– Посмотрим, правда ли это? В послании к Галатам мы читаем следующие слова апостола Павла: «Узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным» ( Гал.2:9 ), ибо, говорит выше апостол, они увидели, «что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных» ( Гал.2:7 ). Иначе говоря, апостолу Петру было вверено от Бога проповедовать преимущественно «обрезанным», т. е. Иудеям. Каким же образом, спросим мы у католических богословов, апостол Петр мог занимать в Римской Церкви епископскую кафедру и жить в языч. Риме, если ему от Самого Господа было указано быть проповедником Евангелия среди Иудеев? И не выходит ли, если согласиться с католиками, что апостол Петр не остался верным своему назначению и вместо благовестия среди Иудеев проживал безвыходно в Риме? Что апостол Петр по основании Римской Церкви не жил безвыходно в Риме, открывается также из того, что апостол Павел находил нужным писать послание к христианам Римской Церкви. В самом деле, неужели счел бы нужным апостол наставлять в вере паству, которая имела в это время своим наставником и епископом самого апостола Петра? И не походило бы последнее на так несвойственный апостолам обычай вмешиваться в область друг друга? ( Рим.15:20 ). Между тем апостол пишет Римским христианам: «Я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему» ( Рим.1:11 ). Можно ли поэтому допустить, чтобы Римские христиане нуждались в «утверждении» апостола Павла, имея своим епископом того, кого сам Павел в послании к Галатам называет апостолом-столпом (см.: Гал.2:9 )? Очевидно, в таком случае, что апостол Петр, хотя и положил основание Римской Церкви 1 , однако епископом в собственном смысле, т. е. управителем в ней быть не мог, так как призван был к проповеди среди «обрезанных». Вот почему Павел и счел своею обязанностью «утверждать» римских христиан, как он сам о том пишет, " по данной (ему) от Бога благодати быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия» ( Рим.15:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Сначала они пользовались сравнительно с другими епископами первенством чести 2 , а потом, пользуясь благоприятствовавшими им обстоятельствами, стали восхищать и первенство власти. Так гласит история. Учение же о преемстве от св. апостола Петра, как верховнаго главы Церкви, было искусственно придумано католическими богословами для уверения тех, которые не хотели признать учения о главенстве пап в Церкви Христовой. Но если даже согласиться с католическими богословами и признать пап преемниками св. апостола Петра, и тогда учение о видимом главенстве в Церкви Римского первосвященника не выдерживает критики. – Всё учение это, как мы видели, основывается на особых правах и преимуществах, якобы полученных от Господа святым апостолом Петром. В действительности же никаких преимуществ сравнительно с другими апостолами св. Петр не получал, главою и князем над апостолами никогда не был, единственным верховным владыкою Церкви не являлся, а был во всём равен остальным апостолам. – Всё это мы сейчас подтвердим Словом Божиим. Евангелие повествует, что между апостолами не раз подымался вопрос о первенстве и старшинстве. Каждого из апостолов, естественно, занимала мысль, кто из них больший. Само собою разумеется, что такой вопрос не мог остаться без ответа со стороны Христа. Как же изъяснил Спаситель этот вопрос? Сказал ли он так, как учат католики, т. е. что первым и старшим над апостолами он ставит апостола Петра и ему поручает верховное главенство в Церкви? Нет; Спаситель, наоборот, показал, что вопрос о главенстве и владычестве должен быть совершенно чужд апостолам, что самая мысль о первенстве есть мирская, неуместная при правильномъ понятии о Царствии Божием и стремлении к нему. " Тогда, повествует Евангелист Марк, подошли к Нему (Христу) сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы ты сделал нам, о чём попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Эта теория не только старается защищать учение о духовной неограниченной власти и непогрешимости пап в средневековом смысле, но старается даже возвести в догмат веры самую светскую власть папы. Относительно светской власти пап нужно впрочем, сказать, что еще с XV и XVI века, папы, по изменившимся историческим обстоятельствам, начали оставлять своя прежние мечты о господстве над всем миром, о подчинении себе всех государей и стали главным образом заботиться только о том, чтобы крепче утвердить свою государственную власть в находящейся под управлением их церковной области итальянской. И приверженцы пап в новейшие времена теоретически формулируют этот вопрос так, что папе для сохранения его духовной независимости и нравственного влияния нельзя жить во владениях какого либо другого государя, а необходимо иметь под властью своею хотя малое государство. 1). «Когда Иисус Христос , пришедши в страны Кесарии Филипповой, спрашивал учеников своих, за кого люди и сами апостолы почитают Его, – Симон Петр, первый из всех апостолов, сказал Ему: Ты Христос Сын Бога живого. Тогда Иисус Христос сказал ему в ответ: «Блажен ты Симон, сын Ионин; не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец мой, сущий на небесах. И я говорю тебе: ты Петр (камень), и на этом камне я созижду мою Церковь и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи царства небесного, и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ( Матф. 16 г, 13–19 ст.)». Из всего смысла приведённого рассказа видно, что высокие обетования, высказанные здесь апостолу Петру, относятся собственно не к личности Петра, а к самой вере во Христа, как сына Божия, первым исповедником которой явился здесь апостол Петр, но которую разделяли в тоже время и все другие апостолы и которая сделалась достоянием всего христианского мира. Петр первый из людей исповедал Христа сыном Бога живого. Это было высокое и святое убеждение, по истине, не плотью и кровью, т. е. не обыкновенным человеческим соображением, а самим Отцом Небесным открытое людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

