. 39-56; Παπαδπουλος-Κεραμες Α. Ψευδονικτας Παφλαγν κα νθος βος το Πατριρχου Ιγνατου//Там же. С. 13-38; Лопарев Х. М. Житие св. Евдокима//ИРАИК. 1908. Т. 13. С. 152-252; Jenkins R. J. H. A Note on Nicetas David Paphlago and the «Vita Ignatii»//DOP. 1965. Vol. 19. P. 241-247; Flusin B. Un fragment inédit de la Vie d " Euthyme le Patriarche?//TM. 1985. T. 9. P. 119-132; 1987. T. 10. P. 233-260; idem. Vers la metaphrase//Remanier, métaphraser: Fonctions et techniques de la réécriture dans le monde byzantine/Ed. S. Marjanovi-Dušani. Belgrade, 2011. P. 85-100; Winkelmann F. Hat Niketas David Paphlagon ein umfassendes Geschichtswerk verfasst?: Ein Beitrag zur Quellenfrage des Nikephoros Kallistos Xanthopulos und des Pseudo-Symeon//JÖB. 1987. Bd. 37. S. 137-152; Yannopoulos P. Autour de Nicétas le Paphlagonien//Byz.

http://pravenc.ru/text/2565402.html

Павла, причем Первозванный апостол уже с полной определенностью проводится через Скифию европейскую и по северному и по западному побережью Черного моря проходит до Византии, где поставляет первого епископа для этого города – Стахия. Из повествований последнего рода следует отметить рассказ монаха Епифания, так как в нем есть некоторые элементы, вошедшие впоследствии в русское сказание. Епифаний жил в конце VIII и нач. IX вв., когда жгучим вопросом современности был вопрос об иконах. Под влиянием этого церковного интереса, Епифаний, как и некоторые другие лица того времени, предпринял своего рода учено-археолотическое путешествие по прибрежным странам Евксинского Понта, с целью изучить местные памятники и предания, касающиеся внешнего богопочитания во времена апостолов. Поэтому в своем повествовании об ап. Андрее он тщательно отметил все священные изображения, жертвенники, храмы и кресты, ведущие свое начало, по рассказам местных жителей, от времени проповеди у них названного ученика Христова. Здесь, между прочим, не раз упоминается о «железном жезле с изображением животворящего креста, на который апостол всегда опирался». Неподалеку от Никеи в Вифинии «блаженный ап. Андрей, низвергнув гнусную статую Артемиды, поставил там животворящее изображение спасительного Креста». Далее к востоку, в Пафлагонии «он избрал место молитвы, удобное для устроения жертвенника, и освятил его, воздвигнув знамение животворящего креста». Вот откуда ведут свое начало и крест и жезл, фигурирующие в двух версиях русского сказания. У монаха Епифания, ап. Андрей из кавказских стран, не обходя Меотического залива (Азовское море), через пролив (Керченский), приходит прямо в Боспор (Керчь); отсюда проходит в крымские города Феодосию и Херсонес; далее плывет морем на Синоп и возвращается в Византию. Гораздо смелее выражаются позднейшие греки и шире представляют себе район миссионерской деятельности ап. Андрея на севере от Черного моря. Никита Давид Пафлагонский (кон. IX и нач. X в.), известный биограф патр.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Антиох-монах в «Пандектах Священного Писания»  повторяет ареопагитское учение об иерархии. Иерархия является священным чином и наукой, а цель иерархии — уподобление, соединение с Богом насколько возможно. Прп. Иоанн Дамаскин, защищая святые иконы, цитировал фрагмент из «Ареопагитик», где делался акцент на умопостигаемом характере небесной иерархии и чувственном — земной , что позволяло прп. Иоанну Дамаскину представить апологию почитания икон и на чувственном уровне. В послании об иконах императору Феофилу церковная иерархия именуется «небесноподражательной» . Никита Давид Пафлагонский, известный оппонент свт. Фотия, также говорит о небесном иерархическом порядке: одни находятся в большей близости к Богу, другие — в меньшей. Церковная иерархия находится ещё ниже . Он же посвятил Ареопагиту, как первому епископу Афинскому и родоначальнику иерархии и учения о ней, своё Четвёртое слово . Георгий-монах пересказывал учение «Ареопагитик» о небесной иерархии, называя троичные иерархические порядки первым, вторым и третьим соответственно . Михаил Монах в «Похвальном слове архангелам Михаилу и Гавриилу» настаивал на уподоблении нашей иерархии — небесной, пользуясь категориями ареопагитского богословия . 5. Другие, более общие, значения слова «иерархия» 5.1. Иерархия как собрание епископов того или иного региона На Латеранском Соборе священномученик Мартин, папа Римский, понимал под церковной иерархией епископат Африки . Святитель Никифор Константинопольский писал об истине, известной и другим иерархиям . 5.2. Иерархия как епископство одного епископа У Кирилла Скифопольского в ряде житий говорится об иерархии как об архиерействе конкретного епископа , включая первого патриарха Иерусалимского Ювеналия  или патриарха Анастасия . Под иерархией могло подразумеваться епископство одного епископа, как в «Похвале апостолу Варнаве», где в жанре агиографического повествования передаются слова Христа Спасителя, обращённые к епископу Анфемию . Также и в «Похвальном слове свт. Иоанну Златоусту» он восхваляется как проведший многие годы жизни в «совершеннейшей иерархии» .

