Евр 11:35. жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; «Жены получали умерших своих воскресшими …» Здесь он говорит о пророках Елисее и Илии, которые воскрешали мертвых. — « Иные же замучены были, не принявши освобождения, дабы получить лучшее воскресение…»  Здесь, мне кажется, — говорит Златоуст, — он разумеет Иоанна Крестителя и Иакова, потому что избиением (αποτυμπανισμς) обозначается отсечение головы. Они могли бы взирать на свет солнечный, могли бы не делать обличений, и однако решились умереть; и те, которые воскрешали других, сами избрали себе смерть, чтобы получить лучшее воскресение. Евр 11:36. другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, Евр 11:37. были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; Оканчивает речь указанием на узы, темницы, бичевания, побиение камнями, разумея бывшее со Стефаном и Захариею: « Убийством, — прибавляет он, — меча умроша». Что говоришь ты? Одни « избегоша острея меча», а другие — « убийством меча умроша»? Что же это значит? Что ты превозносишь? Чему удивляешься? Первому или последнему? Поистине, говорит, тому и другому. Первому — потому, что оно близко к вам, а последнему — потому, что вера оказывала свою силу при самой смерти… То и другое — чудеса веры; и то, что она совершает великие дела, и то, что терпит великие бедствия и не думает о страданиях (Злат.). Евр 11:38. те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. «Ты не можешь, говорит, сказать, что это были люди грешные и ничтожные; нет, если бы даже ты противопоставил им целый мир, то увидел бы, что они перетягивают весы и оказываются более важными… Что же могли бы получить здесь в награду те, которых достойного нет ничего в мире? Здесь апостол возвышает их ум, научая не прилепляться к настоящему, но помышлять о том, что выше всех предметов настоящей жизни, если весь мир недостоин их» (Злат.). «Мы и во сне не испытывали того, в чем эти мужи провели все время, не в наказание за грехи, но постоянно совершая добрые дела и постоянно подвергаясь скорбям. Представь Илию, о котором говорит апостол в словах: « Проидоша в милотех», и им оканчивает пример, не оставляя, впрочем, и других, так как и для них то же самое было делом обыкновенным… По преизбытку скорбей они не имели, говорит, ни одежды для прикрытия себя, ни города, ни дома, ни убежища, ни даже покоя: и там « скитались»  и оттуда были изгоняемы…» (Злат.).

http://bible.predanie.ru/nedelya-2-aya-p...

Если вы опечалились при удаче ближнего, и наоборот, если порадовались его промаху и неудаче, то знайте, что зависть живет в вас. Она не любит чужих совершенств, она все охуждает, все порицает, она недоброжелательна, она мать многих душевредных страстей. Если вы вырываете с корнем сорную траву с вашего поля, то и злую зависть искореняйте из сердца вашего, и тогда оно очистится от многих грехов. Аминь. 4. После Пятидесятницы Неделя Всех Святых “Кто не берет креста своего, и следует за Мною, тот не достоин Меня” ( Мф.10:38 ). Други-братия! Чтобы хорошо понять это Христово изречение, нужно вдуматься в одно слово “крест.” Это слово Господь не один раз употребил в Своих речах. “Если кто хочет идти за Мною, да отвергнется себя, возьмет крест свой и по Мне грядет.” Также и богатому юноше Господь сказал: “Пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим – и будешь иметь сокровище на небесах и приходи, последуй за Мною, взяв крест.” Народ православный своим сердцем хорошо понял значение этого слова и крестом обозначает тяготы, беды, невзгоды, несчастья и скорби жизни. Много их у нас, этих крестов; и у каждого человека – свой! У одного жена больная – это крест. У другого – дитя калека; и это крест! У третьего дети здоровы, но не преуспевают в ученье – это тоже крест. Четвертый попал под машину и на всю жизнь стал калекой – и это крест. Пятого бросила жена – и это крест нелегкий! Кроме этих личных крестов, есть еще у нас общий крест. Это наша оторванность от родины, наше скитальчество. И этот крест многими переживается острее и больнее всякого своего личного горя. Одним словом, нет человека, которому бы Господь не положил на плечи креста. Причем каждому Господь дает крест по силам его. Если хороший хозяин не накладывает на лошадь больше, чем она может понести, то неужели же Господь, милосердный Отец всех, будет поступать иначе? И если иногда нам кажется, что наш крест слишком тяжел, что он выше наших сил, то это бывает от недоверия к Богу, от нашего маловерия. И вот идут крестоносцы Христовы путем жизни: одни бодро, не сгибаясь под тяжестью креста, со словами благословения на устах, подобно Иову, который и лежа на гноище восклицал: “Да будет благословенно имя Господне” ! Другие бредут, согбенные тяготою жизни; слова благословения, хвала Господу не звучит у них на устах, но не слышно и слов отчаяния, ропота; одно слышится: “Да будет воля Твоя!” Это люди великого терпения; они донесут свой крест до конца.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-ile...

