И зачем только меня тащили-то сюда? Пожалуй, и нужно было кое о чем поговорить, и говорили, да видно не очень-то речи мои понравились. Ну, что Бог ни делает, все к лучшему. Надеюсь, что и на этот раз будет именно к лучшему…» В пересыльный лагерь на Попов остров владыка прибыл незадолго до Пасхи. Здесь нужно было дожидаться начала навигации, когда заключенных переправляли на Соловки. Здесь он встретил и великий праздник Пасхи. Вот как описывает это событие священник Павел Чехранов. «Кругом лес, колючая проволока, на высоких столбах будки… Людей нагнали в пункт видимо-невидимо. Вследствие весенней распутицы лесные разработки закончились. И более тысячи человек возвращались обратно в лагерь. А весь лагерь рассчитан на восемьсот человек. Клуб закрылся и переделан под жилое помещение с нарами. В прочих бараках проходы застроены нарами, двойные нары переделаны в тройные – в три этажа. Даже в привилегированном канцелярском бараке теперь двойные нары, и вместо шестидесяти человек стало там сто двадцать. Кипятку сплошь и рядом не отпускалось, так как все котлы занимались под обед и ужин. Приближалась Пасха. И как хотелось, хотя и в такой обстановке, совершить службу.«Как это так, – думал я, – даже и сейчас, когда просунуться поговорить через толпу затруднительно, как не пропеть " Христос воскресе!»в пасхальную ночь?.. " И я решил подготовить свою братию. Повел разговоры с благодушнейшим епископом Нектарием (Трезвинским), епископом Митро- фаном (Гриневым), епископом Рафаилом (Гумилевским) и епископом Гавриилом (Абалымовым). Последний и не подозревал, какая ему писанка готовится. Из прочей братии были оповещены отец Филумен и постоянный компаньон владыки Илариона (Троицкого) шахматист отец Аркадий Маракулин. Однако только архиепископ Иларион и епископ Нектарий согласились на пасхальную службу в незаконченной пекарне, где только одни просветы были прорублены, ни дверей, ни окон. Остальные порешили совершить службу в своем бараке, на третьей полке, под самым потолком, по соседству с помещением ротного начальства. Но я решился вне барака пропеть пасхальную службу, дабы хотя бы в эти минуты не слышать сквернословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Назарий Блинов 31 .01(13.02).1910–1921: Черкасская 1919–1921: Киевская, в. у. 1925–1928: Тобольская 1927–1928: Челябинская, в. у. Тобольская, паки Назарий Кириллов 08(21).03.1913–28.09(11.10).1917: Одесская 1920–1923: Курская 1925–19.06(02.07).1927: Курская, в. у. Нафанаил Троицкий 17(30).12.1912–1921: Архангельская 1921–1924: Харьковская 1927–1927: Воронежская, в. у. Нектарий Трезвинский 03(16).06.1924–1925: Велижская 1924–1925: Витебская (Полоцко-Витебская), в. у. 1926–19.02(04.03).1928: Яранская 1927–1928: Курская Кировская, в. у. Неофит Коробов 25 .04(08.05).1927–19.07(01.08).1929: Городецкая 19 .07(01.08).1929–08.1937: Ветлужская Неофит Следников 13(26).11.1914–16(29).10.1917: Прилукская 16(29).10.1917–1918: Старобельская 17(30).05.1918–1918: Харьковская, в. у. Нестор Анисимов 16(29).10.1916–1916: Камчатская 1916–1921: Камчатская, паки 1946–1948: Харбинская (заруб.) Нестор Сидорук 01(14).10.1945–09(22).10.1945: Уманская 09(22).10.1945–11(24).10.1945: Мукачевская и Ужгородская, в. у. 11(24).10.1945–21.05(03.06).1948: Мукачевская и Ужгородская Никандр Викторов 09(22).09.1946–1952: Цицикарская Никандр Феноменов 20 .03(02.04).1914–1921: Кировская 01 .1922–1923: Крутицкая 01 .1922–1923: Московская и Коломенская, в. у. 11 .1925–1927: Одесская 1927–18.02(03.03). 