По имеющимся документам видно, что издательство Академии, по преимуществу занимавшееся выпуском периодических изданий, стремилось к тому, чтобы быть самоокупаемым и финансово независимым. Однако, будучи учреждением, преследующим прежде всего не коммерческий успех, а научно-просветительские цели, оно оказалось неспособным самостоятельно справляться с изданиями и переизданиями ТСО и их распространением. Несомненно и то, что на Руси научно-богословское чтение пользовалось меньшим спросом, чем аскетическая и назидательная литература. В результате редакционному комитету ТСО пришлось обратиться за помощью к Св. Синоду и, благодаря содействию последнего, некоторое время существовать на дотации Московской епархии. Впоследствии, уже в преддверии революционной эпохи, Совет Академии мечтал о расширении издательской деятельности, которая могла бы осуществляться особо созданным Издательским комитетом при Св. Синоде. Хронология событий, отразившихся в соответствующих документах, такова. В 1875 г. архиепископ Литовский Макарий во время ревизии Московской духовной академии выяснил, в частности, что ТСО с 1872 г. из-за нехватки средств были закрыты. В своем отзыве он писал: «Не могу не упомянуть с сожалением о прекращении столько лет издававшегося [журнала творений святых отцов]» 32 . По поводу этого отзыва Святейший Синод издал указ 2 753 от 18 августа 1876 г., в котором митрополиту Московскому свт. Иннокентию было поручено выяснить общее состояние дел. Последний в донесении Синоду от 21 декабря 1876 г. писал о нехватке средств для того, чтобы можно было продолжить издание. Оказывается, на момент прекращения выхода ТСО «было только десять подписчиков на академическое издание из Тульской епархии… Наличных денежных средств от бывшей редакции Творений Святых Отцов осталось весьма мало и находятся налицо… но и на эти издания в настоящее время у редакции достаточного капитала нет, а капитал потребовался бы довольно значительный» 33 . По указу Св. Синода от 20 июня 1878 г. вопрос с финансированием журнала был решен: Синод собственных средств выделить не смог и распорядился издавать журнал за счет Московской епархии. Ректор Академии протоиерей Сергий Смирнов обратился с «представлением» от 20 декабря 1878 г. к митрополиту Московскому свт. Иннокентию, который незамедлительно в «представлении» от 7 февраля 1879 г. дал свое согласие на выделение необходимых средств в размере 4 700 рублей в год (при тираже 1200 экземпляров себестоимость одного годового коплекта составляла около 4 руб.). Указом Св. Синода от 2 мая 1879 г. программа издательской деятельности Академии, представленная митрополитом Иннокентием, была утверждена:

