Се событие свидетельства Божественного Павла: « Убо егоже хощет, милует: а егоже хощет, ожесточает»  (Рим 9:18). Восхотел  Бог  помиловать Самаряныню, почему и устроил, чтобы в тот же самый час, в который единородный Его Сын приидет к источнику Иаковлеву, и она пришла туда для почерпания воды, и таким образом, уверовавши, спаслась. От века Бог предуставил ее ко спасению: призвал ее учением Своего Сына, сотворил праведною и святою чрез веру и покаяние, наконец прославил на небесех, увенчав мученическим венцем ее душу. « Ихже предустави, тех и призва: а ихже призва, сих и оправда: а ихже оправда, сих и прослави»  (Рим 8:30). Ежели же  Бог  тому, кому хочет, являет Свое милосердие, и того, кого хочет, ожесточает сердце; ежели Бог предуставляет и призывает, и оправдывает, и прославляет; если, говорю, Сам Бог иных делает сосудами, достойными милости Своей и уготовляет их в жизнь вечную, а других творит сосудами гнева, осужденными в погибель: то для чего ж потом обвиняет и осуждает злых человеков? Если Бог захотел ожесточить мое сердце, и соделать сосудом гнева, достойным погибели: виновен ли я в сем остаюсь? Кто я есмь, да воспротивлюсь Его хотению? « Воли Его кто противитися может?»  (Рим 9:19) Восхотел  Бог  спасти Самаряныню, но восхотел потому, что она была достойною спасения, ради благого ее намерения и расположения. Показывает сие нам самая Евангельская история, когда оная жена узнала, что Господь, требующий от нее воды, был Иудеянин: если бы имела отвращение и презрение, отказала бы в даянии воды, тотчас бы убежала и уклонилась от Иисуса Христа; ибо не одни только Иудеи бегали Самарян, но Самаряне еще гораздо более отвращались от Иудеев. Она, однако, будучи непричастною раздорного несогласия, также разумною и мудрою, ничего того не делала. Но прежде удивлялась, как Он, будучи Иудеянин, просил от нее воды; потом вступила с Ним в разговор, и слушала со вниманием Божественные Его словеса. Когда ж услышала, что Господь имеет воду живую, и что « пияй оную, не вжаждется во веки»  (Ин 4:14), — нимало сие не привело ее в смущение.

http://bible.predanie.ru/nedelya-5-aya-p...

Вторая черта сегодняшнего Евангелия относится именно к этому: кто из нас может сказать, что когда он чего-то желал, о чем-то мечтал, чего-то добивался и стоял рядом с другим человеком, который был в той же нужде, но дольше, в той же нужде, но больше, – кто из нас пожертвовал собой, отступил в сторону, и сказал: ты пройди первым, ты будь первая, я подожду... В ответ на такой поступок, Господь мог бы дать человеку (каждому из нас, если бы мы только сумели так поступить) такую душевную тишину, такой свет, который сделал бы ненужным то, к чему мы так отчаянно стремимся. И наконец, Христос говорит этому человеку: Смотри, берегись, не согрешай больше, иначе будет еще хуже, чем то, что ты пережил... Грех, конечно, выражается словами, мыслями, поступками, волеизъявлениями; но в основе, грех – это отрыв от Бога, потому что Бог является как бы ключом нашей цельности, целостности. Если мы от Него отрываемся, то мы теряем самую возможность быть целыми. И отрываемся мы каждый раз, когда мы по отношению к другому человеку поступаем так, как не поступил бы Спаситель Христос. Он нам показал, что значит быть настоящим человеком – цельным, носящим в себе Божественную тишину и Божественную славу. Он нам показал путь; Он нас предупредил о том, что то, чего мы не сделали кому бы то ни было из наших ближних, мы не сделали и Ему; и наоборот, если мы что-либо сделали для ближнего нашего, мы Ему это сделали, потому что когда что-нибудь доброе сделано для любимого человека, то любимый никогда этого не забудет. Вдумаемся в то, что мы сейчас читали, в те намеки понимания, которые я пробовал довести до вашего сознания. Вот, доведите их до сознания, доведите до сердца, до воли, и пусть это все расцветет в живые, творческие поступки. Аминь. 28 апреля 1991 г. Неделя 5-я по Пасхе. О самаряныне Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Когда Христос разговаривал с самарянкой, Его ученики дивились: как Он может говорить с чужим человеком? Но Бог есть Бог всех: всех сотворил Господь, всех объемлет Его любовь, ко всем пришел Христос, ради всех Он жил, ради всех Он умирал, для каждого Он пережил Богооставленность, и в таинственный, страшный ад каждого человека Он вошел. Ученики еще делили людей на своих и чужих; Христос всех объемлет одной любовью. И мы призваны, будучи Христовыми, так же и относиться ко всем, ради которых пришел Спаситель на землю, ради которых Отец отдал Своего Единородного Сына на смерть.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1268...

