По прибытии на кафедру епископ Никита был в первый раз арестован ОГПУ. Ему инкриминировали связи с белочехами, но через месяц освободили за недоказанностью обвинения 103 . В 1925 г. его повторно арестовали за то, что он служил без разрешения местных властей как православный епископ, подчиняющийся Патриарху Тихону и не признающий обновленцев. Через полтора месяца пребывания в тюрьме Мелекесса епископа Никиту освободили 104 . Через год архиерей был назначен епископом Орехово-Зуевским, викарием Московской епархии. Совершал различные рукоположения, в частности, 22 октября 1926 г. рукоположил диакона Василия к Спасской церкви в селе Ведерницы Дмитровского уезда 105 . В следующем году он написал прошение об увольнении за штат 106 . В 1927 г. епископ Никита, выступил против «Декларации» митрополита Сергия (Страгородского) . Получив 16 сентября 1927 г. назначение на Нижнетагильскую кафедру 107 , он тем не менее в Нижний Тагил не поехал, и по этой причине был отправлен на покой. В обвинительном приговоре 1937 г. он именовался епископом Истинной Православной Церкви, как относящийся к большинству епископов, не принявших компромисс с советской властью, однако в период после принятия «Декларации» он не имел официального места служения и тем самым не состоял в прямом противоречии с митрополитом Сергием (Страгородским) 108 . Преосвященному Никите исполнился тогда 51 год. 31 октября 1928 г. было заслушано его объяснение и постановлено иметь его в виду при занятии пустующих архиерейских кафедр. В 1930 г. он был вновь арестован, заключён в лагерь, три года работал на строительстве Днепрогэса преимущественно конюхом и ночным сторожем 109 . В 1934 г. епископ Никита вернулся в Орехово-Зуево и поселился в общежитии, где жили в основном милиционеры кавалерийского взвода 110 . Они, зная о том, что он епископ, тем не менее уважали его за доброту. В Орехово-Зуево будущий новомученик пользовался авторитетом старца, аскета и подвижника, жившего по строгим принципам нестяжания и непривязанности к миру. Епископ Никита нёс также особый подвиг юродства, что особо отмечено в тропаре в его честь 111 . Свидетельство об этом подвиге мы имеем, в том числе, в материалах допроса от 19 октября 1937 г. Один из его обвинителей сообщил, что епископ юродствует и к нему обращаются как к прозорливому, который может провидеть грядущее 112 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Феодор был принят 2-м по списку и получил казенную стипендию и право, ввиду тесноты студенческих помещений, жить на частной квартире в Посаде. В 1914 г. Академия должна была особо торжественно отметить столетие своего пребывания в стенах Троице-Сергиевой Лавры, однако, как было указано выше, торжества из-за военного времени не состоялись. Тем не менее, священник Феодор составил к юбилею гимн на русском и латинском языках, текст которого также приведен выше. После праздника Покрова Божией Матери автор приступил к написанию кандидатского сочинения «Ветхозаветные пророки как пастыри», которое было успешно завершено всего за восемь месяцев 71 . Инспектор Академии профессор архимандрит Иларион (Троицкий) 72 направил каллиграфический труд-автограф автора на отзыв профессору священнику Е. А. Воронцову и доценту иеромонаху Варфоломею (Ремову) , которые оценили его как отличный. В этот же день сам выпускник отец Феодор был «награжден бархатною фиолетовою скуфьею» 73 «за труды по управлению академическим хором» 74 . Как явствует из послужного списка, награждение совершил Высокопреосвященнейший Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский) , впоследствии исповедник и святитель. Он удостоился наград согласно представлению ректора МДА епископа Феодора вместе с однокурсниками: иеромонахом Варнавой (Беляевым) и иеромонахом Никитой (Сапожниковым), а также священниками Николаем Колчицким и Константином Мещерским. Все данные лица к празднику Святой Пятидесятницы были награждены набедренниками, а священник Феодор Делекторский особо – как состоявший «до поступления в Академию на епархиальной службе в течение 11 лет (с 9 августа 1898 г. по 22 августа 1909 г.) и уже награжденный в 1903 г. набедренником по вниманию к особым трудам его по прекрасной организации и пятилетнему искусному управлению левым академическим хором – бархатною фиолетовою скуфьёю» 75 . Первый рецензент священник Е. А. Воронцов писал: «Сочинение отличается широтой изучения предмета и детальностью изложения. С пастырским элементом в служении пророков наш автор хорошо ознакомлен и дифференциально выяснил их отношение к пророческому служению вообще. Единственным недостатком сочинения является слабое знание языка Ветхозаветной Библии » 76 . Иеромонах Варфоломей отметил оригинальность, прекрасное знание Библии , а также первичной и вторичной научной литературы 77 , владение древними и новыми языками, способность сжатого и научно-популярного изложения, стилистическую простоту и ясность 78 . «Автор обладает достаточными познаниями в классических древних и трёх новых языках – явление редкое среди пишущих кандидатские работы» 79 , – характеристика, не потерявшая актуальности и в настоящее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

