а) Первородный грех всеобщ. И римскою церковью мыслится непорочное зачатие Девы Марии, как исключение из закона всеобщности греха, как чрезвычайное чудо смотрения Божия. Но чтобы утверждать, и утверждать в смысле догматическом, что такое чудо действительно совершилось, необходимо иметь прямое и ясное удостоверение о том св. Писания и Предания церкви. Без такового удостоверения утверждение непорочного зачатия Девы Марии является произвольным предположением. Между тем слово Божие ясно указывает только одно исключение из общего закона, – что только Иисус Христос, исключительно Он один, принял естество человеческое, родившись от Духа Свята и Марии Девы, по всему подобное нашему, но только кроме греха ( 1Nemp. 1:19; 2:22; I Иоан. 3:5 ; 2Кор. 5:21 ; Евр. 7:26 ). Равно и Предание церкви только Его одного именует единым безгрешным 207 ). Но нет свидетельств ни в Писании, ни в Предании церкви, чтобы св. Дева составляла такое же исключение, как Иисус Христос. При происхождении Ее в порядке падшего человечества, – от Адама согрешившего, Она не могла бы относиться к числу дщерей Адамовых и вместе быть чуждою греха Адамова в самом зачатии Своем. Скорби и страдания, каким подвергалась св. Дева в земной жизни, и смерть, которая есть оброцы греха, показывают, что Она и действительно не была изъята от первородного греха. Ибо следствия не могут существовать без причины. Правда, и Спаситель, будучи совершенно безгрешен, также страдал и умер, но Он страдал, как Искупитель, вземляй грехи мира, чтобы всех спасти. Но для чего Ей нужно было подвергаться скорбям и смерти? Какая цель Ее страданий? Защитники непорочного зачатия отвечают на это, что св. Дева страдала для того, чтобы заслужить «ублажение паче всех мучеников“ и высшую награду. Но этим ответом не разрешается затруднение. Все страдания, скорби и смерть св. Девы ничего не могли прибавить к тому благодатному состоянию и высочайшему достоинству, которых Она удостоилась, как Богоматерь. Другие, более откровенные из римских богословов, прямо отождествляют злострадания и смерть Богоматери с злостраданиями Ее Сына: Своими страданиями, утверждают они, Она участвовала в страданиях и смерти Своего Сына, как жертвоприносительница или соискупительница рода человеческого. Но такие воззрения явно противоречат учению откровения, что един есть ходатай Бога и человеков, давый Себе избавление за всех, – Господь Иисус Христос ( 1Тим. 2:5 ; ср. Гал. 3:13 и др.). Она же переносила все скорби, страдания и самую смерть, как общий жребий всего падшего человечества, – как общий закон его спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Численность приверженцев мандеизма , синкретического религ. направления гностического характера, на 2004 г. составляла ок. 100 тыс. чел. Йезиды являются отдельной этноконфессиональной группой, проживающей в Сев. Ираке. Синкретические верования йезидов непосредственно связаны с зороастризмом, манихейством и остатками доислам. племенных верований курдов, при этом содержат значительное количество мусульманско-суфийских, христ. и иудейских элементов. Зороастр, Христос, Мани и Мухаммад в равной степени почитаются в качестве пророков. Йезиды, живущие в замкнутых, изолированных общинах, говорят на диалекте курдского языка, однако не ассоциируют себя с курдским народом, а считают себя отдельным этносом. Численность йезидов не может быть установлена точно: по разным источникам, она колеблется от 100 тыс. до 1 млн чел. Главным религ. центром йезидов является храм Лалеш к северо-западу от Мосула, место паломничества регулярно прибывающих верующих. Здесь расположена могила почитаемого реформатора йезидизма шейха Ади, а также 2 св. источника. Новые религиозные движения представлены адептами бахаизма, численность которых составляет ок. 2,5 тыс. чел. При оценке численности христ. Церквей следует иметь в виду невозможность точных подсчетов после возобновления военных действий в 2003 г.: численность большинства христ. религ. групп (в первую очередь протестантских) в И. постоянно уменьшается. По оценкам Верховного комиссариата ООН по делам беженцев, сотни тысяч христиан покинули И. за последние годы; процесс их миграции с трудом поддается учету. Ввиду данных обстоятельств точные сведения о христианах в И. могут относиться лишь к периоду до 2003 г. Э. Небольсин Религиозное законодательство, государственно-конфессиональные отношения Рождественский сочельник в сиро-католич. ц. Непорочного Зачатия близ Мосула. Фотография. 24 дек. 2008 г. Рождественский сочельник в сиро-католич. ц. Непорочного Зачатия близ Мосула. Фотография. 24 дек. 2008 г. Ст. 2 Конституции И. провозглашает ислам офиц. религией гос-ва и основным источником законодательства.