И вот после того, как Он явился ученикам, Он поднялся с ними именно на эту любимую Елеонскую гору. Мы не знаем, было ли то утро или вечер, но оттуда, с вершины, открывались перед ними холмы, долины, и город, лежавший у их ног, — Иерусалим, в котором жили праведники и грешники, пророки и убийцы, цари и священники. Господь стоял на том самом, может быть, месте, где Он предсказывал будущее мира. И отсюда, посылая своих учеников, Он говорил: “Как Отец послал Меня в этот мир, теперь Я посылаю вас”. А они стояли, робкие, радостные, не уверенные, не знавшие, что дальше будет. И один из них спросил: “Может быть, Ты, Господи, теперь Царство воздвигнешь для Иерусалима?” Не знали они, куда Он их посылает и зачем. Но потом они просветились духом Божиим, и Дух Божий указал им и путь, и дал им силу Слова. А между тем Господь поднял руку и благословил их, благословил и всех, кого они потом просветят, и всех их потомков, и все сотни, тысячи и миллионы людей: “Дана Мне всякая власть, — сказал Он, — на небе и на земле”. Раньше Он был подчинен нашим человеческим законам, нуждался в пище и воде, в сне и отдыхе, а теперь Он все победил, победил даже смерть. После Воскресения Он сказал: “Дана Мне всякая власть на небе и на земле”. Все теперь притекает к Нему, весь мир постепенно будет подчиняться Господу Воскресшему, не в один час, не в один день, не в одно столетие, но в течение долгого времени, все подчинится Господу Иисусу. Когда Он благословлял их, то облако отделило Его от них. Это облако и теперь еще не исчезло: мы не видим Христа своими телесными глазами, но Он остается здесь на земле. Он на земле — Он и на небе, Он Бог — Он и человек. Он в вечности — Он и с нами в нашей короткой жизни; мы можем прикоснуться к Нему, можем услышать Его голос, потому что Господь с нами. Вот почему Церковь поет слова тропаря: “Вознесся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый ученикам”. Казалось бы, какая же радость, когда они с Ним расстаются, когда больше Он не будет являться им в зримом образе? Однако эта радость была, потому что Он остался с ними вовеки, остался с каждым, кто Его любит, потому что Он есть Спаситель, пришедший в мир спасти грешных, от них же первый есмь аз. Радость пребывания с Господом всегда — вот что значит Вознесение. Он теперь не в Иерусалиме, не в Вифлееме, не в Назарете, не на горе или в долине, у моря или в городе, а — всюду. Он воссел одесную Отца, Он пребывает там, где Бог пребывает — повсюду. Поэтому в любом месте земли, в любое время дня и ночи, мы всегда можем призвать Его, и Он будет рядом с нами. Он будет наш Господь, Он будет слышать нас, потому что Он с нами во все дни до скончания века. Аминь. Неделя Святых Отец

http://azbyka.ru/propovedi/svet-vo-tme-s...

И наоборот: когда есть единство духовное и сердечное, то люди выучиваются непонятной понятливости и понимают один другого. Будем же помнить, что Господь в соединение всех призвал, и будем согласно славить Пресвятого Духа. Аминь. Праздник Св. Троицы В дни Святой Троицы 1927 г. торжественные богослужения в Русской Церкви в Белграде совершил владыка митрополит Антоний. Владыка произнес глубоко назида-тельные проповеди – на первый день о догмате Пресвятой Троицы, а на второй об Исаакиевском соборе в Петрограде. Как известно, владыка в своих творениях раскрыл нравственное значение догмата Пресвятой Троицы, ясно показав, что без этого догмата невозможна ни христианская любовь, ни христианская жизнь, ни само христианство. В весьма простых и ясных выражениях владыка изложил сущность своих глубоких мыслей в отношении изъяснения этого важнейшего догмата христианства. На другой день владыка говорил “о 1001 несчастье России” – превращении большевиками Исаакиевского собора в Петрограде в музей. Сведения, касающиеся построения этого собора, его символического значения, особенного его почитания Петроградскими жителями, о самом Исаакие Далматском, в честь которого собор сооружен – почти неизвестные слушателям, – были трогательно изложены владыкой, посещавшим этот собор с самых юных лет. 4. Недели после Пятидесятницы Неделя Всех Святых ( Мф.10:32-33, 37-38; 19:27-30 ). “Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали, и видели во мне, сия исполняйте; и Бог мира будет с вами” ( Флп.4:8 ). Так говорит Апостол Павел и мы с благодарной любовью обращаемся к нему и ко всем святым, в которых мы видели и от которых научились тому, что только есть добродетель и похвала. С горячей, благодарной любовью мы взираем на них: они -“божественные угли,” горящие огнем Господней любви, они – сеятели “честное проповедание православно сеющие” и от них “прозябло божественным земледелием и благодатью” все что честно, праведно, пречисто и прелюбезно – “аще кая добродетель и аще кая похвала” – на земле.

