29:12–39. Праздник кущей. Последний праздник года приходился на осень, перед сезоном дождей, и знаменовал начало нового сельскохозяйственного года (пятнадцатый день седьмого месяца). В этот период происходила уборка и закладывание на хранение последнего урожая зерновых и плодов, после чего у людей появлялась возможность совершить паломничество в Иерусалим. Продолжающийся семь дней праздник, известный также под названием праздника собирания плодов ( Исх. 23:16 ), отмечался сооружением шалашей, украшенных зелеными ветвями. В еврейской традиции праздник кущей связывается с воспоминанием о странствиях в пустыне (см.: Лев. 23:33–43 ). Этот праздник пользовался такой популярностью, что Соломон приурочил к нему освящение храма в Иерусалиме ( 3Цар. 8:65 ), а Захария описывал его как эсхатологический праздник, который будут праздновать народы после окончательной победы Господа Саваофа ( Зах. 14:16 ). 29:13–38. Количество животных. В течение восьми дней праздника кущей в жертву приносили больше животных, чем в любой другой ежегодный праздник. Всего полагалось принести 71 тельца, 15 овнов, 105 агнцев и 8 козлов, с соответствующим хлебным приношением и возлиянием (сравните со значительно меньшим количеством, предписанным в Иез. 45:13–25 для священных дней). Количество приносимых в жертву тельцов с каждым днем праздника уменьшается; возможно, это объясняется необходимостью отмечать время или стремлением избавить народ от потери самого ценного скота. И все же огромное количество приносимых в жертву животных говорит о радости, связанной с получением урожая (знаком исполнения обетования завета), а также о необходимости кормить множество людей, совершавших паломничество в Иерусалим. 30:1–16 Постановления об обетах 30:2–15. Значение и роль обетов. Совершение обета многократно увеличивает старание человека при исполнении определенной задачи (см.: Лев. 27 ; Пс. 131:2–5 ) или является формой договора с божеством для достижения какой-либо цели (см.: Суд. 11:30,31 ). Следовательно, обет отличается от клятвы, так как является не просто обещанием, а содержит некое условие. Кроме того, обет может положить начало периоду посвящения, как это было в случае с обетом назорейства ( Чис. 6 ), или – во время войны – проявляться в виде посвящения всей добычи Богу ( Чис. 21:1–3 ; Нав. 6:18,19 ). Ввиду того что принятие обета было религиозным актом, вовлекающим божество в договор с человеком, обет не мог быть нарушен безнаказанно (см.: Исх. 20и повеление не произносить имени Господа «напрасно»). Дополнительную информацию см. в коммент. к Лев. 27:2–13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Весь дальнейший рассказ об уплате подати встречается только у Матфея. В послепленное время ( Исх.30:13 сл.; ср. 2Пар.24:6 ; 4Цар.12:12 ; Неем.10:33 ) было установлено, чтобы все израильские мужчины, которым исполнилось 20 лет, ежегодно платили полсикля, или две аттические драхмы, или же одну александрийскую драхму (LXX; Быт.23:15 ; Нав.7:21 ) в пользу храма для поддержания богослужения. Временем собирания денег, по талмудическому трактату Шекалим, был месяц адар (см. Переферкович. Т. 2, с. 269; сведения об этом налоге в гл. 2 и 7 этого трактата). Что налог существовал во время Христа, видно из сообщений Филона (Quis rerum divinarum heres sit, ed. P. Wendland, Philonis Alexandrini opera quae supersunt, vol. 3. Berlin 1898, repr. De Gruyter, 1962, 186, 1–3) и Иосифа Флавия («Иудейские древности» XVIII, 9, 1; «Иудейская война» VII, 6, 6). Он был настолько всеобщим, что даже иудеи рассеяния платили его. Это не был римский налог, хотя после разрушения Иерусалима деньги и отправлялись в Рим на храм Юпитера Капитолийского (см. Schürer, Geschichte, II, S. 314–315). Был ли этот налог принудительным или нет, неясно. Из вопроса, предложенного сборщиками податей, можно было бы заключить, что налог был добровольным и потому некоторыми отклонялся. При взимании податей богатые не могли давать больше