Церковь едина по своей сущности и охватывает своим воздействием и видимый мир, и невидимый. Более того, посредством Церкви весь тварный мир приобщается нетварной природе Божества, и в этом смысле Церковь служит мостом, соединяющим тварное и нетварное бытие. Кто принадлежит Церкви? Согласно Священному Писанию и Преданию Церкви принадлежат: во-первых, все ныне живущие люди, верующие во Христа Спасителя, принявшие Крещение во имя Пресвятой Троицы и живущие церковной жизнью; во-вторых, все скончавшиеся в истинной вере и святости; и в-третьих – не только люди, но и благие ангелы, ибо Бог положил все небесное и земное соединить под главою Христом ( Еф. 1:10 ). Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было [Отцу], чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное ( Кол. 1:18–20 ). Апостол Павел обращается к христианам: Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов , к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу ( Евр. 12:22–24 ). О том, что Церкви принадлежат не только ныне живущие христиане, но и все в вере скончавшиеся, а также ангелы, говорит, несомненно, и Церковное Предание; но у бесплотных сил имеется иной, отличный от нашего, способ участия в жизни Церкви. Два аспекта бытия Церкви В жизни Церкви выделяют два аспекта её бытия – видимый и невидимый. Соответственно даются и два наименования: Церковь земная – воинствующая (см.: Еф. 6:12 ) и Церковь небесная – торжествующая (см.: Евр. 12:23 ), состоящая из ангелов и всех усопших в вере и покаянии. Понятно, что такое мысленное разделение не означает существования двух Церквей – точно так же, как в человеке мы различаем душу и тело, но не говорим о двух отдельных существах. Христова Церковь , состоящая из земных и небесных разумных существ, есть одно духовное тело, имеет одну Главу – Христа и одухотворяется одним и тем же Духом Божиим 735 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Это было бы равносильно заявлению, будто Церковь «ошиблась» в своих твердых догматических определениях против ересей, и допущению — в духе уважения к чужому «верую» — что и у ариан была-де некоторая правильная устремленность к истине, но Церковь ее не увидела в свое время и потому осудила ариан на I Вселенском Соборе. Значит, Церковь должна пересмотреть вероопределения II Вселенского Собора о Божественном достоинстве Св. Духа, которым от Православия отсечены еретики-духоборцы! Ради всеобщего сближения она должна капитулировать и перед несторианами, несогласными с постановлениями III Вселенского Собора, «каяться» перед ними и просить прощения за то, что объявила еретиком Нестория. «Покаянно обвиняя себя, Церкви пришлось бы оправдать дохалкидонцев и монофизитов в их упорном отрицании догматического вероисповедания IV Вселенского Собора относительно способа единения двух естеств в Едином Лице Господа Иисуса Христа и реабилитировать — в опровержение самой себя — еретиков Евтихия, Диоскора, Секира, и пр. ( см. 1е и 95е правила VI Вселенского Собора ). Следуй Церковь подобной экуменической логике, то она должна была бы так обойтись и со всеми прочими еретиками, осужденными соответствующими Вселенскими и Поместными Соборами. Лишь в этом случае она исполнила бы экуменические требования ВСЦ глубоких преобразований, передвижки церковных структур и окончательного уничтожения разделительных стен. Но это означало бы конец истинной Христовой Церкви! Только отдавая себе ясный отчет, что Церковь не есть человеческое учреждение, можно понять, почему Церковь не может и не должна каяться. Хотя она на земле состоит из людей, и в большинстве своем из грешных людей, она есть Богочеловеческий организм, в который входят, кроме земных обитателей, еще и отошедшие в вечность праведники, а также несогрешившие небесные Ангелы. Об этом пишет св. ап. Павел уверовавшим во Христа евреям: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов; к торжествующему собору и церкви первенцев (т. е. уверовавших во Христа) 419 , написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисуса» (Евр. 12, 22—24). Таков, согласно слову Божию, состав новозаветной Церкви. Она составлена из земных людей, правильно уверовавших во Христа и на основании этой веры достигших духовно-нравственного усовершенствования по подобию «Начальника их спасения» (Евр. 2, 10) — Христа, сшедшего с небес, чтобы вселить земных обитателей в небесное селение Ангелов. Так мыслит себя св. Православная Церковь. В каноне на праздник св. Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных (8 ноября) в первом тропаре 9й песни читаем: «Тя неизреченно соединившаго небесным, Христе, земная, и едину Церковь совершившаго Ангелов и человеков, непрестанно величаем»!

