Естественно, центральным экспонатом был «Черный квадрат» Малевича. Но вокруг него разместилось очень много произведений самого разного времени, начиная с античности до новейшего актуального искусства, где в разных формах звучала идея отрицания и ниспровержения антропоморфного образа. Организаторы выставки не стремились предложить иконоборчества в качестве образца поведения, их интересовало большое явление мирового искусства, когда одни образы сталкиваются с другими. Если смотреть на иконоборчество в широком контексте, мы вспомним, что есть люди, которые упрекают первых христианских святых, низвергавших античные статуи богов и иногда утверждавших на этом месте храмы. Одна из самых ярких историй связана с царем Авгарем и утверждением образа Спаса Нерукотворного над вратами града Эдессы. Прежде, чем разместить там этот образ, Авгарь уничтожил античную статую, которая как образ – охранитель стояла у этих врат. В нашем понимании он уничтожил идол и установил икону, – Нерукотворный образ Спасителя, который позднее был замурован в нише над вратами. Но античный язычник, несомненно, воспринимал это как своего рода «иконоборчество». Фото: cirota.ru В пепле от сожженных икон… Иконоборчество – это не нечто музейно-историческое, имеющее чисто академический интерес. Эта проблематика актуальна и сегодня, она оказывает влияние на культуру (преимущественно светскую), входит в политические новости. Когда нам показывают, как представители «Исламского государства» (террористической организации, запрещенной в России) уничтожают статуи ассирийских богов в музее Мосула – мы видим уже пример исламского иконоборчества. Уничтожено колоссальное количество античных образов богов в на сегодняшний день почти полностью разрушенной сирийской Пальмире. И это не просто случайный вандализм, а проявление религиозного сознания радикальной части суннитов, которое рассматривает любые образы любых религий как вредоносные, которые должны быть уничтожены. С другой стороны, радикалы посылают послание всем нам о том, что они не ставят ни во что ценности европейской цивилизации, напрямую связанной с культурой образов и уважением к древности. Можно вспомнить и более ранний пример, когда в начале 2000-х годов афганские талибы расстреливали из пушек гигантские статуи Будды в Бамиане – великие памятники древнего искусства, включенные в Список культурного наследия ЮНЕСКО.

http://pravmir.ru/ikonoborchestvo-stoit-...

Разделы портала «Азбука веры» Убрус — 1) плат, полотно, полотенце; 2) Святый (Святой) Убрус — Нерукотворный Образ Спасителя; плат с нерукотворным изображением лика Иисуса Христа . Сохранился ли Святой Убрус до наших дней? Предание о Нерукотворном Образе Спаса доносит до нас историю происхождения этой святыни . Когда Едесский правитель, Авгарь Ухама, страдавший от тяжелой болезни (проказы), неизлечимой обычными врачебными средствами, узнал о чудесах , совершаемых Христом на территории Палестины, он отправил к Нему своего слугу Ананию (Ханнана), предварительно вручив ему послание, в котором просил об исцелении. Кроме того, зная о преследованиях Христа со стороны иудеев, Авгарь предложил Ему кров и убежище. Ввиду необходимости исполнения главной задачи Пришествия в мир, Спаситель от приглашения отказался, однако пообещал прислать впоследствии одного из Своих учеников, который не только излечит Авгаря от телесной болезни, но и исцелит от неведения граждан его страны. Анания был живописцем и имел поручение от Авгаря запечатлеть образ Мессии  в случае, если Тот откажется прибыть в Едессу лично. Когда Анания хотел было взяться за написание образа, ему не удалось приблизиться к Спасителю, так как Он был тесним огромными толпами людей. Сколько он ни пытался воспроизвести на материи сияющее Божественной славой лицо, ему никак не удавалось достичь желаемого результата. Тогда Господь, уразумев происходящее, повелел принести ему плат, после чего умыл Своё лицо и отерся. Таинственно и неизъяснимо на плате отпечатлелся Его Божественный лик . После того как Убрус был вручен живописцу Ханнану, тот доставил его в Едессу. Авгарь принял Нерукотворный Образ с благоговением и с тех пор исцелился, хотя болезнь всё же оставила на его плоти некоторые следы. Окончательно он был исцелен апостолом Фаддеем, который был направлен в Едессу апостолом Фомой после того, как Господь, искупив человеческий род и воскреснув, вознесся на Небеса и воссел одесную Отца. Фома просветил горожан светом Евангельской проповеди и Едесса сделалась христианской.

