Помните слова святого Евангелия о том, что «много званых, но мало избранных» ( Мф.20:16 и 22, 14). Вы призваны на великое служение, и должны стремиться к тому, чтобы стать избранными, а для этого нужно честно потрудиться в винограднике Христовом и искать прежде всего Царствия Божьего и правды Его, а все остальное приложится вам. Аминь. Неделяпо Пятидесятнице «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой» ( Мф.8:8 ). Учение Господа нашего Иисуса Христа служит нам руководством, следуя которому, мы можем достичь жизни вечной, получить то, чего мы просим, о чем и свидетельствует сегодняшнее евангельское повествование. Дорогие! Всмотримся внимательно в этот удивительный евангельский образец смирения и веры. Богатый и знатный капернаумский сотник, по происхождению язычник, обращается с просьбой об исцелении своего любимого слуги. К кому? К неизвестному Галилеянину, Чудотворцу и Учителю. При том он обращается особенным образом. Он не говорит Ему: «Учитель поспеши в мой пышный дом и скорее излечи слугу». Нет, он говорит: «я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой» ( Мф.8:8 ), но скажи лишь слово и мой слуга выздоровеет! Вот образец смирения и веры. Он настолько поразителен, что даже Сам Спаситель удивился этому и, обратившись к идущим за ним, воскликнул: «Истинно говорю вам… что многие приидут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном, а сыны царства (избранные иудеи) извержены будут во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» ( Мф.8:10-12 ), и обратившись к сотнику, сказал: «иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час» ( Мф.8:13 ). Этот рассказ содержит не только похвалу вере и смирению, но и порицание народа израильского, избранного самим Богом быть участником Его Царствия. Иудеи ходили за Христом, слушали Его живоносное учение, своими собственными глазами видели всю Его любовь к человечеству, все чудеса и могущество, однако не уверовали в Него. Так исполнилось на них слово пророческое: «имея уши слышать, — не слышали, и очи, чтобы видеть, — не видели: сердца их огрубели, и они не обращаются, и Господь не исцеляет их». В лице сотника-язычника открыт вход в Царствие Божье всем языческим народам с востока и кающимся грешникам с запада, а гордые, неверные сыны остаются вне его.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-propo...

