Как трактуют исследователи Библии, Господь повелевает ему идти обратным путем в Дамаск и помазать для сирийской страны нового царя, этим показывая, что промысел Божий является и на других народах. Сам царь Азаил и Ииуй впоследствии явились орудием гнева Божия на язычествующий Израиль ( 4Цар. 8:9 ). Здесь же происходит призвание второго пророка Божия Елисея, который становится учеником Илии. «И пошел он оттуда и нашел Елисея, сына Сафатова, когда тот орал (пахал); двенадцать пар волов было у него; и сам он был при двенадцатой. Илия, проходя мимо него, бросил на него милоть свою. И оставил Елисей волов, и побежал за Илиею, и сказал: позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобою. Он сказал: пойди и приходи назад, ибо что я сделал тебе? Он, отойдя от него, взял пару волов и заколол их и, зажегши плуг волов, изжарил мясо их, и роздал людям, и они ели. А сам встал и пошел за Илиею, и стал служить ему» ( 3Цар.19, 19–21 ). Вот призвание пророка Божия Елисея. Второе сказание про Илию рисует его, как защитника угнетенных и провозвестника правды Божией. Это наиболее достоверный рассказ о его жизни. Это происходило в лучшие годы царствования Ахава, когда он, окончив войны на востоке, занимался украшением своей резиденции. В городе Изреели он построил прекрасный дворец и пожелал разбить около него сад и препятствием этому был виноградник Навуфея. Ахав вместо виноградника пожелал там сделать «овощной сад», то есть, по-нашему, теплицу ( 3Цар. 21 ). Однако Навуфей решительно выступает против отдачи этого куска земли, потому что это наследие его отца. В то время патриархальное право на землю было еще очень сильным, и царь не имел права отобрать насильно у крестьянина простой кусок земли. Навуфей отказывает Ахаву, тот огорчается, однако, его коварная жена Иезавель сказала ему: «Что за царство было бы в Израиле, если бы ты так поступал? встань, ешь хлеб и будь спокоен; я доставлю тебе виноградник Навуфея Изреелитянина.» Она делает подложное письмо, собирает старейшин и Навуфея осуждают на побитие камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Мы не знаем, как велись в V в. до н. э. религиозные и юридические дискуссии, поэтому всё, что нам остаётся – это моделировать их по аналогии с тем, как проходили такие дискуссии в эпоху Мишны. Сами участники этих дискуссий, мудрецы первых веков н. э., верили и утверждали, что они продолжают традицию, идущую прямо от Ездры и его собеседников, «мужей великого собрания» 215 . В этом контексте можно предположить, что автор КР видел свою задачу в разрешении того, что на языке мудрецов именуется (вауа h ), проблема, беая. Как известно, (вауа h ) – это галахическая, то есть религиозно-юридическая проблема, возникающая в том случае, когда один текст Священного Писания, принятый в качестве образца или закона, противоречит другому такому же. Наш случай, то есть то, что, возможно, хотел разрешить автор КР, представляет собою вауа h первой степени, то есть ситуацию, в которой некий текст Священного Писания необходимым образом входит в противоречие с не повествовательным, а непосредственно законодательным текстом Пятикнижия. Скорее всего, процитированные выше тексты Второзакония, проклинающие моавитян, входили для него в противоречие с заповедями Книг Исхода, Левит и Второзакония о пришельце: Исх.22:21 : Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской. Лев.19:33–34 : Когда поселится пришлец в земле вашей, не притесняйте его: пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской. Я Господь, Бог ваш. Втор.23:7 : Не гнушайся Идумеянином, ибо он брат твой; не гнушайся Египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его. Помимо того, что КР представляет собой попытку разрешения вауа h при помощи создания третьего гармонизующего противоречия текста, она также представляет собою разрешение юридической, а не книжной вауа h , называемой на талмудическом языке (qûšya h ), трудный случай. То, что создано