отцов, но как метко подметил гр. Ю.П. Граббе в «Корнях Церковной Смуты», здесь, в сущности, полемика со св. отцами («Корни Церк. Смуты», гл. VI). Разрушают уже утвердившееся в Церкви учение, и, не давая еще нового положительного учения, ведут разработку его с определенным стремлением найти в «Софии» женственное начало, как Божества, так и человечества. Есть, говорят, София небесная, нетварная и есть София тварная. Находясь и в Божестве, и в творении, София соединяет Творца и тварь. Устанавливается как бы лестница сущностей, и этим уничтожается ясное различие между сотворившим и сотворенным. Высшая степень тварной Софии есть переход к Софии нетварной. Так как «Богоматерь софийна в предельной степени» («Неопал. Купина», стр. 189), то она и «есть тварь, но уже не тварь» (там же, стр. 191). Если «божественная София откровение Св. Троицы» (там же, стр. 189), то Богоматерь «это вечная жизнь если не самого Божества, то в Божестве» (там же, стр. 191). Вообще, делается попытка везде найти параллель мужского и женского начала. При неразработанности еще софианскаго учения и разных его оттенков еще неточно определено «всему свое место». В частности, женское начало в Божестве является чем-то близким к Святому Духу, хотя и не отождествляется с Ним вполне. В определении положения Богородицы тоже проявляется колебание – в книге «Неопалимая Купина» проф. Булгаков ставит Ее в параллель и в соответствие Иисусу Христу, а в «Друге Жениха» – Иоанну Крестителю. Но, в общем хотят создать что-то новое, основываясь на построениях ума и отвлеченных философских рассуждениях. И ясно видно стремление как бы сравнять Божество и человечество, поставить не только людей в зависимость от Бога, но и Бога в зависимость от людей. Для того и якобы возвеличиваются Дева Мария и Иоанн Предтеча, чтобы потом показать, что без представителей человечества ничего бы не мог сделать Богочеловек Христос. «Божество и человечество в сущности суть разные части одной лестницы». Это не говорится прямо, но ясно проводится.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

С теми же двумя чашами в руках, наполненными каким-то веществом, представлен ангел – дух белоснежный в рукописи Жития Андрея Юродивого 88 . С чашей же в руках входили изображения ангелов в композиции «Единородный Сын»; вообще – это обычный символ одного из высших ангелов. Следовательно, способ представления какой-либо стихии, как бы заключенной в сосуд, – есть способ древний и употребительный на Руси, уже в одних лицевых апокалипсисах. Он же применен к стихийным ангелам и на иконе «Купины», при этом особых, так сказать, специальных признаков для ангелов каждой стихии нет: все они, без различия, держат сосуды самого разнообразного вида: ваза, дискос, потир и просто ящичек; относительно последней формы я убеждена, что это простое позднейшее изменение первоначального древнего фиала, доходящее нередко до такой странности, как и в одной ярославской иконе: здесь ангел держит чашу с пламенем, поставленную еще в ящик 89 ; непонятно и самое пламя у ангелов росы и мглы. Ту же чашу, с пламенем на иных вариантах, держат ангелы снега и инея, но в этом случае появление ее скорее может быть мотивировано: самих ангелов некоторые надписи называют пламенными 90 , и эта группа имеет власть ниспосылать на землю не один мраз, снег, иней, но и грозы, т. е. огнь, «пепел и зной» 91 . Зной, конечно, оказывает влияние на плодородие земли, обозначаемое на иконе «Купины» под именем грозда, почему ангел зноя имеет в своей чаше виноградную ветвь. Обычно же чаши у всех ангелов или пустые, или с выходящими лучами. Кроме чаши, некоторые ангелы держат то же олицетворение стихийного гения в виде крылатого младенца, особенно часто ангелы росы и мглы. Своеобразнее очерчены ангелы мраза и снега и ангелы огня. Помимо общего типа – с чашею и младенцем, дух мраза изображается с символами царской власти: в венце, на фоне палат, стоящим на каком-то помосте, в шуйце держит ящичек, правая благословляющая (Ярославск. икона) 92 . И часто за ангелом мраза, снега, инея, видна царственная глава (Московск. Неопал. церкви).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-bo...