http://azbyka.ru/propovedi/mysli-mitropo...

И отсюда ты можешь узнать различие между пастырем и наемником. Наемник не знает овец, что происходит оттого, что он не надзирает за ними постоянно. Ибо если бы он постоянно смотрел, то знал бы их. А пастырь, каков Господь, знает своих овец, потому и печется об них, и они опять знают Его, потому что пользуются Его надзором и по привычке узнают своего Покровителя. Смотри. Прежде Он узнает нас, а потом уже мы Его. И не иначе можно познать Бога, как быв познанными от Него ( 1Кор. 13, 12). Ибо Он прежде усвоился нам плотию, став Человеком, потом уже мы усвоились Ему, получив дар обожения. Желая показать, что неуверовавшие недостойны быть познанными от Бога и не суть овцы Его, Он сказал:  «Я знаю Моих, и Мои знают Меня», как написано:  «познал Господь Своих» ( 2Тим. 2, 19). Ин.10:15 .  Как Отец знает Меня,  так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Чтобы кто-нибудь не подумал, что Он узнавал, как человек. Он присовокупил: «Как Отец знает Меня, и Я знаю Отца», то есть – Я так верно знаю Его, как Сам Себя. Часто повторяет  «Я жизнь Мою полагаю за овец» для того, чтобы показать, что Он не обманщик. Ибо выражения  «Я Свет, Я Жизнь» для немысленных казались надменными. Но слова  «Я хочу умереть» не заключают никакого самохваления, а, напротив, выражают великое попечение, так как Он хочет предать Себя за людей, которые бросали в Него камнями. Ин.10:16 .  Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, Это говорит об язычниках. Они не того двора, который под законом. Ибо язычники не ограждаются законом. и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, Ибо и эти в рассеянии, и те не имеют пастырей. И благоразумные, и способнейшие к вере из иудеев были без пастырей, следовательно, тем более, язычники. Мне  «надлежит» собрать и язычников, и иудеев. Слово  «надлежит» здесь означает не принуждение, а то, что непременно последует. и будет одно стадо, и один Пастырь. «Во Христе Иисусе нет ни иудея, ни язычника »  ( Гал. 3, 28), и никакого различия. Ибо у всех один образ, одна печать крещения, один Пастырь, Слово Божие и Бог. Пусть устыдятся манихеи, отвергающие Ветхий Завет, и услышат, что одно стадо и один Пастырь; ибо Один и Тот же Бог Ветхого и Нового Завета.

http://bible.predanie.ru/Nedelya-1-aya-p...

Как бы хваля и возвышая закон, говорит, что заслуживают удивления те, которые не имеют закона « естеством», то есть имея убеждение в мыслях: ибо они не имели нужды в законе, а между тем выполнили закон, запечатлев в сердцах своих не письмена, но дела, и вместо закона пользуясь, во свидетельство о добром, совестью и природными мыслями. Говорит здесь о трех законах: о законе писаном, о законе естественном и о законе дел. « Язычники, не имеющие закона». Какого? Писаного. « По природе законное делают». По какому закону? По закону, обнаруживающемуся в делах. « Не имея закона». Какого? Писаного. « Они сами себе закон». Как это? Руководствуясь законом естественным. « Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах». Какого? Закона в делах. Заметь мудрость: не поразил иудеев, как требовал этого ход речи. По ходу речи следовало сказать так: когда — язычники, не имеющие закона, делают законное по природе, то они гораздо превосходнее наставленных в законе. Но апостол не сказал так, а выразился мягче, так: « Сами себе закон». Этим он доказывает, что и в древнейшие времена, и прежде, нежели дан закон, род человеческий находился под тем же Промыслом. Этим заграждает также уста тем, которые говорят: почему Христос не пришел научить деланию добра прежде, изначала? Познание добра и зла, говорит, Он вложил во всех изначала; когда же увидел, что оно не помогает, то пришел, наконец, Сам.  и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) Рим 2:16. в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа. С этих слов начинай новую речь; ибо теперь говорит апостол о том, каким образом судимы будут все вообще люди. В день суда предстанут собственные наши мысли, то осуждающие, то оправдывающие, и человеку не нужно будет на судилище том ни другого обвинителя, ни другого защитника. А дабы увеличить страх, не сказал: грехи, но: « тайные дела». Люди могут судить одни явные дела, а Бог, говорит, будет судить тайные дела чрез Иисуса Христа, то есть Отец чрез Сына, потому что Отец не судит никого, но всякий суд отдал Сыну (Ин 5:22).

