Приведем еще таинственное видение пророка Иезекииля. Ему было показано в видении украшение храма: «От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные украшения, сделаны были херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лице человеческое, а с другой стороны к пальме – лице львиное; так сделано во всем храме кругом. От пола до верха дверей сделаны были херувимы и пальмы, также и по стенам храма» ( Иез. 41:17–20 ). Оказавшийся в этом таинственном храме оказывался окруженным резными настенными изображениями пальм с взиравшими на них двуликими херувимами (другие два лика – тельца и орла – не могли быть изображены на плоскости). Это вводило в некий райский пальмовый сад с населявшими его херувимами. Пальма – образ Девы Богородицы, а двуликий херувим – образ Христа, Сына Человеческого и Льва-Царя, Царя Иудейского. Царь и Человек, божественный Соломон, таинственный Жених пришел в «запертый сад» ( Песн. 4:12 ), который суть Пречистая Матерь Его. Там взирает Он на Пальму свою, Возлюбленную Невесту, Деву Пречистую. Что еще говорит святая Песнь Песней о Деве Богоотроковице, Христовой Богоневесте? Дщерь именитая Дева Богородица есть Дщерь именитая (7:2). О том поет святая Церковь : «Многоименитая Отроковице, радуйся, из Нея же Бог Слово родися» (Окт. гл. 3, втор., утр., кан. ко Госп., п. 4). И кто может изчести имена Пречистой? Вот имена Её: Мария Дева Приснодева Пречистая Пресвятая Пренепорочная Отроковица Богоотроковица Невеста Неневестная Богоневеста Богородица Богоматерь Божия Матерь Владычица Царица Небесная Предстательница Ходатаица Скоропослушница Избавительница Целительница Троеручица Одигитрия (Путеводительница) Блаженное чрево В родах Помощница Млекопитательница Взыскание погибших Всех скорбящих радость Нечаянная радость Умиление Умягчение злых сердец Споручница грешных Спорительница хлебов Тучная Гора Неопалимая Купина Благодатное небо Нерушимая Стена Экономисса Живоносный Источник Благая Вратарница Неувядаемый Цвет

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

— Протяни руку твою и возьми его за хвост. Со страхом и трепетом Моисей потянулся к змее и едва смог ухватить за скользкий длинный хвост. В тот же миг змея опять стала жезлом! — Это для того, чтобы поверили, что явился тебе Господь, — пояснил Голос. Второе знамение: рука Господь продолжал вещать из середины тернового куста: — Положи руку твою к себе за пазуху! Дрожащий, бледный Моисей засунул руку за пазуху. Вынул её и ещё больше затрясся от ужаса: кожа на его руке побелела и покрылась струпьями! Проказа! Страшная, неизлечимая болезнь! Господь решил наказать его? Но за что? Неужели за свои сомнения и страхи он теперь обречен на смерть?.. Голос спокойно продолжил: — Положи опять руку твою к себе за пазуху! Моисей повиновался. Когда он вновь вынул руку, кожа была чиста, как и прежде. Моисей с облегчением выдохнул. По воле Бога он был мгновенно исцелен от страшной болезни. — Если они не поверят тебе и не послушают голоса первого знамения, то поверят голосу знамения другого, — сказал Господь. — Если же не поверят и двум этим знамениям и не послушают голоса твоего, то возьми воды из реки и вылей на сушу. И вода, взятая из реки, сделается кровью на суше. «Я не достоин!» Очень внимательно слушал Моисей слова Бога. Но никак не мог он преодолеть смущения и страха: не справиться ему с заданием от Всевышнего! Не сможет! Не получится! Неужели Господь не мог выбрать кого-нибудь лучше, сильнее, достойнее его? — О, Господи! — взмолился Моисей. — Человек я не речистый. И таким был вчера, и позавчера… И сейчас, когда Ты со мной говоришь, я едва могу отвечать тебе. Я косноязычен! Что значит — «косноязычен»? Моисей от природы не умел красиво говорить, выступать, убеждать и очень этого стеснялся. Как он будет разговаривать с евреями? Какие слова найдёт, когда встанет перед фараоном? Но Голос отвечал: — Кто дал уста человеку? Кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? Не Я ли, Господь? Итак, пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить. Получается, Господь всё управит, всё сделает за него, везде поможет. И немого сделает сладкоголосым, и слепого — зрячим, и окажется рядом в трудную минуту. Но… зачем тогда Богу нужен именно Моисей? Любой человек может оказаться перед фараоном, любой еврей с Божией помощью выведет народ из плена!

http://foma.ru/neopalimaja-kupina-chudo-...