http://pravenc.ru/text/673821.html

Краткий обзор и критика римско-католического учения о непорочном зачатии Святой Девы Марии    Богооткровенную истину Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви о Святой Богородице римокатолики изменили и извратили своим вновь составленным «догматом» о непорочном зачатии Святой Девы Марии. Сначала этот «догмат» был лишь богословским мнением, появившимся еще в IX веке в Испании, в сочинении Пасхазия Радберта, видного и влиятельного писателя. Он писал: «Так как Дева Мария столь торжественно прославляется, то ясно, на основе авторитета Церкви, что, когда Она была рождена, то не подлежала никаким грехам (nullis, quando nata est, subjacuit delictis) и не навлекла, будучи освящена во утробе, на Себя первородного греха (neque contraxit in utero sanctificata originale peccatum)... Ныне же, поскольку авторитетом всей Церкви Она прославляется, то ясно, что Она была свободна от всякого первородного греха (constat eam ab omni originali peccato immunem fuisse)».    Это богословское мнение Пасхазия Радберта постепенно приобретало и своих сторонников, и своих противников, так что в XII веке из-за него разгорелся большой спор. Францисканцы оформились в решительных поборников этого учения, а Бернард Клервосский, Александр Гэльский, Бонавентура, Альберт Великий, Фома Аквинский и доминиканцы — в его решительных оппонентов. Впрочем, с течением времени число последователей всё увеличивалось, а противников становилось всё меньше и меньше. Так, мы видим, что папа Александр VII провозглашает в 1661 году в своей булле Sollicitudo omnium Ecclesiarum, что Святая Дева Мария «соблюдена чистой от пятна первородного греха (a macula peccati originalis praeservatam immunem)». Когда Пий IX стал папой, доминиканцы были вынуждены принять учение о непорочном зачатии Святой Девы. Знаменитый римско-католический догматист Джованни Перроне (ум. в 1876 г.) придерживался точки зрения, что это учение следует провозгласить догматом. Пий IX сделал это в своей булле Ineffabilis Deus от 8 декабря 1854 года. Это догматическое решение гласит: «Утверждаем, что учение, считающее, что Преблаженная Дева Мария в первый момент Своего зачатия (in primo instanti conceptionis suae) особой благодатью и привилегией Всемогущего Бога (singulari omnipotentis Dei gratia et privilegio), учитывая заслуги Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, была сохранена чистой от всякого пятна первородного греха (ab omni originalis culpae labe praeservatam immunem), — от Бога откровенно (esse a Deo revelatam), и поэтому все верные должны твердо и постоянно веровать в это».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

