Из книг, о которых мы говорили, вы должны отметить царствование нечестивого царя Манассии. Двенадцать лет было Манассии, когда он воцарился и пятьдесят лет царствовал он в Иерусалиме. «И делал он неугодное в очах Господних, подражая мерзостям народа, которого прогнал Господь от лица сынов Израилевых. И снова устроил высоты, которые уничтожил отец его Езекия; поставил жертвенники Ваалу и сделал дубраву, как Ахав, царь Израильский, и поклонялся всему воинству небесному и служил ему» ( 4Цар. 21:2–3 ). Он призывал духов, мистически обращался к духовным силам. «И поставил истукан Астарты, который он сделал в доме, о котором говорил Господь Давиду и Соломону, сыну его: «в доме сем и в Иерусалиме, который Я избрал из всех колен Израилевых» (т.е. он даже осквернил храм Иерусалимский). Итог царствования Манассии был таков, что Манассия «пролил весьма много невинной крови, так что наполнил ею Иерусалим от края до края, сверх своего греха, что он завлек Иуду в грех – делать неугодное в очах Господних. Прочее о Манассии и обо всем, что он сделал, и о грехах его написано в летописи царей Иудейских. И почил Манассия с отцами своими, и погребен в саду при доме его, в саду Уззы. И воцарился Аммон, сын его вместо него» ( 4Цар.21, 16–18 ). В конце 2 книги Паралипоменон есть приложение – молитва Манассии, царя Иудейского, когда он содержался в плену в Вавилоне и обращался к Богу с покаянием. Это осталось в летописи царей Иудейских. Текст этой молитвы во многом отличается от текста того повествования, в который она привлечена. Она считается неканонической, в еврейской Библии ее нет, только в греческом тексте. Скорее, это позднейшее добавление, которое было сделано к этой книге одним из благочестивых переписчиков. Но она полностью воспроизводит покаянные молитвы, которые читаются в нашей церкви при таинствах исповеди и других чинопоследованиях. Первая Книга Ездры и Книга Неемии В еврейском каноне книги Ездры и Неемии представляют собой одну книгу, которая носит имя Ездры. В Септуагинте книги разделяются. Обе книги рассматривают одно и то же время и взаимно дополняют одна другую. Ездра – это священник, глубоко ученый муж, которому мы обязаны той ветхозаветной Библией , которую мы держим в руках, а Неемия – хранитель земли, вельможа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Но его многочисленные дети и внуки продолжали именоваться „Асафовыми» и следовали заветам знаменитого основателя династии музыкантов. Они вернулись в Иерусалим в количестве ста двадцати восьми человек ( 1Ездр.2:41 ). На скрижалях истории даже сохранилось имя одного из них: „Начальником над левитами в Иерусалиме был Уззий, сын Вания, сын Хашавии, сын Матфании, из сыновей Асафовых, которые были певцами при служении в доме Божием» (Неемии 11:22). Однако о семьях Емана и Идифуна с тех пор уже ничего не было слышно. Может быть, они остались на чужбине, как многие их соплеменники, осевшие на новых местах? Может быть, сами старики Еман и Идифун умерли, а их дети изменили род занятий? Правда, в книге пророка Неемии (11:17) упоминается о каком-то «сыне Идифуна», но он уже никак не был связан с музыкой. Горькая жизнь пленника- могла кого угодно заставить изменить своему призванию и потомственной профессии. Но, с другой стороны, житейские невзгоды могли «вынудить заниматься ремеслом музыканта тех, кто прежде был далек от него. Ведь даже в плену богачи оставались богачами, а бедняки – бедняками. Богатые иудеи, будучи в плену, имели право владеть рабами, поэтому при возвращении в Иерусалим обозы иных из богачей походили на караваны, в которых были даже певцы и певицы. Вместе с первыми переселенцами, вместе с многочисленным семейством Асафа в Иерусалим пришли двести певцов и певиц ( 1Ездр.2:65 ), а несколько позднее, уже в царствование царя Артаксеркса, – другая группа певцов (Там же, 7:7). Никто не сомневался, что в новом доме Господа вновь будет звучать замечательная музыка в самом лучшем исполнении. Наступил день закладки нового храма. Все было торжественно: вокруг того места, где впоследствии должен был возвышаться храм, стояли священники в праздничном облачении с трубами. Рядом с ними находились сыновья Асафа и все те, кто мог „славить