Скачать epub pdf Неделя 5-я Великого поста Прокимен гласа и преподобной Марии Египетской: Прокимен, глас 4: Дивен Бог во святых Своих, Бог Изрáилев. Ко еврéем послáния святáго апóстола Пáвла чтéние Брáтия! Христóс, Первосвящéнник бýдущих благ, придя с бóльшею и совершéннейшею скиниею, нерукотворéнною, то есть не таковóго устроéния, и не с крóвью козлóв и тельцóв, но со Своéю Крóвию, однáжды вошёл во святилище и приобрёл вéчное искуплéние. Ибо éсли кровь тельцóв и козлóв и пéпел телицы, через окроплéние, освящáет осквернённых, дáбы чисто было тéло, тем бóлее Кровь Христá, Котóрый Дýхом Святым принёс Себя непорóчного Бóгу, очистит сóвесть нáшу от мёртвых дел, для служéния Бóгу живóму и истинному. ( Евр 9:11–14 ) Аллилуиа гласа Лазарева суббота Прокимен, глас 3: Госпóдь просвещéние мое/и Спаситель мой, когó убоюся! Стих: Госпóдь защититель животá моегó, от кого устрашýся! Ко еврéем послáния святáго апóстола Пáвла чтéние Брáтия! Мы, приéмля цáрство непоколебимое, бýдем хранить благодáть, котóрою бýдем служить благоугóдно Бóгу, с благоговéнием и стрáхом, потомý что Бог наш есть огнь поядáющий. Братолюбие между вами да пребывáет. Страннолюбия не забывáйте, ибо через него нéкоторые, не знáя, оказáли гостеприимство áнгелам. Пóмните узников, как бы и вы с ними были в узах, и стрáждущих, как и сáми нахóдитесь в тéле. Брак у всех да бýдет чéстен и лóже непорóчно; блудникóв же и прелюбодéев судит Бог. Имéйте нрав несребролюбивый, довóльствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказáл: «Не остáвлю тебя и не покину тебя», так что мы смéло говорим: «Госпóдь мне помóщник, и не убоюсь: что сдéлает мне человéк?» Поминáйте настáвников вáших, котóрые проповéдовали вам Слóво Бóжие, и, взирáя на кончину их жизни, подражáйте вéре их. Иисýс Христóс вчерá и сегóдня и во вéки тот же. ( Евр 12:28–13:8 ) Аллилуиа: 1 . Госпóдь воцарися, в лéпоту облечéся. 2 . Ибо утверди вселéнную, яже не подвижится. Вербное воскресенье Прокимен, глас 4: Благословéн грядый во Имя Госпóдне,/Бог Госпóдь, и явися нам. Стих: Исповéдайтеся Гóсподеви яко благ, яко в век милость Егó.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Последования богослужений предшествующих праздников и времен церковных размещены в Триоди постной, а последующих – в Триоди цветной. Выше было указано, какие из Двунадесятых праздников являются подвижными, а какие неподвижными. Здесь к списку подвижных праздников будут добавлены времена церковные, которые входят в Пасхальный цикл. Триодь постная Подготовительные к Великому посту Недели и седмицы 23 1 . Неделя (без предшествующей ей седмицы) мытаря и фарисея. 2 . Неделя о блудном сыне и предшествующая ей седмица. 3 . Суббота мясопустная, родительская (то есть суббота перед Неделей (воскресеньем) мясопустной, масленицей) и предшествующая ей седмица. 4 . Неделя о Страшном Суде (мясопустная). 5 . Седмица сырная (масленица). 7 . Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Великий пост (Святая Четыредесятница) 1 . Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. 2 . Неделя 2-я Великого поста. Память святителя Григория Паламы , архиепископа Солунского. 3 . Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная. 4 . Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника . 5 . Неделя 5-я Великого поста. Преподобной Марии Египетской. 6 . Лазарева суббота. Воскрешение праведного Лазаря (суббота 6-й седмицы Великого поста). 7 . Неделя 6-я Великого поста. Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим. 8 . Страстная седмица: а) Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери; б) Великая Пятница. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. в) Великая Суббота. Сошествие Христа во ад. Триодь цветная 1 . Светлое Христово Воскресение – Пасха. 