Что же надо тогда делать? Вспомнить о Божием милосердии, вспомнить эту притчу; вспомнить, что людям, работавшим один последний час, хозяин дал ту же плату, какую и тем, которые работали весь день. Помните, что Господь — Хозяин жизни человеческой; помните, что можно получить полную плату, хотя бы и на склоне жизни, если остановимся, покаемся и начнем идти по тому пути, который указал Господь и Бог наш Иисус Христос, Ему же Слава и Держава со Безначальным Его Отцом и Пресвятым Его Духом. Аминь. «Если не умалитесь как дети, не войдете в Царствие Божие». Неделя 9-я по Пятидесятнице 22 августа 1948 года. Ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них, и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18, 1–4). Это одно из самых важных слов Христа. И святые апостолы не поняли того, о чем Он сказал это слово, и они жаждали первенства в Царстве Божием. Господь Иисус Христос сказал, что тот будет первым в Царстве Небесном, кто умалится, как дитя, как то дитя, которое Он в это время обнял и посадил на Свои колени, и прибавил: «Если не будете, как это дитя, не можете войти в Царство Небесное». Вот как это важно: Господь нам указывает условие совершенно неожиданное, условие поразительное. Когда кто ставил себе примером малое дитя? Не все ли люди ставят себе примером людей выдающихся, людей высоко стоящих, людей преуспевающих в жизни, людей огромной силы воли. Их ставят себе примером для подражания, по их пути хотят идти. А Господь так поразительно, так неожиданно перечеркивает всё это: если будете ставить себе такие цели, если захотите подражать тем, кого мир считает славными и великими, — горе вам! Не войдете, не войдете в Царство Божие. Только те войдут, кто умалился, как малые слабые дети. Зачем же такое условие поставил нам Христос, зачем указал такой неожиданный пример для подражания, примером для всей жизни нашей поставил малое, крошечное дитя? Надо вдуматься, поглубже вдуматься в смысл этих удивительных слов Христа. Сердце ваше говорит вам, что глубокая, великая правда в этих словах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

А от Господа Иисуса Христа получил он воздаяние за кротость сердца своего, воздаяние, какое возможно было только для Сына Божия, ибо услышал расслабленный от Него приказ, какой мог дать только Господь и Спаситель наш Иисус Христос: «Встань, возьми постель твою и ходи» (Ин. 5, 8). Вспомним написанное в четвертой главе Евангелиста Матфея: «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их» (Мф. 4, 23–24). Почему обо всем этом множестве чудес Христовых так коротко повествует или даже только упоминает Евангелист Матфей? Почему Апостол и Евангелист Иоанн Богослов так подробно написал об исцелении расслабленного в купальне близ Овечьих ворот, и этому чуду посвящается четвертая неделя Святой Пятидесятницы? Потому, думаем мы, что в Божественном свете Воскресения Христова последние чудеса Его, особенно такие яркие как исцеление расслабленного, воспринимаем мы гораздо более глубоко, чем более ранние чудеса Христовы, в которых Он также являл Себя миру как величайший Чудотворец; потому, чтобы с особенной силой запечатлелся в наших сердцах образ страдальца — расслабленного, сумевшего 38 лет хранить всю силу надежды на милосердие Божие. Вифезда — Дом Милосердия — представляется нам не как место чудесных исцелений больных телом, а как грешный мир, требующий исцеления духовного, которое и было целью воплощения Сына Божьего, Его проповеди и безмерной спасающей силы Его Голгофского Креста. Отдадим же всецело сердца наши Спасителю нашему от власти греха Господу Иисусу Христу и с Его всесильной помощью пойдем в далекий путь, ведущий в Царство вечной славы, покоя и радости, хотя бы и труден был этот узкий и каменистый путь. Аминь. 1958 г. В Неделю о самарянине В книге пророка Исаии читаем великой важности слова, внушенные ему Духом Святым: «Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня» (Ис. 65, 1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