Грех исповеданный становится меньше, а неисповеданный – больше (43,256)… Согрешающие ставят ни во что Христа, потому и грешат (43,169). Печаль о грехах спасительна, но она приносит гибель, если неумеренна (43,807). Не столько заботится диавол о том, чтобы грешили, сколько о том, чтобы не видели греха и оставались грешниками (43,115). Так как диавол прежде всех обратился ко греху, то всякий, действующий греховно, совершает его дело (43,1330). Как ехидны свое происхождение на свет сопровождают смертью матери, так и грехи, – гибелью порождающих их (48,294). Прежде падения нашего бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а после падения – жестоким (54,69). По мере того, как душа творит грех, она изнемогает от него, ибо грех расслабляет и приводит в изнеможение того, кто предается ему; потому все приключающееся с таковым отягощает его (55,92). Тело же, приобщившись греху, упокоевается в делах плотских, а Дух Божий не упокоевается в плодах его (52,117). Соделываемся грешниками не тогда, как сделаем грех, но когда возненавидим его и не раскаемся в нем (52,246). Кто погрешает по своей воле в малом и бережется от большего, тот большему подпадает наказанию, так как, победив большее, побеждать себя допустил меньшему (58,169). Как следствие грехов приходят гражданские смятения и непорядки, принося с собою возможные виды зла и вселяя в зачинщиков мятежей и мятежников князя зла, который превращает их в зверей и, без преувеличения скажу, что он тех, которыми возобладал, делает приобретшими нрав демонов (60,18)… . Не оставим никакого времени грехам, не уступим место врагу в сердцах своих, если через непрестанное памятование будем вселять в себя Бога… (1,55). СУББОТА. Ин. Зач. 31. (8,31–42) О СТРЕМЛЕНИИ К ИСТИНЕ И О ПАГУБНОСТИ ГРЕХА Кто пребывает в истине, тот подлинно и Богу всегда благоугоден, и всем людям всегда полезен, в братстве прекрасен и во всяком деле правилен (22,19). Нет ничего светлее и сильнее истины… Истина открыто предлагает себя всем желающим видеть красоту ее. Она не любит скрываться, не боится опасности, не трепещет наветов, не домогается славы народной, не подвержена ничему другому человеческому, она стоит выше всего, подвергаясь, конечно, тысячам наветов, но оставаясь непоборимой, прибегающих к ней она охраняет, как крепкою стеною, величием свой силы: не терпит скрытых убежищ, но предлагает открыто всем все, что есть в ней (39,184)…