2. Светлая седмица. 3 . Неделя 2-я по Пасхе (Аятипасха). Воспоминание уверения апостола Фомы. 4 . Радоница, день особого поминовения усопших (вторник 2-й седмицы по Пасхе). 5 . Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. 6 . Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. 7 . Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. 8 . Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. 9 . Вознесение Господне (40-й день по Пасхе). 10 . Неделя 7-я по Пасхе, святых Отцев I Вселенского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Постная Триодь содержит богослужения периода от Недели о мытаре и фарисее и до Великой Субботы включительно. Так как на это время приходится подготовительный период к Великому посту и собственно период Великого поста, то эта часть Триоди называется Постной. В настоящее время Постная Триодь издается в двух томах: 1-й том охватывает подготовительный период и Святую Четыредесятницу, а 2-й том – период от Лазаревой субботы до Великой Субботы. Однако это разделение появляется только в XX веке; впрочем, и некоторые современные издательства иногда выпускают обе части Триоди Постной в одном томе. В состав Триоди Постной входят песнопения разных песнописцев, составленные в V–XIV веках. Наиболее известными авторами стихир и канонов Триоди являются святитель Андрей, архиепископ Критский, преподобный Косма Маюмский, святой Иоанн Дамаскин , преподобные Иосиф и Феодор Студиты . Период пения Постной Триоди охватывает 10 недель (воскресных дней) и 10 седмиц. Из них 4 недели и 3 седмицы приходятся на подготовительный период к Великому посту, в который входят Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, суббота и Неделя мясопустные, седмица сырная и Неделя сыропустная. Великий пост длится 48 дней и охватывает 7 седмиц и 6 недель, причем при нумерации седмицы предваряют соответствующие недели, то есть сначала идет 1-я седмица, затем 1-я неделя, 2-я седмица, 2-я неделя и так далее. Укажем все недели Великого поста: 1-я Неделя – Торжество Православия; 2-я Неделя – святителя Григория Паламы ; 3-я Неделя – Крестопоклонная; 4-я Неделяпреподобного Иоанна Лествичника ; 5-я Неделяпреподобной Марии Египетской; 6-я Неделя – Вход Господень в Иерусалим. Весь период Великого поста можно разделить на три отрезка времени: 1. Святая Четыредесятница начинается с понедельника 1-й седмицы и заканчивается пятницей 6-й седмицы. Этот период длится 40 дней, и его окончание в Триоди отмечено тем, что в пятницу 6-й седмицы на «Господи, воззвах…» поется стихира «Душеполезную совершивше Четыредесятницу…».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Глава 1. Введение в постную триодь Прежде чем мы перейдем к непосредственному рассмотрению каждого значимого дня периода Постной Триоди в отдельности, прежде чем пустимся в это увлекательное путешествие, кульминационной вехой которого является праздник Святой Пасхи, необходимо поговорить о периоде Постной Триоди в целом и сделать краткий обзор истории Постной Триоди как богослужебной книги. Кроме того, в этой вводной главе уместно рассмотреть историю поста Святой Четыредесятницы и поговорить в целом о духовном значении и месте Великого поста в жизни православного христианина. § 1. Общая характеристика периода Постной Триоди Период Постной Триоди является частью подвижного круга годичного богослужения и охватывает 70 дней: от Недели о мытаре и фарисее и до Великой Субботы включительно. При этом его можно четко разделить на две части: подготовительный период к Великому посту (22 дня) и собственно Великий пост (48 дней). В свою очередь период Великого поста делится на три неравных по продолжительности отрезка: 1) Святая Четыредесятница длится 40 дней (что отражено и в названии), начинается с понедельника 1-й седмицы и заканчивается пятницей 6-й седмицы. 