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

Слово в день архистратига Михаила и прочих бесплотных сил 94 Небесных воинств архистратизи, молим вас присно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия: да от бед избавите ны, яко чиноначальницы вышних сил. Тропарь архан. Пред лицом молитвенного нашего собрания, на месте, посвященном покровительству и хранению невидимых горних сил, мы свободно можем беседовать об этих высочайших преестественных силах, не стесняясь современным направлением науки, которая не признает ни каких других сил, кроме сил, находящихся в веществе, и не допускает никакого иного мира, кроме мира невидимого, составленного из вещества. Теперь и здесь нет нам дела до всех положений, из каких выходит, и доказательств, на каких опирается современная нам наука, которая по своему направлению жалка, по своему кругозору узка, по началу и основанию близорука, по выводам и умозаключениям шатка и несостоятельна. У нас есть своя высшая наука, из которой мы заимствуем лучшие понятия и вернейшие убеждения, мы имеем свои начала и факты, на основании которых уже не сомневаемся в бытии иного высшего мира, а потому вследствие своего такого убеждения и обращаемся к таинственным существам его с своим молитвенным воззванием. Кто эти существа и какое мы имеем о них представление? Это блаженнейшие духи, высшие и превосходнейшие нас создания, которые светозарным сонмом предстоят престолу Божию и воспевают вечную хвалу великому своему Творцу и Богу; это первые, светы, воссиявшие от творческой силы троического, несозданного Света. Они так тонки и возвышенны по своей природе, что наш бренный взор не может улавливать их своим видением и примечать их; они столько светоносны и чисты, что с ними не может сравнится и самый блеск солнечных лучей. Ибо мир невидимый – духовный без всякого сравнения превосходит все нами видимое и ощущаемое в этом вещественном мире. К этим-то невещественным силам, окружающим престол и величие Господа, мы простираем свой молитвенный глас, прося их помощи и заступления от всех бед и напастей, которыми мы окружены со всех сторон, и которые могут постигнуть нас во всякое время на всякий час. Слышат ли св. ангелы наше призывание? Внимают ли нашему гласу, и являют ли нам какую-либо действительную помощь? И если являют ее, то как мы можем в этом убеждаться? Вот вопросы, которые сами собой представляются в настоящий день, посвященный церковно св. ангелам? Займемся решением их в честь и славу наших невидимых заступников и хранителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

1 . Нас окружают трубы разумных архистратигов и озаряет красота божественных священнослужений; лики немолчных песнословцев собрали нас для бодрствования в песнях, и воинства бесплотных существ образовали хор с плотскими. Предводитель небесных начальствует ныне в одном и том же храме и над земными. Кто же именно? – Это Михаил, по благодати Божией, и сам блистающий, и являющийся посредником божественных сияний для смертных. Людям даны в первоначальных откровениях Божиих справедливейшие божественные законы, по которым те, кто наибольше благодеяний получает, не должны оставаться забывчивыми и неблагодарными в отношении к своим покровителям, но сколько возможно прославлять их милости. Наши же скорые и усердные пред Богом ходатаи, неленостные и неутомимые заступники людей суть человеколюбивые ангелы, от человеколюбивого Господа приемлющие дар человеколюбия, изначала взаимно просвещаемые светом от несозданного Света. Они истинные посредники смертных пред Богом; они – боги, по божеству от Бога, но не по природе; они – свободные граждане вышнего града свободы, который есть Иерусалим, матерь всех свободных во Христе; они – одушевленный и духовный огонь, разумное пламя Божие; они – светлые, высшие и превознесенные вечные горы: через них Господь дивно просвещает нас от гор вечных (ср. Пс.70:5 ); они – скорые привратники небесных