Согласно колофону 1-й из них, составителем катены был мон. Геворг Скевраци (Ламбронаци) из мон-ря Скевра, к-рый выполнял поручение Иоанна, еп. Молевона в Киликии (Ованнеса Царебрата), брата царя Хетума I. Др. свидетелями текста катены являются рукописи: Jerus. S. Jacob. 84 и 179, XVIII в.; Venez. Mechit. 1347, XVI в.; Матен. 4119, XIV в.; Матен. 2605, XVI в.; Матен. 2971, XVII в. Геворг Скевраци использовал перевод гомилий свт. Иоанна Златоуста на Деяния св. апостолов, к-рый был сделан в 1077 г. (сохр. полностью в ркп. Матен. 1315, XIII в.; изд.: La version arménienne ancienne des Homélies sur les Actes des Apôtres: Homélies de Jean Chrysostome, I, II, VII, VIII/Ed. R. V. Chetanian. Louvain, 2004. (CSCO; 607. Arm.; 27)). Полный текст комментария прп. Ефрема Сирина на Деяния св. апостолов (но с нек-рыми лакунами) был обнаружен только в 20-х гг. XX в., он издан по рукописи Vindob. Mechit. 571, XIII в.; Акинян. 1921. Англ. перевод отрывков комментария прп. Ефрема в арм. катене, предпринятый Ф. К. Конибиром, опубликован (The Acts of the Apostles/Ed. F. J. Foakes-Jackson, K. Lake. L., 1926. Vol. 3. P. 373-453). VII. Катена Нерсеса Ламбронаци на соборные Послания в редакции ( ; «Собрание толковательное на семь соборных Посланий»); CPG. C. 180) является переводом греч. катены пресв. Андрея (CPG. C. 176), осуществленным с рукописи, отличной от той, к-рую использовал издатель греч. текста Крамер. Катена сохранилась в ок. 20 рукописях (древнейшая - Venez. Mechit. 1462, кон. XII в.). Сохранился колофон утраченной рукописи из арм. мон-ря Кармирванк (XII в.), где сам Нерсес упоминает о мон. Григоре, к-рый в 1163 г. перевел катену с одной к-польской рукописи. Нерсес отредактировал этот перевод, приведя его в соответствие с нормами классического арм. языка ( Renoux, ed. 1985. P. 13). Нерсес является, т. о., только редактором арм. катены. Каждое из соборных Посланий предваряется 7 предисловиями, не совпадающими с теми, к-рые входят в состав греч. катены, а также с др.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литература МХИТАР ГОШ (Гетикци, Гандзакеци) (ок. 1133/34 - 1213), арм. вардапет, писатель, хронист, выдающийся богослов Армянской Апостольской Церкви, законодатель, баснописец, педагог, гос. и общественный деятель НЕККАМ (1157 - 1217), англ. регулярный каноник-августинец; богослов, философ, поэт; ведущий представитель европ. христ. гуманизма XII-XIII вв. НЕРСЕС IV ШНОРАЛИ [Благодатный; Клаеци] (ок. 1102 - 1173), католикос Армянской Апостольской Церкви (1166-1173); арм. поэт и гимнограф; святитель Армянской Церкви (пам. в субботу перед 5-м воскресеньем Воздвижения Креста, в день праздника святых переводчиков) НЕРСЕС ЛАМБРОНАЦИ (1153-1198), свт. Армянской Апостольской Церкви, архиеп. Тарса, писатель, ученый, философ, поэт, музыкант, переводчик, гос. деятель Киликийской Армении НЕЧАЕВ Степан Дмитриевич (1792-1860), обер-прокурор Святейшего Синода (1833-1836), действительный тайный советник, сенатор, историк, литератор НИКОЛЬСКИЙ Николай Константинович (1863-1936), историк древнерус. лит-ры, историк Церкви, археограф, библиограф, статский советник (1897), академик Петербургской АН ОДОЕВСКИЙ Владимир Фёдорович (1804-1869), князь, писатель, мыслитель, педагог, муз. критик, гос. деятель; тайный советник (1858), гофмейстер (1858) ПАВЛИН Милостивый (между 352 и 355 - 431), св. (пам. 23 янв.; пам. зап. 22 июня), еп. Нолы, деятель раннего монашества, поэт и писатель

http://pravenc.ru/rubrics/123318_7.html

