В толковой Библии А. П. Лопухина по этому поводу написано, что суд, который будет совершать Христос, здесь понимается в особенном смысле слова – не как вообще судящая деятельность, принадлежащая Богу (См.: Быт. 18:25 ), а именно «последний всеобщий суд, и притом весь, во всём объёме, в каком предназначено совершить его Мессии» 386 . В другом месте Нового Завета о Христе говорится: Он есть определённый от Бога Судия живых и мёртвых ( Деян. 10:42 ). Святитель Иоанн Златоуст комментирует этот стих так: «Он (апостол Петр) внушает и страх, чтобы они не могли оправдываться неведением. И не сказал, что Он есть Сын Божий, но, – особенно могло устрашить их, – Он есть определённый от Бога Судия живых и мёртвых» 387 . Кроме того, православие, в отличие от ислама, учит, что судьями на Страшном Суде будут апостолы и святые: Да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых ( Лк. 22:30 ). Блаженный Феофилакт в своих творениях рассуждает так: «Судить, то есть осуждать тех, кои не уверуют из двенадцати колен. Ибо неуверовавшим израильтянам служат немалым осуждением апостолы, которые и сами суть израильтяне, однако же, уверовали» 388 . Аналогичное пишет Апостол Павел в своём послании: Разве не знаете, что святые будут судить мир? ( 1Кор. 6:2 ). Древний толкователь Библии Севериан Гавальский (IV), созвучен в своём комментарии этого стиха: «Двенадцать апостолов будут судить двенадцать колен как иудеев из иудеев, поскольку они поверили самим пророкам. А если [некоторые] не поверили пророкам, то потому отвергли Христа. Другие же святые, то есть язычники, будут судить тех, кто не отступил от идолов и уверовал в истинного Бога» 389 . Свт. Феофан Затворник об этом пишет: «Как же святые будут судить, когда сами судимы будут? – На это скажем: слово Апостола не ложно; святые будут судить мир, и ангелов, а как – не знаем» 390 . Следующей отличительной чертой является то, что уничтожение Иисусом креста, упомянутое выше в хадисах и тафсирах, противоречит православному вероучению.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Важно заметить, что в Коране и его толкованиях, кроме этих стихов, о происхождении человеческого тела говорится многократно, например, в стихах 15:28; 23:12–14 мы можем прочитать: ü о том, что Аллах сотворил человеческое тело именно таким, какое имеет человек сейчас. ü о том, что все человечество является потомками Адама. ü о стадиях развития, через которые последовательно проходит каждый человек, начиная с момента оплодотворения до рождения, Сравнивая исламское учение о теле с православным, мы находим несколько схожих черт. Первозданный человек имел реальное физическое тело: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою ( Быт. 2:7 ). Тело человека было сотворено Богом из земли и находилось в единении с миром, созданным Господом: «…в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься… Господь создал человека из земли и опять возвращает его в нее ( Быт. 3:19 ; Сир. 17:1 ). Более того, в православии, как и в мусульманстве, тело не рассматривается как темница или как злое начало. Человек получил благословение Божие, поэтому в его телесной природе нет ничего дурного или греховного. Священное Писание «нигде не говорит, что тело или плоть – злое начало в человеке» 45 . Есть частичное сходство есть и в том, что тело Адама было единосущно телам всех его потомков: От одной крови Он произвел весь род человеческий ( Деян. 17:26 ). Говоря об отличительных чертах, в первую очередь важно будет заметить, что в Коране мы не встречаем учения о теле как о храме Божием. В Библии же, как пишет апостол Павел, тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога ( 1Кор.6:19 ). Блаженный Феофилакт Болгарский в своём толковании объясняет, что апостол говорил о том, что тело человека «храм и притом святой: ибо вы – храм Святого Духа, не оскверняйте же святого храма и не делайте бесполезным дара Божия; ибо от Бога имеете дар и Духа» 46 . Более того, православие не только утверждает, что тело сотворено Богом и что из одного тела произошли все другие, не только призывает вести борьбу с греховными страстями – оно также обещает, что при исполнении заповедей Господа Иисуса Христа человек может подавить греховное начало души и тела, достигнуть обóжения и спастись. Забегая вперед, важно отметить отличие ещё и в том, что в исламе человеческое тело не изменилось после грехопадения (это мы рассмотрим подробнее в других главах книги).