По отношению к человеку такие слова не только служат оценкой уже достигнутых или возможных результатов чьих-либо поступков и действий, но также используются для описания внутреннего состояния. Причем в последнем случае речь может идти и о готовности или стремлении совершить З., и об угнетенности, страдании, т. е. переживании З. Так может быть выражено суждение одного человека о действиях другого, напр. в словах Давида: «Теперь наделает нам зла Савей, сын Бихри, больше, нежели Авессалом» (2 Цар 20. 6); или, чаще, оценка поступков и настроений людей в глазах Бога: «И увидел Господь [Бог], что велико развращение (  ) человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло (  ) во всякое время» (Быт 6. 5); «ты скоро погибнешь за злые дела твои (     - букв. зло дел твоих), за то, что ты оставил Меня» (Втор 28. 20); «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих» (Ис 1. 16; ср.: Иер 4. 4; 21. 12; 23. 2, 22; 26. 3; Ос 9. 15; Пс 27. 4). Старший брат Давида Елиав, желая показать, что неверный, по его мнению, поступок брата сознателен и вызван его дурными намерениями, говорит: «Зачем ты сюда пришел и на кого оставил немногих овец тех в пустыне? Я знаю высокомерие твое и дурное сердце твое (     - букв. зло сердца твоего), ты пришел посмотреть на сражение» (1 Цар 17. 28). Но теми же словами описывается и состояние, вызванное внешними, не зависящими от человека причинами. В таких случаях З. называется уже не заключенная в человеке причина его неверных или вредных поступков, но переживаемое им угнетенное или подавленное состояние: «Что снимающий с себя одежду в холодный день, что уксус на рану, то поющий песни печальному сердцу (  )» (Притч 25. 20); «Дай ему [взаймы...], и когда будешь давать ему, не должно скорбеть (  ) сердце твое…» (Втор 15. 10); «И сказал ей Елкана, муж ее: Анна!.. что ты плачешь и почему не ешь, и отчего скорбит (  ) сердце твое?» (1 Цар 1. 8); «...тогда мне было весьма неприятно (    ), и я выбросил все домашние вещи Товиины вон из комнаты...» (Неем 13. 8).

http://pravenc.ru/text/199913.html

Во всех 3 городах существовала многочисленная иудейская диаспора ( Philo. Leg. all. 245; см.: Bruce. 1984. P. 4-8; Schürer . 1987. Vol. 3. P. 17-36; Trebilco. 1991; DeMaris. 1994. P. 123-125). Еще в кон. III в. до Р. Х., как сообщает Иосиф Флавий, Антиох III Великий расселил 2 тыс. иудейских семей в Лидии и во Фригии ( Ios. Flav. Antiq. XII 3. 4 (147-153)). В сер. II в. до Р. Х. рим. сенат отправил ряд посланий в М. Азию, содержание к-рых свидетельствует о росте иудейского населения этой области (Ibid. XIV 10. 1-26 (185-267); XVI 6. 1-8 (160-178)). Сохранились даже эпиграфические свидетельства существования иудейской общины (κατοικα) в Иераполе (CIJ. 2. 775), относящиеся к нач. II в. до Р. Х. ( Hemer. 1986. P. 183). О том же свидетельствует попытка римских властей конфисковать золото, собранное иудеями М. Азии в качестве храмового налога в 62 г. до Р. Х. В связи с этими событиями Цицерон в судебной речи 59 г. до Р. Х. в защиту Луция Валерия Флакка сообщает о более чем 8 кг золота, собранного иудеями в качестве налога на храм и задержанного римскими властями в Лаодикии ( Cicero. Flac. 28). По разным оценкам, это предполагает, что по 2 драхмы (полшекеля) заплатили от 7,5 до 14 тыс. мужчин (ср.: Исх 30. 13-16; Неем 10. 32-33; см.: Lightfoot. 1879. P. 20-21; Bruce. The Epistles. 1984. P. 10; Lohse. 1968. S. 37; Trebilco. 1991. P. 13-14; Dunn. 1996. P. 21). Поскольку в это время Лаодикия была наиболее важным городом долины Ликоса, то число указывает на иудейское население не только этого города, но и Колосс с Иераполем. Также возможно, что налог собирался за неск. лет ( Trebilco. 1991. P. 14), но даже в этом случае иудейское население Колосс в ранний период должно было составлять 2-3 тыс. чел. Паломники из Азии и Фригии, пришедшие в Иерусалим на праздник Пятидесятницы, упомянуты в Деян 2. 9-10. По свидетельству Евсевия Кесарийского, в Иераполе поселился ап. от 70 Филипп с дочерьми ( Euseb. Hist. eccl. III 31. 2-5; см.: Bruce. The Epistles. 1984. P. 16). Христианская община в Колоссах. Адресаты К. П.

