Наталья Кирюханцева 30 ноября 2017, 21:10 Спасибо Ольга Игнатьева-Иванова 3 марта 2017, 09:46 Батюшки! дай Бог вам здоровья. Екатерина Курова 26 февраля 2017, 20:40 Спасибо за замечательные советы! Екатерина 26 февраля 2017, 19:21 Большое спасибо за полезную информацию! Из каждого текста взяла для себя близкое моему сердцу! Записала, буду читать во время Великого поста. Обязательно поделюсь с ближними, многие не понимают,что такое пост и для чего он нужен. Низкий поклон всем батюшкам! Помогай нам, Господи. C Постом приятным. Алексей 17 марта 2016, 09:18 Здравствуйте! Мне 40 лет и я в этом деле новичок. Было много вопросов и сомнений. После прочтения получил ответы на многие вопросы. Написано легким и доступным языком. Спасибо большое ! Харитон 15 марта 2016, 14:46 Да, отец Андрей, как всегда, душевно и по существу с тонким юмором. Особенно про инфозависимость. Спаси Господи! Андрей 14 марта 2016, 17:41 Мне очень помогает приложения " Великий канон аудио " (не ставлю цель рекламы) Юлия 14 марта 2016, 17:20 Юлия . Спасибо , что помогаете бороться и не сдаваться в наше нелегкое время. Стало гораздо спокойнее на душе и легче после таких обращений и слов .Сегодня первый день Великого поста, всего лишь первый день, а так трудно оттолкнуть от себя вредные привычки, чёрные мысли и лень. Спаси, Господи . Галина 14 марта 2016, 15:57 Спаси Господи всех батюшек за советы по проведению Великого поста! Очень своевременная и полезная информация, а самое главное, что в статье каждый христианин может взять для себя то, что подходит именно ему, сообразуясь с условиями, в которых он находится. Обращения к нам, немощным, написаны с любовью и пониманием проблем современных жителей мегаполисов.Благодаря статье стало понятно, на что сделать акцент в духовной составляющей поста, и как правильно отнестись к тому, что другие члены семьи невоцерковлены. Всем желаю провести этот Великий пост с пользой для души и еще больше укрепиться в православной вере! С уважением, Галина. Надежда 14 марта 2016, 12:48

http://pravoslavie.ru/45090.html

Память о мытаре и фарисее указует нам ПУТЬ – СМИРЕНИЕ, ПОКАЯНИЕ, настраивает на молитву. «Боже, милостив буди мне грешному!» Неделя о Блудном сыне 2. Притча о блудном сыне дает нам утешение, что Отец небесный ждет нас. И направление пути – к Богу. 136 псалом поется на богослужениях этой недели – «На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона.» — найти изображение этого сюжета можно у источника воды. Вода, как мы помним, символизирует «воду живую», о которой говорит нам Евангелие. Можно спросить детей – почему такие грустные сидят эти люди у реки? О чем они грустят? А почему рядом скрипки и они не играют на них? И через детские размышления мы наводим их мысль на толкование и суть этого псалма, который учит нас останавливать грех уже в его зачатке («блажен, кто имет и разбиет младенцы твои о камень» и стремление и надежду вырваться из плена греховного. Неделя о Страшном Суде 3. Масленичная неделя одновременно символизирует и воспоминание о райском блаженстве - и скорбь о потере его, поэтому и памятуем о Страшном Суде и вспоминаем плач Адамов. Встречи с родственниками, которые у нас «прописаны» в народных традициях должны нас настроить на примирение с нашими ближними! На любовь к ним и желание послужить людям. А через это – к желанию послужить Богу. Поэтому и сочетаются в народе и масленичные гуляния веселые и уже строгие богослужения с земными поклонами и чтением молитвы Ефрема Сирина . И все это изображено в одной «связке», как подножие и основание поста, это — ступени, ведущие нас к вхождению в пост.  Также тут можно рассказать детям об интересной параллели — мы в православной традиции именуем Великий Пост — весной духовной и ждем Светлое Христово Воскресение — Христа, Солнце Истины . Потому что мы знаем, что Господь управляет миром. Он побеждает беспорядок во вселенной и устанавливает порядок. А в языческих весенних традициях — мы видим “заклички весны” и “зазывание солнца”; но не в духовном, а в самом земном натуральном смысле. Но схожесть «ожиданий» — даже здесь, как одно из подтверждений того, что наша душа по природе христианка и тянется к Свету.