III) Третье место из Евангелия, на которое любят ссылаться паписты в доказательство проповедуемого ими папского главенства, представляют следующие слова Спасителя, обращенные к апостолу Петру: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» ( Лк.22:31–32 ). На основании этих слов католики учат во-первых, о том, что вера римских пап, как преемников (?) апостола Петра, никогда не оскудеет; а во вторых, что Петру будто бы было поручено утверждать остальных апостолов («братьев твоих»), или, что то же, дано верховное главенство в Церкви. Чтобы воочию представить всю произвольность и натянутость этого католического объяснения, нам стоит лишь взять вышеприведенные Евангельские слова не в том отрывочном виде, в каком их берут паписты, а в полном контексте, сравнив при этом повествование Евангелиста Луки с повествованием других Евангелистов. Контекст же Евангельского места таков: Наступали последние дни земной жизни Спасителя, близился час великих страданий Христовых, и вот Сын Божий устраивает со Своими учениками многознаменательную тайную вечерю. Во время последней Иисус Христос , зная, что в ту же ночь ученики Его оставят Его и соблазнятся о Нем, говорит им: «все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря и рассеются овцы» ( Мк.14:27 ). Такое предсказание, конечно, не могло не опечалить учеников, однако они молчат, так как не чувствуют достаточного дерзновения возражать на слова своего Божественного Учителя. Один лишь Петр, как более других пылкий и впечатлительный, не выдерживает и начинает уверять Спасителя в своей беззаветной преданности: «Петр сказал Ему в ответ, – читаем мы у Евангелиста Матфея, – если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» ( Мф.26:33 ). Так говорил Петр, но Господь, зная, что апостол Петр не только соблазнится о Нем вместе с другими учениками, но даже поколеблется в вере, троекратно отрекшись от своего Учителя, говорит апостолу: «...Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» ( Лк.22:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

