Глава 2 (о сотворении человека и первобытной райской жизни прародителей) Ст. 1 и 2. «Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал». Ст. 1 и 2-й. Итак, вот как сотворены были небо и земля, и все то, что находится на небе и на земле со всеми небесными и земными существами. Все было сотворено и устроено Богом в шесть дней, после которых все стало существовать по установленным Богом законам природы. В седьмой день Бог уже ничего не творил существенного, нового, новых видов тварей. Он только поддерживает законы, уже прежде определенные размножения и сохранения тварей, и в этом смысле Отец наш небесный, наш Промыслитель и доселе делает ( Ин.5:17 ), и всегда будет делать. Но Он с седьмого дня и доселе не творит новых видов созданий. В этом только и заключается то Его успокоение, в котором Он пребывает с седьмого дня, да еще в том, что Его любовь к творениям явилась в высшей степени. Ст. 3. «И благословил Бог день седьмой и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал». Ст. 3. Чтобы люди помнили, что все создал Бог в шесть дней, чтобы люди, не развлекаемые никакими делами, имели полную возможность служить Богу, Бог определил седьмому дню быть священным, так, чтобы люди весь день посвящали на служение Богу. Это освящение седьмого дня должно было внушать человеку и то еще, что он должен заниматься всем неспеша, не беспрерывно, а постепенно, давая себе отдых, и уделяя время на служение своему Покровителю и Промыслителю. И Бог сотворил мир постепенно. Он мог бы и мгновенно сотворить все. Но Он творил все свободно, никем, и ничем не понуждаемый. Не бывает остановок лишь там, где совершается что-либо вследствие принудительных и внешних причин. Ст. 4–6. «Вот происхождение неба и земли при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла; ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделания земли; но пар поднимался с земли и орошал все лицо земли».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Далее, в книге Бытия рассказывается, как стали жить наши прародители, их дети, потомки, как последние развратились и были истреблены, как потом с течением времени и потомки Ноя, рассеиваясь, стали понемногу отклоняться от Бога, так что Бог решил избрать праведника Авраама для сохранения истинной веры. Об этом избрании, с которого Церковь Божия на земле стала ограничиваться сначала одним семейством, потом родом, и далее одним Еврейским народом, повествуется в 12 главе кн. Бытия. Глава 12. О призвании Богом Авраама. (Начало времен патриархальных) Ст. 1. «И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего, и из дома отца твоего (и иди) в землю, которую Я укажу тебе». Ст. 1. Авраам был сыном Фарры, у которого, кроме Авраама было еще два сына, у одного из которых был сын Лот. Все это семейство жило вначале в городе Уре Халдейском, куда вероятно перешли еще древнейшие праотцы этого семейства, почему Ур Халдейский и был для него отечественным городом. Но жители этого города, недалеко отстоявшего от знаменитого Вавилона, были столь неблагочестивы, что даже отец избранного семейства – Фарра, был сомнительной веры ( Нав.24:2–3 ). Для благочестия Авраама было великим счастьем то, что его отец оставил Ур Халдейский и направился, может быть, чрез Вавилон, к северу, в город Харран. Здесь Авраам, может быть, и хотел остановиться, особенно после смерти отца, но чистоте его веры могли повредить и оставшиеся родные, по всей вероятности, несколько увлекавшиеся примером других, и отца. Вот почему Бог, явившись здесь Аврааму, велел продолжать путь еще не в указанную определенно землю. Это было более чем за 2 тысячи лет до Рождества Христова. Ст. 2 и 3. «И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благовловение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные». Ст. 2 и 3. Местности, по которым должен был идти Авраам, были еще не слишком заселены. Путь ему был свободен, а воля Божия была для него свята и непререкаема, а потому он, руководимый верою, послушался, и пошел не зная, куда идет ( Евр.9:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Достойно замечания и то, что Дееписатель ясно отличает первое явление Христа Себя живым и многократные. Из сего очевидно, что и Апостолы не могли ни быть обманутыми, ни обманываться. Являясь им, Он говорил с ними, ел и пил, творил чудеса, которые и были для Апостолов особенными знамениями Христова воскресения. Но почему Он являлся не всем без различия, но преимущественно Апостолам? Очевидно – потому, что не все были к тому готовы, ибо неверующие не могут поверить и тогда, когда кто явится к ним, воскресши из мертвых ( Лк.16:31 ). По изъяснению блаженного Феофилакта, «Христос не был с Апостолами постоянно, как до воскресения, но являлся и снова удалялся, возвышая их мысли и не позволяя им прилепляться к Себе, как прежде. С большею осторожностью Он развивал в них и веру в Свое воскресение, и убеждение считать Его выше человека. Он ел и пил с ними, показывая этим, что Он Тот, Кто был распят, и погребен, и воскрес из мертвых» (см. Толкование на Деяния, изд. в Казани в 1871 г., стран. 