http://pravenc.ru/text/1841792.html

Представляется необходимым для понимания важности поста рассмотреть, сколь часто в Ветхом Завете рассказывается о святых праведных людях, которые все важные моменты своей жизни предваряли постами. «Моисей вступил в средину облака и взошел на гору: и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей» ( Исх. 24,18 ). «И пробыл там Моисей пред Господом сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил» ( Исх. 34,28 ). " И взошли все сыны Израилевы и весь народ... и пришли в дом Божий (Вефиль): и... плакали там пред Господом, и постились в тот день даже до вечера " ( Суд. 20,26 ). «И собрались в Массифу, и черпали воду и проливали пред Господом на землю: и постились в тот день, и говорили: согрешили мы пред Господом» ( 1Цар. 7,6 ). «И взяли кости их (Саула и сынов его), и погребли их под дубом в Иависе, и постились семь дней» ( 1Цар. 31,13 ). «Клялся Давид говоря: то и то да сотворит: со мною Бог , ... если я до захождения солнца вкушу хлеба или чего-нибудь ( 2Цар. 3, 35 ). «И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись, провел ночь, лежа на земле» ( 2Цар. 12,16 ). Пророк Илия, идя к горе Божией Хорив, постился сорок дней и сорок нощей ( 3Цар. 19,8 ). «И убоялся Иосафат, и обратил лице свое взыскать Господа, и объявил пост во всей Иудее» ( 2Пар. 20, 3 ). «И объявил я там пост юношам пред Господом Богом нашим, чтоб испросить от Бога благополучного пути нам и спутникам нашим и детям нашим, и скоту» ( 2Ездр.8:49–50 ). «Как услышал я эти слова, сел, и плакал, и печален был много дней, и постился и молился пред ликом Бога Небесного» ( Неем. 1,4 ). И с великим усердием возопили к Богу все мужи Израиля, и смирили души свои в посте и молитвах... «И Господь услышал голос их, и призрел на скорбь их: ... во всей Иудее и Иерусалиме народ много дней постился пред святилищем Господа Вседержителя» ( Иудиф. 4,13 ). Иудифь «возложила на чресла свои вретище... Она постилась все дни вдовства своего» ( Иудиф. 8,5–6 ). Есфирь заповедала иудеям: «Поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью. И я с служанками моими буду также поститься» ( Есф. 4,16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Кроме того, 2-й храм не раз был попираем и оскверняем язычниками ( 2Мак.6:4 ). Все это сделало то, что народ потерял ко храму почти всякое благоговение. Место храма заменяет для него синагога и закон, который чем ни больше возвышался в народном сознании, тем более закрывал храм как бы тенью своею. – Кроме храма великими опорами в жизни народа были его теократические органы – пророк, царь и первосвященник. Но после плена и они утратили свое прежнее значение. Дух пророческий прекратился, с отшествием из мира пророка Малахии. В тоскливом чувстве пророк верный только ждался в неопределённом будущем (ср. 1Мак.4:46, 9:27, 14:41 ). Царя у народа Израильского, после плена не жившего самостоятельной жизнью, вовсе не было. Наместник Иудеи, со времени неизвестно как исчезнувшего Зоровавеля, не имел почти никакого значения для внутренней жизни. Возвышение Маккавеев было кратковременно и кончилось печальным финалом. Оставался один первосвященник, силою обстоятельств выдвигавшийся на первый