http://azbyka.ru/deti/interaktivnyj-kale...

Среда утром: (1) . Пс. 3,62 и 133 (2) . XXXVII антифон (3) . XXXVIII (4). XXXIX (5). XL (6). XLI (7). XLII (8). XLIII Дан. 3,57–88 Пентик.: От греха моего очисти мя , Господи , и благоутробия Твоего сподоби , Спасе многомилостиве. Четверг утром: (1) . Пс. 3,62 и 133 (2) . XLIX антифон (3) . L (4) . LI (5) . LII (6) . LIII (7) . LIV (8) . LV Дан. 3,57–88 Пентик.: Глубину согрешений моих Ты знаеши , Господи, подаждь ми руку яко Петру и спаси мя. Суббота утром: Все как неделя А, кроме: Пентик.: Свет возсиявый Богородицею , помилуй нас. Суббота вечером: Все как неделя А, кроме: Кекраг.: Живоносное Твое возстание , Господи, славим. Воскресенье утром: Все как неделя А; уточняется «см. Великое славословие в конце книги». При сопоставлении этих афинских рукописей с древними патриаршими евхологиями возникает впечатление, что они дополняют друг друга. В этих музыкальных антифонариях мы находим те восемь антифонов, которые предполагались молитвами Евхология. Правда, общий закон восьми антифонов находит в антифонариях некоторые исключения; так мы встречаем: 1) в воскресенье вечером недели А: только 2 антифона, 2) в пятницу вечером недели А: 10 антифонов. 3) в субботу утром: 9 антифонов, 4) в воскресенье утром: 4 антифона, 5) в понедельник и вторник вечером недели В: 6 антифонов, 6) в среду вечером недели В: 7 антифонов, и 7) в пятницу вечером недели В: 6 антифонов с повторением одного из них. Как мы уже сказали, случай 1) не порождает никакого затруднения. В Вечерне и Утрене больших праздников, как видно из Типикона, сохранялись только первый и последний антифон. К тому, на Утрене отсутствует вход во время последнего антифона, так как служба начиналась не на паперти, а прямо на амвоне, в середине храма, быть может из-за большого стечения народа. Также на Вечерне Великого Поста не было других антифонов, кроме первого и последнего. Случай 4) тоже легко объясняется. В III главе этого сборника (стр. 115) мы воспроизвели описание воскресной Утрени по Песненному носледованию, сделанное архиепископом Симеоном Солунским .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   „Разногласие», говорит Сократ, „касается не только числа постных дней, но и понятия о воздержании от яств; потому что одни воздерживаются от употребления в пищу всякого рода животных, другие из всех одушевленных употребляют только рыбу, а некоторые вместе с рыбою едят и птиц, говоря, что птицы, по сказанию Моисея, произошли также из воды. Одни воздерживаются даже от плодов и яиц, другие питаются только сухим хлебом, некоторые и того не принимают, а иные, постясь до девятого часа, вкушают потом всякую пищу». Созомен, вообще повторяющий Сократа, не отмечает этой разницы в пощении Четыредесятницы, указывая лишь на разницу в продолжительности ее.    Т. о. очень скоро после того, как было принято в Церкви, в качестве одной из возможных форм пощения, воздержание от мяса, было делаемо исключение для некоторых родов мяса, при этом не только для рыбы, как теперь, но и для птиц. Но последнего рода исключение, как не имевшее для себя никаких оснований, скоро отпало, а осталось только первое. В дозволении употреблять рыбу в пост могли руководиться следующими соображениями: 1) проклятие Божие по грехопадении направлено было именно на землю, а не на воды и их обитателей; 2) рыбы принадлежат элементу, с которым связано крещение; 3) в истории творения сказано: „Дух Божий носился над водою“.    