«Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу, и тело погубить в геенне» ( Мф.10:28 ). Если душа не может быть умерщвлена, то ясно, что она по своей природе не то, что тело. «Дух бодр, плоть же немощна» ( Мк.14:38 ). Иисус Христос в минуту смерти, вися телом на кресте, сказал: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» ( Лк.23:46 ). «Прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор.6:20 ). «Итак, когда вы куплены, говорит, то прославьте Бога в теле вашем, т.е. совершая телом добрые дела и соблюдая его святым и чистым. Ибо прославление Бога состоит в том, когда люди видят ваши добрые дела и вследствие того прославляют Его. И в душах ваших. Показывает, что не телом только должно избегать блуда, но и душою, так чтобы и мысленно не оскверняться». 713 (ср. Мф.5:28 714 ) «Божиими же назвал он их не только потому, что Бог сотворил их, но и потому, что когда они сделались чуждыми Ему, Он вторично приобрел их ценою Крови Сына». 715 «Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом» ( 1Кор.7:34 ). «Не довольно быть святою телом, – замечает блаженный Феофилакт , – но должно быть таковою и по духу; ибо в этом, т.е. в чистоте Души, состоит истинное девство. На опыте многие, будучи чисты и непорочны по телу, скверны по душе». 716 «А я... уже решил... предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Кор.5:3–5 ), т.е. «чтобы спасена была душа, не в том смысле, чтобы она спасалась одна, но разумея ту несомненную истину, что когда она спасется, тогда и тело непременно будет участвовать в спасении. Оно сделалось смертными за ее грех; потому, если она будет праведною, то и оно опять удостоится великой славы». 717 «Предать для того, чтобы сатана изнурил его болезнью. Ибо, если похоть рождается от пресыщения тела, то апостол хочет наказать это тело, чтобы дух, т.е. душа, была спасена». 718 «Знаю человека во Христе, который четырнадцать лет тому назад (в теле ли, не знаю, вне ли тела, не знаю; Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю, в теле, или вне тела; Бог знает)» ( 2Кор.12:2–4 ). Этими словами апостола подтверждается существование в человеке духовной сущности, способной к познавательной деятельности (слышал неизреченные слова – 2Кор.12:4 ) и независимо от тела (или вне тела), т.е. души.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

А так как и худые по своему внешнему поведению пастыри Церкви православной носят благодать священства «в глиняных сосудах», чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу», а не им ( 2Кор. 4:7; 3; 5 ; 1Кор. 2:5 ), и так как «сила Божия совершается в немощи» ( 2Кор. 12:9 ), то в делах веры следует повиноваться и им. Иисус Христос велел повиноваться даже книжникам и фарисеям, когда они возвещали требования закона Моисеева, хотя сами не исполняли их ( Мф. 23:2–3 ); а ап. Павел с уважением отнесся и к первосвященнику Анании, приказавшему бить его, когда узнал, что он первосвященник ( Деян. 23:2–5 ). Иуда был не только предатель, но и вор ( Ин. 12:6 ); Сам Спаситель назвал его «сыном погибели» ( Ин. 17:12 ) в даже диаволом (–6:70), однако и он сопричислен был к апостолам «и получил жребий служения сего» ( Деян. 1:17,25 ) и право учить, врачевать болезни и совершать чудеса ( Мф. 10:1, 6–8 ); вместе с другими апостолами и ему Христос сказал: «если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома, или из города того, оттрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому» (–ст. 14–15; св. Ин. 13:20 ). Первосвящениик Каиафа не верил в Спасителя и даже предал Его на смерть, однако не лишен был «дара Божия», в силу которого предсказал, что Христос умрет за людей ( Ин. 11:50–51 ). Вообще в Св. Писании не сказано, что чистота и святость Церкви зависят от достоинства пастырей; что благодать сообщается верующим только достойными пастырями и что мирянам не следует повиноваться недостойным пастырям, а нужно отделиться от Церкви и самим взять на себя их обязанности. 545 В противовес этому сектанты ссылаются на следующие слова ап. Павла: «я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» ( 1Кор. 5:11 ). – Но этими словами ап. Павел требует, чтобы верующие избегали общения не со священниками худыми, а вообще с худыми людьми, и не в делах веры, а в обыкновенных житейских делах («даже не есть вместе»), чтобы не соблазниться их дурным примером (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

