Кто этот Сидящий? Здесь не следует, как в 4,2 и 5,1, разуметь именно Бога-Отца в Его ипостасном отличии от Сына и Святого Духа. Либо здесь надо разуметь Бога вообще, как Судию неба и земли, либо же конкретно Господа-Вседержителя Иисуса Христа. На последнее указывают такие слова Самого Сидящего на престоле: «Се, творю все новое» (21,5). А это восстановление твари совершается через Сына. Так сказано: «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» ( 2Кор. 5:17 ). И опять сказано: «В пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей» ( Мф. 19:28 ). Далее Сидящий на престоле говорит: «Совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой» (21,6). А эти слова совершенно очевидно принадлежат Христу, сыну Божию. Да и Господь говорил, что «Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» ( Ин. 5:22 ). Совершителем Страшного суда Новый Завет всегда представляет Иисуса Христа ( Мф. 19:28; 25:31–32 ), и даже сам суд назван «судилище Христово» ( 2Кор. 5:10 ). Описав Судью, Иоанн начинает описывать самый Суд. Перед великим белым престолом предстанут не только люди, но и вообще всякая тварь, небо и земля, все живое и неживое. Об этом так сказано: от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. У пророка Даниила мы уже видели, что от престола Божественного Судьи огненная река выходила и проходила перед Ним. Поэтому всему, чему надлежит предстать перед престолом Божиим, должно пройти через эту огненную реку Суда. Об этом так пишет святой Ефрем Сирин : «Судия воссядет на огненном престоле, окрест Его море пламени, и река огненная течет от него, подвергнуть испытанию все миры», и в другом месте: «Как снесем это, братие, когда увидим огненную реку, плещущую с яростию и пожигающую всю землю и все дела, яже на ней?» Небо и земля испорчены грехом через грехопадение ангелов и людей, «потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее... Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» ( Рим. 8:20,22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

– те люди, которые доживут до Второго Пришествия, те христиане, верующие, да и неверующие, те, которые доживут, они умрут? Отвечаю: – Нет, не умрут. Действительно, есть категория людей, которые не умрут, – те, которые доживут до Второго Пришествия. И когда будет происходить Пришествие Христа в мир – один будет «браться», возноситься на небо, а другой оставаться на земле. Но все сразу изменятся. Сказано: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» ( 1Кор.15:51–53 ). Произойдет изменение человеческих тел. Потому что сразу изменится мир, в котором мы с вами живем. И если бы мы оказались в нашем теперешнем теле в том будущем мире, то мы не смогли бы там существовать. В Писании сказано, что будет новая земля и новое небо. И вот, смотрите, что сказано в слове Господнем, это пророк Исаия, 30 глава, 26 стих: «И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы». Представляете, это не просто буря на солнце, это в семь раз увеличится солнечное излучение. В этом теле мы сразу бы умерли, если бы оказались в такой ситуации. Поэтому наше тело будет меняться с изменением земли. Будет новая земля, будет новое небо. И мы будем в новых телах. Эти тела будут сохранять индивидуальные особенности, мы будем узнавать друг друга, по голосу даже, мы будем узнавать наших родственников, но все мы будем молоды. Эти тела будут без болезней, без всяких изъянов, без всяких пороков. Это будет новый мир. Это будет счастливый мир. Счастливый для тех, которые в этой земной жизни примирились с Богом. А тем, которые не примирились с Богом, покажут Рай . В Библии сказано: «Показан будет рай, плод которого пребывает нетленным и в котором покой и врачевство; но мы не войдем в него, потому что обращались в местах неплодных» ( 3Езд.7,53–54 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Христианство не знает подобных представлений. Его эсхатология основана не на древних мифах о бесчисленных циклах жизни и смерти вселенной, а на Божественном Откровении о Втором Пришествии Спасителя, всеобщем воскресении и Страшном Суде, которые состоятся в «конце времён»; о конце «мира сего» и о его преображении в «новую землю и новое небо». Вот точные слова