селений и обителей. «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил. Желает и скончавается душа наша во дворы " Твоя, Господи. Посему свет «радования и спасения в ангельских обителях праведных» ( Пс.117:15 ). Во гласе радования и исповедания, шума празднующаго, в месте селения дивна даже до дому Божия ( Пс.41:5 ), «вси ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его» ( Пс.102:20 ). Там мирная и безмятежная простота жизни, там (Бог) «велий и страшен есть над всеми окрестными Его» ( Пс.88:8 ). Там таинственное молчание торжественных гимнов; там неизреченное исполнение святейших песнопений; там невидимое божественное сияние неизглаголанных и великих славословий; там невечерний свет, просвещающий недремлющие очи бесплотных (духов); там, в этом доме Божием, собрание звезд, т.е. сил ангельских, содействующих нам во благо, постоянно посылаемых Богом для служения нам ради тех, кто наследует спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Их жизнь в Боге есть «причастие неизреченной славы» и славословие Божие. Они погружаются в океан Божественной жизни и восходят от света к свету, научаемые и просвещаемые чрез девятиступенные иерархии, от высших к низшим. Но в то же время бесплотные силы суть ангелы, и только под этим именем знаем их мы, человеки, а это имя уже содержит в себе раскрытие того таинственного и, которым соединены небо и земля. Небо, т. е. мир умных сил и бесплотных духов, сотворено не в отдельности и самостоятельности, но вместе с землею и в отношении к земле. Бесплотные духи определяются в своем бытии не сами к себе, но как ангелы-посланники, вестники, т. е. также в отношении к земле. Ангельский мир создан с мыслью об ангельском служении, об этом посланническом участии в судьбах мира, иначе говоря, с мыслью о человеческом мире. Своим служением ангелы соединяются с человеческим миром в одно нераздельное целое, так что ни мир не существует без ангелов, ни ангелы без мира, и оба вместе составляют одно творение: небо и землю. Эта близость и связь ангельского и человеческого мира намечается Словом Божиим в разных отношениях. Ангелы суть блюстители сил природных: огня, светил небесных (согласно древнему верованию), вообще неодушевленного мира. По аналогии можно заключить, что они являются блюстителями растительного и животного мира. – Они же суть исполнители велений Божиих над человеком, как ангелы-хранители отдельных людей и целых народов, царств, отдельных церквей, вообще всего человеческого рода и в начале, и в середине, и в конце этого века, – в жатве времени. В Слове Божием указываются не все, а только некоторые стороны ангельского служения, однако нет никакого основания понимать эту неполноту исчисления в ограничительном смысле (например, из того, что говорится об ангелах вод, огня и ветров, но не говорится об ангеле земли или растительного или животного мира, заключать, что эти области чужды покровительства ангелов). Вернее, этот перечень является примерным, а не исчерпывающим. Подобно этому и на основании указания о существовании особых ангелов царства Персидского и Иудейского или ангелов семи церквей малоазийских никто не делает заключения, что только им одним свойственно ангельское охранение, наоборот, последнее распространяется на все церкви, царства, народы, даже монастыри, грады, места и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Поминовение бесплотных сил. В Синайском служебнике и в Q.n.I.48 поминовение небесных сил отсутствует. Все древнерусские списки литургии и Хлуд. 117 имеют это поминовение в интерцессио (восьмая строка в таблице 1). Эта литургическая практика, по-видимому, была локальной и недолговременной. В большинстве греческих евхологиев упоминание о бесплотных силах в интерцессио отсутствует. Лишь в некоторых южноитальянских евхологиях X в., например в евхологии Порфирия Успенского (РНБ, Греч. 226) на л. 25 читается: Τν γων ρχαγγλων Μιχαλ κα Γαβριλ... в Г.