Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Лев Оптинский, прп. - житие Первый Оптинский старец преподобный Лев (в миру Лев Данилович Наголкин) родился в 1768 году в городе Карачеве Орловской губернии. В молодости он служил приказчиком по торговым делам, объездил всю Россию, узнал людей всех сословий, приобрел житейский опыт, который пригодился ему в годы его старчествования, когда приходили к нему люди за духовными советами. В 1797 году преподобный оставил мир и вступил в число братии Оптиной пустыни при игумене Авраамии, а через два года перешел в Белобережский (Орловской губернии) монастырь, где в то время настоятелем был иеромонах Василий (Кишкин), подвижник высокой духовной жизни. В 1801 году послушник Лев был пострижен в мантию с именем Леонид, в том же году 22 декабря рукоположен в иеродиакона, а 24 декабря в иеромонаха. Живя в монастыре, он проводил дни в трудах и молитве, подавая пример истинного послушания. Однажды, когда отец Леонид только что вернулся с сенокоса, настоятель велел ему петь всенощную. Как был, усталый и голодный, отец Леонид пошел на клирос и вдвоем с братом пропел всю службу. В 1804 году преподобный становится настоятелем Белобережской пустыни. До этого он недолго жил в Чолнском монастыре, где встретился с учеником молдавского старца Паисия (Величковского) отцом Феодором и стал его преданным учеником. Старец Феодор научил преподобного Льва, тогда еще отца Леонида, высшему монашескому деланию — умной молитве. С этого времени они подвизаются вместе. Через четыре года отец Леонид оставил должность настоятеля и удалился с отцом Феодором и отцом Клеопой в тихую лесную келию. Но духовные дары подвижников стали привлекать в их уединение все больше народу, и они стремясь к безмолвию, ушли в один из скитов Валаамского монастыря. На Валааме они прожили шесть лет. Но когда их высокая жизнь стала привлекать к себе внимание, они снова ушли, стремясь к безмолвию, на этот раз в Александро-Свирский монастырь. Там отец Феодор преставился в 1822 году.

http://pravicon.com/info-2768

Скачать epub pdf В купеческом звании Лев Данилович Наголкин, будущий старец, родился в 1768 году в городе Карачеве Орловской губернии, в семье, принадлежавшей к мещанскому сословию. О его родителях ничего неизвестно. Судя по тому, что с юных лет ему пришлось работать приказчиком, семья была небогатой. По службе ему приходилось часто бывать в разъездах, много общаться с людьми. От природы Лев имел сметливый ум, прекрасную память, любознательность, благодаря своей общительности быстро научился обращению с представителями разных сословий. Не получив образования, он прошел богатую школу жизни. Служил Лев в городе Болхове Орловской губернии в приказчиках у купца по фамилии Сокольников, торговавшего пенькой и конопляным маслом. Дом его стоял на Одерской площади, где находился большой городской базар. Лев был расторопным, честным и верным работником. Редко кто из болховских купцов для сбыта пеньки выезжал за пределы уезда, а он наладил связи с петербургскими купцами, которым и продавал товар, для чего ему часто приходилось ездить в город Сухиничи Калужской губернии. Старец, вспоминая эту дорогу, приговаривал: «Плохинская дорога из Болхова в Сухиничи мне так была знакома, как с печки на лавку». Именно на этой дороге, которая пролегала среди глухих лесов, произошел случай, свидетельствующий о недюжинной силе Льва. Когда он возвращался из очередной поездки по делам в Сухиничи, на него напал волк – вскочив в сани, он с яростью набросился на молодого приказчика и вырвал у него из ноги кусок мяса. Но тот успел сунуть руку в пасть зверя и так сдавить ему горло, что волк, обессиленный, свалился с саней. Рана