«… Я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью» (абие не приложихся плоти и крови). Здесь он указывает на апостолов, называя их по естеству. Но если он говорит это и о всех людях, мы не противоречим и этому. и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Если кто будет рассматривать эти слова в отдельности, может подумать, что они исполнены великого хвастовства и совершенно не согласны с духом апостольским. В самом деле, решать что-нибудь самому с собою и никому не открывать своих мыслей — может быть принято за гордость. «Видал ли ты, — сказано, — человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него» (Видех мужа, непщевавша себе мудра быти, упование же имать безумный паче его) (Притч 26:4, 12); и: «Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!» (горе, иже мудри в себе самех и пред собою разумни) (Ис 5:21); и сам (Павел) говорит: «не мечтайте о себе» (не бывайте мудри о себе) (Рим 12:16). Итак, кто слышал подобные наставления от других и сам учил тому же других, не мог, конечно, впасть в такое самомнение, — не только Павел, но и какой-нибудь (простой) человек. Но, как я сказал, это изречение, будучи рассматриваемо в отдельности, может ввести в сомнение и поколебать некоторых из слушателей; если же мы приведем причину, по которой это было сказано, то все будут рукоплескать и удивляться сказавшему. Итак, сделаем это. Ведь не должно рассматривать отдельно взятые слова, так как это повлечет за собою много погрешностей; равным образом не должно исследовать и отдельно взятого изречения, но необходимо обращать внимание на намерение пишущего. И в наших разговорах, если мы не будем употреблять этого способа и доискиваться истинной мысли говорящего, то мы возбудим много недоразумений, и весь смысл речи извратится. Да и что говорить о словах, когда и в делах, раз мы не будем следовать этому правилу, все придет в совершенный беспорядок? В самом деле, и врачи режут тело и рассекают некоторые кости, но то же самое делают часто и разбойники.

http://bible.predanie.ru/nedelya-31-aya-...

«… И призвавший благодатью Своею» (и призвавый благодатию Своею). «Бог, — говорит он, — призвал его за его добродетель». «Он есть Мой избранный сосуд, — сказал Он Анании, — чтобы возвещать имя Мое перед народами» (Сосуд избран Ми есть пронести имя Мое пред языки и царьми) (Деян 9:15), то есть, «он способен для служения и совершения великого дела». Такую причину призвания его указывает (Бог); сам же (апостол) везде приписывает все благодати и неизреченному человеколюбию Божию, говоря так: «Но я помилован не потому, что я способен был или достоин, но для того, чтобы во мне Он показал все долготерпение в пример тем, которые будут веровать в Него в жизни вечной» (1 Тим 1:16). Видишь ли высоту смирения? «Для того я, — говорит он, — и помилован, чтобы никто не отчаивался, после того, как худший из всех людей удостоился человеколюбия Божия». Ведь именно это хочет показать он словами: «для того, чтобы во мне показал все долготерпение в пример тем, которые будут веровать в Него». открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, — я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, А Христос в одном месте говорит: «Никто не знает Сына, кроме Отца, и никто не знает Отца, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф 9:27). Видишь ли, что и Отец открывает Сына, и Сын Отца? Тоже самое происходит и по отношению к славе. Сын прославляет Отца и Отец Сына: «Прославь Меня, — говорит Он, — чтобы и Я прославил Тебя»; и еще: «как Я прославил Тебя» (Ин 17:1–4). Но почему Он не сказал: «явить Сына Своего мне», но — «во мне»? Для того, чтобы показать, что он не только чрез слова узнал то, что относилось к вере, но и преисполнился Духа Святого, потому что, когда откровение озарило его душу, он имел в себе говорящим и Христа. «… Чтобы я благовествовал Его язычникам» (да благовествую Его во языцех). Не только самое обращение его к вере, но и призвание (к апостольству) было делом Божиим: «Ведь Он открыл мне Себя с тою целью, чтобы я не только познал Его, но возвестил о Нем и другим». И он не сказал просто — «другим», но: «чтобы я благовествовал Его язычникам» (да благовествую Его во языцех), уже этим самым предуготовляя немалое основание для своей защиты именно от самого происхождения учеников. Ведь для него не одинаково являлось необходимым проповедовать иудеям и язычникам.

http://bible.predanie.ru/nedelya-31-aya-...