http://azbyka.ru/ubrus

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление См. также в разделе “Азбука паломника”: Туринская Плащаница . Постановка вопроса Туринская плащаница представляет собой очень древнее льняное полотно длиной более чем в четыре метра, на котором имеются золотистые нерукотворные отпечатки обнаженного, жестоко истерзанного Человека. Никто из ее исследователей вот уже сто лет не может сказать каким образом нерукотворные отпечатки появились на ткани, хотя в то же самое время вот уже около двух тысяч лет сердца верующих христиан ясно подсказывают Кто и при каких обстоятельствах оставил изображение на этой ткани. Но что же общего между всеми плащаницами как рукотворными так и нерукотворной? Принося свои молитвы пред образом на плащанице, мы через этот образ поклоняемся самому Христу Спасителю и Богу нашему, а не той ткани на которой есть Его Изображение, независимо от того сделан этот образ человеческими руками или он нерукотворен. Когда мы молимся перед образом, мы сообщаемся с самим Богом, когда мы целуем ткань с образом — мы молитвенно прикасаемся к самому Христу. Имея глубокую веру в Воскресшего из мертвых, мы посредством образа сообщаемся с Ним – с Первообразом, встречаемся с Ним воочию лицом к лицу, мы сообщаемся с Ним, с Ним – живым и дарующим жизнь, с победителем смерти и ада, с нашим Спасителем! В таком случае зачем вообще изучать Туринскую плащаницу? Может быть отдать ее на растерзание неверующих скептиков? Но вспомните как все вещи любимого человека нам дороги и памятны. Тем более все, что связано с Богочеловеком, с нашим Спасителем и Искупителем для нас близко и дорого. И если существуют обширные исследования по иконографии, по технике иконописи, храмовому зодчеству и многим другим наукам, то что же может мешать добросовестному исследованию Туринской плащаницы – этого полотна, которое содержит столько загадок. Льняная ткань плащаницы таит в себе слишком многое, чтобы даже сто лет исследований могли вплотную приблизить нас к ее разгадке. С другой стороны можно ли вообще изучать святые реликвии? И может ли наука касаться столь священных предметов? Но когда мы молимся перед святыми иконами в храме или у себя дома, мы обращаемся не к краскам и дереву, а через образ на иконе возносим свои молитвы к Первообразу. Эти иконы имеют свою историю, происхождение, они сделаны из определенного материала с использованием той или иной технологии, таких-то красок, в таком-то веке. Есть люди, которые это исследуют, изучают и рассказывают нам об этом. Так и исследование Туринской плащаницы, этого поистине нерукотворного образа, не содержит в себе ничего кощунственного в том случае если мы честно подходим к делу, и не наносим в процессе работы ущерба этой удивительной ткани.

