Вот я так беспорядочно говорю вам о многих вещах, но вы приведите все это в порядок и не презирайте этого слова и помните: «Блажен муж, иже не идет на совет нечестивых», и перефразируйте: «Блажен наш ум, который не идет на беседу с дурными помыслами; блажен ум, который поучается день и ночь в любви Божией» (ср. Пс.1:1–2 ). Писание говорит о поучении «в законе», но, в сущности говоря, Евангелие уже не закон, а есть нечто другое. Поэтому можно говорить, что ум наш поучается не в законе Господнем, а в ЛЮБВИ Господней. Итак, приготовьтесь, дорогие мои братья и сестры, к той молитве, которую совершаем мы здесь в монастыре в субботу только для братьев и сестер, а в воскресенье – всеобщую с пришедшими к нам богомольцами. Пожалуйста, помыслите об этом поглубже и молитесь о всеобщем прощении для всего мира, вспоминая Христа, Который говорит: «Я дал вам пример, и вы поступайте так же» (см. Ин.13:15 ). А какой пример? – Он взял на Себя грехи всего мира. И в страхе идем мы за Христом, идущим впереди нас, – как это описывается в Евангелии: ученики «ужасались и, следуя за Ним, были в страхе» (ср. Мк.10:32 ), потому что Он восходил к Иерусалиму пережить суд синедриона, пережить побои, оплевание и смерть. Нас охватывает тот же священный ужас, когда во время Великого Поста как-то усиленно подчеркивается в богослужениях, что эта любовь, идущая до полного самоистощания, самопожертвования, вызывает гонения и ненависть от людей мира сего. Это непонятное таинство, но мы знаем это. Мы знаем, что не хотим никакого зла никому, и все-таки Господь сказал: «вы будете ненавидимы всеми народами» (см. Мф.24:9 ). И когда нас ненавидят, тогда мы уподобляемся Христу, страдающему на Голгофе. Итак, драгоценные мои братья и сестры, я сказал вам немного слов, и вы думайте обо всем этом все эти дни вплоть до Страстной недели и затем святой Пасхи, святого Воскресения Христова, о которой Символ веры говорит: «Чаю воскресения мертвых». Это все будем носить мы в сердце нашем. И тогда энергия вечной жизни, которая заключена во слове Божием, перейдет к нам. И мы будем под действием этой энергии всегда, даже когда мы спим...

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Глава 10 Мк.10:1 . Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ; и по обычаю Своему, Он опять паки учил их. Оттуда, т. е. из Капернаума, где происходила последняя беседа Господа ( Мк.9:33 ). В пределы Иудейские, за-Иорданскою стороною (об он пол Иордана). Блаж. Феофилакт пишет: „Господь часто оставлял Иудею по ненависти к Нему фарисеев; но теперь опять приходит в нее, потому что приближалось время Его страданий“. Иисусу Христу лежал путь из Галилеи в Иудею чрез Самарию; но Он сделал этот переход другим образом, за-Иорданскою стороною (об он пол Иордана), т. е. перешед из Галилеи реку Иордан, восточным берегом его, Перею, Он пошел вниз, и тут, вероятно, близ Иерихона снова перешел Иордан и вступил в Иудею. (См. карту). Почему Господу угодно было так поступить, неизвестно. Зач. 43. Учение Христово о нерасторжимости брака Читается во вторник 31-ой недели по Пятидесятнице. Учение Христово о святости и нерасторжимости брака, высказанное Господом в разговоре с фарисеями, передается у еванг. Марка почти совершенно одинаково с св. Матфеем ( Мф.19:3–12 ), лишь с самой незначительной разностью. Мк.10:2 . Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? О фарисеях чит. в объясн. 16 ст. 2 гл. Аще достоит мужу жену пустити (позволительно ли разводиться мужу с женой), у еванг. Матфея прибавлено тут: по всякой вине (причине). Развод у Евреев существовал, но вопрос о нем у них был спорный: одни говорили, что разводиться можно только в случае неверности жены, другие же утверждали, что по всякой причине, по которой жена не нравится мужу, можно развестись с ней. Самый закон Моисеев дозволял развод на следующем основании: „если жена после брака не будет иметь благоволения в глазах мужа, потому что он находит в ней что-нибудь срамное“ ( Втор.24:1 ). Между тем Иисус Христос в нагорной беседе ( Мф.5:31–32 ), высказал, что не следует разводиться, кроме только случая неверности или прелюбодейства жены. И вот фарисеи, как враги Христовы, вздумали искусить Его, и предлагают Ему спорный вопрос об разводе, – искусить, т. е. поставить в затруднение при разрешении вопроса или даже обвинить за ответ. Например, если Господь ответит, что позволительно разводиться, то они скажут Ему: „почему же Ты прежде говорил не так?