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Важно заметить, что в Коране не упоминается имя первой женщины, но, согласно мусульманскому преданию, ее звали Хаввой (араб. ) то есть Евой: «Если бы не Хавва, то женщины не обманывали бы своих мужей» 28 . Хавва, как пишет в своих трудах один из самых древних и авторитетных толкователей Корана Умар ибн Касир (1301–1373), была сотворена из ребра Адама: «[Хавва] была создана из самого короткого левого ребра [Адама], когда он спал, а на место [этого ребра] была помещена плоть» 29 . Сравнивая сходство и различие православного и исламского вероучения о сотворении человека, мы видим, что оба они повествуют о том, что мир и человек были сотворены за шесть дней: И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой. Так совершены небо и земля и все воинство их ( Быт.1:31; 2:1 ). Первый человек был сотворён также из праха земного: И создал Господь Бог человека из праха земного ( Быт.2:7 ). Сходство есть и в сотворении Евы, которая, как учит Библия , тоже была взята из Адама: И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку ( Быт. 2:22 ). Одухотворение первого человека в Библии произошло аналогичным образом: «Вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» ( Быт. 2:7 ). Однако в христианском и мусульманском учениях о сотворении человека имеются и такие черты, которые отличают их. Так, в Коране не указано, в какой день из шести произошел человек, в то время как в Библии четко об этом говорится: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их… И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой ( Быт. 1:27, 31 ). Кроме того, согласно Библии и учению святых отцов Церкви Господь Бог , прежде чем сотворить человека, не объявлял о своём намерении ангелам – этому предшествовало некое «совещание» Божественных Лиц: И сказал Господь: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему ( Быт. 1:26 ). Вот что по этому поводу пишет святитель Василий Великий : «В начале, при сотворении мира, видим, что Бог беседует с Сыном и Духом… Ибо кому говорит “сотворим” если не Слову и Единородному Сыну, через Которого, по слову евангелиста, все начало быть, и Духу, о Котором написано: Дух Божий, сотворивший меня» 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Вместе с тем Он открыл чрез это славу божества своего, запечатлел истину своего учения и действительность искупительной жертвы своей за человека и потому принял от Отца своего небесного всякую власть на небе и на земле ( Матф. 25, 18 ). Тогда служение Его на земле исполнилось. Он являлся ученикам своим, чтобы уверить их в истине воскресения своего, преподать им наставления об устройстве благодатного царства своего на земле, то есть, новозаветной Церкви, и, так сказать, вознаградить их за скорби, перенесенные ими во дни Его страданий и смерти ( Иоан. 14, 18; 16, 22 ); но Он уже не обращался с ними постоянно, как это было прежде. Он и по человечеству своему был уже не от мира сего, Ему предлежало, как Богочеловеку, принял владычество над всем миром и, как сам Он предсказывал ( Иоан. 14, 2. 3 ), уготовать последователям своим обители небесные. Через сорок дней по воскресении своём Он вознёсся на небо, а верующим ниспослал потом от Отца своего Духа Утешителя, наставляющего их на всякую истину ( Иоан. 16, 7 ; Деян. 2, 1–4 ). Господь, говорит св. евангелист, вознесеся на небо и седе одесную Бога ( Марк. 16. 19 ): этим выражается полное царственное достоинство и власть Иисуса Христа по отношению к целому миру, полное равночестие Его, как Богочеловека, Богу Отцу и Духу Святому. В таком состоянии славы Искупитель наш продолжает своё служение спасению человека тем, что Он, по учению св. апостола, может до конца спасать приходящих чрез Него к Богу, всегда жив сый, еже ходатайствовати о них ( Евр. 7, 25 ). Как царь неба и земли, Он имеет все средства содействовать верующим в борьбе со врагами спасения их, и потому Ему подобает царствовати, дóндеже положит вся враги под ногами своими. Последний же враг испразднится смерть... И тогда сам Сын покорится покоршему Ему всяческая, да будет Бог всяческая во всех ( 1Кор. 15, 25–28 ). Часть четвертая. Об освящении человека 32. Сущность предмета Для того, чтобы участвовать в спасении, приобретённом человеческому роду Иисусом Христом, каждый из нас должен сделаться Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