http://bogoslov.ru/article/6192311

Содержание Предисловие Указатель житий святых Введение а) Μαρτρια (Acta) b) Βοι (Vitae) c) Теория или схема похвального жития d) Общие критические замечания о житиях Глава I. Константинополь вообще Глава II. Св. София Глава III. Студийский монастырь Глава IV. Псамафийский монастырь Глава V. Влахерны Глава VI. Хорский монастырь Глава VII. Иосифов монастырь Глава VIII. Монастырь Психаитский Глава IX. Пафлагония (Амастрида, Тий, Дадивры) Глава X. Вифиния (Олимп, Катавол, Пандим, Мидикий) Глава XI. Пропонтида (Кий – Пелекит, Халкидон) Глава XII. Кипр Глава XIII. Восток: Палестина и Сирия Глава XIV. Эллада (Аргос, Кариуполь, Егина) Глава XV. Македония (Солунь, Косиница) Глава XVI. Фракия (Виза) Глава XVII. Сицилия Глава XVIII. Калабрия Приложение Никита-Давид Пафлагонянин Указатель некоторых слов     Опыт научной классификации памятников агиографии с обзором их с точки зрения исторической и историко-литературной Tατ σοι παρ’ μν κα ε μ κατ’ ξαν, λλ’ ον κατ δναμιν. Quoniam non potest id fieri quod vis, id velis quod possis. Μια·Αγια Καθολικη Και Αποστολικη Εκκλησια ταπεινς φιρωται Предисловие Мысль проф. В. Гр. Васильевского в 1887 г. о желательности рассмотрения для диссертации всех византийских житий святых иконоборческого периода, горячо нами принятая, но может быть не достаточно понятая, в течении длинного ряда лет подверглась значительному изменению. По мере углубления в агиографическую литературу за указанный период, мы пришли к выводу, что она в своей совокупности не представляет чего-либо особенно ценного, что она слишком бедна, чтобы могла дать достаточно материала для ученой работы в области всеобщей истории. Нам казалось, что для изучения иконоборческого вопроса, о котором все исторические труды неизменно говорят как о явлении во многих отношениях неясном, мало данных даже в византийской, западной и восточной литературах, вместе взятых, тем более не достаточно лишь в одном отделе первой. Придя к такому неутешительному выводу, мы раздвинули рамки и вместо эпохи 726–842 гг. критически обозрели агиографическую литературу за полные два столетия, за VIII и IX века, сделав попытку и предложив будущим работникам в этой области подобным же образом обозреть всю византийскую агиографию. Откровенно признаемся: этот путь для нас был очень утомителен; но раз начало сделано, работа будущих исследователей будет гораздо более продуктивною.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Сохранившийся в более или менее оригинальном виде текст «Деяний Фомы» позволяет определить лит. характер больших Д. а. а. и отнести их к разновидности позднеантичного романа и философской аретологии, из к-рых заимствовали множество мотивов (напр., опасности на море, путешествие на край ойкумены, семейная драма) и композиционных приемов (напр., принцип «симметричной композиции»). Однако романную составляющую ( S ö der. 1932) не следует переоценивать: все внешние действия и поступки героев являются некой материальной оболочкой духовных интенций, о чем свидетельствует увеличение доли текста, отведенной речам, в ущерб действию ближе к развязке Д. а. а. Многие из таких «поучительных» эпизодов, напр. полиморфические явления Христа или поощрения к расторжению браков, осуждались церковными писателями за еретический характер. Отношение к каноническим Деяниям святых апостолов Большие Д. а. а., по-видимому, испытали некоторое (в т. ч. жанровое) влияние канонических Деяний святых апостолов , откуда были позаимствованы отдельные формальные элементы композиции, такие как рассказы о собрании апостолов в Иерусалиме перед отправлением на проповедь, о путешествии апостола по Средиземноморью и др., а также богословские установки (напр., христоцентричность), но различий здесь больше, чем сходств ( Bovon. 2003). Д. а. а. содержат крайне мало цитат и аллюзий на Свящ. Писание, учение, к-рое автор деяний влагает в уста того или иного апостола претендует на равный, если не на больший, авторитет, чем есть у канонического. Переработки и редактирование Д. а. а. Вскоре после создания больших Д. а. а. стали исправлять их богословское содержание, чтобы сохранить предание об апостоле, или стилистику текста. Только «Деяния Фомы» остались практически без изменений, сохранив первоначальный текст. Результатом такой переработки могли стать либо новое изложение, в к-ром опущены все «сложные» места (напр., пересказ Григория Турского или «Деяния Иоанна» Псевдо-Прохора - CANT, N 218), либо сюжет, разделенный на части (напр., Мученичества ап. Андрея) или радикально измененный (т. н. Псевдо-Климентины - CANT, N 209)). В IX-XI вв. отдельные крупные писатели (напр., Никита Давид Пафлагон) создали «сглаженные» редакции больших Д. а. а., некоторые редакции вошли в крупные собрания Минологиев (напр., блж. Симеона Метафраста). Епифанием Монахом (815-843) «Деяния Андрея» были переработаны в Житие согласно агиографическим канонам средневизант. эпохи. Многочисленные редакции больших Д. а. а. возникли на вост. почве (напр., вост. «Деяния Петра» - CANT, N 199-207). Подробнее об этом см. статьи Андрея деяния , Иоанна деяния , Павла деяния , Петра деяния , Фомы деяния . К малым Д. а. а.