2Кор.4:16 ) согласно образу Того, Кто сотворил их, чтобы соделаться им «сообразно славному телу Его» ( Фил.3:21 ), но каждый в меру своих способностей. Апостолы преобразились по Его подобию до такой степени, что могли сказать о себе: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» ( Ин.20:17 ). Ибо Он уже походатайствовал перед Отцом за Своих учеников, чтобы изначальное подобие было восстановлено в них, когда сказал: «Отче… да будут едино, как Мы едино» ( Ин.17:21–22 ). Так давайте же всегда созерцать тот образ Бога, который мы можем преобразить в Его подобие. Ибо если человек, сотворенный по образу Божьему, вопреки природе воспримет образ дьявола и посредством греха станет подобен ему, то, восприняв образ Бога, по подобию Которого создан, он в гораздо большей мере обретет облик, данный ему от природы Словом и Его силой. И пусть никто не отчаивается, видя, что его образ более походит на дьявольский, чем на Божий, ибо он может снова вернуть себе облик образа Божия, потому что Спаситель «пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» ( Лк.5:32 ). Матфей был мытарем, и, несомненно, образом своим он походил на дьявола, но когда приходит он к образу Бога, Господа нашего и Спасителя, и следует ему, то преображается в подобие образа Бога. Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его (ср. Мф.4:21 ), были рыбаки и «люди некнижные» ( Деян.4:13 ), которые в то время имели большое сходство с дьяволом , однако и они, следуя образу Божьему, соделались подобными Ему и другим апостолам. Павел сам преследовал образ Божий, но, получив способность видеть Его милость и красоту, настолько изменился в своем подобии, что сказал: «Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне» ( 2Кор.13:3 ). 14 . «Мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» ( Быт.1:27–28 ). В этом отрывке достойно рассмотрения то, как, согласно этим словам, Писание говорит: «мужчину и женщину сотворил их», когда женщина еще не была создана.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Авраам . Что изречение Господа и Спасителя нашего совершенно истинно, это мы легко подтвердим доказательством самого опыта, если путь к совершенству законно и по воле Христа будем проходить и, умерщвляя все желания наши и отсекая вредный произвол, не только не допустим оставаться у нас ничему из имущества этого мира, посредством которого (имущества) враг получит власть нападать и терзать нас в любое время, но и будем сознавать, что мы не господа сами для себя, чтобы по истине исполнять слова апостола: «уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ). Ибо что может быть тяжело, что несносно для того, кто с полным расположением принял иго Христово, кто, основываясь на истинном смирении, всегда взирая на Господа, радуется во всех обидах, какие бы ни были сделаны ему, говоря: «я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» ( 2Кор.12:10 )? О какой, говорю, потере домашней вещи будет скорбеть тот, кто славится своею нищетою, ради Христа добровольно отверг все имущество этого мира и вообще все вожделения его почитает за сор, чтобы Христа приобрести ( Флп.3:8 ), при размышлении о следующей евангельской заповеди, презирает и пренебрегает всякой потерею: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою» ( Мф.16:26 )? О потере какой вещи опечалится тот, кто все, что у него может быть отнято, считает не своим, с непобедимым мужеством взывая: «мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него " ( 1Тим.6:7 )? Какой нуждою нищеты будет побеждено мужество того, кто не носит сумы в дороге, меди на поясе, одежды на разные времена ( Мф.10:9–10 ), но с апостолом славится тем, что бывает во многих постах, в голоде и жажде, в холоде и наготе ( 2Кор.11:27 )? Какой труд или какая тяжелая заповедь старца может возмутить спокойствие сердца того, кто, не имея никакой своей воли, не только терпеливо, но и с радостью принимает все, что будет приказано ему, и по примеру нашего Спасителя не ищет исполнять свою волю, но волю Отца, говоря и сам к Отцу своему: «не как Я хочу, но как Ты» ( Мф.26:39 )? Какой обиды, какого гонения устрашится, даже какое наказание может быть неприятным тому, кто, с апостолами радуясь во всех наказаниях, желает удостоиться за имя Христово принять бесчестие ( Деян.5:41 )? Глава 24. Отчего иго Господне бывает неприятно и бремя тяжело

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

– Ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» ( Лк. 10:23–24 ). Что же видели и слышали апостолы? «Мы слышали, – свидетельствуют они сами о себе, – мы видели своими очами, рассматривали, и руки наши осязали Слово жизни» ( 1Ин. 1:1 ). Но внешнее видение, слышание и осязание воплотившегося Сына Божия было преимуществом одних самовидцев Его. И действительно, когда Иисус Христос еще жил на земле, люди нередко достигали веры в Него своим личным, непосредственным опытом. Так, Нафанаил уверовал в Сына Божия лишь после того, как воспользовался предложением Филиппа: «Пойди и посмотри» ( Ин. 1:45–51 ). И Фома уверовал в воскресшего Спасителя только тогда, когда, согласно своему и Господню желанию, увидел и осязал Его ( Ин. 20:24–29 ). После же того, как Христос окончил великое Свое служение на земле и вознесся на небо, люди стали веровать в Него, не видя Ero ( 1Петр. 1, 8 ), так что мы теперь «ходим верою, а не видением» ( 2Кор. 5:7 ). Здесь кроется новая причина, почему христианская вера возводится на ступень добродетели. Вот почему, когда Фома, видением убедившись в воскресении Господа, воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» ( Ин.20:28 ), Христос сказал: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» ( Ин. 20:29 ). Каковы же свойства истинной веры как сердечного убеждения? Вера есть глубочайший акт покорности и послушания нашего Богу. ( Рим. 1:5; 6:17 ). В акте веры мы с помощыо Божией подчиняем свой разум вечной истине, или, по выражению ап. Павла, «пленяем всякое помышление в послушание Христово» ( 2Кор. 10:5 ). Только к истинно покорному сердцу вера находит доступ. Гордые жители Капернаума и Вифсаиды не хотели верить, но послушные ученики поверили. Поэтому Иисус Христос молился: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли! что Ты утаил сие от мудрых и разумных, и открыл то младенцам» ( Мф. 11:25 ). Фарисеям же Он говорил: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете?» ( Ин. 5:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Ныне, по благости Божией, нет никакой опасности епископам, но везде глубокий мир, и все мы наслаждаемся спокойствием, так как учение благочестия распространилось до концов вселенной, и цари вместе с нами тщательно соблюдают веру. Но тогда ничего этого не было; напротив, куда ни посмотришь, везде были утесы, пропасти, войны, сражения, опасности; и начальники, и цари, и народы, и города, и племена, и свои, и чужие замышляли зло против верующих. И не в одном только этом состояло бедствие, но и в том, что многие из самих уверовавших, как недавно принявшие чуждое им учение, имели нужду в великом снисхождении, были еще слабы и часто были сбиваемы с ног; а это не менее внешних войн огорчало учителей, или — вернее сказать — гораздо более, потому что внешние битвы и нападения доставляли им даже великое удовольствие вследствие надежды на уготованные награды. Поэтому и апостолы возвращались «из синедриона, радуясь», что подверглись бичеванию (Деян.5:41); и Павел взывает говоря: «радуюсь в страданиях мо­их» (Кол.1:24), и всегда хвалится скорбями. А раны близких и падения братий не давали им и дух перевести, но, подобно тягчайшему ярму, постоянно обременяли и угнетали выю души их. Послушай, как горько скорбит об этом Павел, так радовавшийся среди страданий: «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняет­ся, за кого бы я не воспламенял­ся?» (2Кор.11:29) И еще: «Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по прише­с­т­вии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете.». И немного после: «чтобы опять, когда при­ду, не уничижил меня у вас Бог мой и [n] чтобы не оплаки­вать мне многих, которые согрешили пре­жде и не по­каялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали» (2Кор.12:20—21). И постоянно видишь его скорбящим и плачущим о своих, всегда боящимся и трепещущим за верующих. Итак, как мы кормчему удивляемся не тогда, когда он на спокойном море и на корабле, гонимом благоприятным ветром, сможет сохранить плывущих, но в том случае, если море свирепствует, волны воздымаются, самые путники на корабле бунтуют, великая буря и совне и совнутри облегает плывущих, а между тем он сможет управлять судном со всей безопасностью; так и тем, кому поручены были тогда церкви, мы должны гораздо больше удивляться и изумляться, нежели тем, которые ныне управляют ей; потому что тогда была сильная война и извне и внутри, было еще более нежно растение веры и требовало великой заботливости, и церковное общество, подобно новорожденному младенцу, имело нужду в великом попечении и в душе особенно мудрой, которая бы могла воспитывать его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Апостолы Павел и Варнава после молитвы и поста оставили христиан Антиохии, Листры и Иконии ( Деян.14: 21–23 ). Корнилий сотник пред своим крещением постился около четырех дней ( Деян.10:30 ). 