2) Суббота и неделя 6-й седмицы – Лазарева суббота и Неделя ваий – составляют как бы промежуточный двухдневный период между Четыредесятницей и Страстной седмицей. 3) Страстная седмица – 6 заключительных дней Великого поста, каждый из которых называется великим и посвящается воспоминанию событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа. Перечислим теперь по порядку недели (воскресные дни) периода Постной Триоди (их всего 10): Неделя о мытаре и фарисее; Неделя о блудном сыне; Неделя мясопустная (о Страшном суде); Неделя сыропустная (Адамово изгнание, Прощеное воскресенье); 1-я Неделя Великого поста – Торжество Православия; 2-я Неделя Великого поста – святителя Григория Паламы ; 3-я Неделя Великого поста – Крестопоклонная; 4-я Неделя Великого поста – преподобного Иоанна Лествичника ; 5-я Неделя Великого поста – преподобной Марии Египетской;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Е. Кустовский Содержание От составителя Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие притчи о мытаре и фарисее Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие притчи о блудном сыне Неделя мясопустная В неделю сыропустную, изгнание Адамово В туюжде неделю сырную вечера Неделя первая святаго поста, в нюже православие воспоминается Последование молебнаго пения в Неделю православия Неделя первая торжества Православия Неделя вторая святых постов поется настоящее последование, во святых отца нашего Григория архиепископа, фессалонитскаго чудотворца, Паламы В туюжде неделю вечера Неделя третья Святых Постов. Поклонение празднуем Честнаго и Животворящего Креста В туюжде неделю вечера Неделя четвертая Святых Постов. Инии типицы определиша петися последованию святаго Иоанна Лествичника. В туюжде неделю вечера Неделя пятая Святых Постов. Инии типицы предаша пети в сию неделю последование преподобныя матере нашея Марии Египетския В туюжде неделю вечера     От составителя В настоящей публикации мы предлагаем вниманию клирошан воскресные службы периода пения Триоди Постной. Как в уставном отношении, так и в насыщенности особо значимыми песнопениями, эти службы заставляют клиросных церковнослужителей встретить этот период с особым напряжением – как духовным, так и технологическим. Наша книга является воскресным вариантом Триоди Постной. По замыслу составителя причина ее появления связана с несколькими обстоятельствами: 1. Воскресное служение в период Великого Поста существенно отличается от будничного, поэтому эта публикация отражает общие свойства только воскресных служб, не затрагивая материал будничного служения. 1 2. Богослужебная книга Постная Триодь содержит как поющиеся, так и читаемые элементы служб. Наличие нашей публикации позволит регенту поставить на клиросе адаптированный для пения вариант Триоди, а саму Триодь отдать священнику или чтецу, поскольку читаемые разделы Триоди в этой публикации отсутствуют. 3. Составители Постной Триоди в ряде случаев предполагали, по-видимому, достаточно высокую квалификацию церковных певчих, поэтому позволяли себе экономное изложение материала, пропуская «по умолчанию» информацию, саму собой разумеемую. Тем не менее, мы не рискнем утверждать, что, например, стих «Возвеселюся и возрадуюся о Тебе...» (Неделя мясопустная, 3-я хвалитная стихира) с легкостью сможет наизусть закончить каждый регент со своим хором. Этот пример, наряду с ему подобными, заставили нас несколько подробнее сформулировать многие указания Триоди. Поэтому наша публикация отличается от Триоди не только разделителями в стихирах и русской транскрипцией текста, но и более подробными (по сравнению с оригиналом) уставными комментариями.