http://azbyka.ru/turinskaya-plashhanica

Буквально сходно с Евсевием передает содержание обоих посланий историк 5-го в., Моисей Хоренский, исключая несколько более подробного у последнего, чем у Евсевия, титула Авгаря 13 . Но в других сторонах рассказа Моисея, Моисей разнится от Евсевия. Во-первых, он обстоятельнее описывает случай, благодаря которому услышал Авгарь об Иисусе Христе, (а) именно – Авгарь узнал о Христе от своих послов, которых он посылал к римскому трибуну, управлявшему Финикией, Палестиной, Сирией и Месопотамией, – послов, которые на обратном пути были в Иерусалиме и здесь видели чудеса Спасителя. Но особенно важное для нас прибавление находим у Моисея Хоренского после письма Спасителя: «Послание сие принес Авгарю Анан и с ним образ Спасителя, находящийся в городе Эдессе». Какой образ, кто и когда его писал, Моисей не объясняет. Деяния апостола Фаддея, его чудеса и проповедь описаны у армянского историка 5-го в. короче, чем у историка 4-го в. Евсевия. но зато Моисей приводит переписку Авгаря с Тиверием, которой совершенно нет у Евсевия, хотя у Евсевия высказывается основной мотив этой переписки, именно – желание наказать иудеев за смерть Христову 14 . В письме к Тиверию у Моисея Хоренского Авгарь старается склонить Тиверия к наказанию иудеев за крестную смерть Христа и к признанию Иисуса Богом. Тиверий отвечал, что он предлагал это дело на обсуждение сената, но сенат не согласился на его предложение, на том основании, что о Христе не произведено дознания, как это принято у них, римлян; впрочем, он (Тиверий) позволил всем, кому угодно, почитать Иисуса за Бога и обещал поступить с иудеями по всей строгости, как скоро кончится война с испанцами. В новом письма к Тиверию Авгарь с горечью и иронией отзывается о решении сената и просит Тиверия по крайней мере сменить и наказать Пилата. Моисей говорит, что эти письма находились также в Эдесской библиотеке, Евсевий их не привел, можно догадываться, потому, что не верил в их подлинность, подобно тому как он прямо в своей истории признал подложными акты Пилата 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Питая злобу против тела Христова, Мамона не дерзает ничего говорить богохульного против того, что касается причащения его, но прибавляет, следующее: „Что же? И хлеб, который мы принимаем, есть образ (εκν) тела Его, изображающий (μοςφζων) плоть Его, как обращающийся в отобраз (τπου) тела Его“. Через союз „и“ даёт понять, что есть и —104— другой образ тела Христа и помимо хлеба. Мамона умеряет здесь своё нечестие, ибо богоборствуя во многих других местах, он не стремился называть его идолом. Тем не менее он не объясняет, какой из этих образов выразительнее, или, вернее, имеет более подобия с первообразом. Между тем здесь у него оказывается странность: в одном случае он называет это телом в собственном и истинном смысле; в другом – образом (εκν) тела, каковое заблуждение он поддерживает потому, что усердно стремится упразднить евангельскую историю и повествования. На это ему можно между прочим сказать следующее: хлеб по твоему мнению, не есть ни тело Христово, ни образ тела Его. Если ты скажешь, что он описуем, потому что он взимается губами и зубами, то он не есть тело Христово и не соединён с Словом, ибо ты часто раньше утверждал, что тело Христа неописуемо вследствие соединения его со Словом. Если же ты назовёшь хлеб Евхаристии образом тела, то он отметается не только как образ, но и потому, что отделяет естественное тело от соединения со словом. Так заблуждение и нечестие не стоят в согласии сами с собой. Итак, или заяви, что этот хлеб неописуем, чтобы своё измышление довести до конца; или же всё, тобой сочинённое, окажется вздором. После этого он говорит следующее: „не всякий хлеб есть тело Его, равно как не всякое вино есть кровь Его, а только тот, который посредством священнического тайнодействия возносится, из рукотворного (состояния обращаясь) в нерукотворное“. Как будто может кто недоумевать и сомневаться, он твёрдо и уверенно заявляет, что не всякий хлеб есть тело Его и не всякое вино есть кровь Его. Из- —105— рекать такие положения, не требующие никаких доказательств, достойно мудрости Мамоны. Опуская это, как болтовню и вздор, развеваемый на ветер, мы будем рассуждать так: если священнодействуемые хлеб и вино описуемы, то тело, которое носил Бог-Слово, да, по его мнению, не было принесено в жертву, и поэтому именно он называет его неописуемым. Но, тогда как и откуда мы будем знать об этом жертвоприношении, о великой, непорочной честной и очистительной, и спасительной для всего мира жертвы? Если бы Мамона верил, что она принесена за спасение всех, то это по крайней мере, не говоря о всём другом, должно бы привести его к признанию, что и она описуема. И если не естеством, что утверждать безумно, – то тайнодействием по крайней мере, согласно его мнению, она должна быть описуемой. Итак, тело Христа описуемо, хотя бы Мамона и не хотел этого.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Как появилась иконография изображения Христа «Спас Нерукотворный»? 1 мин., 21.08.2019 Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»: Дмитрий ТРОФИМОВ По Преданию, «Спас Нерукотворный» — первое и, более того, прижизненное изображение Христа. Царь Эдессы (город на юго-востоке современной Турции) Авгарь тяжело заболел. Он отправил к Христу художника, чтобы тот написал Его портрет, надеясь через него исцелиться, но у придворного живописца ничего не получилось. Тогда Спаситель умыл свое лицо и вытер его полотенцем, на котором отпечатался Его лик. Так как борода после умывания была мокрая, то она отпечаталась в виде клиновидной пряди, и поэтому этот образ иногда называют «Спас Мокрая Брада». «Спас на убрусе» — Мандилион (старослав. убрус — полотенце, греч. мандилион — плащ, плат, полотно) — первый тип изображений «Спаса Нерукотворного». Полотно было доставлено царю, и тот исцелился. В благодарность за это чудо Авгарь приказал поместить образ над вратами Эдессы. В годы гонений христиане заложили кладкой Нерукотворный Образ в нише врат. Когда кладку разобрали, оказалось, что святынь теперь две — лик Христа отпечатался на черепице. Керамидион (греч. черепица), или «Спас на чрепии» — второй тип образа «Спас Нерукотворный». Лик Христа здесь изображается не на полотне, а на коричневом или золотом фоне. К этому типу относится знаменитый «Спас Нерукотворный» XII века, хранящийся в Третьяковской галерее. Новгородский мастер создал величественный, глубокий образ Христа. Отличительная особенность — круглый нимб, в который полностью вписана глава Спасителя. Нередко в храмах изображали и «Спас на убрусе», и «Спас на чре­пии» — друг против друга, на вос­точ­ной и западной стене. «Спас Нерукот­вор­ный» — один из самых чтимых в Пра­вославной церкви образов. Посредством иконы мы встречаемся с Христом лицом к лицу, вернее, лицом к Лику Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также 19.06.2022 19.06.2022 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/kak-poyavilas-ikonografiy...