β.VII – τν τιμων σωμτων πουρανων δυνμεων [Passarelli 1982: 75]. Известно такое поминовение в некоторых списках литургии апостола Иакова, в частности, в Россанском XI–XII в., в литургии Василия Великого из рукописи Британского музея 2749, XII в. [Swainson 1884: 83:290]. По мнению С. Д. Муретова, поминовение ангелов на евхаристии, а затем и на проскомидии с богословской точки зрения ошибочно и имеет случайное историческое происхождение [Муретов 1897а: 85:96]. В славянских источниках это поминовение фиксируется с конца XII в. и начинает вытесняться только при исправлении литургии в конце XIV в. 1.2. Языковые различия Сравнивая славянские разночтения в тексте анафоры при одном и том же греческом чтении, мы можем охарактеризовать технику перевода фрагментов и соотнести эти данные с техникой перевода различных славянских книжных школ, выявленной при изучении других древнеславянских богослужебных памятников. Как показывает большинство разночтений, древнерусские списки литургии носят следы преславской правки текста. Основной признак преславской переводческой школы – стремление не только к смысловому, но и формальному соответствию перевода греческому оригиналу. Это проявляется в следующих заменах (чтение Синайского служебника на первом месте, древнерусской редакции на втором): 1 . посли: низъпосли κατπεμψον. Для преславских книжников было характерно учитывать при переводе морфемную структуру греческого слова, и приставочные греческие слова передавались приставочными славянскими [Иванова-Мирчева 1977: 45]. В древнерусских служебниках чтение ближе к морфемной структуре греческого слова, возможно, оно возникло при преславской правке текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

(Вечерня: II: Свете тихий). Песнь Богу есть выражение молитвенных чувств и стремлений не только для духа человеческого, но и для горних бесплотных духов – святых Ангелов. Хвалебною их песнию Творцу огласился мир видимый, как только быль сотворен 1 . Некто из св. Пророков Господних удостоился в восхищении слышать песнь Сил бесплотных, какою они славословят Триипостасное Божество на небесах, и в своей богодухновенной книге поведал нам сию самую песнь 2 . Но и на земле не раз слышаны были некоторыми избранниками ангельские славословия 3 . Нет сомнения, что и прародители наши, доколе грех не омрачил их духовного чувства, слышали и могли разуметь небесные славословия горних Сил и от них научаться сами прославлять Творца всяческих хвалебною песнию Ему. Но когда человек отпал от Бога, и грех закрыл для него блаженное царство славы Божией, тогда, соответственно грешной жизни его, и песнь его приняла направление земное, чувственное, – она сделалась выражением страстных и нечистых чувств нашего сердца, какие стало испытывать оно, отторгшись от Бога. А хотя потомки падшего Адама выражали в песнях и чувства религиозные, но эти чувства и эти песни были большею частью не к славе Триединого Божества направлены. Почти все народы земли воспевали лжебогов своих, или даже свои страсти, которые они обоготворили. Песнь же истинному Богу, в продолжение нескольких тысячелетий, воспевалась лишь в одном избранном от язык народе Божьем, – воспевалась в силе Духа Святого; – Он, открывая пророкам Израилевым совершенства Творца, Его законы и тайны божественного промышления Его, – воодушевлял сих св. мужей к спасительными песнопениям в честь и славу Божию 4 . Песнь ветхозаветная очень часто воспевала об имевшем совершиться спасении мира и о грядущем Спасителе. Богодухновенные певцы Израилевы почти в каждой песни своей пророчески предвозвещали о пришествии Спасителя и о делах Его в отношении к нашему спасению, и возносили к Нему, а чрез Него к Богу Отцу молитвенные, благодарственные и покаянные гласы от лица каждой верующей души. Когда воспевали какое либо благодеяние Божие, явленное к народу Израильскому, или к ним самим, то в этом благодеянии пророчески созерцали прообраз