при проведении в жизнь реформ Ездры и Неемии, при попытке отослать чужеземных жён, всех и сразу, невзирая ни на какие личности, как нам кажется, и было, с точки зрения автора КР, qûšya h . Одним жёнам было куда деваться, другим нет, у одних были дети, у других нет, одни тосковали по родине и были рады вернуться, другие совершенно ассимилировались в Иерусалиме. Всё это, разумеется, фантазии, однако нетрудно представить себе, что всё это было именно так. Автор КР хотел противопоставить тому решению проблемы иноплеменных жён, которую предложил Ездра, другое решение. Мы не можем точно сказать, каково оно было в юридических терминах. Может быть, его в юридических терминах и не было. Безупречной религиозной и юридической логике Ездры он противопоставил веру в «беспринципность сердца, которое не знает общих случаев, а только частные» 216 . Автор ставил перед собой практическую цель и, скорее всего, не стремился не только снискать сторонников своих экстравагантных убеждений, но даже поделиться ими.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

«Народы сии чтили Господа, но и истуканам своим служили, да и дети и дети детей до сего дня поступают также, как поступали отцы их. Они служили одновременно и Богу и своим богам, которых они поставили в этом месте». После смерти Ахаза воцаряется Езекия, царь Иудейский. «Двадцати пяти лет был он, когда воцарился, и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме… И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его; он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан» ( 4Цар. 18:2–4 ). «На Господа Бога уповал он; и такого, как он, не было между всеми царями Иудейскими и после него и прежде него. И прилепился он к Господу и не отступал от Него, и соблюдал заповеди Его, какие заповедал Господь Моисею. И был Господь с ним: везде, куда он ни ходил, поступал он благоразумно. И отложился он от царя Ассирийского, и не стал служить ему. Он поразил Филистимлян до Газы и в пределах ее, от сторожевой башни до укрепленного города» ( 4Цар. 18:5–7 ). «В четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахирим, царь ассирийский, против всех укрепленных городов Иуды и взял их» ( 4Цар. 18:13 ). Езекия обращается за помощью к Исаие пророку и по молитве Исаии, Господь услышал и царь Ассирийский отступил от Иуды. Пророк Исаия в данном случае является обличителем Езекии. И он сказал, что придет время, когда Вавилоняне обратятся из союзников Иудеи в ее врагов и будут хищнически завоевывать Иудею. В 20-й главе говорится о том чуде, которое произошло с Езекией. Езекия просил знамения и по молитве пророка, тень на солнечных часах возвратилась обратно на 10 ступеней. Чудесность этого события несомненна. Если открыть книгу пророка Исаии глава 32, стих 8, то там говорится: «Передвину не только тень, но и солнце». Каким образом произошло это событие? До сих пор нет рационального объяснения. Мы говорили о чуде, которое было при Иисусе Навине («стой, солнце и луна!»), но тому чуду мы могли найти объяснение, показать, как это реально могло произойти. Здесь же именно видна подлинная власть Бога над силами природы, Господь в силах показать, что он владыка и неба и земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

По 2Езд.4Зоровавель просит Дария послать «все сосуды, взятые из Иерусалима, которые отобрал Кир,» а по 1Езд.1:7—11 Кир не только не «отобрал» эти сосуды, но напротив отдал их, и они тогда же принесены были Шешбацаром в Иерусалим. По каноническим писаниям их отобрал Навуходоносор (ср. Дан.5:2; 4Цар.25:13—16; 1Езд.1:7). По 2Езд.4все иудеи освобождаются Дарием от податей, а по книге Неемии (5:4; 9:36—37) такой свободы не было дано.    