Глава 23 1–3. Чтение найденной книги закона пред народом и заключение завета царя и народа с Богом. 4–14. Истребление предметов языческих культов, а также и «высот Иеговы» в храме, Иерусалиме, его окрестностях и в других городах Иудейского царства. 15–20. Разрушение Вефильского жертвенника и остатков язычества в пределах бывшего Израильского царства. 21–25. Совершение Пасхи по книге закона и общее замечание о безусловной верности Иосии закону. 26–30. Неотвратимость гнева Божия на царство Иудейское и смерть Иосии. 31–37. Иоахаз и Иоаким – 17-й и 18-й цари иудейские. 4Цар.23:1 . И послал царь, и собрали к нему всех старейшин Иуды и Иерусалима. 4Цар.23:2 . И пошел царь в дом Господень, и все Иудеи, и все жители Иерусалима с ним, и священники, и пророки, и весь народ, от малого до большого, и прочел вслух их все слова книги завета, найденной в доме Господнем. 4Цар.23:3 . Потом стал царь на возвышенное место и заключил пред лицем Господним завет – последовать Господу и соблюдать заповеди Его и откровения Его и уставы Его от всего сердца и от всей души, чтобы выполнить слова завета сего, написанные в книге сей. И весь народ вступил в завет. Первым делом царя по возвращении депутации от Олдамы было собрать в храм по возможности все классы народа («пророки» в стихе 2 – быть может, и Иеремия, Софония, Варух, но, вероятнее, – в общем смысле: «учителя народные»; согласно 2Пар.34:30 – Левиты) для выслушивания всех, обративших внимание царя, мест найденной «книги завета». Затем, подражая прежним теократическим вождям народа Божия, как-то: Иисусу Навину ( Нав.24:25 ), пророку Самуилу ( 1Цар.6:3–4 ) и благочестивому прадеду своему Езекии ( 2Пар.29:10 ), Иосия торжественно заключил, точнее возобновил теократический завет иудейского народа с Богом, причем сам лично, стоя на особом царском месте в храме (гааммуд, ср. 4Цар.12:14 , см. проф. Гуляева, с. 374), произносил все существенные требования и обязательства завета, а народ утверждал их актом согласия и принятия (ср. 2Пар.34:31–32 ). |
Надежда Библейские образцы глубокой надежды на Бога 1 . Авраам верил Богу и уповал на Него; не имея надежды иметь детей, он не усомнился в обетовании Божием неверованием, но превозмог верою, прославив Бога, и знал, что Бог силен соделать то, что Он обещал. Когда же Бог даровал ему сына, он не пощадил этого единородного своего сына, принося его в жертву по повелению Божию. 2 . Моисей, укрепляемый Богом, все полки египетские в один раз потопил в море; на войне с амаликитянами, вместо бесчисленных воинских орудий, имея один только жезл в руке, сказал он своему военачальнику (Иисусу Навину): «Выбери нам мужей (сильных), и пойди сразись с амаликитянами, а я завтра стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей». Чудное дело! Моисей стоял ничего не делая, как зритель, и поразил все полки врагов. 3 . Иисус Навин, военачальник, имея невыразимое словами упование, дерзнул повелеть солнцу, чтобы оно остановилось в своем течении, сказав: «Стой, солнце, над Гаваопом!..» и оно остановилось, и стояло среди неба, не спеша к западу почти целый день; и не было такого дня ни прежде, ни после того, в который бы Господь был так внимателен к голосу человеческому, и это потому, что Сам Господь сражался за израильтян ( Нав.10:12–14 ). 4 . Упование на Бога возвысило царя Давида на высокую степень святости; в этой добродетели он всех превзошел: читающий с любовью псалмы его сам увидит то. Как часто повторял он устами, говоря от искреннего сердца: Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюсь ( Пс.26:1 )? чего мне бояться во дни бедствия, когда злоба гонителей моих окружает меня? ( Пс.48:6 ; ср. и мн. др. псалмы). 5 . Иона, заключенный во чреве кита, находясь уже на последней ступени к смерти, не пал в уныние, но, как бы находясь на безопасном корабле, молитвенно воззвал к Господу Богу своему: молитве и прошению всегда и везде – место благоприятно; чего он просил? «Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня; все воды Твои и волны Твои проходили надо мною; однако ж я вспомнил о Господе… и молитва моя дошла до Тебя, до храма святого Твоего» ( Иона.2:4–8 ). Вот образ величайшего упования на Бога! |