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

ПЯТНИЦА. Ин. Зач. ЗО. (8,21–30) О ГРЕХЕ Грех есть тьма глубокая; это видно из того, что совершается безрассудно и тайно (39,49). Ничего нет постыднее греха. В этом отношении не так худо ходить в наготе, как во грехах и преступлениях (39,50). Рабство греха есть самое тяжкое и от него может избавить душу только Бог… (39,353). Не столько требуют тщания большие грехи, сколь, напротив, – малые и незначительные. Отвращаться первых заставляет самое свойство греха. А малые, по тому самому, что малы, располагают к лености и не позволяют мужественно восставать на истребление их. А потому они скоро делаются великими, если мы спим (38,857). От греха не столько получаем мы удовольствия, сколько скорби; тут и совесть вопиет, посторонние люди осуждают, и Бог прогневляется, и геенна угрожает поглотить нас, и мысли не могут успокоиться (39,603). Несмотря на то, что диавол дает нам тягостные повеления и в награду за то предлагает геенну, несмотря на то, что диавол – враг нашего спасения, мы все же больше слушаем его, чем Христа, хотя Христос – наш Спаситель и Благодетель, и предлагает нам такие заповеди, которые и приятны, и полезны, и благотворны, которые приносят величайшую пользу и нам, и тем, кто с нами живет (40,68). Многие грешат подобно содомлянам, но огненный дождь не сходит на них, потому что уготована река огненная (40,122). Каким образом, спросишь, царствует грех ? Не собственною силою, а по твоей беспечности (40,608). Грех тысячами рук охватывает наши мысли, вторгается неожиданно и терзает все, подобно псам, кусающим внезапно (41,89). Перечтем же целительные средства для уврачевания твоих язв (душевных, нанесенных грехом) и будем прикладывать все их одно за другим непрестанно: самоуничижение, исповедание, непамятозлобие, благодарение за посылаемые на тебя скорби, вспомоществование бедным деньгами и вещами и… непрестанную молитву (41,513)… Прости оскорбившему, подай милостыню нуждающемуся, смири свою душу и, хотя бы ты был величайшим грешником, ты можешь достигнуть Царствия Небесного, очищая таким образом грехи и омывая нечистоты (42,891).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Так говорит Господь самарянке:/“Если бы ты знала дар Божий,/и Кто говорит тебе: “Дай Мне воды испить,/ты бы попросила у Него,/и Он дал бы тебе напиться,/чтобы не жаждать тебе вовеки”, – говорит Господь! Слава, глас тойже:  Источник живоначалия Иисус Спас наш,/ко источнику пришед патриарха Иакова,/пити прошаше воды от жены самаряныни./Сей же неприобщительное иудеом прирекшей,/мудрый Зиждитель приводит ю, сладкими глаголы,/паче к прошению присносущныя воды,/юже и приимши всем проповеда рекущи:/приидите, видите сокровенных видца и Бога,/пришедшаго плотию, за еже спасти человека. Слава, глас 6:  Источник живоначальный,/Иисус Спаситель наш,/к источнику патриарха Иакова придя,/просил у женщины-самарянки воды испить./Когда же та о неприязни с Иудеями упомянула,/мудрый Создатель привлекает ее сладостными речами к лучшему –/к просьбе о воде вечно текущей;/и, приняв ее, она всем провозгласила, говоря:/“Придите, посмотрите на Знающего сокровенное/– Бога, пришедшего во плоти для спасения человека!” И ныне:  Преблагословенна еси: И ныне, глас 2:  Преблагословенна Ты, Богородица Дева: Славословие великое. И отпуст. Славословие великое и отпуст. Слава, и ныне, стихира евангельская, глас 7: Слава, и ныне: Евангельская утренняя стихира, глас 7 Се тьма, и рано, и что у гроба, Марие, стоиши,/многую тьму имеющи в разуме,/в нейже, где положен бысть вопрошаеши, Иисус?/Но виждь срищущася ученики,/како плащаницами и сударем воскресение обретоша,/и помянуша яже о сих Писания./С нимиже и имиже и мы веровавше,/воспеваем Тя жизнодавца Христа. Вот – тьма и раннее утро./И что у гроба ты стоишь, Мария,/с глубоким мраком в уме?/Из-за того ты ищешь, где положили Иисуса;/но посмотри на бегущих вместе учеников,/как пеленами и платом/они в воскресении удостоверились/и вспомнили писания о том./С ними и мы, чрез них уверовав,/воспеваем Тебя – жизни Подателя Христа. И поучение Студитово, и час 1. И конечный отпуст. И окончательный отпуст. НА ЛИТУРГИИ Изобразительна, блаженна гласа, глас 4: НА ЛИТУРГИИ Блаженны гласа, глас 4

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-5...