Господа, по уставу Давида» ( 1Ездр.3:10 ). Раздались звуки песнопения – и люди услышали не один хор, а два, которые стояли на значительном удалении друг от друга и словно соревновались между собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ст. 1–2. …И найдено написанное в книге Моисеевой: Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Божие (т. е. в среду народа Божия) во веки, потому что они не встретили сынов Израиля с хлебом и водою, и наняли против него Валаама, чтобы проклясть его... Место это читается во Второзаконии 924 . Очевидно, что Неемия, по возвращении своем из Персии, прибегает к тому же средству для искоренения нравственных неустройств в народе иудейском, какое употреблено было, некогда, Ездрой, т. е. к чтению закона Божия; дабы подлинными словами Господними сильнее подействовать на совесть и чувство заблудших Израильтян. Вышеозначенное место об Аммонитянах и Моавитянах выбрано с нарочитой обличительной целью; ибо первая горчайшая неприятность, поразившая возвратившегося Неемию, состояла в том, что первосвященник Елиашива породнился с Товией, известным Аммонитянином, и даже поместил его, к общему соблазну народному – во дворе храма Божия 925 . Пользуясь покровительством Елиашива, многие иноплеменники овладели горницами при храме, где хранились десятины священников 926 . Соблазненный этим примером народ, стал вступать в общение с Аммонитянами, Моавитянами и другими соседственными иностранцами, которые с необыкновенным упрямством и настойчивостью добивались общения с народом Божиим и врывались к нему со своими непрошенными услугами и мнимыми симпатиями. Великого ревнителя закона – Ездры, вероятно, не было уже в живых; ибо, едва ли бы он позволил повториться сему опасному и богопротивному беспорядку, против которого он ратовал некогда всей силой своей власти и своего влияния на народ еврейский 927 . Точно так же пришлось теперь действовать и Неемии. Прочитав известное место из Второзакония об Аммонитянах и Моавитянах, он обязал вероломных иудеев немедленно поступить по закону, и, …услышав этот закон, они отделили все иноплеменное от Израиля 928 … А все домашние вещи Товии Неемия выбросил вон из его помещения и приказал очистить храмовые комнаты, занятые иноплеменниками, …и велел опять внести туда сосуды дома Божия, хлебное приношение и ладан 929 ... Елиашив, конечно, не остался без должного наказания за допущенный соблазн и беззаконие.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

«Я обращаюсь, – говорит Господь, – к Иерусалиму с милосердием». Храм Мой, с большим трудом строящийся, будет построен благополучно, и землемерная цепь протянется во Иерусалиме, т. е., всякому жителю сего города дано будет определенное место, всякий получит свой участок, все будут при местах, довольны, устроятся и город, и храм. Иерусалим начал устраиваться при Неемии, при котором построены были стены сего города, а потому, одна часть Иудеев, из десяти частей народа, осталась жить в Иерусалиме, «и благословил Господь всех, которые добровольно согласились жить в Иерусалиме». ( Неем. 11:1, 2 ). (ок. 424 г. до Р. X.). Храм же построен ранее – в шестой год царствования Персидского царя Дария (ок. 517 г. до Р. Хр.). Ст. 17. И рече ко мне ангел глаголяй во мне: еще глаголя: сице глаголет Господь вседержитель: еще прелиятися имут гради благими, и помилует Господь еще Сиона и изберет еще Иерусалима. С евр.: Еще провозгласи и скажи: так говорит Господь Саваоф: снова переполнятся города Мои добром, и утешит Господь Сион, и снова изберет Иерусалим. Еще новое радостное обетование от Господа через Ангела пророку. Свят. пророк должен был громко всем провозгласить, что не только Иерусалим, но и города будут благоденствовать, будут они, как чаша, переполненная водой, которая переливается, всяких благ будет много, все будут преизобиловать добром. Города, после плена Вавилонского, были устроены при Неемии: ибо, в книге его говорится, что 9 частей народа отправились жить в городах ( Неем. 11:1 ). Но, между всеми городами и весями, Иерусалим и его святой храм, говорит св. пророк, будут иметь большое преимущество, они будут удостоены особого благоволения Божия, особенных милостей Господних. «Надлежит заметить (говорит блаженный Феодорит), что не вечное благополучие обещал Иудеям; но означил некоторый срок, сказав еще, и, наперед давая знать, что, когда придет Наследник (Спаситель мира), тогда закон, занимающий место домостроителя и приставника, соделается бездейственным, а, вместе с ним, упразднится и место, на котором совершалось служение по закону».