«Делекторский Феодор свящ., студент 70-го курса Московской академии. Юбилейный гимн Императорской Московской Духовной Академии 1814–1914, принесенный в дар Almae Matri студентом LXX (70) юбилейного курса священником Феодором Делекторским и церковным композитором – Свято-Троицкия Сергиевы Лавры иеромонахом Нафанаилом 4 . Москва, Нотопечатня Гаврилова 5 , 1915. 8 mag. Тит. + 2–7 Стихи на титул – «Дай Бог...» Гимн – слова свящ. Ф. Делекторского. Canticum Centenaniae Almae Matri stud. Th. Delectorsky». Текст гимна и стихотворения на столетие МДА 6 «(Гимн на столетие Императорской Московской духовной академии 1814–1914. Слова свящ. Ф. Делекторского. Муз. иеромонаха Нафанаила.) На титуле приводятся стихи – эпиграф Ф. Делекторского. Дай Бог , чтоб от твоих, добрейшая, щедрот, Обогатив свой ум наукой богословской, Питомец твой с любовью к Церкви шёл в народ И сердце не закрыл тогою философской. Пусть истина сияет на земле, Пусть вечная любовь нас согревает; Пусть не страшит нас мир во зле, Пусть путь креста нас не смущает. Евангелие, крест на знаке юбилейном Любви и Истине служенье означают, Пусть первенцы твои, на поприще идейном? Бессмертие стяжав, нас вечно просвещают. На с. 2: Гимн... Слова Ф. Делекторского Припев: Привет Академии! Профессорству здравье! Цвети, украшайся, добрейшая мать! Студенчеству мудрость – венец испытанья, А ректора честью достойно венчать. I Сто лет миновало, родная, Но ты юна вечно. Благодарно тебя вспоминая, Привет шлём сердечный. II Гимном мы почтим завет Профессоров славных, Ведь его как сотню лет Воспевает хор избранных. III Божья истина да будет Солнцем вечно ясным, Тяжкий труд кто не забудет – Научный прекрасный. IV Профессора пусть встречают Знак любви, привета. Усопших вечно поминают, Живым – многая лета. Canticum Centenariae Almae Matri Stud. Th. Delectorsky Припев: Vivat Academia, vivat professores! Ornent Theologiae flores Almam Matrem! Fructus sapientiae coronent studentes Rector noster Dominus dingus sit honore! I Centenaria noster Mater