Писания: И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали… И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло ( Откр. 21:1,3–4 ). Христианство находит высшую цель жизни человека в его стремлении к Богу, в уподоблении Ему (достижении святости) и в обретении тем самым Царствия Небесного. В конечном счёте эта цель – приобщение к Богу, или обожение. Все восточные отцы Церкви повторяли слова, ещё в середине IV века сказанные святителем Афанасием Великим : «Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом». Но приобщение к Богу отнюдь не предполагает «растворения» в Нём. Обоженный человек остаётся самим собой, сохраняет самосознание и личностные особенности. И этот живой опыт христианских святых радикально отличается от тех ожиданий, которыми живут йоги. Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф. 5:48 ), – вот цель, которую ставит перед человеком Основатель христианства, Господь Иисус Христос. Спасение в представлении христиан – это избавление от греха, проклятия и смерти. Первый человек Адам был создан Богом по образу и подобию Божию. Совершенство его не было окончательным: он имел все возможности для того, чтобы стать совершенным и бессмертным, но нуждался в Божественном руководстве. В раю Бог дал Адаму заповедь – не вкушать плоды от древа познания добра и зла, и этот запрет был испытанием для свободной воли человека. Соблазнённые змеем, наши прародители нарушили заповедь, проявив непослушание Богу, недоверие Ему, отсутствие смирения и невоздержание.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

11 И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Небо уже открывалось в главе 4 для того, чтобы с земли на небо взошел Иоанн. Здесь небо открывается для того, чтобы с неба на землю сошел Иисус Христос, который представлен в виде всадника. Стилю Иоанна отвечает то, что сначала описывается конь, на котором сидит всадник, а потом уже сам всадник, Иисус Христос. Так было в главе 4, где сначала был описан престол, а потом Сидящий на престоле, или в главе 14 – сначала светлое облако, а потом Сидящий на облаке. Конь всегда символизирует воинственность и царственность. Его белая масть здесь означает небесную святость. К тому же белый конь – символ победителя: так, по традиции римский военачальник во время триумфальной процессии въезжал в Рим верхом на белом коне. Наименование «Верный и Истинный» повторяет то, что было сказано об Иисусе Христе в Откр.1:5 и Откр.3:14 . Вообще в описаниях Иисуса Христа в конце книги воспроизводятся Его характеристики, данные в самом начале Апокалипсиса. Само же это обозначение воспроизводит то, что было сказано о божественном Судье у пророка Исаии: Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого ( Ис.11:4 ). Он не только судит, но и «воинствует». До сих пор войну против святых вели силы, противящиеся Богу. Теперь настал черед Христа. Он будет вести войну против сил зла и победит их. Здесь мы не можем отвлекаться от того, что Иоанн в своих описаниях следует принятым в его обществе канонам и традициям. Ведь в основе этой воинственной картины лежат иудейские ожидания будущего. Мы должны помнить, что эта специфически иудейская картина отлична от Христа Евангелий, который был кроток и смирен сердцем. Иудеи же мечтали о воинствующем Мессии, который поведет народ Израиля к победе и на разгром врагов. Иоанн использует эту апокалиптическую традицию. б) Первое видение. Строфа 2. Непознаваемое имя ( Откр.19:12 )

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

И было всех дел, сотворенных Богом в шесть дней, двадцать два. И окончил Бог в шестой день все, что было на небесах и на земле, в морях и безднах, во свете и во мраке и во всем прочем. Святитель Епифаний Кипрский . Творения, ч. 6, М., 1884, с. 252–253. В начале Бог создал небо и землю, и темную водную бездну или, как говорят эллины, хаос, который есть смешение стихий, в нем же земля была безвидна и пуста, покрыта бездонными водами и тьмою, как говорит Писание: «И тьма над бездною» ( Быт. 1, 2 ). Создал же их Всесильный Господь из ничего, и из небытия привел в бытие, а от тех потом произвел и прочие создания, всё горнее и дольнее, творя шесть дней... ...