Неделя 29-я Лк.17:12–19 Кол.3:4–11 Однажды, когда Господь входил «в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали, и громким голосом говорили: Иисус Наставник, помилуй нас»! Они не просили исцеления, но просто просили милости. Люди по разным причинам так обращаются к Богу. Или – от совершенной веры, когда все готов принять, как Божью милость. Или – от малой веры, когда страшно потерять и ее, если не получишь просимого. Ну а когда просят многие одновременно, то один Бог знает, у кого какая вера, и по чьей вере дается всем. Так просили и прокаженные. Веры им хватило назвать Иисуса только «наставником». И Господь по их малой вере так им и ответил: «Пойдите, покажитесь священникам». И они пошли. И пошли, наверное, тоже с разными чувствами. Кто с робкой надеждой, а кто и с разочарованием. И вдруг по дороге начали совершаться чудеса: один за другим, а может быть, и все одновременно, – «когда они шли, очистились». Очистились, и… пошли дальше! И только один «из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его». Но почему же не пришли остальные? «Не десять ли очистились? Где же девять»? Трудно представить, чтобы, все вместе получив исцеление, они могли допустить, что это – простое совпадение. Скорее всего, некоторые размышляли так: «зачем возвращаться? Виновник всего – Бог. А Он – на всяком месте. Достаточно даже на ходу воскликнуть: «слава Тебе, Боже»! – И довольно, и Он услышит. Так, успокоив совесть, избавили себя от труда обратного пути. А иные, может быть, рассуждали так: «По Его слову я исцелился. Но разве Он велел мне вернуться и благодарить? Он велел идти и показаться священникам, что я и выполняю, строго по Его словам». В первом случае простая леность хочет оправдать себя благочестивыми рассуждениями. Да, Бог на всяком месте. И хорошо, что мы в это верим. Но вера без дел мертва. И благодарить надо делами. В данном случае – вернуться, пройти обратный, может быть, и немалый путь. Во втором случае видим послушание не по разуму. Но вы же именно к Иисусу обращались, именно у Него просили исцеления? Получили? Значит, надо именно к Нему вернуться, именно Его поблагодарить, а потом и идти к священникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Мф.19:30 .   Многие же будут первые последними, и последние первыми. Здесь Христос указывает на иудеев и язычников. Те, будучи первыми, сделались последними, а язычники, которые были последними, стали первыми. Чтобы ты ясно уразумел о том, что говорится, Он приспособляет к этому и следующую притчу. Ин.10:9 .  Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Кто Мною, дверью, войдет и приведется к Отцу, и станет Его овцою, тот спасется, и не только спасется, но и получит великую неустрашимость, как и Господь, и Владыка. Ибо это обозначает словами «и войдет, и выйдет». Так и апостолы смело входили и выходили пред повелителей, и выходили радостными и непобедимыми ( Деян. 5, 41). «И найдет пастбище»,  то есть обильную пищу. И иначе: так как наш человек двойствен, по выражению апостола Павла,  «внутренний и внешний» ( Рим. 7, 22;  2Кор. 4, 16), то можно сказать, что входит тот, кто заботится о внутреннем человеке, и тот опять выходит, кто члены, которые на земле, и  «дела плотские умерщвляет» во Христе ( Рим. 8, 13). Такой найдет пастбище и в будущем веке, по сказанному: «Господь пасет меня, и ни в чем не будет у меня недостатка» ( Пс. 22, 1). Ин.10:10 .  Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтоб имели жизнь и имели с избытком. Так как приставшие к Февде и Иуде, и прочим отступникам были убиты и погибли, то прибавил:  «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить», называя ворами их и подобных им.  " А Я, – говорит, –  пришел для того, чтобы имели жизнь». Они убивали и погубляли своих последователей, а Я пришел, чтобы жили и имели нечто большее, именно: причастие Святаго Духа, под чем нужно разуметь и Царство Небесное. Итак, во Христе все имеют жизнь, ибо все воскреснут и будут жить; а праведники получат и нечто большее, именно: Царство Небесное. Ин.10:11 .  Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. Потом ведет речь и о страданиях и говорит:  " Я жизнь  (душу)  Мою полагаю за овец», – выражая сим, что Он идет на страдания не по принуждению, а добровольно. Словом  «полагаю» показывает, что никто ее не отнимет у Меня, а Я Сам отдаю ее.

http://bible.predanie.ru/Nedelya-1-aya-p...