9. Как говорит о своем посте ап. Павел? «Был часто в посте» ( 2Кор.11:27 ). «Являем себя в постах»... ( 2Кор.6:5 ). «Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы проповедуя другим, самому не остаться недостойным» ( 1Кор.9:27 ). 10. Какой совет дает ап. Павел о посте мужу и жене? «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» ( 1Кор.7:5 ). 11. Откуда видно, что у первых христиан было особое время для поста? « ...Плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел... » ( Деян.27:9 ). 12. С какою целью Церковью установлены общие для христиан посты? 1. Для единодушия: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» ( Рим.12:15 ). 2. Для устранения соблазна: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек» ( 1Кор.8:13 ). История Церкви и свидетельства св. отцов с несомненностью доказывают апостольское происхождение св. постов. 69-е апостольское правило о Великом посте говорит так: «Аще кто епископ, или пресвитер или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую Четыредесятницу пред св. Пасхою или в среду или в пяток, кроме препятствия от немощи телесные: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен». Св. Игнатий Богоносец , поставленный в 66 году по Рождестве Христовом в епископа Антиохийского, в послании к Филиппийцам дает такое наставление о посте: «Четыредесятницы не пренебрегайте: она служит подражанием жительству Христову». О Петровом посте в постановлениях апостольских говорится так: «Отпраздновав Пятидесятницу, празднуйте одну седмицу, а после нее одну седмицу поститесь: ибо справедливо, чтобы вы и веселились о даре Божием и постились после послабления» (5 кн. 20 гл.). Седмица эта – первая неделя Петрова поста. История древней христианской Церкви представляет многочисленные примеры великого постничества и высокого подвижничества, благодаря чему постники удостаивались божественных откровений, даров прозрения, исцеления и высочайшей святости. Евангелист Матфей, по свидетельству св. Климента Александрийского , питался одними только хлебными семенами 48 . Ап. Иаков воздерживался от мяса и вина 49 . Первенствующие христиане Александрийские, по постановлению Евангелиста Марка, вкушали пищу только к вечеру, а мяса и вина вовсе не употребляли 50 . 2. Монашество

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Кто живет по плоти, тот умрет; а кто духом умерщвляет дела плотские, тот жив будет ( Рим.8:13 ). Гл. 6. Ст. 1. Сильные (духом – духовные) должны сносить немощи бессильных, и не себе угождать. Ибо и Христос не угождал Себе, но переносил все злословия ( Рим.15:1 и 3), не угрожая никому ( 1Пет.2:23 ). 2. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию ( Рим.15:2 ) в вере. Если будем прощать человекам согрешения их: то и мы получим отпущение грехов ( Мф.6:14 ). 3–4. Кто почитает себя праведником, тот сам себя обманывает ( 1Ин.1:8 ); но если кто и совершенен, то он будет иметь похвалу в своей совести, а не перед другими. Хотя бы кто и ничего за собою не знал; но тем не оправдывается: судия его Господь ( 1Кор.4:4 ). 4–5. Всякий сам себя должен знать: ибо каждый даст за себя отчет Богу ( Рим.14:12 ). Не станем же более судить друг друга, а будем судить о том, как бы не подать брату случая к преткновению или соблазну ( Рим.14:13 ). 6. Наставляемый в учении должен делиться с наставником всем добрым ( 1Кор.9:6, 11 ) из благодарности. 7–10. Кто делает добро другому для Бога, благотворение того должно быть щедрое, а не скупое; кто сеет скупо (живет для себя, в свою плоть), для того и жатва скупа: а кто сеет щедро (для души, в дух), для того щедра и жатва (от духа (милостыни) пожнет жизнь вечную). Каждый уделяй, по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением (не обманывая Бога – Деян.5:3–4 ): ибо доброхотно дающего любит Бог ( 2Кор.9:5–7 ). 9. Будем богаты усердием во всем, на всякую щедрость, и Дающий семя сеющему и хлеб в пищу, подаст обилие посеянному нами, и умножит плоды правды нашей ( 2Кор.9:10–11 ). 9–10. Кто унывает, делая добро, тот ослабевает в вере ( Евр.6:12 ). 17 Из Послания Св. Ап. Павла к Ефесянам Гл. 1. Ст. 3. Блаженство человека в будущем веке неизъяснимо ( 1Кор.2:9 ), и есть плод Божия во Христе благословения нас ( Ин.3:16, 35, 36 ). 9–10. Бог предвидел наше падение, но в то же время определил и спасти нас (в определенное время – Гал.4:4 ) посредством Иисуса Христа, дабы примирить с Собой ( Кол.1:20 ), и соединить в Нем с миром духовным ( Лк.2:13–14 ; Откр.21:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