1933: Ташкентская Никанор Абрамович 03 .1942–: Чигиринская (укр.) Никанор Кудрявцев 1921–17(30).10.1923: Ногинская Никанор Пономарев 05(18).12.1922–1922: Осинская (обн.) 1922–19.01(01.02).1924: Свердловская (обн.) 19 .01(01.02).1924–1926: Ирбитская (обн.) 1927–: Ирбитская (обн.), паки Никита Делекторский 29 .04(12.05).1924–1924: Бугульминская 1926–03(16).09.1927: Орехово-Зуевская 03(16).09.1927–10(23).08.1928: Нижне-Тагильская Никита Прибытков 10(23).01.1924–1924: Кузнецкая 1924–1927(?): Рубцовская (?) 1927–04(17).01.1931: Бийская 25 .10(07.11).1934–08(21).05.1935: Малмыжская 09(22).05.1935–12.1937: Белевская Никита Стягов 06(19).12.1923–06(19).08.1936: Боровичская Никифор Асташевский 15(28).09.1924–17(30).04.1937: Новосибирская и Барнаульская

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В результате иерархические связи оппозиционного духовенства замыкались в пределах одной или двух–трех соседних епархий. Следы этих связей можно было наблюдать еще в середине 1940-х гг., когда в различных регионах продолжали существовать общины (в том числе легальные), представлявшие то или иное оппозиционное движение, название которого обычно восходило к имени возглавлявшего его епископа. В Тамбовской области это были «буевцы» – последователи архиеп. Козловского Алексия (Буя), в Кировской области – группы «викторовской» ориентации, которыми руководил в свое время еп. Ижевский и Воткинский Виктор (Островидов), в Чувашии – «нектарское» движение, названное, видимо, по имени еп. Яранского Нектария (Трезвинского), викария Вятской епархии, окормлявшего «непоминающих» центрального Поволжья 698 . Репрессии 1930-х гг. уничтожили предстоятелей оппозиционных епархий и значительную часть их духовенства. Иерархические связи внутри этих епархий и между ними были практически уничтожены. Сходный процесс происходил и в Патриаршей Церкви. В ходе репрессий к 1939 г. ее легальный епископат сократился до четырех человек 699 . В отсутствие епархиальных архиереев общины могли связываться с церковным центром напрямую, но на практике – особенно из отдаленных от Москвы областей – это было почти неосуществимо. Еще сложнее было поддерживать канонические связи в условиях церковного подполья, в котором после закрытия храмов оказались и оппозиционные, и лояльные Патриаршей Церкви группы. Если в первой половине 1930-х гг. эти связи еще могли существовать в пределах епархии (см. Часть 1, § 3), то к концу предвоенного десятилетия они ослабели окончательно. Нелегальная церковная жизнь вне зависимости от юрисдикции замкнулась в рамках местной общины или в лучшем случае – нескольких соседних общин. В конце концов, именно распад иерархической ткани Русской Церкви послужил исходной точкой общей деградации церковной жизни: сокращение епископата сделало невозможным правильное рукоположение священников, что в свою очередь имело следствием редукцию богослужения и исчезновение таинств.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В результате иерархические связи оппозиционного духовенства замыкались в пределах одной или двух-трех соседних епархий. Следы этих связей можно было наблюдать еще в середине 1940-х гг., когда в различных регионах продолжали существовать общины (в том числе легальные), представлявшие то или иное оппозиционное движение, название которого обычно восходило к имени возглавлявшего его епископа. В Тамбовской области это были “буевцы” – последователи архиепископа Козловского Алексия (Буя), в Кировской области – группы “викторовской” ориентации, которыми руководил в свое