60 Образ, коренящийся в древних архетипических представлениях о земле как антропоморфном живом существе. Характерно, что в простонародном мифопоэтическом восприятии земле, по аналогии с человеческим организмом, приписывалось свойство рождать. В апокрифах и духовных стихах человек уподоблялся мирозданию, при этом камни отождествлялись с костями, а растительность с волосяным покровом. Не без влияния этих неявно двоеверных представлений земля на древнерусских иконах аллегорически изображалась в виде полуобнажённой зелёной фигуры женщины с густыми распущенными волосами (сюжет «Собор Богоматери») (см.: Бессонов–1864. С. 73; Соколов–1910. С. 29–30; Лазарев–1983. Голубиная Книга–1991. С. 36; Мильков–1993. С. 39; Рыбаков–1993. С. 232–233). 61 Сопоставление образа рождения Богородицей Иисуса Христа с плодоносными силами невозделанной девственной земли характерно не только для народных представлений, но отражено и в богослужебных текстах. Ср. со стихирой 6-го гласа «Совет превечный...» на «Господи, воззвах» на вечерне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, где в четвертой строфе Богородица именуется Земле ненаснна (См.: МП. Л. сои). 62 Словом выносить переводим стерпти; по-видимому, это слово было переводом греч. νχω ‘поднимать, удерживать, всходить, пребывать, выдерживать, терпеть’. Это с очевидностью указывает на переводной характер источника, которым noльзobaлcz древнерусский Составитель Палеи. – А.М.К. 63 Перед нами не естественнонаучное, ботаническое описание винограда, а символическое: виноградная лоза в Ветхом Завете – это образ избранного народа, а в Новом Завете – образ Христа, виноград же, то есть виноградник, – образ Христовой Церкви; ср.: «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение Его» ( Ис. 5:7 ); «Из Египта перенёс Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил её; очистил для неё место, и утвердил корни её, и она наполнил землю» ( Пс. 79:9–10 ); «Я насадил тебя как благородную лозу, – самое чистое семя; как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы?» ( Иер. 2:21, 5:7 ); «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15:1, 5 ; см. также притчу о винограднике и злых виноградарях в Лк. 20:9–16 ); ср.: Радуйс, насадителю ко прострошас розги до мор и до ркъ трасли Ср. также в «Шестодневе»: РГБ. МДА. 145. Л. 82б3–22; символическое толкование см.: Л. 100а. В «Шестодневе» рассказ о лозе приводится в более пространном изложении. В Библии соответствующий сюжет отсутствует, но имеются апокрифические ветхозаветные рассказы о происхождении виноградной лозы, которые напрямую не пересекаются с комментируемым отрывком (апокрифическая история Ноя, «Откровение Варуха»).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

9  См.:  Иероним Стридонский , блаженный. Толкование Евангелия. 10  Каждый человек объят божественным вниманием и заботой. Сказано в слове Божием: «Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?» (Иез. 18: 23). На Руси солдаты, пришедшие с войны, год не причащались. Считалось, если они пролили даже кровь неверных, уже этим они осквернили себя и должны нести годовую епитимию. 11  См.:  Феофилакт , блаженный. Толкование на Евангелие от Матфея. 12  См. Там же. 13  См.: Там же. 14  Где будет этот удивительный мир? На небе или на земле? Святые отцы с древних времен задавали себе этот вопрос. Святитель Ипполит, папа Римский, учил, что «там праведники будут в состоянии перешагнуть самое море, если только оно будет течь. Там не будет более недоступно для людей небо, а также путь, ведущий к нему, не останется непроходимым. Там земля не будет невозделанной и исполненной для людей трудов, но украсится плодами. Там не будут рождаться звери, а также не будет увеличиваться число людей, но всегда останется одно» (Макарий (Оксиюк), митрополит. Эсхатология св. Григория Нисского. М., 1999. С. 104). Поистине, Царствие Божие будет: «…и на земле, как на Небе…» (Мф. 6: 10). Но так как стать подданными этого Царствия мы можем только в этой земной жизни, то это означает, что и воцарение начинается уже здесь. Вот почему святые отцы и говорят, что плачущие утешатся уже здесь; кроткие наследуют землю уже эту и т.д. Время, благоприятное для спасения, – это и есть наша земная жизнь, когда мы должны успеть до нашей физической смерти примириться с Богом. «Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор. 6: 2). Так кто же сориентировал верующих и спасение, и утешение, и наследование земли ожидать только за гробом? Подобная зеркальная (подменная) сотериология была навязана верующим тогда, когда дух порабощения и эксплуатации царил во взаимоотношениях между христианами разного достатка и социального положения.