Споры о том, что послужило причиной московского пожара в 1812 году, не утихают и сегодня. Обезбоженному сознанию французов требовалось найти земную прозаическую причину, которая легко объяснила бы столь необычное событие. И тогда и позже они говорили, будто Москву велел зажечь ее генерал-губернатор граф Ф.В.Ростопчин. Действительно, в письмах и высказываниях той поры этого яркого, много больше иных просвещенного человека постоянно присутствует мысль: Москва не достанется врагу. В свою очередь русские люди, потрясенные бесчинствами «новых вандалов», часто обвиняли последних также и в поджоге старой своей столицы. Огонь появился в городе сразу, за считанные часы по его оставлении. Известия об этом тревожили Бонапарта и ночью накануне, и потом, когда он собирался торжественно вступить в Кремль. Что бы ни зажгло Москву: неосторожность наполеоновских солдат, разводивших бивачные костры вблизи деревянных строений, действия каких-то неизвестных (Ростопчиным оставленных?) поджигателей, другие, вполне возможные в тех условиях необычные обстоятельства, бедствие не грозило сперва стать всеобщим. Даже лишенные необходимого в таком деле снаряжения (вместе со всеми городскими службами Ростопчин удалил из Москвы пожарную команду), французы поначалу не без успеха сдерживали пламя, охватившее в том числе огромные дома, местами целые кварталы. Но разве человеческие усилия, человеческая немощь могли потушить или раздуть эти упавшие на Москву первые искры Суда Неземного? «Тут нет ни русских, ни французов, - говорил Сергей Глинка, прозревая подлинное положение вещей, - тут огонь Небесный» [xi] . В далекие времена Ветхого Завета Пророку Моисею было в пустыне горы Синая чудное видение: И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пройду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, Господи! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, где ты стоишь, есть земля святая (Исход. 3, 2-5) . Издавна по учению Святых Отцов православные россияне исповедовали Богооткровенную истину: Неопалимая Купина, Терновый Куст, увиденный Пророком, есть образ и воплощение Пренепорочной Девы Марии, заступницы и печальницы Русской земли. Той «Честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим», Чей Покров: благодатный, спасительный пребывает над Русью, над Москвой. Той, Которая утешает в недугах и скорбях души всех праведно страдающих, Чье целительное участие неизменно в судьбе страны, посвятившей себя Ее Всеблагому Сыну.

http://ruskline.ru/analitika/2015/10/17/...

То есть узнает муж жену и жена мужа и, конечно, дети родителей, но муж жену не по этим земным влечениям узнает, а по любви, которая их в этом мире и соединила. Рождение и брак связаны с этим миром. На том свете люди не женятся и не выходят замуж, но подобны ангелам. То есть узнает муж жену и жена мужа и, конечно, дети родителей, но муж жену не по этим земным влечениям узнает, а по любви, которая их в этом мире и соединила. Саддукеи не верили в ангелов. А Христос, говоря с ними, говорит и об ангелах, хотя они Его об этом и не спрашивали. Помните, когда Моисей, сбежав из Египта, пас стадо своего тестя, он увидел купину, которая горела, но не сгорала, и подошел посмотреть, что это. И Господь обратился к нему из огня и сказал: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх. 3, 5–6). В этом смысле Бог Моисея утешил: народ еврейский не погибнет в египетском рабстве, он горит, как в огне, но не сгорит. И еще чудо неопалимой купины — символ, знак Святой Богородицы, Которая приняла Сына Божиего и родила, символ того, что Она — Купина, Которая не сгорела от огня Божиего. Нужно иметь в виду: Бог — Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Бога не называют Богом миллионов, но Богом каждого из них, в каждом поколении — целого человечества: в одном поколении — Богом святого Авраама, в другом — Богом святого Исаака, в третьем — Богом святого Иакова. Будем же стараться, братья и сестры, чтобы Бога можно было назвать и Богом нашим, потому что мы — Его искренние сыны и дочери. Да благословит вас Бог! скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии АлександрГ. 26 марта 2017, 11:42 Рационализм саддукеев, проявился и в учении манихеев, противопоставлявших естествознание, Вере в Господа. Так, что современное противопоставление науки и Веры, это всего-лишь отголосок споров, отгремевших в далеком прошлом. Исторически, Вера в Господа, в те далекие времена выиграла этот спор. Уверен, что так произойдет и в этот раз. С Постом, всех. Радостно.