http://pravenc.ru/text/171796.html

80) Игнатий, монах, племянник императора Никифора (от сестры), сын самодержца Михаила Куропалаты. Жестокий Лев Армянин, оскопив его, держал в заключении в монастыре Сатира, где священный Игнатий монашествовал, ведя жизнь подвижническую. Правив Церковью 11 лет, он низводится с патриаршего престола Вардою, дядей самодержца Михаила Мефисса (пьяного) за то, что, исполняя божественные правила, отлучил Варду от общения, который, без причины бросив законную супругу, смесился с собственною снохою. По низвержении Игнатия возводится на патриарший престол 857 г. 81) Фотий, святейший и премудрейший, знаменитый по жизни и делам, а еще более по сочинениям и православию. Он происходил из знатного рода, отечеством византиец, чином спафарий и первый секретарь, брат Тарасия Патриция (которому посвятил он сочинение свое: μυριοβλιον), внучатый племянник Тарасия патриарха. Оказав отечеству блистательные услуги в делах царственных и гражданских, он особенно отличился подвигами в пользу Церкви. По низложении, как мы сказали, блаженного Игнатия, Фотий единогласно избран Церковью и всем клиром (исключая только пяти епископов, не изъявивших согласия). Рукоположен из мирянина, по божественным правилам пройдя все последование степеней 18 , но против собственного желания. Меня вели насильно, меня влекли, – пишет он в письме к Варде, – и я смерть предпочитал жизни. Но поскольку и добродетель Игнатия, столь худо вознагражденная, нашла защитников и внутри и вне Константинополя, да и сам блаженный Игнатий, как человек, не без ропота и жалоб переносил свою участь: то святейший Фотий, не по добродетели своей встретил многих и страшных врагов, в числе коих были: безрассудный Митрофан смирнский, подобный ему Стилиан неокесарийский, Феофан и НикитаДавид пафлагонянин, который паче всех вымышлял многие и важные клеветы 19 на непорочного Фотия; но величайшего из всех врагов нашел блаженный Фотий в папском дворе, который под предлогом защиты низложенного Игнатия домогался торжества над восточной Церковью и уничижения патриархов константинопольских.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Согласно списку апостолов Псевдо-Епифания, М. проповедовал в Иудее и почил в Иераполе Парфянском (вероятно, перетолкованный ερ πλις - «священный город») (Vitae prophetarum. 1907. Р. 111). Этому тексту следуют списки апостолов Псевдо-Дорофея и Псевдо-Ипполита; ряд рукописей, а также часть вост. апостольских списков называет город просто Иерия. По 1-му и 2-му сир. типам комплексных списков апостолов, многие из к-рых отождествляют М. с Леввием, М. происходил из колена Иссахара и был побит камнями в Парфии; часть списков 2-го сир. типа называет парфянский г. Габала или Габира ( Виноградов. 2005. С. 141). Др. списки уточняют, что М. был родом из Назарета. Арм. список из рукописи Матенадаран 871, 1680 г., отмечает миссионерскую деятельность М. в Геллеспонте (Там же. С. 145). В лат. списке Barc. Univ. 574, как и в лат. Мученичестве Псевдо-Абдия, Эфиопия названа местом кончины М. (Там же). Почти все ранние источники сообщают о мученической смерти М.; о его мирной кончине говорят гностик Ираклеон ( Clem. Alex. Strom. IV 9) и Феодор бар Кони (в парфянском г. Сира). Синаксарь К-польской ц. (SynCP. Col. 121, 227-230, 781) называет ап. Иакова Алфеева братом М. и заменяет Иераполь Парфянский Иераполем Сирийским, хотя удел М. при этом указывается в Парфии. Синаксарю К-польской ц. следуют Никита Давид Пафлагон в похвальном слове М. (BHG, N 1228) и Симеон Метафраст (CANT, N 271; BHG, N 1226), который гармонизует эфиопскую и парфянскую версии кончины М. Существует также анонимный неизданный энкомий М. (BHG, N 1228d). Ап. Матфей. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция. 30–40-е гг. XI в. Ап. Матфей. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция. 30–40-е гг. XI в. В кратком Житии М. в Минологии Василия II события изложены по-другому: М. начинает проповедь в стране людоедов (т. е. возникает путаница с ап. Матфием), где поставил там во епископа Платона и претерпел много мук, а затем в Иераполе Сирийском, «поучая многих слову Христову и крестя, скончался» (не уточнено, мирно или мученически) (PG.