http://bible.predanie.ru/nedelya-2-aya-p...

Какого нищего – больного, горемыку я сегодня видел: он был вдвоем с женою и в ожидании переправиться в Рамбов 15 сидел у стенки каменной гранитной. Вот бедность! Какие больные, гнойные глаза! Какой нарыв над левым, вытекшим и закрывшимся глазом! Какое худое рубище! А жена-то бедная почти с голою грудью! Тоже в рубище. О, бедность! Бедность! О, самолюбие наше! Я подал им 1 рубль 10 копеек серебром. За благодать, дарованную мне ныне в служении литургии (Неделя о мироносицах, 9 апреля) благодарю Тебя, Господи, и за причащение Святых Твоих Тайн в мир душевных моих сил. Благодарю Тебя, Господи, за дерзновение и громогласие, дарованные Тобою моему убожеству. Но, увы мне грешному, неискусному в делании добрых дел – в кротости, смирении, незлобии, терпении! Когда жена после обеда стала в присутствии сестры своей Анны говорить мне о том, чтобы я отдавал ей большую часть и гимназического жалования, а у себя имел самую малую часть, и сестра с сердцем стала настаивать на том и укорять в подаянии нищим – я не выдержал и рассердился на ту и другую, а они рассердились на меня. И я, чтоб не вышло большей вражды и ссоры, ушел из дома прогуляться. Но в душе помирился с ними, и потом, встретившись с ними на улице, ибо и они отправились гулять, я предложил им мир. И мы помирились. Вразумление от Бога. Пришедши с прогулки, я раскрыл Евангелие, и мне выпало следующее место из Деяний: яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стрегущим его безгласен, тако не отверзает уст Своих. Во смирении Его суд Его взятся: род же Его кто исповесть [рус.: от уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит]? [ Ис. 53, 7 – 8 ]. Явно Господь научает меня кротости и незлобию относительно домашних и всех, с кем встречаюсь по товариществу или по священству, и об охотной отдаче своей собственности другим, без всякого прекословия. Господь – образ кротости и незлобия для всех нас, носящих имя Его. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе [ Флп. 2, 5 ]. Иначе зачем мы и называемся христианами?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Лука называет имя ученицы  «Тавифа, что значит: «серна»»,  показывая, что она соответствовала своему имени: была так бдительна и бодра, как серна. Потому что часто многие имена даются по Божественному домостроительству. «Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице».  То есть сделали все, что следовало сделать над умершим. Послали же бывшие в Иоппии ученики к Петру  «просить, чтобы он не замедлил придти к ним».  Заметь простоту прочих и отсутствие всякого высокомерия в Петре. Не сами идут, но просят через двоих об исцелении, и он приходит. Почему они не позвали его, пока та не умерла? Считали недостойным утруждать этим учеников и отвлекать их и навязывать им затруднения в деле  проповеди.  Поэтому-то Лука и говорит, что было близко. «Вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними».  Выражение  «живя с ними»  показывает великое смирение ее, потому что она находилась с ними и жила с ними и обращалась со всеми как одна из них, а не так, как мы теперь. «Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился».  Для чего он изгоняет всех вон? Для того, чтобы не тронуться слезами и не потерять спокойствие духа.  «Преклонив колени»,  усердную совершает молитву. Затем поддерживает ожившую; потом понемногу возвращаются жизнь и силы ее. «Призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою », — одним в утешение, а другим в покровительство. Заметь отсутствие всякого высокомерия в Петре. Совершив такое великое чудо, он ищет пристанища не у нее и не у другого какого-либо знаменитого человека, но у кожевника Симона; он не стыдится людей ничтожных и не дает великим повода превозноситься.   Прочтите толкования: Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в Неделю 4-ю по Пасхе. О самопонуждении и смирении (Евангельское чтение) Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкования Нового Завета (Апостольское чтение) Профессор А.П. Лопухин. Библейский комментарий на Новый Завет. Толкование в Неделю 4-ю по Пасхе (Апостольское чтение)

http://bible.predanie.ru/evangelyskoe-ch...

