Вообще сам Павел отличал это первое и главное свое видение Господа от видения в исступлении, которое имел он, когда возвращался в Иерусалим по первом видении на пути в Дамаск ( Деян.22:17–20 ), «и от видения в небесном восхищении», о котором пишет коринфянам ( 2Кор.12:1–4 ). Посему как Господь Иисус, так и сам Павел хотел, чтобы в нем другие видели, как и видели, действительно, очевидца свидетеля Господня, Анания говорит ему в Дамаске: «Бог отец наших предызбрал тебя, чтобы ты увидел Праведника и услышал глас из уст Его: потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал» ( Деян.22:14–15 ). Сам Господь Иисус говорит ему: «на се бо явихся ти сотворити тя слугу и свидетеля, яже видел еси и яже явлю тебе» ( Деян.26:16 ). Посему сии двенадцать избранных апостолов, и особо избранный между ними сосуд Господень, апостол Павел, суть непосредственные свидетели Христовой истины, как самовидцы Христовы и непосредственные свидетели Его учения, как апостол Петр и говорит, что «Бог дал воскресшему Иисусу являться не всему народу, но свидетелям предызбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых. И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть предопределенный от Бога Судия живых и мертвых, как и все пророки свидетельствуют о Нем, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» ( Деян.10:40–43 ). Сверх того св. апостолы, в особо важных случаях, подвергали некоторые вопросы общему своему рассмотрению и решению, которое опять же приписывали в конце концов Духу Святому ( Деян.15:23–28 ). Следовательно, вот коренной признак истинных апостолов, которые суть несомненные свидетели истины Христовой, – это принадлежность к числу двенадцати избранных апостолов, которых имена записаны в евангелиях и в книге Деяний, к которым причисляется еще особо избранный сосуд Христов, апостол Павел. Кто же не согласен с сими апостолами и их учением, тот не Христов ученик. Тщательно оберегая чистоту Христова евангелия, истинные Христовы апостолы указали своими поступками и писаниями множество лиц и общих начал, несогласных с Христовым учением.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Вопрос остается только в том, не учил ли он хотя чему-либо по естественному обобщению от других учеников Христовых и по собственному соображению? Говоря об учреждении евхаристии, св. ап. Павел пишет коринфянам: «я от самого Господа принял, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб» и т.д. ( 1Кор.11:23 ). Но говоря о событии воскресения Христова, ап. Павел, в послании к тем же коринфянам, выражается так: «я первоначально преподал вам, что и сам принял, что Христос умер за грехи наши по писанию» и т.д. ( 1Кор.15:3 ), чем апостол Павел позволяет думать, что подробности о явлениях Воскресшего Кифе, затем двенадцати апостолам, затем более, нежели пятистам братий и, наконец Иакову, он мог позаимствовать и из простых сообщений от других учеников Господних. По крайней мере, в некоторые времена, постоянно обращаясь с учениками Господними, самовидцами жизни Иисуса Христа до вознесения и непосредственными слушателями Его учения, апостол Павел не мог не сообщаться с ними разными воспоминаниями. Спрашивается, например, откуда св. Павел услышал нигде в евангелиях незаписанное изречение Господа: «блаженнее есть паче даяти, нежели приимати»? ( Деян.20:35 ). Нельзя ли думать, что св. Павел знал это изречение Господне, как общеизвестное между учениками Христовыми? О имени Иисуса Назарея он много слышал, еще будучи гонителем церкви ( Деян.26:9, 22:19–20 ). Несомненно по его свидетельствам о себе, что по откровению он узнал не только сущность веры христианской, но откровения же получал он относительно и многих частностей. Тем не менее, передавая свое учение другим, он в некоторых случаях различал, что говорит или пишет по откровению и повелению Господню, и что говорит только от себя. Так в послании к коринфянам, преподавая совет, что «безбрачным и вдовам хорошо оставаться, как и он сам, в одиночестве, он прибавляет: а вступившим в брак не я повелеваю, но Господь: жене не разводиться с мужем и мужу не оставлять жены своей. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Вопрос остается только в том, не учил ли он хотя чему либо по естественному сообщению от других учеников Христовых и по собственному соображению? Говоря об учреждении евхаристии, св. ап. Павел пишет коринфянам: я от самого Господа принял, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и т. д. ( 1Кор.11:23 ). Но говоря о событии воскресения Христова, ап. Павел, в послании к тем же коринфянам, выражается так: «я первоначально преподал вам, что и сам принял, что Христос умер за грехи наши по писанию и т. д. ( 1Кор.15:3 ), чем апостол Павел позволяет думать, что подробности о явлениях Воскресшего Кифе, затем двенадцати апостолам, затем более нежели пятистам братий и, наконец, Иакову он мог позаимствовать и из простых сообщений от других учеников Господних. По крайней мере, в некоторый времена, постоянно обращаясь с учениками Господними, самовидцами жизни Иисуса Христа до вознесения и непосредственными слушателями Его учения, апостол Павел не мог не