Вместе с тем Он принял от Отца Своего небесного всякую власть на небе и на земле ( Мф. 28:18 ), и тогда служение Его на земле исполнилось. Он являлся ученикам своим, чтобы уверить их в истине воскресения своего, преподать им наставления об устройстве благодатного царства своего на земле, то есть, новозаветной церкви, и, так сказать, вознаградить их за скорби, перенесенные ими в дни Его страданий и смерти ( Ин. 14:18; 16:22 ); но Он уже не обращался с ними постоянно, как это было прежде, Он и по человечеству своему был теперь уже не от мира сего. Ему предлежало, как Богочеловеку, принять владычество над всем миром и, как Сам Он предсказывал, уготовить последователям своим обители небесные ( Ин. 14:2–3 ). Через сорок дней по воскресении своем Он вознесся на небо, а Апостолам ниспослал потом, согласно с обетованием своим ( Ин. 16:7 ; Лук. 25:49 ), Духа Утешителя, который имел наставить их на всякую истину ( Деян. 2:1–4 ). Господь, говорит св. Евангелист, вознесшись на небо, возсел одесную Бога ( Мк. 16:19 ): этим выражается полное царственное достоинство и власть Иисуса Христа по отношению к целому миру, полное равночестие Его, как Богочеловека, Богу Отцу и Духу Святому. В таком состоянии славы Он продолжает свое служение спасению людей тем, что, по выражению св. Апостола, может всегда спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них ( Евр. 7:25 ). Как царь неба и земли, Он имеет все средства содействовать верующим в борьбе с врагами их спасения, и потому Ему подобает царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги свои. Последний же враг истребится смерть. Когда же все покорено будет Ему тогда и сам Сын покорится покорившему все Ему, да будет Бог все во всем ( 1Кор. 15:25,26,28 ). Чтение четырнадцатое. Сущность предмета. Понятие о благодати Сила и пространство действий благодати. Отношение благодати к свободной воли человека. Что требуется от самого человека для его спасения. I. Для того, чтобы участвовать в спасении, прибретенном человеческому роду Иисусом Христом, каждый из нас должен сделаться Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

Все больные и увечные, которые ели эту еду, исцелились, остальные же пожалели о том, что отказались от еды. Говорят, что потом эта трапеза ниспосылалась ежедневно, а яств, которые на ней были, оказалось достаточно, чтобы их отведали около семи тысяч человек. Потом она стала ниспосылаться через день, а потом Аллах велел Исе раздавать эти яства только бедным, но не богатым, о чём многим людям было тяжело слышать. Среди лицемеров об этом пошли разговоры, и тогда трапеза перестала появляться, а люди, которые вели эти разговоры, были превращены в свиней» 262 . Комментируя в своих творениях чудесное умножение хлебов, святитель Иоанн Златоуст замечает, что ученики Христовы были ещё не совершенны в вере, так как относились к нему как простому мирянину, а не как к Богочеловеку: «Они видели неоднократно примеры других чудес, а такого чуда ещё не видели. Он сделал это не столько для чести их, сколько для того, чтобы, когда совершится чудо, они не остались в неверии и не забыли о бывшем, когда собственные их руки будут свидетельствовать о том… По той же причине берёт и хлебы от учеников, чтобы много было свидетельств о случившемся, и памятнее сделалось для них чудо» 263 . Приступая же к разбору отличительных черт двух вероучений, прежде всего, важно заметить, что, согласно евангельскому повествованию, само чудо умножения хлебов было совершено дважды. В первом Христос насытил пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч человек (См.: Мф. 14:13–21 ; Мк. 6:31–44 ; Лк. 9:11–17 ; Ин. 6:1–14 ), а во втором – семью хлебами и немногими рыбками – четыре тысячи человек (См.: Мф. 15:32–38 ; Мк. 8:1–9 ). Также важно подчеркнуть, что эти два повествования из Евангелий различаются между собою и в деталях, и в обстановке их совершения. Однако по своему буквальному и символическому смыслу оба фрагмента идентичны. Рассмотрим один из отрывков Евангелия от Матфея, в котором видны основные отличия двух религий: И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное, и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Главным препятствием для этого развития является отсутствие образа Божия у животных, и по этой причине души их являются смертными. В Священном Писании нет прямых упоминаний о том, что душа животного после смерти умирает и перестает существовать. Однако в святоотеческих творениях можно найти ряд свидетельств, указывающих на смертность душ животных. Например, свт. Василий Великий учил, что душа всякого животного – кровь его, а раз сгустившаяся кровь обыкновенно обращается в плоть, и истлевшая плоть разлагается в землю, то, по всей справедливости, душа скотов есть нечто земное 159 . Однако как быть, если в Священном Писании существует ряд свидетельств, указывающих на присутствие животных в будущем Царстве Божием? Где волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи ( Ис. 11:6–8 ). Ответ мы находим у Отцов Церкви, которые считают, что после всеобщего воскресения в Царстве Божием будут и животные, но не прежде жившие, а новые, обновленные животные для преображённого мира. Когда человек опять возвратится в сообразное со своею природой состояние, тогда и те животные восстановятся в первоначальный образ кротости 160 . Преподобный Симеон Новый Богослов по этому поводу пишет так: «Звери и все животные земные, когда увидели, что он (Адам) обнажился от первой славы, стали презирать его, и все тотчас готовы были напасть на него… Но Бог, сотворивший всяческая и человека создавший… сдержал все эти твари силою Своею… и повелел, чтобы тварь оставалась в подчинении ему и, сделавшись тленною, служила тленному человеку, для которого создана, с тем, чтоб когда человек опять обновится и сделается духовным, нетленным и бессмертным, и вся тварь, подчинённая Богом человеку в работу ему, освободилась от сей работы, обновилась вместе с ним и сделалась нетленною и как бы духовною» 161 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Действительно, Бог, освобождая избранный народ свой от рабства египетского, предуказывал этим освобождение всего человеческого рода от рабства греховного. А так как люди имели получить духовную свободу не иначе, как за цену крови своего Искупителя, то и знамение всемирного искупления дано было в пасхальном агнце, который должен был быть заклан и съеден людьми, готовившимися выйти из страны своего рабства. По самому времени своему преобразовательная Пасха вполне соответствовала прообразуемому ею событию: Агнец Божий, взявший на Себя грех мира ( Ин. 1:29 ), предан был на заклание именно в тот день, когда, по закону Моисееву, надлежало заклать пасхального агнца ( Мк. 14:12 ). Многие события ветхозаветной истории имеют также прообразо- нательный характер и только в значении предзнаменований находите вполне удовлетворительное объяснение се6е. Таково в особенности принесение Авраамом в жертву Богу сына своего. Получая великие откровения Божии, Авраам в тоже время подвергался и великим испытаниям в вере: так сам Бог воспитывал его в отца верующих. Наконец, как бы в завершении воспитания ему дается необычайное повеление: возьми сына твоего, единственного. твоего, которого ты любишь, Исаака и иди в землю Мариа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, которую Я укажу тебе ( Быт. 22:2 ). Это был, можно сказать, последний урок веры, исполнением которого Авраам должен был показать в себе всем верующим образец послушанияя Богу. Но вместе с тем это было и высшим откровением для веры. В требуемой от человека готовности жертвовать Богу всем, что есть для него самого дорогого, предуказывалась величайшая, ни с чем несравнимая жертва для человека от самого Бога. Сопоставим жертвоприношение авраамово с искупитель ною жертвою Христовою: Из любви к Богу Авраам жертвует Ему единственным сыном своим: из любви к человеку Бог отдал Сына своего единороднаго, дабы всякий верующий в него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин. 3:17 ). Приближаясь к месту жертвоприношения, Авраам приказал рабам остаться с ослом, а сам только с сыном пошел на то место: ( Быт. 27:5 ), так и Иисусу Христу одному, только в невидимом соприсутствии Отца, предстояло пройти путь страданий, как Он наперед говорил своим ученикам: вы оставите меня одного, но Я не один, потому что Отец со Мною ( Ин. 16: 32 ). Исаак нес дрова, на которые потом был возложен для всесожжения ( Быт. 22:6 ): Иисус Христос нес крест, на который был потом, вознесен на голгофе. Исаак, бывший в поре телесной крепости и силы, покорно позволил связать себя и не противился своему закланию (22:9): Иисус Христос, могший для защиты своей употребить легион небесных сил, не хотел никем и ничем защищаться ( Мф. 26:52–53 ), послушный воле Отца небесного даже до смерти и притом смерти крестной ( Фил. 2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