   Дело примирения людей с Богом Господь Иисус Христос предоставил святым Апостолам в качестве служения. Апостольство — это «служение примирения» (2Кор.5:18). Поэтому Апостол и пишет христианам: «Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2Кор.5:20). Святой Златоуст так объясняет эти слова Апостола: «Отец послал Своего Сына вразумить людей и совершить дело, вверенное Ему Отцом. Но после того, как был Он умерщвлен и, воскреснув, вознесся на небо, Он поручил это дело Апостолам. И они просят людей вместо Христа, ибо им вверено Его дело. Делают же они это не только вместо Христа, но и вместо Отца. Посему Апостол и добавил: «Как бы Сам Бог увещевает через нас». Этим Апостол говорит: Бог призывает людей не только через Сына, но и через нас, которым доверено Его дело. Итак, не помышляйте, что вас просим мы: Сам Христос просит вас через нас и даже Сам Христов Отец. Что может сравниться с таким преизбытком благости? Незаслуженно оскорбленный после бесчисленных благодеяний, Он нас не только не осудил, но и Сына Своего отдал, чтобы примирить нас с Собою. И когда те, к которым Он пришел, не только не примирились, но и убили Его, Он снова отправил других посланников с призывом и через них просит Сам. О чем просит? — «Примиритесь с Богом». Не сказал: примирите с собою Бога, — ибо не Бог враждует, а вы; Бог же никогда не бывает врагом».    Как совершенно безгрешный Господь Иисус Христос олицетворяет Собой совершенный мир — мир и с Богом, и с людьми, насколько люди не отождествили себя с грехом. Грех вообще является началом смятения, беспорядка, бунта, вражды; Господь Иисус Христос — это совершенная безгрешность, и потому «Он есть мир наш» (Еф.2:14) — мир наш с Богом, мир наш с людьми и мир наш со всеми тварями, насколько люди и твари не на стороне греха. Чем Господь Христос — наш мир? Тем, что устраняет грех как посредника между человеком и Богом, между человеком и людьми, между человеком и тварью; и тем самым, благодаря Ему, грех перестает быть средством человеческого общения с Богом, с людьми и с тварями.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Других писаний Моисея иудеи во время Христа, равно как и прежде и после Него, не знали. В связи с этим изречением Иисуса Христа находятся и другие Его слова, в нем получающие свое объяснение. Так, в опровержение саддукеев Иисус Христос говорил: а о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, Исаака и Иакова, Бог не мертвых, а живых ( Мк.12:26 ). Еще: надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом, и в пророках, и в псалмах ( Лк.24:44 ). Очевидно, здесь разумеется Пятикнижие Моисея, в его историческом и пророческом содержании, как писание Моисея. Еще: Моисей написал заповедь о разводном письме ( Мк.10:5 ); Моисей сказал: чти отца твоего и матерь твою ( Мк.7:10 ); Моисей дал закон обрезания ( Ин.7:22 ) и мн. др. Все эти выражения ясно указывают на происхождение Пятикнижия от Моисея, и Моисею в них усваиваются заповеди, данные и «сказанные» Господом, очевидно, как записавшему эти заповеди в Пятикнижие (срав. Исх.20:12 ; Быт.17:10 ). Той же терминологией и в том же, конечно, смысле пользовались и апостолы, наученные Иисусом Христом. Так, св. апостол Иаков на соборе Иерусалимском говорил, что «Моисей читается» от древних родов по всем иудейским городам во все субботы ( Деян.15:21 ; ср. 2Кор.3:15 ). По свидетельству апостола Павла, Моисей книгу закона, вероятно своего письма, кропил жертвенной кровью ( Евр.9 ­­ Исх.24:5–8 ). Апостолы неоднократно упоминают о Моисеевой книге закона ( 1Кор.9:9 ; 2Кор.3:15 ; Рим.9:15 ; Евр.9:19 ). В связи с вышерассмотренными изречениями Иисуса Христа апостольские изречения можно понимать как единогласное предание о происхождении Пятикнижия от Моисея. Терминология Иисуса Христа и апостолов уясняется и вполне согласуется с терминологией и многочисленными свидетельствами священных ветхозаветных писателей о происхождении Моисеева Пятикнижия. Прежде всего здесь следует упомянуть о свидетельствах, находящихся в самом Пятикнижии. После того как амаликитяне были побеждены евреями, Господь повелел Моисею «записать в книгу» для памяти о том, что пагубой погублена будет из поднебесной память амаликитян ( Исх.17:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010