Несостоявшаяся сенсация. Размышление в Великий Четверг 21 апреля 2006 г. 11:07 Открытие ранее недоступных текстов, относящихся к глубокой древности, всегда представляет определенный научный интерес. Однако интерес к «Евангелию от Иуды» — литературному памятнику II или III века, сохранившемуся на коптском языке, — на протяжении нескольких месяцев искусственно подогревался некоторыми средствами массовой информации. Публике внушалось, что, наконец, из-под спуда достанут информацию, которую церковники веками скрывали от верующих, что новооткрытый памятник способен поколебать традиционное христианское вероучение. От публикации памятника, содержащего «реабилитацию Иуды», ждали такого же эффекта, как от «Кода да Винчи». Однако богословы и священнослужители, знакомые с историей христианской и околохристианской письменности, при первых же упоминаниях о находке предупредили, что сенсаций ждать не следует, так как «Евангелие от Иуды» — далеко не первый памятник подобного рода. Таких памятников, имеющих гностическое происхождение, сохранилось немало, и интерес они представляют разве что для исследователей распространения еретических течений в раннем христианстве. Ни одно из этих произведений не сумело поколебать учение Церкви, хотя некоторые из них в свое время, на ранних этапах развития христианства, и послужили средством для совращения христиан в гностические секты. О «Евангелии от Иуды» было известно писателям Древней Церкви. Перечисляя гностические секты своего времени, священномученик Ириней Лионский (II век) упоминает о секте каинитов, которые учат, что, «так как один Иуда знал истину, то и совершил тайну предательства, и чрез него, говорят они, разрешено все земное и небесное. Они также выдают вымышленную историю такого рода, называя ее Евангелием Иуды». Недавнее открытие памятника полностью подтверждают информацию о его гностическом происхождении. Текст памятника имеет значительные повреждения, поэтому полностью восстановить представления автора о роли Иуды в деле предательства Иисуса затруднительно. Из сохранившихся отрывков, однако, становится ясно, что автор памятника видел в Иуде особо приближенного ученика Иисуса, которому Иисус открывает «тайны царства». Предательство он совершает как бы по прямому повелению Иисуса.

http://patriarchia.ru/db/text/107400.htm...

«Я полагаю, что так называемое «Евангелие от Иуды», конечно, может уточнить наши представления о гностических верованиях данного времени, однако едва ли эта рукопись хоть как-то изменит или обогатит наше представление о жизни Христа или первой христианской апостольской общины первого столетия», – заявил отец Андрей. Он также призвал «не путать газетную публикацию и введение данного текста в научный оборот» и напомнил, что научное издание рукописи предполагает несколько стадий: описание истории находки, физического состояния носителя рукописи, степени сохранности, анализ шрифта, культурного контекста ее возникновения. «Пока всего этого нет, никаких серьезных комментариев так называемого «Евангелия от Иуды» быть не может», – отметил отец Андрей. Православие.ру/Интерфакс.ру Несостоявшаяся сенсация. Размышление в Великий Четверг Епископ Венский и Австрийский Иларион Открытие ранее недоступных текстов, относящихся к глубокой древности, всегда представляет определенный научный интерес. Однако интерес к «Евангелию от Иуды» – литературному памятнику II или III века, сохранившемуся на коптском языке, – на протяжении нескольких месяцев искусственно подогревался некоторыми средствами массовой информации. Публике внушалось, что, наконец, из-под спуда достанут информацию, которую церковники веками скрывали от верующих, что новооткрытый памятник способен поколебать традиционное христианское вероучение. От публикации памятника, содержащего «реабилитацию Иуды», ждали такого же эффекта, как от «Кода да Винчи». Однако богословы и священнослужители, знакомые с историей христианской и околохристианской письменности, при первых же упоминаниях о находке предупредили, что сенсаций ждать не следует, так как «Евангелие от Иуды» – далеко не первый памятник подобного рода. Таких памятников, имеющих гностическое происхождение, сохранилось немало, и интерес они представляют разве что для исследователей распространения еретических течений в раннем христианстве. Ни одно из этих произведений не сумело поколебать учение Церкви, хотя некоторые из них в свое время, на ранних этапах развития христианства, и послужили средством для совращения христиан в гностические секты.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-iudy-prav...

Гностические секты II–III веков в вероучительном плане отличались большим разнообразием. Однако общим для них было стремление сочетать отдельные элементы христианства с элементами восточных религий, оккультизма, магии и астрологии. Для большинства гностических систем было характерно представление о двух равновеликих силах, которые движут историей мироздания — силе добра и силе зла. При этом материальный мир представлялся произведением не благого Бога, а злого Демиурга. В гностических системах отсутствовало представление о человеке как существе, наделенном свободной волей: человек рассматривался скорее как игрушка в руках добрых или злых сил. Личность Христа ни в одной гностической системе не занимала центральное место. Лишь отдельные элементы Его учения вплетались в фантасмагорические построения гностиков. Поэтому гностики не довольствовались теми Евангелиями, которые употреблялись в Церкви, но создавали свои собственные, альтернативные. Одним из таковых и было «Евангелие от Иуды». Представление о том, что Иуда лишь выполнял волю Иисуса, предавая Его, вполне вписывается в гностическое учение о добре и зле как двух равновеликих силах, управляющих мирозданием. Однако оно никоим образом не соответствует церковному учению, которое настаивает на том, что каждый человек несет личную ответственность за свои поступки, и ни один человек не предопределен к совершению тех или иных злых дел. Согласно христианскому учению, существует таинственный парадокс между всеведением Бога и свободой человеческой личности. С одной стороны, Бог заранее знает о злых поступках того или иного человека; с другой стороны, всеведение Божие не оправдывает злые поступки: «Должно знать, — пишет преподобный Иоанн Дамаскин (VIII век), — что Бог все заранее знает, но не все предопределяет. Ибо Он заранее знает то, что в нашей власти, но не предопределяет этого. Ибо Он не желает, чтобы происходил порок, но не принуждает к добродетели силою». Иуде не было предначертано совершить предательство, и когда Господь избрал его одним из Своих двенадцати учеников, Он избрал Его не для предательства, а для апостольства. Иуда не был лишен ни одного из даров, которыми были наделены другие апостолы. Вместе с ними он присутствовал на Тайной вечери, одновременно с ними принял в себя тело и кровь Бога воплотившегося. Но, как говорится в богослужении Великого Четверга, «егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся». Пока другие ученики внимали словам Спасителя, в сердце Иуды созревал план предательства.