http://pravoslavie.ru/94562.html

CXLI. Видишь, что дом, который не имеет господина, живущего в себе, нечист бывает, преисполнен сора, пыли и паутины; земля без делателя запустевает, бесплодна бывает и рождает непотребные травы; сад и виноград без делателя пропадает; корабль без хорошего кормчего бурей и волнами морскими потопляется, и прочее. Так и душа человеческая без Христа, — как дом запустелый, преисполненный смрада, нечистоты и паутин, дьяволом и демонами распростертых, то есть злых похотений, замыслов и начинаний; как земля невозделанная, только терние и колючки производящая и проклятию подлежащая (Евр.6:8); как сад и виноград, без делателя запустевший, плода не приносящий, и ни к чему не годный и посечению и сожжению подлежащий; как корабль без кормчего плавающий, от бури и волн волнующийся и близ потопления находящийся. Ибо что для дома хозяин, для земли и винограда делатель, для корабля кормчий, то для души нашей Христос. По падении отступил Христос от души человеческой, и сделалась она как дом без хозяина, земля и виноград без делателя, корабль без кормчего. Нет и в той душе Христа, которая, хотя водою и Духом в крещении возрождена была, но, первому Адаму следуя, заповедь Божию отвергла, и за лукавым врагом дьяволом, древним тем змием, волей своей последовала. И если в том бедственном состоянии до конца пребудет, вовеки будет без Христа; и поскольку Христос — жизнь для души, то без Христа, Который есть Жизнь, пребывая, вовеки будет в смерти. Покаемся же, христиане, «очистим себя от всякой скверны плоти и духа» (2Кор. 7:1), чтобы удостоиться принять Христа в дома душ наших. Для этого пришел Он в мир сей, чтобы мы благодарно встретили Его и, очистив дома душ наших, приняли Его. Стоит Он и ударяет в двери сердец наших, чтобы открыли Ему, чтобы почил в душах наших, чтобы и мы могли помазать миром и омыть слезами своими святые ноги Его (Лк.7:37-38), и чтобы Он «обитель» у нас «сотворил» (Ин.14:23). «Се, стою у двери, — говорит Он Сам, — и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему» (Откр.3:20). Горе нам, если ныне не послушаем Его, и Его, нас ради пришедшего в мир, и странствовать в нем благоволившего, не примем в дома свои! Слушай, что скажет во втором пришествии Своем стоящим слева от Него: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня» (Мф.25:42-43). Стыдно и страшно будет выговор этот терпеть от Него. Страшнее того навеки от Него отлучиться и с дьяволом в огонь вечный отойти. «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   Явившись как Спаситель, Богочеловек Христос не заново во всей полноте сотворил человека, который не имел бы никакой связи с человеком древним, но в Себе Самом обновил древнего человека и всю прежнюю тварь. «Ибо как непослушанием одного человека вошел грех и грехом утвердилась смерть, так и послушанием одного Человека была введена праведность, чтобы сделать плодоносной (fructificet) жизнь людей, бывших дотоле мертвыми. И как первозданный Адам получил свое вещество из невозделанной и еще девственной земли (virgine) (Быт.2:5), и был создан рукою Божиею, то есть Божиим Словом, (ибо «все через Него начало быть». — Ин.1:3), и Господь взял персть от земли и сотворил человека, так и Сам Он, Слово, восстанавливая в Себе Адама, вполне справедливо получил для обновления Адама рождение от Марии, Которая была Девою. Если бы первый Адам имел отцом человека и родился от семени мужеского, то можно было бы говорить, что и Второй Адам родился от Иосифа. А если первый Адам был взят от земли и создан Словом Божиим, то было нужно Самому Слову, восстанавливающему в Себе Адама, иметь сходство с его рождением. Для чего же тогда Бог не взял опять персть, но устроил, чтобы создание было от Марии? — Для того, чтобы не было другого создания и не иным было то создание, которое имело быть спасенным, но чтобы один и тот же Адам был восстановлен с соблюдением подобия».    «Погрешают те, которые говорят, что Слово ничего не приняло от Девы: ведь они, дабы отвергнуть наследство плоти (τν τς σαφκς κληρονομαν), отвергают и подобие (τν μοιτητα) между Ним и Адамом. Ибо если один получил вещество от земли и создан Божией рукою и художеством, а другой не создан Божиим художеством и рукою, то он уже не сохранил подобия человека (similitudinem hominis), сотворенного по образу и подобию Самого Бога, и Божие художество окажется непоследовательным, не имея в чём обнаружить Свою премудрость. А это значит сказать, что как человек Он явился призрачно (мнимо), тогда как на самом деле не был человеком, и стал человеком, не приняв от человека ничего. Ибо если не принял Он от человека существа плоти (substantiam carnis), то не сделался ни человеком, ни Сыном Человеческим. А