со временем зажила, но глубокий шрам от укуса остался, старец всю жизнь слегка прихрамывал на поврежденную ногу. По-видимому, хозяин ценил оборотистого приказчика, доверял важные сделки. Со временем он решил отдать ему в жены свою дочь. Но Лев Данилович тогда уже избрал для себя иной путь в жизни. Он не прельстился возможностями, которые открывались благодаря его незаурядным способностям, и предпочел полностью посвятить себя служению Господу. В 1797 году, в 29 лет, он оставил мирскую жизнь и поступил в монастырь – Введенскую Оптину Пустынь. Начало монашеской жизни

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Учеником старца Василия Кишкина, и вместе с тем, и учеником старцев Феодора и Клеопы (Антонова) является выдающийся подвижник Оптинский старец Леонид. Схимонах Леонид Оптинский (в схиме Лев), родился в 1768 г. в городе Карачеве Орловской губернии в семье простых родителей по фамилии Наголкины. В крещении был наречен Львом. В молодости занимался купеческими делами, но в 1797 г. оставляет мир и поступает в Оптину пустынь под начальство игумена Авраамия. Через два года Лев переходит в Белобережскую пустынь, настоятелем которой был иеромонах Василий Кишкин. В 1801 г. старцем Василием он был пострижен в монашество с наречением имени Леонид, в том же году рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. В 1804 г. о. Леонид на пятом году своего пребывания в Белобережской пустыни был назначен ее настоятелем, когда старец Василий оставил руководство монастырской братией 210 . До занятия должности настоятеля о. Леонид временно пребывал в Чолнском монастыре, где в то время поселился прибывший из Молдавии схимонах Феодор, ученик великого старца Паисия. Под руководством этого опытного наставника о. Леонид обучался брани со страстями, и в дальнейшем его со старцем соединяла неразрывными узами любовь во Христе. В 1805 г. старец Феодор переселяется в пустынную Белобережскую обитель, но через некоторые время поселяется в уединенной келье в глуши леса недалеко от обители с другим подвижником иеросхимонахом Клеопою. В 1808 г. о. Леонид сложил с себя настоятельство, переселился к своему учителю старцу Феодору на пустынножительство, и был им келейно пострижен в схиму с наречением имени Лев. В 1809 г. время старец Феодор переходит в Новоезерский монастырь. О. Леонид со старцем Клеопою в 1811 г. переселяются на жительство в Валаамский скит, а через год к ним присоединяется старец Феодор, где они вместе прожили около шести лет. Одновременно в Валаамском скиту жил с тремя подвижниками иеромонах Варлаам, впоследствии игумен Валаамский . Сожитие и собеседование со старцами принесло немалую пользу о. Варлааму 211 . Духовными наставлениями старца Феодора и о. Леонида пользовался и келлиарх Валаамского монастыря о. Евдоким, впоследствии схимник Евфимий 212 . Слава о подвижниках распространялась все более, и вместе с о. Евдокимом к ним стали приходить и другие иноки из числа братии Валаамского монастыря. Стекались к ним и посетители разных сословий за богомудрыми советами старцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

См. также 9 .612, 735, 1337. Оптина пустынь Собор оптинских старцев канонизирован в 1996 г. 862 . Деяние о канонизации Собора преподобных отцев и старцев, в Оптиной пустыни просиявших//ЖМП 1996. 9. 24–27. 863 . Прославление в лике святых Собора преподобных отцев и старцев, в Оптиной пустыни просиявших. Оптина Пустынь 1996. 79. Схиигумен Антоний Александр Иванович Путилов, 9.03.1795–7.08.1865; пам. 7 авг. 864 . Антоний Оптинский , игумен. Письма. М. 1996. 124. [Репр.]. 865 . Климент (Зедергольм) , иером. Житие преподобного схишумепа Антония Оптинского, 1795–1865. М. 1870. Оптина Пустынь 1992. пер.: Elder Antony of Optina. Platina, CA 1994. 