Икос: Оляденевшую мою душу прегрешений беззаконьми,/теченьми Твоих кровей напой,/и покажи плодоносну добродетельми:/Ты бо рекл еси всем, еже приходити к Тебе, Слове Божий Всесвятый,/и воду нетления почерпати, живую же и очищающую грехи,/поющих славное и Божественное Твое востание,/подая, Благий, с высоты сшедшую воистинну учеником Твоим Духа крепость,/Тебе Бога ведущим:/Ты бо еси источник жизни нашея. Икос: Душу мою, иссохшую от согрешений беззаконных,/потоками Твоей крови ороси,/и яви ее плод добродетелей приносящей;/ибо всем сказал Ты приходить к Тебе, Слово Божие всесвятое,/и воду нетления черпать, живую и очищающую грехи/тех, кто воспевает славное и божественное Твое воскресение;/подавая, Благой, с высоты воистину сошедшую силу Духа,/ученикам Твоим, признающим Тебя Богом,/ибо Ты – источник жизни нашей. Седален самаряныни, глас 4. Подобен: Вознесыйся: Седален самарянке, глас 4 Да радуется небо, да ликовствуют земная,/яко Христос от Девы явився яко Человек,/избави из истления все человечество Своею смертию:/чудесы же возсиявый жене самаряныне воды просящей,/подает источник исцелений, яко един безсмертен. Да радуется небо,/да ликует все, что на земле,/ибо Христос, явившись от Девы как человек,/избавил от тления все человечество Своею смертию;/воссияв же чудесами и у женщины-самарянки воды прося,/подает ей источник исцелений,/как единый бессмертный. Слава, и ныне: глас 4. Подобен:  Премудрости подателю и Владыко,/празднику законному предстал еси,/во святилищи сед учил еси, глаголяй сице всем:/грядите, жаждущии, пийте воду, юже Аз ныне подаю,/еюже жизни от Бога и пищи насладитеся вси человецы. Слава, и ныне, глас 4:  Премудрости Податель и Владыка,/при наступлении праздника законного/воссел Ты во святилище и учил, всем возглашая так:/“Приходите, жаждущие, пейте воду,/которую Я ныне подаю;/чрез нее Божественною жизнью и блаженством/вы, все люди, насладитесь!” Песнь 4. Ирмос: На Божественней стражи/богоглаголивый Аввакум/да станет с нами, и покажет/светоносна Ангела,/ясно глаголюща:/днесь спасение миру,/яко воскресе Христос,/яко всесилен.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-5...

После входа тропарь воскресный, глас 4 Светлую Воскресения проповедь/от Ангела уведевша Господни ученицы/и прадеднее осуждение отвергша,/апостолом хвалящася глаголаху:/испровержеся смерть,/воскресе Христос Бог,/даруяй мipobu велию милость. Радостную весть о воскресении узнав от Ангела,/и избавившись от прародительского осуждения,/Господни ученицы апостолам возглашали, торжествуя:/“Низвержена смерть, воскрес Христос Бог,/дарующий миру великую милость!” И праздника Преполовения, глас 8: Тропарь преполовению, глас 8 Преполовившуся празднику,/жаждущую душу мою благочестия напой водами,/яко всем, Спасе, возопил еси:/жаждай да грядет ко Мне и да пиет./Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе. На середине праздника/жаждущую душу мою благочестия напой водами,/ибо всем, Спаситель, Ты воззвал:/“Жаждущий пусть идет ко Мне и пьет”./Источник жизни (нашей), Христе Боже, слава Тебе! Слава, кондак самаряныни, глас 8: Слава, кондак самарянке, глас 8 Верою пришедшая на кладязь самаряныня,/виде Тяпремудрости воду,/еюже напоившися обильно,/Царствие вышнее наследова вечно, яко приснославная. Сверою пришедшая к колодцу самарянка/увидела Тебя, премудрости воду./Ею напоенная обильно,/она Царство Вышнее навеки унаследовала, славная. И ныне: Преполовения, глас 4: И ныне, кондак Преполовению, глас 4 Празднику законному преполовляющуся,/всех Творче и Владыко,/к предстоящим глаголал еси, Христе Боже:/приидите и почерпите воду безсмертия./Темже Тебе припадаем и верно вопием:/щедроты Твоя даруй нам,/Ты бо еси Источник жизни нашея. На середине праздника законного/Ты, Творец всего мира и Владыка,/возглашал присутствующим, Христе Боже:/“Приходите и зачерпните воды бессмертия!”/Потому мы припадаем к Тебе и с верою взываем:/“Даруй нам милости Твои,/ибо Ты – источник жизни нашей!” Прокимен, глас 3: Пойте Богу нашему, пойте,/пойте Цареви нашему, пойте.  Стих: Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Прокимен, глас 3 Пойте Богу нашему, пойте,/пойте Царю нашему, пойте.  Стих: Все народы, рукоплещите, воскликните Богу гласом радости.    Пс 46:7, 2

