Но это утверждение (причём, не безусловно) распространяется, главным образом, на тех людей, кто или причащаются редко, или давно не участвовали в Евхаристии. Между тем, многие христиане, следуя практике древней Церкви, причащаются не от случая к случаю, а регулярно. На них правило об обязательном предварительном трехдневном (и даже однодневном) посте не распространяется, ведь иначе им пришлось бы всю жизнь проводить в непрестанном посте, включая периоды особых церковных торжеств, подразумевающих соответствующую этим торжествам особую праздничную трапезу. Церковные каноны не обязывают христианина отказывать себе в радости Праздников, наложением непонятно кем требуемого поста. Более того, убежденность, что вкушение мяса перед Причастием непременно ведёт к осквернению, способствуют формированию надменного, пренебрежительного отношения к ближним. В самом деле, с каким настроением духа должен взирать такой человек на участников праздничного застолья, потребляющих мясные блюда, зная, что они планируют причаститься? Вероятно, что так: ну ладно, коль скоро правилами этого не запрещается, пусть себе вкушают мясо; а уж Ято не буду вкушать, ведь Я же понимаю, насколько это мерзко, ведь Я же не такой, как они… Священное Писание как духовная пища В Священном Писании сказано, что « не хлебом единым жив человек, но всяким Словом, исходящим из уст Божиих» . Человек нуждается не только в пище физической, материальной, но и духовной. Слово Божие – пища для души. Если мы человека не покормим какое-то время, то результатом будет его истощение, дистрофия. Аналогично можно оказаться в состоянии дистрофика, если в течение длительного времени не читать Священное Писание. Без духовного чтения слабеет вера! Источник веры известен: « вера от слышания, а слышание от слова Божия ». Церковные правила (каноны) о пище Каноны (правила) святых Апостолов Правило 4 . О том, что начатки плодов посылаются в дом епископу и пресвитерам, но не к алтарю. Правило 42 . Об извержении клириков, преданным пьянству и участиям в азартных играх.

http://azbyka.ru/pishha

Общим обычаем при совершении Евхаристии были в первенствующей Церкви всеобщие народные приношения как для самого таинства, так и для других целей, которым хотела служить христианская любовь, возбуждаемая силою таинства. Иаковы главным образом были приношения хлеба и вина ( προσφορα), из коих предстоятель отделял известную часть для таинства Евхаристии. Но чувства веры и любви, одушевлявшие общников трапезы Господней, полнейшим и особенно торжественным образом выражались в общих пожертвованиях для различных нужд храма, для содержания клира, для вспомоществования нуждающимся братиям. В памятниках первоначальной церковной древности находим ясные свидетельства о разнообразных приношениях, соединявшихся у древних христиан с участием в Тайне Евхаристии. В правилах апостольских дается наставление строителям Таин, чтобы они разборчиво принимали народные приношения во храмы, отделяя хлеб II вино для таинственного благодарения, елей и фимиам принимали как принадлежности Богослужения при совершении Таинства, а приношения плодов и других произведений – как жертвы усердия приносящих на пользу служителей алтаря Христова, или как начатки, посвящаемые Богу, и в известные времена освящаемые молитвами предстоятеля 13 . Св. Иустин мученик , описывая образ совершения Евхаристии у христиан первенствующих, говорит о приношениях: «избыточествующие и усердствующие дают, что хочет каждый по своему произволению; собираемое слагается у предстоятеля, а он раздает сиротам и вдовицам, или нуждающимся по болезни или по другой причине, находящимся в узах и призираемым странникам; словом, бывает попечителем для всех находящихся в нужде» 14 . Принимая народные приношения, Церковь в каждом собрании верующих возносила молитвы о плодоносящих, и почитала сии приношения столь высоким христианским долгом, что неисполнение оного иногда подвергала открытым обличениям 15 . Если совершение Евхаристии в древней Церкви получало непостный вид от предварительных народных приношений: то еще более подобным празднику образом оно было заключаемо.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тако и вы, правовернии всякаго возраста же и чина христиане, в Господа нашего Иисуса Христа несумненну веру имуще, и милосердие Его неизреченное яко искупи нас от работы вражия честною Своею кровию, присно воспоминающе, в монастырь оный Ставрос, еже есть честнаго Его и Животворящаго Креста, подаяние творите; ведяще сие известно, яко в том монастыре яко иеромонаси, сице и монаси, распеншиися Христу и вземшии крест свой распеншагося на кресте Иисуса Христа непрестанно день и нощь молити имут о вашем многолетнем здравии и душевнем спасении, к сим и о отшедших отсюду сродницех ваших, якоже лепо усердне Бога просити. Весте бо, чада возлюбленная, яко милостыня вина безчисленных благих есть, и наипаче даемая на созидание и украшение святых церквей, многую дающим приносит благодать; и свидетельствует се священный Златоуст, глаголяй: аще что имаши, рече, на нищих иждити, тамо сиречь на создание церкве иждиви: лучше есть тамо нежели зде 10 : напитай учителя, напитай диакона и священнический чин; якоже, аще бы жену приводя, или сноху, или дщерь вдая, сице о церкви прилежи, вено даждь достойно ей. Сице тебе благословения зело исполнено будет. Что бо не будет тамо от благих? Мало ли, рцы ми, еже точилу благословитися? Мало ли, еже от всех плодов твоих Богу первее участие и начатки взимати? Молитвы тамо во церкви всегдашнии за тя, хваления и собирания тебе ради, просфора на куюждо неделю, от неяже вынятыя частицы или за живаго или за мертваго человека бывают, ихже влагают в чашу, да отмыют грехи поминаемых честною кровию Владычнею. И есть толико, елико аще бы взял, яко рещи Иоанн, иже предстояше Кресту, кого любо грешника привести его под язвы Иисусовы искапающия Крове, да отмыет его ею, и бывает очищен и омовен от греха Кровию Христовою. Сего ради мнози от древняго возследования, иже ведают настоящую мысль церковную, глаголют егда влагают частицы во святую чашу словеса сия: отмый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною и молитвами святых Твоих. И сие есть слово пророка Захарии, иже глаголет: ты в крови завета твоего испустил еси языки твоя от рова, неимущаго воды 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/sl...