269. (The Optina Elders. 2). Схиархимандрит Моисей Тимофей Иванович Путилов, 1782–16.06.1862; пам. 16 июня 866 . Моисей (Путилов), архим. Обозрение древностей Козельской Введенской Оптиной пустыни//Калужские губ. ведомости. 1857. Ч. неофиц. 31, 32, 33. 867 . Герасим (Добросердов) , еп. Ревельский. Краткий очерк жизни настоятеля Введенской Оптиной пустыни отца архимандрита – схимника Моисея, и надгробное слово, произнесенное пред погребением его. СПб. 1865. 868 . Ювеналий (Половцев) , архим. Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея . М. 1882. Platina, СА 1976. пер.: The elder Moses of Optina. Boston, MA 1996. 395, ill. 869 . Елена, монахиня. Настоятель Оптиной пустыни архимандрит Моисей //ЖМП 1987. 11. 71–77. 870 . Фирсов C. Л. Архимандрит Моисей (Путилов) и возрождение Оптиной пустыни//ЦиВ 2002. 4(21). 185–207. Иеросхимонах Иларион Пономарев, 1805–18.09.1873; пам. 18 сент. 871 . Житие преподобного иеросхимонаха Илариона Оптинского . Калуга 1892. 352. 2 Калуга 1897. 352. Оптина Пустынь. 1993. 352. Иеросхимонах Леонид, в схиме Лев Лев Данилович Наголкин, 1768–11.09.1841; пам. 11 сент. 872 . Климент (Зедергольм) , иером. Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). М. 1876. Оптина Пустынь 1994. 407. пер.: Eider Leonid of Optina. Platina, CA 1990. 272. (The Optina Elders. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

16-го июня, в 10 часов утра, при чтении слов евангелия от Матфея: “Приити имать Сын Человеческий… и тогда воздаст комуждо по делам его” — о. Моисей тихо отошел. О. Моисей погребен в Казанском храме Оптиной пустыни. С ним рядом лежит его брат, игумен Антоний. Над их общей могилой устроено богатое мраморное надгробие, иждивением гжи Небольсиной, которой о. Моисей дал первый совет о принятии православия, и старанием оптинского постриженника (ныне архиепископа Варшавского) Ювеналия Половцова, которому принадлежит прекрасный труд жизнеописания о. Моисея, послуживший руководством при составлении настоящего очерка. Оптинский старец Леонид I. Молодость и монашество Отец Леонид, в миру Лев Данилович Наголкин, родился 1768 года в г. Карачеве, Орловской губ., от простых граждан; в молодости, по должности приказчика, объездил почти всю Россию, приобретя тем большое знание людей и житейскую опытность. 29 лет от роду он поступил в Оптину пустынь, чрез два года перешел в Белые Берега (Орл. губ.), где и пострижен в иночество настоятелем, старцем строгой жизни, бывшем на Афоне, Василием Кишкиным; вскоре за пострижением рукоположен в иеромонахи. В монастыре о. Леонид обращал на себя внимание ревностью и постоянными трудами. Однажды клиросные, недовольные настоятелем, пригрозили ему, что не будут петь всенощную. Настоятель велел петь о. Леониду, с другим монахом. О. Леонид только что вернулся с лугов, где возил сено — и, пыльный, усталый, собирался ужинать; по слову настоятеля, он все бросил, и, как был, пошел исполнять его волю. Удалившись на время в Чолнский монастырь, о. Леонид вошел в близкое духовное общение со схимонахом Феодором, учеником старца Паисия Величковского , архимандрита Молдо-Влахийских монастырей, восстановителя старческого руководства иноков. В 1804 г. о. Леонид был определен настоятелем Бело-Бережской пустыни. Когда братия избрала его, он на квасоварне, в фартуке, был занят изготовлением для братии кваса, и прямо оттуда повезли его к архиерею. В 1805 г. о. Феодор переселился в Белые Берега, и под его руководством много преуспел о. Леонид. В это же время был о. Леонид в общении с инспектором Орловской духовной семинарии, игуменом Филаретом (впоследствии митрополит Киевский).