время епископ Ижевский и Воткинский Виктор (Островидов), в Чувашии – “нек­тар­ское” движение, названное, видимо, по имени епископа Яранского Нектария (Трезвинского), викария Вятской епархии, окормлявшего “непоминающих” центрального Поволжья 39 . Репрессии 1930-х гг. уничтожили предстоятелей оппозиционных епархий и значительную часть их духовенства. Иерархические связи внутри этих епархий и между ними были практически уничтожены. Сходный процесс происходил и в Патриаршей Церкви. В ходе репрессий к 1939 г. ее легальный епископат сократился до четырех человек 40 . В отсутствие епархиальных архиереев общины могли связываться с церковным центром напрямую, но на практике – особенно из отдаленных от Москвы областей – это было почти неосуществимо. Еще сложнее было поддерживать канонические связи в условиях церковного подполья, в котором после закрытия храмов оказались и оппозиционные, и лояльные Патриаршей Церкви группы. Если в первой половине 1930-х гг. эти связи еще могли существовать в пределах епархии 41 , то к концу предвоенного десятилетия они ослабели окончательно. Контакты в нелегальной церковной жизни вне зависимости от юрисдикции сократились в лучшем случае до нескольких соседних общин. В конце концов именно распад иерархической ткани Русской Церкви стал исходной точкой общей деградации церковной жизни: сокращение епископата сделало невозможным правильное рукоположение священников, что в свою очередь имело следствием редукцию богослужений и исчезновение таинств.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕКТАРИЙ Нектарий (Трезвинский), еп. Яранский. Фотография. Сер. 20-х гг. XX в. Нектарий (Трезвинский), еп. Яранский. Фотография. Сер. 20-х гг. XX в. (Трезвинский Нестор Константинович; 20.10.1889, с. Яцки Васильковского у. Киевской губ.- 8.09.1937, г. Гурьев Западно-Казахстанской обл. (ныне Атырау, Казахстан)), еп. Яранский. Род. в семье крестьянина, в 3 года взят на воспитание священником. В 1908 г. окончил Киевскую ДС, был послушником в мон-ре, затем прислуживал в церкви с. Яцки. Рукоположен во иерея. В 1911 г. поступил в КДА и в 1915 г. окончил ее со степенью кандидата богословия. В 1914 г. принял монашеский постриг с именем Нектарий в Киево-Печерской лавре . С осени 1915 по осень 1917 г. служил священником 1-го Туркестанского стрелкового полка. В нояб. 1917 г. приехал в Петроград, 9 дек. принят в число братии Александро-Невской лавры с возложением обязанностей чередного иеромонаха. 29 янв. 1918 г. назначен воспитателем певчих Митрополичьего хора, с 6 июня 1918 г. занимал должность библиотекаря мон-ря, с 23 янв. 1919 г. исполнял обязанности письмоводителя в канцелярии Духовного Собора лавры, 27 янв. 1919 г. также назначен уставщиком. 9 апр. 1919 г. указом Синода за «отлично-усердную службу» к Пасхе был награжден золотым наперсным крестом. 20 июня 1919 г. освобожден от канцелярской деятельности с назначением постоянным панихидным иеромонахом на лаврских кладбищах, но при этом оставлен уставщиком. В нач. 1920 г. также исполнял послушание зам. библиотекаря. В марте 1920 - сент. 1921 г. был настоятелем Екатерининского собора в Ямбурге, оставаясь при этом в братии лавры. Впервые арестован в 1919 г., вскоре освобожден. Вновь арестован 1 сент. 1921 г. в Ямбурге по обвинению в антисоветской агитации, заключен в петроградскую тюрьму «Кресты». 8 окт. 1921 г. приговорен Президиумом Петроградской ГубЧК к 1 году принудительных работ с содержанием под стражей. Отбывал срок во 2-м лагере принудительных работ при тюрьме «Кресты».