http://patriarchia.ru/db/text/107400.htm...

Единственное, над чем заставило меня задуматься Евангелие Иуды, – интересный эпизод в Евангелии от Иоанна, где Иисус говорит Иуде: «Что делаешь, делай скорей» ( Ин. 13:27 ). Другие ученики не понимают, что это значит. Интересно, что у нас есть по меньшей мере еще два примера того, как Иисус давал нескольким ученикам приватные поручения, о которых другие ученики не подозревали. Это происходит при поиске животного для въезда в Иерусалим ( Мк.11 ) и комнаты ( Мк.14 ). Экзегеты и историки вправе задаться вопросом: быть может, у Иоанна описан третий подобный случай, когда Иисус дал одному из учеников некое поручение, неизвестное другим? Вполне возможно (так рассуждали и ученики), что Иисус приказал Иуде выполнить какую–то задачу, быть может, связанную с обеспечением безопасности Иисуса. Если так – появление Иуды вместе с вооруженным отрядом, который арестовал Иисуса и доставил его к первосвященникам, в самом деле было предательством. Возможно, в Евангелии Иуды мы сталкиваемся с этой же темой – разумеется, в чрезвычайно раздутом, фантастическом и тенденциозном виде. Да, Иисус что–то тайно поручал Иуде; да, Иуда предал его врагам. Но это не было предательством – Иуда сделал то, чего хотел от него Иисус. Вот основная мысль Евангелия Иуды. Разумеется, что бы ни поручал Иисус Иуде (рассказ Иоанна свидетельствует, что такое поручение, весьма возможно, существовало), – он не приказывал Иуде предать себя первосвященникам. Однако Евангелие Иуды заставляет нас вновь задаться вопросами: почему же Иуда предал Иисуса – и как именно он это сделал? 192 Писания, не вошедшие в Новый Завет, даже созданные намного позже новозаветных, иногда помогают нам в задаче истолкования новозаветных текстов. Евангелие Иуды не дает нам информации о том, что делал исторический Иуда или чему исторический Иисус учил своего ученика; однако, быть может, в нем сохраняется элемент традиции – пусть и чрезвычайно искаженной и представленной в ложном свете – которая способна помочь историкам и экзегетам лучше понять этого загадочного ученика. Приложение IV 194 . Несостоявшаяся сенсация

http://azbyka.ru/iuda-i-evangelie-iisusa

Русская сказка?//Эхо планеты. 1993, февраль, 6. Павлова Татьяна. Несостоявшаяся сенсация//Родина. 1993, февраль, 2. Антоний, Архиепископ Женевский и Западно-Европейский. Церковь на крови. Из проповеди в храме Святых Царственных Мучеников в Вильмуассоне 17 июля 1992 г.//Вестник храма-памятника. 1993, февраль. Гуревич Михаил. Монархия – мать порядка//Московский комсомолец. 03.03.1993, 41. Лукьянов Н. Царя ли нам недоставало?//Россия. 03.03.1993, 10. Астахов С.И. Итоги съезда Союза Православных Братств//Балтийский курьер. 03.03.1993, 8 (17). Фомин С.В. (составитель). Россия перед Вторым Пришествием: материалы к очерку русской эсхатологии. М., Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1993. Подписано в печать 04.03.1993. Брошюра о Царе//Наша страна. 06.03.1993, 2222. Архив русской революции. Изданный Г.В.Гессеном. Том 19-20. М., Терра, 1993. Подписано в печать 10.03.1993. Архив русской революции. Изданный Г.В.Гессеном. Том 21-22. М., Терра, 1993. Подписано в печать 10.03.1993. Краюхин Сергей. Экспертиза останков императора близится к завершению//Известия. 16.03.1993, 48. Шеваров Д. Народ без Царя//Комсомольская правда. 16.03.1993. Югина Елена. Загадку цареубийства можно решить только в России, а не в Англии, США или Японии, как мы пытаемся делать до сих пор//Смена (СПб). 19.03.1993, 65 (20415). Черкашин Николай. Звезда Колчака. Размышления над старыми фотографиями. М., Андреевский флаг, 1993. Подписано в печать 22.03.1993. Шумский Bлaдuмip. Царское дело (конференция " Государственная легитимность " )//Невское Время. 24.03.1993, 54 (463). Северова Елена. Святотатством назвал возможную эксгумацию праха Георгия Александровича – брата последнего русского царя Тихон Куликовский-Романов//ИТАР-ТАСС. 24.03.1993. Душенов К.Ю. " Царское дело " . Новые подробности (конференция " Государственная легитимность " )//Балтийский курьер. 24.03.1993, 11. Степанова Ильмира. Без упокоения (беседа с В.Л.Поповым)//Вечерний Петербург. 29.03.1993, 70. Боханов А.Н. Сумерки монархии. М., Воскресенье, 1993. Подписано в печать 29.03.1993

http://religare.ru/2_47504.html