Мк 16:1. По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. Ничего великого и достойного Божества Иисусова не помышляют жены, когда сидят при гробе и покупают миро с тем, чтобы по иудейскому обычаю помазать тело, дабы оно было благоухающим, а не издавало неприятного запаха от тления, и дабы силой мира, иссушающей и поглощающей влагу тела, сохранялось невредимым. Вот о чем думали жены. Мк 16:2. И весьма рано, в первый  день  недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, Мк 16:3. и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? Мк 16:4. И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. Мк 16:5. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Мк 16:6. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. «И весьма рано, в первый день недели», восстав, идут ко гробу и размышляют:  «Кто отвалит камень»? Но, между тем как они размышляли о сем, Ангел отвалил камень, хотя жены не чувствовали того. Так и Матфей говорит, что Ангел отвалил камень после того, как жены пришли. Но Марк умолчал об этом, потому что Матфей уже сказал, кем отвален был камень. Если же Матфей говорит, что Ангел сидел на камне, а Марк, — что жены, вошедши во гроб, увидели его сидящим внутри, то сим не должно смущаться. Ибо могли они видеть Ангела, сидящего вне на камне, как сказано у Матфея, могли видеть опять его же внутри гроба, как упредившего их и вошедшего туда. Впрочем, некоторые говорят, что одни жены были упоминаемые у Матфея, другие — у Марка, а Магдалина была спутницей всех, как самая усердная и ревностная. Явившийся Ангел сказал женам:  «Не ужасайтесь». Сначала он освобождает их от страха, а потом благовествует о Воскресении. Он называет Иисуса Христа «распятым», ибо не стыдится Креста, который есть спасение человеков и основание всех благ. «Он воскрес»; из чего это видно? Из того, что  «Его нет здесь». И хотите ли увериться?  «Вот место, где Он был положен». Для того и отвалил он камень, чтобы показать это место.

http://bible.predanie.ru/nedelya-3-aya-p...

Мы, как воины Христовы, должны хранить веру, оберегать ее, отгонять всякого врага и супостата невидимого, который пытается нашу веру уменьшить, ослабить, сделать нашу жизнь подобной жизни людей, которые не знают Христа, чтобы мы были посмеянием для дьявола и окружающих неверующих людей. Будем помнить, что мы несем ответственность перед Господом за исповедание нашей веры, что мы не принадлежим себе, но принадлежим Господу, искуплены Его честною кровью, и, радуясь, и прославляя воскресшего Господа, мы не должны забывать, какой ценой доставлена нам эта радость, это веселие, но должны благоговеть перед страданиями и ранами Христовыми. Мы должны благоговеть и перед подвигами святых, которые они несли не только и даже не столько ради себя, сколько ради нас, всех христиан, в некотором смысле подражая Спасителю и продолжая дело Христово, Его подвиг за очищение и спасение человеческих душ. Искупитель у нас один – Господь Иисус Христос, но святые Господни всегда помогали нести благую весть и саму благодать Искупления в души людей. И конечно же, у нас перед глазами должен всегда быть величайший подвиг Христа, Который взял на Себя грехи всех нас. Будем помнить, что мы себе не принадлежим, принадлежим Христу, и должны служить Ему и делом, и словом, и всеми нашими мыслями и чувствами, и так наследовать блаженное Царствие Небесное во веки веков. Аминь! Христос Воскресе! иером. Кирилл (Зинковский) 15.04.07 На праздник иконы Матери Божией «Неупиваемая Чаша» Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В сегодняшний день Святая Церковь празднует память иконы Матери Божией с удивительным названием «Неупиваемая Чаша». Если задуматься над тем, что значат эти слова, то многое для пользы нашей души можно вынести из одного только названия иконы, и окажется, что в этом названии заключены некоторые прообразы Священного Писания как Ветхого Завета, так и Нового. Еще в Ветхом Завете источник воды открылся в камне, когда Моисей ударил по нему своим жезлом, который получил чудодейственную силу от Бога, и таким образом в пустыне напоил водой древний Израиль. Также в Ветхом Завете можно найти многие прообразы того, о чем в Новом Завете Христос сказал: «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин. 4:14 ). Эти слова недавно вспоминались нами в дни Пятидесятницы, когда праздновалась Неделя о самарянке. Христос сказал женщине об истинно живой воде, источником которой является Он Сам.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010