Все указанные «недоумения» дают основания признавать вставки против канонических повествований, в 2Езд.3—5:6, не имеющими канонического авторитета, не согласными с историей и противоречащими всем другим повествованиям книги. Но все вставки имеют благочестивый назидательный характер, способный поучительно подействовать и на правителей разъяснением полномочий, прав и обязанностей их и ответственности пред народом (2Езд.4:1—12), и на всякого читателя разъяснением пагубы, производимой вином (2Езд.3:18—24) и распутством (4:24—31). Но для всех великих и малых, богатых и бедных, ученых и неученых, чрезвычайно поучительно рассуждение об истине и ее величии и господстве в мире по воле Бога истины: «вся земля взывает к истине и небо благословляет ее, и все дела трясутся и трепегцут пред нею и нет в ней неправды, все неправедные погибнут, а истина пребывает и остается сильною во век, и живет и владычествует в век века. И нет у ней лицеприятия и различения, но делает одно справедливое… И нет в суде ее ничего неправого, она есть сила, и царство и власть, и величие всех веков: благословен Бог истины!» (2Езд.4:35—40). Кто и из современных читателей неспособен тронуться этим возвышенным гимном истине, раздавшимся в эпоху междоусобиц, кровопролитий, насилий сильных над слабыми?.. Кто, при чтении этих возвышенных слов, не в состоянии забыть и отнестись безразлично к точному определению, при ком они произнесены: при Кире или Дарие, или после них, лишь бы были произнесены. Таково и вообще значение всей рассматриваемой книги — не хронологически-историческое, а моральное, коим она и занимает место в Библии. На этот отдел преимущественно обращали внимание отцы Церкви и его прославляли: Киприан (Ер. 74, 9), Августин (De civit. Dei. 18, 36), Ориген (Нот. IX in Iosuam. Сот. in Iohan. t. VI, 1). Августин видел здесь даже пророчество о Христе, названном «истиною» (De civit. Dei 18, 36).    Кроме морального значения вторая книга Ездры (в отделах, соответствующих каноническим повествованиям) имеет историческое значение, как памятник древнего иудейского понимания канонических исторических писаний, параллельный переводу LXX. Климент Александрийский цитирует, как историческое, повествование 3 главы (Strom. 1, 21), а Иосиф Флавий всю книгу в этом смысле повторяет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Пророчества о возвращении славы Ягве имеют у библейских пророков двойное звучание: мессианское и эсхатологическое. У пророков то и другое, практически, не различается, но осуществление этих пророчеств раздвинуло пришествие Мессии и эсхатологию на многие века и даже тысячелетия истории. Слава Ягве вернулась к Израилю и дарована всему миру с пришествием Мессии, Иисуса Христа из Назарета, распятого и воскресшего в Иерусалиме Иешуа га-Ноцри. Апостолы Христа посланы в мир к народам, и сияет свет к просвещению язычников (Лк, 2:32), до времени, пока войдет полное (число) язычников ( Рим. 11:25 ). Это благодатное время церковной истории народов. Но это еще не всё. Иудеи, отвергши Христа, естественно, остались с пустым домом ( Мф. 23:38 ), который и был вскоре разрушен римлянами. Разодралась завеса Святого Святых, прекратилась жертва. Еще Даниилу было возвещено: Предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет..., а в половине седмины прекратится жертва и приношение ( Дан. 9:26–27 ). Так и то, что получили вновь при Зоровавеле и Неемии, отнято было у Израиля. Симеон Богоприимец, ветхий старец, своими глазами увидел славу народа Твоего, Ягве, Израиля (Лк, 2:32). Но сам Израиль её еще не увидел. Но увидит! Увидит в конце времен, когда войдет полное (число) язычников, тогда Иисус отвратит нечестие от Иакова ( Рим. 11:25–26 ). Когда Израиль обратится к некогда отвергнутому Христу, тогда слава Ягве воссияет и над Израилем, и над народами в неописуемой красе и силе, о чем и возвещали пророки. Ведь если же падение их (иудеев) – богатство миру (народы услышали о Христе и приняли Его), и оскудение их – богатство язычников, то тем более полнота их ( Рим. 11:12 )! Тогда во всей полноте раскроются обетования пророков. Тогда истребится и сама смерть во втором пришествии Христа. Тогда и Сам Сын покорится Покорившему всё Ему, да будет Бог всё и во всём (1 Кор, 15:28)! 9 А физику так и хочется предположить, что там было фосфорецирующее вещество, светящийся столп от которого был иногда виден ночью и породил это сказание. В библейском же повествовании такие мысли не возникают.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

