Разум, явленный миру Господом нашим Иисусом Христом, нераздельно связан с Божественным светом, просвещающим мир. В Нем все жившие во тьме неведения Истинного Бога народы получили Божественное откровение, и теперь им открыт путь ко спасению, путь избавления от греха и примирения с Богом. Аминь. 1955 г. Медный змей Слово в день Рождества Христова Много лет странствовал по пустыне народ израильский, выведенный великим пророком Моисеем из рабства египетского. Господь питал его падавшей с неба манной. Но труден был путь по пустыне, где едва можно было найти воду для питья. И стал народ израильский роптать на Бога и на Моисея за то, что он вывел их Египта. И воспылал гнев Божий на Израиль за этот ропот. И тяжко, и страшно было наказание Его. По повелению Божию напало на ропщущих великое множество ядовитых змей, от укусов которых погибали тысячи. Объятый ужасом, народ умолял Моисея, чтобы он своей молитвой перед Богом отвратил эту страшную кару. Господь умилосердился и повелел Моисею сделать большое изображение змея и повесить его наподобие креста, сказав, что всякий укушенный змеем и с глубоким упованием взирающий на это изображение не умрет, но будет жив. Это был удивительный прообраз Господа нашего Иисуса Христа, спасающего от смерти во грехах всех тех, кто с глубокой верой обратится к Нему и со слезами припадет к Его Кресту, которым Он спас мир на страшной Голгофе. Он вознес на Крест невообразимо-огромную тяжесть грехов всего мира. Кто не только из смертных людей, но даже из ангельских бесплотных Сил Небесных мог бы вместить в себя грехи всего мира и не быть растерзанным ими? Кто, если не Тот, Которого немолчно воспевают все Силы Небесные, взывая к Нему: " Святый Боже! Святый Крепкий! Святый Бессмертный! " Кто, если не Тот, Которого в хвалебной песне: " С нами Бог! Разумейте, народы, и покоряйтеся, ибо с нами Бог! " - Церковь именует Богом крепким, Властелином мира. Не потому ли змей, повешенный Моисеем наподобие креста, был сделан им из меди, которая в то давнее время считалась самым крепким из всех металлов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2146...

Песнь 3 …Врага – дьявола. Хор пастушеский. – Ср. Лк. 2:8–14 : «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава господня осияла их (…). И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение». Неискусобрачная – Дева Мария. Первозданного – Адама. Песнь 4 …от девственной изшел Горы – Ср. Дан. 4:34 : «Камень (…) оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукан, в железные и глиняные ноги его, и разбил их». Христанская традиция истолковала образ камня, отделившегося от горы «без содействия рук», как указание на девственное рождение Христа от Богородицы. Экзегеза Иоанна Дамаскина связывает это место, говорящее о сокрушении силой Христа враждебных Богу сил. С мессианским пророчеством Аввакума (гл. 3), где очень сильны те же мотивы. Языки – не просто «народы», но специально множественность народов мира в противоположность единственному избранному народу, т.е. «язычника» (сходство слов не случайно). Приход Христа выводит их из омраченного состояния. …отрасль корня Иессеева… – Иессей (Ишаи) – отец царя Давида и прародитель Давидовой династии, а значит, предок Мессии, о котором пророки говорят как об отпрыске этой династии, «отрасли от корня Иессева» ( Ис. 11:1 ). Евангелия ( Мф. 1:5–6 ; Лк. 3:32 ) возводят к нему родословие Христа. Песнь 5 …отсек плотского силою пришествия – Усложненный порядок слов – характерный прием той поэтико-риторической традиции, восходящей еще к античности, которой следует творчество Иоанна Дамаскина . …Плоть сочетая с ликами бесплотными…Бесплотные лики (хоры) – девять ангельских чинов, по ступеням которых располагаются ангелы. Гармония этих «хоров» была нарушена отпадением десятого «чина» -человеческого рода («плоти»). Искупительное деяние Христа восстанавливает единство между людьми и ангелами. Узрели человека, обуянны мглой,//Свет, свыше, им во знамение явленный… -Ср. Ис. 9:2 : «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране сени смертной свет воссияет».