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Новое издание русского улучшенного перевода Пр. Исаака Сирина потребует приблизительно такой же суммы. Сверх того Редакция считает долгом представить на усмотрение Совета Академии, что в видах привлечения научно подготовленных сотрудников по церковно-общественным вопросам, разработка коих весьма желательна в академическом журнале, она находит необходимым повысить гонорар. Ибо установленный на текущий год профессорский гонорар в 16 р. за печатный лист так ничтожен, что его стыдно и предлагать заслуживающим уважения сторонним сотрудникам. Со стороны г.г. профессоров согласие на такой гонорар – прямо жертва, вызванная скудостью редакционных средств. В виду сего Редакция Богословского Вестника почитает благовременным просить Совет Академии возбудить ходатайство пред Высокопреосвященнейшим Владыкою Митрополитом о даровании Редакции субсидии как для улучшенного издания творений Пр. Исаака Сирина , так и для повышения гонорара сотрудникам, – в размере 3 или 4 тысяч рублей». Определили: В виду настоятельной нужды вести издание академического органа на должной высоте, чтобы он мог в настоящее трудное время действительно служить благу православной церкви, и в виду переживаемого теперь журналом крайне затруднительного материального положения, почтительнейше просить Его Высокопреосвященство оказать помощь издательскому делу Академии дарованием субсидии из сумм Московской кафедры на переиздание творений Пр. Исаака Сирина и повышение платы за помещаемые в журнале статьи, в размере от 3 до 4 тысяч рублей. X. Отношение Императорского Николаевского Университета (в г. Саратове) от 12 марта за 118: «Приступая к оборудованию Университетской библиотеки и не располагая достаточными материальными средствами для этой цели, Совет Императорского Николаевского —38— Университета, на основании постановления своего от 8-го сентября 1909 года, имеет честь покорнейше просить Московскую Духовную Академию не найдет ли она возможным выслать бесплатно, или на возможно льготных условиях, библиотеке Императорского Николаевского Университета: а) свои издания за истекшие годы (в том числе систематические каталоги библиотеки); в) диссертации, защищенные в прежние годы в Московской Духовной Академии и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вышел в свет очередной номер журнала «Вопросы теологии» 30 апреля 2020 г. 17:57 Международный научный журнал «Вопросы теологии» издается Санкт-Петербургским государственным университетом совместно с Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия . Сопредседателями редакционного совета журнала являются ректор ОЦАД митрополит Волоколамский Иларион и ректор СПбГУ член-корр. РАН Н.М. Кропачев . Периодичность «Вопросов теологии» — четыре номера в год. В журнале, который уже включен в ряд российских и международных баз данных, а также в Общецерковный перечень научных изданий, публикуются статьи на русском и английском языках по всем исследовательским направлениям теологии, разделам и дисциплинам теологического знания, которые охватываются паспортом соответствующей научной специальности. В редакционный совет и редакционную коллегию входят известные ученые, представляющие университетскую науку, образовательные структуры традиционных конфессий, теологическое экспертное сообщество — как российское, так и зарубежное. К рецензированию поступающих в редакцию материалов привлекаются специалисты, входящие в экспертный совет ВАК по теологии, научный и экспертный советы Научно-образовательной теологической ассоциации , ведущих духовных школ Русской Православной Церкви. Редколлегия журнала старается обеспечить заинтересованное обсуждение поступающих научных материалов, поддержку авторов, в том числе, молодых ученых. Первый номер журнала за 2020 год открывают статьи И.Р. Тантлевского (СПбГУ), Джеймса Рассела (Гарвардский университет, Калифорнийский университет, США) и Сирила Асланова (Университет Экс-Марсель, Франция), представляющие собой развернутые интерпретации фрагментов библейского текста, выполненные средствами лингвосемантического и концептуального анализа. Эти три работы наглядно демонстрируют методы и стиль работы в области современной библейской теологии. В совершенно иной методологии выполнена статья Л.Ф. Кациса (РГГУ), посвященная иудейской богословской подоплеке русского литературного авангарда. Экспрессивный образный текст подает в неожиданных ракурсах как широко известные фигуры русских поэтов, так и реакции на их творчество со стороны мемуаристов, писавших на языке идиш. Статья В.Ю. Быстрова (СПбГУ) представляет краткую историю научного изучения каббалы, встроенную в контекст размышлений о научном статусе теологии и возможности формирования теологии в России в качестве полноценной академической дисциплины. С этим текстом отчасти перекликается работа Р.В. Светлова (РГПУ им. А.И. Герцена, СПбДА) о рациональной теологии Филона Александрийского.

http://patriarchia.ru/db/text/5630269.ht...

В октябре VI Феофановские чтения пройдут в Москве, Тамбове и Успенском Вышенском монастыре 27 июля, 2012. Новостная служба Такое решение было принято на заседании оргкомитета по проведению VI Феофановских чтений, посвященных изучению богословского и церковно-исторического наследия святителя Феофана, Затворника Вышенского. 27 июля. ПРАВМИР. Пленарное заседание Феофановских чтений в Москве пройдет 5 октября. Также богословско-аскетическая секция чтений пройдет в Успенском Вышенском монастыре 12 октября, а 13 октября чтения продолжат свою работу в Тамбове, где пройдет церковно-историческая секция, сообщает сайт Издательского совета Русской Православной Церкви. Такое решение было принято на заседании оргкомитета по проведению VI Феофановских чтений, посвященных изучению богословского и церковно-исторического наследия святителя Феофана, Затворника Вышенского. Феофановские чтения являются важным церковным научным, образовательным и общественным форумом, который проводится на регулярной основе с 2007 года. С 2010 года Издательский Совет и Научно-редакционный совет по изданию творений святителя выступают соорганизаторами чтений. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 7 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-oktyabre-vi-feofanov...