II) Второе основание из Евангелия, приводимое папистами, представляет дальнейшие слова Спасителя, обращенные к апостолу Петру: «и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф.16:19 ). На основании этих слов Спасителя паписты заключают, будто апостол Петр был поставлен от Христа верховным главой Церкви и наместником Бога на земле. Означенное заключение папистов также неправильно и ошибочно. Мы уже показали, что слова Спасителя, хотя и были обращены к апостолу Петру, однако относились ко всем апостолам, так как все апостолы исповедали Христа Сыном Божиим. Теперь в доказательство своего положения, скажем еще, что вышеприведенные слова были Спасителем повторены и притом в такой форме, что отношение их именно ко всем апостолам более чем очевидно. В 18 главе от Матфея мы читаем следующие слова Спасителя, сказанные своим апостолам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе» ( Мф.18:18 ). После воскресения Своего Спаситель снова повторил означенные слова и притом опять по отношению ко всем апостолам: " Иисус, – повествует Евангелист Иоанн, – дунул, и говорит им (апостолам): примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:21–23 ). Правда, в обоих вышеупомянутых случаях нет речи о ключах Царства Небесного, о которых говорил Спаситель, когда обращался к апостолу Петру; но умолчание о ключах не имеет существенного значения. В самом деле, если вчитаться внимательно в слова Спасителя, обращенные к апостолу Петру, то ясно видно, что получение власти над ключами Царства Небесного неразрывно связано с получением власти вязать и разрешать и одно без другого быть не может. Получение власти над ключами Царства Небесного есть ни более, ни менее, как образное выражение, указывающее на власть открывать и закрывать двери Царства Небесного. Но эту же самую власть имеет и тот, кто пользуется правом вязать и разрешать. Таким образом, власть над ключами Царства Небесного, власть вязать и разрешать была предоставлена Спасителем не одному апостолу Петру, а всем апостолам и в одинаковой мере. А если так, то учить на основании вышеупомянутых слов Спасителя о каких-то исключительных правах, которые в сравнении с другими апостолами якобы получил апостол Петр, а тем более заключать о каком-то особом верховном главенстве апостола Петра, как заключают паписты, – и произвольно, и неосновательно, и ошибочно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

В заключение еще несколько слов об этой последней его стороне, о пророчествующем мистике. Мережковский верит в дьявола и антихриста, он видит образ апокалипсического «зверя» во многом, что в действительности заслуживает, хотя бы в переносном смысле, этого обозначения: в мещанстве, в казенщине государственной и казенщине церковной. Он проклял, как исчадье ада, многие из устоев «истинно-русской жизни», которым ранее по недоразумению поклонялся. Отрекшись от веры в авторитет государственной власти и исторической церкви, он спасся к Христу и верит, что отныне распознал «лик зверя» и защищен от его козней. Своим основным религиозно-философским принципом и как бы первичным мерилом истины он признает (в «Открытом письме к Н.А.Бердяеву ») веру во Христа, пришедшего во плоти. Он цитирует слова апостола Иоанна: «слово, как меч, разделяющее ложь от истины». «Духа Божия и духа заблуждения узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога. А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста». Пользуясь понятиями Мережковского, мы готовы заметить, что он все же не оберегся от соблазна дьявола и попал прямо в его когти. Не в том, конечно, дело, что Мережковский вообще верит в божественность Христа, а только в том, что эту веру или даже догматические источники ее он делает мерилом правды. Этим он отказывается от «религии Духа» уже не в пользу «религии Сына», а в пользу религии буквы и чужого мнения. Ибо кто отрекается от божественных прав своей личности и мерилом истины признает не свою собственную мысль, не свое личное откровение, а веру в святость иного существа и чужого откровения – тот совершает основное философское и даже религиозное грехопадение и отдается «власти сатаны». Этот путь с логической неизбежностью ведет к признанию непогрешимости папы, «Кесаря» и Святейшего синода, к обожествлению «князя мира сего», и все отречение Мережковского от злой силы будет неполным и непоследовательным, пока он остается при этой вере в религиозный авторитет 702 .

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/ru...