того, что было установлено; бедные – меньше. Цена души каждого была одинакова ( Исх.30:11–16 ). Греческое слово δδραχμον означает двойную драхму. Согласно Талмуду, «все деньги, о которых говорит закон, суть тирские деньги» (Тосефта Кетувот XII, конец, цит. У Шюрера, т. II, с. 315 прим.). Четыре тирские драхмы равнялись одному еврейскому сиклю. Одна драхма на наши деньги стоила около 20–30 копеек (4–6 г серебра); дидрахма – 40–60 копеек (8–12 г серебра). Статир же был равен 4 драхмам. Вместо «Учитель ваш не даст ли дидрахмы» точнее было бы – «не дает ли дидрахм», потому что в подлиннике множественное число поставлено в обоих случаях. Цан объясняет множественное число тем, что сборщики спрашивали не о дидрахме, которую следовало платить в этот именно год, а вообще о том, согласен ли Иисус Христос уплатить этот налог. Подобно этому и мы говорим: «не даст ли кто-нибудь денег», хотя под «деньгами» и подразумевается иногда только одна монета. Рассказ, несомненно, указывает на положение дел в Палестине до 70 г. по Р.Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Эта теория имеет основания не только в жизни, но и в Библии. По учению Свящ. Писания, вместе с личною ответственностью за личные грехи существует солидарная или взаимная ответственность одних за других. Грех, как явление родовое, а не индивидуальное только, может наказываться не только в личности его совершившей, но и в наличных и нисходящих членах рода, находящихся с нею в тесной естественной и нравственной связи. Так, грехи отцов наказываются в детях, потомстве и нисходящих поколениях народа ( Исх.20:5, 34:7 ; Числ.14:18 ; Втор.5:9 ; Быт.9:25 ; Лев.20:5 ; Втор.23:2, 3, 8 ; 1Цар.2:32, 33 ; 3Цар.2:33, 14:10, 16 ; 4Цар.5:27, 9:2 ; Иов.27:14, 15 ; Пс.20:11, 36:28 ; Прем.3:14–19, 4:6 ; Сир.47:14, 23 ; Исх.14:21 ; Иер.22:30 ; Ос.1:4 ; Лев.26:39–40 ; Пс.78:8 ; Неем.9:16, 13:18 ; Тов.3:3, 5 ; Иуд.7:28 ; Ис.65:7 ; Иер.14:20 ; Плач.5:7 ; Иез.20:4 ; Дан.9:16 ; Зах.8:14 и др.). За проступки царей и отдельных членов наказываются не только дом и потомки, но и общество, и город, народ и страна ( Числ.15:24, 26, 16:22 ; Иер.26:15 ; Быт.20:9, 26:10 ; Нав.7:1, 11, 22:18, 20 ; 2Цар.21:1, 10 ; 3Цар.18:8 ; 4Цар.23:26, 24:3 ; 1Пар.21:3, 14 , ср. 2Цар.24:17 ; Ис.7:17 ; Иер.15:4 и др.). Также и отдельный член может страдать из-за грехов целого ( Быт.19:15 ; Втор.1:37, 3:26, 4:21 ) 342 . Идея солидарной ответственности признаётся и в Новом Завете ( Мф.28:35, 36 ср. Лк.11:50 ; Мф.27:25 ; Лк.13:2, 4 ; Деян.7:51–53 ). Изложенная теория, пополняя собою первую, не разрешает, однако, вопроса о причинах вменения нам первородного греха до конца. Утверждая действительное существование в человеческом мире солидарной или взаимной ответственности, теория существования этого, кажется, не совсем нормального закона, не старается вполне оправдать с точки зрения нравственной справедливости, которая, по-видимому, нарушается этим законом. Трудность решения вопроса о вменении первородного греха должна даже усилиться от представления, что родовая ответственность за первородный грех есть лишь одно из многих подобных сему обнаружений этого господствующего в целом мире закона. Конечно, закон солидарности, основанный на единстве природы, не причина греха, – ею служит воля, но все же не было бы наследственного греха и ответственности за него, если бы вместо означенного закона в мире человеческом действовал закон противоположный, при котором была бы невозможна неизбежная наследственность греховного состояния. Примером существования исключительно индивидуальной ответственности может служить мир ангельский, где возможна лишь добровольная, нравственная солидарность одних с другими.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

