руб. серебром, не считая большого количества хлеба . «Из остатков этих доходов (несмотря на большие расходы, связанные со строительством храмов и зданий в Глинской пустыни. — А.И.) образовался значительный капитал», который хранился в Московском Опекунском совете и к концу 1853 г. составлял почти 38 тыс. руб. серебром .    Но строительные и хозяйственные работы в обители шли лишь параллельно главному — возвышению духовной жизни братства. Об особой высоте духовной жизни Глинских иноков свидетельствовали увеличивающийся поток богомольцев и их отзывы.    Так, летом 1842 г. Глинскую пустынь посетила графиня Татьяна Борисовна Потемкина. Она говела и прожила в обители несколько дней. Принятая с почетом строителем Евстратием, Татьяна Борисовна «тщательно вникла во все чиноположения Глинской обители, которая произвела на нее самое благоприятное впечатление». Прощаясь с о. Евстратием и его братией, она сказала: «Я была бы счастлива, если бы все, что здесь вижу, было в Святых горах (где Татьяна Борисовна хотела восстановить Успенскую пустынь. — А.И.) . Впоследствии Т.Б. Потемкина устроила Святогорскую обитель по примеру Глинской и по уставу игумена Филарета .    Труды строителя Евстратия на благо обители были по достоинству оценены епархиальным начальством.    Еще в 1844 г. преосвященный Илиодор доносил в Святейший Синод, что «Глинская Богородицкая общежительная пустынь отличается благоустройством своим внутренним и внешним и благочестивой жизнью иночествующих, чем обращает на себя особое внимание епархиального начальства и имеет доброе влияние на окрестные селения... таковому благосостоянию обители сей много способствует добродетельная жизнь строителя иеромонаха Евстратия» .    За неусыпное попечение об устройстве обители 17 декабря 1844 г. о. Евстратий был возведен в сан игумена . В 1848 г. он был награжден наперсным крестом, а в 1850 г. — палицей . Во время настоятельства игумена Евстратия в Глинской пустыни были обретены мощи ее святых подвижников.    В 1847 г., когда копали рвы для фундамента расширявшегося соборного храма, пришлось вскрыть склеп, где был погребен игумен Филарет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Российские сектанты " захватывают " Запад 10.11.2010 Лидеры российских сект в наши дни в большом количестве отправляются проповедовать в страны дальнего зарубежья, заявил известный сектовед Александр Дворкин . " Когда я начинал заниматься сектоведением в начале девяностых годов, мне приходилось связываться с коллегами на Западе, чтобы получить информацию по тем или иным сектам. Сейчас мне звонят коллеги с Запада, чтобы получить информацию по тем или иным сектам, которые работают на Западе " , - сказал А.Дворкин в среду в ходе видеомоста между Москвой, Тбилиси, Ереваном и Киевом. По словам сектоведа, российские сектанты сейчас перекочевывают в дальнее зарубежье, где начинают проповедь с русской общины, а потом переключаются и на " местных аборигенов " . Так, лидеры секты " Ашрам Шамбала " были замечены во Франции, они же активно " гастролируют " по Латинской Америке - Чили, Аргентине, Бразилии. Виссарионовцы ведут миссионерскую работу в Болгарии, Германии и США, анастасийцы - в Европе. Своих пасторов на Запад посылают и российские неопятидесятники . А.Дворкин сказал, что в России нет официальной статистики по количеству сектантов, однако, согласно приблизительным данным, в стране насчитывается 600-800 тыс. полноправных членов сект, а количество людей, отчасти вовлеченных в секту, может быть в два раза больше. При этом сектовед насчитал в стране около 80 сект, действующих на общероссийском уровне, а если учитывать и локальные секты, то счет может идти на тысячи. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 10.11.2010 16:21:46 Новости 25.04.2024 Монография «Святой Патриарх Тихон и изъятие церковных ценностей в 1922 году» вышла в издательстве ПСТГУ Спецслужбы Украины задержали наместника Успенской Святогорской лавры митрополита Святогорского Арсения 24.04.2024 В Буркина-Фасо неизвестные похитили и убили католического катехизатора