И вот последняя находка, которой благословил Господь нашу землю - это оглавное изображение Господа Иисуса Христа. Находится он на отвесной скале, метров двести над рекой Б.Зеленчук. Сам образ помещен в естественную скальную нишу, прикрытую сверху каменным козырьком. В ясную солнечную погоду, под прямыми лучами солнца образ не видно. Но в пасмурную погоду, а также утром и вечером можно заметить тусклое изображение, писанное на гладкой каменной поверхности умелым византийским иконописцем. Хотя издали кажется, что изображение рельефно. Поразительно сходство этого изображения с " оттиском " Лика Спасителя на Туринской Плащанице. События религиозного характера должны быть осмыслены, т.к. в них является Божия воля; даже если ничего особо " чудесного " нет, все равно в религиозной плоскости - это чудо. Чудесно то, что в материальных вещах, в исторических памятниках мы приобщаемся к благодеяниям Божиим; чудесно то, что в исторических предметах мы можем видеть их духовный смысл. Чудесно не только то, что превосходит законы природы, но и то, что при всем своем натурализме может нас приобщить к метафизической реальности. И в этом смысле архызский образ - величайшее чудо: под вдохновением Святаго Духа десница изографа изобразила икону, которая своей духовной глубиной поражает всех, кто ее видел - даже не особо воцерковленных людей. Вот как описывает свое восхождение к Иконе кубанский фотограф: " Широко открытыми глазами Спаситель спокойно смотрел на меня, грешника... Я стал на колени и сказал сам себе: " Бог есть " ! Каменную икону и меня разделяла площадка в полтора метра. С фотокамерой в руках я боязно приступаю к съемке. Постоянно ощущаю и Лик, и пропасть за моей спиной " . (Спас Нерукотворный у Н.Архыза. П.Ткаченко, " Патриот " , 1, 2001.) " Вездесущий взор огромных... глаз проникает в самые потаенные глубины души человека " , делится своими впечатлениями С.Малахов. Чудесно также и то, что этот образ, сохранившийся в веках от распада под воздействием стихий природы, был сокрыт " до времени " от разметывающего вихря советского атеизма.

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/na...