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

«Нагрудный знак в память столетия императорской Московской духовной академии состоит из золочёного лаврового венка, увенчанного серебряной (или золочёною) императорскою короною. Вверху венка – золочёный картуш с инициалами, И. М. Д. А. красной эмалью и обозначением годов: 1814–1914, белой эмалью. Внутри венка помещаются на эмалевом синем звёздном фоне: золотой православный крест; на нём раскрытое Св(ятое) Евангелие, на белых раскрытых листах которого тёмной эмалью помещено: EN APXH HN О ΛΟΓΟΣ Ниже св. Евангелия – серебряный (оксидированный) орёл с бирюзовым эмалевым нимбом как символ св. евангелиста Иоанна Богослова. Весь знак имеет вид креста древнего характера. Величина этого знака может быть несколько уменьшена. Юбилейный знак назначается для ношения на правой стороне груди и имеет позади булаву» 16 . Совет вынес Васнецову благодарность еще до утверждения проекта 17 . Положение о нагрудном знаке было принято полностью 19 ноября 1915 г. и оглашено на первом заседании Совета в январе 1916г. с одним только отличием: знак было решено носить не на правой, а на левой стороне груди 18 . Также в нём было уточнено, кто имеет право носить юбилейный знак: «Юбилейный академический знак усвояется: Высокопреосвященнейшему Митрополиту Московскому и Коломенскому Макарию и числящимся в день столетия Почётным Членам Академии; лицам по учебному и административному составу Академии и её учебно-вспомогательных учреждений, как состоящим на академической службе в день юбилея, так и служившим ранее сего; всем бывшим питомцам Академии, окончившим полный академический курс и удостоенным учёных богословских степеней и званий, и студентам IV, III, II и I курсов Академии юбилейного 1914/1915 учебного года, но не ранее чем по окончании ими курса в Академии и по удостоении учебной богословской степени или звания» 19 . Согласно данному положению свящ. Феодор Делекторский имел право на получение юбилейного знака как выпускник 1914/1915 г., защитивший работу с учёной степенью. Данный нагрудный знак был выпущен, хотя ныне и является редким раритетом 20 . 19 ноября 1915 г. считается датой учреждения нагрудного знака Московской духовной академии, который стал выпускаться в двух видах: с золотой императорской короной для лиц высокого духовного звания и служащих Академии и с серебряной императорской короной – для студентов-выпускников 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Мравинский Евгений Александрович (19031988) – дирижер Мусин Илья Александрович (ум. 2000?) – дирижер, ученик A.B. Гаука Мусоргский Модест Петрович (18391881) – композитор Мюнш Шарль (18911968) – французский дирижер Мясковский Николай Яковлевич (18811950) – композитор H Надежда Петровна (см. Гиацинтова Н.П.) Надеждина (урожд. Борисоглебская) Елена Сергеевна (18931974) – супруга о. Василия (Надеждина), пианистка, музыкальный педагог Направник Эдуард Францевич (18391916) – дирижер, композитор Наталия – монахиня Петропавловского монастыря в Юрьеве Польском (1920-е) Нафанаил (Бочкало Никита Яковлевич, ум. 1930-е) – иеромонах, регент Троице-Сергиевой Лавры Нейгауз Генрих Густавович (18881964) – пианист, педагог Немцев Иосиф Васильевич (18851939) – хоровой дирижер Нестеров Михаил Васильевич (18621942) – живописец Никита (см. Делекторский Ф.П.) Никита (см. Фаворский Н.В.) Никитина (урожд. Трубачева) Ольга Сергеевна (род. 1947) – дочь С.3. и О.П. Трубачевых, музыкант Никифор (Ртищев Владимир Николаевич, 19231992) – игумен Троице-Сергиевой Лавры Никиш Артур (18551922) – венгерский дирижер Николай (Поспехов Николай Алексеевич, 1869?) – протоиерей ивановского Введенского храма (1920-е) Николай II (18681918) – император, святой страстотерпец Николай (Калистов) – священник ивановского Введенского храма (1920-е) Николай Мирликийский (IV в.) – святитель Николай ( Попов Николай Николаевич, конец XIXkoheц 1930-х) – священник в с. Евда, сын Николая (Попова) Николай ( Попов Николай Петрович, 18511926/1929) – протоиерей в Красноборске, дядя Зосимы (Трубачева) Николай Студийский (ум. 868) – преподобный, исповедник Николай (Сушко Николай Сергеевич, 18981989) – протоиерей Никольский Александр Васильевич (18741943) – композитор, хоровой дирижер Никон (ум. 1426) – игумен Радонежский, преподобный Никон (Никита Минов, 16051681) – Патриарх Московский и Всея Руси Никон (Рождественский Николай Иванович , 18511918/1919) – епископ Вологодский, архиепископ, духовный писатель Нифонт (Сушко Николай Корнильевич, середина XIX в.1900) – иеродиакон Уссурийского Свято-Троицкого Николаевского монастыря (конец XIX в.)