В издательском отделе Эчмиадзина изданы сочинения Нерсеса Ламбронского (XII век) в переводе на современный армянский язык 20 декабря 2007 г. 19:45 По благословению Католикоса всех армян Гарегина II в издательском отделе Первопрестольного Святого Эчмиадзина изданы два сочинения Нерсеса Ламбронского (1153-1198) под общим заголовком «Комментарии к вероисповеданию и Отче наш». Книга представляет большой интерес как для специалистов по средневековой армянской литературе, так и для широкого круга читателей, сообщили агентству «Новости-Армения» в пресс-канцелярии Первопрестольного Святого Эчмиадзина. Книга Нерсеса Ламбронского является второй из серии «Толкования Священного Писания» и издана благодаря меценатской поддержке Армена и Нуне Саркисянов. Сочинения переложила на современный армянский язык (ашхарабар) Седа Стамболцян. Нерсес Ламбронский (Ламбронаци) — архиепископ Тарса Киликийского, поэт, ученый и проповедник, крупнейший общественный и церковный деятель Киликийской Армении, активный сторонник восстановления единства Армянской и Византийской Церквей. «Новости-Армения» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/341378.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМ ЗЕНАКСКИЙ [Абраам Зенакаци; арм. (?) ] (V в.), исп., арм. еп., писатель. Род. в сел. Зенак, обл. Тайк (совр. Сев.-Вост. Турция). Во время антииран. восстания армян под предводительством Вардана Мамиконяна (450-451) присоединился к попавшим в плен нахарарам (см. Гевондиане ) и Католикосу Иосифу с его окружением; вместе с ними был депортирован в Иран, где глава Армянской Церкви и большинство его спутников приняли мученическую смерть. После того как в 462 г. А. З. смог вернуться в Армению, Католикос Гют рукоположил его во епископа гавара Бзнуник (области на северо-западе оз. Ван). А. З. перевел с сир. на арм. язык сочинение Маруты Майферкатского «Мученики Востока», известное также как «Деяния сирийских мучеников». Фома Арцруни упоминает о не дошедшем до нас историческом труде А. З., посвященном войне Варданидов. Лит.: · - ·//Hms. 1970. T. 84. P. 385-410; Esbroeck M. van. Abraham le Confesseur (Ve siècle), traducteur des passions des martyrs perses//AnBoll. 1977. T. 95. P. 169-179; Тер-Петросян Л. «Восточные мученики» Абрахама Исповедника (текстол. исслед.). Ереван, 1976 (на арм. яз.). В. А. Арутюнова-Фиданян Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОР НАРЕКАЦИ (ок. 950 - 1003 или 1011), арм. духовный писатель и поэт, представитель восточнохрист. мистики, св. Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу 4-й Недели по Воздвижении Креста Господня, вместе со св. Переводчиками-вардапетами) НЕРСЕС ЛАМБРОНАЦИ (1153-1198), свт. Армянской Апостольской Церкви, архиеп. Тарса, писатель, ученый, философ, поэт, музыкант, переводчик, гос. деятель Киликийской Армении

http://pravenc.ru/text/62880.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История науки ВАНАКАН ВАРДАПЕТ (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель ВАХБ ибн Муннабих ибн Камил ибн Сайадж, Абу Абдаллах (654 или 655 - 728 или 732), мусульм. ученый-традиционалист, принадлежавший к табиун ВИЛЬГЕЛЬМ ИЗ (ок. 1215 - между 1284 и 1286), католич. архиеп. Коринфа, ученый, переводчик с греч. на лат. язык научных текстов ГЛАГОЛЕВ Сергей Сергеевич (1865 - 1937), историк религии, автор работ по основному богословию и апологетике КЕСАРИЙ Назианзин (Каппадокийский) (ок. 330 - кон. 368 - нач. 369), св. (пам. 9 марта; пам. зап. 25 февр.) ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452 - 1519), итал. живописец, рисовальщик, естествоиспытатель, инженер и фортификатор, теоретик искусства и литератор, выдающийся представитель европ. Ренессанса и один из основоположников искусства Высокого Возрождения МАЙМОНИД [ивр. Моше бен Маймон, акроним Рамбам; араб. Муса ибн Маймун] (1135/38204), талмудист, врач, разносторонний ученый, философ, знаток евр. Закона, чьи толкования приобрели силу учительного авторитета НЕРСЕС ЛАМБРОНАЦИ (1153-1198), свт. Армянской Апостольской Церкви, архиеп. Тарса, писатель, ученый, философ, поэт, музыкант, переводчик, гос. деятель Киликийской Армении

http://pravenc.ru/rubrics/211128.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Тарсе» найдены статьи: ЕЛЛАДИЙ еп. Тарса (Киликия, М. Азия) (1-я пол. V в.) НЕРСЕС ЛАМБРОНАЦИ (1153-1198), свт. Армянской Апостольской Церкви, архиеп. Тарса, писатель, ученый, философ, поэт, музыкант, переводчик, гос. деятель Киликийской Армении Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Тарсе.html

528 Григор Скевраци, или Ламбронаци, – один из видных авторов XIII в. Ему принадлежат несколько сочинений и панегириков. Известен панегирик, посвященный Нерсесу Ламбронаци (1205 г.), а также «Житие Григора Просветителя». Является автором и нескольких шараканов. 529 Даниил – пророк Даниил, ослушавшийся царского приказа в течение тридцати дней не просить какого-либо бога или человека, кроме царя, был брошен в львиный ров, однако «с Божьей помощью» остался цел и невредим (см.: Дан.6 ). 530 Илия Фесвитянин – пророк бога Саваофа, убивший 450 пророков Ваала и разрушивший жертвенники, за это Иезавель – жена Ахава, царя Израильского, хотела предать его смерти. Илия бежал от нее в горы (см.: 3Цар.17–20 ). 531 О частях души см. Давид Непобедимый. Определения философии. Сводный критический текст, перевод с древнеармянского, предисловие и комментарии С. С. Аревшатяна. Ереван, 1960, стр. 88. 532 Амалик – считается родоначальником амаликитян. Имя Амалик в Библии служит часто названием всего племени. Вследствие вековой вражды между евреями и амаликитянами имя Амалик сделалось синонимом зла и нечистой, силы. 534 В новейшей исторической традиции этого Левона принято называть Третьим. Первым считается князь Левон (1129–1137), затем царь Левон II (1198–1219 гг.) и Левон III (1268–1289). Автор «Жития Георга Скевраци», называя царя Левона (1270–1289) Вторым, в то же время следующего Левона, внука его, называет Левоном Четвертым. 536 Хетум II – вступил на престол в 1289 г. и с некоторыми перерывами правил до 1305 г. В 1305 г. отказался от престола в пользу своего племянника Левона IV. Умер в 1307 г. 537 Анаварза, или Анарзаба, – одна из столиц Киликийской Армении. Находилась в Равнинной Киликии. Ныне селение Анаварза. 538 Григор Анаварзеци – армянский католикос (1293–1307). Идейный вдохновитель латинофильского движения. Известен также как литературный деятель. Его перу принадлежат послания, панегирики, множество шараканов и кондакарей, а также одна из редакций четьих-миней. 540 Судя по всему, речь идет о Степаносе Ромклаеци. См. примеч. 18 к «Мученичеству Григора Балуеци».