Скачать epub pdf Неделя 33-я по Пятидесятнице, о мытаре и фарисее Прокимен и аллилуарий гласа К Тимофею послáния святáго апóстола Пáвла чтéние Чáдо Тимофéй! Ты послéдовал мне в учéнии, житии, расположéнии, вéре, великодушии, любви, терпéнии, в гонéниях, страдáниях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонéния я перенёс, и от всех избáвил меня Госпóдь. Да и все, желáющие жить благочестиво во Христé Иисýсе, бýдут гонимы. Злые же люди и обмáнщики бýдут преуспевáть во зле, вводя в заблуждéние и заблуждаясь. А ты пребывáй в том, чему научен и что тебе ввéрено, знáя, кем ты научен. Притóм же ты из дéтства знáешь свящéнные писáния, котóрые могут умудрить тебя во спасéние вéрою во Христá Иисýса. ( 2Тим 3:10–15 ) Перевод архимандрита Ианнуария Чáдо Тимофéй! Ты послéдовал моемý учéнию, моемý óбразу жизни, моим стремлéниям, моéй вéре, великодушию, любви, стóйкости в гонéниях и страдáниях – таких, что постигли меня в Антиохии, Иконии, Листрах. Какие гонéния я перенёс! И от всех избáвил меня Госпóдь. Так и все, кто хóчет жить благочестиво во Христé Иисýсе, бýдут гонимы. А злые люди и обмáнщики, те бýдут благодéнствовать, преуспевáя во зле, вводя в заблуждéние других и заблуждáясь сáми. Ты же пребывáй в том, чему научился и в чём удостовéрился. Ты ведь знáешь, кем ты научен, к тому же тебе с дéтских лет знакóмы святые Писáния, котóрые мóгут тебя настáвить в мýдрости для спасéния вéрою во Христá Иисýса. Понедельник Сплошной седмицы Соборнаго послáния Петрóва чтение Возлюбленные, знáйте прéжде всего то, что никакóго прорóчества в Писáнии нельзя разрешить самому собóю. Ибо никогдá прорóчество нé было произносимо по вóле человéческой, но изрекáли егó святые Бóжии человéки, бýдучи движимы Дýхом Святым. Были и лжепрорóки в нарóде, как и у вас бýдут лжеучители, котóрые введут пáгубные éреси и, отвергáясь искупившего их Гóспода, навлекут сáми на себя скóрую погибель. И мнóгие последуют их разврáту, и через них путь истины бýдет в поношéнии. И из любостяжáния бýдут уловлять вас льстивыми словáми; суд им давнó готóв, и погибель их не дрéмлет.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Увещание к перенесению страданий по примеру Начальника веры (Евр.12:1–3). Евр.12:1 .   Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас  грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, Как облако своею тенью защищает того, кого палят жгучие лучи, так и воспоминание о святых восстановляет и укрепляет душу, удрученную бедствиями. Не сказал: висящий над нами, но:  «облежащ нас», что означает более и показывает, что, облегая кругом, это облако свидетелей делает нас более безопасными… (Злат.). –  «Всякое бремя». Какое –  " всякое " ? Т. е. сон, нерадение, низкие помыслы, все человеческое (Злат.). –  «Запинаюший нас грех»  τηνευπερστατον αμαρταν, точнее слав.:  «удобь обстоятельный грех», т. е. или удобно овладевающий нами, или удобно побеждаемый; лучше последнее, так как мы можем, если захотим, легко победить грех (3лат.). –  «Терпением да течем» ( «с терпением будем проходить»). Не сказал: будем бороться… но что всего легче на поприще, то и поставляет на вид. Не сказал также: усилим течение, но: будем терпеливы в том же самом течении, не будем ослабевать (Злат.). Евр.12:2 .   взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел  одесную  престола Божия. Потом представляет главное утешение, которое он предлагает и прежде, и после – Христа…  " взирающе " , говорит, т. е. чтобы нам научиться подвигам, будем взирать на Христа (Злат.). –  «Вместо предлежавшей Ему радости претерпел крест…», т. е. Он мог бы и не страдать, если бы захотел, потому что Он  «беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его» ( Ис 53:9;  Ин.14:30, 10:18). Если же Он, не имея никакой нужды быть распятым, распялся для нас, то не тем ли более справедливо нам переносить все мужественно? (Злат.). –  «Пренебрегши посрамление…» «Пусть Он умер: но для чего поносной  смертью? Не для чего иного, как для того, чтобы научить нас ставить ни во что славу человеческую» (Злат.). –  «Возсел  одесную  Престола Божия…» Замечаешь победную награду? То же говорит Павел и в другом послании ( Флп.2:9–10). Это говорит он о Христе по плоти» (Злат.).

http://bible.predanie.ru/Nedelya-1-aya-p...

В людях пастырю можно встретить леность, упрямство, оскорбленное самолюбие, бесхарактерность детскую, сознательную неохоту заняться исправлением себя. Посудите же сами, сколько нужно пастырю иметь забот и хлопот, чтобы одного научить ласково, другого укорить, там падающего поддержать, а падшего в бездну греха поднять, горюющего утешить и радующемуся оказать вовремя приличное сану сочувствие. Но этим-то затруднениям и нужно помогать пастырю в нравственном развитии пасомых, тем более что никто из мирян не освобождается ни на минуту от обязанности служить ближнему во благо, к назиданию ( Puм. XV, 2 ). Один в поле не воин. Требуется всюду поддержка. Итак, православные, оказывая сочувствие пастырям, считайте их, как соработников у Бога, получивших особую благодать; как служителей Христовых, хоть и не всегда достойных, и домостроителей тайн Божиих ( 1Kop. III, 9; IV, 1 ). Ст. 10. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как он строит порученное ему здание, т. е. души людские; как он устрояет спасение и им, и себе. Так ли прямо, верно и прочно, как требует закон Божий и святое Евангелие? Не уклоняется ли в сторону? Не преследует ли другие цели, своекорыстные, самолюбивые? Не имеет ли в виду только свою личную выгоду и вообще какие-либо земные награды? При таких стремлениях евангельское дело в руках пастыря – шатко. Ст. 11. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Только то здание нравственно и прочно, которое благоустрояется на чистом учении Христовом. И замечено в истории, что когда к чистому евангельскому учению какие-нибудь учители примешивали или свои измышления, или посторонние философские положения, то все общество подчинившихся такому смешанному учению не бывает прочно и продолжительно. Так бывало и бывает всегда, когда к истине примешивалась ложь. Поэтому из учащих и воспитывающих чужие души каждый смотри, как строит. Ст. 12. На единственно ли прочном основании – учении Иисуса Христа – строит он; из чистого ли золота, серебра и драгоценных каменьев? Или и из других материалов, менее ценных и прочных, каковы, например, дерево, сено, солома, тростник, хворост? Или даже только из этих последних? Строит ли кто на этом основании из золота, серебра и драгоценных камней, того постройка выйдет хороша.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