В Издательском Совете пройдет научная конференция «Жизнь и труды святителя Феофана Затворника в истории и современности» 19 мая 2021 г. 11:13 16 июня 2021 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви состоится научная конференция «Жизнь и труды святителя Феофана Затворника в истории и современности». Главной темой конференции станет «Интертекстуальность в трудах святителя Феофана Затворника». Одним из важных источников понимания творческого пути писателя и погружения в сферу его мыслей является подробное изучение его литературного наследия с целью выявления взаимодействия созданных им текстов с произведениями других авторов. Такая работа предполагает анализ использования прямых цитат, пересказов в форме косвенной речи, отсылок к идеям и мыслям, высказанным ранее как самим автором, так и другими людьми. Подобное исследование творений святителя Феофана даст понимание того, кто являлся для него авторитетом, покажет историю формирования его богословских, нравственных, научных воззрений. Основные цели и задачи конференции — показать и проанализировать значение духовного подвига и богословского наследия святителя Феофана для Русской Церкви, а также для отечественной науки и культуры в прошлом и настоящем. В работе конференции примут участие архиереи Русской Православной Церкви, члены Научно-редакционного совета по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, и другие представители церковной и светской академической науки: богословы, патрологи, историки, филологи, текстологи, архивисты, профессора, преподаватели и ученые-исследователи из Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, Тамбовской, Рязанской, Екатеринодарской и Калужской духовных семинарий, Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Место проведения конференции — Большой актовый зал Издательского Совета. Начало пленарного заседания в 10.00. Работа конференции будет освещаться в общецерковных, епархиальных, научных, специальных и региональных средствах массовой информации. Пресс-релиз и программа проведения научной конференции «Жизнь и труды святителя Феофана Затворника в истории и современности», подготовительные материалы и информация о ее работе, а также доклады, сделанные в ходе ее проведения, будут доступны на сайте Издательского Совета и сайте Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. Адрес электронной почты для связи по вопросам подготовки докладов: feofan301@list.ru. Телефон: +7 495 545-58-11, добавочный 241. Издательский Совет /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5810702.ht...

Вышла в свет новая редакция катехизиса святителя Филарета (Дроздова), подготовленная Издательским отделом Украинской Православной Церкви 10 декабря 2009 г. 18:17 Вышла в свет новая редакция «Пространного христианского катихизиса Православной Кафолической Восточной Церкви», подготовленная Издательским отделом Украинской Православной Церкви по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира . О принципах нового издания классического текста святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского, в интервью корреспонденту портала «Татьянин день» Даниилу Сидорову рассказал помощник ректора Киевской духовной академии по научно-исследовательской работе В.В. Бурега. Если Издательский Совет Русской Православной Церкви, публикуя в 2006 году сочинение московского святителя, ставил своей задачей предложить «научное и текстологически выверенное переиздание знаменитого катехизиса как выдающегося богословского и литературного памятника», то в Киеве предприняли попытку «максимально приблизить текст святителя Филарета к современному читателю». Для достижения поставленной цели редакционный коллектив, с одной стороны, отредактировал текст катехизиса, с другой — снабдил его подробными комментариями. По словам В.В. Буреги, уже в начале ХХ века преподаватели Закона Божия в гимназиях жаловались на то, что учащиеся не понимают катехизис из-за обилия архаизмов и цитат из Священного Писания на церковнославянском языке. В отличие от практических всех современных переизданий, в основе которых лежит последняя прижизненная редакция 1839 года, редакционная группа в Киеве опиралась на издание 1913 году, в котором содержание излагается в повествовательной, а не вопросно-ответной форме, и цитаты из Священного Писания приводятся параллельно по-церковнославянски и по-русски. Киевские редакторы постарались «максимально бережно отнестись к тексту святителя Филарета, поскольку это памятник, очень важный для Русской Церкви и русской богословской мысли. Однако те выражения, которые сегодня уже не воспринимаются или, что хуже, воспринимаются в другом смысле, стилистически подправлялись», — уточнил В.В. Бурега.

http://patriarchia.ru/db/text/961736.htm...