http://drevo-info.ru/news/9610.html

«Памятники архитектуры и градостроительства Украины». - К.: «Техника», 2000 г., перевод с украинского Сохранился колокол 1566 г., находится вне колокольни, установлен на отдельном постаменте. Важным центром украинского художественного литья в XV–XVII веках была также Волынь. Хорошей литейной техникой отличался колокол Зимненского монастыря 1566 года (нижний диаметр 102 сантиметра), выполненный волынскими мастерами. Колокол украшен орнаментальным фризом и полосой надписи, искусно выполненной удлиненными стройными уставными буквами. Надпись рассматривается как органическая часть декоративного фриза, составленного из ритмически повторенных маскарон. Эти мотивы свидетельствуют об осведомленности автора с орнаментикой эпохи Возрождения. Вместе с тем эти новые элементы сопровождаются старыми орнаментальными мотивами (трилистники в кругу), идущими со времен древней Руси. «История украинского искусства». – К.: «Наукова думка», 1967 г., т. 2, перевод с украинского Оборонные стены с башнями, XV-XVI в.в. В плане имеют форму неправильного четырехугольника, по углам которого на северо-востоке, северо-западе, юго-востоке и юго-западе помещались башни. Южная стена включает также проездную башню-колокольню и круглую в плане башню. По верху стен был бруствер с бойницами (хорошо сохранился на восточной стене); боевой ход, очевидно, был устроен по балкам, неглубоко заведенным в кладку стены, и опирался со стороны двора на деревянные столбы, имеющие по верху деревянный настил. В в. устроены широкие арочные ворота во всех четырех оборонительных стенах. К 1898-1899 г.г. перестроена в псевдорусском стиле башня-колокольня. Над четвериком устроен верхний восьмигранный ярус с арками звона, огражденными ажурной металлической решеткой, и шатер с люкарнами. Покрытие шатра было выполнено из железа «в шашку». Завершение в виде главки на граненом барабане было декорированЬ килевидными кокошниками. В конце XIX - начале XX в.в. при возведении двухэтажного здания школы разобраны юго-западная башня и куртина между ней и колокольней, круглая башня и угловая со стеной между ней и колокольней. Сохранились значительные участки стен с широкими арочными воротами, угловые квадратные в плане башни по первому ярусу, башня-колокольня без перекрытий и завершения.

http://sobory.ru/article/?object=26566

Если бы от меня зависел выбор места под нашу странноприимную келью на Афоне, то я поставил бы ее непременно близ Платийской бухты в вышесказанном углу наперекор всем сторонникам Руссика, не знающим напряженного состояния этого двуличного монастыря и непредвидящим плохой будущности его. Руссик не может и не должен быть ни пароходной конторой, ни складочной клетью карейских торгашей, ни сборным местом святогорцев и поклонников, желающих отъезжать с Афона и приезжать туда на наших пароходах; не может, потому что не имеет ни заводи удобной для нагрузки и выгрузки вещей, ни пристани безопасной для посадки и высадки людей; не должен по следующим причинам. Пароходы, бросая якорь у Руссика в часы богослужения, нарушают молитвенное настроение монахов, а во всякое другое время возбуждают в них бесполезное любопытство и производят суету; когда же отплывают оттуда ночью, тогда ворота обители не запираются долго по захождении солнца; а это противно святогорскому уставу. Кроме сего Руссику причиняется немалый ущерб установлением нашего пароходного сообщения с ним. Мостовая дорога его, ведущая в Карею, портится вьючными животными, карейские торгаши иногда не являются к пристани его за своими товарами и за переноску их в монастырские клети не платят денег монастырским служкам. Монахи из разных обителей афонских, архиереи и игумены с прислугой своей, поклонники и разные пришельцы, по приезде в Руссик и наипаче перед отъездом на наших пароходах, остаются там несколько дней, ожидая наших паров или выжидая дурную погоду, и едят и пьют даром. Случаются бури, в кои наши пароходы завозят магометан вместо Каваллы в Руссик и тут покидают их, предоставляя ему утолять их гнев и голод. Наконец, греческие иноки, живущие в этой обители, смотрят на наши пароходы неблагоприятно; и отношения их к русской братии так неприязненны и опасны, что я почитаю долгом раскрыть их вам для предупреждения чьего-либо позднего раскаяния в назначении якорной стоянки наших пароходов у Руссика. Наши купцы в кукулях и мантиях своим золотом обаяли слабого игумена Герасима до того, что он сделался их покорнейшим слугой и потворщиком всем их прихотям.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