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

В это время протоиерей Феодор решил всецело посвятить себя служению Церкви и принять монашеский постриг, о чем и сообщил епископу Пермскому Сильвестру (Братановскому), который принял соответствующее решение: «Ввиду безвестного отсутствия в течение 15-ти лет Антонины Делекторской и расторжения брака протоиерея Феодора Делекторского с нею в гражданском суде, церковное благословение с нее как таинство снимается для предоставления возможности протоиерею Феодору Делекторскому всецело посвятить себя служению святой Церкви в безбрачном состоянии». В 1922 году протоиерей Феодор вернулся из Перми на родину во Владимирскую епархию и был назначен настоятелем Христорождественского собора в городе Александрове и благочинным всех городских церквей. 7 мая 1924 года Святейший Патриарх Тихон и Священный Синод постановили открыть в Самарской епархии викарную кафедру в городе Бугульме. 9 мая в храме Валаамского подворья в Москве митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) постриг протоиерея Феодора в монашество с именем Никита и возвел в сан архимандрита. 12 мая архимандрит Никита был хиротонисан во епископа Бугульминского, викария Самарской епархии. По прибытии епископа Никиты в Бугульму ОГПУ арестовало его, обвинив в связи с белочехами во время Гражданской войны. Но это ложное обвинение следователи не сумели доказать, и после месяца, проведенного в тюрьме, епископ был освобожден. В 1925 году власти снова арестовали епископа и обвинили его в том, что он совершал богослужение без разрешения местных властей как православный епископ, подчиняющийся Патриарху Тихону, между тем как законной религиозной организацией они признавали лишь обновленцев. Кроме того, преосвященный Никита был обвинен в том, что за богослужением поминал Святейшего Патриарха Тихона. После полутора месяцев пребывания в тюрьме в городе Мелекессе владыка был освобожден. В 1926 году преосвященный Никита был назначен епископом Орехово-Зуевским, викарием Московской епархии, и с тех пор поселился в этом городе, где у него появилось много духовных детей. В 1927 году он был уволен по его прошению за штат. Жить, однако, он остался в Орехово - Зуеве. Он нес подвиг старчества, крайнего нестяжания и юродства. Иногда он выезжал в Москву и тогда останавливался у неких благочестивых людей, принимавших странников. Здесь в 1930 году он был арестован и приговорен к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь и отправлен на строительство Днепрогэса, где ему пришлось работать конюхом и ночным сторожем.

http://fond.ru/kalendar/1168/nikita/

898 Слово Григория Цамвлака перечисляет 35 обвинений, главным образ. по статье «О фрязех» (Попов, 316–325); Павлов (373). М. Фотий в послании во Псков писал против употребления латинского мура (Акты истор., I, 35; Рус. Истор. библ., VI, 58); Григорий Цамвлак, Н. Д. (Рус. Беседа, 1895, 1, стр. 148–151), по румын. источн., касающ. отношений флорент. унии к Византии. О других соч. см. ниже 901 С XI в. дочь Ярослава I Анна, вышедшая за франц. короля Генриха I, исполняла католич. обряды или приняла католичество (Ист. Вестн. 1894, 1, с. 206). В XII в. не требовалось от католич. принцесс, вышедших замуж за визант. членов царств. дома, перемены религии (Визант. Времен. 1898, I, 86–87) 903 Очевидец брака Зои, Феодор Газа поспешил послать описание торжества своему другу Франч. Филельфо (Пирлинг, Россия и Восток, xi) 904 Пирлинг, Рос. и Вост., xi, 134, 144. И.Григорович (Переписка пап с рос. госуд. в XVI в., Спб. 1834, снош. 1513–1526 гг.), стр. 1–26, 95–105) 905 Слово, избр. от св. писаний еже на латыню, около 1461, припис. неправильно старцу Аркадию (Филарет, Обз. дух. литерат., стр. 130), а А. Н.Поповым одному епископу (Ист. литер. обз. полемич. соч., 359–360). А.С.Павлов приписывает его Пахомию Логофету (рец. на предыдущ. Отчет о XX присужд. Уваров, наград, 292–294); Ф.И.Делекторский – Симеону Суздальскому (Ж. М. Н. Пр. 1895, 7, с. 145–59) 907 А.Шахматов, Хроногр. Филофея, 110. Папа Сикст IV именно указывал ¦на то, что патриарх назначается турками (P.Pierling, La Russie et le S.Siege I, 145–146) 908 А.Н.Попов, Истор. литер. обз. древне-рус. полемич. соч. против латин XI-XV в., М., 1875, стр. 12, 52–69. Современник Михаила Керулария – Лев архиеп. Охридский (Болгарский), писавший по поручению Михаила Керулария называет еще 4; Никита Стифат – 6; но они, как и Никита Никеец, уже выдвигают на первый план учение об опресноках (Павлов, рец. на Попова, 224–225) 909 Одо Диогильский, в изд. Гизо, XXIV, кн. 3 и 4; Никита Хониат , VI, 3 и прилож. (о памятниках Византии). Издан. Котелерием перечень обвинений против латинян в 60 пунктах присоединяет еще 22 жалобы на разные неистовства и кощунства, совершенные крестоносцами при взятии Конст-ля в 1204 г. (Павлов, 230)