“ а если скажет: не позволительно, тогда скажут: „ты учишь вопреки закону Моисееву. Моисеев закон допускает развод“.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Глава 19 1. И бысть сконча словеса прейде и въ предлы б нъ полъ Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, за-Иорданскою стороною 2. И по немъ идоша народи мнози, и исцл ихъ т. За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там И. Христу лежал путь из Галилеи в Иудею чрез Самарию; но Он сделал этот переход другим образом за иорданскою стороною (обонпол Иордана), т. е. перешед из Галилеи реку Иордан, восточным берегом его, Переею, Он пошел вниз, и тут, вероятно, близ Иерихона снова перешел Иордан и вступил в Иудею. (См. карту). Почему Господу угодно было так поступить, неизвестно. Зач. 78-е. Разговор с фарисеями о нерасторжимости брака Читается в субботу 11-й недели по Пятидесятнице 3. И пристпиша къ нем искшающе и глаголаша аще достоитъ человк пстити жен свою по всцй вин; И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Вопрос о разводе с женами у Евреев быль спорный: одни говорили, что разводиться можно только в случае неверности жены, другие же утверждали, что по всякой причине, по которой жена не нравится мужу. Самый закон Моисеев дозволял развод он дозволял дать жене разводное письмо, на следующем основании: «если она после брака не будет иметь благоволения в глазах мужа, потому что он находит в ней что-нибудь срамное» ( Втор. 24:1 ). Между тем Господь И. Христос в Нагорной беседе учил, что не следует разводиться, кроме только одного случая неверности или прелюбодейства жены (5:31–34). И вот фарисеи, как враги И. Христа, которые всюду и всячески преследовали Его (чит. объясн. 21 ст. 16 гл), вздумали искусить Его и предложили Ему спорный вопрос о разводе. Искусить, т. е. поставить Его в затруднение или даже, уловив в словах, обвинить за ответ. Если, напр., И. Христос ответит, что разводиться позволительно, то фарисеи скажут Ему: «почему же Ты прежде говорил не так?» (это в нагорной проповеди, 5:31–32); а если скажет: не позволительно, тогда они скажут: «Ты учишь вопреки закону Моисееву. Моисеев закон допускает развод». Нужно заметить еще и следующее обстоятельство. Фарисеи дают Господу вопрос о разводе в Галилее, где так недавно царь Ирод убил Иоанна Крестителя за обличение его в незаконном разводе с неповинною женою и женитьбе на жене, бросившей законного мужа. И фарисеи думали, что если Господь выскажется прямо против развода, то на Него можно будет донести Ироду. Как же отвечает Господь на такой хитрый и предложенный с злым намерением, вопрос фарисеев?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Господи, давый нам предварити днешний день, седмицу святую предсияющую светло, Лазареве от мертвых востание страшное, сподоби рабы Твоя страхом Твоим прейти поприще пощения все совершающия. Господи, Ты дал нам предварить сегодняшний день, светло сияющий перед святой седмицей и Лазаревым страшным из мертвых восстанием, сподоби рабы Твои со страхом Твоим совершить весь остающийся путь поста. Время пощения ныне преполовивше, начало Божественного жития яве покажем, и в конец добродетельного жительства достигнути тепле потщимся: яко да приимем сладость нестареемую. Достигши ныне половины поста, покажем на деле начало божественного образа жизни; постараемся с усердием окончить наш подвиг, чтобы получить нескончаемое блаженство. На утрене в среду пятой недели опять читается Великий Канон Андрея Критского , но на этот раз целиком. Если в начале поста этот канон служил как бы дверью, открывающей путь покаяния, теперь, в конце Поста, он звучит как итог покаяния и его завершение. Если в начале Поста мы только слушали Канон, теперь его слова стали нашими словами, нашим плачем, нашей надеждой, а также оценкой нашего постного подвига: что мы действительно сделали за этот Пост? До чего мы дошли на пути покаяния? Потому что теперь все, что касается нас лично, приходит к концу. Теперь мы уже следуем за учениками, «... когда были они на пути ...в Иерусалим, и когда Иисус шел впереди их». И Иисус сказал им: «Вот мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященниками и книжниками, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам; и поругаются над Ним, и будут бить Его, ...и убьют Его; и в третий день воскреснет» ( Мк.10:32–45 ). Это Евангелие пятого воскресенья. Тон великопостных богослужений меняется. Если в первой половине Поста наши усилия были направлены на собственное очищение, теперь нам открывается, что это очищение не есть самоцель, оно должно было ввести нас в созерцание, уразумение и освоение Тайны Креста и Воскресения. Смысл нашего подвига открывается теперь как участие в этой тайне, к которой мы так привыкли, что просто забываем об ее значении. И, следуя за Ним в Иерусалим, вместе с учениками, мы «недоумеваем и ужасаемся». 5. На пути в Вифанию и Иерусалим