Теперь, обратите внимание, что речь идет о начатках плодов!! Т.е. здесь важно принести и посвятить именно первые плоды. Кстати, из этой идеи берет начало правило не вкушать яблоки до Преображения, потому что сначала надо посвятить начатки урожая Богу, ибо Он Сам указывал когда-то на это, говоря: «Никакого нового хлеба… не ешьте до того дня, в который принесете приношения Богу вашему» ( Лев.23:14 ). Именно эту идею и использует с аскетическо-дисциплинарной целью устав одного иерусалимского монастыря, от которого берет начало современная редакция Типикона нашей Церкви. Сообразно этому уставу требуется внимать: «Яко аще кто от братий снесть гроздия прежде праздника Преображения Господня, то преслушание запрещения да приимет, и да не вкусит гроздия чрез весь август месяц, яко заповеданный устав презрев… Сей устав бывает и на смоквах, и над прочими овощами: яве яко времена их, кое когда преспеет». И хотя это указание касается лишь винограда, который, по всей видимости, поспевал там как раз ко времени празднования Преображения Господня, его стали применять в нашей Церкви исключительно к яблокам и независимо от климатических условий, явно пренебрегая припиской о смоквах. Следует прямо заявить, что «Преображение» не имеет отношения к яблокам, равно, как и яблоки – к нему. И, следовательно, не требуется соблюдение какого-то «яблочного поста», нарушение которого представляется грехом. Причем, основания этого поста выдумываются самые различные. Одни дают ему «догматико-экзегетическое» толкование, повествующее о грехопадении первых людей, которые якобы были искушены плодом яблони, хотя по буквальному библейскому и отеческому толкованию запретным древом могла быть скорее смоква, листьями которой Адам и Ева прикрывали свою наготу, но никак не яблоня. Другие распространяют оккультно-мистические суеверия, суть которых сводится к тому, что несвоевременное вкушение яблок неблагоприятно сказывается на перешедших в мир иной, а особенно строго должны блюсти себя женщины, совершившие аборт, ибо за их легкомысленное невоздержание их нерожденных деток лишают «райских яблочек»…

http://azbyka.ru/video/58-plodonosjashhi...