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Иначе оно и не могло попасть в список священных книг. Написана Книга Иова на чистом еврейском языке. Позже первоначальную запись об Иове евреи нашли при завоевании Вассана и переписали ее в сборник, вроде «книги Праведного», упомянутого в Книге Иисуса Навина (см. Нав. 10:13). Возможно, что царь Соломон обработал ее в настоящем виде, потому что в книге Иова есть много сходства с другими книгами Соломона — Притчами и Екклесиастом. Иов упоминается в нескольких книгах Священного Писания как великий праведник. Так, например, в книге пророка Иезекииля Иов ставится наравне с патриархом Ноем и пророком Даниилом (см. Иез. 14:14-20). Апостол Иаков приводит Иова в качестве примера терпения: «Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слушали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак. 5:11). Во время своей болезни Иов высказал важное предсказание об Искупителе и о предстоящем воскресении мертвых: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, а не глаза другого и увидят Его» (Иов 19:25-27).    Без преувеличения можно сказать, что для христианина Псалтирь является самой драгоценной книгой Ветхого Завета. Псалтирь — это книга молитв на все случаи: в скорби, в чувстве безысходности или боязни, бедствиях, в слезах покаяния и в радости после полученного утешения, в потребности благодарения и для вознесения чистой хвалы Творцу. Святой Амвросий Медиоланский пишет: «Во всем Писании дышит благодать Божия, но в сладкой песни псалмов она дышит преимущественно». Свое название Псалтирь получила от греческого слова «псало», что значит «играть на струнах». Царь Давид первый начал сопровождать пение составленных им боговдохновенных молитв игрой на музыкальном инструменте, именуемом «псалтырион», похожем на арфу. У евреев Книга Псалмов называется «Тегиллим», что значит «хваление». Псалтирь, слагаясь в течение восьми столетий — от Моисея (1500 лет до Р.Х.) до Ездры и Неемии (400 лет до Р.Х.), содержит 150 псалмов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

(2Езд.3:5—7). Как могли телохранители ставить подобное условие и надеяться на выполнение его? Его мог поставить только сам царь (срав. Дан.5:16), а не придворные небольшие чиновники… Зоровавель, по этой истории, оказывается одним из трех «юношей» (2Езд.3:4; 4:58), и в то же время имеет немолодого уже сына Иоакима, вместе с ним возвращавшегося из плена в Иудею (2Езд.5:5—6). Тот же Зоровавель, по рассматриваемой книге, возвращается из плена вавилонского во втором году царствования Дария (2Езд.5:1—8), а по канонической книге Ездры (1Езд.2—3 глл.; 4:1—5) и Неемии (7:4—62), он возвратился еще при Кире. Впрочем, по 5:68—70 и по 6настоящей книги как будто можно думать, что Зоровавель и Иисус возвратились при Кире: тогда народы той земли (Самаряне и др.) производили смуты и препятствовали довершить строение храма во все время жизни царя Кира и остановили строение до воцарения Дария. Таким образом, автор, пользуясь разными памятниками и не имея возможности их объединить, в одной и той же 5-й главе назначил разное время возвращения Зоровавеля: в 1—6 стт. второй год Дария, а в 69—70 стт. (по канонич. книгам составлен весь отдел 7—70 стт.) эпоху Кира. Исторический вывод ясен! То же необъяснимое «недоумение» продолжается и в следующей 6-й главе. По 4 главе (47—57 стт.), Дарий издает указ ко всем начальникам Келесирии, Финикии, Ливана, — «чтобы никто не подходил к дверям иудеев, чтобы даваемо было на построение храма в Иерусалиме, доколе не будет построен храм, чтобы иудеям дана была свобода строить город» и пр. А по 6-й главе (3—5 стт.) правители Сирии и Финикии явились к Зоровавелю и стали спрашивать: «с чьего разрешения вы строите сей дом и сей кров и все прочее»? Зоровавель и старейшины иудейские ссылаются почему-то (очевидно согласно 1Ездры 