В преполовение Великого поста мы с благоговением выносим крест на середину церкви, чтобы преклонить перед ним колена и осмыслить его значение, ибо «он — христиан упование и прибежище среди бури житейской». Поклоняясь святому древу Креста, будем стараться, чтобы наше поклонение заключалось не только во внешних знаках. Христос требует от нас торжества креста в наших душах, а это выражается в победе над грехами, победе над нашей испорченной природой. Христос с креста взывает к нам: «Кто хочет идти за Мною, отвергнисъ себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мк.8:34 ). Крест Христов будет также знаком последнего суда. Это предсказал сам Божественней учитель: «Тогда явится знамение сына человеческого на небе, и тогда всплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» ( Мф.24:30 ). Именно тогда решится, что крест для праведников будет знаком союза с Богом, счастьем и славой, а для грешников вечным осуждением. «Кто не со Мною, тот против Меня» ( Мф.12:30 ) — говорит Христос. Истиной является то, «что нет другого имени под небом, данного человеком, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян.4:12 ). Итак, для христианина нет более значимого символа, чем Крест и распятый на нем Христос. Дорогие братья и сестры! Стоя в сегодняшний вечер перед Крестом, задумываясь над своей жизнью, вспомним, что благодаря этому Святому Древу мы получили вечное спасение. Будем помнить, особенно в моменты успеха, что каждого ожидает крест, который нужно будет взять и понести его, иногда вопреки нашей воли. А когда он действительно окажется на наших плечах, будем молить Господа, о даровании нам благодатной силы, чтобы не падать под его тяжестью и нести его смиренно, помня слова нашего Учителя: «кто не берет креста своего и следует за Мною, тот недостоин Меня» ( Мф.10:38 ) и слова апостола Павла: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» ( Деян.14:22 ). Взирая на Крест, будем повторять: «Кресте живоносный, будь для меня крепостью и победой, щитом и стеной, бесов отогнанием и ума моего сохранением». Аминь. Неделяпо Пятидесятнице

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-propo...