Тип самой Богородицы отличается наибольшим однообразием, чем все другие изображения на иконе. Образ Богоматери всегда поясной, с несколько наклоненной вправо головой и прямо устремленными очами; на левой руке Она имеет Младенца, правою держит лествицу или просто прикладывает руку к груди. Младенец благословляющий три- и двуперстно (Ярославские иконы) 49 ; в левой руке имеет свиток (икона Московск. Неопал. церкви) или также как и Пречистая Матерь, прикладывает ее к груди; правая нога Младенца несколько согнута. Является вопрос, почему именно данной композиции был присвоен один из вариантов древнего типа «Одигитрии», а не так называемое «Знамение», столь часто изображавшееся в горящем кусте. В стоглавнике патриарха Иосифа читаем такие вопросы и ответы о «Неопалимой Купине»: «Чего ради пишется Пречистая в силах, на руку имать младенца трех лет суща; от него же лице свое отвративше, а в недрах имать другаго младенца, рукама своима прия его держаше; то внутренний младенец невоздоен суща, се сказует от отца рождьшуся преже всех век без матери, о том Давид глаголет: из чрева преже денницы родих тя; а иже на руку младенец, се поведает рождество от девы без отца; а еже трех лет – триличное Божество: Отец, Сын, Святый Дух; а иже Богородице отвративше лице свое от Него, то есть июдейское отвержение; а еже рукама прияше внутреняго младенца, се образ новаго закона, иже млади суще дети еврейския сретоша со ваиями и ветьвми, глаголаху: осанна в вышних, сыну Давидов, спаси нас. И паки рече: се утаил еси сия от премудрых и разумных и открыл еси то младенцем». (Синод. библ., гл. 108, 7144–1636 г.). 50 Приведенный отрывок дает право предполагать, что рассматриваемая икона могла варьироваться еще таким образом, что одновременно соединяла в себе две формы изображения Богородицы: Одигитрии и некоторое видоизменение Знамения. Эти же слова отчасти объясняют, почему в композицию был внесен тип Одигитрии. По всей вероятности, так и произошла замена древнего типа Богородицы с Младенцем на груди – Одигитриею.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-bo...

824. Вв. 468. 825. ВК. 82, 509. 826. ВК. 72. 379. 827. μουσικς– относящийся к музам, художественный, особ. музыкальный; – искусство, поэзия, наука, музыка, пение; τ – музыкальные пьесы, музыка; здесь р. п. мн. ч. без члена. 828. αρμονα – связь, союз, гармония; в греч. ед. ч.: «гармонию музык. пьес». 829. Прим. 486. 830. Прим. 812. 831. Прим. 779. 832. Греч. «царицы». 833. Прим. 211. 834. Прим. 239. 835. Соотв. «царицы» в прим. 833. 836. στροπολω (στηρ – звезда, πολεω – вращаться, пребывать) – заниматься звездами (астрологией или астрономией); оч. поздн. сл 837. Прим. 513. 838. Прим. 513. 839. Греч. род. п. 840. πυρπολω – зажигать огни, сожигать (ср. прим. 837); поэт. сл. 841. εικονζω – изображать (ср. РБ. S9, 329); др.-слав. «воображают». 842. Греч., и др. – слав. «неопал(ь)не», т. е. опаляемые. 843. Вв. 565. 844. РБ. 66, 185. 845. Прим. 802; др. – слав, «превыше». 846. РБ. 71, 217. 847. θαυματουργα – чудотворение; в век. греч. рукописях – дат. п. орудия. 848. δρω – делать, поступать (отмечает особую активность в действии). 849. εξκνστημι – поднимать, воскрешать (может означать и – изгонять, разрушать). 850. λις во мн. ч., РБ. 34, 39. 851. Прим. 427. 852. ВК. 81, 505. 853. ВК. 72, 379. 854. θεω – обожить, боготворить; поздн. сл. (с поздн. классиков). 855. Вв. 587. 856. ληκτος (а отриц., λγω – прекращать) – непрерывный, беспрестанный; наречие в форме ср. р. ед. ч. прилаг. 857. τρμος – дрожь, страх, трепет. 858. νεανικς – по юношески, сильно, смело. 859. РБ. 83, 298. 860. РБ. 103, 433; греческ. – прич. наст. общ. з. 861. ВК. 81, 492. 862. δοξος – не(без)славный. 863. ευχος – слава (иногда – желание); др. – поэт. сл. 864. Прим. 349; «будучи», γγσα – др. – поэт, форма прич. прош. сов. 865. Прим. 199; отлаг. прилаг. И. 866. καρτερω – выдерживать, переносить мужественно и твердо, показывать стойкость, терпение; прош. несов. Глубокая мысль: несмотря на тление, близость к разрушению, творение (мир), благодаря премудрому устройству, не погибал, постоянно и успешно борясь с полученной тенденцией к разрушению.