Тоже и здесь; только там – дело ума, а здесь – дело сердца. Находит влечение к Богу, душа собирается в себя и становится пред лицо Бога, и, или изливает пред Ним свои надежды и болезни сердечные, как Анна, матерь Самуилова, или славословит Его, как пресвятая Дева Мария, или стоит пред Ним в изумлении, как часто стоял св. апостол Павел. Тут все своеличные действования – мысли, намерения прекращаются, и все внешнее отходит от внимания. Душе самой не хочется заниматься ничем посторонним. Бывает это и в церкви, и даже на молитвенном правиле, или при чтении и размышлении, может быть, даже во время каких-либо внешних занятий, и среди общества. Но во всех случаях оно не зависит от произвола. Однажды испытавший это влечение может помнить о нем, желать повторения его, напрягаться к нему, но сам своим усилием не привлечет его: оно находит. Произволу остается одно: когда найдет, не позволяй себе расстраивать его, а попекись, сколько сил есть, дать ему простор побольше побыть в тебе. 118 . Наконец, проходит период томительного искания; счастливый искатель получает искомое: находит сердце и устанавливается в нем умом своим пред Господом, и стоит пред Ним неотходно, как верноподданный пред Царем, и от Него получает власть и силу править всем своим, и внутренним и внешним, благоугодно Ему. Это момент, когда Царствие Божие приходит внутрь и начинает проявляться в свойственной ему силе. 119 . Начинается труд навыкновения умной молитве ко Господу, – этому спасительному деланию. Начатки плодов оживляют веру, вера усиливает труд и умножает плоды; дело спеется. В продолжении именно этого труда навыкновения умной молитве ко Господу, учащаются, по милости Божией, те влечения внутрь пред Бога, о которых была уже речь. А потом приходит и то, что это вовлечение внутрь укрепляется навсегда, и внутрь пребывание пред Богом становится непрекращаемым. Вот это и есть водворение царствия Божия внутрь нас. Но, прибавим, это есть вместе с тем и начало для нового круга изменений во внутренней жизни, который прилично назвать одухотворением души и тела...

http://azbyka.ru/otechnik/Hariton_Dunaev...

Итак, скажем сначала применительно к буквальному смыслу. Десятину ( δεχα’δα), то есть десятую часть всех плодов, народ по закону должен был давать колену Левиину. Затем из этих десятин левиты, то есть низшая степень слушателей, давали десятины священникам; это есть так называемая вторая десятина ( δευτεροδεχα’η). Были также и другие десятины, которые каждый из народа Израильского отделял в своих житницах, чтобы есть их тогда, когда ходил к храму в городе Иерусалиме и в притворе храма, с приглашенными к трапезе священниками и левитами. Были и иные десятины, которые собирали для бедных и которые на греческом языке называются πτωχοδεχα’δαι (десятины бедных). Но те начатки, которые приносили от плодов, не были ограничиваемы определенным числом, а предоставлялись усмотрению приносящих. Нам известно также предание евреев, не предписанное законом, а утвердившееся по воле учителей: по нему, как самая большая часть давалась священникам сороковая, а самая меньшая – шестидесятая; в пределах же между сороковой и шестидесятой частью каждый мог приносить, сколько хотел. Таким образом то, что осталось неопределенным в Пятикнижии, здесь, в частности, определяется по причине корыстолюбия священников, чтобы они при принесении даров не требовали от народа более [должного], то есть приношения более шестидесятой части из того, что родит земля. Ибо если кор, который по-еврейски называется homer, а у LXX гомор, заключает в себе тридцать модиев в отношении как к твердым, так к жидким телам, а ефа и бат, как мы выше сказали, составляет десятую часть кора, и если заповедуется, чтобы при приношении начатков давалась священникам шестая часть как ефы, так кора, что из трех модиев составляет половину модия; то из этого вычисления ясно, что священники должны получать шестидесятую часть начатков. Пока достаточно это узнать и выслушать применительно к еврейскому тексту и буквальному смыслу. Теперь обратимся к духовному смыслу, причем прежде всего возникает вопрос; каким образом говорится: чти Господа от праведных твоих трудов и начатки давай Ему от твоих плодов правды, да исполнятся житницы твоя множеством пшеницы, вино же точила твоя да источают ( Притч. 3:9, 10 ), чтобы, принесши начатки от трудов и сил твоих и сказав: се принесох Тебе начатки от плодов земли, которые дал ми еси, Господи ( Втор. 26:10 ), ты удостоился услышать: благословен ты во граде и благословен ты на селе; благословена исчадия чрева твоего и плоды земли твоея и плоды волов твоих ( Втор. 28:3–4 ) и прочее, и чтобы ты обладал всяким духовным благословением на небесах во Христе ( Еф. 1:3 ), между тем как, все, что имеешь, ты считаешь результатом не твоей силы, а щедрот того, кто дал плоды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