21). 35 Царствие Божие, о котором говорил как при жизни, так и по воскресении Своем, Господь наш Иисус Христос, – это спасение всех в Боге через страдание и смерть Иисуса Христа, совершившееся здесь по вере в Него, силою Святого Духа, а в будущей жизни – дарованием через Отца блаженства верующим в Бога и возлюбившим Сына Его. Как и что из сего было возвещаемо Спасителем нашим Иисусом Христом по Его воскресении, О Сем многое сообщается во всех Евангелиях. Но святой Евангелист Иоанн Богослов замечает, что «многое и другое сотворил Иисус», так что «если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместит бы написанных книг» ( Ин.21:25 ). Имея в виду это величие дела Христова, святой Дееписатель определяет только существо его, называя его учением о Царствии Божием, как благодатном состоянии под водительством Божиим для спасения здесь на земле от грехов, а на небесах – для вечного блаженства. По сказанию Луки, воскресший Иисус Христос говорил двум ученикам, шедшим в Еммаус, что Ему «надлежало пострадать и войти в славу Свою», при чем изъяснил все «сказанное о Нем во всем Писании» ( Лк.24:26–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Един есть Бог, а не многие, и едино есть Слово Божие, а не многие. Бог есть Слово. Оно одно имеет Отчее видение. Сим-то будучи видением, Сам Спаситель постыждает иудеев, говоря: Пославый Мя Отец Сам свидетелствова о Мне. Ни гласа Его нигдеже слышасте, ни видения Его видесте: и словесе Его не имате пребывающа в вас, зане, егоже Той посла, Сему вы веры не емлете ( Ин.5:37–38 ). Прекрасно к Слову присовокупил видение, показывая сим, что Само Слово Божие есть изображение и образ и видение Отца Своего, и что иудеи, непринявшие Глаголавшаго сие, не приняли Слова, то есть Божия видения. Сие-то видение патриарх Иаков узрев, был благословлен и вместо Иакова наречен от Него Израилем, как свидетельствует Божественное Писание, говоря: воссия же ему солнце, егда прейде вид Божий ( Быт.32:31 ). Но вид сей был Тот, Кто говорит: видевый Мене виде Отца, и Аз во Отце, и Отец во Мне; и Аз и Отец едино есма. Так един есть Бог, и одна вера в Отца и Сына. И поскольку Слово есть Бог, то опять Господь Бог наш Господь един есть ( Втор. 6:4 ), потому что Он есть собственный и нераздельный Сын по свойственности и сродству сущности. Но непостыждаемые и сим, ариане говорят: «Не как вы говорите, но как нам хочется. Поскольку отвергли вы прежние наши вымыслы, то нашли мы новый, и утверждаем: в таком же смысле Сын и Отец суть едино, Отец в Сыне, и Сын во Отце, в каком и мы можем быть в Нем. Сие написано в Евангелии от Иоанна, сего Христос желал и для нас, говоря: Отче Святый, соблюди их во имя Твое, ихже дал еси Мне, да будут едино якоже и Мы ( Ин. 17:11 ); и еще чрез несколько слов: не о сих молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя: да еси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут: да и мир веру иметь, яко Ты Мя послал еси. И Аз славу, юже дал еси Мне, дах им, да будут едино, якоже Мы едино есмы: Аз в них, и Ты во Мне, да будут совершени во едино, и да разумеет мир, яко Ты Мя послал еси ( Ин.17:20–23 )». Потом сии хитрецы, как бы нашедши предлог, присовокупляют сие: «Если как мы во Отце бываем едино, так Он и Отец едино суть, так и Он есть во Отце, – то почему же по сказанному Им: Аз и Отец едино есма, и Аз во Отце, и Отец во Мне, называет Его собственно принадлежащим и подобным Отчей сущности? Необходимо или и нам быть собственно принадлежащими Отчей сущности, или и Ему быть чуждым, как чужды мы».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Земля наполнилась множеством самых разнообразных существ, которые населили низменности, долины, леса и горы. Вся земля наполнилась творениями Божиими, которые зажили каждое свойственной ему животною жизнью. Недоставало только того, кто бы, кроме Самого Творца и небожителей, наслаждался и сознавал все это множество и разнообразие творений Божиих, возвещающих о величии, мудрости и силе Божией, и наслаждаясь миром, любил бы Создателя его, и разумно прославлял бы Творца. Ст. 26. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, (и) по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными (и над зверями), и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле». Ст. 26. Сознавать величие Божье, открывающееся в творениях, и разумно служить Богу могут только существа высшие неразумных животных, существа, одаренные богоподобною душою, чувствующею и размышляющею; поэтому произошел совет Св. Троицы о создании такого высшего земного существа, которое походило бы на Бога по власти над всеми прочими существами, наполняющими землю, которые все должны были служить человеку. Прежде все творилось по одному слову Божию, рече – и быша, а сотворению человека предшествовало совещание трех лиц Св. Троицы. Это потому, что человек был завершением всех земных созданий, потому что все на земле различным образом было предназначено для человека, чтобы чрез беспрепятственное совершение всего возможно доброго, он возвел свой образ Божий, свое сходство с Богом до самой высшей степени уподобления Богу. Ст. 27–28. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими (и над зверями), и над птицами небесными (и над всяким скотом, и над всею землею), и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». Ст. 27–28. После совета Бог создал мужа и жену, наделенных разными силами и способностями души, несколько отображающими силы Божественного Духа, так что человек мог познавать Бога, любить и действовать по отношению к Нему так, как угодно было его свободной воле, как обязывало его действовать его светлое сознание и чистое сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Злобное отношение Иудеев к слову спасения подает повод Апостолам смело, с дерзновением как свойственно истинным служителям Слова ( Притч.1:21 ) заявить, что они теперь с этим словом спасения обращаются к язычникам, что они теперь «Апостолы языков» ( Рим.11:13 ). Оправдывая это заявление, Апостол Павел высказывает здесь те же мысли об Иудеях и их отношении ко спасению, которые позднее получили свое полное раскрытие в послании к Римлянам ( Рим.10:19–21 ). По божественному определению о спасения рода человеческого, вы первые должны были услышать слово Божие, восприять спасение (ст.26), чтобы распространять его до краев земли. Но так как вы отвергаете это слово жизни ( Деян.5:20 ) и чрез это сами себя делаете недостойными вечной жизни, дарование которой есть цель пришествия Мессии, то вот мы обращаемся к язычникам, ибо Бог от века предназначил Мессию быть светом для язычников и спасением до края земли. В доказательство этой мысли Апостол приводит слова из книги пророка Исаии ( Ис.49:6 ). Эти слова служат и для Апостолов заповедью – о проповеди среди язычников, потому что слова Божии не осуществились бы, если бы не было их проповеди» (см. у Артоболевского, стр.250–251). 345 Обращение язычников в Антиохии Писидийской было самое обильное и притом не только в городе, но и по всей стране. Достойно при этом заметить, что Дееписатель говорит, что уверовали те, которые были предуставленны, т. е. предопределены Богом и подготовлены к тому личною жизнью и душевным расположением ( Ин.6:44 ); ( Рим.8:29–30 ). Это отчасти показывает, что число веровавших, по-видимому, было гораздо больше, нежели сколько оказалось достойных принятия в лоно Церкви. Из чего следует, что присоединение к Церкви совершалось с великою осмотрительностью, причем мерилом этой предуготованности служила готовность к получению вечной жизни, вечного спасения, а выражением этой готовности были радость о Господе и благовестие о Нем, как Спасителе всех людей. По всей стране Евангелие распространялись, очевидно, новообращенными, которые усердно передавали то, что слышали, и восторгом своим от восприятия учения подготовляли к восприятию его и множество других Писидийцев. Посему посеянные здесь семена христианского учения уподобились ниве, на которой разбрасываются семена, чтобы они росли и в свое время дали надлежащий плод, что и было здесь впоследствии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Зная, что Он именуется и Ангелом великого совета Отчего, Его, а не другого кого, нарек благословляющим и избавляющим от зол. Не того желал он, чтобы его самого благословил Бог, а внуков Ангел; но Кого сам призывал, говоря: не пущу Тебе, аще не благословиши мене ( Быт.32:26 ), а это был Бог, как говорит сам Иаков: видех Бога лицем к лицу ( Быт.32:30 ), – Того же умолял благословить и сынов Иосифовых. Ангелу свойственно служить Божию повелению; неоднократно Ангел предшествует народу Божию, чтобы изгнать Амморея и посылается охранять народ на пути; но и это не его есть дело, но повелевавшего ему и пославшего его Бога. Который один может избавлять, кого восхощет избавить. Посему не иной кто, но Сам явившийся Господь Бог сказал Иакову: се Аз есмь с тобою, сохраняяй тя на всяком пути, имже аще пойдеши ( Быт. 28:15 ); опять не иной кто, но явившийся Бог воспрепятствовал Лаванову злоумышлению, повелев Лавану, да не возглаголет ко Иакову зла ( Быт. 31:24 ), и сам Иаков не иного кого, но Бога призывал, говоря: изми мя от руки брата моею Исава, яко боюся его ( Быт. 32:11 ), и беседуя с женами, говорил: не даде Бог Лавану зла сотворити мне ( Быт. 31:7 ). Посему и Давид не иного кого, но Бога умолял об избавлении: к Тебе, Господи, внегда скорбети ми, воззвах, и услышал мя еси. Господи, избави душу мою от устен неправедных и от языка льстива ( Пс.119:1–2 ). Ему восписуя благодарение, глагола словеса песни в семнадцатом псалме в день, в оньже избави его Господь от руки всех враг его, и из руки Саула, и рече: возлюблю Тя, Господи, крепосте моя, Господь утверждение мое, и прибежище мое, и Избавитель мой ( Пс.17:1–3 ). И Павел, претерпев многие гонения, не иного кого, но Бога благодарил, говоря: от всего избавил меня Господь, и избавит, наНьже уповахом ( 2Кор. 1:10 ). Не иной кто, но Бог благословил Авраама и Исаака. И Исаак, молясь об Иакове, сказал: Бог мой да благословит тя, и возрастит тя, и умножит тя: и будеши в собрания языков, и да даст тебе благословение Авраама отца моего ( Быт. 38:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

И если Господь в Евангелии от Иоанна говорит: «Се же есть живот вечный, да знают Тебе единого истинного Бога и егоже послал еси Иисус Христа» ( Ин.17:3 ), – то сей же Иоанн в другом месте называет Сына истинным Богом. Ибо говорит: «Вемы, яко Сын Божий прииде и дал есть нам разум, да познаем Бога истинного и да будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и живот вечный» ( 1Ин. 5:20 ). Посему Сын – истинный Бог и прежде нежели соделался человеком, и после того, как стал Ходатаем Бога и человеков, человеком Иисус Христом. Сие значат слова: Егоже послал еси Иисус Xpicma, Который в единении со Отцем по духу, а с нами по плоти, и таким образом стал Ходатаем Бога и человеков. Один и тот же есть не просто человек, но и Бог, как говорит и Иеремия: «Сей Бог наш, не вменится ин к Нему. Изобрете всяк путь хитрости, и даде ю Иакову отроку Своему, и Израилю возлюбленному от Него. Посем на земли явися и с человеки поживе»( Вар.3:36–38 ). Когда же поживе с человеки, не тогда ли, как подобно им родился от жены, был младенцем, возрастал, вкушал пищу? И в другом месте говорит Иеремия: «Глубоко сердце Ему паче всех, и человек есть, и кто познает Его» ( Иер.17:9 )? А подобно сему и Исаия говорит: «Яко Отроча родися нам, и Сын дадеся нам, егоже началство бысть на раме Его: и нарицается имя Его велика совета Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, князь мира, Отец будущаго века» ( Ис.9:6 ). И в другом месте: «...се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог» ( Мф.1:23 ). Итак, родившийся от Девы и соделавшийся человеком от Богородицы Марии есть Бог . И еще в другом месте говорит Исаия: «...видехом Его, и не имяше вида, ни доброты» ( Ис.53:2 ). Ибо егоже видел он прежде в Божеском и преславном образе, сидящего на престоле высоком и превознесенном и славословимого серафимами, которые взывали: «Свят, свят, свят Господь Саваоф» ( Ис.6:3 ); а после сего видит Его приявшего зрак раба и в подобии человеческом. Потому говорит: «...видехом Его, и не имяше вида, ни доброты: но вид Его бесчестен, умален паче всех сынов человеческих: человек в язве сый, и ведый терпети болезнь, яко отвратися лице Его, бесчестно бысть, и не вменися. Сей болезни нашя носит и о нас болезнует, и мы вменихом Его быти в труде, и в язве, и во озлоблении. Той же язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша» ( Ис. 53:2–5 ). И в другом месте говорит о Нем: «...се, Бог наш суд воздает, и воздаст, Той приидет и спасет нас. Тогда отверзутся очи слепых, и уши глухих услышат. Тогда скочит хромый яко елень, и ясен будет язык гугнивых» ( Ис.35:4–5 ). И еще в другом месте: «...не Ангел, ниже ходатай, но Сам Господь спасе нас» ( Ис. 63:9 ). А Давид говорит: «...мати Сион речет: человек и человек родися в нем: и Той основа и Вышний» ( Пс.86:5 ). Ибо Сей Человек, родившийся в Сионе, есть Сам Вышний, как говорит Давид в другом псалме: «...и да познают, яко имя Тебе Господь, Ты един Вышний по всей земли» ( Пс.82:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