В Еврейской Библии глагол состояния породы Qal от этого корня используется для обозначения состояния крепости или иногда увеличения крепости, в зависимости от синтаксического контекста. Есть несколько случаев в которых в повелительном наклонении произносится призыв быть мужественными. Например, Моисей учит израильтян: «мужайся и крпися, не бойся»; «будьте тверды и мужественны, не бойтесь» ( Втор.31:6 ). В большинстве случае в таком значении ему сопутствует форма Qal от корня в повелительном наклонении. Здесь интересны два случая повелительного наклонения Qal, которые встречаются в связи с сердцем: ( Пс.26:14 ) и ( Пс.30:25 ): «мужайся, и да крпится сердце твое» — «мужайся, и да укрепляется сердце твое»; и «Мужайтеся, и да крпится сердце ваше» — «Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше». Основа Piel передает смысл приведения кого-либо или чего-либо в укрепленное состояние. Более конкретно эта основа может обозначать укреплять, ремонтировать, сохранять, воодушевлять, поддерживать, помогать, связывать, закреплять или крепко держаться за что-либо. Ровоам усиливает укрепленные города в Иудее, увеличив количество войск и оружия, а также запасов: «и укрпи ихъ стнами» — «утвердил он крепости сии» ( 2Пар.11:11 ). Когда дополнением к основе Piel является , «укреплять руки», она также значит «поддерживать, воодушевлять». В возвратной форме Hithpael относится к военным действиям, которые Иосафат проводит в подготовке к возможному сражению со своим северным соседом: «и укрпися Иосафатъ надъ Израилемъ» — «и укрепился он против Израильтян» ( 2Пар.17:1 ). В связи с военными действиями в книге Иисуса Навина говорится о том, что Господь побуждает хананеев сражаться с израильтянами: «яко Господемъ бысть укрпитися ихъ сердцу, сопротивитися на брани противу Израиля» — «ибо от Господа было то, что они ожесточили сердце свое и войною встречали Израиля» ( Нав.11:20 ). Здесь данный корень используется в сочетании с для обозначения призыва к военным действиям, подобно смыслу Исх.14:8 . Следует отметить и еще один случай употребления, хотя здесь скорее прилагательное, чем глагол. В книге пророка Иезекииля появляется наряду с : «и сынове жecmokoлuчhiu и mbepдocepдeчhiu. Азъ послю тя къ тмъ» — «И эти сыны с огрубелым лицем и с жестоким сердцем; к ним Я посылаю тебя», ( Иез.2:4 ). В этой фразе Господь поясняет Иезекиилю, что израильтяне непокорны, бунтовщики () и грешат против Бога. Их лицо огрубело, поскольку они не покоряются путям Господним и упрямо противостоят Ему; их сердце жестоко, поскольку они безбоязненно отстаивают свою позицию противления. |
Глава 11 Благодарное памятование чудес благости Божьей, явленных Израилю, и добровольное исполнение богодарованного закона являются непременным условием благоденствия евреев в земле обетования. Втор.11:7 . ибо глаза ваши видели все великие дела Господа, которые Он сделал. Многие из евреев, в возрасте от 50 лет и выше, могли ясно помнить обстоятельства выхода народа из Египта, а тем более – возмущение Корея и его сообщников (ср. однако Втор 2.14 ). Втор.11:10 . Ибо земля, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, не такова, как земля Египетская, из которой вышли вы, где ты, посеяв семя твое, поливал [ее] при помощи ног твоих, как масличный сад; Плодородие Египта обусловливалось