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Николай 17 февраля 2016, 05:58 Михаил Кононович16 февраля 2016, 18:00 Любителям цитат напомню " раскол не смывается мученической кровью " . Господи помилуй! На ум приходят все те же слова Игнатия Брянчанинова: Достойно горького рыдания зрелище: христиане, не знающие, в чем состоит христианство! Из совместного заявления Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла. Пункт 1. С радостью мы встретились как братья по христианской вере, увидевшиеся, чтобы «говорить устами к устам» (2 Ин. 12), от сердца к сердцу, и обсудить взаимоотношения между " Церквами " , насущные проблемы нашей паствы и перспективы развития человеческой цивилизации. 9.член Символа Веры: Во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Объяснение 9 члена Символа Веры: В единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь Церковь имеет не человеческое, а божественное происхождение, ее основал и установил Сам Господь Иисус Христос, придя на землю и собрав первую общину Своих учеников – последователей. «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18). Христос также является главой Церкви, о чем тоже свидетельствует Священное Писание. Апостол Павел говорит, что Бог Отец «поставил Его выше всего, главой Церкви, которая есть Тело Его. (Еф.1:22-23). Слово Божие, Священное Писание, не случайно употребляет в отношении Церкви название Тела Христова. Спаситель Сам говорит: «Я есмь лоза, а вы ветви» (Ин.15:5). Как ветки растут на дереве, происходят от него, получают жизнь и приносят свои плоды, питаясь соками ствола, и все вместе образуют единое древо, также и христиане, происходят от Христа, берут начало и жизнь от Своего Учителя и Бога, и вместе образуют единую Церковь, приносящую плоды веры. «Вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор.12:27). Церковь составляют все люди, едино исповедующие веру православную, живущие по всему миру, поэтому Церковь называют Вселенской. Церкви принадлежат не только православные христиане ныне живущие на земле, но и все ее чада, которые ныне уже отошли в мир иной, ибо «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк.20:38). Матерь Божия, все святые, а также небесное воинство архангелов, ангелов и всех небесных сил бесплотных, также составляют единую Церковь со всеми нами. Таким образом, Церковь едина, но подразделяется на земную и небесную. Церковь состоит не из одних святых и праведных людей, но называется святой, потому что она основана Самим Господом и в неповрежденности и святости хранит учение, данное Им.

http://pravoslavie.ru/90518.html

Действия на внешнее благосостояние человека и видимую природу. – Наконец, злые духи могут наносить вред внешнему благостоянию человека, ибо могут действовать на мир вещественный и даже с большею силою и в большей мере, чем люди, уступающие им по природе в могуществе. Их действия в мире вещественном для людей иногда могут представляться даже сверхъестественными, имеющими вид чудес. Так, И. Христа потом берет диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма... Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их ( Мф.4:5, 8 ). О человеке беззакония, которого пришествие будет по действию сатаны, говорится, что оное будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными ( 2Фес.2:9–10 ), о его лжепророках – дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных ( Мф.24:24 ), так что будут низводить и огонь с неба ( Откр.13:13 ). При такой власти над природою и ее силами, конечно, падшие духи, могут при попущении Божием вредить внешнему благосостоянию человека, и действительно вредят. В книге Иова говорится, что по действию диавола Иов лишен был всего внешнего счастья: волы и верблюды отведены в плен, овцы сожжены спадшим с неба огнем, слуги погибли от острия меча и небесного огня, дети погребены под развалинами дома и, наконец, сам Иов поражен лютою проказою ( Иов. 1 и 2 гл.). По действию же злых духов бросилось с крутизны и потонуло в море около 2 тысяч гадаринских свиней ( Мк.3:13 ). Ап. Павел повелевает коринфского кровосмесника передать сатане во измождение плоти ( 1Кор.5:5 ), т. е. чтобы злой дух овладел телом его и измождил его (совершил, по объяснению блаж. Феодорита, нечто подобное тому, что было с Иовом). Как возможны такое господство над природою и ее силами для злых духов, для нас, конечно, остается непонятным. Они, как бесплотные духи, находятся в совершенно неизвестном нам отношении к пространству; равно мы не знаем, какою эти духи могут располагать способностью движения и как глубоко их познание сил и устройства природы. § 53. Промыслительные действия Божии по отношению к злым духам