Созданная Богом первоматерия стала начатком прочего творения. Первоначальной материей небес была вода, а земли – сгустившаяся тяжелая масса. Потом повелением Божиим вода была отделена от толщи, небо – от земли, явился посреди воздух и просиял огонь. И прочие творения произошли по своему чину и времени. Святитель Димитрий Ростовский . Летопись, М., 1784, с. 1–2. «В начале сотворил Бог небо...» ( Быт. 1, 1 ) Небо есть то, что облекает как видимые, так и невидимые творения. Ибо внутри его заключаются и ограничиваются и постигаемые только умом силы Ангелов, и все то, что подлежит чувствам. Неописуемо же одно только Божество, Которое все наполняет и все обнимает, и все ограничивает, так как Оно – выше всего и все сотворило. ...Конечно, что рождается, подлежит и уничтожению, в соответствии с последовательностью, принадлежащей природе, также и небеса, но благодатью Божией они и содержатся, и сохраняются. Одно только Божество по Своей природе – и безначально, и бесконечно, поэтому и сказано: «они погибнут, а Ты пребудешь» ( Пс. 101, 27 ). Однако небеса будут уничтожены не до конца, ибо «все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся» ( Пс. 101, 27 ), и будет новое небо и новая земля ( Откр. 21, 1 ). ...Сам Он – Создатель и Творец Ангелов, приведший их в бытие из небытия, создавший их по образу Своему бестелесной природой, как бы некоторым духом и невещественным огнем, как говорит блаженный Давид: «Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий» ( Пс. 103, 4 ), описывая их легкость и пламенность, и пылкость, и весьма большую проницательность, и стремительность, с какой они и желают Бога, я служат Ему, их направленность ввысь и свободу от всякого вещественного помышления.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Однако, Он велел им поначалу оставаться всем вместе в Иерусалиме и ждать, чтобы Бог ниспослал им особую благодатную силу. На сороковой день после Своего воскресения, Иисус Христос вместе с одиннадцатью учениками и Матерью Своей, вышли из Иерусалима и пошли по дороге в город Вифанию, на гору Елеонскую. Господь еще раз просил учеников Своих оставаться всем вместе в Иерусалиме. Воздев руки, Он благословил их и, пока благословлял их, стал отдаляться от них, подниматься – «возноситься» на небо. Долго смотрели они, пока облако не сокрыло Его от их глаз. Не разумея, как понять все это, стояли ученики и долго смотрели на небо. Вдруг перед ними явились два блистающих белых ангела и сказали им: – Что вы стоите и смотрите на небо? Иисус Христос вознесся к Отцу Своему, но наступит день, когда Он вернется. Радостные, возвратились ученики в Иерусалим. Они стали ждать, чтобы Бог послал им благодатную силу, для исполнения того, что повелел им совершить Иисус Христос. Дух Святой нисходит на апостолов После того, как Иисус Христос вознесся на небо, Его ученики вернулись в Иерусалим. Это были Его самые близкие ученики, которых мы называем «Апостолами». Вместо Иуды, предавшего Господа, они, помолившись, избрали двенадцатым Апостолом – ученика, по имени Матфий. Он верно следовал за Иисусом Христом до того самого дня, когда Господь вознесся на небо. Теперь Апостолов опять стало двенадцать. Прошло десять дней с Вознесения Господня. Наступал большой праздник, когда евреи вспоминали, как Моисей принес им Божий Закон. К этому дню в Иерусалим всегда стекалось очень много людей. Утром, все Апостолы, вместе с Матерью Божией и некоторыми другими женщинами, собрались для молитвы в одном доме. Вдруг послышался шум с неба, как будто, подул сильный ветер. Шум этот наполнил весь дом. Появились маленькие язычки огня, которые остановились над головой каждого из собравшихся. Они почувствовали, как с этим огнем на них сошла благодатная сила Святого Духа, Утешителя. Апостолы почувствовали в себе что-то совсем новое, стали другими, нежели были прежде. Теперь они могли проповедовать людям обо всем, чему учил Иисус Христос, причем, так, что их все понимали.