если не стал Он тем, чем были мы, то в том, что пострадал и претерпел, не совершил ничего великого. Всякий согласится, что мы состоим из тела, взятого из земли, и души, получающей дух от Бога. Этим и сделалось Слово Божие, восстанавливая в Себе Самом Свое создание, и потому признаёт Он Себя Сыном Человеческим. И апостол Павел говорит: «Бог послал Сына Своего, Который родился от жены» (Гал.4:4); и еще: «о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по Духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем» (Рим.1:3-4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Вопрос 61. Если кто ни работать не может, ни псалмов учить не хочет; что с ним надобно делать? Ответ. Поскольку Господь в причте о бесплодной смоковнице сказал: «сруби ее: на что она и землю занимает?» ( Лук. 13, 7 ); то, хотя необходимо употребить о нем все попечение, однако же, если не исправляется, и в рассуждении его надобно соблюсти заповеданное о коснеющем во грехе, потому что ленивый на хорошее осуждается с дьяволом и аггелами его.    Вопрос 69. Как должно относиться к тому, кто есть не меньше других, и телом не расслаблен, и не показывает в себе признаков болезни, между тем жалуется на бессилие к делу? Ответ. Всякий предлог к бездействию есть предлог ко греху, потому что тщательность, равно как и терпение, надобно оказывать даже до смерти. А что леность, сопряженная с лукавством, подвергает ленивого осуждению, это видно из слов Господа, сказавшего: «лукавый раб и ленивый» ( Матф.25, 26 ).    Вопрос 75. Следует ли сатану называть виновником всякого греха, в уме, или в слове, или в деле? Ответ. Вообще думаю, что сатана сам по себе не может ни в ком быть виновником греха, но, пользуясь иногда естественно происходящими движениями, а иногда и запрещенными страстями, чрез них старается небодрствующих над собой вводить в свойственные страсти дела. Пользуется же естественными движениями, как покушался поступить с Господом, когда узнал, что Он алчет, сказав: «если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» ( Мф.4, 3 ), и запрещенными страстями, как поступил с Иудой, ибо как скоро заметил, что он страждет сребролюбием, воспользовавшись сей страстью, тридцатью сребрениками вверг сребролюбца в грех предательства. А что и злое зарождается в нас самих, это ясно показывает Господь: «из сердца», говорит, «исходят злые помыслы» ( Мф.15, 19 ). Бывает же сие с теми, которые по нерадению оставляют в себе невозделанными естественные семена добра, как сказано в Притчах: «Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась» ( Притч. 24, 30–31 ). А душе, от такого нерадения опустевшей и оставленной, по необходимости следует произращать тернии и волчцы и испытать над собою сказанное: «когда Я ожидал, что он принесет добрые грозди, он принес дикие ягоды» ( Ис.5, 4 ), между тем как об этой же душе прежде было сказано: «и насадил в нем отборные виноградные лозы» ( Ис.5 2). Подобное сему есть и у Иеремии, который от лица Божия говорит: «Я насадил тебя (как) благородную лозу, – самое чистое семя; как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы?» ( Иер.2, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

§ 1. Разум невозделанный и долгим временем не очищенный, есть разум неразумный – неправый и неистинный разум. В разуме бывает различие, как и во всех внешних вещах. Бывает разум совершенный – духовный, бывает разум посредственный – душевный, бывает и разум весьма грубый – плотский. § 2. Кто не позаботится самолично пройти тесным путем Евангельским, и будет иметь небрежение об очищении ума, – тот слеп душою, хотя бы и всю внешнюю мудрость изучил, он держится только буквы убивающей, а оживляющего духа не принимает. § 3. Правый и истинный разум не может быть удобно углублен в душу, без великого и долговременного труда и подвига, а насколько умервщляется похоть, настолько возрастает и процветает истинный разум. Но подвиг у всех должен быть сугубый, состоящий из внешнего труда и умного делания: один без другого не совершается. § 4. Все те, которые научились внешнему наставлению, о внутреннем же духовном делании – о просвещении и очищении разума вознерадели, – совершенно обезумели, развратились различными страстями, или впали в пагубные ереси. «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства» (Рим. Ï28). § 9. Ум, будучи очищен и просвещен, может разуметь все внешнее и внутреннее, ибо он духовный судит обо всем, а о нем судить никто не может ( I Kop. 2:15 ). Философия это наука о познании истины. Но истина лишь одна. «Я семь Путь и Истина и Жизнь», говорит Господь ( Ин. 14:6 ). Этот путь и для философской мысли единственный, кто идет иным – «перелазит инуде». Нагруженный верблюд только на коленях с трудом мог протискиваться сквозь низкие, тесные Иерусалимские врата, именуемые »Игольные уши«, но еще труднее, несмотря на все усилия, мыслителю богатящемуся »лжеименным знанием« ( 1Тим. 6:20 ) войти в Царствие Божие истины и духовной свободы: »Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода« ( 2Кор. 3:17 ). »Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными« ( Ин. 8:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

А пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. А пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Он ходил по местам невозделанным и диким, так как если бы он оставался между апостолами, то проповедь его встретила бы препятствия и не так быстро распространялась бы. Поэтому он пошел к самым диким народам. Но обрати внимание на смирение: перечисляя города, он нигде не сказал, сколько обратил, хотя в Дамаске он в такое смятение привел иудеев, что подвергся преследованию со стороны этнарха. Итак, если кажется, что он говорит много о себе, то говорит не ради тщеславия, но для того, чтобы не потерпела ущерба его проповедь, если ему не станут верить, как человеку простому и ученику учеников. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром. И это доказательство смирения: столько совершивший, он отправился к Петру не из-за пользы какой-нибудь, а ради простого свидания, оказывая ему честь, как высшему. Посему не сказал: видеть Петра (δεν), а видеться (στορσαι), как выражаются изучающие великие и прекрасные города; подобно тому, как и мы отправляемся к святым мужам, но мы скорее для пользы, а он ради одной чести. И пробыл у него дней пятнадцать. И пробыл у него дней пятнадцать. Свидание — выражение чести, а пребывание — выражение дружбы и горячей любви. И не сказал, что учился, но пробыл у него, вместо «с ним». Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня. Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня. Хотя пришел он ради Петра, — так он его почитал и любил, — но видел и Иакова, и о нем он также упоминает с почтением, называя его братом Господним, — так далек он был от зависти! И действительно, если б он хотел отличить, то назвал бы его сыном Клеопы. Ведь по плоти он не был братом Господним, а только считался. Как же он приходился сыном Клеопе, слушай: Клеопа и Иосиф были братья; когда Клеопа умер бездетным, Иосиф восстановил ему семя и родил его и других его братьев, и Марию, которую, хотя она была дочерью Клеопы, Евангелие называет сестрой Матери Господа, так как Иосиф по отношению к Пресвятой Деве сохранял скорее заботливость отца, чем расположение мужа.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

А пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Он ходил по местам невозделанным и диким, так как если бы он оставался между апостолами, то проповедь его встретила бы препятствия и не так быстро распространялась бы. Поэтому он пошел к самым диким народам. Но обрати внимание на смирение: перечисляя города, он нигде не сказал, сколько обратил, хотя в Дамаске он в такое смятение привел иудеев, что подвергся преследованию со стороны этнарха. Итак, если кажется, что он говорит много о себе, то говорит не ради тщеславия, но для того, чтобы не потерпела ущерба его проповедь, если ему не станут верить, как человеку простому и ученику учеников. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром. И это доказательство смирения: столько совершивший, он отправился к Петру не из-за пользы какой-нибудь, а ради простого свидания, оказывая ему честь, как высшему. Посему не сказал: видеть Петра (ε), а видеться (ο), как выражаются изучающие великие и прекрасные города; подобно тому, как и мы отправляемся к святым мужам, но мы скорее для пользы, а он ради одной чести. И пробыл у него дней пятнадцать. Свидание - выражение чести, а пребывание - выражение дружбы и горячей любви. И не сказал, что учился, но пробыл у него, вместо " с ним " . Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня. Хотя пришел он ради Петра, - так он его почитал и любил, - но видел и Иакова, и о нем он также упоминает с почтением, называя его братом Господним, - так далек он был от зависти! И действительно, если б он хотел отличить, то назвал бы его сыном Клеопы. Ведь по плоти он не был братом Господним, а только считался. Как же он приходился сыном Клеопе, слушай: Клеопа и Иосиф были братья; когда Клеопа умер бездетным, Иосиф восстановил ему семя и родил его и других его братьев, и Марию, которую, хотя она была дочерью Клеопы, Евангелие называет сестрой Матери Господа, так как Иосиф по отношению к Пресвятой Деве сохранял скорее заботливость отца, чем расположение мужа. А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1061...