29,1 Все внимание автор уделяет многочисленности народа Божиего и его племенной организации, называя видных представителей всех колен, за исключением Данова и Завулонова. За пространным рассказом о колене Иудином (2,3 4,23) следуют более краткие о коленах Симеона (4,24–43), Рувима (5,1–10), Гада (5,11–22) и полуколене Манассиином (5,23–26); далее идет сравнительно длинное перечисление потомков Левия (6,1–81), а затем краткие, Иссахара (7,1–5), Вениамина (7,6–12), Неффалима (7,13), Манассии (7,14–19), Ефрема и Манассии (7,20–29) и Асира (7,30–40); этот отрывок завершается вторым, достаточно пространным перечислением потомков Вениамина (8,1–40). Все перечисления говорят не только о представителях того или иного колена, но и о том, какие земли каждое из колен населяло. 24,23 Летописец нарушает тот порядок, в котором он только что перечислил колена Израилевы (2,1.2), и ставит на первое место Иуду. Рассказ об этом колене ведется по схеме: семейства Иуды (2,3–9), потомки Арама (2,10–17), потомки Халева (2,18–24), потомки Иерахмеила (2,25–33), дополнительные сведения о потомках Халева (2,42–55), дополнительные сведения о потомках Арама, живших после Давида (3,1–24), дополнительные сведения о семействах Иуды (4,1–23). 2:3–9 Сыновья Иуды. У Иуды было пять сыновей: Ир, Онан, Силом от жены-хананеянки ( Быт. 38,2 ), Фарес и Зара от его невестки Фамари ( Быт. 38,11–30 ). Летописца в первую очередь интересуют Фарес и его сын Есром, поскольку им предстояло стать предками Давида. Рассказ о линии Фареса (2,5.9) на время прерывается перечислением потомков Зары (2,6–8). 2 Ефан, Еман, Халкол и Дара. С мудростью этих людей в 3Цар. 4,31 сравнивается мудрость Соломона. Ефана и Емана, вероятно, не следует отождествлять с одноименными музыкантами Давида (15,19; Пс. 87–88 ). 2 Харми. Сын Зимри, упомянутого в 2,6 ( Нав. 7,1 ). 2:10–17 Арам. Летописец отступает от того порядка, в каком он прежде перечислил сыновей Иуды (2,9) с тем, чтобы выдвинуть на первое место рассказ о линии Давида (см. ком. к 2,3 4,23). Генеалогические сведения он в данном случае черпает из Руфь 4,18–22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

1979). Возможно, в комплекс святилища входила и большая пещера, расположенная в 10 м южнее. Среди культовых находок в пещере - сосуды, кадильницы, фигурки богини-матери, фигурки «солнечных коней» (свидетельство ассирийского влияния). Однако ненадежность датировки комплекса (Кеньон датировала его сер. VIII в.) позволяет предположить, что он мог возникнуть и столетием ранее, при реформе царя Езекии. Четыре алтаря (без рогов), найденные в городе царя Давида и интерпретируемые как домашние культовые подставки для каждения, надежно датируются нач. VI в. и свидетельствуют о возвращении части израильтян к языческой культовой практике вскоре после гибели И. ( Barkay. 1992. P. 362). Тем не менее археологический материал дает достаточно свидетельств позитивных результатов реформ И. В найденной в Лахише военной переписке (т. н. лахишских письмах), надежно датируемой 589/588 г. до Р. Х., часто встречается призывание имени Божия  : «Может Яхве…» (использовано в качестве вводной формулы; остраконы II-VI, VIII-IX). 14 раз употребляются теофорные имена, оканчивающиеся на   или начинающиеся с  , но нет элементов имен языческих богов (ANET. P. 321-322). Совр. археологические исследования на горе Гевал дали материал, к-рый может быть использован в дискуссии о датировке кн. Второзаконие, происхождение к-рой в библейской критике связывалось с реформой И. (подробнее см. в ст. Второзаконие ). В 1982-1987 гг. под рук. А. Зерталя на горе Гевал был исследован жертвенник, датируемый не позднее сер. XIII в. до Р. Х., т. е. началом железного века ( Zertal. 1986/1987). Повеление поставить жертвенник на горе Гевал встречается именно во Второзаконии (27. 1-9), а в Книге Иисуса Навина, традиционно относимой к девтерономической (отражающей основные идеи богословия кн. Второзаконие) традиции, сказано об исполнении повеления (Нав 8. 30-33). Несмотря на отсутствие аналогичных построек этого времени (высказывалось предложение отождествить его с «башней Сихемской» - Суд 9. 49; Kempinski. 1986; Finkelstein.