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Они ожидают воскресения всех мёртвых и возрождения всех вещей в новом вечном творении ( Откр.21:4 ). Только тогда наступит «мир без конца». (а) Уничтожение мира (annihilatio mundi) В течение ста лет, примерно с 1600 до 1700 года, лютеранское богословие учило, что концом пути вселенной будет не её преображение, но её уничтожение. Вслед за Страшным судом наступит конец света. Кроме ангелов и людей, всё, принадлежащее этому миру, будет уничтожено огнём и превращено в ничто. «Дóлжно ожидать не преображения мира, но полного прекращения его субстанции» 107 . Подобные взгляды распространены и среди современных евангеликов «аннигиляционистов». После Страшного суда верующие отправятся на небо, а неверующие будут уничтожены вместе с землёй. То, что раньше называли адом, теперь получило наименование «абсолютного небытия» 108 . Богословским основанием подобной точки зрения служит то, что ангелы и верующие будут столь полно поглощены visio beatifica – блаженством созерцания Бога «лицом к лицу» ( 1Кор.13:12 ), что утратят потребность в созерцании Бога через сотворённый мир. Ангелам не нужен будет сотворённый мир неба, людям – сотворённый мир земных вещей. Итак, небо, земля и смертное тело будут разрушены подобно строительным лесам в тот момент, когда конечная цель Бога – спасение душ – будет достигнута. Представление об эсхатологическом уничтожении мира (annihilatio mundi) не имеет в виду мир в его нынешней форме. Оно относится к субстанции самого творения и указывает на обращение от творения из ничего (creatio ex nihilo) к сведению в ничто (reductio af nihilum). В то время как начало творения было движением из небытия в бытие, его конец представляет собой обратное движения из бытия в небытие. сторонники подобных представлений об уничтожении мира для подтверждения своей точки зрения приводят следующие места из Библии: 2Пет.3:10–12 : «Придёт же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят… Ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламенённые небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают…». Откр.20:11 : « И увидел я великий белый престол и Сидящего на нём, от лица Которого бежало небо и земля и не нашлось им места». Откр.21:1 : «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nau...

Писание – Книга историческая. Она начинается рассказом Моисея о сотворении неба и земли, а заканчивается словами Иоанна: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» (Откр. 21: 1). Потерянный рай – это сад. Грядущее Царство – это город, «сходящий от Бога с неба» (Откр. 21: 2). Человек потерял сад, но должен заселиться в город, и вся история человека – это история движения от земли к небу, от ветхого к новому. Велика разница между утраченным блаженством и грядущим Царством. Первое – это невинность, а второе – святость. Первое – это неопытность и, значит, опасность. А второе – закаленность, испытанность и, как плод, безмятежие. Но есть одна общая черта у утраченного рая и грядущего Царства. Там и там нет храма. Рай не нуждался в храме, поскольку весь мир был храмом. Все звезды были лампадами, все цветы – кадильницами, а человек должен был посреди безгрешной красоты священствовать, приносить Богу хвалы и песни духовные, собирая вокруг себя все живое. Так было в начале истории. И в конце ее храма не будет. Иоанн говорит: «Храма же я не видел в нем (Иерусалиме Небесном. – прот. А.Т.), ибо Господь Бог Вседержитель – храм его и Агнец» (Откр. 21: 22). Итак, храм Божий, столь привычный и столь необходимый, возник не вместе с человеком и не перенесется с земли на небо, но на земле останется. Но было бы непростительным легкомыслием усомниться в необходимости храма сейчас, в этой продолжающейся земной реальности, на пути к Отчему Дому. Храм не строится для того, чтобы стенами обнять Бога, заключив Его внутри. Это было понятно и при строительстве первого в мире храма Истинному Богу. Соломон тогда сказал: «Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил имени Твоему». Но «да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь», – сказал далее Соломон, перечисляя многие народные нужды, в которых требуется особенная помощь (см.: 3 Цар. 8: 27–53). Бог остается неохватным, и храм не вмещает Его, но «имя Божие пребывает и живет в храме», и «очи Господни открыты на это место день и ночь», и, таким образом, для связи Бога и человека устанавливается особое место, именно для этой связи посвященное. Только для нее одной.