С. 393). Тем не менее не исключено, что контраст между Божественным всемогуществом и слабостью «женской руки» был устойчивым стилистическим приемом, напр. в 2 галилейских таргумах, дающих пространный парафраз истории об Иосифе, где Иаков выражает надежду, что «всемогущий Бог, повелитель Вселенной, избавит Иосифа от руки женщины». Связь И. к. с послепленной литературой проявляется в акценте на соблюдении обрядовых предписаний Закона Моисеева (см.: Иф 8. 6; 11. 12-13; 12. 1-9). В И. к. употребляется именование «Бог небесный» (5. 8; 6. 19; 11. 17), характерное для послепленной лит-ры и часто встречающееся в Книгах Ездры (1. 2; 5. 11, 12; 6. 9, 10; 7. 12, 21, 23), Неемии (1. 4, 5; 2. 4, 20), а также во 2-й Книге Паралипоменон (36. 23) и в Книге Товита (10. 11) ( Collins J. A Comment. on the Book of Daniel. Minneapolis, 1993. P. 159; это именование считается иранизмом - см.: Otzen. 2002. P. 133). Богословие И. к. неразрывно с религ. осмыслением истории: все стихи, в к-рых приводятся эксплицитные рассуждения о Боге, связаны с вопросом о Божественном участии в человеческой истории и объединены общей мыслью - основа исторического бытия народа Израиля состоит в его верности завету. Эта идея выступает как объективный исторический закон, очевидный даже для врагов Израиля: «…если есть заблуждение в этом народе, и они грешат пред Богом своим, и мы заметим, что в них есть это преткновение, то мы пойдем и победим их. А если нет в этом народе беззакония, то пусть удалится господин мой, чтобы Господь не защитил их, и Бог их не был за них, и - тогда мы для всей земли будем предметом поношения» (Иф 5. 20-21). Верность завету - определяющий фактор истории народа, о чем свидетельствует уже самое начало истории Израиля: праотцы вышли из Месопотамии, отказавшись от родства и от религии предков, тем самым совершив безумный по человеческим меркам поступок, руководствуясь только верностью познанному ими Богу - «Богу неба» (5. 8). Эта история, рассказанная в И. к. от лица завоевателя (5. 7-8), соответствует той опасности, которая нависла над Израилем: иудеи опять должны сделать выбор, оставаться ли им верными завету, находясь под угрозой гибели, или подчиниться безусловно превосходящей силе врага, не имея никаких материальных средств к спасению.

http://pravenc.ru/text/1237779.html

Сокращенное же и совершенное есть слово евангельское, которое вместо всех обрядов многосложного закона дало самую краткую заповедь любви и веры, – чтобы мы не делали другому того, чего не хотим чтобы делали нам самим; почему и Господь говорит в Евангелии: в сию обою заповедью весь закон и пророцы висят ( Мф. 22:40 ). Некоторые этот отдел относят к тем временам, когда при Зоровавеле сыне Салафииля и Иисусе сыне Иоседека, при Ездре и Неемии, некоторая часть народа возвратилась в Иудею. Но мы ответим им, что они не выдерживают исторической последовательности, в особенности когда дальнейшее говорится не против Вавилонян, царем у которых был Навуходоносор, а против Сеннахериба царя Ассирийского. Ст. 24–27. Посему так говорит Господь Бог воинств: народ Мой живущий в Сионе! не бойся Ассура: он поразит тебя жезлом, а трость свою поднимет на тебя на пути Египетском. Ибо еще немного и очень немного, и исполнится негодование Мое и ярость Моя на преступление их. И поднимет на него Господь воинств бич, подобно поражению Мадиама у скалы Орив, и жезл свой на море, и поднимет его на пути Египетском. И будет в день тот, снимется бремя его с рамен твоих и иго его с шеи твоей, и сгниет ярмо от елея. Вместо скалы, как сообразно с Еврейским первел Акила, – Симмах и Феодотион поставили самое слово еврейское sur oreb, вместо чего LXX