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

д., боятся всякого труда и усилия, не приносят никакой жертвы? б) Что может поколебать твердость нашей веры? а. Новое учение в книге, или из уст учителя, быть может даровитого, но неправославномыслящего. В таких случаях легко колеблется наша вера, если мы забываем слова писания: « все испытывайте » и проч. (1 Фесс. 5:20–21 ). b. Корыстолюбие. Ради веры мы должны отказываться от земных благ и выгод. Но какое должно быть для нас высшее благо? с. Ложное честолюбие. Ради веры могуть подвергаться насмешкам и издевательствам, ненависти и презрению. Но кто единственно заслуживает чести и уважения? 3. Вера должна быть живая и деятельная. Мы обязаны исповедывать нашу веру и словами и делами. Здоровый корень производит ствол, ветви, плоды и т. д. а) Κто требует этого? а. Иисус Христос и Апостолы . « Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным » (Мф. 10:32). « Не всякий, говорящий Мне: „Господи! Господи!“, войдет в Царство Небесное » (след., имеющий мертвую веру) и т. д. (Мф. 7:21). « Потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут » (Рим. 2:13). « Вера » должна быть « действующая любовью » (Гал. 5:6). « Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва » (Иак. 2:26). b. Честь и совесть. Какое безчестное и для совести мучительное противоречие, когда поступают не так, как веруют? Кто хочет нераскаянно пребывать во грехе, тот должен публично отречься веры и выйти из общения с Церковью. с. Любовь к ближним. Если кто-либо называет себя православным, а живет вовсе не по-православному, то его подчиненные, слуги, дети и проч. будут соблазняться. Греховной жизнью язычника никто не соблазняется. Но если выражают свою веру в благочестивых поступках и речах, то назидают и исправляют многих! б) Приложение, примеры. а. Ты веруешь во Святую Троицу ; поступай так, как веруешь. Твори на себе крестное знамение, молись Отцу небесному, соблюдай свято праздники, установленные в честь Его Сына , следуй внушениям Святого Духа и т. д.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

д. (Ис. 40:31). а) « И не бойтесь убивающих тело » воодушевлял Иисус Христос своих исповедников (Мф. 10:28 ). « Не бойся, малое стадо » (Лук. 12:32 ). « Волос с головы вашей не пропадет » (Лук. 21:17–19 ). Апостолы точно также ободряли Христиан обещанием божественной защиты и помощи: « страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро » (1 Пет. 4:14–19 ). б) Это упование на Божью помощь воодушевляет христианина геройским духом благочестия. Он говорит: « все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе » (Фил. 4:13). « Кто отлучит нас от любви Божией?… Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас » (Рим. 8:35–37 ). Геройский дух подвижников благочестия еще более укрепляется тем, что Христианская вера обещает им — 4. Славную награду в будущей жизни. Возвещая Своим ученикам печальную участь страдания и преследования, Иисус Христос обещает им за это великую награду. а) « Блаженны вы, когда будут поносить » (Мф. 5:11). « Будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется » (Мф. 10:22). « Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете » (1 Петр. 4:13; Иоан. 1:12; Апок. 2:10 ). б) Награда будущей жизни одушевляла всех ветхозаветных праведников, о которых говорится в дневном апостоле (ст.35), — всех христианских мучеников! Как эти примеры посрамляют нас! Ради веры мы не подвергаемся ныне гонениям и смерти. Нам предстоит теперь брань с другими врагами: неверием, легкомыслием, чувственными удовольствиями и проч. Тут мы должны проявить геройский дух благочестия: но проявляем ли мы его? Примеры святых — сильнейшее для нас побуждение быть твердыми в вере благочестии и уповании христианском « Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, …с терпением будем проходить предлежащее нам поприще » (ст.1) Апостол Павел, побуждая современных ему христиан к неослабному дерзновению в вере и добродетели, указывает им на пример ветхозаветных праведников. С такой же целью и Святая Церковь совершает ныне память всех святых , не новозаветных только, но и ветхозаветных, и их примером побуждает нас к подвигам веры и благочестия.