http://pravoslavie.ru/43218.html

13). Впрочем, мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. «Пока эта жизнь не сменится новой, Вечной жизнью, пока не откроется для человечества новое небо и новая земля, – до тех пор всегда будут нужды, бедность, горе и болезнь» (св. Тихон Московский. Вегетарианство). «Поскольку же мы ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда, то надо искать правды, чтобы она жила в нас и мы с ней могли по смерти жить в Царствии Божием; надо одушевляться любовью к добру; надо творить благие дела» (свт. Филарет Московский . Проповедь от 15 августа 1850 г.). «Приготовление к этому обновлению мира начато почти с первых дней бытия неба и земли и действует незримо для взора чувственного, но зримо для взора веры» (свт. Феофан Затворник . Созерцание и Размышление). «Господь устроит новое небо и новую землю, новые не по сущности и веществу; ибо Бог однажды создал вещество и образовал его во всевозможные виды и составы, и что было необходимо для здешней лишь жизни, а для тамошней нетленной бесполезно и излишне, то Он отменит, а что полезно, тому даст новый образ с красотой неувядающей» (блж. Феофилакт). 14–15). Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним не оскверненными и непорочными в мире; и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, «Павел написал об этом, когда сказал: благость Божия ведет тебя к покаянию ( Рим.2:4 ). Если же долготерпение Божие ведет к покаянию, а покаяние для нас спасительно, то очевидно, что долготерпение Божие служит к нашей же пользе и спасению» (блж. Феофилакт). «Павел в посланиях своих написал, что Петр достоин порицания (см. Гал.2:11–14 ), а Петр в своих посланиях признал, что Павел в тех послания, которые написал, достоин восхищения. Несомненно, что если бы не читал Петр послания Павла, то не хвалил бы. Если же читал, то нашел, что там о нем самом говорится, что он достоин порицания. Следовательно, друг истины хвалил даже то, что он порицался и был рад тому, что другим не нравилось» (свт. Григорий Двоеслов . Беседы на пророка Иезекииля, Иез.2:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

21 . Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь. Вместо избранного в ветхозаветный период народа Израильского создается из всех племен и народов Христианская Церковь , к которой обращается Ап. Петр с следующими словами: „вы род избранный, царственное священство.... некогда не народ, а ныне народ Божий“ ( 1Пет. 2:9–10 ). Первая половина приведенных нами слов Апостола есть повторение слов Господа к Израилю в кн. Исх. 19:6 ; вторая – воззвание пророка Осии ( Ос. 2:23 ) к язычникам. Таким образом призвание народа обетования исполняется во всемирной Церкви Христовой, и как из Израиля были выделены для священнодействия и служения сыны Левия, так и в Церкви выделяются для служения Богу и Церкви особо избранные Господом лица, не по плоти однако и праву рождения, а по благодати. В стихе 21 в особенности заметим, что пророку открыто было, что спасенные из язычников ничем не ниже спасенных Израильтян. 22 . Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Ср. Откр. 21 „И увидел я новое небо и новую землю“. Но ранее полного исполнения этого пророчества наступает эра создания и роста Церкви Христовой на земле. Господь говорит о новом небе и новой земле в будущем: „сотворю“. Время это известно одному Богу, как о том сказал Сам Господь ученикам Своим пред вознесением Своим ( Деян. 1:7 ). Но всему человечеству обещано, при условии веры в Бога и Посланного Его, Еммануила, что семя его и имя будут всегда пред лицем Господним. (Ср. Ис. 60:21–22 ). Мы выше в заметке на гл. LXV, 17 говорили уже о постепенном устроении Царствия Божия на земле до наступления великого судного дня. „Мы еще ожидаем нового неба и новой земли“, говорит Ап. Петр ( 2Пет. 3:13 ), но Христиане всегда пред лицом Господа, который сказал: „где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их“ ( Мф. 18:20 ). „Я с вами во все дни до скончания века. Аминь“. ( Мф. 28:20 ). 23 . Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010