http://pravenc.ru/text/673725.html

25. Еже рещи. 26. Царей и князей (I. Нав. 12:10), владычествовавших в Иерусалиме, включая и Мелхиседека (Б. 14, 18) и его преемников. 27. Сердце в книге Екклесиаст, как в Притчах (18, 4. 16. 20, 5. 24, 6) и у Иова (38, 2), употребляется в значении: ум, разсудок, разум, и вообще означает способность интеллектуальную, а не орган чувства (Ек. 10:3). 28. Гр. πιστμην-слав. хитрость, вер., искусство „точнаго“ изложения мыслей (12, 12—14. Пр. 1, 5). 29. Гр. λγημα-слав. болезнь, синод. скорбь. Разумеется познание „искривленнаго“ (15 ст.) мира, вне веры в Бога и Его Промысл. Истинное и полезное, по Екклесиасту, знание таково: Бога бойся и заповеди Его храни, в этом все для человека (Ек. 12:13-14). Так соединяются начало и конец книги Екклесиаст! 30. Гр. δερο-прииди, пользуемся синод. пер. 31. Гр. δε-виждь, как евр., так и гр. слову толковники придают значение: испытай, синод. насладись. 32. Слав. погрешение соотв. вульг. errorem, а по гр. περιφορν-кружение, неустойчивость, блуждание, тоже, что „волнение духа“ (1, 14). 33. Доставишь-ли счастие человеку? 34. Разум и сердце не сделаются-ли для тела моего так же привлекательны, как вино? Григ. Нис. и Григ. Чудотв. 35. Слав. мя соотв. με-компл., альд., 68, 106, 147,… др. итал., в др. нет. 36. Слав. удержати веселие соотв. κρατσαι π εφροσνην-господствовать и властвовать над веселием, а не подчиняться ему. 37. Гр. ποιοσιν-альд., 147, 159-слав. творят, а ποισουσιν гл. ποιω значит: приобретать, достигать, получать. 38. ν ριθμ (23, 253, а об. ριθμν) в число, определенное Богом. 5, 17. 39. Гр. μεγαλυνα-возвеличихся. 40. Гр. παραδεσους-раи. 41. Гр. δρυμν βλαστντα ξλα-рощу, выращающую деревья, по нашему: „школу“, в которой выращаются дорогия породы. Слав. прозябение древес, каж., перифраз. 42. Гр. κτσις-слав. стяжание, сущ. переводим глаголом. 43. Слав. злато и сребро соотв. чт. Григ. Чудотв. χρυσου κα ργρου, а об. по евр., гр. и лат. переставлено: серебро и золото. 44. Много раз встречающееся в 4—8 ст. местоим. себе, мне, для себя, для меня,-оттеняет эгоистический характер „трудовъ“ Екклесиаста: он все делал для себя, а не для других. Лук. 12:18-19. Иак. 5:5.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

От Синая через пустыню Указания, касающиеся обещание земли пустыню к Синаю к Моаву (на границе жизни в Земле Земли Обетованной) Обетованной --------------------------------------- Израиль в пути ------------------------------------------- «Земля Обетованная» формирует связующее звено мотивов, посредством которых Авраам и Моисей, оба предводителя на этом пути, связаны друг с другом и текстуально: Быт.12:1, 7 «Яхве сказал Аврааму: выйди из твоей земли... в «Моисей поднялся на Нево... и Яхве дал увидеть землю, которую Я дам увидеть тебе... Яхве явился ему всю землю... Яхве сказал ему: Это – та земля, Авраму и сказал: которую Я с клятвой обещал Аврааму, Исааку и Иакову: Твоим потомкам отдам Я эту землю» Твоим потомкам отдам я ее. Я дал увидеть тебе ее глазами твоими» Обещание земли как клятва, данная праотцам, является даже единственной темой, проходящей красной нитью и через все пять книг Быт – Втор ( , Исх.13:5, 11, 32:13, 33:1 , Лев.18:3, 19:23, 20:24, 23:10, 25:2, 38 , Числ.11:12, 14:16, 23, 32:11 , Втор.1:8, 35, 6:10, 18, 23, 7:13 ;, 8:1, 10:11, 11:9, 21, 19:8, 26:3, 15, 28:11, 30:20, 31:7, 20 слл.; 34:4). И наоборот, в Ис Нав – 4 Цар отсутствуют ссылки на обещание земли, данное с клятвой праотцам. Это также подтверждает тезис о том, что Пятикнижие является композиционно завершенным цельным произведением. (3) Пять книг расположены в хиастическом/зеркальном порядке вокруг книги Левит как богословского центра. Бытие и Второзаконие образуют внешнюю рамку: Бытие Второзаконие Творение мира и обещание земли Указания, касающиеся жизни в земле обетованной Поручение пойти в землю Поручение пойти в землю Заключение 49–50: Заключение 33–34: Иаков благословляет 12 сыновей Моисей благословляет 12 колен Смерть Иакова Смерть Моисея Погребение Иакова в земле обетованной Погребение Моисея через Яхве («в небе») Исход и Числа образуют внутреннюю рамку. Они параллельны друг другу благодаря многочисленным сходным историям; Синай является своеобразным водоразделом (крик о хлебе и воде перед Синаем «легитимен», но после Синая он ведет ко греху):