Соколов также приводит и историю прославления образа: в 1812 году «к соборному священнику пришёл приказчик рязанского купца Якова Михайлова и сказал, что хозяин его, Михайлов, чудесным образом исцелившийся от какой-то опасной болезни, написал ему, приказчику, из Рязани об этом событии и просил его, чтобы он отыскал образ Спаса в соборе над южною наружною дверью, и просил при этом приказчика сделать на образ ризу. Образ отыскали и внесли его внутрь церкви; приказчик сделал ризу сребропозлащенную и отслужил перед образом благодарственный молебен, причём лицам, принимавшим участие в молитве, приказчик рассказал о чудесном исцелении, дарованном Спасителем его хозяину. С тех пор и стали служить этому образу молебны и в храме, и в домах обывателей» 435 . Если в отношении первого сказания всё более или менее понятно – Соколов сам утверждает, что это предание (думается, навеянное отчасти книгой А.И. Шахматова «Исторические очерки Саратова и его округи», где имеется упоминание о якобы существовавшей в левобережном Саратове соборной церкви Нерукотворного Спаса) не имеет документального подтверждения, то сказание о начале почитания образа в 1812 году представляется более достоверным. Во-первых, в 1904 году на момент написания Соколовым своей книги были, без сомнения, ещё живы дети и внуки свидетелей и современников прославления образа, а во-вторых, Соколов упоминает о некоторых церковных документах (их, к сожалению, он не приводит в своей книге), которые, как представляется, в какой-то степени подтверждают достоверность этого сказания – хотя бы в том, что купец Михайлов существовал в действительности и пожертвовал на образ ризу. Вот что пишет Соколов об этой ризе: «Та ли эта риза, что сделана была по заказу купца Михайлова... об этом церковные документы говорят разно: по одним из них, настоящая риза – дар купца Михайлова; по другим же эта риза пожертвована в 1857 г. д. ст. сов. Ив. Як. Давыдовским. Которым из этих документов отдать предпочтение, сказать затрудняемся» 436 . Здесь можно предположить, что риза, пожертвованная в 1857 году Давыдовским, могла быть сделана для копии чудотворного образа, которая написана была, вероятно, в середине XIX века и почиталась саратовцами наравне с самим образом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Надвратные образы Спасской башни Кремля. Искусствовед Н.Ю. Маркина. Передачу ведет Е. Смирнова 01.02.2024 19:25 Елена Александровна Смирнова История надвратных образов Спасской башни тесно связана с историческими вехами нашего государства, ибо через ее проездные ворота выезжали на Красную площадь сами русские правители, а также митрополиты и патриархи. Однако перед исследователями памятников Московского Кремля Спасская башня и доселе ставит много загадок и неразрешимых пока вопросов. Начиная с того, почему многие века эта башня называлась Флоровской, а образ на ней был Георгия Победоносца. Какой же образ украшал башню до этого святого? В связи с какими государственными событиями появился над проездными воротами башни образ Спасителя Милостивого и почему он зовется Смоленским?.. Эти и другие неожиданные вопросы поднимает или решает известный исследователь древнерусского искусства XVI века искусствовед Наталья Юрьевна Маркина, многолетний сотрудник музеев Московского Кремля. Сегодня она поделится своими последними открытиями и расскажет, в частности, почему кроме образа Спаса Нерукотворного — Убруса, с Его ликом — есть образ тоже нерукотворный - Всемилостивого Спаса «в рост», да еще и празднуются они в один день. Ведущая — Елена Смирнова Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2024/02/01/19-2...

Недостижимость идеала и здесь, как и везде, противоречит законности самого стремления к нему. Как нерукотворный образ Господа среди всех возможных изображений Его, так, нет сомнения, и в Евангелие среди произведений слова (мы говорим преимущественно именно о них) навсегда, конечно, останется неизмеримо выше всех опытов научно –художественного воспроизведения образа Христова; нельзя даже и сравнивать их; единственно достойное Богочеловека повествование о Нем может принадлежать лишь Богу же, Духу Св., a не человеку. Но не участвовать деятельно в восприятии божеств. Откровения человек не может. На ряду с Божественным творчеством в религиозной жизни не прекращается, да и прекращаться не должно – и творчество человеческое‚ ибо человек есть свободный деятель мира. Пусть творчество человеческое бесконечно ниже Божественного: оно необходимо, однако, служа обнаружением жизни духа человека; оно угодно Богу, Который в свободе, дарованной человеку, призвал творение Свое к деятельности творческой. Пусть созданный человеком образе Богочеловека принизится только до образа необыкновенного человека: недостающее восполнено будет сознанием немощи своего творчества и верой в Божество Изображаемого, в бытие в Нем и непостижимой уже и неизобразимой природы, соединившейся с совершеннейшей природой человека, – постижимой до известной степени и подлежащей творческому воссозданию человека в лучших мечтах его об идеальной красоте собственной природы своей … За то Богочеловек приблизится к человеку, за то Он снизойдёт, как с небесной выси на землю, с божеств. Страницы Евангелия – в душу верующего: в его ум, полный образами о Нем ; в его сердце, полное любовью к Нему… Так и ранее Сам Господь благоволил уничижить Себя и явиться в образе раба – человека – для того, чтобы чрез этот образ и при посредстве его люди могли познать бесконечного Владыку всех Бога и приять Его, как дети пришедшего к ним Отца… Долг человека – лишь помнить и сознавать, что душа его вмещает Необъятного, что сердце его полно Всеисполняющим, ум мыслить и воображение представляет Немыслимого, Непостижимого, Неизобразимого ; осознавать, что лишь по бесконечной благодати, как человек а, познает он Того, Кто бесконечно выше человека: Богочеловека . Но благодать такого познания неотъемлема в христианстве, существенно свойственна ему, отвечает основной его идее. Как человека именно и должно познать человеку Богочеловека, с нами – Бога; в этом познании величайшее, бесконечное благодеяние Бога. Творчество человека должно касаться нам подобной, а потому – понятной, а потому – бесконечно дорогой человеческой жизни Богочеловека: поскольку Он, есть истинный человек, Спаситель деятельно должен быть познан человеком, т.е. перевоплотиться в его сознании в живой образ, в ему дорогое, живое Лице.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010