http://pravenc.ru/text/2562632.html

При имп. Иоанне III Дуке Ватаце (1221-1254) стратигом П. был Михаил Мелиссин, сражавшийся там с тюрками. В 1256 г. элитные части из П. были переведены в Фессалонику, однако уже к 1267 г. Ираклия, Тиос, Амастрида и Кромна стали византийскими анклавами на тюркских землях. В 1261 г. генуэзские купцы появились в Амастриде и Ираклии, в 1268 г. в Ираклию прибыли венецианцы. Внутренняя П. принадлежала сельджукским султанам и туркмен. эмирам, нек-рые из них (напр., Али Амурий) формально признавали сюзеренитет Византии, что, впрочем, не препятствовало их частым набегам на визант. территории. Между 1290 и 1295 гг. в Ираклии род. Никифор Григора . В 1360 г. тюрки покорили Ираклию, заняли Амастриду, однако вскоре там появилась генуэзская колония Самастро, занимавшаяся транзитной торговлей и пользовавшаяся определенной самостоятельностью. В 1391 г. османский султан Баязид I завоевал внутреннюю П. (Кастамон), Ираклию и Амастриду; во время этой кампании был разрушен Помпейополь. В 1460 г. Самастро была захвачена султаном Мехмедом II (1451-1481). Христианство в П. В дохрист. период на территории П. существовали святилища не только общегреческих, но и местных языческих культов (напр., святилище Геракла «у входа в Аид» в Ираклии). Абонотейх (Ионополь) был известен благодаря лжепророку Александру и принадлежавшему ему змею Гликону, к-рого он выдавал за воплощение бога Асклепия; Амастрида была центром эпикурейства ( Lucian. Alexander). Самое раннее свидетельство наличия христиан в П. содержится в 1 Петр 1. 1, обращенном к общинам провинций Галатии, Понта, Каппадокии, Асии, а также Вифинии, в состав к-рой тогда входила П. Предание о проповеди в П. (в Ираклии и Амастриде) ап. Андрея Первозванного появилось у Епифания Монаха в 815-843 гг. (Греческие предания о св. ап. Андрее/Изд.: А. Ю. Виноградов. СПб., 2005. Т. 1: Жития. С. 175, 308). Никита Давид Пафлагон добавляет к этому преданию еще одно - о рукоположении апостолом 1-го епископа Амастриды Пальма и об основании храма в местечке Харакс на р. Парфений. В действительности Пальм жил во II в.; известно, что ок. 170 г. он получил письмо от сщмч. Дионисия , еп. Коринфского, в к-ром рассматриваются вопросы, касающиеся таинства Брака и принятия в Церковь еретиков; Пальм председательствовал на Соборе епископов Понта по вопросу о дате празднования Пасхи ( Euseb. Hist. eccl. IV 23. 6; V 23. 3). В Амастриде пострадал мч. Иакинф , в Дарипии - мц. Христина. Об активности христиан в П. сообщает Лукиан Самосатский ( Lucian. Alexander. 25, 38).