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

15 Шестнадцати лет был он. Азария, также именуемый Озией (15,30.32.34; Ис. 6,1 ), в первые годы царствования, видимо, делил власть со своим отцом (см. ком. к 14,23). пятьдесят два года царствовал. Азария царствовал с 792 по 740 г. до Р.Х. 15 Он делал угодное в очах Господних. Т.е. следовал установлениям завета (см. ком. к 3Цар. 2,2–4 ). 15 Только высоты не были отменены. См. 14,3.4; ком. к 3Цар. 3,2 . 15 был он прокаженным. По-видимому, Азария страдал какой-то кожной болезнью, но не проказой. жил в отдельном доме. Для больного Азарии была построена специальная резиденция. Иофам. Из-за болезни отца Иофам взял на себя обязанности по управлению страной. начальствовал над дворцом. Т.е. занимал высший административный пост в Иудейском царстве (18,18; Ис. 22,15–20 ). 15 в летописи царей Иудейских. См. ком. к 3Цар. 11,41 . 15 воцарился Иофам. См. 15,32–38. 15 В тридцать восьмой год Азарии. Т.е. в 753 г. до Р.Х. царствовал шесть месяцев. Все царствование Захарии укладывается в один год. Захария был последним царем из династии Ииуя (10,30). 15 не отставал от грехов Иеровоама. См. ком. к 3Цар. 12,31 . 15 Селлум...убил его. Селлум вскоре сам был убит (ст. 14). Убийство Захарии положило начало долгому периоду борьбы за власть, сопровождавшейся дворцовыми переворотами. За тринадцать лет на израильском престоле сменились четыре царя: Захария, Селлум, Менаим и Факия. Цари восходили на израильский престол не получая благословения от пророков ( Ос. 8,4 ) 15 в летописи царей Израильских. См. ком. к 3Цар. 11,41 . 15 в тридцать девятый год Азарии. Т.е. в 752 г. до Р.Х. царствовал один месяц. Через месяц после своего воцарения Селлум был убит. 15 из Фирцы. До основания Амврием Самарии Фирца являлась столицей северного царства ( 3Цар. 14,17; 15,21.33 ). поразил Селлума. См. ком. к ст. 10. 15 в летописи царей Израильских. См. ком. к 3Цар. 11,41 . 15 Типсах. Поселение с таким названием располагалось далеко на севере, в верхнем течении реки Евфрат ( 3Цар. 4,24 ), однако крайне маловероятно, чтобы в данном случае речь шла именно о нем. С другой стороны, в Септуагинте говорится о Таппуахе, поселении на границе владений Ефрема и Манассии ( Нав. 16,8; 17,7.8 ). По всей видимости, Менаим устроил резню именно там.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   В ряду исторических анахронизмов критики издавна обращали внимание на выражение «доныне.» Например, Моав отец моавитян «доныне» (Быт.19:37), Аммон (19:38), имя Вирсавии (26:33). Старые критики все многочисленные случаи употребления этого выражения считали анахронизмами (например, Быт.32:32; 35:20; 47:26; Втор.2:22; 10:8; 29:3; 34:6), но современные, например, Вельгаузен и др., оставляют только употребление этого выражения во Втор.3:14: «Иаир, сын Манассиин, взял область Аргов, до пределов Гессурских и Маахских, и назвал Васан по имени своему селениями Иаировыми, что и доныне.» Здесь идет речь о Васанских городах, завоеванных Иаиром за несколько месяцев до смерти Моисея. Мог ли Моисей употребить такое выражение и не доказывает ли оно, как утверждают критики, неподлинности Пятикнижия? Выражение «доныне» указывает, действительно, на некоторый промежуток времени между событием и записью его. Но этот промежуток, как видно из употребления в Библии этого выражения, может быть очень невелик. Например, Анна, мать Самуила, обозначает таким выражением несколько-часовую свою молитву: «я молилась доселе» (1Цар.1:16). Моисей обозначает им промежуток времени от первого до третьего своего прихода к фараону (Исх.7:26). Давид обозначает им период (из 4 месяцев или 1 года и 4 месяцев) пребывания своего у Анхуса царя Гефского (1Цар.29:8). У Моисея же им обозначаются года езды на ослице (Числ.22:30) и т.