http://pravoslavie.ru/99541.html

Хотя и неправильна мысль католического догмата о свободе Богоматери от первородного греха в силу особого акта благодати Божией, но будет совершенно правильно принять здесь действие благодати Божией, в совершенно исключительной степени, единственной и непревосходимой для человека. Ведь если пр. Иеремия, а затем и Предтеча Иоанн были освящены Духом Св. еще в утробе матери своей, разве осталось это без последствия во всей жизни их, и разве не облегчена была через это борьба с силою греха? А в отношении к Благодатной, которая была облагодатствована уже при самом зачатии Своем, как и при рождении, разве не действовала все время охраняющая, предваряющая и освящающая благодать Св. Духа, чтобы обессилить «иной закон, действующий в членах» и увенчать полной победой Ее подвиг, Ее борение? Само собой разумеется, что эта личная безгрешность и не осуществима только человеческими силами без благодати Божией. Однако и эта последняя осуществляет ее не механически, но при участии, усилиями, подвигом самого человека, и во грехе сохранившего софийность своего существа, и благородство своего происхождения, и высокое свое предназначение. В этом и только в этом смысле можно и должно говорить, что Пречистая особою благодатью Божиею была охранена от всякого греха, притом совершаемого не только делом, но и помышлением: никакое греховное приражение, никакая греховная похоть, по благодати Божией, восполняющей Ее собственный подвиг, не коснулись Ее пренепорочной души. Она доступна была искушениям лишь как испытаниям по немощи Ее человеческого естества, но не как соблазнам, входящим внутрь и своим ядом отравляющим сердце и пятнающим его. Ее отношение к искушениям совершенно подобно таковому же Ее Божественного Сына, в Котором «мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» ( Евр. 4,15 ), Который «Сам претерпел, быв искушен, может и искушаемым помочь» (3,18). Посему Господь в пустыне, в силу этой немощи, человеческого естества, принятой Им из любви к человеческому роду, после сорокадневного поста «последок взалкал» ( Мф. 4,2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

«Шаг в сторону от любви к миру сему» И далее мы читаем: «И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает» ( Исх. 3: 2 ). Выражение из синодального перевода: «в пламени огня» представляется слишком неопределенным, наподобие словосочетания «масло масленое». Правильнее перевести: из сердцевины огня. А «терновый куст», с одной стороны, указывает на материал, наиболее податливый огню, с другой же стороны, указывает на самое малозаметное дерево местной флоры, неудобное и корявое. Именно так и воспринимаются дети Божии в этом мире. Сказано: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» ( 1 Кор. 1: 26 –28). Климент Александрийский христоцентрично воспринял видение Неопалимой Купины, покрытой колючками терния: Как Логос явился в терновом кусте, так и потом, в терновом венке, показал: это – дела того же Божественного всемогущества «Когда всемогущий Господь вселенной предпринял через посредство Логоса издание Закона и восхотел явить перед Моисеем Свое могущество, является тому Божественное видение в форме света в горящем терновом кусте. Терновый куст есть растение колючее; и когда Логос закончил законодательство и жизнь среди людей, таинственным образом Он опять увенчивается терновым венцом. Возвращаясь туда, откуда пришел, окончил Он дело Своего древнего прихода. Как прежде Логос явился в терновом кусте, так и потом, схваченный, Он в терновом венке показал, что все это – дела одного и того же Божественного всемогущества, что Он есть единый Сын единого Отца, начало и конец мирового времени» 2 . Литургическое богословие созерцает в Неопалимой Купине и Саму Пресвятую Деву Марию, Которая приняла в Себя неопально Того, о Ком сказано: «О, если бы Ты расторг небеса и сошел! горы растаяли бы от лица Твоего, как от плавящего огня…» ( Ис. 64: 1 –2).