Именно в храмах, ответил батюшка, Ибо Сам Господь сказал Соломону, построившему храм Божий: и ныне Я избрал и освятил дом сей, чтобы имя Мое было там во веки; и очи Мои и сердце Мое будут там во все дни ( 2 Пар. 7, 16 ). А в книге пророка Исайи говорится: дом Мой назовется домом молитвы для всех народов ( Ис. 56, 7 ). Всех верных Бог собирает в Ноев Ковчег церковь Свою Святую Православную. Все что вне ее не есть Божие, но сие воды потопа, уготовляющие погибель всякой душе. Подобно Ною и его семейству, учение Христа хранится в Церкви Православной. А кто пытается приоткрыть крышку, желая прибавить к сему учению что-либо новое, тот впускает только грязь и сам пачкается и других марает. Горе такому человеку. Так поступали и поступают католики. Они все стремились внести что-либо новое, вот и оказались за бортом. А, отпав от Церкви, дошли до умопомрачения, объявив непогрешимость своего папы римского и то, что все веры угодны Богу, если они поклоняются папе. Тут мне пришли на память слова одной из наших известных песен, которую мы частенько пели на собраниях: «Одна дорога есть на небо, в погибель тысячи дорог!». «Да, подумал я, видимо, Лютер был прав, осудив католиков, но почему же он не вернулся в православие?» И я решил этот вопрос задать батюшке. Извините, а вы не знаете, кто такой Мартин Лютер? Это известный латинский монах, который, критикуя католицизм, отделился от него в протестантизм. А почему же он, увидев ложь католиков, не пошел в Православие? В этом-то и беда Лютера. Он не искал истинную Церковь, а возгорелся желанием реформировать католицизм. Потому и впал в еще большее заблуждение. Протестуя против папских новшеств (отсюда и название протестантизм), Лютер отверг Священное Предание Церкви. А что такое Предание? спросил я. Вот мы с Вами говорим. И я передаю Вам учение Церкви. Если бы я писал, то это было бы писание, а так как я не пишу, но говорю устно, то такой способ называется преданием. Господь наш Иисус Христос ничего не написал нам, но учил Апостолов, передавая из уст в уста, из сердца в сердце. Вот это и есть Священное

http://azbyka.ru/way/inok-anastasij-odna...

«Мы трудились всю ночь и ничего не поймали». Мы тоже, плывя в нашей лодке каждодневных трудов, должны бы уступить место Христу. И быть готовыми забросить сети там, где сами мы никогда бы не решились. Нам открывается глубокий смысл всех наших поражений и неудач — это скорбное и смиряющее нас время, которое избавляет нас от самих себя, освобождает от иллюзий нашей собственной значимости. Так в определенные моменты нашей жизни Господь дает нам принять прекрасный риск веры — чтобы мы могли исполнить наши земные обязанности, чтобы любить, невзирая ни на что, данного нам Богом супруга, чтобы принять посланное нам дитя, чтобы перенести все испытания, или даже просто терпеливо перенести один бесплодный день нашей жизни, когда мы трудимся изо всех сил, ничего не достигая. Мы должны заплыть на глубину, подвергнуть себя тому риску, который Господь требует от нас. Церковь никогда не должна сомневаться. «Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных». Евангелие предваряет здесь имя Симона — Петр, которое Господь даст ему позднее, когда в Кесарии Филипповой тот исповедует веру в Него как в Сына Божия. И Христос уже именуется Господом — Тем, Кем Он явится в славе Воскресения. Перед присутствием Божиим человек всегда испытывает странный ужас. «Горе мне! погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами», — говорит Исаия (Ис. 6, 1—8), когда слышит пламенеющих серафимов, восклицающих: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» Мы помним, как жители Назарета требовали от Бога чудес. Истинного ученика Христова охватывает страх и трепет, когда он становится свидетелем чуда, и он молит Бога удалиться от него. «Выйди от меня, Господи! — умоляет Петр, — потому что я человек грешный». Позднее, при пении петуха, он еще глубже узнает, насколько он грешник. Снова вспомним о притязаниях католиков быть наследниками Петра, об их догмате примата и непогрешимости папы. Тот, кого они любят называть «первым папой», — человек грешный. Раньше Петр был исполнен уверенности в себе, но встреча со Христом открыла ему, как он мал. Этого человека, сознающего свою незначительность, и еще такого же — Павла, который сказал, о себе: «От них же грешников я первый» — Господь уготовал стать первоверховными апостолами Своей Церкви. Чудесный лов рыбы после Воскресения Христова завершится воспоминанием тройного отречения Петра и тем же доверием Спасителя, дающего высокое служение этому грешнику.