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Никакого зла ни на кого не имей и не подозревай никого в злобе. Побеждай всякое зло добром [ Рим. 12, 21 ]; на зло злом не отвечай никогда, не давай ни под каким видом торжествовать злу в себе и в других. Имей мудрость, смирение и терпение и над всем сим – любовь. Наблюдай, чтоб мать твоя была у тебя без печали. Бесконечная любовь Божия к человеку – образу Божию: сотворив землю и небо со всеми их благами, отдал их человеку как ничто, как прах – и что еще? О, неизреченное снисхождение! Бог Себя Самого, Свое тело и кровь отдал в пищу и питье человеку, грешной и неблагодарной твари Своей. А бесконечная правда Божия для невнимательных, неблагодарных и презирающих непрестанно эту любовь Божию приготовила вечные муки ада со всеми их ужасами. Теперь, если Сам Бог всю землю с ее благами отдал во власть, в пользование человеку и Себя Самого отдал нам – то какое безумие жалеть чего-либо для человека из этих благ, удерживать эти блага у себя и только для себя (ибо что есть наше – не всё ли Божие?), а иногда даже и не для себя и не для других! Но какое зло – лишать людей Царствия Небесного посредством ли задержания их в невежестве или посредством совращения их в раскол и ересь и пр.! Потому пастыри должны неленостно учить народ, должны бодрствовать на страже спасения людей. Горе пастырям нерадивым! Ибо враг не дремлет. Но сохрани и спаси, Боже, люди Твоя благодатию Твоею, молитвами Пречистой Богородицы, предстательством честных небесных сил бесплотных, честнаго, славного Пророка и Предтечи и Крестителя Иоанна и всех святых. Всякого человека глубоко уважай, и самого простого, необразованного, ибо естество человеческое обожено, особенно христиане, и христиане православные, которые все члены Христовы и в них Христос. Среди нас и в нас непрестанно обращается, ходит Сам Господь Бог Иисус Христос, и честь, и любовь, помощь, воздаваемые человеку-христианину, воздаются Самому Христу. Вот почему и говорит Господь в Евангелии: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне [ Мф. 25, 35 – 40 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Мир мечтаний, мир иллюзий создает для нас каждую ночь бесплотный враг наш, и как наяву создает нам ежедневно мир мечтаний, суеты, иллюзий бесчисленных, – так и во сне. День и ночь бывает человек под обаянием врагов бесплотных. Да избавит нас от них Господь! Часть II Как мы причастны чувствами плотскими к предметам, видимым зрением, – например, так и впиваемся при встрече в проходящих, в их лица, походку, в костюмы и часто увлекаемся греховно; вообще, все чувства мы употребляем пристрастно, всеми чувствами враг старается сердца наши удалить от Господа. Горе нам! Постоянная борьба нужна, постоянное бодрствование, иначе грех всеокаянный пленит и сделает нас своими рабами. «Господи, помоги нам Имени Твоего ради. Господи сил, с нами буди!» «Избави мя диавольского поспешения». Спешит, спешит неимоверно, ловит человека диавол, чтобы погубить его навеки, а люди дремлют, бездействуют и спят в своей житейской суете, в своих пристрастиях, корыстиях, чревных, блудных, игорных (театр и карты), модных, писательских, сонных и всяческих, и – погибают тысячами, как мухи от мухоморов. Спешите же, спешите, христиане, спасать души свои, доколь есть время, доколь ждет и долготерпит Господь, доколь не затворились двери Царствия Небесного. " Приидоша юродивыя девы и говорят: Господи... отвори нам», а им ответит Владыка: «отыдите от Меня, не знаю вас» ( Мф. 25,11–12 ). А как Господь-то спешит спасти верных, внимательных и готовых! Всякий час, всякую минуту спешит и всякое пособие посылает. «Господь Пастырь мой! я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради Имени Своего» ( Пс. 22, 1–3 ). О, спешите же, грешники, к спасению! Враг нашего спасения вот уже около восьми тысяч лет остается верным своей лукавой, губительной системе, чтобы уловлять людей в погибель всякими соблазнами и страстями. И сколько, сколько он погубил и в ад свел неосторожных и неверных, гордых, лукавых и злых людей из всякого народа, языка, состояния, пола и возраста, как широка его огненная пасть, которой он поглощает неверных!