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-5...

В сем-то и состоит весь труд мой, труд легкий и удобный: во внимании, да не обладают мною греховные помышления;  «аще не обладают мною, говорит пророк, тогда непорочен буду, и очищуся от греха велика. Вонми убо себе, и снабди душу твою»  (Пс 18:14; Втор 4:9). Но если чрез долгое время поползновения укоренится страсть в человеческом сердце, и человек сделается рабом греха: то весьма трудным уже является врачевание. Неудобно отвыкнуть от плотского удовольствия и воздержаться тому, кто от юности привык плотоугодствовать. Неуповательно милостыни подаяние бедным от богатого, состаревшегося в рабстве сребролюбия. Труден пост привыкшему с младых лет к объедению и многопитию. Неудобоизлечителен всякий состаревшийся грех. И если станешь увещевать страстных и советовать им воздержаться от греха, — хочу, ответствует каждый из них, но не могу. Однако таковый ответ есть неосновательный: иное  «не могу» , а иное — «трудно» . Трудно вырвать дерево, когда глубоко вкоренится в землю; однако с течением времени искоренить не есть неудобно. Секира, мотыка, труд, так искореняют, что и знака оного более не остается. Если привыкнешь ко греху и несколько лет поработишься ему; трудно, поистине трудно исправление, но не есть неудобно. Твердая решительность, мужество духа и благодать Божия всеконечно упраздняет власть его. Человек сотворен от Господа Бога свободным и вольным. Посему хотя грех и пленит его, имеет, однако, воля его всегда свободу и произволение. Имеет человек и благодать Божию, богато и обильно содействующую произволению его и исправлению.  «Идеже бо умножися грех, свидетельствует Богоглаголивый Апостол, преизбыточествова благодать» (Рим 5:20). Раб был Закхей лихоимания и обид: но в скором времени пременив нрав свой,  «раздал пол имения своего нищим, и Аще кого чем обидел, воздал четверицею»  (Лк 19:8). Порабощен был Матфей неправде и любостяжанию мытарей: но в одно мгновение свергнул с себя иго мытничества,  «оставил вся, и последовал за Господем»  (Мф 9:9). Несколько лет служила Самаряныня своей плотской похоти: но весьма удобно и скоро, оставивши вся, соделалась ученицею Иисуса Христа. Но если представим на среду те примеры, о каковых повествует Божественное Писание и исторические представляют книги, премногие и бесчисленные обрящем таковые перемены. Посему трудно исцелиться от страсти, когда человек сам не захочет: удобно же, если он истинно сам того поищет.  Бог  хотения требует:  «Хощеши ли здрав быти?»  (Ин 5:6), таким образом говорит Богочеловек грешнику расслабленному. Если ты хочешь,  Бог  не только хочет, но и содействует и вспомогает, подая тебе силу, да приведешь к концу благого предприятия начинание. Паче же и самое хотение твое, когда Бог видит оное наклонным к покаянию, укрепляет и вспомоществует.  «Бог бо есть действуяй в вас, и еже хотети, и еже деяти » (Флп 2:13).

http://bible.predanie.ru/nedelya-8-aya-p...