http://moral.ru/twelve/

Нет сомнений: силящийся самолично создать Церковь Божию на основе Писания, создаёт не Божью, а человеческую церковь , Божью же – попирает . «Умоляю вас, братия, – взывает апостол, – остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» ( Рим. 16:17 ). Соблюдать истины веры и практику в чистоте может только Истинная Церковь . Но что это за Церковь ? – Та, что устроена Христом при участии апостолов: «и на сем камне Я создам Церковь Мою...» ( Мф. 16:18 ); та, что является столпом и утверждением истины ( 1Тим. 3:15 ); та, что свято оберегает от повреждений «глаголы вечной жизни» ( Ин. 6:68 ); та, что проповедует Истину всем народам, согласно наказу: «идите, научите все народы, ...уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» ( Мф. 28:19–20 ); та, про которую в Евангелии пишется: «а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф. 18:17 ). Такой Церковью может считаться лишь древняя Церковь , ведущая преемство от апостолов, и не могут быть признаны никакие другие, например, те что образованы во второй половине второго тысячелетия. Значит среди протестантских Собраний её не найти. Опять же, этой Церковью может именоваться лишь та, которую вратам ада не одолеть, которая, стало быть, не извратила ни одного древнехристианского догмата и не ввела в обиход ничего нового, не соответствующего духу апостольской керигмы. Значит, под этой Церковью нельзя подразумевать и Римо-Католическую Церковь (с ее «догматами» о непогрешимости папы, об исхождении Святого Духа «и от Сына», о предварительном отъятии Богородицы от уз первородного греха...). Истинной Церковью является только Вселенская Православная Церковь – блюститель Предания. Стало быть, именно православные могут, не лукавя, повторить вслед за апостолом: « мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе» ( 2Кор. 2:17 ). «Что такое предание? – Спрашивает преподобный Викентий Лиринский , и даёт чёткий ответ. – То, что тебе вверено, а не то, что тобой изобретено, то что ты принял, а не то, что ты выдумал, дело не ума, но учения, не частного обладания, но всенародной передачи, дело, до тебя дошедшее, а не тобою открытое, в отношении к которому ты должен быть не изобретателем, но стражем, не учредителем, но последователем, не вождем, но ведомым... Что тебе вверено, то пусть и остается у тебя, то и передавай. Не хочу, чтобы вместо золота подставлял ты нагло свинец или обманом – медь; не нужно мне золота по виду, но дай мне золото настоящее» с. 75]. III

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Подробное истолкование Евангельских оснований, приводимых католиками в защиту папского главенства 1) Первое и самое главное Евангельское место, на которое всегда ссылались и ссылаются защитники папского главенства, представляет следующие слова, сказанные Спасителем апостолу Петру: «Я говорю тебе: ты – Петр, и на сём камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф.16:18–19 ). На основании этих Господних слов паписты заключают, что Церковь Христова, во-первых, основана на апостоле Петре и только на нём одном, и, во-вторых, что апостол Петр был поставлен верховным главою Церкви и наместником Бога на земле. Отсюда паписты делают второе заключение, будто и Римский папа, как преемник (?) апостола Петра, является верховным главой Церкви и наместником Бога на земле. Заключение, по-видимому, логичное, но, если согласиться с ним и принять католическое объяснение вышеприведенных слов Христовых, у нас неминуемо возникает ряд недоуменных вопросов, на которые католическое толкование не дает, да и не может дать ясного ответа. Чтобы яснее представить смысл вышесказанного, рассмотрим вышеприведенное евангельское место в контексте. «Пришедши же в страны Кесарии Филипповой, – повествует евангелист Матфей, – Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, и иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр...» и т. д. ( Мф.16:13–18 ). Из приведенного Евангельского повествования ясно видно, что со своим вопросом Господь обращался не к одному только апостолу Петру, а ко всем апостолам вместе: « Иисус спрашивал , сказано, учеников Своих » и еще: «он говорит им: а вы за кого почитаете Меня ? " На вопрос Спасителя Петр исповедует Его Сыном Божиим. Является вопрос: за себя ли только одного апостол Петр произнес исповедание, или он говорил свои слова от имени всех апостолов? Если предположить, что апостол Петр говорил исповедание только за себя, то становится непонятным, почему молчали другие апостолы? Почему и они, подобно Петру, не исповедовали Спасителя Сыном Божиим? Ведь Христос спрашивал всех, а не одного апостола Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010