И как, в противоположность сему, чисты и святы образы действий, цели и стремления проповедников христианства!» (см. у преосвященного Михаила, стр. 225). 236 Внушая Симону покаяться, Апостол Петр однако не выражает твердой надежды на прощение греха, как по великой важности его, так и в особенности потому, что он прозревал неспособность Симона к покаянию, что он и выразил Симону, сказавши, что он все еще остается полным смертоносного яда, сокрытого к желчи (как это думали о яде змей). А главное дело в том, что его, как узы, связывали ложные представления о себе и об Апостолах. Вот почему, утешая и направляя Симона к покаянию, Апостол и сказал ему: «может быть отпустится тебе помысл сердца твоего». Очевидно, что сказанный помысл указывает на глубину помышления, задуманного Симоном, т. е. что это было не мимолетное и скоропреходящее чувство в нем – купить благодать Апостольства за деньги, а, так сказать, отражение всего мировоззрения его, чем и было тяжко представление о христианстве, в котором будто можно всё покупать за деньги, даже и дар рукоположения. По замечанию святого Иоанна Златоуста , «недуг был в Симоне с давнего времени, оттого он и при крещении не освобождается от него. Как же крестили его? Так же, как и Христос избрал Иуду». Из сего следует, что крещение не действует благодатью на недостойных и что грех Симона подобен Иудину. 237 Ответ Симона не заключает в себе согласия его покаяться. Он не выражает желания и помолиться, прося о сем Апостолов или лицемерно, или надеясь действительно на силу их молитв, так как видимо угрозы Апостолов привели его в страх, и он просит помолиться именно о том, чтобы эти угрозы не сбылись. О покаянии же нет и речи, потому что не было о сем и думы. Яд злобы остался в Симоне и обнаружился в нем при встрече с Апостолом Петром в Риме, где он выступил против него, как заклятый враг, но и опять был посрамлен. О Симоне сохранено много самых ужасных известий древними писателями, например, святым Епифанием Кипрским , который представляет его основателем гностицизма (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

И потом, обращаясь к царю, он восхваляет в нём, прежде всего, то, что более бросается в глаза, именно: чрезвычайную красоту и прелесть царя благословенного Богом. Отсюда, затем, священный певец переходит к прославлению того, в чём сохраняются и обнаруживаются в царе данные ему Богом достоинства, именно: к прославлению его могущественного, кроткого и справедливого правления, от которого все неприятели его падут пред ним” (4–6). И продолжает: „престол твой, Боже, во век; жезл правоты-жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду, и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих” (7–8). Высокому достоинству царя соответствует и блеск его обстановки. Облечённый в великолепные одежды, издающие приятный смешанно-ароматический запах мазей и жидких эссенций из разных душистых древесных смол и корней 150 , среди роскоши и блеска дворца, везде украшенного изящными изделиями из слоновой кости,-он представляется окружённым дочерями царей, из которых особенно выдаётся одна, блистающая чистейшим золотом, которая, как царица, стала по правую сторону его (9–10). Видя последнюю, как бы пред собою, певец, далее обращается с своим словом лично к ней и напоминает ей, что она должна теперь всем своим существом принадлежать царю, пожертвовавши даже многими прежними дорогими привязанностями. „Слыши, дщерь, и смотри”, говорит он ей, „и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего”, за что царь подарит тебя своею любовью и народы, славящиеся богатством, будут прославлять тебя (11–13). В следующих стихах, сначала, описывается величие этой невесты царя, её торжественное вступление в чертог его, в сопровождении преданных ей подруг, при звуках веселья и радости. Отсюда, потом, богодухновенный певец вдруг переносится в отдалённое будущее, обращает свои взоры к последствиям этого брака, именно: к потомству, которое имеет произойти от этого брака. „Вместо отцов Твоих будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле” (17), говорит он, продолжая свою, прерванную на некоторое время, речь к царственной невесте, или вернее, обращаясь к царю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010