– Но разве мы не можем раздать деньги беднякам? Как же мы будем творить милостыню без денег? – Не забывай, дитя мое, что милостыня – лишь предлог, который может обернуться сребролюбием. Евангельская вдова попала в рай, почти не имея денег. Те две монеты, которые у нее были, она отдала, чтобы помочь нуждающимся. – Да, но если нам понадобится что-нибудь, как же мы обойдемся без денег? – Все христиане, и главным образом монахи, дитя мое, всецело вверяют себя Богу и уповают на Промысл Божий. Сколько бы денег у тебя ни было, их вечно будет не хватать, если у тебя нет доверия Богу, – ответил старец и продолжал: – Послушай-ка, Иоанн. Если хочешь остаться у меня в каливе, ты должен раздать все деньги. Ты пойдешь по всему Афону, и когда на твоем пути будут встречаться бедняки, вручай им свои монеты. Когда ты раздашь все и получишь расписки, возвращайся в Успенскую каливу. Иначе я не приму тебя своим послушником. «Я быстро раздам монеты и к вечеру вернусь к старцу», – рассуждал про себя Иоанн, отправляясь в путь. Через некоторое время он встретил первого монаха. – Отец, вижу, что вы нуждаетесь. Возьмите немного денег на новые ботинки. Почтенный старец удивленно взглянул на юношу: – В покаянии я нуждаюсь, дитя мое, а не в деньгах. Смущенный Иоанн попрощался со старцем и продолжил свой путь. Вскоре ему повстречался еще один бедный аскет. – Отче, мне кажется, вам нужны деньги. Возьмите хотя бы немного, отдайте бедным, которых можете встретить… С этими словами он достал из кошелька пригоршню золотых монет. – Дитя мое, – отвечал ему старец, полный спокойствия, – не забывай, что и Иуда держал у себя деньги, чтобы раздавать бедным. И видишь, как соблазнил его диавол. Иоанн хотел было ответить что-то в свое оправдание, но не успел. – Благослови тебя Господь, – сказал старец и отправился своей дорогой. Иоанн встречал и других монахов, но ни один из них не захотел принять милостыню. При этом юноша заметил: чем беднее были каливы и кельи, тем больше в них было богатства духовного. Иоанн, нося с собой свое маленькое богатство, начал унывать.

http://pravoslavie.ru/90848.html

Каждый день местная братия кормит около 10 000 людей, ведь в самом городе Святогорске сосредоточено более 25 тысяч человек, покинувших свои дома под угрозой жизни. 3 июля. ПРАВМИР. Православные верующие Украины активно помогают пострадавшим мирным жителям Донбасса. По благословению Высокопреосвященнейшего Феодора, архиепископа Мукачевского и Ужгородского, в Мукачевской епархии был организован активный сбор средств и продуктов, — сообщает Пресс-служба Донецкой епархии . За достаточно короткий срок было собрано около трех тонн помощи, и 16 тысяч гривен нуждающимся. Их направили в Святогорскую Лавру, где сейчас проживает более 500 мирных беженцев. Каждый день местная братия кормит около 10 000 людей, ведь в самом городе Святогорске сосредоточено более 25 тысяч человек, покинувших свои дома под угрозой жизни. Пресс-служба Донецкой епархии ранее сообщала , что Святогорская Лавра приютила в своих стенах 400 беженцев — в том числе 100 детей и 50 беременных женщин. Все неравнодушные призывались к оказании финансовой или продовольственной помощи беженцам. Контакты и реквизиты –  на официальной странице Свято-Успенской Святогорской Лавры. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 3 июля, 2015 1 июля, 2015 14 мая, 2015 16 апреля, 2015 15 апреля, 2015 8 апреля, 2015 7 апреля, 2015 1 апреля, 2015 21 марта, 2015 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-svyatogorskoy-lavre-...