напряженным трудом искусственного орошения, через посредство каналов и канав, проводящих воду из реки Нила. Раскрытие и закрытие маленьких канавок, орошавших плантации частных лиц, делалось примитивным способом – ногами, как это и теперь делается в некоторых азиатских странах. Втор.11:11 . но земля, в которую вы переходите, чтоб овладеть ею, есть земля с горами и долинами, и от дождя небесного напояется водою, – Ханаан имеет обильное естественное орошение через посредство дождей, а также источников, берущих свое начало в горах и струящихся в долинах. Втор.11:14 . то дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб твой и вино твое и елей твой; Под именем «дождя раннего» разумеется осенний (в начале еврейского гражданского года) дождь, необходимый для всходов; под именем «дождя позднего» – весенний, способствующий наливанию зерна и плодов. Втор.11:29 . Когда введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, тогда произнеси благословение на горе Гаризим, а проклятие на горе Гевал: Втор.11:30 . вот они за Иорданом, по дороге к захождению солнца, в земле Хананеев, живущих на равнине, против Галгала, близ дубравы Море. Ср. Втор 27.12–26 . Горою Гаризим считают ту, на склоне которой построен Сихем (Неаполис, Кабулус), расположенный близ древней дубовой рощи Море ( Быт 12.6 ). Гора Гевал высится на северной стороне Сихемской долины. «Против Галгала» По мнению некоторых комментаторов, Галгал, упоминаемый в Втор. 11:30 , нужно отличать от Галгала, упоминаемого в Нав. 4:19–20, 5:9–10 . Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 1: Пятикнижие; Исторические книги. - 1055 с./Книга Второзакония. 768-846 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное |
Иер. 40:7–16 7. И егда услышаша вси воевды силы же на сел, и силы ихъ, к поставилъ есть црь сна [властелина] над землею, и к предад ем мжы и жены и дти, и убогихъ земл, иже не преведени быша в Вавлнъ: 7. Когда все военачальники, бывшие в поле, они и люди их, услышали, что царь Вавилонский поставил Годолию, сына Ахикама, начальником над страною, и поручил ему мужчин и женщин, и детей, и тех из бедных страны, которые не были переселены в Вавилон; 8. к в Массифаъ снъ и и снъ и Сареа снъ анаемеовъ, и снове ф, же бша из Нетфаы, и снъ Махаы, и мжи ихъ. 8. Тогда пришли к Годолии в Массифу и Исмаил, сын Нафании, и Иоанан и Ионафан, сыновья Карея, и Сераия, сын Фанасмефа, и сыновья Офи из Нетофафы, и Иезония, сын Махафы, они и дружина их. Ст. 7–16. Воевды силы же на сел, и силы ихъ, суть те войска с их предводителями, которые во время осады Иерусалима халдеями находились вне осажденного города и, вероятно, по своему незначительному количеству, также как войско иудейское и в стенах Иерусалима, не могли предотвратить рокового для иудеев исхода осады. Из военачальников только об Исмаиле, сыне Нафании, открывается из дальнейшего повествования, что он был из царского рода ( Иер. 41:1 ). О его замыслах см. также ниже. О прочих лицах сведений не дается в других местах Библии . Иезония, сын Махафы, так называемый по слав. и русскому переводам, в евр. тексте и в греч. переводе 70 толковников поименован сыном Маахафитянина (, ις το Μωχαϑ), вероятно известного современникам лица, родом из сирийской области Маахи, прилегавшей к заиорданской части израильского царства с севера (из Втор. 3:14 ; Нав. 12:5, 13:11 ; 2Цар. 10:6 ). Сыновья Офи из Нетофафы. По месту своего происхождения (Нетофафа), Офи причисляется к тем нетофафянам, о которых упоминается в 1Пар. 2:54 ; 1Ездр. 2:22 ; Неем. 7:26 – каждый раз рядом с вифлеемлянами, и которые притом с этими последними представляются в указ. м. 1Пар. потомками одного лица (Салмы). Отсюда можно вывести то заключение относительно местоположения Нетофафы или Нетофы, что она находилась недалеко от Вифлеема. |