Теперь церковной практике поста нужно было установить определенное отношение к другим продуктам питания, именно яйцам и молоку. В этом отношении тоже были „разногласия» и колебания, о которых, как видели мы, упоминает и Сократ. По его словам в Четыредесятницу (точнее, вероятно, в дни ее менее строгого поста,— в субботу и воскресенье) некоторые „воздерживаются даже от плодов и яиц». Очевидно, во времена историка не полагалось еще различия между лицами и овощами в отношении поста.    Судя по тому, что в римско-католической церкви и ныне молоко и яйца считаются постным кушаньем и дозволяются по крайней мере в воскресенья Великого поста, можно думать, что такой обычай был издавна принят в этой церкви. Кроме нее такая практика была принята в Армянской церкви. Эта практика осуждена была Трулльским собором, причем, в качестве следующих ей названы только армяне. Но так как правило собора осуждает римских христиан только за пост в субботу, можно думать, что ко времени собора эта практика была оставлена и в Риме, если существовала там раньше, а затем, — ко времени разделения церквей, — восстановлена. Памятником ей в Православной Церкви осталась Сырная неделя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Канон: воскресный на 4, Крестовоскресный на 2, Богородице на 2 и Триоди 9 на 6. На практике к канону Триоди используется припев «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Катавасия рядовая по Уставу. В последовании Недели о мытаре и фарисее сказано, что поется катавасия «Отверзу уста моя…». Однако в Марковой главе 11 января («Подобает ведати о сем, како восходит Неделя о мытари и фарисеи») говорится о пении катавасии «Глубины открыл есть дно…», а в Марковых главах 30 января и 2 февраля – о катавасии «Сушу глубородительную…». Следовательно, Неделя о мытаре и фарисее не имеет собственной катавасии, но поется катавасия рядовая. Если говорить более конкретно, то в период с 11 по 14 января поется «Глубины открыл есть дно…», с 15 января по 9 февраля – «Сушу глубородительную…» (это – основная катавасия для данной Недели), с 10 по 15 февраля – «Отверзу уста моя…». По 3-й песни: седальны Триоди. По 6-й песни: кондак 10 и икос Триоди Отметим, что кондак и икос Октоиха, начиная с Недели о мытаре и фарисее, опускаются на протяжении всего периода Триоди вплоть до Недели Всех святых (исключения – Недели 4-я и 5-я Великого поста). По 9-й песни: «Свят Господь Бог наш», эксапостиларий евангельский; «Слава»: светилен Триоди; «И ныне»: Богородичен Триоди. Стихиры на «Хвалите...»: стихиры Октоиха на 4, стихиры Триоди на 4 11 (последние два припева – обычные стихи 9-го псалма, которые употребляются в воскресные дни); «Слава»: стихира Триоди; «И ныне»: «Преблагословенна еси…». По славословии: тропарь воскресный конечный. Отпуст дневной воскресный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…» и с поминанием святого храма, но без поминания рядового святого Минеи, служба которого переносится на повечерие в пятницу вечером. По отпусте «Слава, и ныне» – стихира евангельская. Начиная с Недели о мытаре и фарисее и вплоть до Недели Всех святых евангельская стихира всегда поется перед 1-м часом (исключение – Неделя 3-я по Пасхе). На часах Тропарь воскресный и кондак Триоди – на всех часах. Литургия «Блаженны» на 10: Октоиха на 6 и 6-я песнь канона Триоди на 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