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

С 1850 года священником в церковь был назначен отец Андрей Сахаров. В 1866 году он был переведен к Смоленской церкви Переславля-Залесского, скончался 14 октября 1889 года. С 1873 года церковь святых Сорока мучеников Севастийских была приписана к соседней Введенской церкви. Особого причта при храме святых Сорока мучеников не было, богослужение и требы отправлял причт Введенской церкви. В 1876 году в объединённом из двух храмов приходе служили отец Димитрий Черевский и пономарь Никита Рунов. Приход в то время состоял из «278 душ только мужского пола». В приходе по клировым ведомостям последующих лет: «Числится 205 душ мужского пола и 199 женского; все православные. Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1803 года, исповедныя росписи с 1809 года. Утварью, ризницей, святыми книгами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. На каждом из священных сосудов, на потире, сохранилась надпись: «В 1770 году построены сии сосуды в Переславль-Залесский в рыбную слободу к церкви Четыредесят Мучеников в помин души Государева духовника протопресвитера Благовещенского Феофана Феофилактовича…» Сохранились надписи и на некоторых богослужебных книгах, например, на Минее написано: «203 (1695 год). Спасского собора, что у великих государей вверху, диакон Прокопий Феофанов дал сию книгу в Переславль-Залесский в рыбную слободу в церковь Святых Четыредесяти Мучеников по своих родителех во веки неотъемлемо». В 1895–1907 годах в храме святых Сорока мучеников Севастийских совершал своё служение священномученик Евгений Елховский. Трудами отца Евгения храм во многом преобразился — по его инициативе и замыслу в начале ХХ века началась роспись стен, которые выполнил переславский живописец Василий Петрович Шманаев. Сбор средств производил староста храма Иван Васильевич Дыбцына, особым рачителем и благодетелем храма в годы служения отца Евгения был Василий Иванович Носков. В 1907–1909 годах в храме служил отец Феодор Делекторский, переведенный из Свято-Николького женского монастыря Переславля-Залесского, впоследствии епископ Орехово-Зуевский Никита. В 1916 году в храме служил священник Леонид Веселовский. Протоиерей Владимир Елховский, старший сын отца Евгения Елховского в воспоминаниях указал, что в голодном 1918 году «отец Леонид Веселовский ещё по лету уехал от голода куда-то на юг со всей семьей. Был слух, что в пути его семья растерялась, жена умерла». Епископ Переславский, священномученик Дамиан (Воскресенский) на место отца Леонида временно управляющим приходом вновь назначил отца Евгения Елховского. С конца 1918 года служение в храме начал протоиерей Леонид Гиляревский, переведенный епископом Дамианом из закрытого большевиками Николо-Сольбинского монастыря. Отец Леонид служил в приходе 19 лет, был благочинным отцом Переславля-Залесского. После революционных событий храм взял в своё ведение приходской совет. Летом 1919 года в церкви случился пожар, и особенно пострадала из-за копоти настенная живопись.