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Григор VI Апират, армянский католикос [арм. ], арм. католикос (1194-1203). В молодости служил в войске под началом своего отца - военачальника Шаана из рода Пахлавуни; затем вел светскую жизнь в К-поле, но после принятия сана стал смиренным духовным лицом. Именно за послушание 72-летний Г. А. был избран католикосом по воле царя Киликийской Армении Левона II. Прозвание Апират (Неправедный) он получил из-за уступчивости латинянам в вопросах вероисповедания. Приглашенное на выборы духовенство Вост. Армении выступило против кандидатуры Г. А., предлагая царю объявить недействительным поставление этого католикоса и заменить его Барсегом, архиеп. Ани. Вост. вардапеты требовали также удалить из царского дворца архиеп. Нерсеса Ламбронаци, советника царя и католикоса, поддерживавшего унию с католич. Церковью. Левон II отстранил Нерсеса Ламбронаци, но католикоса оставил на престоле. Вост. духовенство избрало своим католикосом Барсега, вслед. чего духовное верховенство Армянской Церкви стали осуществлять 2 католикоса: один - в Вост. Армении, а др.- в Киликии. В янв. 1198 г. в Тарсе Левон II был коронован «царем Армении»; и хотя при коронации его инвеститура была провозглашена от имени папы и герм. императора, а возложение короны произведено кардиналом - представителем папы, тем не менее помазание на царство Г. А. осуществил не по лат. обряду, а согласно канонам Армянской Церкви. Фактическое признание Левоном II и Г. А. верховенства папы, продиктованное внешнеполитическими соображениями, засвидетельствовано в их посланиях к Иннокентию III. По воле царя Г. А. был вынужден до конца своих дней оставаться в Сисе. С его смертью прервалась цепь наследования престола католикоса родом Пахлавуни (с 1066 на престоле сменились 7 католикосов из этого рода). Лит.: Сукиасян А. Г. История Киликийского Армянского государства и права. Ереван, 1969. С. 35, 50, 61; Галустян Ш. Армянские святые. Ереван, 1997. С. 302-303 (на арм. яз.). М. Э. Ширинян Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/166491.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕВОРГ СКЕВРАЦИ [Ламбронаци] (1246/47, Ламброн, Киликия - 1301), арм. ученый, вардапет, оратор, писатель, политический деятель. Начальное образование получил у своего дяди, еп. Григора Скевраци, в 1256-1257 гг.- у мон. Мхитара из мон-ря Скевра (Киликия). Впосл. Г. С. приобрел основательное богословское и философское образование в Зап. Армении, в школе, основанной Варданом Аревелци. В разных мон-рях Киликийской Армении, в частности в мон-ре Скевра, Г. С. переписывал летописи, читал проповеди, преподавал. Принял непосредственное и активное участие в борьбе против унии арм. и рим. Церквей. В 1246/47 -1301 гг. был настоятелем Скеврского мон-ря. Научная подготовка и авторитет Г. С. сыграли большую роль в развитии арм. богословской лит-ры. Он - автор наставления, гомилетических, поэтических, муз. и др. сочинений, мн. экзегетических произведений, в т. ч. толкований на Деяния апостолов (написано до 1289 по заказу Ованнеса Царебрата, брата киликийского царя Хетума I) и на Книгу прор. Исаии (1290-1291, по приказу царя Хетума II). Составленные Г. С. «предисловия» (вступления, прологи) и «оглавления» к книгам ВЗ и НЗ имеют огромное значение для изучения истории трансмиссии и комментирования библейских текстов. Труды по грамматике, где были разработаны и классифицированы правила законов силлабации, пунктуации, орфографии, артикуляции арм. языка в соответствии с внутренними грамматическими закономерностями, являясь важным вкладом в историю развития арм. письменности, служили учебниками и справочниками для мн. поколений писцов рукописей. Г. С. является редактором сборников «Тонапатчар» (букв. Причины