Мф.10:38 .   и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. (Ср.  Мк. 8:34;  Лк. 9:23, 14:27). Реальный смысл этого изречения вполне понятен. Следовать за Христом, значит прежде всего взять крест. Здесь в первый раз в Евангелии Матфея буквальная речь о кресте. Спаситель Сам уже нес в то время этот крест втайне. Несение креста другими предполагается добровольным. Буквально понимать это выражение нет никакой надобности. Под крестом имеются в виду вообще страдания. Выражение это встречается еще у  Мф. 16:24. Мф.19: 16–30. Богатый юноша. Мф.19:27 .   Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? (Ср.  Мк. 10:28;  Лк. 18:28). Здесь очевидная ссылка на 21-й стих. Если для следования за Христом нужно было оставить все, то Петр и другие ученики именно это и сделали. Порядок их действий был именно такой, какой указан Самим Христом в 21-м стихе. Сначала оставление всего, а потом следование за Христом. Апостолы, правда, не походили на богатого юношу, у них не было большого имения. Но если принять, что степени богатства бывают разные, что один бывает богат, имея в запасе сто рублей, тогда как другой бывает беден и при тысячах, то Петр имел полное право утверждать, что ученики не только оставили все, но даже оставили и все свои богатства. Мф.19:28 .   Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. (Ср. ( Лк. 22:28–30), где речь отличается другим характером и в другой связи). Слово «пакибытие» показывает, что новое существование людей непременно настанет в таком или ином виде. Земное состояние есть одно бытие, за гробом – другое. Это последнее и есть «пакибытие». Слово это ( παλιγγενεσα) употреблено только два раза в Новом Завете, здесь у Матфея и еще в Послании к Титу ( Тит. 3:5). Выражения  " сядет " ,  " сядете " , конечно, образные, и их нельзя понимать в буквальном смысле. Слово  " судить "  также образное, подразумевает, по семитическому употреблению, «господство», «власть» (ср.  Откр. 20:4).

http://bible.predanie.ru/Nedelya-1-aya-p...

Знаю я одного человека во Христе. Четырнадцать лет назад (в теле это было — не знаю, или вне тела — тоже не знаю: это знает только Бог) был он восхищен до третьего неба. И знаю я об этом человеке (в теле или без тела — не знаю: это знает только Бог), что был он восхищен в рай, где услышал неизреченные речи, которые нельзя даже рассказать никому из людей. Вот таким человеком я и буду хвалиться. Собою же хвалиться не буду, разве только моими немощами. Впрочем, если бы и захотел хвалиться, то не был бы безумцем, потому что я говорил бы истину. Но я воздерживаюсь, чтобы меня не сочли выше того, что видят во мне или слышат от меня. И это при таких чрезвычайных откровениях! Вот потому, чтобы я не превозносился, и была дана мне в плоть некая заноза, ангел сатаны, который изводит меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа избавить меня от него. Но Он сказал мне: «Моей благодати тебе достаточно, ибо сила Моя совершается в немощи». Потому я охотнее всего буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Нигде в Писании глагол «хвалиться» не встречается так часто, как во Втором послании к Коринфянам. О том, что человек выглядит смешно, когда он хвалится своими несуществующими достоинствами, люди знали всегда. Однако древний мир не считал смешным и безумным, когда человек хвалился своими действительными достоинствами. Сильный хвалился своей силой, богатый — своим богатством, родовитый — своим происхождением, праведные фарисеи — своей праведностью. Правители и полководцы, богачи и спортсмены, художники и философы — все раздувались от гордости. И народ благоговейно или с завистью соглашался с такой похвальбой. Такова была традиция — хвалиться. Ведь это были люди, «не имеющие надежды» (1 Фес 4:13). В самом деле: перед лицом неизбежной смерти — что еще оставалось человеку, как не добиваться хотя бы какой-то отрады и славы в этом мире? Разумеется, даже язычники время от времени сознавали как безумие похвальбу смертного на виду у сонма бессмертных богов, считая ее пороком и дерзостью.

http://bible.predanie.ru/nedelya-19-aya-...

