Установление нобярьской и триодной памятей святителя. Вопреки распространенным в литературе представлениям (ср.: Meyendorff J.Introduction à l " étude de Grégoire Palamas. Paris, 1959. P. 169; Les Regestes des actes du Patriarcat de Constantinople, N 2540) нет оснований считать, что патриарх Константинопольский свт. Филофей Коккин, автор первоначальных службы и Жития свт. Григория Паламы (по собственному свидетельству свт. Филофея в томосе Собора 1368 г.; см.: PG. 151. Col. 711), установил именно триодную память святого. Эти представления основаны, во-первых, на убеждении исследователей в неизменности практики литургического почитания свт. Григория Паламы; во-вторых, на атрибуции триодной службы свт. Григория Паламы свт. Филофею; в-третьих, на словах самого свт. Филофея, который в соборном томосе о замене локального почитания свт. Григория Паламы общецерковным проводит параллель между ней и историей прославления свт. Афанасия К-польского († после 1315), когда в неделю Торжества Православия в храм Св. Софии монахами-почитателями свт. Афанасия была торжественно внесена его икона, и только потом почитание святого было утверждено как общецерковное (PG. 151. Col. 712). Но последний из этих аргументов не может служить основанием для отождествления установленного в 1368 г. общецерковного почитания свт. Григория Паламы (см.: Rigo. 1993) с его триодной памятью — история с процессией с иконой свт. Афанасия в неделю Торжества Православия приведена свт. Филофеем лишь в качестве примера, а сам факт шествия с иконой святого в эту неделю (когда ежегодно совершалось шествие с различными иконами) вовсе не влечет за собой увязывание памяти святого с периодом Великого поста (так, память упоминаемого свт. Филофеем свт. Афанасия К-польского совершается 24 октября),— а исследование рукописей XIV–XVI вв. опровергло оба других аргумента. Во-первых,— как убедительно показал диак. (ныне прот.) Василий Волудакис в своем анализе данных греческой рукописной традиции (исследователь использовал лишь рукописи собраний Греции, но его выводы подтверждаются и на материале греческих рукописей др. собраний),— практика петь службу свт. Григорию Паламе во 2-ю неделю Великого поста возникла не ранее 2-й пол. XV в. (Boloudakes. S. 33–42; одно из наиболее ранних свидетельств о появлении этой практики, неупоминаемое Волудакисом, содержится в рукописи Vindob. Gr. Theol. 187. Fol. 72, ок. 1500 г.), тогда как ноябрьская память святого, напротив, была известна уже к последней четверти XIV в. Во-вторых, ноябрьское последование свт. Григория Паламы сохранилось уже в современных свт. Филофею рукописях и содержит в том числе 2 канона с именем Филофей в акростихе, а триодное последование свт. Григория Паламы известно по рукописям не ранее рубежа XV и XVI вв. и вместо канонов авторства Филофея, как правило, содержит другой канон — без акростиха в тропарях, но с именем Георгий в акростихе богородичнов.

http://patriarchia.ru/db/text/206692.htm...

Две памяти святителя в греческой традиции. Вплоть до XVIII в. обе памяти в греческой традиции сосуществовали (см.: Giagkou. S. 120–127), однако в печатные греческие Минеи последование свт. Григория Паламы не вошло, а к 1-й пол. XX в. ноябрьская память святого в греч. практике практически перестала совершаться (ср.: Idem. S. 121) — помимо отсутствия службы в печатных Минеях этому способствовала большая популярность триодной памяти свт. Григория Паламы, а также сложность соединения службы 14 ноября с более древней памятью этого дня (14 ноября — память ап. Филиппа и заговенье на Рождественский пост). Уже в XV в. сложность соединения служб свт. Григория Паламы и ап. Филиппа привела к тому, что память свт. Григория Паламы могла переноситься на 13 ноября (когда празднуется память свт. Иоанна Златоуста — так в Типиконе Athen. Bibl. Nat. 2047, составленном в Фессалонике при блж. Симеоне Солунском), на воскресенье перед 13 ноября или на 5 ноября (см.: Boloudakes. S. 53; Giagkou. S. 121–124). Можно предположить, что день 5 ноября был выбран для празднования памяти свт. Григория Паламы по той причине, что в этот день отмечается память др. святого по имени Григорий, свт. Григория Александрийского, не имеющая отдельного последования (чаще всего в Минеях в этот день приводится вседневная служба мчч. Галактиона и Епистимии), а сам день близок к воскресенью перед 13 ноября. В печатные греческие издания Типикона ноябрьская память не входит в отличие от триодной, которая указывается в Типиконах уже с первопечатного издания (Венеция, 1545. [S.] 184–185). Последование святителя в значительной степени вытеснило более древнее триодное последование (отменены канон, посвященный притче о блудном сыне (см. о нем: Bertoniere. P. 84–87, 94; выводы Г. Бертоньера о службе свт. Григорию Паламе неверны, поскольку он не был знаком с работой диак. Василия Волудакиса; см. также статью Блудного сына неделя), и другие песнопения — то же, как правило, и в афинских изданиях Постной Триоди; однако в римских изданиях Триоди, напротив, древнее последование сохраняется, а службы свт.