Всеобщие симпатии с первых же дней своего возникновения привлек к себе Комитет Ее Императорского Высочества Великой Княжны Татьяны Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных бедствий. Вызываемые военным временем бедствия в большей или меньшей степени отозвались на всем населении России, но с особою силою обрушились они на жи- телей пограничных губерний, встретивших грудью ожесточенное нашествие вражеских сил. Сопровождаемое осквернением храмов Божиих, убийствами и истязаниями мирных жителей, поджогами деревень и городов, грабежами и порчею полей и имущества, пребывание этих полчищ всюду оставляло по себе кровавые и дымящиеся, непоправимые следы. Многие при защите своих домашних очагов погибли, оставив в бедственном положении свои семьи. Другие бежали от ужасов германского и австрийского нашествия и оказались рассеянными по всей России. Все были лишены крова, хлеба, заработка. Сознание единства между всеми входящими в состав необъятной России местностями повелительно требовало от благополучных и уцелевших протянуть свою братскую руку помощи пострадавшим и разгромленным. Необходимо было тотчас же облегчить положение тех окраин, которые понесли испытания, небывалые, невиданные живущими ныне поколениями. Необходимо было немедленно призреть осиротелых, убогих и бесприютных, накормить голодных и разоренных, дать заработок лишившимся обычных занятий. Для достижения этих высоких задач любвеобильное сердце Царицы Александры Феодоровны призвало к жизни Комитет Августейшей дочери Своей Великой Княжны Татьяны Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных бедствий. По ходатайству председателя Комитета 118 Святейший Синод разрешил Комитету всероссийский церковный сбор для оказания помощи пострадавшим от военных бедствий в 1915 году в неделю о самаряныне (пятая неделя по Пасхе) 119 . А затем для той же цели разрешен Комитету и сбор в духовно-учебных заведениях и церковных школах возможными в духовной школе способами 120 . Высочайше возложенное на Комитет Ея Императорского Высочества Великой Княгини Елисаветы Феодоровны дело по оказанию благотворительной помощи семьям лиц, призванных на войну, а также семьям убитых и увечных воинов требовало значительных средств для развития деятельности Комитета по облегчению участи обращающихся к нему за помощью лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Истинными поклонниками называет тех, которые живут по Его закону, которые не ограничивают Бога местом, как самаряне, или не чтут Его служением телесным, как иудеи, но кланяются в духе и истине, то есть душою, чистотою ума. Так как Бог есть дух, то есть бестелесен, то и поклоняться Ему должно бестелесно, то есть душою. Это означается словом « в духе».  Ибо душа есть дух и существо бестелесное. А как многие, по-видимому, поклоняются Ему душою, но не имеют о Нем истинного понятия, например, еретики, посему присовокупил: « и в истине».  Ибо должно поклоняться Богу умом, но также должно иметь и понятие о Нем истинное. Иной, быть может, скажет, что здесь сими двумя словами « в духе и истине»  намекается на две части нашего любомудрия: на деятельность и созерцание. Словом « в духе»  намекается на деятельность. Ибо, по словам божественного апостола, все водимые Духом Божиим умерщвляют дела плотские (Рим 8:13–14). И опять: « плоть желает противного духу, а дух — противного плоти»  (Гал 5:17). Таким образом, словом « в духе»  намекается на деятельность, словом же « в истине» — на созерцание. Так и Павел (1 Кор 5:8) понимает, когда говорит « с опресноками чистоты»,  то есть чистоты жизни, или, что то же, деятельности, « и истины»,  то есть созерцания, ибо созерцание занимается истиною догматического учения. И иначе: так как самаряне ограничивали Бога местом и говорили, что на этом месте должно поклоняться, а у иудеев все совершалось в образах и тенях, то против отличия самарян употребляет слово « в духе»,  так что речь имеет такой смысл: вы, самаряне, совершаете служение Богу какое-то местное, а истинные поклонники будут совершать не местное, ибо они будут служить « в духе»,  то есть умом и душою. Не будут поклоняться под образом и тенью, как иудеи, но « в истине»,  так как обычаи и обряды иудейские будут отменены. Так как закон иудейский, понимаемый буквально, был образом и тенью, то, может быть, слово « в духе»  употреблено для отличия от буквы; ибо в нас действует уже закон не буквы, а духа, ибо « буква убивает, а дух животворит»  (2 Кор 3:6).

http://bible.predanie.ru/nedelya-5-aya-p...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010