«Ведь если нас, когда мы были врагами, Бог примирил с Собою смертью Сына Своего, то тем более, примиренных ныне, спасет нас в жизни Его». С человеческой перспективы предание Иисуса на смерть за грешников должно казаться безумием, парадоксальным выражением невероятной любви. При этом Апостол Павел исходит из эллинистической этики дружбы с ее высокими идеалами. Так, у Сенеки читаем: «Для чего я обретаю друга? Для того чтобы у меня был кто-то, за кого я мог бы умереть» (Сенека, Письма к Луциллию I 9,10). Разумеется, Апостол Павел реалист и поэтому скептично относится к столь высоким эллинистическим идеалам дружбы. Он знает, что жертвенная смерть даже за очень доброго и праведного человека – дело очень редкое и требует чрезвычайной решимости. На фоне такой реальности смерть Иисуса Христа за неправедных и безбожных тем более должна показаться соблазном и безумием (ср. 1Кор.1:23 ). Но для Апостола Павла именно на Кресте обнаруживается вся безмерность Божественной любви, которую нельзя измерить никакими человеческими мерками. Это –  любовь ко врагам . Бог заступился за Своих врагов! Он сделал их Своими друзьями. Если так, то тем более на грядущем Суде Он дарует нам, ныне Его друзьям, спасение и жизнь. Любовь Божия не нуждается ни в какой причине, ибо она – абсолютное добро. Любовь Божия – абсолютна и безусловна, как абсолютен и безусловен Сам Бог, ибо Бог есть любовь! 7я Неделя по Пятидесятнице, 15 июля 2007 г. ( Рим.15:1-7 ) 1  Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. 2  Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. 3  Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня. 4  А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду. 5  Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по  учению  Христа Иисуса, 6  дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. 7  Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Вопрос: Поминовение усопших – родительские субботы (Вселенская, 2-3-4 седмиц св.Четыредесятницы, Троицкая, Дмитриевская). Почему именно по субботним дням? Каковы исторические корни этой традиции? Ведь она не имеет одновременного установления? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Бог благословил и освятил день седьмой, «ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт.2:3). У евреев суббота (шаббат) была днем праздничного покоя. Воскресение Христово положило начало новому Израилю – «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9). Седьмым праздничным днем, завершающим седмицу, для христиан стал день воскресения Спасителя мира. Воскресение – день молитвы в храме за Божественной литургией и благочестивого отдыха. Суббота из дня земного покоя стала символом радостного покоя в Царстве Небесном: «Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр.4:9-10). Отсюда обычай, закрепленный уставом Церкви, совершать специальные заупокойные службы в субботу. Установление Вселенской родительской мясопустной субботы восходит к первому христианскому веку. В Синаксаре на этот день (Триодь постная) говорится, что святые отцы узаконили, от священных апостолов приемше, творить в сей день память всех от века благочестно скончавшихся человеков. День этот выбран потому, что мясопустная неделя напоминает о будущем Страшном суде. Накануне этого дня, в субботу, как бы предшествующему Суду, Церковь усиленно молится о всех своих усопших чадах, умоляя Господа явить им милость и сделать участниками вечной блаженной жизни. Как и мясопустная, родительская суббота перед днем Пресвятой Троицы, называется вселенской. Обычай совершать поминовение в этот день также восходит к апостольскому веку. Именно в эту субботу возносится молитва за всех людей, от века усопших в надежде воскресения и жизни вечной, потому что в день Пятидесятницы сошествием Животворящего Пресвятого Духа во всей силе явилось Царство Христово. Поэтому Церковь накануне этого праздника молится о всех прежде усопших своих чадах, чтобы они были собраны в Небесном Царстве и сподобились вечной благодатной жизни.

http://pravoslavie.ru/6868.html

Господь увещевает нас не предаваться суете мира, чрезмерным заботам о теле, а заботиться более о своем духовном состоянии. Тело есть низшая, составная часть человека. И для удовлетворения потребностей тела нет надобности всецело отдаваться заботам о нем. «В человеке более всего «божественно» то, что он может благотворить», – говорит св. Григорий Богослов . Аминь. Неделя 27-я по Пятидесятнице ( Лук. 13:10–17 ). Об исцелении скорченной женщины, 18 лет страдавшей, слышали мы Евангельское чтение. Дело милосердия, совершенное в субботний день в синагоге, вызвало ропот среди фарисеев, и, вместе с тем, послужило поводом для Спасителя выяснить истинное назначение дня праздника, дня посвященного Богу. Возроптали фарисеи-формалисты, полагая, что их благочестивое поведение, которое выражалось в формальном исполнении Моисеева Закона, дает им право на Бога. Фарисеи безмерность Любви Божией втискивали в рамки своей религиозной учености, сводили к своей ограниченной мере. Фарисейские учители разработали относительно субботы сложную и мелочную казуистику. Потому-то и вознегодовал начальник синагоги: «есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний», – гневно сказал он. Фарисейское отношение к праздникам сурово обличал пророк Исаия. Слушайте слово Господне, – говорил Исаия: «Ваших собраний праздничных не могу терпеть – они беззаконие; праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу их: ваши руки полны крови; омойтесь, очиститесь... перестаньте делать зло, научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову...» . Против ригористического формализма фарисеев восстал и Христос. «Суббота для человека, а не человек для субботы» ... «Сын Человеческий – Господин и субботы», говорил им Христос. «Лицемер! Не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана, не надлежало ли освободить от уз в день субботний?» Лицемером назвал Христос начальника синагоги, и долгу милосердия отводит Спаситель первое место.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