http://patriarchia.ru/db/text/206692.htm...

Григорию Паламе, но и к Трем святителям и поэтому, видимо, не был переведен на славянский язык). В ходе богослужебной реформы 2-й половины XVII в. ноябрьское последование свт. Григория Паламы, как не имевшее аналога в современных справе греческих изданиях Минеи, из русской Минеи было исключено, что отразилось и на тексте Типикона: в исправленном московском Типиконе 1682 г. под 14 ноября дается отсылка на 2-ю неделю Великого поста, а из издания 1695 г. и последующих упоминание о службе свт. Григория Паламы 14 ноября вообще исключено. Триодная память, напротив, вводится в русскую практику — она неизменно присутствует во всех изданиях русского Типикона, начиная с московского 1682 г., правленного с использованием греческих старопечатных изданий, и занимает свое место в Постной Триоди (в украинских изданиях Постной Триоди (например: К., 1628, 1648), правленных по греческим печатным книгам уже в 1-й половине XVII в., последование свт. Григория Паламы появилось раньше, чем в московских). Согласно послениконовским русским Типиконам, триодная служба свт. Григория Паламы имеет в целом тот же устав, что и в первопечатном греческом Типиконе, но древние песнопения Триоди, посвященные притче о блудном сыне, сохранены, а на литургии есть, кроме рядовых, и песнопения и чтения святому (прокимен из Пс 48; Евр 7. 26 — 8. 2; Ин 10. 9–16; причастен — Пс 111. 6b). Возникший в середине XX в. интерес к наследию свт. Григория Паламы имел одним из своих следствий возобновление печатания ноябрьской службы святителя в русских богослужебных книгах — она присутствует не только в московском издании Минеи 1978–1989 гг. (так называемая зеленая Минея, в которую включено множество ранее никогда не включавшихся в русские издания Минеи служб), но и в качестве приложения в репринтных воспроизведениях Миней синодальной печати (например, М., 1997). Славянский текст вновь появившегося в русских Минеях ноябрьского последования свт. Григория Паламы (имеющего вид полиелейной службы без малой вечерни) очень близко воспроизводит текст дониконовских изданий и не только не выверен заново по греческому оригиналу, но даже содержит такие языковые особенности, какие последовательно устранялись в ходе реформы русского богослужения 2-й пол.

http://patriarchia.ru/db/text/206692.htm...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы. Воскресенье, 31 марта 2024 года: что будет в храме? 7 мин., 29.03.2024 Во вторую неделю Великого поста Церковь отмечает два переходящих праздника : святителя Григория Паламы и преподобных отцов Киево-Печерских. Также 31 марта мы чтим память святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского, преподобного Анина Халкидонского, мучеников Трофима и Евкарпия, священномученика Димитрия Розанова и преподобномученицы Наталии Баклановой. Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии. Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению» , чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 31 марта. Воскресенье, 31 марта 2024 года, святителя Григория Паламы Один из выдающихся богословов в истории Церкви святитель Григорий Палама  прославился как апологет православия, поборник практики непрестанной молитвы и автор учения о Фаворском свете . Его богословские изыскания могут показаться, на первый взгляд, отвлеченными, не имеющими отношения к нам и нашей жизни, но это не так. Святой Григорий Палама учит, что образ Божий в нас — луч славы Божией, тот самый свет, который увидели апостолы на горе Фавор в момент Преображения Господа Иисуса Христа. Развивая свою мысль, святитель Григорий  наиболее полно выразил церковное понимание цели христианской жизни, которая состоит в обóжении человека. Он утверждал, что люди способны еще во время земной жизни увидеть творческие энергии Божества , благодаря которым существуют. И христиане призваны приобщиться к этой тайне. Подробнее об учении святителя Григория Паламы читайте в наших материалах: Особенности православного богослужения

http://foma.ru/nedelja-2-ja-velikogo-pos...