5 главе) на указ Кира (а не Дария, который они должны бы по 4 главе иметь и предъявить, да его должны бы иметь и эти персидские правители!); об этом доносят указанные чиновники Дарию, а он отыскивает указ Кира в Екбатанах (6:21—34). Как будто Дарий забывает о своем собственном указе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Взяв Библию из рук Церкви, сектанты разных направлений не взяли церковное понимание слова Божия. Допустим, кто-то не понимает того, что Библия – это Книга Церкви, и хочет остаться один на один с ее текстом. Но и Ветхозаветная Церковь , и Новозаветная Церковь никогда не рассматривала библейский текст в отрыве от самого Церковного Предания , тем более что каждый библейский перевод и есть конфессионально обусловленный комментарий. Сам канон (состав) Библии был сделан Церковью, которую СИ и другие еретические сообщества считают отступнической. Как можно было отвергнуть Предание, в рамках которого и формировался канон, и принять Писание? Для того чтобы понять тезис: Библия как Книга Церкви , важно обратить внимание на следующий текст из Писания: «И долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» ( 2Пет. 3, 15–16 ). Здесь говорится о том, что есть две категории лиц, которые «к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания», это – «невежды и неутвержденные». Невежды – это люди крещеные, но не наученные вере. Неутвержденные – это люди, не принадлежащие к Церкви. Каждая из этих двух групп людей, читая Библию, общается не со Словом Божьим, а со своим собственным субъективным пониманием этой Книги ( 2Пет. 3, 15–16 ). Сказано об иудеях, не принявших Христа: «Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их» ( 2Кор. 3, 14–15 ). Евнух царицы Эфиопской, когда читал пророка Исаию, ответил апостолу Филиппу, спросившему его: «Разумеешь ли, что читаешь?» – «Как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним» ( Деян. 8, 30–31 ). В библейской Книге Неемии сказано: «И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное» ( Неем. 8, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Даже в книге Бытия сказано: „так совершены (сотворены Богом) небо и земля и все воинство их (II, 1). В книге Неемии читаем: „Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что в ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются“ (IX, 6). говорит: „Словом Господа сотворены небеса, и духом уст его – все воинство их (XXXII, 6). Это тоже самое выражение, которое употреблено в повествовании о творении Адама (вдунул в лице его дыхание жизни. Быт. 2:7 ). Исаия представляет замечательное место, в котором обитатели неба и земли описываются раздельно. „Я создал землю и сотворил на ней человека; Я – мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я“ (XLV, 12). К этим словам нужно присоединить следующие также находящиеся у Исайи. „Так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог , образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее; не напрасно сотворил ее, Он образовал ее для жительства (XLV, 18). В этом заявлении вдохновенного пророка не заключается ли та мысль, что земля была бы создана напрасно, если бы она не была способна к обитанию и не была бы обитаема? Не должно ли заключать отсюда, что если Создатель не мог создать напрасно миры нашей системы, то Он также не мог создать напрасно и миры системы звездной, и что следовательно нужно признать, что эти миры созданы для обитания? Тот же дух истолкования находит в Новом Завете места которые оказываются не только в полной гармонии с учением об обитаемости миров, но которых и нельзя объяснить без него. Когда апостол св. Иоанн говорит, что миры были созданы Словом Божиим, когда св. Павел учит, что миры суть создание Божие, нельзя предполагать, что здесь речь идет о шарах инертной материи, на которых нет и не будет населения. Мы можем сказать, что священные книги далекие от того, чтобы осуждать мнение об обитаемости миров по-видимому подтверждают это мнение. Постараемся получше понять вдохновенные обращения псалмопевца. „Благо есть славить Господа!.. Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делам рук Твоих.