ко многим статьям составлена библиография (в основном по русской богословской литературе XIX – первой трети XX вв.). Некоторые статьи Глубоковским были полностью переработаны, так что из разряда популярных они перешли в число научных. Например, статья «Библия» не является переделкой статьи «Писание Священное» из «Энциклопедии» архимандрита Никифора, а написана заново, причем Глубоковский не ограничивается простой систематизацией и исчислением канонических книг. Он дает подробный обзор оригинального текста и переводов Священного Писания , сопровождая их различными историческими сведениями. В силу своего популярного характера словарь не в полной мере отражает стиль и характер богословских и экзегетических работ Глубоковского, но ценность этой книги в другом. Будучи прекрасным дополнением к научным монографиям и статьям профессора Глубоковского, он позволяет прикоснуться к библейско-богословскому мировоззрению великого ученого, выраженному в доступной и понятной форме. Принципиальные библейские понятия и методы остаются незыблемыми, и знакомство с ними для современного читателя особенно ценно в связи с тем, что они изложены одним из выдающихся православных исследователей Священного Писания XX в. В основу данного издания положена машинопись «Библейского словаря», хранящаяся в архиве Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле.Следует отметить, что сам Глубоковский использовал два варианта названия своего труда: «Объяснительный библейский словарь» и «Библейский словарь». Будучи вынужденны выбирать из этих двух авторских названий, издатели остановились на последнем. Авторский текст воспроизводился как можно более бережно, но в то же время очевидные ошибки, которые возникли в результате многочисленного переписывания, дешифровки рукописи и машинописного набора, не могли остаться без исправлений. Были проверены все отсылки на Священное Писание , все библейские цитаты сверены с русским Синодальным и церковнославянским переводами. Для удобства читателя в тех случаях, когда у Глубоковского в одной и той же статье содержится информация о топониме и одноименном ему лице (лицах), научно-редакционный совет счел возможным произвести разделение на две статьи. Имена собственные, различающиеся в еврейском тексте, но ставшие омонимами в русском переводе, в настоящем издании снабжены еврейской транскрипцией и также представлены в виде отдельных статей.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