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава . Справедливо пророк приводит на ум знатность его (Иерусалима), как бы какой-либо царской дочери, которая боится своих слуг. Скажи, пожалуйста, кем ты был? Эти слова: " кто ты " обозначают многое: во-первых, то, что он (народ еврейский) прежде прочих людей познал Бога; потом, ты один был освобожден от заблуждений, ты один почитал добродетели, тебе одному Я открыл сокровенное и невидимое Своей премудрости, по сказанному: не сделал Он сего ни одному (еще) народу и судов Своих не явил им (Пс.147:9). Какой народ Бог избрал таким образом, или кто когда-либо слышал голос Божий, как слышали они? Кем ты был? Что более привлекает тебя: телесная доблесть, или душевная мудрость? Блага, которые пришли издалека, или блага, которыми ты пользовался дома? Кто ты и почему боишься человека, который умирает : разве Я не даровал тебе жить жизнью бесплотных сил? Если не открыто, то как бы прикровенно Я даровал тебе таковую жизнь. В течение сорока лет ты не обрабатывал земли и не собирал жатвы, и тем не менее ты пользовался всеми благами. И хлеб небесный дал им: хлеб Ангелов ел человек (Пс.77:24-25). Ничего человеку не дается без труда. Кем ты был и почему убоялся? Ты господствовал над самою смертью. Бог прежде явил будущее и весьма часто освобождал их от бедствий. Он был бессмертным – потому, что имел Бога как бы своим вождем; он мог столько, сколько сам желал. Который то же, что трава . Видишь ли бессилие природы? Хотя она внушила тебе страх, но не своею силою, а по причине твоего бездействия. Кто боится сена? Или, как если бы кто сказал нам: кто ты таков и почему боишься диавола? Он повелел тебе попирать змия, почему же ты боишься его? Сам Христос с тобою, почему же ты боишься врага? 13-16. И забываешь Господа, Творца своего, распростершего небеса и основавшего землю . Одно дело творение и промышление, а другое – могущество и попечение. Не одно и то же забыть отца и Бога, Который есть первая и истинная причина.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Нечестиво и безумно было бы даже помыслить, что у Родившей «от Духа Свята» Спасителя мира могли быть еще и другие дети от праведного старца Иосифа, которому Дева Мария и не была в собственном смысле жена, а была только обручена ему ( Лк. 1:27–34 . Мф. 1:18–25 ). Если же в Евангелии сказано, что Дева Мария родила Первенца Своего ( Мф. 1:24–25 ), то, конечно, слово «первенца нужно понимать в смысле «единственнаго». В таком, напр., смысле «первенцами» назывались все посвящаемые Богу рожденные от людей и скота, хотя бы после них никто не рождался: «Святи Мне каждого первенца, разверзающаго всякия ложесна между сынами Израилевыми от человека до скота, потому что они Мои» ( Исх. 13:2 ). В таком же смысле назван «первенцем» и единственный избранный Богом народ Израильский: «Израиль есть сын Мой, первенец Мой» ( Исх. 4:22 ). 6) Почему христиане обращаются к Божией Матери со словами: «спаси нас», если один Спаситель мира – Христос? Пресвятая Богородица спасает нас не Сама Собою, а Своим заступничеством, Своим ходатайством за каждого из нас пред Спасителем мира, к Которому Она имеет особенный доступ, как к Своему Божественному Сыну. Оттого и сказано о Богоматери в Писании, что все народы будут не только «Ее ублажать ( Лк. 1:46–49 ), а и «умолять лице Ея» ( Пс. 44:13 ), ибо, говорит пророк, «Господь сотворит на земле нечто новое: жена спасет мужа» ( Иер. 31:22–23 ). 7) Кто и до каких пор будут ублажать и умолять Божию Матерь о заступничестве пред Богом? Ее будут ублажать и умолять отныне и до века все истинные христиане, все сыны Церкви Христовой, ибо честь воздаваемая Божией Матери, воздается и Сыну Ее, и если «очи Господни обращены на праведных и уши Его – к воплю их» ( Исх. 33:16 ), то тем более действенна чистая молитва и спасительно святое ходатайство Матери Божией, Которая превыше всех праведников и преславнее всех бесплотных небесных сил. О молитвенном почитании и призывании Божией Матери свидетельствуют многие отцы Церкви первых и последующих ее веков. Так, напр., в литургии св. Иакова говорится: «Особенно же творим память святой и славной Приснодеве, блаженной Богородице. Помяни Ее, Господи Боже, и по Ея чистым и святым молитвам пощади и помилуй нас».