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пасхи). О совершении службы в храмовые праздники при совпадении их с воскресными днями находятся указания в Типиконе в так наз. Храмовых главах. Так, например, в 3й храмовой главе читаем: «Аще случится храм святого, или святые в неделю, поем службу всю неизменно, яко прилучившегося святого, имущего бдение в неделю». О чтении на утрени Евангелия в храмовые праздники, случившиеся в воскресные дни, в Типиконе содержатся указания не одни и те же. Прот. К. Никольский приходит к след. выводу: как в праздники великие Господские и Богородичны, случившиеся в воскресенье, так и в храмовой праздник в воскресение читается на утрени Евангелие праздника, т.е. храма (Никольский, стр. 286). Святая Церковь отмечает еще особые празднования, нарочито связанные с воскресными днями. Сюда относятся следующие недели в году: Круг Третий. Третий круг богослужебного года заключает в себе десять недель, из которых первые четыре являются неделями подготовительными к Великому посту, а последние шесть являются неделями Святой Четыредесятницы. Вот наименования подготовительных недель: неделя о Мытаре и Фарисее, неделя о Блудном Сыне, неделя Мясопустная и неделя Сыропустная (изгнание Адамово). Названия недель Святой Четыредесятницы: неделя Первая — Торжество Православия, неделя Вторая — Светотворная (память Святителя Григория Паламы ), неделя Третья — Крестопоклонная, неделя Четвертая — память преподобного Иоанна Лествичника , неделя Пятая — память преподобной Марии Египетской, неделя Шестая — Ваий, Вербная или Цветная (Вход Господень во Иерусалим). Богослужения этого круга насыщены молитвословиями, подготовляющими верующих к подвигу покаяния. Особенно это отражается в будничных службах, но и в воскресные дни богослужению присущ скорбный и умилительный отпечаток покаяния, причем, по мере того, как мы возвышаемся по лествице подвига поста, начиная от подготовительных недель и переходя к неделям Великого поста, этот отпечаток проявляется все более и более. От недели Мытаря и Фарисея и до 5й недели включительно на утрени на «Воскресение Христово» поется «Покаяния отверзи ми двери». В недели о Блудном Сыне, Мясопустную и Сыропустную после полиелея поется умилительный псалом «На реках Вавилонских». Если в один из воскресных дней, в промежуток времени от недели Мытаря и Фарисея до 5й недели поста, случится праздник Сретения Господня, праздник Благовещения или храмовой, песнь «Покаяния отверзи ми двери» не поется, но поется псалом «На реках Вавилонских». Если Сретение Господне случится в Чистый Понедельник, то тогда служба праздника переносится на канун сего дня, на Сырное воскресенье. От недели Мясопустной до недели 5й Великого поста на хвалитех последняя стихира Триоди по Уставу поется дважды, со стихом «Воскресни Господи Боже мой»: и на Слава. Тогда предпоследними стихами бывают «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим»: и «Возвеселюся и возрадуюся о Тебе, пою имени Твоему Вышний»: (в недели 2ю и 3ю особые стихи).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