http://pravenc.ru/text/2564888.html

Нектарий (Трезвинский Нестор Константинович), еп. Яранский, вик. Вятской епархии Родился в семье священника с. Яцек Васильковского уезда. Пострижен в монашество. В 1917 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Возведен в сан архимандрита. С 1918 по 192O г. был архимандритом Александро-Невской Лавры. 3 июня 1924 года хиротонисан во епископа Велижского, вик. Полоцкой епархии. В 1924 году управлял Полоцкой епархией. С 1925 года – епископ Яранский, вик. Вятской епархии. Из обновленческого журнала “Вестник Св.Синода» известно, что в самый разгар обновленческого движения, в 1925 году, получив приглашение принять участие в подготовке собора, он выпустил по существу правильное, но по форме чрезвычайно резкое послание: «Богомерзкого обновленческого движения отрицаюся и анафематствую оное. Богомерзкий, разбойничий, т.н. собор 1923 года в Москве со всеми его постановлениями анафемствую со всеми примкнувшими к сему обновленческому соблазну обещаюсь не имети канонического общения. Православные вятичи! Волк в овечьей шкуре, обновленец архиепископ Иосиф обратился к верующим... Блюдите, православные, какое опасно ходите. Дние лукави суть»... В том же послании еп. Нектарий называет обновленческое духовенство безблагодатным, их таинство – не имеющими силы, евхаристию не совершающейся. (Остаются простые хлеб и вино). И призывает не ходить в обновленческий собор, а следовательно, и не участвовать в их съезде. Таким образом, в эти годы он остался верным Православной Церкви, но дальнейшие сведения о нем говорят не в его пользу. В 1927 или 1928 году он уволен на покой. 4 марта 1928 года отделился от митрополита Сергия. В октябре 1930 года упоминается как епископ, запрещенный в священнослужении. Несколько лет проживал в Казани, будучи удален от управления епархией. О нем известно, что он допускал большие бесчиния в церкви. Так, например, он, будучи в запрещении, рукоположил во диакона человека, женатого на вдове, причем посвятил насильно, взяв последнего за рукав, обвел три раза вокруг стола (дома) и прочитал молитву. Это было в 6 часов вечера.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Отец Иаков по прибытии в Казань в храмах не служил («В г. Казани... я бывал только в трех церквах... Лично сам нигде не служил, да и считал себя не вправе это делать впредь до получения благословения от епископа, которое я получил за день до моего ареста от епископа Афанасия [временно управляющий Казанской 31 августа 1930 года он вновь был вместе со своим сыном Николаем и проходил с ним по одному делу – «Дело членов Казанского филиала «Истинно-Православной Церкви». Казань, 1932 г.». По делу в июле-августе 1930 года (Журавский А.В. указывает июль – август 1931 были привлечены все оставшиеся в Казани преподаватели Казанской Духовной академии: профессор В.И. Несмелов , протоиерей Варваринской церкви Николай Петров (первый и последний ректор Богословского института), М.Н. Васильевский, Е.Я. Полянский, И.