Другие же смогут видеть Его лишь по пятницам. Они будут наслаждаться возможностью взглянуть на благородный лик Аллаха и получать удовольствие от Его ослепительной и несравненной красоты. Когда они увидят лик Аллаха, то забудут об окружающем их блаженстве и получат неописуемое удовольствие. Их лица засияют и станут ещё более прекрасны» 181 . В другом толковании мы даже встречаем указание на то, что в сонме праведников будет существовать иерархия, и от места внутри неё будет зависеть возможность видеть Аллаха: «…взирать на своего Господа, т.е. видеть Его воочию… Самый низший рангом из обитателей Рая будет тот, кто посмотрит на своё владение в течение двух тысяч лет. Однако он сумеет увидеть его начало, так же как он увидит его конец. Он смотрит на своих жён и слуг. А высший рангом из них будет тот, кто дважды в день будет лицезреть Аллаха» 182 . Более того, и в Библии праведному человеку после Страшного Суда обещана возможность видеть Господа Бога: Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их… Храма же я не видел в нём, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец… И узрят лицо Его, и имя Его будет на челах их ( Откр. 21:3,22–23; 22:4 ). Главным источником такого блаженства будет особая близость к Господу, сопребывание и общение с Ним, возможность видеть Его, как Он есть: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят… Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но ещё не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть… будет Бог все во всём… и всегда с Господом будем ( Мф. 5:8 ; 1Ин. 3:2 ; 1Кор. 15:28 ; 1Сол. 4:17 ). Вместе с тем, по словам преподобного Григория Синаита , православным, в отличие от мусульман, обещано наряду с этим и духовное совершенствование: «В будущем веке ангелы и святые никогда не престанут преуспевать в приумножении дарований, стремясь все к большим и большим благам.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Ещё в исламском учении есть упоминание о некоем мосте под названием сират (араб. ). После того, как закончится Страшный Суд, люди должны будут перейти этот мост, который соединяет место, где проводится Страшный Суд, с Раем. Более того, этот мост находится над Адом. Люди, заслуживающие наказания в Аду, упадут с этого моста в Ад. Праведники промчатся по нему быстро – в Рай 154 . Сравнивая учение о всеобщем воскресении и Страшном Суде в двух мировых религиях, важно отметить следующее сходство: · В обеих религиях признаётся всеобщее воскресение. Всем людям предстоит воскреснуть, но не для всех одинаково воскресение. Праведные воскреснут для того, чтобы вечно ликовать с ангелами, а грешные – чтобы терпеть за грехи вечное мучение. В Священном Писании о всеобщем воскресении встречаются такие стихи: Оживут мертвецы Твои, восстанут мёртвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов… многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление… наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения… Ибо если мёртвые не воскресают, то и Христос не воскрес» ( Ис. 26:19 ; Дан. 12:2 ; Ин. 5:28–29 ; 1Кор. 15:16 ). Этому учат практически все святые отцы Церкви, достаточно будет привести слова святителя Кирилла Иерусалимского , который не только сообщает о воскресении мёртвых, но также пишет о том, что душам грешников и праведников уготована разная участь: «Всем людям предстоит воскреснуть, но не для всех одинаково воскресение. Все мы получим тела вечные, но не все одинаковые. Праведные получат для того, чтобы вечно ликовать с ангелами, а грешные, чтобы терпеть за грехи вечное мучение» 155 . · В обоих учениях признаётся Страшный Суд: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других… ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое ( Мф. 25:31–33 ; 2Кор. 5:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010