план. Но и он не мог дать народу твердого залога исполнения его надежд. Прежде всего, во время почти общего увлечения законом, первосвященник оказался не на стороне законников (ср. Неем.13:28–29 ). Со времени же Маккавеев первосвященство было не законно отнято у садокитов и присвоено себе Маккавеями. И это было в то время, когда закон получил полную силу в жизни! Насколько сильно то обстоятельство роняло первосвященника в глазах всего народа, об этом свидетельствует открытые протесты и борьба со стороны фарисеев против Маккавейских первосвященников. Об этом уже была речь. По сознанию народа, первосвященники были уже лишены прежней милости Божией. По свидетельству Иосифа Флавия 17 , лет за 200 до написания его книги, значит, века за два до Р.Х., драгоценные камни первосвященнического наперсника уже не издавали блеска. В этом сказании ясно выражается горькое чувство, что слава, как бы святость первосвященника уже померкла; тем более, он не имел ни урима, ни туммима. Словом, все прежние земные опоры жизни были или уничтожены, или потеряли свой прежний авторитет и значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Когда этот закон применим к дереву и виноградной лозе. Как одновременно применять законы Орла, Килаим, Терумот и проч. Биккурим (   - Первые плоды урожая). Текст с учетом Втор 26. 1 слл.; Исх 23. 19 сообщает о том, кто и из чего приносит первые плоды и начиная с какого времени, в чем совпадают первые плоды, пожертвования и 2-е десятины и какое между ними различие; как первые плоды доставляются в Иерусалим. «Седер Моэд» (Назначенное время) Содержит 12 трактатов. Шаббат (   - Суббота). Лапидарные предписания о субботе, к-рые содержатся в Пятикнижии (Исх 20. 8-11; 23. 12; 31. 12-17; 34. 21; 35. 2-3; Лев 19. 3; 23. 3, 26; Втор 5. 12-15), в этом тексте разработаны до мельчайших деталей. Отчасти они выводятся из того факта, что в Исх 35 заповедь о субботнем покое соединяется с предписаниями о строительстве святилища. Далее говорится о занятиях, разрешенных в субботу, и приводится перечень 39 главных видов запрещенной работы. Эрувин (   - Смешивания). В трактате даны предписания о том, как можно обойти некоторые субботние ограничения, напр. устроив запас пищи в конце субботнего пути (2 тыс. локтей): человек основывает «место проживания», от него отсчитывается дальнейший субботний путь, который разрешается пройти (ср.: Исх 16. 29-30). Также фиктивное «смешивание» индивидуальных дворов, достигаемое приготовлением общей для всех хозяев еды, делает допустимым перенос вещей из одного частного пространства в другое. Песахим (   - Пасхальные ягнята). На основе библейских текстов (Исх 12. 1-28, 39, 43-50; 13. 3-10; 23. 15, 18; 34. 18, 25; Лев 23. 5-8; Числ 28. 17-25; Втор 16. 1-8) составлено предписание о приготовлении к празднованию пасхи: об удалении квасного, о приготовлении пресного хлеба (мацы), горьких трав. Перечисление видов работы, разрешенных в день подготовки; забой пасхального ягненка и его приготовление; кому разрешается есть этого ягненка. Порядок пасхальной трапезы. Перенесенная пасха (Числ 9. 1-14). Шекалим (   - Полшекеля на храм) (Исх 30. 11-16; Неем 10. 33). О храмовом налоге в период Второго храма.