Иисус Христос решительно противился преданию старцев, которого придерживались (и ныне придерживаются) книжники и фарисеи. Христос решительно отклоняет предание старцев именно потому, что оно приводило людей к нарушению Закона и забвению Слова Божия (Мрк. 12и далее). Но к самому Закону Христос относился иначе: Он соблюдает его. Он, прежде всего, приводит различные предписания Закона в правильный порядок, и этот порядок сильно отличается от той иерархии ценностей, которую установили книжники и фарисеи, ради сохранения второстепенного, пренебрегшие главным, именно: справедливостью, милосердием и искренностью ( Матф. 23:13–28 ). «Древнее прошло, теперь все новое», ибо «во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание»; «кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор. 5 ; Гал. гл. 6). С пришествием Христа рушилось основание для прежней похвальбы иудеев – рушилась их уверенность в том, что они оправданы Законом Моисеевым: ныне дан Новый Закон – закон веры во Христа, которым единственно человек оправдывается пред Богом. С пришествием Мессии-Христа, народ Божий перестал быть в подчинении «детоводителю». Христос есть «конец Закона» ( Рим. 10:4 ); Он дает верующим доступ к праведности от веры ( Рим. 10:5–13 ). «Я есть дверь: кто войдет Мною, тот спасется». «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком», (Иоан. гл. 10) – говорит Господь. И когда возник вопрос: остается ли в силе, остается ли обязательным для ищущих спасения, для ищущих оправдания пред Богом, Закон иудейский, Апостолы решительно отвергли его, считая бессмысленным принуждать язычников «иудействовать», подчинять их закону иудейскому (Деян. гл. 15; Гал. гл. 2). Роль Закона закончена и, подобно Аврааму, отцу всех верующих, христиане оправдываются верою, независимо от Закона. Вера это – дар Божий. Когда язычники обращались ко Христу, Сам Бог, как свидетельствует книга Деяний Апостолов, «очищал сердца их верою » и, уверовав, язычники получали дар того же Духа Святого, что и верующие иудеи. Верующий человек всегда помнит слова ап. Иакова: «вера без дел мертва». Его уму и сердцу созвучны слова Спасителя нашего: «ищите, прежде всего, Царствия Божия и правды его», слышанные в Евангелии нынешнего дня. И он сознает, что христианина обязывает нравственный идеал, данный Христом в заповеди о любви к Богу и о любви к ближнему, как самому себе, идеал осуществленный земной жизнью Господа нашего Иисуса Христа и ставший для всех «законом Христовым». Аминь. Неделя 3-я по Пятидесятнице

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим». Это первая заповедь. И вторая: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37, 39). Невозможно, возлюбив Бога, не любить ближнего; невозможно, любя ближних, не любить Бога. Святой апостол Иоанн говорит: «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20). Пример двух великих святых учит нас, что пути человеческие могут быть разными, но они могут соединиться в один путь христианской жизни, основанной на исполнении заповедей Христа о любви к Богу и к ближним. И если мы встанем на такой путь, то он приведет нас туда же, куда привел преподобного Сергия и святую преподобномученицу Елизавету — в Царство Небесное, в обитель Святой Троицы — Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Изгнание Бесов. Неделя 5–я по Пятидесятнице В евангельском чтении, которое мы только что слышали, говорится об изгнании Господом бесов из людей, которые долгое время были одержимы ими. В Евангелии много подобных историй. И всякий раз, читая их, мы задаемся вопросом: какое отношение это имеет к нам? Оказывается, что самое прямое, потому что, как и во времена Иисуса Христа, люди сегодня подвергаются нападениям со стороны бесов. В жизни человечества с тех пор изменилось многое, а в жизни бесов не изменилось ничего. Они все так же коварны, хитры, и все так же прилагают усилия, чтобы воспрепятствовать нашему спасению. Люди по–разному относятся к бесам. Одни вообще не верят в их существование, другие, наоборот, их страшатся и всюду видят для себя угрозу сглаза, порчи и тому подобного. Мы должны помнить, что если мы православные христиане, если мы исповедуемся и причащаемся Святых Христовых Тайн, носим на себе крест Христов и осеняем себя крестным знамением, если живем в соответствии с Евангелием и исполняем заповеди Божии, то ничто из этого нам не страшно, ничто бесовское не может нас коснуться, потому что мы прочно защищены щитом веры, щитом Христовым, который не позволит ни одной из стрел, посланных бесами, поразить нас.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=870...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010