На кресте смерть поглощена жизнью. Во Христе смерть входит в Божество и в Нем испепеляется, ибо “не находит себе в Нем места”. Итак, искупление есть борьба жизни со смертью и победа жизни» (Догматическое богословие, 20) 182 . То есть понимание Лосским различия природного и относительного усвоения можно понять еще и как восприятие природы в двух состояниях: в состоянии здравости и в состоянии падшести, «противоприродном». Однако свв. отцы определенно говорят, что ничего «противоприродного» в Едином Безгрешном не обреталось, Христос воспринял только природные, безупречные страсти, неукоризненные немощи . Это странное понимание Лосского реальности воспринятого в относительном усвоении 183 , позволяет, кстати, объяснить ту легкость, с которой Лосский полемизирует с католическим догматом о непорочном зачатии Богородицы, о Той, чью плоть воспринял Спаситель: «...нужно делать различие между первородным грехом как виной перед Богом, общей для всего человечества, начиная с Адама, и тем же грехом, силою зла, проявляющегося в природе падшего человечества; точно так же нужно делать различие между общей для всего человечества природой и лицом, присущим каждому человеку в отдельности. Лично Пресвятая Дева была чужда какого-либо порока, какого-либо греха, но по Своей природе Она несла вместе со всеми потомками Адама ответственность за первородный грех . Это предполагает, что грех как сила зла, не проявлялся в естестве избранной Девы, постепенно очищенном на протяжении поколений Ее праведных праотцев и охранявшемся благодатью с момента Ее зачатия» (Догмат о непорочном зачатии) 184 . Природно Богородица, по Лосскому, унаследовала первородный грех в обоих смыслах: и как вину пред Богом, и как силу зла. Но лично в ней унаследованная сила зла не проявлялась Разумеется, отвержение католического догмата о непорочном зачатии Богородицы не является для Лосского затруднительным, ибо он не находит никаких оснований для постановки вопроса о природной чистоте Богородицы в православии. На самом же деле проблема, которую Лосскому и в голову не приходило поставить, была.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Поясняя это догматическое постановление, известный католический богослов Улларторн пишет: " Субъектом такого исключения из первородного греха является личность Девы Марии в момент создания Ее души и введения (infusio) ее в тело. Слово " зачатие " не подразумевает активного или генеративного зачатия Ее родителями. Ее тело было образовано во чреве Ее матери, и отец имел обычное участие в его образовании. Вопрос идет не о непорочности родового акта Ее родителей. Не идет также и о пассивном зачатии (conceptio seminis carnis inchoata) [несовершенное приятие плотского семени], которое, согласно природному порядку, предваряет введение разумной души. Личность истинно зачата, когда создана душа и введена в тело. Мария была сохранена от всякого пятна первородного греха с первого момента Ее одушевления, и освящающая благодать была дана Ей ранее, чем грех мог произвести какое-либо действие на Ее душу. Действенная сущность первородного греха не была снята с Ее души, как снимается она с других Крещением. Эта сущность первородного греха была исключена, она никогда не была в Ее душе. Одновременно с изъятием от греха состояние первородной святости, невинности и праведности как противоположное первородному греху было возложено на Нее, каковым даром каждое пятно и порок, все поврежденные душевные искривления, страсти и немощи, по существу, принадлежащие первородному греху, были исключены. Но Она была изъята от временных наказаний Адама: от страданий, телесных слабостей и смерти. Иммунитет от первородного греха был дан Марии по единственному исключению из всемирного закона, благодаря тем же заслугам Иисуса Христа, благодаря которым прочие люди очищаются от греха Крещением. Мария нуждалась в Искупителе, чтобы получить это исключение и быть избавленной от всемирной необходимости и долга порабощения первородному греху. Личность Марии, вследствие Ее происхождения от Адама, должна была быть порабощена греху, но, будучи Новой Евой, долженствовавшей стать Матерью Нового Адама, Она была по предвечному Божию Совету и по заслугам Христа изъята из всеобщего закона первородного греха. Ее искупление было делом Христовой искупительной премудрости. Больший искупитель тот, кто платит долг ранее, чем он был наложен, чем тот, кто платит после того, как долг был возложен на должника "

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Голова (лоб)- обитель бога человека (разум) и указание обители Бога Отца в абстрактном представлении Бога – Человека. Место Сына Бога – пуповина, живот. Святого Духа – легкие (но не плечи), как вместилище воздуха. Воздух – изначально писался как « восьдух » - в ось дух. Дух, это субстанция, объединяющая организм человека, организм Сына Бога и организм Бога Отца. Недоумение у современного человека может вызвать половая принадлежность Бога, Его способность создать яйцеклетку, оплодотворить ее и содержать внутри Своего организма. Опечаток в тексте Библии нет, Бог является идеальным представителем вида жизни, достигшим совершенства в развитии. Бог – автономный Человек, способный воспроизводиться самостоятельно. Эталон вида не относится к половой форме жизни (полевой). Предыдущее человечество определило отношение мужчины и женщины при размножении как брак. Независимо от официального статуса, церковности обряда, брак есть действия противоречащие природе человека. Продукцией брака являются дети, то есть все существующее человечество, рожденное вследствие порочного зачатия. Природа допускает внутривидовое скрещивание и получение потомства – мутантов. Существует закон Менделя, как основа генетики, который математически точно определяет степень мутаций. Произвольное скрещивание, практикуемое существующим человечеством, не позволяет преодолеть результаты первого поколения, регулярно возвращаясь на исходные позиции. Факт деградации вида очевиден и научно доказуем. Ошибочная теория происхождения человека, не позволяет найти выход из кризисного состояния. Возвращение к непорочному зачатию и рождению детей соответствующих эталону вида, позволит сохранить популяцию и обеспечит безопасность. Библия настоятельно рекомендует, каждого первенца посвящать Богу, то есть первый ребенок должен рождаться вследствие непорочного зачатия. К счастью, в научной литературе отсутствует термин «естественная половая ориентация». Традиционная половая ориентация означает лишь длительность внутривидового скрещивания превращенного в норму.