поиск:   разделы   рассылка Протоиерей Максим Козлов Острее меча обоюдоострого: Проповеди Источник:  Православие.ру В книгу настоятеля храма Святой мученицы Татианы при МГУ, заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерея Максима Козлова вошли его избранные проповеди, расположенные в хронологическом порядке по времени их произнесения. Отец Максим – известный богослов и публицист, автор целого ряда книг, множества статей и публикаций. Его слово, будучи, по выражению апостола Павла, " острее меча обоюдоострого " , всегда вызывает живую реакцию аудитории. Содержание Вход Господень в Иерусалим Слово о поклонении в духе и истине День памяти Илии Пророка. Слово о толерантности Неделя по Крестовоздвижении. О женщине-хананеянке Слово о жизненном призвании Слово о дорожном движении Притча о безумном богаче Слово о Церковном Уставе Неделя святых отец. Слово о человеческой истории Слово о поступке Неделя о мытаре и фарисее Неделя о Страшном Суде. День памяти новомучеников и исповедников Российских Слово перед началом Великого Поста Неделя Торжества Православия. Слово об анафематизмах Пассия первая. Слово о молитве Ефрема Сирина. Часть 1 Пассия вторая. Слово о молитве Ефрема Сирина. Часть 2 Пассия третья. Слово о молитве Ефрема Сирина. Часть 3 День памяти преподобного Иоанна Лествичника День памяти преподобной Марии Египетской Неделя апостола Фомы. Слово о пасхальном настроении Неделя жен-мироносиц Неделя святых отцов I Вселенского Собора. Слово о догматах Слово в праздник Всех святых Неделя Всех святых, в земле Российской просиявших Слово на Преображение Господне Слово о том, какая есть главная заповедь Воскресение словущее Воздвижение Креста Господня Слово о стяжании благодати Притча о сеятеле. Слово о культуре. День памяти апостола Луки Слово в день памяти святых бессребреников Космы и Дамиана День памяти святителя Филарета Введение во храм Пресвятой Богородицы Слово о выборах, которые мы совершаем Предпразднство Богоявления. Слово о подготовке к Таинствам

http://religare.ru/2_95047.html

24 марта (воскресенье): Неделя 1-я. Торжество Православия. Воспоминание победы Православия над ересью иконоборчества в 843 году. После Литургии совершается Чин торжества Православия. 2-ая седмица 25—30 марта 30 марта: Родительская суббота — особое поминовение усопших. 31 марта (воскресенье): Неделя 2-я. Святителя Григория Паламы. Церковь вспоминает святителя — выразителя учения о нетварных Божественных энергиях. 3-ая седмица 1—6 апреля 7 апреля (воскресенье): Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля (воскресенье): Неделя 3-я Крестопоклонная. Поклонение Кресту Господню. Середина поста. 4-ая седмица 8—13 апреля 13 апреля: Родительская суббота — особое поминовение усопших. 14 апреля (воскресенье): Неделя 4-я. Преподобного Иоанна Лествичника. Церковь вспоминает автора «Лествицы» — знаменитой христианской книги о духовной жизни. 5-ая седмица 15—20 апреля 18 апреля (четверг): Мариино стояние. Чтение Великого канона свт. Андрея Критского и жития Марии Египетской. Чтение совершается накануне — 17 апреля, в среду вечером. 20 апреля (суббота): Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Чтение Акафиста совершается накануне. 21 апреля (воскресенье): Неделя 5-я. Преподобной Марии Египетской. Церковь вспоминает Память святой Марии Египетской — грешницы, которая ушла в пустыню, прожила там многие годы и победила свои страсти. 6-ая седмица 22—27 апреля 27 апреля: Лазарева суббота. Воспоминание о чуде воскрешения Христом праведного Лазаря. 28 апреля (воскресенье): Неделя 6-я. Вербное воскресенье (Неделя ваий). Церковь вспоминает события входа Господня в Иерусалим. Страстная седмица 29 апреля — 4 мая Воспоминание последних дней земной жизни Спасителя 29 апреля: Великий понедельник. Воспоминание ветхозаветной истории Иосифа, проданного братьями в Египет. 30 апреля: Великий вторник. Воспоминание обличения Христом книжников и фарисеев, а также Его притчей и бесед в Иерусалимском храме. 1 мая: Великая среда. Воспоминание предательства Христа Иудой. 2 мая: Великий четверг. Воспоминание Тайной Вечери.

http://foma.ru/kalendar-velikogo-posta.h...