2/14 апреля 1899. Пятница пятой недели Великого Поста. Согласно приглашению третьего дня от адмирала Дубасова, был сегодня на обеде на крейсере «Россия» в семь часов вечера. Разумеется, не так, как третьего дня у Санномия, – не позаботились приготовить что- либо постное. В половине обеда только адмирал счел нужным извиниться: «Я и забыл, что сегодня пятница!» Но совершенно забыл и в момент извинения, что ныне уже пятая неделя Великого Поста, тогда как в доме язычника Санномия знали и подумали о том. К счастью, я не обедаю никогда и потому без убытка для себя мог ответить адмиралу: «О, не беспокойтесь! Я не имею обычая обедать и приехал только засвидетельствовать почтение Вам» и просидеть праздно за обедом, наслаждаясь лишь прекрасной музыкой, которая играла все время. На пути в Йокохаму, в вагоне, прочитал записку адмирала, которую вез и читал секретарь Посольства Поклевский. Суть – воинственное расположение к Японии; «мы-де должны завладеть Кореей, которая нужна по поводу нашего богатырского роста, но которую так взять нам Япония не даст, ибо ей Корея нужна для более серьезных целей (для обитания и пропитания по причине тесноты дома) " … Впрочем, пишет гладко и приятно – а потому спать пора – черчу усталый, в первом часу ночи, вернувшись из Йокохамы, в дождь. 3/15 апреля 1899. Суббота пятой недели Великого Поста. Совесть укоряет за то, что вчера осудил в душе адмирала за несоблюдение поста. Господь с ними! У самого больше грехов. Прости, Господи! Нужно смотреть на хорошую сторону людей, а худую, если ее нельзя исправить, не замечать. Хорошего же у наших моряков сколько! Как они трудятся для Отечества! На моей памяти флот от таких судов, как «Посадник» и «Наездник», которые я видел в 1861 году, дошел до «России», этого удивительного стального города, чуть не с тысячею обитателей и, по-видимому, совершенно неуязвимого. Кто ж, как не моряки делают все это? И вчера мы, береговые гости, вернувшись, легли спать, а они, оба судна – «Россия» и « Владимир Мономах » – в десять часов вечера, в дождь и темень, пошли в море. Как прекрасен был мой земляк, капитан Доможиров, в непромокаемом пальто на палубе под дождем, когда мы прощались с ним! Целую ночь он не сомкнет глаз; стоя на мостике, чтобы беречь свою великолепную «Россию» от всякой опасности. А адмирал разве не прославил русский флот своим самоотверженным подвигом в войну с турками? И ныне разве он мало потрудился над устройством «Порт-Артура»? Разве не потрудился и над запиской, которую я вчера читал и в которой столько прекраснейших мыслей и удивительно собранных статистических данных? Положим, его идея о необходимости войны с Японией не выдерживает серьезной критики (если только не выдерживает), но источник ее – патриотизм, которому нельзя отказать в полном сочувствии и уважении…

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Вторник, утреня. Стихира 1-я на стиховне: «Вскую, унывающи, душе моя, греху работаеши?» Уныние, производя расслабление духа, заставляет человека жить по плоти или гордости. Посему при отсутствии борьбы с ним оно непременно сопровождается грехом для унывающего. Но и само оно есть следствие греховного состояния, составляя как бы одно с ним. Поэтому оно и есть грех . А так как грех может быть очищен только благодатию Божиею, то и с унынием можно бороться только молитвою. 1925 г. Седмица 4-я Великого поста Среда, вечерня. Стихира 1-я на «Господи, воззвах» : «Благих напряжение множайшее благодеяние творит» . То есть понуждение себя к добру с напряжением сил приносит много добра всему человеку. Седмица 5-я Великого поста Среда, утреня, 2-я стихира на стиховне в конце: «Разбойническими помышленьми уязвився окаянный, и еле жив бых, Господи, пророческий же лик презре еле жива видев суща и хитростьми человеческими неисцелена» . Священник и левит в притче о милосердном самарянине отнесены здесь к пророческому лику. Значит, если ветхозаветному священству дана была благодать освящения и учительства, то тем несравненно более таковая присуща новозаветному. Стихира 3-я мученична на «Господи, воззвах» на вечерне в ту же среду: «…мечем бо преклониша выи, Тебе