перевели место скорби, о чем мы скажем в своем месте. Тебе, говорит, житель Сиона, кажется невозможным, что тогда как все окрестные народы покорены Ассириянам, ты один будешь освобожден из рук его. Послушай, что говорю Я: не бойся, народ Мой, что победоносный Ассур коснется и тебя. Ибо хотя в четырнадцатый год царя Езекии ( 4Цар. 18 ) Сеннахериб царь Ассирийский подступит ко всем укрепленным городам Иудейским с целью взять их, и пошлет Рабсака, чтобы он, осадивши Иерусалим, навел страх на жителей его; но ты должен знать, что он поразит тебя не мечем, а тростию, и отправившись против Тарахама царя Ефиопского и Египтян, отправившись к Чермному морю по пути в Египет, он только поднимет на тебя трость, а не будет в состоянии поразить тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ст. 14–15. …И построили и окончили храм по воле Бога Израилева и по воле Кира, и Дария, и Артаксеркса, царей Персидских. И окончен дом сей к третьему дню месяца Адара, в шестой год царствования царя Дария… Месяц Адар был последний в священном году еврейском и соответствовал концу нашего февраля и началу марта. Шестой год Дария Гистаспа падает на 516 г. до Р. X., первый же год Кира, когда начали строить храм, соответствует 537 году. Таким образом, второй храм иерусалимский (т. е., собственно, Святилище и Святое Святых) строился в продолжении 21 года, т. е. ровно втрое дольше храма Соломонова. Окончательное же устройство храма, т. е., соприкасавшихся к нему пристроек, а также внутренняя его отделка и украшение в деталях, продолжались и после Дария. Посему-то, конечно, в числе строителей храма, после имени Дария, при котором окончен дом Божий, стоит еще и имя Артаксеркса (Долгорукого), преемника Дариева. Можно думать, что эта окончательная отделка храма продолжалась лет 25 еще, и при Артаксерксе. Таким образом и получаются те 46 лет, в продолжении которых строился второй храм, по преданию иудейскому 877 . Во 2-й Маккавейской книге есть также указание, что храм строился еще и при Неемии 878 , т. е. во времена Артаксеркса. Ст. 16. …И совершили сыны Израилевы, священники и левиты и прочие, возвратившиеся из плена, освящение сего дома Божия с радостью… Радость эта увеличивалась воспоминанием тех многочисленных препятствий, которые Господь явным заступлением Своим помог побороть им, а также наступлением великого праздника пасхи. При освящении – принесены великолепные жертвы (200 овнов и 400 агнцев), и, между прочим, двенадцать козлов в жертву за грех всего Израиля, по числу колен Израилевых, – как это было, некогда, при Моисее, на торжестве обновления скинии 879 . Эта жертва знаменательна в том отношении, что свидетельствовала об исчезновении враждебного духа между коленами израилевыми и предуказывала духовное единение обновленного Израиля. Ст. 17. Праздник освящения совершен со всеми законными формальностями, что придавало ему особенную стройность и не могло не радовать сердце Иудея, научившегося в горьком плену дорожить преданиями своей религии. Священники расставлены были по классам, а также и левиты по чредам своим на службу Божию в Иерусалиме; как предписано в книге Моисея 880 , и как это устроено было при Давиде 881 . Счастливые и блестящие времена этого царя невольно приходили на мысль торжествовавшим Иудеям.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Ст. 5. И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона, и где Он призван, облако, во время дня, и дым и блистание пылающего огня во время ночи. Ибо во Христе новая тварь ( Гал. 6:15 ), о которой в другом месте читаем: древняя мимоидоша, се быша вся нова ( 2Кор. 5:17 ). Вместо того LXX перевели: и придет, и будет всякое место горы Сиона и все, что в окружности ея, покроет облако во время дня, и свет пылающаго огня во время ночи. Кто же придет, если не Тот, о Котором написано: придет от Сиона Избавитель ( Ис. 59:20 , по LXX), и о Котором другой пророк говорит: еще немного, немного, и грядущий прийдет и не умедлит ( Аввак. 