В то же время и Господь наш Иисус Христос (Мф. 10, 10; Лк. 10, 7), и апостол Павел (1Кор. 9, 1–14; 1Тим. 17–18) говорят о том, что благовестники Евангелия и священнослужители вправе получать материальное обеспечение от своей паствы. Десятина в ранней Церкви и в церковном праве В ранней Церкви (I–III вв.) существовали приношения в пользу ее служителей и нуждающихся членов общины. Наиболее подробно об обязанностях христианской общины по содержанию клира и помощи бедным говорится в таком известном и авторитетном церковно-каноническом памятнике, как «Апостольские постановления». «Апостольские постановления» представляют собой компиляцию из литургико-канонических памятников I–III вв., но также содержат и некоторые оригинальные тексты. В «Постановлениях» последовательно проводится мысль, что новозаветное священство, как «служащее алтарю» подобно ветхозаветному жречеству, «питается от алтаря» и осуществляет благотворительную деятельность. Согласно этому памятнику, Господь освободил христиан от приношения в жертву Ему животных, однако Кроме добровольных приношений, «Постановления» предписывают приносить на содержание клира начатки, десятину и др. обязательные части. Как правило, это делалось через епископа, как предстоятеля местной общины. «Итак, и вы, братья, должны приносить жертвы свои, то есть приношения , епископу, как первосвященнику, или лично, или чрез диаконов. Впрочем, не одни жертвы, но и начатки , и десятины , и добровольные дары ему же приносите…» (II.27) . Канон предписывает чтить епископа, «давая ему, как священнику Божию, начатки ваши, десятины ваши, части ваши и дары ваши, начаток хлеба, вина, елея, яблок, шерсти и всего, чем снабжает вас Господь Бог…» (II.34) . Некоторые каноны прямо указывают на обязанность верующих отделять часть плодов на содержание священников: «Всякий начаток плодов от точила, гумна, также волов и овец давай священникам , чтобы благословлялось отложенное в кладовых твоих и произрастения земли твоей…» (VII.29) . На вспомоществование нуждающимся предписывается приносить как добровольные приношения (II.25; III.4) , так и десятины (VII.29; VIII.30) :