Дерпт, 1821; Описание Иоанно-Предтечева псковского мон-ря. Дерпт, 1821; Описание мон-рей Иоанно-Богословского Крыпецкого и Рождество-Богородицкого Снетогорского: С приб. списка преосвящ. архиереев Псковских. Дерпт, 1821; Описание Псково-Печерского первокл. мон-ря. Дерпт, 1821; Описание Святогорского Успенского мон-ря. Дерпт, 1821) и Пскова. Фундаментальная «История княжества Псковского» (в 4 частях) была завершена вчерне в 1818 г., но издана в 1831 г. в Киеве. В 1-й ч. содержится общая характеристика истории Псковского княжества и Пскова, во 2-й - сведения о псковских князьях, посадниках, тысяцких, генерал-губернаторах, губернаторах и губ. дворянских предводителях с прибавлением псковских грамот, в 3-й - история Псковской церковной иерархии, в 4-й издан сокращенный сводный текст Псковской летописи. При работе над «Историей княжества Псковского» автор привлекал широкий круг источников, в т. ч. не сохранившиеся до наст. времени документы «поповской избы» Пскова. В рукописях Е. имеется краткое жизнеописание св. кн. Всеволода (Гавриила). В результате проведенных в Пскове под рук. Е. раскопок были открыты древние деревянные мостовые.тав Почти 40 лет Е., ведя обширную переписку, посвятил сбору материалов для фундаментального «Словаря исторического о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви». «Словарь...» печатался сначала по частям в ж. «Друг просвещения», к 1812 г. был полностью готов, в 1818 г. вышло его отдельное издание, в 1827 г.- 2-е, значительно исправленное и дополненное издание. 2-я ч. «Словаря...» была переиздана в 1845 г. М. П. Погодиным под названием «Словарь исторический о писателях, российских и чужестранцах, в России водворившихся и для россиян что-нибудь писавших, с присовокуплением многих известий, вообще для ученой, гражданской и церковной истории относящихся» (в 2 томах). В «Словарь...» вошли биографические сведения о 719 рус. ученых, писателях, композиторах, церковных деятелях, изложенные Е. на основании изучения рукописного материала, консультаций с архивистами, в частности с К.