2:3 ). Когда Он придет, возвращено будет народу прежнее благополучие, которое он некогда имел в пустыне, когда Господь предшествовал ему днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном, чтобы ни в счастливых, ни в несчастных обстоятельствах он никогда не был приведен в смятение, почему и в псалме говорится: во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию ( Пс. 120:6 ). Дым же в этом месте означает не заблуждение и неведение, а славу, как это по мнению некоторых, означает то, что у этого самого пророка мы будем читать (ниже гл. 6, ст. 4): и дом наполнися дыма. И у Иоиля о благодати Духа Святого, которая сошла на апостолов, говорится: излию от духа Моего, и прорекут ( Иоил. 2 ), и: дам чудеса на небеси горе, и знамения на земли низу, кровь и огнь и курение дыма ( Деян. 2:19 ). Это самое, я думаю, означает и оное в Псалмах: прикасаяйся горам, и дымятся ( Пс. 103:32 ). Ст. 6. Над всею же славою покров. И скиния будет осенением днем от зноя, и безопасностью и убежищем от вихря и дождя. Это место Иудеи относят ко времени пришествия антихриста, который, по их мнению, обозначается чрез вихрь и непогоду, когда Господь защитит их от могущественнейшего противника. Мы же все это отнесем к первому пришествию Христову, о котором и в Псалмах читаем: покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя ( Пс. 26:5 ), на камень, на котором основанная церковь не поколеблется ни от какой бури, не разрушится ни от какого вихря и ветров. Очень многие из Иудеев и это и все то, с чем это находится в связи, разумеют по отношению к Вавилонскому плену и возвращению в Иерусалим при Зоровавеле, Ездре и Неемии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ст. 7. В то время будет принесен дар Господу воинств от народа ниспровергнутого и растерзанного, от народа страшного, после которого не было другого, от народа ожидающего, ожидающего и попранного, реки которого разрезали землю его, – на место имени Господа воинств, на гору Сион. После опустошения Египта и уничтожения его власти, Израиль не будет полагаться на тень суеты его, но обратится ко Господу и дары свои принесет на гору Сион, т. е. в храм Божий, молясь Ему единому, Коего помощь есть истинная и вечная. Мы разумеем это исполнившимся при Зоровавеле и Иисусе, Ездре и Неемии. LXX, вместо поставленного нами: ожидающего, ожидающего и вместо написанного в еврейском: надеющегося, надеющегося перевели напротив νλπιστον, т. е. не надеющегося, и поэтому дали Евсевию повод думать, что это скорее следует понимать о язычниках, которые не имеют ни надежды, ни завета Божия, ни пророков, чем об Иудеях, и что в последствии ими будут посылаемы дары Церкви, которая поставлена на высоте, и будут приносимы жертвы духовные. Глава XIX. Ст. 1. Бремя Египта. Вот Господь взойдет на облако легкое и войдет в Египет, и потрясутся идолы Египетские от лица Его, и сердце Египта истает среди Его. Писаниям обычно к темному присоединять ясное и то, что прежде выражено загадочно, высказывать ясными словами. Поэтому и в настоящем месте после угрозы Египту: горе земле осеняющей крыльями, которая находится по ту сторону рек Эфиопских и прочего изложенного в речи пророческой, теперь делает смысл более ясным и угрозу обращает прямо к Египту, – что не чрез ангелов, а Сам Господь придет на облаке легком, т. е. быстром, и войдет в Египет, и идолы Египетские вострепещут и истает сердце храбрых и исполнится пророчество Иезекииля: истреблю изваяния и упраздню идолов в Мемфисе ( Иез. 30:13 ). Некоторые все это пророчество относят ко временам Спасителя, когда Он вошел на облако легкое, т. е. тело человеческое, которое принял от Девы, не отягченное никаким семенем человеческого смешения, или что Он поднят был облаком легким, т. е. телом девственным, и при входе Его вострепетали все демоны, и тогда-то произошло первое падение демонов, не могшее перенести присутствие Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010