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

Уже восьмидесятилетним старцем, страдая от болезненного абсцесса спины, архимандрит Моисей не прекращал своей деятельности. Он продолжал руководить жизнью монастыря, входил во все подробности даже тогда, когда болезнь принудила его слечь в постель. Именно на смертном одре он, наконец, был облечен в «великую схиму», ту высшую монашескую одежду, которой жаждал в юности и от которой должен был отказаться из послушания, чтобы идти иным, не созерцательным путем. Лежа причащался он каждый день и не прекращал наставлять братий, беседуя с ними о старчестве, источнике дивных даров благодати. Около четырехсот человек прошли мимо его одра, чтобы получить благословение. За два дня до кончины он приказал вынести из своей кельи решительно все, кроме иконы святителя Тихона Воронежского, которую перед ним и поставили. Скончался он 16 июня 1862 года в десять часов утра, в тот самый момент, когда в его присутствии читали слова Евангелия: «Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф 16:27). Старец Леонид Первый оптинский старец именовался в миру Львом Даниловичем Наголкиным. Он родился в 1768 году в городе Карачеве Орловской губернии в скромной мещанской семье. Будучи еще купцом, он прошел вдоль и поперек всю Россию. Эти путешествия дали будущему старцу большой опыт в отношении как людей, так и различных условий мирской жизни. В течение длительного периода о его внутренней жизни нам ничего не известно. В 29-летнем возрасте его принимают послушником в Оптинский монастырь, в котором, 30 лет спустя, по ложено было ему начать великую традицию старчества. Но первый раз в Оптиной оставался он недолго: спустя два года, онживетуже в Белобережском монастыре, где при постриге нарекается Леонидом. Вскоре монах Леонид был рукоположен во священники. В это именно время произошла его первая встреча со старцем Феодором, изменившая всю дальнейшую судьбу молодого иеромонаха. Феодор был учеником Паисия, проведя несколько лет в Молдавии, около великого обновителя старчества, отца всех русских старцев. Вернувшись в Россию, как и многие из учеников Паисия, Феодор привлекал к себе всех, кто желал приобщиться к великой традиции духовной жизни. В1804 году отец Леонид был избран настоятелем Белобережского монастыря, где поселился и Феодор. С тех пор оба монаха никогда не расставались.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4113...

В слове 51: яко предаемии в руки судей мучитися, и проч. В слове 55. Вопр.: Аще подобает всем заповедем Господним хранимым быти, и проч. вопр. и ответы до конца. В слове 78: Да не взыщеши прияти совет от кого, не суща в пребывании твоем, и проч. В том же 78: егда обрящеши мир на пути твоем неизменен, тогда убойся, и проч. В том же 78 в конце: яко от духовнаго жезла в преуспеяние и ращение души бываемая искушения, и проч. до конца. Слово 79-е: О гордыни. Все сие слово многажды со вниманием прочитывать до конца. В сл. 50 в конце: лучше бо нам смерть в подвизе, нежели жити в падении. О. Г[авриилу] неполезно для жительства возвращатися на Валаам, поскольку его тамошнее жительство оказалось не к смирению ведущее, но к тщеславию и гордыне. Всевозможно стараться признавати свою немощь. Наедине с женою не сообращатися, хотя и случится написати поменцы и проч.; а наибольше в своей келлии; по крайней мере, чтоб был третий. Всячески при помощи Божией остерегатися в начальнические дела не мешатися, но только тому опасно внимати и исполняти со страхом Божиим, которое от начальства за послушание поручено будет. Кроме нужной собственной потребы и своей благословной вины, под себя для разъезду извозчиков не нанимать и без нужных потреб по С.