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Даже в книге Бытия сказано: „так совершены (сотворены Богом) небо и земля и все воинство их ( Быт.2:1 ). В книге Неемии читаем: „Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что в ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются“ ( Неем.9:6 ). Псалмопевец говорит: „Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их ( Пс.32:6 ). Это тоже самое выражение, которое употреблено в повествовании о творении Адама (вдунул в лице его дыхание жизни. Быт.2:7 ). Исаия представляет замечательное место, в котором обитатели неба и земли описываются раздельно. „Я создал землю и сотворил на ней человека; Я – мои руки распростёрли небеса, и всему воинству их даль закон Я“ ( Ис.45:12 ). К этим —70— словам нужно присоединить следующие также находящиеся у Исаии. „Так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог , образовавший землю и создавший её; Он утвердил её; не напрасно сотворил её, Он образовал её для жительства“ ( Ис.45:18 ). В этом заявлении вдохновенного пророка не заключается ли та мысль, что земля была бы создана напрасно, если бы она не была способна к обитанию и не была бы обитаема? Не должно ли заключать отсюда, что если Создатель не мог создать напрасно миры нашей системы, то Он также не мог создать напрасно и миры системы звёздной, и что, следовательно, нужно признать, что эти миры созданы для обитания? Тот же дух истолкования находить в Новом Завете места, которые оказываются не только в полной гармонии с учением об обитаемости миров, но которых и нельзя объяснить без него. Когда апостол св. Иоанн говорит, что миры были созданы Словом Божиим, когда св. Павел учит, что миры суть создание Божие, нельзя предполагать, что здесь речь идёт о шарах инертной материи, на которых нет и не будет населения. Мы можем сказать, что священные книги далёкие от того, чтобы осуждать мнения об обитаемости миров по-видимому подтверждают это мнение. Постараемся получше понять вдохновенные обращения псалмопевца.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

е. постоянное первосвященническое облачение (см.: Исх 28. 2-39), и приносил всесожжения за себя и за народ (Лев 16. 23-24). После всесожжений жир жертвы за грех сжигался на жертвеннике (Лев 16. 25), а тело жертвенного животного выносилось за пределы стана и сжигалось (Лев 16. 27) на чистом месте (см.: Лев 4. 12). Согласно храмовому свитку, обряды, описанные в Лев 16. 25, 27, совершались до изгнания козла отпущения (11QTa 26. 6-10, см.: The Dead Sea Scrolls Study Edition/Ed. F. G. Martínez, E. J. C. Tigchelaar. Leiden etc., 19992. P. 1248-1249). В Числ 29. 8-11 указаны дополнительные жертвы, приносившиеся в этот день: «…приносите всесожжение Господу... одного тельца, одного овна, семь однолетних агнцев; без порока пусть будут они у вас; и при них в приношение хлебное пшеничной муки, смешанной с елеем, три десятых части [ефы] на тельца, две десятых части [ефы] на овна, и по десятой части [ефы] на каждого из семи агнцев, и одного козла в жертву за грех, [для очищения вас,] сверх жертвы за грех, [приносимой в день] очищения, и [сверх] всесожжения постоянного и хлебного приношения его, и возлияния их...» Остается неясным, подразумевается ли в этом тексте овен, приносимый во всесожжение от народа Израиля (Лев 16. 5), или имеется в виду добавочное всесожжение (подобно тому, как предписано приносить дополнительную жертву за грех). В ВЗ описание богослужения на Й. К. в эпоху Второго храма предположительно содержится в Неемии книге (Неем 9. 1-3) и в неканонической Иисуса, сына Сирахова, книге (Сир 50. 5-21). В НЗ обряды праздника Й. К. подробно рассматриваются в Евреям Послании (Евр 6-9) в связи с учением об искупительной жертве и о вечном священстве Иисуса Христа (см.: St ö kl Ben Ezra. 2003. P. 180-197). В Деян 27. 9 Й. К. упоминается как «пост». Богословское содержание обряда Главная цель окроплений, совершавшихся первосвященником,- очищение храмового помещения от нечистоты: «...и очистит святилище от нечистот сынов Израилевых и от преступлений их, во всех грехах их. Так должен поступить он и со скинией собрания, находящейся у них, среди нечистот их» (Лев 16.

http://pravenc.ru/text/1238021.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010