Павлом: " Я сораспялся Христу и уже не я живу, но живет во мне Христос " . Обо всем этом — о преизбытке новой жизни и о трезвенности и мужестве этого пути, этого постепенного процесса, этого подвига сораспятия Христу говорит нам ап. Павел, но не его это " учение " ; не его это " открытие " . Он только описывает то, что открылось ему, что больше, чем он, что захватило его и что составляет суть этой новой жизни - начавшейся здесь на земле, среди испытаний и немощей наших - новой действительности. То же, слышим и из уст самого Учителя: " Если кто хочет быть Моим учеником, да отвержется себя и возьмет крест свой и за Мной да идет " . Эта новая жизнь различными сторонами своими открывается различным возрастам человеческим, ибо это есть откровение жизни, в которое нужно врастать, которое дается по мере роста духовного: " Пишу вам дети, так как прощены вам грехи ради Имени Его. Пишу вам, отцы, так как вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, так как вы победили лукавого. Я написал вам, дети, так как вы познали Отца... Я написал вам, отцы, так как вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, ибо вы сильны и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого " (1 Ин 2. 12-14). Здесь ясно отмечены черты, характерные для различных возрастов: просветленная мудрость отцов, доверие детей к Небесному Отцу, динамическая активность юношей. Эти черты не исключают, а, напротив, дополняют друг друга в одном и том же человеке. Но высота познания и рост совершенства неотделимы от смиренной детскости сердца. Этому учил еще сам Господь: " Если не обратитесь и не будете, как дети, не можете войти в Царство Небесное " (Мф 18. . 2). Поэтому и Дух, излившийся в сердца наши, вопиет в них: Авва, Отче! (Рим 8. 15). Нужно ли останавливаться на описании " неисследимых " , неописуемых богатствах этой новой жизни? Они не открываются ни перечню, ни филологическому или какому-либо другому анализу; о них свидетельствовали и свидетельствуют жившие и живущий этой жизнью. Писания Павла и других апостолов - не теория, не учебник или трактат, а свидетельство о том, что больше слов и описаний.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

Полное славословие после этого говорится потому, что получивший помилование от Господа может и должен благодарить Его прославлением Его святого имени. Почему после молитвы о помиловании еще говорится Господи, помилуй трижды? Зачем говорится славословие? 13. Молитва Господня Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть царство, и сила, и слава во веки. Аминь. Вы помните, дети, кто составил молитвы, с которыми мы обращаемся к Богу? Одни молитвы составили святые отцы, другие даны нам Самим Богом. Вы помните, через кого Бог дал людям молитву, называемую Трисвятым, или ангельской песнью? Через одного благочестивого мальчика? Есть, дети, молитва, и молитва самая важная из всех молитв, потому ей научил нас Спаситель, когда жил на земле; молитва эта называется Господней. Перекреститесь и скажите со мной молитву Господню понятной нам разговорной речью: Отец наш, живущий на небе! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш необходимый подавай нам на этот день и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть царство, всемогущество и слава во веки. Аминь. Небольшую молитву, дети, дал нам Спаситель, но в этой молитве позволил нам просить у Него очень многого. Сначала разберем, как Спаситель велел нам называть Бога: Отец наш, живущий на небе. О каком же нашем Отце, живущем на небе, говорится здесь? Конечно, о Боге, Который всех нас сотворил и все необходимое для жизни подает нам, Который печется и заботится о нас, любит всех нас, как родной отец своих детей. Правда, Бог и гневается на людей, когда они не слушаются Его, и удаляет их от Себя, когда они тяжко грешат. Но когда люди раскаются перед Богом, тогда Он прощает их и снова помогает им во всем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2034...