http://pravenc.ru/text/2563848.html

Лицемерие было самой характерной чертой этих приживал: «…Сотрапезники, вообще, назывались «паразитами», но в этом слове сначала не было ничего укоризненного, как впоследствии. После паразитами стали называться дармоеды, шуты, приживальщики, приходившие к богатым обедать иногда без зова, сделавшие искусством житье за чужой счет. Паразиты приноравливались к нравам и привычкам своих патронов. Паразит Филиппа Македонского завязывал свой здоровый глаз, выходя с царем, у которого был завязан потерянный глаз; хромал, когда Филипп хромал – он был ранен в ногу. Паразит Александра Македонского не упустил заметить на жалобы Александра, что ему надоедают мухи: «Муха, напившаяся твоей крови, победит прочих мух…Паразит был жалкое создание в доме богача. За ним присматривал распорядитель стола – амфитрион, наблюдал, достаточно ли он лестью платит за съедаемые кушанья, заслуживает ли он быть приглашенным после. Иногда над таким паразитом шутили, трунили, делали его посмешищем всех, иногда били, и…кормили в награду за оскорбление» (Андреев В. Классический мир – Греция и Рим. Указ. соч. С. 104, 286).     Никифор, архимандрит. Библейская энциклопедия. М., 1990. Репринт, 1891. С. 592-593. « В Израиле в рабство попадали люди, захваченные в военных действиях (Втор. 20, 10-18)… Если в рабство по особой нужде продавался израильтянин (Исх. 21, 4, 6), то после 6-ти лет он выходил на волю (Исх. 21, 2) с выплатой положенной мзды (Втор. 15, 13), но только в случае, если он не желал добровольно остаться в семействе, которому принадлежал. Закон защищал и рабынь (Исх. 21, 7-11; Лев. 19, 20-22)…Иногда происходили нарушения закона об освобождении рабов (Иер. 34, 8), известны случаи выкупа рабов во время плена (Неем. 5, 8). В качестве домочадцев рабы могли принимать участие в религиозных праздниках (Втор. 12, 18), и через обрезание (Быт. 17, 12) принимались в общину» (Die Religion in Geschichte und Gegenwart. Auflage 3. Band 6. Tuebingen, 1986. S. 101).     «Новый Завет отражает современные ему воззрения на рабство, например, в притчах (Мф. 18, 23-35; 25, 14-30; Лк. 12, 35-48) и нормах поведения (Лк. 17, 7-10). Терминами, заимствованными из рабовладения и захвата пленных? Павел описывает необходимость избавления человека и домостроительства спасения (напр., Рим. 6, 15-23). Одновременно он уравнивает состояние свободного человека и раба – через крещение оба становятся одно во Христе (Гал. 3, 28), и, ожидая близкое пришествие Спасителя (парусию), призывает новообращенных из рабов оставаться в своем звании и подчиняться своим господам теперь уже по религиозным мотивам, господ обязывает относиться к рабам умеренно и по-братски (1. Кор. 7, 20-24)…Таким образом, он стремится не преодолеть рабство, а сделать его более гуманным» (Lexikon fuer Theologie und Kirche. Band 9. Freiburg – Basel – Rom – Wien, 2000. S. 656-657).

http://pravoslavie.ru/36741.html

Др. важнейшим жанром псалмов является восхваление Бога: Господь живет «среди славословий Израиля» (Пс 21. 4), воспеваются в гимнах Его действия (ср. Пс 32). Предметом восхвалений являются действия Бога в творении (Пс 103; 138; 147) и истории (Пс 134; 135), восхваления вызваны ожиданием и предвкушением Царства Божия (Пс 46; 92; 95; 98), присутствием Господа в храме и граде Божием (Пс 45; 47; 75; 83; 86). Но были псалмы-плачи и молитвы, оставшиеся неуслышанными, и тогда молящийся должен был призывать Бога часто и долго (1 Цар 7. 8; Пс 54. 18; 91. 3; Неем 1. 6). С песнями благодарения (напр., Пс 29; 65. 13 и сл.; 115; 137) во время культовых действий, совершавшимися в семье или общине (ср.: Пс 29. 5; 31. 11; 33. 4), часто соединялись жертвоприношения (  ) во исполнение обета, когда несчастье уже миновало (Пс 21. 26; 55. 13; 66. 13-15; Иона 2. 10). Священные места и предметы Определяющей для В. б. всегда оставалась вера в то, что богослужение Яхве должно совершаться в определенных местах, где Он открывал Себя (см. Богоявление ), но только в пределах данной Им Израилю земли (Быт 4. 14; 1 Цар 26. 19), и что Господь «живет» на небесах (Быт 11. 5; 18. 21; 21. 17; 22. 11; 28. 12; Исх 19. 11, 18, 20) и везде слышит молитву верующих в Него (Быт 24. 12; Суд 16. 28; 1 Цар 27. 1 слл.). В период патриархов Яхве являл Себя в местах, ставших затем ханаанейскими святилищами (Быт 12. 7 (Сихем) , Быт 13. 18 (Хеврон) , Быт 26. 23 слл. (Вирсавия) , Быт 28. 10 слл. (Вефиль), Быт 32. 2-3 (Маханаим) и др.). В Египте единого места для богослужения у евреев, по-видимому, не было (ср.: Ам 5. 25-26), а со времени путешествия Израиля по пустыне священными местами стали гора Синай (Исх 3. 1 слл.) и источник Мишпат (Кадес). После захвата евреями Ханаана языческие капища были превращены сначала в племенные святилища Израиля ( Силом , Мицпа и др.), в более позднее время - в царские святилища. Однако в ветхозаветной традиции авторитет Синайского Богоявления никогда не ставился под сомнение. Эти святилища исчезли с установлением централизованного иерусалимского богослужения.