http://pravoslavie.ru/129581.html

Лев.19:20 .  Если кто переспит с женщиною, а она раба, обрученная мужу, но еще не выкупленная, или свобода еще не дана ей, то должно наказать их, но не смертью, потому что она несвободная: Лев.19:21 .  пусть приведет он Господу ко входу скинии собрания жертву повинности, овна в жертву повинности своей; Лев.19:22 .  и очистит его священник овном повинности пред Господом от греха, которым он согрешил, и прощен будет ему грех, которым он согрешил. Жертва вины за соблазн и осквернение рабыни обрученной (если бы она была свободна, требовалась бы смерть соблазнителя, Втор 18.25–26 , или и соблазненной, Лев.18:23–24 ). Лев.19:23 .  Когда придете в землю, [которую Господь Бог даст вам,] и посадите какое-либо плодовое дерево, то плоды его почитайте за необрезанные: три года должно почитать их за необрезанные, не должно есть их; Лев.19:24 .  а в четвертый год все плоды его должны быть посвящены для празднеств Господних; Лев.19:25 .  в пятый же год вы можете есть плоды его и собирать себе все произведения его. Я Господь, Бог ваш. Закон – подобно другим некоторым ( Лев.14:34, 23:10, 25:2 ), имевший войти в силу лишь по вступлении Израиля в Ханаан и с началом собственно оседлой жизни. Коль скоро посажено фруктовое дерево, закон регулирует пользование его плодами делением жизни дерева на 3 следующие периода: 1) 3 первые года плоды его запрещены для вкушения, как нечто некультурное, «необрезанное» – нечистое (ср. Ис 52.1 ; Иер 6.10 ); 2) в 4-й год весь сбор плодов дерева должен быть посвящаем Иегове, как благодарение (hitlulim, Vulg.: laudabilis, слав.: « похвален«) за оплодотворение дерева, – как начатки плодов его; 3) с 5-го года плоды дерева были достоянием его собственника, причем ему – за точное соблюдение предписания закона – обещается » прибыток» (слав.; евр.: lehosiph – для прибавления) плодов (LXX: πρσεμα μν τ γενματα). Основание и значение закона не столько сельскохозяйственное и практическое (польза правильного ухода за деревьями, устранение вреда употребления сырых неокрепших плодов), хотя закон и мог иметь это в виду, а религиозно-теократическое – посвящение Иегове первых произведений для освящения всей целости употребляемых человеком в пользу свою предметов: вполне аналогично посвящению первенцев скота ( Исх 13:12, 34:19 ). Данная статья развита талмудистами в целый трактат «Орла» («необрезанное»).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Это – жертва Иегове 225 в память смерти всех первенцев египетских при выходе евреев из египетского рабства. «Все первенцы Мои; в тот день, когда поразил Я всех первенцев в земле египетской, освятил Я Себе всех первенцев Израилевых от человека до скота; Моими должны быть; Я Иегова» 226 . Пасхальная жертва – кровь агнца была первым выкупом еврейских первенцев 227 . Вместе с первенцами человеческими и животными приносились в жертву Иегове первенцы растений – начатки плодов земли и первый сноп жатвы. Кроме первенцев скота и начатка плодов Иегове принадлежала также десятина скота и плодов 228 . По тем же мотивам приносится в жертву Иегове начаток времени – праздники 229 , во главе которых стоят пасха, совершавшаяся «в первый месяц – начало месяцев» 230 , и суббота. И пасха и суббота служили евреям напоминанием об освобождении из египетского рабства 231 . К этим праздникам примыкали остальные – новомесячия (начало каждого месяца), праздники священных собраний (три: кроме пасхи – пятидесятница и праздник кущей), годы субботний (суббота годов) и юбилейный (суббота суббот). Среди «всего лучшего», принадлежащего Иегове, должна быть особенно названа кровь. По еврейскому воззрению, кровь есть седалище животной души – «душа всякого тела кровь его» 232 . Как седалище жизни, кровь принадлежит Иегове. Отсюда, прежде всего, следует запрещение проливать человеческую кровь и вкушать кровь животных, или есть падаль. Есть животных можно, но кровь их Иегове. Это в первоначальной строгости означало, что закалать домашних животных, т.е. проливать их кровь, можно было только в «месте, которое изберет Иегова, чтобы пребывать имени Его там»; хотя позднее дозволялось, по дальности расстояния от жертвенника, закалать животных дома, проливая кровь на землю, как воду, и лишь кровь жертвенных животных приносить Иегове 233 . Таков объем ветхозаветного рабства. Сознание рабства усиливалось сознанием греха. Хотя грех есть нарушение завета и закона, в который завет облекается, однако мы должны отметить весьма раннее происхождение греха и сознания его в религиозном опыте еврейского народа, так что уже первичные законы о священстве и жертве предполагают греховность народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Надобно еще заметить, что приносимую пшеничную муку, хлебы, испеченные на поду и в золе, а также печенное на сковороде Моисей называет жертвою, сим наименованием утешая живущих в нищете, чтобы не огорчались, как не имеющие у себя для жертвы животных. Замечательно же и то, что приносящего животное законодатель именует человеком. Ибо говорит: «человек от вас аще принесет дары Господу, от скотов и от говяд и от овец да принесете Ему» (Лев. 1:2); а приносящего пшеничную муку называет душою, ибо говорит: «аще душа принесет дар жертву Господу, мука пшенична да будет дар его» (Лев. 2:1). Так, словесный приносит бессловесное, а душа — неодушевленное. Запрещает Моисей приношение хлебов квасных по сказанной мной причине, потому что не должно ничего иметь из жизни египетской. Запрещает и приношение меда на жертвенник; и сие, говорят иные, потому, что пчела садится и в местах нечистых, и отвсюду собирает запасы к приготовлению меда. По словам же других, чрез это научаемся мы совершать жертвы из приобретенного собственными трудами, по Соломоновой притче, в которой сказано: «чти Господа от праведных твоих трудов и начатки давай Ему от твоих плодов правды» (Притч. 3:9); а плод пчелы, говорят они, не наш труд. Но сия причина несправедлива, потому что и приуготовление меда требует человеческого трудолюбия; одни заботятся о земледелии, другие — о разведении овец, иные — о торговле, а иные — о заготовлении меда. Посему думаю, что под именем кваса разумеется ветхость лукавства, а под именем меда запрещается сластолюбие. Впрочем, начатки и сего повелел Бог приносить в дар иереям, потому что они приносят молитвы о грехах наших, почему и сказал о них чрез пророка: «грехи людий Моих снедят» (Ос. 4:8). Повелевает же жертвы посыпать солью, означая сим рассудительность души. Сего лишена была жертва Каинова, потому и сказано ему Богом всяческих: «еда аще право принесл еси, право не разделил еси» (Быт. 4:7). И божественный апостол узаконяет, говоря: «слово ваше да бывает всегда солию растворено» (Кол.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010