ради преклоншаго небеса и сошедшаго: излияша кровь свою Тебе ради истощавшаго Себе, и зрак рабий приимша: смиришася до смерти, нищету Твою подражающе» . Пострадать за Христа значит понести с Ним вместе Его поношение и уничижение. Там же, стихира 17-я по «От стражи утренния» : «Езеро иссушивый страстей, кровоточивыя прикосновением ометов Твоих» . Кровотечение женское есть знак плотского страстного состояния; тело не подчиняется духу, но расслабляется от колебания души между ним и грехом. От того же могут происходить истечения и жижи, особенно у мужчин, если, конечно, последнее не от природы. Неделя 5-я поста. Стихиры на стиховне, стихира на Славу: «Помысла прегрешения молчанием обучения подавила еси...» При обучении добродетели, пребывая в молчании языка и ума, уничтожаем грехи мысли. Седмица 6-я Великого поста

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Скачать epub pdf Неделя 2-я Великого поста Прокимен, глас 5: Ты, Гóсподи, сохраниши ны, и соблюдéши ны от рóда сегó и во век. Стих: Спаси мя, Гóсподи, яко оскудé преподóбный. Прокимен, глас 1: Устá моя возглагóлют премýдрость, и поучéние сéрдца моегó рáзум. Ко еврéем послáния святáго апóстола Пáвла чтéние В начáле Ты, Гóсподи, основáл зéмлю, и небесá – дéло рук Твоих; они погибнут, а Ты пребывáешь; и все обветшáют, как риза, и как одéжду свернёшь их, и измéнятся; но Ты тот же, и летá Твои не кóнчатся. Кому когдá из áнгелов сказáл Бог: седи одесную Меня, докóле положу врагóв Твоих в поднóжие ног Твоих? Не все ли они суть служéбные духи, посылáемые на служéние для тех, котóрые имéют наслéдовать спасéние Посемý мы должны быть осóбенно внимáтельны к слышанному, чтóбы не отпáсть. Ибо, éсли через áнгелов возвещённое слóво было твёрдо, и всякое преступлéние и непослушáние получáло прáведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадéв о столь великом спасéнии, котóрое, быв сначáла проповéдано Гóсподом, в нас утвердилось слышавшими от Негó. ( Евр 1:10–2:3 ) Перевод архимандрита Ианнуария Брáтия! Скáзано ещё: «Ты, Гóсподи, в начáле зéмлю основáл, и небесá – делá Твоих же рук. Они погибнут, Ты же остаёшься. И стáнут все, как вéтхая одéжда. И, как накидку, Ты свернёшь их, И, как одéжду, поменяешь. Но Ты всё тот же, и Твои гóды никогдá не прекратятся». Но кому из áнгелов Он когдá-либо сказáл: «Сиди одесную Меня, докóле врагóв Твоих не положу поднóжием ног Твоих»? Рáзве все они не служéбные духи, котóрых Бог посылáет служить тем, кому предстоит наслéдовать спасéние? Вот почемý нам дóлжно ещё крéпче держáться тогó, что мы услышали, не то нас мóжет унести течéнием. Ведь éсли слóво, возвещённое через áнгелов, вступило в силу, так что всякое преступлéние и непослушáние получáло справедливое возмéздие, то как избежим егó мы, пренебрегáя столь великим, нáшим спасéнием, котóрое сначáла возвестил Госпóдь, и истину котóрого нам подтвердили Ему внимáвшие?! Аллилуиа. 1. Милости Твоя, Гóсподи, во век воспою, в род и род возвещý истину Твою усты моими.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Прославление его во второе воскресенье поста как бы побуждает верующих к духовной сосредоточенности, к собранности и озарению благодатным Светом. Но как трудно нам сосредоточиться! В церкви ли, дома ли на молитве мысли бегут беспрерывным потоком, перескакивая с предмета на предмет. Как трудно добиться чистой молитвы без посторонних мыслей! Пост, исповедь побуждают нас к очищению своей души, своих мыслей и чувств. Пост и исповедь приводят человека к духовному озарению. «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!». Святителю отче Григорие, моли Бога о нас! Аминь. Неделя 3-я Великого поста – Крестопоклонная 1 В