Неделя первая Великого поста посвящена Торжеству Православия. Празднование это было установлено по поводу окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью. В этот день, после литургии, в храме совершается особый чин – чин торжества Православия. Этим чином Церковь анафематствует, то есть отлучает от единения с собой еретиков, врагов Православия, и славословит его защитников. Неделя вторая чествует память святителя Григория Паламы . Он известен как обличитель ереси Варлаама, отвергавшего православное учение о нетварном свете. Неделя третья Великого поста – Крестопоклонная. На этой неделе прославляется святой Крест Господень. Для поклонения и духовного подкрепления проходящих подвиг поста Крест выносится из алтаря на середину храма. Открывающаяся за Крестопоклонной неделей седмица носит такое же название, а еще называется Средокрестной, поскольку в среду Великий пост достигает своей середины. Неделя четвертая Великого поста предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице преподобного Иоанна Лествичника , автора «Лествицы». В среду на пятой седмице совершается всенощное бдение с чтением Великого покаянного канона Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской. По этой особенности она называется Андреевским стоянием, или стоянием Марии Египетской. В субботу этой же седмицы совершается пение акафиста Пресвятой Богородице, которое установлено в благодарность за избавление Ею Царьграда от врагов. Неделя пятая Великого поста посвящена прославлению подвигов преподобной Марии Египетской. Суббота перед праздником Входа Господня в Иерусалим именуется Лазаревой. В этот день вспоминается воскрешение праведного Лазаря, которое совершил Господь Иисус Христос в доказательство Своей Божественной силы и в знамение нашего воскресения. Лазарево воскрешение послужило поводом к осуждению Спасителя на смерть, поэтому с самых первых веков христианства установлено было совершать память этого великого чуда перед самой Страстной седмицей. Неделя шестая Великого поста называется «Неделей ваий», в просторечии – «вербным воскресеньем» (или Цветоносным), и празднуется «Вход Господень в Иерусалим». Ветви ваий (пальмовые ветви) у нас заменяются вербами, так как верба ранее других ветвей дает почку. Обычай употреблять вайи в это праздник имеет свое основание в обстоятельствах самого события входа Господня в Иерусалим. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его как Победителя ада и смерти, держа в руках «знамение победы» – цветущие вербы с возжжеными свечами.

http://azbyka.ru/o-postax-i-trapezax

Неделя Марии Египетской О неделе Марии Египетской Неделя 5-я Великого поста. Преп. Марии Египетской  – 21 апреля 2024 года.   Пятое воскресенье Великого поста посвящено Марии Египетской. Ее жизнь — яркий пример практики покаяния. В предыдущее воскресенье Церковь напоминала нам о «Лествице» — «теории» покаяния.    Мариино стояние  или Четверток Великого канона — четверг пятой седмицы Великого поста (перед неделей Марии Египетской). Полностью читается Великий канон Андрея Критского и житие Марии Египетской. Совершается в среду вечером: в 2024 году — 17 апреля.   Ближайшая суббота — суббота Акафиста , Похвалы Пресвятой Богородице. В храме пройдет одно из самых прекрасных и глубоких богослужений годового круга. Совершается в пятницу вечером — 19 марта 2024.      Мария Египетская « Житие преподобныя матери нашея Марии Египетския »,  написанное свт. Софронием Иерусалимским — один из центральных текстов святоотеческой письменности.  Жизнь Марии Египетской, раскаявшейся блудницы, стала образцом покаяния для всех христиан. Не зря целая неделя Великого Поста посвящена именно ей. Приведем небольшой кусочек из Жития — поворотный момент где прп. Мария понимает, что ее грехи мешают ей прийти к Богу: « Снова смешалась я с иными входящими в церковь, и усиливалась войти, но все труды мои были напрасны. И снова, как только нога моя грешная коснется церковного порога, церковь всех примет, никому не возбраняя, меня же одну, окаянную, не принимает! Как воинство, на то поставленное, чтобы заграждать вход, так снова и снова мне запрещала войти некая внезапная сила, и опять я оказывалась в притворе. Так пострадав трижды и четырежды, и все без успеха, изнемогла я, и все не могла присоединиться к входящим. К тому же и тело мое все болело от угнетающих меня людей, меж которых я теснилась, стараясь проникнуть в церковь. В стыде и отчаянии отступила я, наконец, и стала в одном из углов притвора церковного, и едва несколько пришла в чувство, поняв, какая вина возбраняет мне видеть Животворящее Древо Креста Господня! Ибо коснулся очам сердца моего свет разума спасительного, заповедь Господня светлая, просвещающая душевные очи, показующая мне, что тина моих дел возбраняет мне вход в церковь! Тогда начала я плакаться и рыдать, и бить в перси, износя воздыхания из глубины сердца ». Еще о Марии Египетской:

http://predanie.ru/tema/nedelja-marii-eg...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010