Но если основываться только на вышеприведенных свидетельствах, то останется непонятным, почему принимали поклонения Архангел Михаил от Иисуса Навина ( Нав.5:15 ), Ангел Рафаил – от Товита и Товии ( Тов.12:6 ) и др.? Почему одни из Ангелов не воспрещали кланяться им, а другие этому противились? Как разрешить это противоречие? Объяснение этому можно найти в словах Ангела, сказанных апостолу Иоанну: « Богу поклонись », сказал Иоанну Ангел, а я « сослужитель тебе и братьям твоим ». Отсюда понятно, что Иоанн, очевидно, приняв Ангела за Самого Бога, хотел воздать ему Божеское почитание. Разумеется, Ангел не мог принять такого поклонения, – приличествующего Одному Богу. По этой же причине апостол Петр не дозволял сотнику Корнилию пасть к его ногам и сказал: «встань, я тоже человек» ( Деян.10:26 ). В другом случае, когда не было опасности от суеверия, апостол Павел, но остановил темничного стража, когда он принял к нему ( Деян.16:29 ). Поэтому, в тех случаях, когда люди воздавали поклонение именно Ангелам, как слугам " Божиим и вестникам воли Господней, Ангелы, как мы видели, не отвергали поклонения людей. 3. О почитании и молитвенном призывании Святых Угодников Под именем Святых Угодников разумеются люди, которые, прославившись при жизни святой Богоугодной жизнию, являются по смерти своей молитвенниками и ходатаями пред Богом за своих братьев, живущих на земле. ( 2Кор.1:11 ). Число Святых Угодников несомненно велико, так как помимо святых лиц, известных Библии и истории, существует много и таких, имена которых не известны людям, а записаны в великой книге жизни на небесах. Подтверждением последнему является чудное видение, открытое писателю третьей книги Ездры. « Я – Ездра , повествует священный писатель, видел на горе Сионской сонм великий, которого не мог исчислить, – и все они песнями прославляли Творца – Господа. Посреди их был юноша, величественный, превосходящий всех их, и возлагал венцы на главу каждого из них, и тем более возвышался; я поражен был удивлением. – Тогда я спросил Ангела: кто сии, господин мой? Он в ответ мне сказал: это те, которые сложили смертную одежду и облеклись в бессмертную, и исповедали имя Божие; они теперь увенчиваются и принимают победные пальмы » ( 3Ездр.2:42–45 ). |
Сектант: 4) В 4 заповеди сказано: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай (в них) всякия дела твои, а день седьмый – суббота Господу Богу твоему» и т. д. А в 31 главе (ст. 15–16) Исхода суббота названа «заветом вечным», следовательно, должно и теперь праздновать ее, как установление вечное. Объяснения православного: 4) Да, евреи должны были праздновать субботу, иначе они были бы под клятвою закона ( Исх. 27:26 ). Мы же теперь не под законом, а под благодатью искупившего нас от этой клятвы Христа: «Христос, учит св. апостол Павел, искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою... Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относятся обетования... Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя, ибо все вы, говорит апостол, сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал. гл. 3-я), «Который упразднил вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением» ( Еф. 2:15 ). Слова: «навеки» и «вечно» в св. Писании Ветхого Завета не значат «навсегда», а означают время вообще продолжительное: «он останется рабом его вечно» ( Исх. 21:6 см. еще: Быт. 17:8 , Иис. Нав. 14:9 и др.) и особенно – время до пришествия Мессии – Христа, когда начался новый век, – век христианства. Сами же субботники не празднуют, например, еврейскую пасху с однолетним агнцем, опресноками (мацою), мазанием его кровию дверных косяков, не празднуют ее с препоясанными чреслами; с посохами в руках и т.п., а ведь Господь об этом празднике сказал: «Да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его... Храните сие, как закон для себя и для сынов своих навеки» ( Исх. 12:1–24 ). Сектант: 5) Нужно различать «установления вечныя» и «законы вечные» от «завета вечнаго»: «установления» и «законы» исполнялись только до Христа, а «завет» это – союз Бога с человеком и должен существовать вечно. |