Посему-то настоящие слова Церкви являются особенно близкими нам, возлюбленные наши сотрудники в школьном деле. Обратим наше внимание на эти слова: здесь показан весь ход того нравственного воспитания, которое составляет у нас сущность и которое должно быть в каждой школе, состоящей под сенью Церкви. Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи? Господи, кто не хочет жизни, кто не любит благополучных дней? Как же достигнуть сего благополучия? – Удержи язык твой от зла и от лести, научает Церковь . Вот первое условие доброго нравственного воспитания: обуздание языка, воздержанность в слове. Язык, как говорит апостол, небольшой член, но много делает... И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет всё тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны ( Иак.3:5–6 ). Между тем самообуздание человека в слове влечет за собой подавление нечистой мысли, подавление недоброго чувства. Посему в нашей школе подобает на первых же порах обратить внимание на нравственное воспитание слова у детей. Столь обычные среди крестьянских детей божба, брань, сквернословие не должны иметь места среди питомцев церковной школы. Напротив, приветливое, но без лести обращение с учителем, с начальником, с товарищами, со всеми окружающими должно быть обычным у церковных школьников. Уклонися от зла, словами Псалмопевца говорит Церковь далее. Зло, со времени падения первого человека вступившее в ожесточенную борьбу с добром, разлилось по всему миру и во всяких видах окружает нас. Побороть зло не под силу младенцу возрастом и младенцу разумом; посему – уклонися от зла. И детей наших школ научать должно, чтобы они не сбегались на места зла, места всякого беспорядка, ссоры, брани и крика, как это бывает в деревнях. Чего здесь дети не наслушаются, чего не насмотрятся, особенно среди нетрезвых! От всякого такого беспорядка, от всякого порока дети должны уходить своей дорогой – каждый к своему месту. Вместе с тем сами дети должны стараться, чтобы не делать того, что они понимают как худое и порочное.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Поэтому-то монашество и называется «наукой из наук», самой трудной наукой. Наука эта состоит в непрерывной, ежеминутной борьбе с грехом в себе самом. Такая наука справедливо называется «невидимой бранью», невидимой войной, или обороной. Но далеко не все монахи спасаются, а только редкие, только те, что старательно исполняют все указания святых подвижников. А без этого если бы мы сели и под стеклянный колпак, то это нас не спасет, потому что грех сидит в нас. Он посеян в нашем сердце врагом нашего спасения, диаволом. Мы каждый вечер повторяем на молитве: «яко семя тли во мне есть». А спасаются очень просто немудрые, неученые, простые как дети. Потому-то и сказано в Благовестии, что если не будем как дети – спастись невозможно. Поэтому дивный наш преподобный Амвросий Оптинский любил повторять: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного». Значит, вся мудрость в том, чтобы научиться быть немудрыми мудрецами и послушными Богу, как малые дети». – «А как же можно воевать против самой себя, против своих грешных мыслей, ведь они мои?» – «Нет, они не Ваши, они не наши. Они незаметно вкладываются в наш ум врагами нашими, демонами. Мы по греховности нашей не замечаем этого. А святые нам говорят об этом. Вот, святой апостол нас научает: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять ( Еф.6:11–13 ). А что же это за всеоружие Божие? Это непрестанная молитва: непрестанно молитесь, – говорит апостол Христов ( 1Сол.5:17 ). Этому надо учиться и учиться, пока Господь не подаст Свою благодать. А благодать дает Он только смиренному. Дела нас не спасают, а только смиряют. А спасает нас Божья благодать!» Был в Варне некий русский полковник генерального штаба Пелехин, снискавший себе некоторую известность.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Прежде всего посмотрим, на что указывает фраза «прочитал в уши». Боюсь, что наши слова огорчат кого-то из слушающих, но все же скажем, ибо мы научаем написанному, что не все из нас, слушающих закон, принадлежат собранию сынов Израиля. Но из этого вовсе не следует, что если между слушающими закон и собранием сынов Израиля есть какое-либо различие, то слушающие не спасутся. 