http://pravenc.ru/text/186969.html

«Если бы возможно было, говорит Помпей Шабельский, раскрыть холмистую летопись курганов, разбросанных на пространных степях Южной России, то представился бы другой ряд неведомых повествований. Какое было бы наше удивление, если бы остатки древнего зодчества представились нашим взорам и мы тогда узнали, что этот дикий и пустынный край, по коему раздавался топот громадных орд варваров средних веков, был обитаем некогда жителями просвещенными, знакомыми с искусствами и науками, и что, быть может, поэты того времени также мечтали об усовершенствовании всего ими виденного... На том месте, где некогда вмещалось славное Хозарское царство, нет почти следов былого! Все исчезло; одна лишь зеленая степь, подобно безбрежному океану, расстилается на тех местах, где некогда высились огромные города и красовались великолепные здания. Лишь изредка холмятся курганы, красноречиво именуемые местными жителями могилами, и эти-то могилы являются взору, как призраки минувшего, а разбросанные по степям кумиры показывают позднейшее порабощение этой страны идолопоклонниками» 1 . Жившие на этом пространстве Хозары в начале VIII века покорили Крымский полуостров, подвластный византийским императорам, и вступили в политические сношения с Греками; Хозары разделились на многие поколения, имевшие особых князей, но признававших власть одного хана или когана. В 858 году хозарский хан обратился в Константинополь с просьбою прислать к нему ученого мужа, который мог бы показать его подданным превосходство христианской религии пред еврейскою и мухамеданскою, так как иудеи и сарацины домогаются обратить их к своей вере. Император Михаил III избрал для этого важного дела знаменитого по учености Константина Философа, Константин с братом своим Мефодием, запасшись в Корсуне необходимыми сведениями в еврейском и хозарском языках, явились к хозарскому хану и, после многих прений с еврейскими и мухамеданскими проповедниками, склонили его к вере во Христа. – Хан со множеством народа принял св. крещение. Оставив у Хозар священника, пришедших из Херсонеса, Константин и Мефодий возвратились в отечество. Но христианство между Хозарами не укоренилось надлежащим образом; в X веке исламизм сделался у них господствующею религиею 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для объяснения минувшего недостаточно одних только вещественных памятников: восстановлять старину в своем воображении следует и на основании устных преданий, критически проверенных, – преданий, переживающих не одно поколение, и на основании той существующей нравственной связи, которая имеется между прошедшим и настоящим, существует, так сказать, без всяких задних мыслей, без натяжек, в силу самого естественного порядка вещей в мире нравственном. Узы, связывающие Святогорье с Киевом, кроме вышеначертанных поводов к своему духовному родству, имеют еще какой-то поистине филиальный характер по отношению Святогорья к Киеву. Все это глубоко сознавал приснопамятный и в Бозе почивший митрополит Киевский Филарет. Вот что говорит по этому бывший архимандрит Святогорской обители Арсений: «митрополит Киевский Филарет, обрадованный вестью обновления Св. Гор (1844 г.), писал преосвященному Иннокентию, чтоб прислать ему нового строителя. Митрополит вручил мне список с чудотворной иконы Успения Богоматери, с частицами мощей Преподобных Печерских. Таким образом вторично от Киева осенило Св. Горы благословение древней его святости» 9 . И бывший Харьковский епископ, преосвященный Иннокентий, говорит в одном из слов своих: «здесь и там (т. е. в Святогорье и в Киеве) одни и те же образы и виды бытия иноческого, один и тот же должен быть и дух, облекавшийся в сии образы. Мне кажется, я вижу, как св. иноки горы Печерской, наследовав от первых вождей своих святую наклонность к распространению по земле русской жития пустынно-иноческого, порываемые, подобно древнему пророку, духом ( 4Цар.11:2, 6 ), оставляют свое местопребывание и идут, одни на восток, другие на запад, иные на север, сии на юг, ища места для подвигов, которые укажет Господь 10 . И вот некоторые приходят в страну нашу, достигают здешнего места: необыкновенный вид гор, глубокое безмолвие окрестностей останавливают их, приводят им на память св. горы Киевские, и они, призвав на помощь Бога и св. угодников Киево-Печерских, остаются здесь на жительство. To есть, что делают? То есть, по примеру оставленных ими собратий киевских, искапывают для пребывания своего пещеры, одни, может быть, особенно склонные к созерцанию, – на скале, высящейся над всею окрестностью, другие, более преданные безмолвию и затвору, здесь, в сей юдоли, предобразуя таким образом для будущей обители, имевшей поместиться в средине, как бы два духовных крыла, противоположные по виду, но равно способные возвысить достойных гор – к Тому, Который благоволит именовать Себя Владыкою гор и юдолей ( 3Цар.20:28 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О чиноположении церковном Глава I. О бдениях, бываемых в Господские и Богородичные праздники. В семь часов вечера начинается благовест ко всенощному бдению, который продолжается 10 минут; затем бывает обычный звон во все колокола. В это время очередный иеромонах и иеродиакон полагают три поясных поклона пред царскими вратами, кланяются народу и входят в алтарь, иеромонах – южной дверью, а иеродиакон – северной. Здесь они прикладываются к св. престолу, испрашивают на начало всенощной благословение у настоятеля и отверзают царские врата. Иеромонах бывает облачен только в мантию и епитрахиль, иеродиакон в мантию. По совершении каждения в алтаре, служащие выходят оттуда, иеромонах в царские врата, а иеродиакон в северные; обратясь к народу, иеродиакон восклицает: «востаните!» Сидевшие до того братия и народ востают. Иеромонах с иеродиаконом кадит на местный образ Спасителя и правую сторожу иконостаса, затем на местный образ Богоматери и левую сторону иконостаса, праздничный образ на аналое, посем певчих на правом и левом клиросе по дважды, весь храм и предстоящих. По каждении иеромонах, пришедши пред царские врата, возглашает: «Господи благослови» и кадит престол, на местные и праздничную иконы. затем, став в царских вратах, назнаменут крестообразно кадилом и возглашает: Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей и Нераздельней Троице и проч. Уставщик отвечает: Аминь, и начинают петь: Приидите поклонимся..., и 103-й псалом: Благослови, душе моя Господа... От слов: Господи, Боже мой, возвеличился еси зело начинают петь певчие попеременно. При окончании псалма, выходит служащий иеромонах пред царские врата для чтения светильничьих молитв, а во время пения Аллилуия выходит один иеродиакон и вместе с иеромонахом пред царскими вратами творят три поклона, кланяются друг другу, после чего иеромонах отходит в алтарь, а иеродиакон начинает большую ектению: Миром Господу помолимся... Певчие протяжно поют: Господи помилуй. По окончании ектении, иеродиакон делает поклон пред царскими вратами, кланяется настоятелю, затем становится пред наместным образом Господа Вседержителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010