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Да, пожертвования всегда были основным источником средств, благодаря которому земная Церковь существовала и совершала свое дело спасения людей. Этот принцип был сформирован в раннехристианской Церкви и получил свое окончательное оформление в последующие века церковной истории. Еще апостол Павел, обходя с проповедью Малую Азию, регулярно собирал среди тамошних христиан средства для помощи Иерусалимской Церкви. Его послания наполнены призывами помогать терпящим нужду Церквям, и он даже ввел правило, как организовывать пожертвования: При сборе же для святых Святыми в первые десятилетия существования Церкви называли друг друга сами христиане. Подразумевалась не столько действительная святость их жизни (хотя часто это были люди святой жизни), сколько их принадлежность к святой Христовой Церкви. — Прим. ред.  поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим  (1 Кор 16:1–3). Книга Деяния святых апостолов рисует вдохновляющую картину ранней Церкви: это было множество уверовавших  во Христа, у которых было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду  (Деян 4:32, 34–35). Все были друг другу как братья, каждый служил другим, как умел, и все вместе заботились о слабейших — вдовицах, больных и т. д. С тех пор в жизни Церкви ничего принципиально не изменилось. Может быть, сегодня меньше ощущается тот поразительный дух братства, который существовал в Иерусалимской общине . Но забота Церкви о нищих, больных, бездомных, людях в тяжелых жизненных обстоятельствах и сегодня невероятно широка и по своему социальному эффекту сравнима с результатами работы государственных служб.

http://foma.ru/pochemu-v-cerkvi-berut-de...

Желая загладить свою вину пред Иаковом, а вместе и обеспечить себе его обязательство работать новые семь лет, Лаван предлагает ему окончить неделю брачного торжества с Лиею (schebua – именно неделя, седьмица дней, а не седьмица лет, как в Дан. 9:2, 24 ) и затем вступить в брак с Рахилью. Женитьба Иакова на Рахили Быт.29:28 . Иаков так и сделал и окончил неделю этой. И [Лаван] дал Рахиль, дочь свою, ему в жену. Иаков, непосредственно после брачной недели Лии, женится на Рахили (а не после новых 7 лет работы, как полагали старые толкователи, по примеру И. Флавия и св. И. Златоуста, Бес. на Бытие 61, 599 ). Быт.29:29 . И дал Лаван служанку свою Валлу в служанки дочери своей Рахили. И второй своей дочери Лаван дает в собственность рабыню Валлу. Обе рабыни названы по именам и именно в истории брака Иакова потому, что обе они сделались для него женами второго ранга ( Быт. 30:3, 9 ). Лия рождает четырех сыновей Быт.29:31 . Господь [Бог] узрел, что Лия была нелюбима, и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна. Вместо «нелюбима», греко-слав. более точно передает евр. senuah – «ненавидима»; но мысль одна: Иаков, по сравнению со страстно любимой Рахилью, почти не замечал, не ценил Лии («amorem sequentis priorui praetulit», Vulg.). Иегова, милостиво призирающий на всех несчастных и обиженных ( Быт. 14:7, 21:17, 39:2 ), дарует Свою милость и не имевшей полного супружеского счастья: она делается матерью первая, а Рахиль остается неплодной (что одна из двух жен была любимой, aguvah, а другая – нелюбимой, senuah, было явлением обычным, Втор. 21:15 ). Быт.29:32 . Лия зачала и родила [Иакову] сына, и нарекла ему имя: Рувим, потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие [и дал мне сына], ибо теперь будет любить меня муж мой. По обычаю древности (ср. Быт. 4:1 ) имя первенцу Иакова дает мать его, Лия. Рувим евр. Ruben – вот сын – естественное восклицание радости у матери. Но в тексте стиха дается несколько иная этимология имени, основанная на нередкой в еврейском языке игре слов: raah beani – «призрел Господь на мое бедствие». Иудейские комментаторы, обращая внимание на слово (ст. 31) vajiphtach, «и отверз», полагали, что и Лия была совершенно неплодна, и что 12 патриархов родились столь же не вполне естественным путем, как и Исаак, Исав и Иаков.