Тропарь общий преподобным женам, глас 2 Истинному желанию уневестившеся, христославнии,/и временнаго обручника отвергшеся совокупления,/и добродетельными подвиги возрастше,/на высоту востекосте нетления,/краснодушнии и многобогатнии,/столпи монашествующих жен и правило./ Темже о нас молите непрестанно,/любовию вашу память празднующих. Кондак, глас 2 Телеса своя постом изнуривше/и неусыпными молитвами моляще Зиждителя о гресех своих,/яко да приимете совершенное прощение,/и приясте Божественное оставление,/и Царствие Небесное.//Молите Христа Бога о всех нас. Иудейская пустыня и долина реки Иордан Иерусалим построен на холмах Иудейского нагорья, поэтому с какой бы стороны ни шел к городу путник, ему приходилось идти вверх. В древности говорили, что в Иерусалим восходят. Путь от Иерусалима мимо Вифании ведет в Иерихон. На холмах Иудейской пустыни в библейские времена бесчинствовали разбойники. Горная порода здесь имеет красноватый оттенок изза окисей железа, а тогда считалось, что холмы окрасились кровью убитых путников. Здесь находится небольшая пещера, которая обозначает место гостиницы доброго самарянина. Иерихон Источник Елисея 4-я Книга Царств 2, 19–22 И сказали жители того города Елисею: вот, положение этого города хорошо, как видит господин мой; но вода нехороша и земля бесплодна. И сказал он: дайте мне новую чашу и положите туда соли. И дали ему. И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия. И вода стала здоровою до сего дня, по слову Елисея, которое он сказал. Тропарь пророку Елисею, глас 4 Иже во плоти Ангел/и пророков начальнику свидетельствова, славный Елисее,/дивны чудеса соделал еси, пророче,/поспешеством Святаго Духа;/ силою Илииною исцелив водное естество,/звери же погуби пожирающия,/и Неемана очисти,/и вдовича сына воскресил еси,/и всем чтущим тя даруй благодать и исцеление. Иерихон стал первым городом, который завоевали древние израильтяне после перехода через Иордан (Нав 6, 1–26). Стенам Иерихона, павшим верою израильтян по семидневном обхождении (Евр 11, 30) около десяти тысяч лет. |
Что же видим мы в пророчествах святого Михея? Видим обличение греха, призыв покаяться и потерпеть Господа, когда Он гневается за грехи, пророчество о милости Господней, ведь Он – Волитель милости. Рейтинг: 9.8 Голосов: 360 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии римма 17 января 2014, 15:36 Милосердный Господи! Исцели мои болезни! Прости меня грешную! р.Б. Наталья 18 января 2013, 14:59 Спаси, Господи, Вас за статью! Какие чудные слова:Волитель милости! Серцеведче, Милосердне Господи, сотвори с нами по милости Твоей! С праздником всех!!! С Святым Крещением Господним! Иван Х. 17 января 2013, 18:36 Отец Павел, большое спасибо Вам за статью! Пророк - это, действительно, больше, чем успешный предсказатель будущего по мнению большинства обывателей. Пророк - это провозвестник Божиего Суда и Божией Милости. Каждый христианин, настоящий христианин, - это малый пророк. Это малый наследник святого праотца Ноя. Он строил всю жизнь свой ковчег, а люди смеялись (Мф. 24: 37-39, Лк. 17: 26-29). Люди сами осудили себя на смерть, не послушав его наглядной проповеди (Евр. 11: 7). Так и мы призваны свидетельствовать миру всем своим образом жизни, что мы ждём Божиего Суда и Божией Милости. Пророк спасает, просвещает не только себя, но и весь мир. Так должен жить всякий христианин. С пророками говорил Бог и с нами говорит Бог через Священное Писание и творения Святых Отцов, через церковную проповедь и Святые Таинства, через совесть и жизнь по вере. Только бы всегда слышать голос Божий! Пророк Валаам тоже был пророком, который даже предсказывал о Боговоплощении (Чис. 24: 17), но за совет Валаку об развращении Израиля был убит как враг народа Божиего (Нав. 13: 22), стал притчей во языцех - его имя стало нарицательным. Пример весьма страшный и поучительный. Ещё раз спасибо Вам, отец Павел, за отличную статью. р.