http://pravenc.ru/text/158292.html

Отчего всякое нарушение заповедей Божиих есть оскорбление имени Его, если имя Божие есть только человеческое слово 24 ? Если имя Божие благо ( Пс.53:8 ), вечно ( Пс.134:13 ; Ис.63:12 ), «превышает всякое славословие и хвалу» ( Неем.9:5 ), велико 25 и страшно ( Пс.98:3; 110:9 ), так что и народы должны бояться его ( Ис.64:1–2 ; Втор.28:58 ), то потому только, что оно божественно: «Ты велик и имя Твое велико», – говорит Иеремия ( Иер.10:6 ). «Я – Царь великий, и имя Мое страшно среди народов» ( Мал.1:14 ). Только божественное имя может притязать на вселенскость 26 . «Как величественно имя Твое по всей земле» ( Пс.8:2 ). «Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет имени Твоему, Вышний» ( Пс.65:4 ). «От востока солнца до запада велико будет имя Твое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему» 27 … Как можно любить имя Божие, если оно только человеческое слово ( Пс.5:12 )? Любить имя – то же, что искать его ( Пс.68:33–37 ) или служить ему ( Ис.56:6–7 ) 28 … «О имени Твоем радуются все дни» 29 : кто будет радоваться о простом слове?.. Почему мы уповаем на имя Божие? Потому что оно – божественно, а Бог есть помощь, защита и веселие человека 30 … Замечательно, что Сам Бог клянется Своим именем: очевидно, Он может клясться только Своим собственным именем, а не человеческим его слововыражением ( Иер.44:26 ). Нельзя забывать также, что Он Сам непосредственно открывает и даже «возглашает» Свои имена Своим избранникам 31 : если Бог открывает Свои имена, то значит, имеет их, ибо нельзя открывать того, чего нет 32 … А как понять слова Господа: «Я освятил сей храм,... чтобы положить имя Мое там во век, и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» ( 3Цар.9:3 ). Не есть ли это прямое указание, что Бог присутствует в Своем храме, прежде всего, в Своем имени 33 ?.. Сам Бог как бы отожествляет Себя со Своим именем 34 . Как же можно понять это божественное имя, поскольку оно явно отлично от человеческого слова? Мы не можем понять его иначе, как в соответствии с нашим именем, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