http://sobory.ru/article/?object=00438

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь «НЕПОМИНАЮЩИЕ» движение внутри РПЦ, оппозиционное заместителю патриаршего местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому) НЕРЕДИЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ см. Преображения Господня Нередицкий (Спасо-Преображенский на Нередице, Спаса на Нередице) мужской монастырь НЕРОНОВ Иоанн (в крещении Гавриил, в монашестве Григорий; 1591 - 1670), протопоп, в конце жизни архимандрит переславль-залесского Данилова во имя Святой Троицы монастыря НЕРЧИНСКАЯ И КРАСНОКАМЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, образована по решению Синода от 25 дек. 2014 г., отделена от Читинской епархии и включена в состав новообразованной Забайкальской митрополии НЕСТОР († 1-я четв. XII в. (?), Киево-Печерский мон-рь), древнерус. агиограф, летописец, прп., Киево-Печерский (пам. 27 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) НЕСТЯЖАТЕЛИ представители внутримонашеского течения, к-рые рассматривали монашеский обет нестяжания не только как индивидуальный, личный обет каждого монаха, но и переносили его в сферу социального бытия мон-ря НЕЧАЕВ Степан Дмитриевич (1792-1860), обер-прокурор Святейшего Синода (1833-1836), действительный тайный советник, сенатор, историк, литератор НИКАНДРОВ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Никандров в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужской монастырь (пустынь) (Псковской и Порховской епархии) НИКАНОР († после 1704), архим. Акатова во имя святителя Алексия монастыря, церковный писатель, автор сочинений в стихотворной форме НИКАНОР (Бровкович Александр Иванович; 1827 - 1890), архиеп. Херсонский и Одесский; религ. философ, богослов, публицист и мемуарист НИКАНОР (Клементьевский Николай Степанович; 1787-1856), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский НИКИТА († 30 или 31.01.1109), еп. Новгородский (1096-1109), затворник Печерский, свт. (пам. 31 янв., 30 апр., 14 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) НИКИТА (Делекторский Федор Петрович; 1876-1937), еп. Орехово-Зуевский, сщмч. (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников Радонежских)

http://pravenc.ru/rubrics/121660_71.html

все архиереи автокефальной Уфимской епархии были репрессированы. Вернувшийся в 1932 г. из ссылки еп. Руфин (Брехов) принял на себя управление «андреевскими» приходами с титулом «Уфимский и Уральский» (с 1934 «Уфимский и Челябинский»). В укреплении положения епархии важную роль сыграло освобождение в февр. 1933 г. из лагеря с последующей ссылкой в г. Мелекесс Средневолжского края (ныне Димитровград Ульяновской обл.) еп. Вениамина (Троицкого). Весной 1933 г. он нелегально приезжал на неск. дней в Уфу, где вместе с еп. Руфином рукоположил во епископа Нижегородской слободы иером. Варфоломея (Аттикова). Эту последнюю в истории автокефальной Уфимской епархии и Н. с. в. хиротонию приветствовал еп. Андрей (Ухтомский). 30 апр. 1933 г. он вместе с др. отбывавшими наказание архиереями писал: «Ознакомившись с обстоятельствами церковной жизни в Баш. Республике и признав посвящение хор-епископа Варфоломея - деятеля еп. Руфина - канонически оправдываемым и для Церкви полезным, признаем его, Варфоломея, своим собратом и канонически полноправным епископом св. Апостольской Церкви. Епископ Андрей [Ухтомский], Епископ Никита [Делекторский], Епископ Лазарь [Любимов]» ( Зеленогорский. 2011. С. 373). На приходах автокефальной Уфимской епархии, включая Н. с. в., в 30-х гг. XX в. поминали Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского). 30 сент. 1937 г. арестованы епископы Руфин (Брехов) и Варфоломей (Аттиков). Они дали признательные показания о существовании «контрреволюционной повстанческой организации духовенства и церковников в Челябинской области и Башкирской республике», якобы занимавшейся шпионской деятельностью в пользу Японии. По тому же групповому делу были арестованы настоятель находившегося в юрисдикции автокефальной Уфимской епархии челябинского храма свящ. Василий Хлопотов, протодиакон того же храма Никита Мезенцев и секретарь автокефальной Уфимской епархии А. Сальников. Постановлением тройки УНКВД по Челябинской обл. от 4 нояб. 1937 г. все обвиняемые были приговорены к высшей мере наказания и расстреляны в Челябинске 16 нояб.

http://pravenc.ru/text/2565216.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010