О серьезных теоретических обобщениях, пока не создана надежная фактологическая база, говорить преждевременно. Здесь и становится понятна актуальность книги Н.И. Оловянишникова «История колоколов и колокололитейное искусство». Автор, располагая фундаментальными преимуществами перед современными исследователями, а именно непосредственным наблюдением живой традиции, успел осознать важнейшие категории колокольного искусства и, сам не ведая того, обозначил основополагающую проблематику, связанную с его изучением. Не подлежит сомнению, что для начала XX в. труд Н.И. Оловянишникова был величайшим событием в русской исторической науке и стал выдающимся вкладом в развитие теории колокольного искусства. По прошествии 90 лет с момента выхода книги в свет, она не только не потеряла свою актуальность, но в свете происшедшей с российскими колоколами трагедии, приобрела еще большее значение. Однако, никоим образом не умаляя ее достоинств, необходимо отметить, что за последние десятилетия в изучении колоколов произошли значительные перемены. Наука в этом направлении продвинулась далеко вперед, были выявлены и введены в научный оборот источники, неизвестные и потому неиспользованные Н.И. Оловянишниковым. В виду этого следует признать тот факт, что на сегодняшний день книга Н.И. Оловянишникова «История колоколов и колокололитейное искусство» не отвечает требованиям современной науки. Поскольку же литература подобного рода не только крайне необходима каждому специалисту-кампанологу, будь то практическая или теоретическая деятельность, но также представляет большой интерес для самого широкого круга интересующихся отечественной историей читателей, назрела острая необходимость ее переиздания. Для работы над третьим изданием книги был создан научно-редакционный совет, в следующем составе: кандидат исторических наук А.Ф. Бондаренко, кандидат искусствоведения М.В. Есипова, доктор технических наук О.Н. Магницкий, этномузыковед-кампанолог А.Б. Никаноров и кандидат физико-математических наук Ю.В.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Московской духовной академии прошла презентация журнала «Диакрисис» Москва, 7 декабря 2020 г. 27 ноября 2020 года в Елизаветинском зале Московской духовной академии в рамках конференции — вечера памяти, посвященного жизни и научному наследию профессора МДА А.И. Сидорова (27.11.1944-23.02.2020), прошла презентация первого номера научного журнала МДА «Диакрисис», который издает научная школа патрологических исследований при кафедре богословия МДА, сообщает Патриархия.ru .      Главный редактор журнала «Диакрисис» и секретарь научной школы патрологических исследований имени профессора А.И. Сидорова доцент МДА П.К. Доброцветов представил концепцию журнала, его редакционную коллегию, редакционный совет, а также содержание первого номера. Специализация журнала предполагает публикации по нескольким направлениям: богословие, патрология, апологетика, история философии и сектоведение. Название журнала «Диакрисис» (δικρισις) — различение, рассуждение — важное понятие в Новом Завете. Этим словом обозначается способность и дар различения: дар различения духов (1 Кор. 12:10) и различение добра и зла (Евр. 5:14). Дальнейшее развитие употребление данного термина получило в основном в святоотеческой аскетической письменности Восточной Церкви — как дар (или способность) различения помыслов. В нынешний век смешения и размытия границ явлений, понятий, в том числе в религиозной сфере, зачастую требуются четкие критерии истины. Они заложены в Божественном откровении Священного Писания и в учении Православной Церкви, в том числе в его святоотеческом «пласте», которым занимается наука патрология. Обращение к ним в научно-богословской деятельности, выстраивание по ним этой деятельности — цель и приоритет нового журнала. Поскольку же святоотеческая письменность разнообразна по своим жанрам и задачам, а также в силу своей универсальности имеет множество приложений к самым разным областям религиозного знания, то сфера охвата журнала включает в себя и такие направления, как обоснование веры с помощью разума (философия и апологетика), а также защита ее от разного рода неправомыслий (ересеология и сектоведение).

http://pravoslavie.ru/135895.html

В Издательском Совете пройдет научная конференция «Жизнь и труды святителя Феофана, Затворника Вышенского, в истории и современности» 16 мая 2023 г. 15:54 15 июня 2023 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви в очно-дистанционном формате пройдет конференция «Жизнь и труды святителя Феофана, Затворника Вышенского, в истории и современности». В рамках форума исследовательскому сообществу будет предложено обсудить тему «Святитель Феофан: подвижник, наставник, педагог». Выбор темы приурочен к Году педагога и наставника в России; наставничеству, как и любому ответственному делу, нужно учиться у лучших духовных руководителей, коим без сомнения является святитель Феофан Затворник. Основные цели и задачи конференции — показать и проанализировать значение духовного подвига, богословского и педагогического наследия святителя Феофана для Русской Церкви, а также для отечественной науки и культуры в прошлом и настоящем. В работе конференции примут участие архиереи Русской Православной Церкви, члены Научно-редакционного совета по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана Затворника и другие представители церковной и светской академической науки: богословы, патрологи, историки, филологи, текстологи, педагоги, архивисты, профессора, преподаватели и ученые-исследователи из Московских духовных школ , Санкт-Петербургской духовной академии , Тамбовской, Рязанской, Екатеринодарской и Калужской духовных семинарий, Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Место проведения конференции — актовый зал Издательского Совета. Начало пленарного заседания в 10.00. Пресс-релиз и программа проведения научной конференции «Жизнь и труды святителя Феофана,  Затворника Вышенского, в истории и современности», подготовительные материалы и информация о ее работе, а также доклады, сделанные в ходе ее проведения, будут доступны на сайтах Издательского Совета и Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского . Вопросы по подготовке докладов можно направлять по эл. почте: feofan301@list.ru, тел. +7 (495) 545-58-11, доб. 241. Издательский Совет /Патриархия.ru Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6026994.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010