«Давайте и дастся вам; мерою доброю утрясенною, нагнетенною, и переполненною отсыплют вам в лоно ваше, ибо какою мерою мерите, такою и отмерится вам» ( Лук. 6: 38 ). Неделя 27я по Пятидесятнице: ( Лук. 13:10–17 ) В предлагаемом ныне нашему благоговейному вниманию Евангельском чтении, повествует нам Святой Евангелист о чудесном исцелении скорченной женщины, страдавшей своим тяжким недугом в продолжение восемнадцати лет. Это исцеление было совершено в субботу. А как известно, ветхозаветный закон Моисеев запрещал всякую работу в течение субботнего дня. И как всегда и везде в земной жизни Христа Спасителя, враждебно настроенные к Нему книжники и учители иудейские не замедлили укорить Господа, обвиняя Его в нарушении священного покоя субботнего. «Есть шесть дней, в которые должно делать,» – обратился ожесточенный в ослеплении своем начальник синагоги к народу, – в те и приходите исцеляться, а не в день субботний.» “Лицемер! – ответствовал ему Сын Человеческий, – не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний ?…» Совершеннейший закон Евангельской любви не знает пределов… Где горе, где скорбь, болезнь и отчаянье – там и любовь со своей спасающей десницей. «Широка заповедь Твоя зело»… Как поистине выразительны эти вдохновенные слова Псалмопевца. Смысл Евангельского чуда не в том, чтобы удивить, чтобы совершить нечто необыкновенное. Чудо прежде всего – тайна любви… Тайна Божественной любви к скорбящему и страждущему человеку, выходящая из сокровенных надежды и веры. «Вот Отрок Мой, Которого Я избрал; Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя… Трости надломленной не преломит и льна курящегося не угасит»… пророчествует о грядущем Избавителе ветхозаветный Евангелист – пророк Исаия… ( Ис. 42 гл.). И дальше в 53 главе: «… Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни» (ст. 4). И с начала до конца Христово Евангелие – живое свидетельство о «взятых немощах и понесенных болезнях.»

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

Заметить нужно, что, хотя Апостол здесь все наше спасение — призвание, оправдание и прославление — приписывает одному Богу, однако он не отрицает необходимости участия в этом деле со стороны самих спасаемых. Так, напр., в послании к Ефесянам он указывает на то, что Бог предназначил нам исполнять добрые дела (Еф2:10). В послании к Филиппийцам он также говорит, что христиане сами должны совершать свое спасение (Флп 2:12). Здесь же он не упоминает о произволении человеческом потому, что целью его в настоящем случае было — выставить на вид самое твердое основание для уверенности нашей в будущем прославлении. А что могло быть тверже в этом отношении, как не предопределение Божие о спасаемых, выразившееся в их призвании и оправдании? Рим 8:31. Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Рим 8:32. Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? В этих двух стихах Апостол начинает заключение всего отдела, трактующего об оправдании человека. — «Что сказать на это?»  т. е. что, какое заключение мы можем вывести из всего сказанного? Предполагаемый ответ на этот вопрос может быть только такой: «мы вступили в теснейшее общение с Богом. Бог теперь наш Защитник и Покровитель». — «Если Бог за нас». Теперь христианину не страшны никакие враги. — «Тот, Который Сына Своего не пощадил». Здесь Апостол подробнее раскрывает свое положение: «если Бог за нас». Если Бог не пощадил Своего Собственного Сына — что было бы весьма естественно, — но предал Его на смерть за всех нас (по контексту речи, слова эти относятся к избранным — главным образом), то с Ним, т. е. даруя Его, Бог, очевидно, дарует нам и все, что необходимо нам для того, чтобы вопреки всяким затруднениям, достичь окончательного спасения. Это все будет несравненно меньшим, чем тот Единый дар, т. е. Сам Христос! Рим 8:33. Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Рим 8:34. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он иодесную Бога, Он и ходатайствует за нас.

http://bible.predanie.ru/nedelya-13-aya-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010