-Петербургу не разъезжать. От усердствующих вам христолюбцев денег для своих особенных потреб не брать, дабы для собрания денег и нам не уподобитися Иуде предателю. А когда вам в чем прилучится крайняя и необходимая нужда, тогда должны попросить со смирением у о. игумена или кому поручится начальство. А разве нечто особенно какой возусердствует, то можно предложить, когда усердно расположится, на неугасимо горящее кандило иконы Божией Матери, сколько кому на сердце Премилосердый Бог положит, на деревянное масло, и сие принять. В дополнение вам, прелюбезнейшие наши отцы и собратия, присовокупим: аще восхощете вы нас послушати, многогрешных и недостойных, то вы сами не должны о себе начинати никаковых дел о перемещении с подворья ни в какое место. Но когда при всех наших вышеписанных предосторожностях каковой восчувствуете в себе душевный вред, тогда просим вас немедленно, сколько возможно, обстоятельно письмом к нам многогрешным написать на рассмотрение. И тогда, аще Премилосердый Господь потерпит грехом нашим и живы будем, то с Божиею помощию, по возможности и по воле нашей, что усмотрим полезно душам вашим, потщимся написать к вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Книгу Симеона Нового Богослова у нас писец начал было писать и жития листа написал, а остальное сам дописываю, ибо его после выезда о. Израиля на третий день Архиманд[рит] выслал. И только 6 листов осталось дописать, да грудь заболела; а то, с Божиею помощию, как скоро окончу житие, то с лодочником вышлю к вам, там приищи писца остальное дописывать. Батюшке о. А[ндрею], вашему прелюбезнейшему помощнику, объявите, что я его письмо получил и содержанию внял, но на ответ потому не спешу, что он уже совершенно решился подать прошение о перемещении в П. или куда пошлют. Крайне нам жаль о таковом его скорокрутом поступке, ибо его дело, по нашему скудоумию, весьма невыгодное предприятие; и не токмо во втором, но ниже в первом будет мало совместно, только последует одно искушение, а больше ждать нечего. Однако я буду стараться, поуправясь, и его преподобию отписать, как смогу. Пожалуйте, изъявите и Петру Мануиловичу мое высокопочитание с поклонением и пожеланием терпения и мужественного сообращения, ибо, по Господню слову, без терпения не получим спасения! Письмо 13 Ваше преподобие! Предостопочтеннейший в монасех о. Иоанникий! Прелюбезнейший о Господе собрат! Приятные ваши два писаньица, пущенные с благонадежным Архипом Ф[еодоровичем] Бур[чиным], и при оном все письма благодетелей и их посылки получили все во всякой исправности, а именно: письмо А[килины] И[вановны] госпожи Ч[еркасовой] и кулечек с 20-ю яблоками и 5 войлоков, а второе – письмо генеральши А[лександры] Ал[ексеевны] г-жи К[асоговской]. А что вы упоминаете о книжке препод. Феогноста, мы к вам не об ней писали, а о тетрадке, не более как листиков в шесть, где выписка от полного жития св. Григория Паламы о молитве, како старец Иона любопрелся со св. Григорием, мня, что непрестанную молитву творить должно только одним монахам, а мирские от сего свободны. Ангел же Господень, явившись ему, увещал его, дабы впредь не дерзал любопретися о вещи законной и просил бы прощения у св. Григория. Дмитрий А[лександрович] Б[рянчанино]в письмо прислал и обстоятельства объяснил, но мне, по слабости моей крайней, на ответ писать ни сил ни духу нет; а к тому же еще и молвные обстоятельства сие дополняют и голову набивают.