§ 51. Необходимость и источники сведений о времени Для яснейшего уразумения изъясняемой книги или какого-либо сказания, толкователь должен обращать внимание как на то время, в которое написана книга или сказано изречение, так и на то, к которому относится повествуемое событие. А узнавать время можно 1) из указаний на оное в самой изъясняемой книге. Так некоторые Пророки не только ясно указывают время своего пророческого служения ( Ис.1:1 , Ос.1:1 , Ам.1:1 , Соф.1:1 ), но точно обозначают время некоторых особенных видений и пророчеств; напр. Исаия говорит, что он видел Господа седяща на престоле высоце и превознесенне, в лето, в неже умре Озиа царь (6:1); что слово на филистимлян изречено им в лето, в неже умре Ахаз царь (14:28); Иеремия говорит, что слово о покорении Иерусалима, пленении царя Иудина и о великих благах нового завета было к нему от Господа в десятое лето Седекии, царя Иудина, то лето осмоенадесять Навуходоносору, царю вавилонскому (32:1 след.). Подобным образом Евангелист Лука говорит, что глагол Божий к Иоанну Захариину сыну в пустыни, призывавший его к проповеди , бысть в пятоенадесяте лето владычества Тиверия Кесаря, обладающу понтийскому Пилату Иудеею, и четвертовластвующу Галилеею Ироду, Филиппу же брату его четвертовластвующу Итуреею и Трахонитскою страною, и Лисанию Авилиниею четвертовластвующу, при архиереи Анне и Каиафе ( Лк.3:1,2 ). Без сомнения, священные писатели не без важных причин так подробно означали исторические обстоятельства времени: с какою премудростию Бог располагает происшествия в мире и Церкви, с такою же открывает свою волю рабам своим – Пророкам и Апостолам, а чрез них и всем чадам своей Церкви 81 . Отсюда видно, с каким старанием толкователь Писания должен отыскивать обстоятельства времени. Поэтому если обстоятельства сии не означены самим священным писателем, то узнавать их должно 2) из содержания самой книги или изъясняемого сказания и из других исторических обстоятельств, каковы напр. жизнь писателя и история тех лиц, для которых первоначально назначена известная книга. Таким образом из содержания книги Пророка Малахии можно видеть, что она написана во времена Неемии: ибо а) писатель оной жил после возвращения иудеев из вавилонского плена и после времен Аггея и Захарии; оба эти Пророка убеждали иудеев к возобновлению храма, а Малахия возбуждает священников благочестиво и благоговейно вести себя уже в возобновленном храме (1–2); б) он обличает те же пороки, какие обличает и Неемия, то есть, супружества священников с иноплеменницами и пренебрежение или оставление жен еврейских ( Мал.2:8,11,14 , сн. Неем.13:23 ), небрежение о начатках и десятинах ( Мал.3:8,10 , сн. Неем.10:37,13,10–12 ), принесение жертв, запрещенных законом, и осквернение святыни ( Мал.1:8,12,13, 2:8 . сн. Неем. 13:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Из обрядов жертвоприношений ветхозаветных можно производить начало некоторых установлений христианских. По подобию ветхозаветного возложения рук на голову жертвенного животного, чрез которое человек очищался от своих грехов, православный духовник возлагает свою руку и епитрахиль на голову исповедавшего пред ним грехи свои. Некоторые из жертв ветхозаветных возносимы были на руках жертвователя или священника: так дары бескровной жертвы православный священник возносит горе при словах: «Твоя от Твоих Тебе приносяще», и пр. По примеру общего участия в ветхозаветной жертве благодарения, в древней христианской Церкви после Евхаристии устроились вечери любви, или общие трапезы, и проч. Молитвы и другие священнодействия ветхозаветного общественного Богослужения В состав общественного Богослужения ветхого завета, кроме жертвоприношений, входили молитвы и чтение закона Божия. Священник произносил молитвы, а стоявший народ подтверждал благоговейным восклицанием: аминь ( Неем.8:6 . 2Мак.1:28–30 ). В торжественные дни, и особенно, когда много народа собиралось к Богослужению, закон Божий был читаем и объясняем священниками и левитами, по заповеди Моисея. По внушению Божию, он написал все слова закона в книгу и отдал его священникам, сынам Левииным и всем старейшинам Израиля, и завещал им: «Когда весь Израиль придет явиться пред лицо Иеговы, читай закон пред всем Израилем в слух его. Собери народ, мужей и жен, и пришельцев твоих, которые будут в жилищах твоих, чтобы они слушали, и чтобы учились, и боялись Бога, и старались исполнять все слова закона. Тогда и сыны их, которые не знают сего, услышат и научатся бояться Бога во все дни, пока поживут на земле» ( Втор.31:9–13 . Неем.13, 9:3 ). Жертвы, молитвы и чтение закона Божия сопровождались светом светильников ( Исх.27:20–21 ), каждением ( Исх.30:7–9 ), пением и звуком священных труб ( 1Пар.15:16–28 ), поклонениями молящихся (Нем.8:6). Богослужение оканчивалось благословением народа от священника или первосвященника, заключавшим в себе троекратное призывание Господа, чтобы Он хранил народ, благоволил к нему и миловал его ( Чис.6:22–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010