сообщаться с ними разными воспоминаниями. Опрашивается, например, откуда св. Павел услышал нигде в евангелиях незаписанное изречение Господа: блаженье есть паче даяти, нежели примати ( Деян.20:35 )? Нельзя ли думать, что св. Павел знал это изречение Господне, как общеизвестное между учениками Христовыми? имени Иисуса Назорея он много слышал, еще, будучи гонителем церкви ( Деян.26:9; 22:19–20 ). Несомненно, по его свидетельствам о себе, что по откровению он узнал не только сущность веры христианской, но откровения же получал он относительно и многих частностей. Тем не менее, передавая свое учение другим, он в некоторых случаях различал, что говорит или пишет по откровению и повелению Господню, и что говорит только от себя. Так в послании к коринфянам, преподавая совет, что безбрачным и вдовам хорошо оставаться, как и он сам, в одиночестве, он прибавляет: «а вступившим в брак не я повелеваю, но Господь: жене не разводиться с мужем и мужу не оставлять жены своей. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Вот вам преображение отшедшего из тела духа опять в телесную форму, с оставлением по своем явлении вещественных памятников. Вот преображение неверующих атеистов и нигилистов в верующих духовидцев, преображение неверующих ученых в испытующих чародеев, вызывателей с того света мертвецов, каких-то странных полу-христиан, однако же попирающих христианство, которые силятся вырвать у Бога Его тайны упрямо и гордо испытующим умом, а не кротким и чистым верующим сердцем. А нам с вами святой апостол Петр внушает верить непререкаемым свидетельствам о преображении Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, с явлением к Нему небожителей Моисея и Илии, и внимать древним пророчествам, как светильнику, сияющему в темном месте, во мраке плотяности и земляности и греховной страстности, пока прежде всего еще здесь на земле в наших сердцах не станет рассветать день и не взойдет утренняя звезда, а затем не засияет для нас вечное солнце правды и за гробовым мраком. А загорится в нас и для нас небесный свет ведения и видения горного, если мы, удалившись от господствующаго в мире растления похотью, – по наставлению апостола Петра, – покажем в вере нашей добродетель, в добродетели разум (рассудительность), в разуме воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии же любовь. Если это в вас есть и умножается, – поучает первоверховный апостол, – то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, тот сам смежил свои очи ( 2Пет. 1:4–9 ). Аминь. 1881 г. Поучение в день Преображения Господня Предание имамы от святых отец, от спасительнаго сего праздника, преображения, снедати гроздие, идеже обретается, благословение приемше от иерея. Сей устав бывает и на смоквах и над прочими овощми, яве яко во времена их, кое когда приспеет. Минея, август, 6 день. В наших краях, в сей спасительный день преображения Господня, освящаются садовые плоды, по преимуществу яблоки. Откуда это предание и какой его смысл?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Вот обстоятельства четвертого восхождения. Потом Господь воззвал к Моисею: «взойди ко Мне на гору и будь там. Я дам тебе каменные скрижали, на которых Я начертал для них заповеди». Взяв с собою Иисуса Навина, Моисей взошел на гору, которую покрыло облако. Там Моисей пробыл сорок дней и сорок ночей. В это время он получил наставление, каким образом устроить скинию, в которой народ должен будет приносить жертвы и возносить молитвы к Богу. По окончании сорока дней Господь дал ему две скрижали каменные, на которых перстом Вожиим начертаны были десять заповедей. Но как в это время Израильтяне уже успели нарушить только что заключенный с Богом завет, именно слили себе для поклонения золотого тельца в подражение богопочтению египетскому; то Бог , вручая скрижали Моисею, говорит: «пойди, сойди отсюда скорее. Народ, выведенный тобою из Египта, уже совратился с пути, который Я заповедал ему: он сделал себе литого тельца, поклоняется ему, приносит жертвы и называет его богом, который будто бы вывел его из земли египетской. Я вижу, что это народ жестоковыйный. Не препятствуй Мне, и Я истреблю их, а от тебя произведу многочисленный народ». Но Моисей стал молиться, и ходатайство Моисеево спасло народ от погибели. Но когда Моисей спустился к подошве горы и увидел тельца и пляски, тогда, воспламенившись гневом, он бросил из обеих рук обе скрижали и разбил их под горою, в виду всего народа. А Левитам, оставшимся верным Господу, повелел убивать виновных. И пало тогда до трех тысяч виновных от меча. Вот пятое и шестое восхождение Моисея на гору Синай. На другой день опять Моисей взошел на гору и повергся пред Богом; сорок дней и сорок ночей хлеба не ел и воды не пил и, умоляя за грех народа, говорил: «если Ты не простишь греха их, то изгладь меня из книги твоей, в которую вписаны у Тебя предназначенные для вечного блаженства». Между тем народ рыдал от горя, жалости и раскаяния. Моисей усугубил свои молитвы. И Бог, возвращая свое благоволение, повторил прежнее обещание идти перед народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Вот Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле, и