архим. Мефодий (Алексиу) Проповедь о добродетелях и противоположных им страстях Посеяв семя во вспаханную землю, каждый пожнёт именно то, что он посеял. Если человек посадит деревья или посеет пшеницу, посеянное или посаженное им приумножится и принесёт плоды. Если же земля останется невспаханной и невозделанной, если в неё не будут посажены саженцы или семена, то и вырастут на ней не просто бесполезные травы, но даже и колючки с чертополохом. Если представить на месте земли человеческую душу, то происходит ровно тоже самое. Какие наклонности, расположения всеваются в человеческую душу, такие плоды в ней и вырастают. Я, братья мои, делаю всё возможное, трудясь ради вас и словом, и духовным поучением. Поучаю как тех, кто приходит ко мне в митрополию, так и возглашаю поучения во всеуслышание в церкви. И это поучение поможет вам выкорчевать из души лукавую поросль, сделать явными страсти и глубины грехов, так, чтобы вы смогли восприять спасительное знание и идти по правильному пути. Церковь Христова, а тем более Церковь сего великого града Фессалоники, имеет своими членами не только людей знатных и мудрых, но и простецов. Да и любой человек, кем бы он ни был, будучи внимателен к слову Христову и слушая его, не отвлекаясь, сможет понять то, что я говорю и применить это в своей жизни. Исполнение предлагаемого вам поучения предохранит душу от всякой злобы и сохранит всякое сердце, которое приняло в себя слово Божие. Я покажу вам и лукавые страсти, и добродетели. Вам станет понятно, что у страстей один корень, а у добродетелей – другой, и, поняв это, вы сможете выкорчевать один и окружить заботою другой. Корень и начало любой добродетели есть любовь к Богу, тогда как причина всякой злобы – любовь к миру. Возлюбленный Христов ученик Иоанн говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире, кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская – не от Отца, но от мира сего» ( 1Ин. 2:15–16 ). Причина того, что человек любит мир, – это любовь к собственному телу. Мы любим мир потому, что хотим побольше позаботиться о слабости нашего тела и обо всём том, что имеет к нему отношение.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Ветхозаветный первосвященник с кровью жертв входил во Святое Святых. Это было образом явления великого Священника – Иисуса Христа, Который не с кровью козлею ниже телчею, но с Своею кровью, вниде единою во святая, вечное искупление обретый ( Евр.9:12 ) Сие святое означало самое небо, прообразованное святилищем храма иудейского; – не в рукотворенная святая вниде Христос, противообразная истинных, но в самое небо (24). Первосвященник входил с кровью во Святая Святых для очищения грехов народа израильского: Иисус Христос вошел на небо к престолу Божию для очищения грехов всего мира. Темже и спасти до конца может приходящих чрез Него к Богу, всегда жив сый, во еже ходатайствовати о них ( Евр.7:25 ). Праздники не ежегодные Праздники не ежегодные, установленные Моисеем, отправлялись по прошествии нескольких лет. Их было два – седьмой субботний год и седьмой из субботних годов, или юбилейный. . Седьмой год Как седьмой день недели, так и седьмой субботний год напоминал евреям о времени покоя Божия и о сотворении мира и посвящен был Богу. В субботу имели покой от трудов, обновляли и освежали силы свои человек и его рабочие животные: в седьмой субботний год восстановляли и подкрепляли себя обедневшие и подпавшие власти и прихоти богатых члены общества гражданского. Вместе с людьми участвовала в священном покое этого года и самая земля с животными и растениями. В седьмой год право человеческое заменялось правом Божиим. 1. В этот год израильтяне должны были прекратить земледелие; поля и сады оставлять невозделанными; от оставления земли невозделанною называют седьмой год летом оставления. Закон предписывал: «шесть лет засевай поле твое, и шесть лет обрезывай виноградник твой, и собирай произведения их. А в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай, и виноградника твоего не обрезывай ( Лев.25:2–7 ). Шесть лет засевай землю твою, и собирай произведения ее, а в седьмой оставляй ее, давай ей свободу, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010