более дивных дел Божиих, имевших совершиться с пришествием Мессии, и вдохновенно начинали прославлять сии ожидаемые чудеса, как бы уже совершившиеся; выражали ли стремления боголюбивой души к Богу, – не иначе обращались к Отцу небесному, как через посредничество Ходатая спасения нашего, Его Единородного Сына; покаянные ли чувства грешника воспевали, – всегда высказывали их в духе упования на очищение грехов наших дражайшею кровью Богочеловека. Таким образом песнь ветхозаветная была песнью пророческою об имевшем снити на землю благодатном царствии Божием, и об имеющем за оным открыться царстве славы 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Но что значит сие прибавление: яко на небеси и на земли? – Слово сие, как мне кажется, указует на один из более глубоких догматов. Вся разумная тварь делится на естество бесплотное и на облечённое плотью. Бесплотное естество есть Ангельское, а другой вид естества – мы, люди. Первое духовно, как отрешённое от бременящего тела, и проходит горний жребий, по лёгкости и удободвижности естества пребывая в странах лёгких и эфирных. А другое, по сродству нашего тела с земным, по необходимости получило в удел жизнь земную. – Хотя вожделение прекрасного и доброго равномерно всуществлено в том и другом естестве, и Правитель вселенной в обоих соделал равными самоуправление, самовластие и свободу от всякой необходимости, чтобы всё, одаренное словом и разумением распоряжалось собою по самозаконному некоему произволу: однако же жизнь горняя во всём хранит себя чистою от порока, и с нею несовместно ничто представляющееся противоположным добру, тогда как жизнь дольнюю приводит в кружение всякое страстное движение и расположение, которым подвержен род человеческий. Посему житие святых сил на небесах богодухновенное слово признаёт не имеющим порока и чистым от всякой греховной скверны, род же человеческий представляет оскверняющимся всяким злом, по причине падкости его на худое и нерасположения к доброму. Если таким образом высшая жизнь бесстрастна и чиста, а здешняя бедственная жизнь погружена во всякие страсти, то явно, что горнее житие, как чистое от всего худого, преуспевает в благой воле Божией, ибо где нет зла, там по всей необходимости добро. А наша жизнь, утратив общение в добре, отпала и от воли Божией. Почему и научаемся мы в молитве в такой мере очищать нашу жизнь от худого, чтобы, как в небесном жительстве, и в нас беспрепятственно управляла Божия воля, так, чтобы можно было иному сказать: как в престолах, началах, властях, господствах и во всякой премирной силе совершается Твоя воля и никакой порок не препятствует действию добра: так и в нас да совершается доброе, чтобы по истреблении всякого порока в душах наших благоуспешно исполнялась во всём воля Твоя. Блаженный Августин

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Все мое уныние, вся досада и слезы на протоиерея были агонией врага бесплотного. Сон. Директор без причины объявил мне отставку от законоучительства в гимназии. Урок мне. Я просил Господа отставить протоиерея за известные вины и даровать другого. Господь Сам знает. Люби обличения праведные и неправедные от людей, чтобы исправиться здесь и не быть обличенным на Страшном суде пред всем миром, пред всеми Ангелами и человеками. О, нестерпимый страх и стыд страшного судилища Твоего, Господи! Вчера и третьего дня (3-го и 4 апреля), да и сегодня ночью, был я игралищем врага бесплотного, послушав неправильной передачи слов протоиерея моею прислугою. Сам отец протоиерей объяснил, что он, зная мое трезвое поведение, и не думал подозревать меня в пьянстве. Итак, я всю ночь почти напрасно лил слезы огорчения и в горести сердца молился о протоиерее, да вразумит его Господь или да даст нам другого настоятеля, правдивого. 