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Законный брак есть образ таинственного духовного союза Иисуса Христа с невестой Церковью (Ефес. 5:31–32). А беззаконная связь, как основанная на сладострастии, есть разрыв этого союза, есть отнятие членов у Христа и превращение их в члены блудницы. Поэтому, как совокупляющийся с блудницей становится одно тело с ней, так, напротив, « соединяющийся с Господом », в таинстве брака, « есть один дух с Господом » (ст.17). Итак, по всем указанным основаниям, « бегайте блудодеяния », как самого тяжкого греха (ст.18). Но на это есть и другие причины. Какие? Во-первых, « всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела » (ст.18). Некоторые грехи, например, гнев, зависть, ненависть и проч. также действуют разрушительно на наше тело; но эти грехи суть внутренние греховные страсти, a не внешние действия, как блуд. Обнаруживая в действиях нашу зависть, воровство, клевету, мщение и т. п., мы вредим только нашей душе и другим людям, телу же нашему мы никакого вреда не причиняем (см. толк. Никиф. in. h. l). Напротив, блудник растлевает свое собственное тело, расслабляя и истощая его. Во-вторых, если же вы мало жалеете ваше тело и вовсе не убеждаетесь тем, что оно расслабляется от блуда, то посмотрите на ваше высокое благодатное достоинство. « Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога » (ст.19)? Не должны ли вы, после сего, не только избегать блудодеяния, но и воздерживаться от своих нецеломудренных и нечистых помыслов, дабы не осквернить храма и не изгнать Святого Духа, живущего в вас? И от кого же вы получили такое величайшее достоинство — быть храмами Святого Духа? От самого Творца —« от Бога! » Бог, по своей беспредельной благости, дал вам своего Святого Духа, дабы Он обитал в вас, оживлял вас, наставлял вас на всякую истину и добро: будете ли вы так неблагодарны к Отцу, так дерзки к Творцу, что осмелитесь оскорблять Подателя такого дара? Наконец, втретьих, не знаете ли, что вы не имеете никакой власти ни над вашей душой, ни над вашим телом, потому что вы не только твари сотворившего, но и рабы искупившего вас Бога: « вы — не свои » (ст.19)? « Ибо вы», продолжает далее апостол, « куплены дорогой ценой », a всякий купленный раб всецело принадлежит купившему его господину. Этот Господин есть Бог, создавший вас и искупивший вас, вы составляете его полную собственность с вашим телом и с вашей душой. « Посему » не предавайтесь блуду, a « прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии », a не ваши (ст.20). В телах ваших прославляется Бог целомудрием, милостыней, постом, бдением и телесными трудами для добродетельных подвигов; a в душах ваших — правой верой, надеждой и любовью к Богу и ближним, чистотой от всякого лукавства, святыми помыслами, благими чувствами и желаниями. Дух нашего времени весьма много содействует грехам нецеломудрия

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Заповедь о любви к ближнему Господь называет подобной заповеди о любви к Богу, потому что, пишет блаж. Феофилакт, „обе они взаимно связываются, одна другой поддерживаются и обнимают собой все прочие заповеди“. Прекрасно объясняет это св. Апостол, когда говорит: всякий, любящий Родившего, напр. Бога, сотворившего человека, любит и рожденного, т.е. сотворённого человека ( 1Ин.5:1 ). Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? ( 1Ин.4:20 )? У еванг. Матфея прибавлено: в сию обою заповедию (на сих двух заповедях) весь закон и пророцы висят (утверждаются) ( Мф.22:40 ). Т.е. в заповедях о любви к Богу и ближнему заключается сущность всего, чему учили и чего требовали ветхозаветные учители, Моисей и все пророки. „Если вникнешь в десять заповедей закона, данного на Синае, говорит один из святителей (Никифор, архиепископ Астраханский), то увидишь, что первые четыре заповеди относятся к любви к Богу, а прочие шесть до любви к ближнему. Если разберешь все пророческие проповеди, то найдешь оные преисполненными обличений на отвергающих служение истинному Богу и приносящих жертвы идолам, исполненными угроз на творящих неправду и обиду к ближнему и наставлений и побуждений к благодеяниям к ближним. Если рассудишь, что такое грех, и что такое добродетель, то ясно увидишь, что всякий грех есть ни что иное, как или оскорбление Бога или вред ближнему, а всякая добродетель есть или служение истинному Богу, или польза ближнему“. Мк.12:32 . Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; Мк.12:33 . и любить Его всем сердцем, и всем умом, и всею душею, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Больше всех всесожжений и жертв. Иудеи, в особенности же фарисеи были очень привязаны ко внешности религии, – к обрядам, к жертвоприношению, так что из-за этой внешности нередко жертвовали высшими нравственными обязанностями любви, и потому сознательно или бессознательно считали жертвы выше дел любви к ближнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010