http://predanie.ru/book/220333-rozhdestv...

1403 Статьи П. С. Богословского и Н. В. Скоморовской даны после каталога В. В. Игошева в развитие темы вкладов семьи Строгановых. – Примеч. сост. 1404 К этому же времени относится крест и по характеру письма, которое, однако, я здесь не рассматриваю специально. 1405 Текст на внутренней боковой стороне креста: риза пр(е)ч(и)стъе... ароновь риза аронова дуба мамвриского камен и вознесенского мощи апостола варфоломея мощи апостола Варнавы мощи апостола и евангелиста луки мощи игнатья б(о)гоносца моши иякова перскаго мощи м(у)ч(е)н(и)ка прокопия мощи даии(и)ла сто(лпни)ка мощи с(вя)т(о)го м(у)ч(е)ннка фе (?) ... мощи с(вя)т(о)го м(у)ч(е)ника пантелемона мощи... страстотерпца мощи с(вя)т(о)го анфиногена моши вел(и)ком(учени)ка костянтина моши с(вя)т(о)го м(у)ч(е)ника иоаианова … Миро от гроба г(оспод)ня камеи у гроба г(оспод)ня ка... неведа котором а(н)гелъ седелъ у гроба г(оспод)ня камен купи(н)ы неопал(имыя) др(ево) на ко(ем) пр(е)ч(и)стая... (сидела как) как бежала из Егип(та) млеко пр(е)ч(и)стые пер(сть) от(ие)редяна ка(мень) от и(е)редяна... иякова (брата господня?) мощи (андрея первозванаго?) григори(я) б(о)госло(ва)... моши архид(ья)к(она) им же стефан (миро?) дмитрея... (страстотерпца?) федора (стратилата?) феодота им же во анкири мощи кирила новаг(о) козмы и дам(ь)яна кир(ил)а иоан(н)а ефрема серина михаила сина(итцкого?) акипсимы... кирика часть (со святым) мучениюм анфимо(м) пострадавших (?) ... мощи анастасия (персянина?) моши... многи(х) смертны(х) ладан... росно и миро с(вя)т(о)го неведомо др(ево) гроба петра ми(т)ро(полита) п(о)стелка алексея... и риза сергея рад(онежского) др(ево) гроба сергея радо(нежского) др(ево) макария калязского... николы с(вя)тоши др(ево) от гроба кн(я)зя михаила чер(неговьскаго?) антония ри(млянина) возглавия кам(ень) его же ка(мень) на чемь и зримо уп(лыл) во но(в)гор(о)д его... В центре по ребру тыльной стропы креста надпись: положение Никиты строгано . Внутри лицевой стороны креста идёт текст: риза и гробъ кирила белозерскаго мощи власы онежскихъ чю(д)отворцевъ мана небесная над(у)ха не чист(а)го темнъ росно и касия.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...