б.Сергий 17 января 2013, 11:27 СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! " Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу. Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном. " (Pм.,VIII,3-5) " НЕ ВСЕ МЫ УМРЕМ, НО ВСЕ ИЗМЕНИМСЯ. " |
City of Refuge//IDB. Vol. 1. P. 639), или же он, т. о., как бы «усыновлял» невольного убийцу, брал его под свою личную защиту ( Delekat L. Asylie und Schutzorakel am Zionheiligtum. Leiden, 1967. S. 290-320). Главы 23-я и 24-я посвящены прощальной речи Иисуса Навина и обновлению завета с Господом. Подобно Моисею, Иисус Навин перед смертью собрал народ и дал ему последние наставления. Подводя итоги завоевания Ханаана, он еще раз напомнил, что основной причиной победных войн было то, что «Господь, Бог ваш, Сам сражается за вас» (Нав 23. 9-10). Побежденные народы продолжают жить среди Израиля (Нав 23. 12), но народ Божий должен «во всей точности… хранить и исполнять все, написанное в книге закона Моисеева» ( 23. 6) и не должен общаться с хананеями и служить их богам (Нав 23. 7). Господь Сам прогонит оставшихся хананеев и истребит их (Нав 23. 5). Дальнейшее овладение землей зависит от верности Израиля Моисееву завету, нарушение к-рого повлечет за собой гнев Господень и наказание (Нав 23. 16). Последние главы И. Н. к. содержат ряд параллелей с заключительными главами кн. Второзаконие: предсмертные слова Иисуса Навина повторяют прощальную речь Моисея, также призывающего народ хранить верность завету с Господом (Втор 29-30). Упоминание Иисусом о своем преклонном возрасте (Нав 23. 2) указывает на слова Моисея (Втор 31. 2). В ответ на слова Иисуса отвергнуть чужих богов и служить Господу (Нав 24. 14, 23) народ заверяет его в верности Богу (Нав 24. 16), тем не менее умирающий вождь пророчески возвещает, что они не смогут исполнить своих слов (Нав 24. 19). После многократного заверения народа служить Господу Иисус «заключил с народом завет... и дал ему постановления и закон в Сихеме» (Нав 24. 25). Это скорее всего означало не какой-то новый союз между Богом и Его народом, а обновление и подтверждение старого завета, заключенного на Синае. Иисус дал народу «устав и закон» ( - Нав 24. 25). Это словосочетание, встречающееся также в Исх 15. 25 и 1 Ездр 7.10, указывает на Иисуса как на законодателя. «И вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия» ( - Нав 24. 26; ср.: Неем 8. 8, 18) - т. е. вождь Израиля добавляет свои слова к тому, что уже было сформулировано Моисеем. В качестве знака возобновления завета Иисус устанавливает большой камень, к-рый «будет свидетелем против вас... чтобы вы не солгали пред Богом вашим» (Нав 24. 26-27). Древнейший обычай брать в свидетели горы или камни упоминается и в др. местах Свящ. Писания (см., напр.: Быт 31. 44-55). Место, избранное Иисусом Навином для торжественного собрания не случайно: именно в этой дубраве Сихема Господь явился Аврааму и дал великое обетование (Быт 12. 6-7); Авраам и впоследствии Иаков поставили здесь жертвенник (Быт. 33. 20). Именно здесь будут погребены останки Иосифа, принесенные из Египта (Нав 24. 32). Т. о., история завета с Богом, когда-то начавшаяся в Сихеме, получает здесь свое завершение. |
| |