п. Между тем завоевание Васана Иаиром совершено было во время первых завоеваний евреев в заиорданской стране, не менее года до смерти Моисея. Следовательно, это выражение, как обозначающее иногда несколько-месячный период времени, мог употребить Моисей, тем более, что этот период был для евреев наполнен множеством важных событий: отношение к мадианитянам и моавитянам (Числ.22—24), исчисление народа (26 гл.), назначение преемника ему (27 гл.), издание новых законов (28—30), война с мадианитянами и разделение заиорданских земель (31 гл.). При быстрой смене важных событий короткое время может показаться длинным. Кроме того нужно помнить, что имена городов в древнее время очень часто соответствовали именам их владетелей и часто изменялись с переменой последних. Например, Нево было изменено сынами Рувима (Числ.32:38), Лаиша и Ласем изменены сынами Дана (Нав.19:47; Суд.18:29) и др. Исполинские Васанские города доселе, говорит Моисей, принадлежат Иаиру и носят имя Иаира. Вот как велик Господь, помогший ему овладеть этими неприступными городами, смутившими некогда еврейских соглядатаев, и доселе удержать их за собой! И как раз вопреки гордым замыслам гордых исполинов, владевших этими городами, они теперь называются не городами, а деревушками () или шатрами. Так Господь смиряет человеческую гордость и помогает Своим избранникам... Позднейший Моисея писатель, с другой стороны, не употребил бы рассматриваемого выражения, потому что Иаировы города были отняты сирийцами (1Пар.2:22—28) и судия Иаир не владел уже ими, а соименными им городами Галаадской области (Суд.10:4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

50 И хотя Иакову из двух дочерей Лавана больше нравится Рахиль ( Быт. 29:18 ) – навык в осуществлении созерцательного любомудрия, – он вынужден сначала навыкнуть в освоении деятельной жизни, т.е. жениться на Лии, 51 как старшей сестре ( Быт. 29:23 ), ибо так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей ( Быт. 29:26 ). «Желающему проходить жизнь духовную должно начинать от деятельной жизни, а потом уже приходить и в умосозерцательную», – таково правило жизни подвижнической. 52 Для получения навыка жизни деятельной необходимо потрудиться у Лавана, под сенью наемнического страха Божия, семь лет ( Быт. 29:20 ). Еще столько же понадобится для освоения навыка жизни созерцательной ( Быт. 29:30 ). Число семь – закономерное количество определенных актов, необходимых как для очищения от греха ( Лев. 4:13–17 ), так и для получения освящения ( Лев. 8:10–11 ). Нееман окунулся в Иордане семь раз и очистился от проказы (Цар. 5:14), а Иерихон пал после обходов города обществом Израильским, повторяющихся семь дней, а в последний день – еще и семь раз (Ис. Нав. 6:13–14 ). И Иаков, заслужив семилетним трудом Лию, через неделю уже получил Рахиль ( Быт. 29:28 ), а затем еще семь лет трудился ради нее ( Быт. 29:30 ). И только в последнюю семилетку, после долговременной усиленной работы по очищению души от страстей, появляются первые плоды жизни деятельной. Так рождается первенец Лии – Рувим ( Быт. 29:32 ), о котором Иаков сказал: «Ты крепость моя и начаток силы моей» ( Быт. 49:3 ). Этот первенец деятельного восхождения есть не что иное, как нищета духовная – первая ступенька духовной лестницы ( Мф. 5:3 ). После этого сразу рождается второй сын, Симеон – «слышание Божие» ( Быт. 29:33 ), в образе которого можно усмотреть сокрушение о грехах и исповедание их пред Богом. Вполне естественно от осознания своих немощей перейти к избавлению от них через исповедь, как этого требует Господь ( Числ. 5:6–7 ), ибо если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды ( 1Ин. 1:8–9 ). Появление Левия, желающего исполнять в точности волю Божию, – закономерное следствие для испытавшего на себе действие милосердия Божия ( Быт. 29:34 ), как и рождение в сердце благодарности Богу в лице «хвалы Иеговы» – Иуды ( Быт. 29:35 ). Ко всем этим добродетелям присоединяются еще наружные дела благочестия, или так называемые «средние дела», 53 которые при правильном к ним отношении возводят к небесному, а при неправильном – тянут к земле. Эти дела рождаются не от жен Иакова, а от их служанок ( Быт. 30:4,9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010