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Мы на сей же почте посылаем письмо к о. Гавриилу с братиею; и, сколько могли, советовали наиболее всего, чтобы всегда возлагали себя и судьбу свою на Промысл Всемогущего нашего Создателя и Искупителя. А равно и вам то же советуем: употреби вышеписанное по возможности сил человеческих, совершение же твоих желаний предоставляй Промыслу Всемогущего, поскольку Он Един весть,что нам на пользу и к назиданию, а мы иногда «не вемы, чесо просим», потому и не получаем просимого. От о. Пафнутия также получили письмо, пишет нам тоже. Мы ему отписали на прошедшей неделе и два портрета Батюшкиных послали. И препоручая вашу судьбу Премилосердому Господу Богу, наказующему и восставляющему немощных, по неложным Его словесам: «Сила бо Моя в немощных совершается»; а Премилосердый Господь за молитвы батюшки нашего отца Феодора да вразумит и просветит ваш разум к соделованию полезного и да утвердит вашу любовь Своею неизреченною благодатию к творению Его животворящих заповедей. За сим мы непотребнии пребываем с наичувствительнейшим пожеланием вам успехов к назиданию душевному, ваши покорные слуги и недостойные сомолитвеники, многогрешнии иеросхимонахи Антиох и Леонид и монах Макарий Грузинов, униженно кланяемся и просим ваших святых молитв. Еще просим вас: так как вам теперь есть некоторая свобода шататися, справься, пожалуй, что Акилина Ив[ановна] Черкасова, бедненькая, здорова ли она? Я что-то сомневаюсь и мнением побеждаюсь о ее здоровье, поскольку, когда она на провожание нас в дорогу хлеба приносила, прилучился тогда дождь пресильный и она ноги намочила. Я просил ее, чтоб она выпила эликсира немножко. Она поупрямилась. Мы к ней два письма писали – одно чрез бабушку Феклу Игнатьевну Кудрявцеву, а другое чрез Якова Ивановича Грузинова; но чрез иные руки ей не от кого получить, прямо же писать к ней поусумнились, ибо она намеревалась переменить квартиру. А как ответа от нее не получили, то еще более сомневаемся. Пожалуйста, справься о здоровье ее и уведомь непомедля. Да еще пришли при оказии таковой же кушачок, какой я для себя у тебя взял, ибо для человека единого нужен.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Вы, прелюбезнейший, вспомните нашего всеобщего батюшку отца Феодора, как он всегда предавался воле Всемогущего Попечителя и Промыслителя, да и не погрешил в своем последовании, но достиг благонамеренного пристанища и нас с тобою поручил Всемогущему Промыслу. Он нам всегда советовал и увещевал располагатися на Промысл нашего Искупителя и нелестного Попечителя. Милосердый же Господь исполняет и обращает все в Свою волю и на пользу нашу, хотя по видимому и противными нам средствами и последствиями. А мы, при помощи Премилосердого Господа Бога, потерпим да и посмотрим, как наша судьба кончится, а равно и о. Г[авриила] посмотрим, как будет востребован, – но едва ли сие случится. – Еще же и то можно сказать, не все же будут делать по нашему вероломству, но должны когда и меры восприять, да кажется, по-видимому, и головка показывается, – видно, сподумавшись, надобно воспоследовать ветру другому. А о упоминаемых вами приключениях, прилучившихся с о. N., да весть твоя любовь, что эти повстречались события не без попущения Божия – вникните только потоньше в положения предыдущие и последующие, предприемлемые ими. Но Премилосердый Господь, как писано есть у многих святых и у св. Исаака Сирина (в коем именно слове, не упомню), – «всем немощам терпит Всемилостивый Господь, неизреченным Своим милосердием подвизаем, но присно ропщущих не попустит, дóндеже не накажет». А особливо этакие приключения попущаются наиболее для того, дабы мы, видя пострадавших, предостерегали себя от попущающих вин к таковым искушениям. Но, о горе мне, окаянному! не токмо я не уцеломудряюсь примерами страждущих, но и сам, многими заушаем искушениями, и не чувствую. Еще для утешения души твоей помянуть нам вздумалось откровение, бывшее достоблаженному нашему Батюшке, в коем на опыте изъяснено, что каковую вещь Премилосердый Бог восхощет восстановить, того никакие обстоятельства отвратить не возмогут. Но и помни, что сколько Премилосердый Господь попустит за наши согрешения врагу действовать, столько всеобщий враг диавол и действует.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010