буду стеня и трясыйся на земли; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. Каин сразу почувствовал в совести своей основной закон человеческого правосудия, закон Божией правды: кровь за кровь, око за око, зуб за зуб. Он пролил кровь брата; другие братья или их потомки должны пролить кровь его собственную. Отсюда же и древний закон родового кровомщения; отсюда исконный общественный закон соответственной кары за пролитую кровь. Чувствовал Каин, что Бог отгоняет его от лица своего, изгоняет из богоизбранного племени, из ограды церкви Божией. Чувствовал, что и сам становится отверженником и племя его будет отверженным. Чувствовал, что со дня братоубийства становится проклятою целью, в которую все станут пускать свои стрелы; в которую будет разить и Божия правда, и человеческая месть. Но вот странно. Казалось бы, Господу Богу ничего не оставалось изречь Каину на его опасение, что ему непременно кто-либо отомстит за пролитую кровь, непременно кто-либо его самого убьет, ничего кроме: что ж с этим делать! Виноват, так и казнись, – что изрекла бы в подобных условиях правда общечеловеческая. Но правда Божия изрекает нечто совершенно противоположное. И сказал ему Господь Бог: Не тако; за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Бог Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. И пошел Каин от лица Господня, стеня и трясыйся. Известно, что Каин удалился на восток от Эдема в глубину Азии, родил сынов и дщерей, для собственной безопасности сгородил первый город и произвел из себя потомство каинитов, которые получили наименование сынов человеческих в отличие от сынов Божиих, потомков главным образом Сифа. Каиниты были первыми изобретателями искусств и ремесл, скоро возобладали над потомками всех прочих сынов Адама, над потомками даже Сифа; а слившись посредством брачных союзов с сынами Божиими, развратили и сих последних, так что все допотопное человечество, кроме праведного Ноя, стало плотию; Дух Божий, Дух животворящий отступил от них, и все они погибли в потопе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками?» ( 1Кор.12:3–30 ). Но все призваны действовать на общую пользу церкви. Раздающий сии дары единый Дух, чрез это разделение даров благодати разным членам церкви, «подкрепляет каждого из них; так что даже когда мы не ведаем, о чем молиться, как должно, сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизглаголанными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» ( Рим.8:26–27 ). Оказывается, таким образом, по мысли св. апостола, как и по существу дела, что всякий член в теле церкви Христовой нужен, сочувствует и помогает другому: голова нужна ногам, как и всему телу; но и обратно, ноги также нужны голове и всему телу. Пастыри и учители, мудрые и сведущие, нужны простецам своей мудростью, своим знанием веры, за то и простецы нужны и полезны высшим членам церкви теплотой, твердостью и детскою простотой своей веры. Простецы помогают пастырям всеобщностью, собирательною силою и глубиною молитвы; а пастыри незримо, не всегда ощутительно, тем не менее, неизбежно содействуют неполной сознательности молитвы простого христианского люда всесторонностью, широтою и глубиною своего развитого религиозного сознания. Избытком в одних восполняется недостаток в других, и обратно. Как недостаток в одних, так и избыток в других принадлежит всему телу. А общечеловеческая немощь всех членов церкви возводится в полную меру совершенства благодатью нашего Главы Господа Иисуса Христа, животворящего тело церкви, и неизреченным ходатайством за нас Святого Духа, дышащего в теле церкви. Вне же церкви Христовой духовная смерть, «Аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе» ( Ин.6:3 ), – говорит сам Христос. «Иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры и не крестится, осужден будет» ( Мк.16:16 ), – говорит сам же Христос, – «Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царство Божие» ( Ин.3:5 ), – говорит опять же сам Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Граф Лев Толстой провозглашает всех современных европейцев, исповедующих древнюю христианскую веру, сумасшедшими, заключая от частного к общему, от противного, от самого себя; не вернее ли заключить наоборот, от общего к частному, от общего противного к частному противоположному, что он один, считая себя одного здравомыслящим, между тем рассуждая не как все, он-то один и помешался в уме и что в отношении к нему и справедливо и пора принять приличные болезненному поражению его ума меры врачевания?... Так вот куда, естественно и прямо, в конце концов, заводит отступничество от православной христианской веры. Опыт этого мы видели в русских нигилистах. Опыт того же видим и в графе Льве Толстом. Он начал, как и нигилисты начали, – с корня: с подрытия корней христианской веры, а оканчивает, как и нигилисты, призывом ко всеобщему перевороту, – разрушать основы существующего общественного и государственного порядка. Отступничество от веры – это корень, призыв ко всеобщему взрыву – это плод. Если плод не хорош, поймите, что и корень не хорош. И помните, что от этого дурного корня вырастет