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Персоналистическое понимание человека и его богообразности открывает интересные перспективы для исследования феномена человека не только в богословии, но и в других гуманитарных науках 828 . Глава 4. Назначение человека Методологически в этом вопросе можно выделить три аспекта: назначение человека по отношению к Богу, назначение человека в отношении к самому себе и назначение человека по отношению ко всему творению. 4.1. Назначение человека по отношению к Богу О назначении человека по отношению к Богу говорит св. апостол Павел: От одной крови Он [Бог] произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли... дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас ( Деян.17:26–27 ). Свят. Иоанн Златоуст следующим образом комментирует этот стих: «Это значит, что Бог не только дал нам жизнь и дыхание и все, но, что важнее всего, открыл путь к познанию Его, даровал то, чрез что мы можем найти и достигнуть Его» 829 . Таким образом, назначение человека по отношению к Богу есть познание Бога, соединение с Богом, служение Ему. Назначение человека по отношению к Богу мало отличается от назначения по отношению к Богу мира бесплотных духов. 4.2. Назначение человека по отношению к самому себе Назначение по отношению к самому себе заключается в том, чтобы через раскрытие сил и способностей, через деятельное устремление и приближение к Первообразу достичь полной, возможной для конечного существа, меры богоподобия, т. е. теснейшего соединения с Богом, причастия Божественному естеству, а вместе с тем и возможности участия в Божественном блаженстве. Практически назначение человека по отношению к Богу и по отношению к самому себе в значительной степени совпадают. Разница – в акцентах. Когда говорится о назначении человека по отношению к Богу, то имеется в виду сама цель человеческой жизни, выражающаяся в познании Бога и соединении с Ним. А когда речь идет о назначении человека по отношении к самому себе, то имеется в виду подвиг веры, к которому призван человек, для того чтобы этой цели достичь. Священное Писание говорит о цели человеческой жизни как о достижении совершенства в Боге и прославлении Его: Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного ( Мф.5:16 ); Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный ( Мф.5:48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Церковь едина по своей сущности и охватывает своим воздействием и видимый мир, и невидимый. Более того, посредством Церкви весь тварный мир приобщается нетварной природе Божества, и в этом смысле Церковь служит мостом, соединяющим тварное и нетварное бытие. Кто принадлежит Церкви? Согласно Священному Писанию и Преданию Церкви принадлежат: во-первых, все ныне живущие люди, верующие во Христа Спасителя, принявшие Крещение во имя Пресвятой Троицы и живущие церковной жизнью; во-вторых, все скончавшиеся в истинной вере и святости; и в-третьих – не только люди, но и благие ангелы, ибо Бог положил все небесное и земное соединить под главою Христом ( Еф. 1:10 ). Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было [Отцу], чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное ( Кол. 1:18–20 ). Апостол Павел обращается к христианам: Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов , к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу ( Евр. 12:22–24 ). О том, что Церкви принадлежат не только ныне живущие христиане, но и все в вере скончавшиеся, а также ангелы, говорит, несомненно, и Церковное Предание; но у бесплотных сил имеется иной, отличный от нашего, способ участия в жизни Церкви. Два аспекта бытия Церкви В жизни Церкви выделяют два аспекта её бытия – видимый и невидимый. Соответственно даются и два наименования: Церковь земная – воинствующая (см.: Еф. 6:12 ) и Церковь небесная – торжествующая (см.: Евр. 12:23 ), состоящая из ангелов и всех усопших в вере и покаянии. Понятно, что такое мысленное разделение не означает существования двух Церквей – точно так же, как в человеке мы различаем душу и тело, но не говорим о двух отдельных существах. Христова Церковь , состоящая из земных и небесных разумных существ, есть одно духовное тело, имеет одну Главу – Христа и одухотворяется одним и тем же Духом Божиим 735 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010