Неделя 2-я Великого поста, святителя Григория Паламы Проповеди Святитель Григорий Палама и его учение Записи богослужений Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы. 1 Ин. 1, 5 Тропарь святителя Григория Паламы Православия светильниче, Церкви утверждение и учителю, монахов доброто, богословов поборниче непреоборимый, Григорие чудотворче, Фессалонитская похвало, проповедниче благодати, молися всегда спастися душам нашим. Кондак святителя Григория Паламы Премудрости Священный и Божественный орган, богословия светлую согласно трубу, воспеваем тя Григорие Богоглагольниче: Но яко ум уму первому предстояй, к нему ум наш отче настави, да зовем: радуйся проповедниче благодати. Житие святителя Григория Паламы Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282-1328). Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика. Обладая прекрасными способностями и большим прилежанием, Григорий без труда освоил все предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон в 1316 году (по другим сведениям, в 1318) и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского (память II июля), принял постриг и начал путь подвижничества. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство. Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество. После преставления старца Никодима инок Григорий проходил 8 лет свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кончины последнего перешел в Лавру преподобного Афанасия. Здесь он прислуживал за трапезой, а затем стал церковным певцом. Но через три года (1321), стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. Настоятель этой обители стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве — умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих пустынников IV века, Евагрия Понтийского и преподобного Макария Египетского (память 19 января). После того, как в XI веке в трудах Симеона Нового Богослова (память12 марта) подробное освещение получили внешние молитвенные приемы умного делания, оно было усвоено афонскими подвижниками.

http://pravoslavie.ru/1632.html

24 марта (воскресенье): Неделя 1-я. Торжество Православия. Воспоминание победы Православия над ересью иконоборчества в 843 году. После Литургии совершается Чин торжества Православия. 2-ая седмица 25—30 марта 30 марта: Родительская суббота — особое поминовение усопших. 31 марта (воскресенье): Неделя 2-я. Святителя Григория Паламы. Церковь вспоминает святителя — выразителя учения о нетварных Божественных энергиях. 3-ая седмица 1—6 апреля 7 апреля (воскресенье): Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля (воскресенье): Неделя 3-я Крестопоклонная. Поклонение Кресту Господню. Середина поста. 4-ая седмица 8—13 апреля 13 апреля: Родительская суббота — особое поминовение усопших. 14 апреля (воскресенье): Неделя 4-я. Преподобного Иоанна Лествичника. Церковь вспоминает автора «Лествицы» — знаменитой христианской книги о духовной жизни. 5-ая седмица 15—20 апреля 18 апреля (четверг): Мариино стояние. Чтение Великого канона свт. Андрея Критского и жития Марии Египетской. Чтение совершается накануне — 17 апреля, в среду вечером. 20 апреля (суббота): Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Чтение Акафиста совершается накануне. 21 апреля (воскресенье): Неделя 5-я. Преподобной Марии Египетской. Церковь вспоминает Память святой Марии Египетской — грешницы, которая ушла в пустыню, прожила там многие годы и победила свои страсти. 6-ая седмица 22—27 апреля 27 апреля: Лазарева суббота. Воспоминание о чуде воскрешения Христом праведного Лазаря. 28 апреля (воскресенье): Неделя 6-я. Вербное воскресенье (Неделя ваий). Церковь вспоминает события входа Господня в Иерусалим. Страстная седмица 29 апреля — 4 мая Воспоминание последних дней земной жизни Спасителя 29 апреля: Великий понедельник. Воспоминание ветхозаветной истории Иосифа, проданного братьями в Египет. 30 апреля: Великий вторник. Воспоминание обличения Христом книжников и фарисеев, а также Его притчей и бесед в Иерусалимском храме. 1 мая: Великая среда. Воспоминание предательства Христа Иудой. 2 мая: Великий четверг. Воспоминание Тайной Вечери.

http://foma.ru/kalendar-velikogo-posta.h...