празднеств - аналог синаксаря) (1267) и гимнов (Шаракноца), известного под названием «Хлкеци» (см. ст. Григор Хул ). Рукописные памятные записи свидетельствуют о том, что в деятельности Г. С. важное место занимала систематизация обрядов и празднеств арм. Церкви и последующая (после Ованнеса III Одзнеци , VIII в.) редакция арм. свода церковных канонов. Он составил многочисленные молитвенные песни-проповеди, писал дифирамбы. В 1283 г. по просьбе Ованнеса Царебрата сочинил «Оду евангелисту Иоанну». Известен как один из мастеров художественного оформления книги и, возможно, был придворным художником. Лит. (на арм. яз.): Алишан Г. Сисуан. Венеция, 1885; он же. Сб. исторических мат-лов об армянах. Венеция, 1901; Акинян Н. Лит. исследования. Вена, 1957. Т. 5. С. 341-367; Хачерян Л. Лингво-грамматическая теория искусства письма в средневек. Армении. Ереван, 1962; Багдасарян Э. «Житие» Геворга Скевраци//Вестник Матенадарана. 1964. 7. С. 399-433. А. Бадалян Рубрики: Ключевые слова: АЛЛЕГОРИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ выяснение иносказательного смысла Свящ. Писания, литургического чина, религ., философск. и пр. текстов

http://pravenc.ru/text/161839.html

615 «Введение» имеется в виду «Краткий анализ Введения в Категории Аристотеля» Порфирия. Это сочинение Григора Татеваци было издано в Мадрасе в 1793 г. 616 Толкование Книги ученых бесед книга Кирилла Александрийского (V в.) «Объяснение учения о воплощении сына Божия», которая была переведена на армянский язык в древности (см. Г. Зарбаналян. Библиотека древнеармянских переводов, с. 510, 520, 522–523). 617 «Летний том» – сочинение Григора Татеваци (см.: Григор Татеваци. Книга проповедей: Летний том. Константинополь, тип. Абраама Дпира, 1741). 618 «Зимний том» – сочинение Григора Татеваци (см.: Книга проповедей: Зимний том. Константинополь. изд. Абраама Дпира, 1740). 619 «Искусство письма Георга» – имеется в виду сочинение видного литературного деятеля XIII в. Георга Скевраци, или Ламбронаци. 621 «Книга Златочрев» – сочинение Григора Татеваци (см.: Книга, называемая Златым чревом. Константинополь. Изд. Абраама Дпира, 1746). 622 Мхитар из Татева – в армянских памятных записях 1406–1437 гг. упоминается как «великий рабунапет», «искусный ритор», «местоблюститель престола» (см.: Памятные записи армянских рукописей XV в., ч. I, с. 58, 292, 469, 653, а также примечание Л. Хачикяна к имени Мхитар, с. 741, примеч. 6). 623 Ованес из Ехегнаванка (по Товме Мецопеци – Ованес Гермонеци) – ученик Григора Татеваци. О нем как об ученике Григора Татеваци упоминает в своей памятной записи Ованес Ерзикаци (см.: Памятные записи армянских рукописей XV в., ч. I, с. 143). Относительно Ованеса Гермонеци см. также: К. Костанянц. Памятная запись Товмы Мецопеци. Тифлис, 1892, с. 51 и М. Орманян. Азгапатум, с. 2032). 624 Галуст из Сюникского селения Вахнду, или Галуст Ваганднеци, – согласно предположению Л. Хачикяна, вардапет и писец, ученик Григора Татеваци, который в 1403 и 1406 гг. работал в Татеве, где переписал «Книгу вопрошений» и «Шаракноц» (см.: Памятные записи армянских рукописей XV в., ч. I, с. 684, примеч. 6). 625 Акоп Бостаци – возможно, тот же Акоп Гохтнаци, который жил в селе Буст (и мог также именоваться Акопом Бустаци или Бостаци), по заказу которого Григор Татеваци написал свою «Книгу проповедей» (см.: Памятные записи армянских рукописей XV в., ч. I, с. 73).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010