9 . Итак, внимательно прислушайтесь к словам Писания: «Из всего, что Моисей заповедал Иисусу, не было ни одного слова, которого Иисус не прочитал бы в уши всего собрания сынов Израиля». И прибавлено «и жен, и детей, и пришельцев» ( Нав.8:35 ). Господу нашему Иисусу хорошо известно, что помимо телесных есть и иные уши, необходимые для того, чтобы слышать Его слова и слышать закон. А иначе для чего же тогда в Евангелии, когда Господь Иисус учит, что надлежит делать, Он прибавляет, говоря: «Кто имеет уши слышать, да слышит» ( Мф.13:9 )? Разумеется, что если бы речь шла о телесных ушах, эта фраза казалась бы излишней, ибо у всех, кто собрались, чтобы Его слушать, были уши. Но так как Он знал, что сказанное Им должно воспринимать внутренним слухом, то есть разумением сердца – ибо какая польза слушать слово, если оно не задерживается и не сохраняется в сердце? – потому Он и требует, чтобы у слушающих были уши. Вот и теперь, когда Писание читается в Церкви или слово толкования доносится до народа, следуя авторитету Писания, мы говорим: «Вонмите словам закона, читаемым Иисусом, но назначенным далеко не многим, ибо Иисус читает их только имеющим уши слышать». К Церкви Господней отнесены также «и жены, и дети, и пришельцы», и если понимать женщин, детей и пришельцев отдельно и рассматривать каждую группу как определенного последователя Церкви, ибо «в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные» ( 2Тим.2:20 ), то мы скажем, что сильному мужу назначена твердая пища, и о таковых Апостол говорит: «Твердая пища свойственна совершенным» ( Евр.5:14 ), из которых Он приготовляет Себе Церковь , «не имеющую пятна и порока, или чего-либо подобного» ( Еф.5:27 ). А тех, которые объединены под именем «и жены, и дети, и пришельцы», надлежит понимать как тех, кому «нужно молоко» ( Евр.5:12 ), или как «немощных», то есть женщин, которые «едят овощи» ( Рим.14:2 ). Но если все они вместе воспринимаются как Церковь , то «мужи» понимаются как те совершенные, которые стоят во всеоружии «против козней дьявольских» ( Еф.6:11 ); «жены» суть те, кто, хотя пока и не делают ничего полезного сами, подражают мужам и следуют их примеру. О них сказано, что их голова – от мужа, ибо «жене глава – муж» ( 1Кор.11:3 ). «Дети» – те, которые, недавно приняв веру, питаются евангельским молоком. «Пришельцы», по всей видимости, суть оглашенные, или те, кто стремится сочетаваться с верой. И Иоанн, разделяя подобные взгляды на эти отдельные группы, пишет в своем послании, определяя, какие поступки свойственны каждой из них (ср. 1Ин.2:12–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Содержание От издательства Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное Мф 19:13-14 Наверное, нет в России человека, которого не заботило бы будущее того поколения, которое сейчас называется наши дети . Это будущее в существенной степени зависит от нас, от того, что мы сможем дать этим детям, чему мы их научим и какие примеры им подадим. Для Православия вопрос христианского воспитания детей всегда был одним из основных. Совершенно закономерно это отразилось в системе понятий, развиваемой в святоотеческой традиции: в ее рамках воспитание называется высшим искусством , что неслучайным образом соотносится с определением покаяния как искусства искусств. И действительно, если во втором случае речь идет об умении с Божией помощью найти себя — такого, как замыслил тебя Благой и Всемогущий Творец, по воле Спасителя найти свой путь и утвердиться на нем, — на том пути, который Церковь указывает для спасения и вечной жизни, то в первом — об умении так преобразовать и направить свою естественную любовь к детям, чтобы она «расчистила» этот путь и для них, для тех, кто нам так дорог. Предлагаемый читателю сборник статей не содержит готовых рецептов образования и воспитания. В нем нет программ, предлагаемых для повсеместного внедрения. Если определить его жанр по содержательному признаку, то это материалы к размышлению . Объединяет их то, что они адресованы именно современникам, описывают общественную ситуацию здесь и сейчас и призваны помочь родителям и педагогам в решении необычайно трудного вопроса: как обратить интересы детей в сторону традиционных ценностей национальной культуры и в то же время не изымать их искусственным образом из современного мира, который эти ценности в лучшем случае не понимает, в худшем — сознательно отвергает? Для авторов несомненно то, что постижение этих ценностей и усвоение их возможно только в том русле, в котором они зародились и получили свое развитие — в русле Православия. А православное христианство становится спасительным руководством для того человека, который принимает его сознательно и в радости следует закону, видя за ним безграничную любовь Бога. Поэтому задача православной педагогики — показать мир Церкви как гармонию Писания и Предания, которые сформировали отечественную культуру, и воспитывать детей в любви.