всегда и дурное дерево с дурным плодом – всеобщим переворотом. Потому-то истинный Христос Бог наш и предостерегает нас, верных чад своих, и все наше христолюбивое отечество и богопоставленных носителей власти Божией на земле: «берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь, по плодам их узнаете их. Не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в царствие небесное, но исполняющий волю Отца моего небесного. Мне скажут в тот последний день: Господи! Господи! не от твоего ли имени мы пророчествовали и проповедали? тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня делающие беззаконие» ( Мф.7:15, 19–23 ). Аминь. Беседа IV. О том, что нельзя отделять Господа нашего Иисуса Христа, главу церкви, от тела церкви и, в частности, от святых пророков и апостолов На день святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Граф Лев Толстой провозглашает всех современных европейцев, исповедующих древнюю христианскую веру, сумасшедшими, заключая от частного к общему, от противного, от самого себя; не вернее ли заключить наоборот, от общего частному, от общего противного к частному противоположному, что он один, считая себя одного здравомыслящим, между тем рассуждая не как все, он-то один и помешался в уме и что в отношении к нему и справедливо и пора принять приличные болезненному поражении его ума меры врачевания? Так вот куда, естественно и прямо, в конце концов, заводит отступничество от православной христианской веры. Опыт этого мы видели в русских нигилистах. Опыт того же видим и в графе Льве Толстом. Он начал, как и нигилисты начали, с корня: с подрывания корней христианской веры, а оканчивает, как и нигилисты, призывом ко всеобщему перевороту, – разрушать основы существующего общественного и государственного порядка. Отступничество от веры – это корень, призыв ко всеобщему взрыву – это плод. Если плод не хорош, поймите, что и корень не хорош. И помните, что от этого дурного корня вырастит всегда и дурное дерево с дурным плодом – всеобщим переворотом. Потому-то истинный Христос Бог наш и предостерегает нас, верных чад своих, и все наше христолюбивое отечество и богопоставленных носителей власти Божией на земле: берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. Всякое дерево, не приносящее плода доброго срубают, и бросают в огонь. По плодам их узнаете их. Не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в царствие небесное, но исполняющие волю Отца моего небесного. Мне скажут в тот последний день: Господи! Господи! не от твоего ли имени мы пророчествовали и проповедали. И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас отойдите от Меня делающие беззаконие ( Мф.7:15–23 ). Аминь. Беседа IV. На день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, о том, что нельзя отделять Господа нашего Иисуса Христа, главу церкви, от тела церкви и в частности от святых пророков и апостолов

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

д. Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам, Относительно же девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивши от Господа милость быть Ему верным. Вдова будет блаженнее, если останется так (в одиночестве), по моему совету; а думаю, что и я имею Духа Божия» ( 1Кор.7, 8, 10. 12. 25. 40 ). Отсюда открывается, что апостол Павел различал то, что внушал другим по откровению и повелению Господню, от того, что предлагал по своему мнению и совету. Впрочем, и совет свой он предлагал, как непогрешающий против истины Божией, так как он получил от Господа милость и благодать быть верным Ему во всем, и имеет в себе Духа Божия, который наставлял его на всякую истину. Общее же отношение апостолов, как и пророков, как и всей церкви, не только ново-заветной, но и ветхо-заветной к Господу Иисусу Христу и Святому Духу и к истекающей из Них божественной истине св. Павел, как и прочие апостолы, представляют в следующем виде. Все верующие в Иисуса Христа суть члены единого тела церкви, Церковь земная, новозаветная, современная, воинствующая родственно связана с церковью прошедших времен, с церковью ветхо-заветною, с церковью торжествующею, небесною, даже с миром горних небесных духов. Весь этот великий собор горних небесных духов и отшедших душ, церкви торжествующей небесной и воинствующей земной, ветхо-заветной и ново-заветной, церкви прошедших и настоящих времен связывается в едином узле, в лице Богочеловека, божественного Архистратига сил небесных, Господа нашего Иисуса Христа, как своего Главы. В Нем и чрез Него вся совокупность спасенных и спасаемых душ усыновлена Богу Отцу и дерзает называть Его своим Отцем. Вся эта совокупность спасенных и спасаемых душ одухотворяется Духом Святым, Духом Божиим, Духом Христовым. Сей-то Дух наставляет на всякую истину всю совокупность членов церкви, в частности же и преимущественно просвещает святых Божиих человеков, пророков и апостолов, пастырей и богопоставляемых учителей церковных, так как в живом теле церкви разные члены имеют от Бога разные служения и назначения, дарования и силы, «Как в одном теле у нас много членов», –пишет св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010