http://bogoslov.ru/article/5585517

гордости человека и стремления стать независимым от Бога, лишило его потенциального бессмертия, сделало актуально смертным: «Когда человек, вопреки заповеди Божией, захотел стать Богом не благодаря законному подражанию, а незаконной гордыне, он опустился до свойственной животным смертности» (Ibid. Col. 60; ср.: In Euangelium S. Lucae. I 1). Б. Д. считает, что человек утратил образ Божий (In principium Genesis. I. Col. 29) и уподобился животным, в частности, в том, что в нем стали господствовать низшие плотские стремления и плоть восстала на дух (Ibid. Col. 29, 55, 60, 62). После преступления прародителей человеческая природа испортилась (In Cant. I. Col. 1070). Адам «произвел поврежденное потомство человеческого рода» (In principium Genesis. I. Col. 29), так что грех Адама стал наследственным (In Cant. I. Col. 1071) и необратимым (Ibid. Col. 1073). Способ передачи греха Б. Д. вслед за блж. Августином видел в плотском образе зачатия человека (In Euangelium S. Lucae. I 1). Сотериология и христология Для спасения первого, падшего Адама пришел Второй Адам, «то есть Сам Господь и Создатель наш, родившийся от Девы, неискаженно и неизменно созданный (creatus est) по образу Божию (ср.: Еф 4. 24.- А. Ф.), непричастный никакому греху, исполненный всякой благодати и истины... Он истинно есть Новый Человек, созданный по образу Божию, поскольку Он так воспринял от Адама истинную сущность плоти, что в Нем не было ничего от скверны порока» (In principium Genesis. I. Col. 29). Б. Д. излагает учение о двух истинных природах и едином Лице Спасителя соответственно учению, принятому на Халкидонском Соборе (In Samuelem. III 2; In Euangelium S. Lucae. I 1). Сын Божий воспринял не только человеческую плоть, но и душу, не отягощенную никаким грузом греха (In Euangelium S. Lucae. I 1). Безгрешность человеческой природы Спасителя Б. Д. вслед за блж. Августином объясняет непорочностью Его девственного зачатия, ибо в Деве Марии «было зачатие, а не плотское влечение» и «не ражжение плотского вожделения», «только Тот поистине свят, Кто не был рожден от плотского, чтобы победить само состояние тленной природы» (Ibidem).

http://pravenc.ru/text/77776.html

Аргументацию Civiltà Cattolica можно свести к следующим тезисам: 1. Дева Мария, в силу особенного преимущества, была освобождена от первородного греха, стало быть потомство Адама греховно, порочно и нуждается в искуплении. 2. Дева Мария была предохранена от первородного греха, как Матерь Божия, стало быть Иисус Христос не есть миф, а личность историческая, реальная. 3. Дева Мария была предохранена от первородного греха по заслугам Христа Спасителя, стало быть призвание Иисуса Христа было не земное, но небесное. 4. Если человечество, исключая Марии, по вине пре-отца потеряло прежде совершенство своей природы, то всё то, что способствует его преобразованию и обузданию его страстей, не есть мистическая выдумка средних веков. 5. Догмат непорочного зачатия напоминает нам, что человек согрешил, следовательно, для него существует высший закон, которому он должен повиноваться и поэтому теории автономии и независимости разума ложны. Несмотря на то, что выводы статьи не были строго логичны, она обратила на себя общее внимание. Она была напечатана отдельно в Тоскане и в Пьемонте; многие итальянские журналы перепечатали её всю или в отрывках; она была переведена два раза на английский язык, два раза на французский, один раз на немецкий и один на испанский 1434 . И впоследствии иезуиты продолжали работать в пользу провозглашения догмата, разбирая сочинения к нему относящиеся. В критической рецензии на сочинение одного аль-кантарийца, фра Агостино Пачифико 1435 , они писали, что с древних времён (ab antiquo) и запад, и восток, и епископы, и папы, и частные люди, и учёные верили, утверждали и восхваляли это чудное преимущество Пресв. Девы Марии, и что естественное и прогрессивное разъяснение этой истины со времён апостолов до наших дней, сделали её —602— настолько очевидной, что было бы дерзостью не признавать, её 1436 . В V год издания журнала в нём появился Studio sulla Definizione dommatica dell’ Immacolato Concepimento di Maria Santissima (Этюд о догматическом определение беспорочного зачатия Пресв.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