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Теперь спросите, други, себя, насколько образ ваших действий согласен в этом отношении с примером Христа. Оказываете ли и вы послушание вашим родителям, учителям и начальникам, как Он? Было ли это послушание всегда истинно христианским, добровольным, по внушению сердца, а не по принуждению? Не забывали ли вы той истины, что всякий, противящийся власти, противится Божиему повелению? А если вы никогда не обнаруживали сопротивления, но всегда оказывали послушание, то для того ли, чтобы исполнить чрез это заповедь Бога и заслужить Его милость и благоволение? О, как было бы хорошо, если бы наши дети, юноши и девицы дорожили этой добродетелью послушания! Сколько доброго полезного и великого достигалось бы во многих семействах, во многих союзах, обществах и государствах, если бы каждый в своем положении держал себя в границах послушания и покорности! Сколько скорби и печали сбросили бы со скрижалей сердец своих многие из родителей и начальников! Скольких несчастий, позора и смертей избежали бы многие из наших юношей! Какое было бы счастье для семейств, какая радость для родителей и начальников, какое благо для детей, для Церкви, для государства и какая была бы радость на небе, если бы все люди, а в особенности наше юношество, всегда и во всем были послушны и покорны! Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам ( Ин.13:15 ), – взывает к нам снова наш Спаситель, указывая на Свой пример. A Апостол подтверждает это изречение увещанием: Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу ( Кол.3:20 ). Почитай отца твоего и мать твою, говорит Он в пятой заповеди Своего закона, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе ( Исх.20:12 ). О, идите же, дети, по стопам Иисуса, Который был послушен Своим родителям. Послушание для вас есть сумма всех других добродетелей. Тогда только будете вы преуспевать в любви пред Богом и человеками, когда будете послушны. В заключение же пусть каждый из вас из глубины сердца воззовет сейчас: помоги мне, о Иисусе, отныне следовать Твоему примеру и быть во всем послушным родителям и от Бога поставленным начальникам. И хотя бы мне было и очень трудно, хотя бы при исполнении начальственной воли мне пришлось бы испытать много горького и неприятного, но я буду молиться вместе с Тобою: «Отче, не якоже аз хощу, но якоже Ты, да будет Твоя святая воля!» ( Лк.22:42 ). Аминь. 5. Кротость и смирение

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Тогда Мария сказала: Се, раба Господня, да будет Мне по слову твоему " (Лк. 1, 26-38).      Ожидая младенца, Мария пошла навестить родственницу свою Елизавету, которая в это время тоже ждала сына, Иоанна Крестителя. Увидев Марию, Елизавета приветствовала ее словами: " Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! "      Из этих приветствий и составлена была молитва, с которой мы обращаемся к Божьей Матери:      Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила ecu душ наших.      Пониманию молитвы " Богородице, Дево... " помогают все евангельские рассказы о Божьей Матери - о Рождестве Христовом, о бегстве в Египет, о первом чуде на браке в Кане Галилейской, о Матери Божьей, стоящей у креста Господня, и о том, как Иисус Христос поручил заботу о Ней Своему любимому ученику Иоанну.      Если удастся передать нашим детям живое и молитвенное понимание этих трех молитв, будет заложено крепкое основание христианской Православной веры.       Как объяснять детям таинство святого причащения      Только в Православной Церкви к причастию допускаются младенцы с момента крещения и миропомазания. У католиков, лютеран и англикан " конфирмация " - таинство миропомазания - совершается позднее, когда дети достигают разумного возраста, и только после " конфирмации " подростки становятся членами Церкви и могут причащаться.      В Православной же Церкви таинство миропомазания совершается одновременно с крещением, и поэтому младенцев сразу допускают к причастию. А начиная с семи лет дети приступают к таинству исповеди.      У православных практика причащения младенцев объясняется тем отношением, которое преподал Христос: " Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие... И обняв их, возложил руки на них и благословил их " (Мк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2021...