Неделя святителя Григория Паламы О неделе Григория Паламы Неделя (т .е воскресенье) 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы – 31 марта 2024 года.   В первую неделю Великого Поста Церковь говорила о Торжестве Православия, победе догматической истины. Как связан пост, покаяние, догматика и вера — мы говорили здесь . Вторая неделя Поста тоже посвящена догматике, а именно — учению о Божественных энергиях, которое защищал Палама. Скажем несколько слов об этом учении. В XIV веке в Византии разгорелся спор о природе Фаворского света: был ли он феноменом тварным («чудесным», но сотворенным, или даже просто атмосферным явлением) или же нетварным, то есть Самим Богом.  Почему это важно? Подвижники во время углубленной молитвы тоже видели Свет. Они верили (или, точнее, чувствовали, знали), что видимый ими Свет — Бог. Речь, таким образом, шла об опытном Богопознании, о реальной жизни с Богом. Опыт показывал, что Сам Бог непосредственно соединяется с людьми. Противники же Паламы — Варлаам, Григора, Акиндин — разными богословскими средствами отвергали паламитское учение о нетварности Света. (Часто взгляды антипаламитов сводят к «варлаамитской ереси». Это полемическое упрощение. На самом деле паламитский догмат атаковали с разных сторон и по разным причинам).  Как и всегда в догматике, истина явила себя в форме антиномии: Бог непознаваем и недоступен Сам по Себе, но его энергии познаваемы и доступны. (Энергия здесь означает «действие», ее не стоит путать с «энергетикой»). Речь идет о том, что делает Бог — о Божественной Жизни, действии, реальности. Так Палама вводит различие между сущностью Бога и Его энергиями. Насколько реально это различие? Энергия Бога и есть Сам Бог — поэтому Его познание возможно через жизнь с Ним. Энергии Бога неслиянны, но и нераздельны с сущностью Бога. Различие сущности и энергии не вносит сложности в простоту Бога. Бог непознаваем по сущности, но познаваем в Своих энергиях, которые есть Он Сам (т. е. они — нетварны).  Почему все это так сложно? Потому что самое сложное — говорить о простом. Бог бесконечно прост. Божество выше всяческих понятий и совершенно свободно. Бог несводим к понятиям сущности и энергии. Паламитский догмат, как и всякий догмат, — парадокс. Он не информирует о чём-то, но лишь указывает на Тайну и преображает ум этим указанием.

http://predanie.ru/tema/nedelja-svjatite...

Василия Волудакиса). Последование составлено свт. Филофеем Коккином, но не все песнопения были написаны им заново — ему принадлежат оба канона и кондак с икосом, светилен, стихиры-подобны (по крайней мере часть), вероятно, седальны, — тогда как, например, 12 из стихир-самогласнов заимствованы (с небольшими изменениями) из последований вмч. Димитрия Солунского (6 самогласнов), святителей Иоанна Златоуста (2 самогласна), Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского и прп. Афанасия Афонского (по 1 самогласну). Заимствование песнопений из службы вмч. Димитрия Солунского объясняется тесной связью свт. Григория Паламы с Фессалоникой, из других указанных служб — сопоставлением свт. Григория Паламы с великими богословами прошлого и с афонским монашеством (Boloudakes. S. 63–69). Сопоставление свт. Григория Паламы с величайшими православными богословами является основной темой и первого из двух канонов авторства свт. Филофея, свт. Григорию Паламе и Трем святителям; во втором его каноне и других написанных свт. Филофеем песнопениях не раз поэтически поднимаются темы нетварного Света и учения свт. Григория Паламы о Боге (см., напр.: Ibid. S. 64–65). Греческий текст написанных свт. Филофеем Коккином ноябрьского последования и Жития свт. Григория Паламы был впервые издан в 1784 г. в Вене прп. Афанасием Паросским (см.: BZ. 1899. Bd. 8. S. 71–73; Petit. P. 101–102); корпус седальнов и стихир в этом издании значительно отличается от выписываемых в рукописях, что заставляет предположить авторство самого прп. Афанасия для части из них (Boloudakes. S. 57–59); на утрене здесь — 2 канона, второй из указанных выше (1-го гласа) и из триодного последования; в книге также приведены два канона свт. Григорию Паламе для пения на молебне: авторства прп. Афанасия Паросского, 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа, с обратным алфавитным акростихом от омеги до каппы в 1–6-й песнях (кроме богородичнов), ирмосы и богородичны взяты из малого молебного канона Божией Матери, начало: hOs organon theion tou Pantourgou (Как божественный орган Вседетеля), и авторства (согласно прп.

http://patriarchia.ru/db/text/206692.htm...