5 апреля Понедельник. Фомина неделя. Утреня. Был игралищем врага, который, как огненный клин какой, был в боках моих и, наводя на меня боязнь, не давал мне говорить спокойно и вовсе выговаривать иных слов на ектениях. На Кутузова опять-таки подвигся злобою за неисправность. А не надо, не надо: любовь никогда не перестает ( 1Кор. 13, 8 ); все покрывает... все переносит ( 1Кор. 13, 7 ), за буквой и формой не гонится, сущности закона крепко держится – любви к Богу и к тому, который по образу Его – к человеку. Согрешил: на нищих огорчился; мальчика отринул. Напустил на меня враг великое уныние из-за нескольких неприятных слов, переданных мне прислугою от протоиерея. А уныние – тяжкий грех, особенно в священнике. Благодарю Господа за искушения, постигающие меня, хотя они и горьки: эти искушения служат к моему очищению и просвещению и спасению. Господь заставляет адского пса самого вылизывать свою блевотину, которую он извергает в меня. 5 апреля Литургия. Благодарю Господа, сподобившего мя причастия Пречистых, Святых, небесных, бессмертных и животворящих Таин Своих после тяжких искушений в мир душевных моих сил, в легкость, здравие, радость, пространство. Но дома, при сидении за столом, из-за одного густого яйца, которое я скушал, потерял весь приобретенный мир жены ради, начавшей бранить меня из-за неразумной ревности о моем здоровье (а моей прихоти). Лучше вперед не обедать дома, а уходить из дома в гимназию не обедавши.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Тем более, это касается Ангелов, имеющих более масштабные задания: они заботятся о благе мира сего, но в первую очередь о благе значимом для вечности, а прочие блага, хоть и не выпадают из их поля зрения, но все же не имеют приоритетного значения. Поэтому не стоит рассматривать все подряд неприятности, будь то личного плана или глобального, как признак ослабления заботы ангельского мира о нас. Наоборот, иной раз именно давая, по попущению Божию, нам (в любом масштабе) почувствовать причинно-следственную связь греховного настроения или действия с ощутимым (то есть воспринимаемым нашими пятью чувствами и эмоционально переживаемым) ущербом — именно этим Силы Небесные удерживают нас от соскальзывания, а то и решительного шага в погибель. И не в войне с нечистой силой — смысл сотворения ангельского мира. Бог ничего и никого не создавал ради разделения и борьбы, хотя бы и священной. Ангельский мир — это мир служебных духов, прославляющих Творца и служащих Ему, в том числе через заботу обо всем видимом творении Божием, и в первую очередь о «венце творения» — человеке. И если бы не грехопадение наших прародителей, эта забота не носила бы характера битвы, поле которой — сердца людей. «Яко огнь, и пламень, и свет, безплотныя сущия, от вещественныя тли умом восперяеми, бренными устнами, невещественныя со страхом песньми да почтим», — восклицаем мы в каноне на утрени праздника. От нашей сгорбленности духовной, прижимающей взгляд к земле, то есть от мышления и действий по образу мира сего, от всего материального и преходящего, человек призывается устремить взгляд к миру горнему, к свободе в Боге, и почтить в песнях Архистратига Божия Михаила и весь сонм Небесных Сил бесплотных. Почитание молитвенное, однако, лишь точка опоры для почитания практического: «Ангельскому поревнуем житию, и мысли вперим к высоте» (там же). «Поревнуем» не в том смысле только, что удивимся и восхитимся, а в том, что постараемся посильно подражать им. Оправдывая свои слабости, иной раз говорим: «Ну мы же люди — не ангелы…», как если бы противостояние греху было делом исключительно ангельским, а человеку по природе свойственно было бы заблуждаться и грешить. Вот, дескать, их дело стоять в истине, а мы на то и люди, чтобы грешить. Это лукавая позиция. Да, человеку присущ грех. Но присущ не по природе, а наподобие хронической наследственной болезни, которая настолько давно, поколениями передается, что ее перестают воспринимать как что-то чуждое.

http://pravmir.ru/sobor-arxistratiga-boz...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010