http://pravenc.ru/text/2579796.html

Врем.» 1897, IV. 35. При издании этого жития мы в особенности остановились на попытке приурочения анонима к какому либо из известных византийских агиографов. Изучив язык и стиль анонимного писателя по сравнению их с языком и стилем других писателей IX–X вв., мы нашли, что агиографом в данном случае мог быть Никита-Давид Пафлагонянин; и даже болландист Peeters признал эту догадку возможною. См. «Житие св. славного Евдокима» (Изв. Русского Археологического Института в Константинополе, XIII, отд. отт.: София 1908); Anal. Boll. 1909, XXVIII, 497. 181 f. 219 б : τς μετρας ταυτησ τς βασιλδας τν πλεων πολιοχος; f. 240 а : τν βασλισσαν ταυτην πλιν. 182 f. 219 б : νυν δ λγοις παιδθεν κδοθες κα παιδευτας λγων γχειρισθες κα τοτοις μεγλοις τε κα συχνος κα πολλ π τ σκσει ατν πεπονθς, γρ λγειν ς κα πλεστ τε κα βαρτατα δι ατος νατλς. 184 Подобное же сопоставление приводится в Житии Ахиллия Ларисского (cod. Athon. Dionys. 143, XVII в., f. 120 ν.). 187 f. 227 б : τιμται πρς το βασιλως οκ λαχιστου το τς Καππαδοκας κλματος στρατοπεδαρχεν – ς δυον τινων τριν πνυ-χιλιοστων μυριοστων κυβρνησιν. 191 f. 235 а : δημοσαις νισχομνος φροντσιν, ν χριν ομαι κα μετανστης κ τς τν Καππαδοκν ες τν Κωνσταντνου γεγνηται. 193 В службе Евдокиму (Пам. Др. Письм. XCVI, 24–35) канон, носящий имя Иосифа, по всей вероятности написан Иосифом Песнописцем, который едва ли не имеет какого отношения к монаху Иосифу, привезшему мощи в Византию. Любопытно, что Гимнограф писал совершенно независимо от агиографа и внес в канон такие черты, которых в Житии нет и которые общи каждому святому. Отрывок из Службы в рук. 1361 года – в собрании преосв. Порфирия (в Имп. Публ. Библиотеке): Краткий обзор собрания рукописей еп. Порфирия. Спб. 1885, стр. 139, 328. 194 Analecta graeca, ed. monachi Benedictini. Lut. Paris. 1688, p. 396–531 (γαθν κα δκαιον, Migne, C. 1067–1186. Содержание житии в «Душепол. Чтении» 1860, ноябрь, 263–302 и отд.; обстоятельное, прекрасное исследование проф.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010