М. Покровский; епископ Чистопольский Иоасаф (Удалов), епископ Яранский Нектарий (Трезвинский), священники Николай Троицкий, Андрей Боголюбов, Николай Дягилев, Сергий Воронцов, Евлампий Едемский-Своеземцев; монахини закрытых казанских монастырей, Всего по этому делу было осуждено 33 человека (1) Несмелов Виктор Иванович, 2) Удалов Иоасаф/Иван/Иванович, 3) Трезвинский Нектарий Константинович, 4) Троицкий Николай Михайлович, 5) Петров Николай Васильевич, 6) Едемский-Своеземцев Евлампий Иванович, 7) Воронцов Сергей Николаевич, 8) Галахов Яков Яковлевич, 9) Гаврилов Александр Семенович, 10) Дягилев Николай Александрович, 11) Василевский Михаил Николаевич, 12) Полянский Евлампий Яковлевич, 13) Покровский Иван Михайлович , 14) Боголюбов Андрей Иванович, 15) Галахов Николай Яковлевич, 16) Титков Петр Ванифатьевич, 17) Люткин Александр Семенович, 18) Алексеева Ангелина Степановна, 19) Мануйлова Лидия Евгеньевна, 20) Кукарникова Агриппина Андреевна, 21) Стахеева Юлия Васильевна, 22) Волокитин Андрей Иванович, 23) Соколов Иван Николаевич, 24) Гирбасов Сергей Федорович, 25) Сурина Маргарита Петровна, 26) Терсинская Виталия Дмитриевна, 27) Терсинская Калерия Дмитриевна, 28) Соловьева Ангелина Федоровна, 29) Антипина Евгения Александровна, 30) Антипина Ольга Михайловна, 31) Соколова Галина Николаевна, 32) Степанова Елизавета Николаевна, 33) Сколозубов Александр 5 января 1932 года протоиерею Иакову Галахову было предъявлено обвинение по статьям 58–10, 58–11 Уголовного Кодекса РСФСР и особым совещанием коллегии ОГПУ ТАССР 5 января 1932 года приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В это время, когда духовные чада предупреждали отца Матфея об опасности, грозящей его жизни, из уст старца можно было услышать такие слова: «Что они мне сделают?! Я — монах. Лишат имущества?! Я уже заранее отрекся от него. Осудят на изгнание?! Я и без того не принадлежу миру и земле. Лишат жизни?! Для меня жизнь — только лишения и подвиг борьбы, страдания, и вовсе не наслаждение. И я уже и сам всю жизнь свою посвятил Богу. Словом — я монах! Что мне сделают?!». Утешитель и провидец К о. Матфею приходило множество людей, чтобы узнать истину и утвердиться в ней В это время к о. Матфею приходило множество людей, чтобы узнать истину и утвердиться в ней. Он часто говорил притчами, иносказательно, как будто о ком-то другом, и словно обращался к кому-то другому. Но пришедший понимал, к кому обращена эта речь. Так, весной 1925 года к старцу тайно пришел епископ Нектарий (Трезвинский), только что назначенный Святейшим Патриархом на Яранскую кафедру. Отец Матфей смиренно открыл дверь, взял благословение и, когда владыка молился перед иконами, вдруг запел: «Мученицы Твои, Господи, во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего…». Так скоро и точно преподобный дал ответ будущему священномученику на все приготовленные им по пути вопросы. Действительно, владыке было суждено пройти через весь ужас сталинских лагерей и принять мученическую кончину в сентябре 1937 года. За советом и помощью к нему шли жители разных губерний — Нижегородской, Костромской, Пермской, из Удмуртии, Татарии, из других мест. Сохранилось множество свидетельств о чудесах, совершенных старцем. Епископ Нектарий (Трезвинский) Как-то раз пришла к отцу Матфею женщина за советом и говорит: «Как мне лучше помолиться, чтобы умерла моя дочь? Она у меня калека, спереди и сзади — горбы. И похожа на лягушку. Помоги и помолись, батюшка, чтоб Господь ее прибрал, ведь у меня, кроме нее, еще трое». Со скорбью в сердце выслушал старец слова матери. Долго молчал, ожидая, видимо, ее раскаяния в содеянном, а потом сказал: «Молодушка, девочку эту не избывай — это будет ваш поилец и кормилец». Вот так немногословно предсказал отец Матфей дальнейшую судьбу ребенка и его родителей. В скором времени после посещения горбы у девочки стали расправляться, ребенок рос и укреплялся, и в дальнейшем действительно случилось так, что ему своих родителей пришлось докармливать и допаивать до смерти и с честью схоронить.