Толкование Евангелия на каждый день года. Среда 28-й седмицы по Пятидесятнице Лк, 90 зач., 18, 15—17; 26—30 Тогда приносили к Иисусу младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу. Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою. Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной. Кто узнал благодать Божию, будет естественно желать, чтобы Христос благословил и его детей. Мы видим, как приносят ко Господу младенцев, вероятно, еще не умевших ходить, может быть, даже грудных. Но никто не бывает слишком мал или слишком юн, чтобы нельзя было ему предстать пред Господом. Одно благодатное прикосновение Христа исполняет детей блаженства. «Их приносили к Нему, чтобы Он коснулся их». Мы не должны удивляться, что когда мы обращаемся ко Христу или желаем, чтобы наши дети были с Ним, это может вызвать чье-то недовольство. Увы, порой даже в Церкви. «Ученики, видя это, возбраняли им». Многих из тех, кому возбраняют ученики, их Учитель зовет к Себе. Господь говорит: «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им». Пусть никто и ничто — ни при каких переменах времени — не мешает детям приходить ко Христу! Дети тех, кто принял крещение и принадлежит Царству Божию, должны так же принадлежать этому Царству. «Подобно тому, как дети свободных рождаются свободными», — говорит святой Иоанн Златоуст. И те взрослые наиболее приятны Господу, кто с детской верой принимает Его. «Кто не примет Царства Божия как дитя, не войдет в него», — говорит Христос. Это значит — с благодарностью и смирением, с радостной готовностью ответить всею своею жизнью на дар Христов. Пока не достигнет человек этого устроения всецелой самоотдачи, вон не сможет никогда войти в Его Царство.

http://pravoslavie.ru/3816.html

Третья часть. 1Ин.2:29–3:24 : Дети Божии и дети диавола. Общение с Богом основывается на самом внутреннем, существенно-родственном отношении к Богу, обозначаемом понятием рождения от Бога. Любовь Отца к нам проявилась в том, что мы называемся детьми Божиими; и мы действительно дети Божии. Но что ожидает нас в будущем, мы этого точно не знаем. Все величие этого будущего откроется только впоследствии: мы будем подобны Ему и увидим Его, как Он есть ( 1Ин.2:29–3:2 ). Всякий имеющий надежду на это будущее прославление должен очищать себя, как Он чист, избегать всякого греха, потому что грех есть беззаконие; а Он явился для того, чтобы взять грехи наши. В Нем Самом нет греха; отсюда следует, что, кто в Нем пребывает, тот не согрешает, а кто согрешает, тот не имеет истинного познания о Нем ( 1Ин.3:3–6 ). Праведность, подобная Его праведности, есть первый признак детей Божиих ( 1Ин.3:7 ). На противоположной стороне стоят согрешающие, – они от диавола, первовиновника греха. Сын Божий и явится для того, чтобы разрушить дела диавола. Вследствие этой победы Его всякий рожденный от Бога не творит греха, потому что семя Его в нем пребывает; он не может даже грешить, потому что рожден от Бога ( 1Ин.3:8–9 ). Кроме праведности, признаком детей Божиих, в отличие от детей диавола, служит любовь к брату. Заповедь о любви составляет содержание благовестия, которое христиане слышали от начала ( 1Ин.3:10–11 ). Типичным представителем детей диавола, лишенных любви, является Каин, убивший брата своего «за то, что дела его были злы, а дела его брата праведны» ( 1Ин.3:12 ). По соображению с этим поучительным примером не должно удивляться, что мир ненавидит нас. Необходимо только помнить, что любящий брата перешел из смерти в жизнь, а ненавидящий есть человекоубийца. Читатели же знают, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, так как в нем самом нет источника ее ( 1Ин.3:13–15 ). Какова должна быть любовь христианина, пример этого дал Он, положивший за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев своих. Поэтому должно любить не на словах только, но и на деле. В этом успокоение совести нашей и основание нашего дерзновения пред Богом: чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем Его заповеди ( 1Ин.3:16–22 ). Наконец, к указанным признакам детей Божиих присоединяется еще один: заповедь Его та, чтобы мы веровали в Сына Его Иисуса Христа. Только при соблюдении этих заповедей возможно богообщение ( 1Ин.3:23–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010