http://pravoslavie.ru/98006.html

Штундист. Вы тут открываете нам новость; говорите, что Крест – Божий, а потому он и свят. Странно – ведь мы все Божии, творения Его и весь мир сотворён Им и есть собственность Его. Как же это так по вашему выходит, что Крест только Божий? Мы думаем, что тут просто вы уже заговорились. Миссионер. Нет, не заговорился. Хорошо я знаю, что говорю. Нужно, чтобы и вы это признали, и думаю, что согласитесь и вы со мною, вот только выслушайте дальше моё рассуждение. Вот как это выходит, что Крест есть Божий. Его собственность. Есть места – особенно Божии и время – особенно Божие. Например, места: Вефиль, Неопалимая Купина, Синай гора, Фавор гора, – эти места, представляют часть земли, которая – вся Божия, – особенно Божии, потому что они освящены особенным явлением Бога, избраны для проявления особенного милосердия или чуда на них народу. Жезл Моисея, жезл Аарона – вещи столь простые и обыкновенные, или вот Ковчег Завета ( 1Цар. 5:2–8 ) – чудодейственный ящик, построенный из дерева и обложенный золотом, между тем они особенно и по преимуществу – Божии, потому что Бог через них чудодествовал и проявлял Себя миру, хотя Он везде действует, как Промыслитель, Вездесущий и всеобъемлющей. Время также – всё Божие, а суббота, по новозаветному, воскресение и другие праздники – по преимуществу Божии, потому что Господь избрал и Сам освятил их. Вода, елей – обыкновенные предметы природы; но Сам же Бог , между тем, говорит: «аще кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» ( Ин. 3:5 ). Без воды не может быть крещения, а, следовательно – не может быть и вечного спасения. Или вот Апостолы говорят Христу: «изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк. 6:13 ). Масло то было обыкновенное, но в руках Апостолов оно чудодействовало, потому что оно освящено было силою Божией. Понимаете ли, после этого, почему свят Крест? Потому что он особенно и по преимуществу Божий. На нём, пролита св. Кровь Его, к нему пригвождена была и на нём висела пречистая плоть Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

экскурс III). Преимущественно на основании 1Кор. 1,24 Христос обычно именуется в ней «Божия сила и Божия премудрость», однако и это правило не чуждо исключений, и притом очень важных: у двух древнейших писателей Премудростью, Софией, именуется не Вторая, но Третья Ипостась, Дух Святый, именно у св. Феофила Антиохийского 87 , Св. Иринея 88 , еп. Лионского. Ранее чем останавливаться на каком-либо собственном заключении, при всей спорности и неясности этого вопроса даже в святоотеческой письменности, мы должны искать истолкования этого места на основании самого же Слова Божия через сопоставление учения о Премудрости в книге Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса Сына Сирахова. Правда, обе книги являются неканоническими («девтероканоническими», по выражению католиков), но авторитет даже и неканонических книг, имеющихся в Библии , настолько велик, что это истол кование должно быть принято в первую очередь 89 . Итак, какое учение о Премудрости мы имеем, прежде всего, в книге Премудрости Соломона, представляющей собой как бы комментарий к Притчам, rл. VIII: 22–35 Книга Премудрости Соломоновой ( πανρετος,  θεα σοφα у греческих отцов,  σοφαΣαλομνος у александрийских) в учении о Премудрости частью отличается, частью приближается к соответствующему учению Притчей. Первое отличие состоит в том, что автор Премудрости говорит не только о Премудрости самой, но еще и о духе Премудрости:1:5– «святый дух Премудрости» (слав, п.: святый бо дух наказания), «человеколюбивый дух Премудрости» (1,7). (В след, стихе, по контексту в связи с учением о духе Премудрости, говорится еще и так: «Дух Господа наполняет вселенную и, как всеобъемлющий, знает всякое слово» 1,8.) В главе 7 продолжается это учение о духе Премудрости: «познал я все, и сокровенное, и явное, ибо научила меня Премудрость, художница всего ( γρ πντων τεχντης). Ибо в ней 90 есть дух тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, невредительный, благолюбивый, скорый, неудержимый, благодетельный, человеколюбивый, твердый, непоколебимый, спокойный, безначальный, всевидящий и проникающий все умные, чистые и тончайшие души» (7,22 – 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