Д.В. Дементьев Неделя вторая Великого поста: память святителя Григория Паламы Во вторую Неделю Великого Поста мы совершаем память святителя Григория Паламы , архиепископа Фессалоникийского. Во вторую Неделю Великого Поста Святая Церковь говорит нам о тайне света, к которому мы должны приобщиться, если хотим увидеть Воскресение Христово. Святитель Григорий Палама и богословские споры в XIV веке, связанные с  именем Григория Паламы , учили о том, что свет Преображения есть свет нетварный, несотворенный. Опровергая ересь западных Богословов, это учение напоминало о слове Писания, что Бог есть свет, и, исповедуя Бога-Отца и Бога-Сына, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, мы веруем, что Богом-Светом сотворен другой – тварный свет, тот, о котором сказано в книге Бытия:«Сказал Бог, да будет свет». Эти догматические вопросы не были отвлеченными для жизни Церкви. Не должны они быть отвлеченными и для нас. Беда, если мы воспринимаем их как простые богословские или ученые рассуждения, не имеющие никакого отношения к нашей жизни. Это может означать только одно: что тот свет, о котором нам возвещает Бог – свет, в котором нет никакой тьмы – для нас остается неувиденным, и мы не приносим печали покаяния в том, что пребываем во тьме. Все беды в Церкви связаны, в конце концов, с тем, что какие-то тайны веры становятся отвлеченными, переставая быть живыми насущными вопросами, решающими нашу судьбу, и мы теряем глубину веры, полноту христианского призвания, которое должны осуществить в Церкви. Протоиерей Александр Шаргунов, «Великий Пост» ТРОПАРЬ СВЯТИТЕЛЮ ГРИГОРИЮ ПАЛАМЕ Православия светильниче, Церкви утверждение и учителю, монахов доброто, богословов поборниче непреоборимый, Григорие чудотворче, Фессалонитская похвало, проповедниче благодати, молися всегда спастися душам нашим. КОНДАК СВЯТИТЕЛЮ ГРИГОРИЮ ПАЛАМЕ Премудрости Священный и Божественный орган, богословия светлую согласно трубу, воспеваем тя Григорие Богоглагольниче: Но яко ум уму первому предстояй, к нему ум наш отче настави, да зовем: радуйся проповедниче благодати. ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/chteni...

Неделя первая Великого поста посвящена Торжеству Православия. Празднование это было установлено по поводу окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью. В этот день, после литургии, в храме совершается особый чин – чин торжества Православия. Этим чином Церковь анафематствует, то есть отлучает от единения с собой еретиков, врагов Православия, и славословит его защитников. Неделя вторая чествует память святителя Григория Паламы . Он известен как обличитель ереси Варлаама, отвергавшего православное учение о нетварном свете. Неделя третья Великого поста – Крестопоклонная. На этой неделе прославляется святой Крест Господень. Для поклонения и духовного подкрепления проходящих подвиг поста Крест выносится из алтаря на середину храма. Открывающаяся за Крестопоклонной неделей седмица носит такое же название, а еще называется Средокрестной, поскольку в среду Великий пост достигает своей середины. Неделя четвертая Великого поста предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице преподобного Иоанна Лествичника , автора «Лествицы». В среду на пятой седмице совершается всенощное бдение с чтением Великого покаянного канона Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской. По этой особенности она называется Андреевским стоянием, или стоянием Марии Египетской. В субботу этой же седмицы совершается пение акафиста Пресвятой Богородице, которое установлено в благодарность за избавление Ею Царьграда от врагов. Неделя пятая Великого поста посвящена прославлению подвигов преподобной Марии Египетской. Суббота перед праздником Входа Господня в Иерусалим именуется Лазаревой. В этот день вспоминается воскрешение праведного Лазаря, которое совершил Господь Иисус Христос в доказательство Своей Божественной силы и в знамение нашего воскресения. Лазарево воскрешение послужило поводом к осуждению Спасителя на смерть, поэтому с самых первых веков христианства установлено было совершать память этого великого чуда перед самой Страстной седмицей. Неделя шестая Великого поста называется «Неделей ваий», в просторечии – «вербным воскресеньем» (или Цветоносным), и празднуется «Вход Господень в Иерусалим». Ветви ваий (пальмовые ветви) у нас заменяются вербами, так как верба ранее других ветвей дает почку. Обычай употреблять вайи в это праздник имеет свое основание в обстоятельствах самого события входа Господня в Иерусалим. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его как Победителя ада и смерти, держа в руках «знамение победы» – цветущие вербы с возжжеными свечами.

http://azbyka.ru/o-postax-i-trapezax

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010