третье воскресенье Великого поста на поклонение верующим торжественно выносится Животворящий Крест Господень. Выносится для того, чтобы ободрить изнемогающих от поста и побудить к покаянию тех, кто еще не приступил к нему. Воистину кто из нас, поклоняясь Святому Кресту и лобызая распятие Господа, невольно не вспомнит воинов Пилата, дерзновенно поклонявшихся осужденному на крестную смерть Господу, и предательского поцелуя Иуды? Невольно, подходя к Кресту, задумаешься о своей жизни, заглянешь в себя. Что такое покаяние? В сердце человека, в душу его всеяны в Таинстве Святого Крещения и при других обстоятельствах семена добрые; жизнью же своею мы часто засеваем семена недобрые, злые, греховные. Они заглушают добрые семена, как сорные травы. В Таинстве Покаяния эту сорную траву души – грехи наши – надо обличить. Но мало сказать, что «у меня на душе то и то недоброе и греховное». Мало очистить землю сердца нашего от сорной травы, надо еще позаботиться, чтобы посеянные добрые семена дали ростки. Надо потрудиться над исправлением жизни своей. Не надо смущаться тем, что опять могут вырасти сорные травы. Ведь и на полях, и на огородах это бывает. Значит, надо только чаще прочищать поле сердца нашего от недоброй травы прегрешений. Не надо смущаться и тем, что давно не заглядывали в поле сердца своего, что не видно в нем ростков добрых семян. С верой и не откладывая, надо приступить к очищению, и тогда добрые семена обнаружатся и дадут свои ростки и плоды.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

- Зачем нам читают эту притчу за неделю до Великого Поста? Чтобы мы задумались о себе, с какой стороны наше место. Постарались потрудиться, чтобы не стать с левой стороны с грешниками. 7. Итак, мы узнали о трех подготовительных неделях к Великому посту. Изобразим их на нашем рисунке. Добавление к рисунку. 8. Последняя неделя перед Великим постом получила в народе название масленица. Так ее назвали не случайно. В эту неделю уже частичный пост. Не едят мясо. Можно есть молочные продукты, сыр, яйца. В народе сохранялась память о языческом празднике проводов зимы, время которого совпадало с подготовкой к Великому посту. Так появилась смесь христианства – начало поста, с язычеством – гулянья. 3. 1. ппс. Почему перед важными праздниками существует пост? Каково назначение поста? 2. ппс. Вспомните, какие существуют подготовительные недели к Великому посту? 3. Перескажите притчи подготовительных недель. 4. Д.З. Приготовьте рассказ о подготовке к Великому посту. При подготовке используйте наш рисунок. Как бы ты предложил проводить неделю, которую в народе называют масленицей? Урок 3.  Великий пост. Смысл поста. 1. 1. ппс. Что предшествует важным праздникам? -Каково назначение поста перед праздником? 2. ппс. Расскажите друг другу о трех подготовительных ступеньках к Великому посту. Перескажите притчи, которые дали названия этим подготовительным неделям. 3. ппс. Согласны ли вы с теми гуляньями, которыми некоторые проводят последнюю подготовительную неделю, называемую масленицей? Твои предложения – как проводить эти дни? 4. Итак, мы теперь хорошо знаем, как проходит подготовка к Великому Посту. - Как проходит сам Великий пост? Можете ли вы это объяснить? Каков смысл поста? Мы не можем пока ответить на эти вопросы. Это и будет темой нашего урока. Планирование. 1. Как заканчивается подготовка к Великому посту? 2. Что такое пост? Его назначение? 2. 1. Итак, проходят три подготовительные недели. Наступает последний день перед Великим постом. Это воскресенье. Оно имеет свое особое название.

http://azbyka.ru/deti/programma-i-metodi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010