г) «Тебе древле прообразующая купина в Синаи не опалися: Дево, огню присовокупльшися: Дева бо родила еси и Дева пребыла еси паче смысла, Мати Дево» «Некогда прообразовавшая Тебя, Дева, купина, объятая пламенем при Синае, не сгорала: ибо Ты, Матерь Дева, непостижимо для ума родила, будучи Девою, и осталась Девою» (гл. 5, нед. Утр. кан. Богор. п. 1, троп. 3). д) «Купина в Синаи проображаше Твое, Дево, преславное рождество: ибо огнем Божества не опалися, в ложеснах приимши Чистая» (гл. 2, Понед. повеч. п. 3, «и ныне»). е) «Купина и пламень сообразне совокупльшеся, и нетленна обоя явльшеся, Тя, Дево, ясно проявляют: ибо родила еси Бога, и девствуеши» (гл. 3, Субб. повеч. кан. п. 7, троп. 1). ж) «Прейде сень законная, благодати пришедши: якоже бо купина не сгараше опаляема, тако Дева родила еси и дева пребыла еси» «С пришествием благодати прошла тень закона Моисеева; ибо как горевшая купина не сгорала, так и Ты, Дева, родила и осталась Девою» (Богор. Догм. 2 гл.). з) «Тебе присно Деву истинную Богородицу вси славим, Юже прообразоваше Боговидцу Моисею неопально, Пречистая, купина, огню примесившися» «Все мы прославляем Тебя Пречистая, Приснодеву и истинную Богородицу, Которую прообразована Боговидцу Моисею горевшая огнём, но не сгоравшая купина» (Октоих гл. 4, Нед. Утр. кан. 2, п. 4, т. 3). и) «Уведехом Моисею купиною явленная, гряди странными уставы соделанная: яко бо спасеся огнь носящи, Дева светоносна рождши Благодетеля» «Показанное Моисею в купине мы познаём здесь дивным образом исполнившимся: ибо, как она огненосная, сохранилась и Дева, родившая светоносного Благодетеля» (2 кан. Богояв. п. 9, т. 1). i) «Яже о Тебе пророчествия исполнишася, Дево чистая: ов убо от пророк Тя прорече купину огнем жегому, яко Тебе обита огнь Божества, неопалима пребысть» «Исполнились бывшие о Тебе пророчества, Дева чистая: один из пророков назвал Тебя – пылавшею огнём купиною, ибо в Тебя вселился Божественный огнь и Ты осталась неопалимою» (Октоих гл. 5, М. веч. Богор. Догм.). к) «Явила есть купина, неопальна пребывши, приемши пламень, обрадованная Всепетая, на Тебе таинства преславное: по рождестве бо пребудеши, Чистая Приснодева»

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

е) «Образоваше купина тайну паче ума Твоего рождества, Дево всенепорочная: яко же бо она пребыла еси неопально огнь рождшая Христа Спаса...» (Ср. 4 седм. В. II. Утр. 2 кан., п. 8, Богор.). ж) «Купина в горе огненеопальная... яве предписа Тя, Богоневесто: Божественный бо невещественный в вещественнем чреве огнь неопально прияла еси» «Купина, пылавшая огнём на горе, ясно прообразовала Тебя, Богоневеста; ибо Ты неопалимо приняла Божественный невещественный огонь в вещественное чрево» (Рожд. Богор. кан. 1, п. 7, ирмос). з) «На Синайстей горе видя Тя в купине Моисей, неопально огнь Божества заченшую во чреве...» (Октоих гл. 3, п. 9, ирмос). и) «Купина Тя воображаше, Богородительнице: огнь бо носила еси воистинну непостоянный, пребывши неопальна...» (Октоих 1 гл., Ср. повеч. п. 1, троп. 1). i) «Купина иногда неопальная, всенепорочная, Твое воображаше чрево, ибо не опали Тя отнюд огнь Божества...» (1 гл. Вт. веч. п. 7, «слава»). к) «Дево всепетая, юже в Тебе тайну Моисей пророческима виде очима купину горящу и неопаляему: Божества бо огнь утробу Твою, Чистая, не опали...» (ibid. Понед. веч., на стих. Богор). По толкованию св. Григория Нисского , «сим научаемся таинству, явленному в Деве, от которой в рождении воссиявший человеческой жизни свет Божества сохранил воспламенённую купину несгораемой, так что и по рождению не увял стебель девства» (тв. ч. 1, стр. 265). И по объяснению бл. Феодорита, «тем, что купина горела и не сгорала, изображалось то, что Единородный, вочеловечившись и вселившись в девическую утробу, сохранит девство неприкосновенным» (тв. т. 1, стр. 105) 85 . И такое толкование встречается в церковных песнопениях. а) «Моисей уразуме в купине великое таинство рождества Твоего... Нетленная святая Дево...» (Субб. Акафиста; утро п. 8, троп. 2). б) «Образ чистого рождества Твоего огнепалимая купина показа неопальная». (1 гл. Вт. веч. п. 9, ирмос). в) «Сокровенно тайне являше Тя купину Моисей неопалимую, Богородице Владычице, вещественная бо Твоя ложесна не опалишася Божеством» (1 гл. Понед. повеч. кан. п. 5, троп. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010