от имени всех верных католиков, в воспоминание и прославление догмата непорочного зачатия. Памятник этот представляет собою большую эллиптической формы витрину превосходной парижской работы из драгоценного дерева, слоновой кости, эмали, перламутра и пр. с тонкой резьбой и изящными рисунками. На среднем гребне, возвышающемся вдоль всей витрины, виднеются надписи: „Pio IX, Р. М. Orbis catholicus», „Memores erunt nominis tui Africae (или Еигорае, Asiae, Americae) gentes”, причем при каждой из этих надписей соответствующие рисунки, изображающие людей, животных и растения каждой части света. На вершине гребня стоит серебряная вызолоченная, украшенная голубою эмалью, статуя непорочно зачатой Девы с короною на голове, а под нею тексты Свящ. Писания: „Ave Maria, gratia plena: Dominus tecum” etc. „Quia fecit mihi magna, qni potens est” etc. ( Лук. 1, 28. 49 ) и изображение сидящего на троне Пия IX-ro. Верхние, прикрытые стеклами, помещения самой витрины, а равно и множество выдвижных ящичков в ее пьедестале наполнены роскошно-переплетенными и украшенными книгами разной величины и формата, имеющими вид нарядных альбомов. В этих книгах собственно и сосредоточивается главный смысл памятника: заключают в сеть папскую буллу „Ineffabilis Deus“, определяющую догмат непорочного зачатия, в переводе более чем на триста языков и наречий мира, прославляя, таким образом, непогрешимого учителя веры на языках всех концов вселенной. В ряду лежащих под стеклом нарядных экземпляров есть один с надписью: „Empire de Russie». Он имеет вид напрестольного евангелия, причем крышка его из малахита, а на средине и по углам ее пять круглых изображений Богоматери в серебряных вызолоченных ризах, Так благочестивые католики и Россию привлекли к участию в торжестве папской идеи! Но как чувствует себя сам великий носитель этой идеи? Так ли и теперь преклоняются пред ним государи и народы, как проповедуют об этом залы Ватикана? – Увы! Времена переменились, и вот уже минуло тридцать лет, как папа, потеряв и Рим, и свои владения, превратился в „ватиканского узника”.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Надо будет анафематствовать анастезиологов, облегчающих страдания женщин при родах. Главный итог первородного греха совсем не в болезненности прихода человека в мир, а в болезненности его исхода из него. По слову преп. Марка Подвижника, от нашего праотца «Мы наследовали не преступление Адамово, но смерть от него происшедшую… Ибо нельзя было нам, происшедшим от мертвых, быть живыми» . Если бы плод первородного греха был именно в страдательности рождения, то мы должны были бы принять католический догмат о непорочном зачатии Девы Марии. Ведь не только католики, но и православные считают, что Рождество Иисуса Марией было безболезненно. Но католики видят в этом свидетельство о том, что Мария была уже изъята из-под действия первородного греха. Православные же не видят необходимости делать такой вывод, по сути отменяющий необходимость пришествия Господа в мир и ункиальную спасительность Его Жертвы, именно потому, что мы не отождествляем частные, земные последствия первородного греха с той главной катастрофой, которую он вызвал в наших отношениях с Жизнью, то есть с Богом. Вообще в реакции католического мира на клонирование гораздо больше специфически-конфессионального, чем в реакции мира православного. Перед католиками клонирование ставит серьезную богословскую проблему: будет ли наследоваться первородный грех людьми, появившимися без полового акта, а если будет, — то как он будет им передаваться. Дело в том, что со времен Августина католики считали, что первородный грех передается через акт зачатия потому, что с актом зачатия связано некое «недолжное удовольствие». Брак допустим, и зачатие допустимо. Но, по слову латинского древнехристианского писателя Тертуллиана, «Брак есть терпимое любодеяние» . В эротическом наслаждении супруги теряют контроль над собой, наслаждаясь друг другом, забывают о Боге — и через эту лазейку в зачатый ими плод входит некая «порча»… А где же наслаждение у истоков той жизни, что получена путем операции над обычной, неполовой, соматической клеткой? Происхождение этой первичной клетки связано скорее с неприятностями — уколом, разрезом… Так как же здесь будет передаваться «первородный грех»? Человек, зачатый без наслаждения и без соития по логике августинизма оказывается не под властью первородного греха.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2277...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010