http://pravoslavie.ru/103850.html

Кипятку сплошь и рядом не отпускалось, так как котлы под обед и ужин занимались. Шла Пасха. И как хотелось, хотя и в такой затруднительной обстановке, совершить молитвенный обряд. «Как это так! – думал я, – пусть даже и сейчас, когда просунуться поговорить через толпу затруднительно, как не пропеть «Христос воскресе!» в пасхальную ночь!..» И я решил подготовить свою братию. Повел разговоры с благодушнейшим епископом Нектарием (Трезвинским), епископом Митрофаном (Гришиным), епископом Рафаилом (Гумилевым) и епископом Гавриилом (Абалниковым). Последний и не подозревал, какая ему писанка готовится. Из прочей братии оповещены были отец Филонен, шахматист, постоянный компаньон владыки Илариона, отец Аркадий Маракулин. Однако приглашенные разбились на две группы. Только архиепископ Иларион и епископ Нектарий Нектарий (Трезвинский) – епископ Яранский, викарий Вятской епархии. Выступал категорически против подчинения Церкви светской власти. После выхода в июле 1927 года «Декларации» митрополита Сергия (Страгородского) с ее демонстративно лояльным отношением к советской власти разорвал общение с ним. Неоднократно подвергался арестам, расстрелян в сентябре 1937 года. согласились на пасхальную службу в далеко незаконченной пекарне, где только одни просветы были прорублены, ни дверей, ни окон. Остальное епископство порешило совершить службу в своем бараке, на третьей полке, под самым потолком, по соседству с помещением ротного начальства. Но я решился пропеть пасхальную службу вне барака, дабы хотя бы в эти минуты не слышать мата. Сговорились. Епископ Нектарий (Трезвинский) Настала Великая Суббота. Арестантский двор и бараки, как сельди, были наполнены прибывавшими из лесозаготовок. Но нас постигло новое испытание. Последовало распоряжение коменданта ротным командирам не допускать и намеков на церковную службу, и с восьми часов вечера не пускать из других рот. С печалью сообщили мне епископы Митрофан и Гавриил это распоряжение. Однако я своему «причту» настаивал: все же попытаемся в пекарне совершить службу. Епископ Нектарий сразу согласился, а архиепископ Иларион нехотя.

http://foma.ru/vot-tak-vstrechali-pashu-...

Наседка Иван, священник 178, 179, 197, 198 Наталья Кирилловна Нарышкина, царица 212, 213, 216 Наумов А. 275 Наумов 416 Нафанаил, епископ 476, 491 Неаронов, свящ. 396 Невский Александр, князь 31, 43, 48, 129, 134 Нектарий, патриарх 187, 189 Нектарий Трезвинский, епископ 435, 496 Нектарий Оптинский 494 Нектарий, епископ 434 Нектария (Наталья Шереметева) 330 Неофит Докучаев-Платонов, еп. 371 Неофит, иеромонах 347 Неронов Иван, протопоп 182, 183, 186, 198, 200, 202, 203, 205 Нестор,преп.,летописец 3, 97, 99, 103, 116, 314 Нестор Анисимов , митроп. 445 Нестор, архиеп. 452, 468, 473 Нестор, еп. 30 Нестор, священник 136 Нечаев П. , магистр богословия 317 Нечаев С. 279 Никандр Викторов, архиеп. 445 Никандр Феноменов, архиеп. 407, 410 Никандр, епископ 381 Никанор, митроп. 280 Никанор Бровкович , архиеп. 282, 341 Никита, архиеп. 216 Никита, епископ 87, 127 Никита, преп. 98, 101 Никита Пустосвят, поп 198, 204, 205 Никитин Афанасий 121 Никифор, митроп. 87, 119 Никифор, священник 226 Никифор, архидиакон 241, 242 Никодим Кононов , епископ 337 Никодим Линкевич, архим. 370, 371 Никодим Ротов, митроп. 443, 456 Никодим, преп. 100 Никодим, архим. 318 Никодим, старец 349 Никола Давидович, князь 127 Никола Печерский, преп. 98 Никола Святоша, преп. 126 Николай I, папа 8 Николай, митроп. 157, 364 Николай Еремин, митроп. 453 Николай Зиоров , архиеп. 285 Николай Касаткин , архиеп., св. 282, 369 Николай Оно, епископ 455 Николай Ярушевич , митроп. 420, 433, 441,464,481,482 Николай I, Император 279, 283, 290, 292, 293, 322, 326, 334, 340, 341, 343, 344, 349, 350, 361, 366, 371 Николай Николаевич, вел. князь 326 Николай II Александрович, Император 283, 284, 288, 292, 293, 352, 376, 399, 400, 470, 495 Николай 153 Никольский Н. , проф. 5, 317 Никон, патриарх 4, 14, 156, 182, 183, 184, 185, 186, 187, 188, 189, 190, 191, 192, 193, 194, 195, 196, 198, 199, 200, 201, 202, 203, 204, 205, 208, 209, 210, 211, 213, 216, 218, 220, 221, 222, 226, 235, 254, 255, 256, 260, 331 Никон Оптинский , старец 336 Никон, преп. 98, 103, 106

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010