Глава 23 1–3. Чтение найденной книги закона пред народом и заключение завета царя и народа с Богом. 4–14. Истребление предметов языческих культов, а также и «высот Иеговы» в храме, Иерусалиме, его окрестностях и в других городах Иудейского царства. 15–20. Разрушение Вефильского жертвенника и остатков язычества в пределах бывшего Израильского царства. 21–25. Совершение Пасхи по книге закона и общее замечание о безусловной верности Иосии закону. 26–30. Неотвратимость гнева Божия на царство Иудейское и смерть Иосии. 31–37. Иоахаз и Иоаким – 17-й и 18-й цари иудейские. 4Цар.23:1 .  И послал царь, и собрали к нему всех старейшин Иуды и Иерусалима. 4Цар.23:2 .  И пошел царь в дом Господень, и все Иудеи, и все жители Иерусалима с ним, и священники, и пророки, и весь народ, от малого до большого, и прочел вслух их все слова книги завета, найденной в доме Господнем. 4Цар.23:3 .  Потом стал царь на возвышенное место и заключил пред лицем Господним завет – последовать Господу и соблюдать заповеди Его и откровения Его и уставы Его от всего сердца и от всей души, чтобы выполнить слова завета сего, написанные в книге сей. И весь народ вступил в завет. Первым делом царя по возвращении депутации от Олдамы было собрать в храм по возможности все классы народа («пророки» в стихе 2 – быть может, и Иеремия, Софония, Варух, но, вероятнее, – в общем смысле: «учителя народные»; согласно 2Пар.34:30 – Левиты) для выслушивания всех, обративших внимание царя, мест найденной «книги завета». Затем, подражая прежним теократическим вождям народа Божия, как-то: Иисусу Навину ( Нав.24:25 ), пророку Самуилу ( 1Цар.6:3–4 ) и благочестивому прадеду своему Езекии ( 2Пар.29:10 ), Иосия торжественно заключил, точнее возобновил теократический завет иудейского народа с Богом, причем сам лично, стоя на особом царском месте в храме (гааммуд, ср. 4Цар.12:14 , см. проф. Гуляева, с. 374), произносил все существенные требования и обязательства завета, а народ утверждал их актом согласия и принятия (ср. 2Пар.34:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Надежда Библейские образцы глубокой надежды на Бога 1 . Авраам верил Богу и уповал на Него; не имея надежды иметь детей, он не усомнился в обетовании Божием неверованием, но превозмог верою, прославив Бога, и знал, что Бог силен соделать то, что Он обещал. Когда же Бог даровал ему сына, он не пощадил этого единородного своего сына, принося его в жертву по повелению Божию. 2 . Моисей, укрепляемый Богом, все полки египетские в один раз потопил в море; на войне с амаликитянами, вместо бесчисленных воинских орудий, имея один только жезл в руке, сказал он своему военачальнику (Иисусу Навину): «Выбери нам мужей (сильных), и пойди сразись с амаликитянами, а я завтра стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей». Чудное дело! Моисей стоял ничего не делая, как зритель, и поразил все полки врагов. 3 . Иисус Навин, военачальник, имея невыразимое словами упование, дерзнул повелеть солнцу, чтобы оно остановилось в своем течении, сказав: «Стой, солнце, над Гаваопом!..» и оно остановилось, и стояло среди неба, не спеша к западу почти целый день; и не было такого дня ни прежде, ни после того, в который бы Господь был так внимателен к голосу человеческому, и это потому, что Сам Господь сражался за израильтян ( Нав.10:12–14 ). 4 . Упование на Бога возвысило царя Давида на высокую степень святости; в этой добродетели он всех превзошел: читающий с любовью псалмы его сам увидит то. Как часто повторял он устами, говоря от искреннего сердца: Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюсь ( Пс.26:1 )? чего мне бояться во дни бедствия, когда злоба гонителей моих окружает меня? ( Пс.48:6 ; ср. и мн. др. псалмы). 5 . Иона, заключенный во чреве кита, находясь уже на последней ступени к смерти, не пал в уныние, но, как бы находясь на безопасном корабле, молитвенно воззвал к Господу Богу своему: молитве и прошению всегда и везде – место благоприятно; чего он просил? «Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня; все воды Твои и волны Твои проходили надо мною; однако ж я вспомнил о Господе… и молитва моя дошла до Тебя, до храма святого Твоего» ( Иона.2:4–8 ). Вот образ величайшего упования на Бога!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В Еврейской Библии глагол состояния породы Qal от этого корня используется для обозначения состояния крепости или иногда увеличения крепости, в зависимости от синтаксического контекста. Есть несколько случаев в которых в повелительном наклонении произносится призыв быть мужественными. Например, Моисей учит израильтян: «мужайся и крпися, не бойся»; «будьте тверды и мужественны, не бойтесь» ( Втор.31:6 ). В большинстве случае в таком значении ему сопутствует форма Qal от корня в повелительном наклонении. Здесь интересны два случая повелительного наклонения Qal, которые встречаются в связи с сердцем: ( Пс.26:14 ) и ( Пс.30:25 ): «мужайся, и да крпит­ся сердце твое» — «мужайся, и да укрепляется сердце твое»; и «Мужайтеся, и да крпит­ся сердце ва­ше» — «Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше». Основа Piel передает смысл приведения кого-либо или чего-либо в укрепленное состояние. Более конкретно эта основа может обозначать укреплять, ремонтировать, сохранять, воодушевлять, поддерживать, помогать, связывать, закреплять или крепко держаться за что-либо. Ровоам усиливает укрепленные города в Иудее, увеличив количество войск и оружия, а также запасов: «и укрпи ихъ стнами» — «утвердил он крепости сии» ( 2Пар.11:11 ). Когда дополнением к основе Piel является , «укреплять руки», она также значит «поддерживать, воодушевлять». В возвратной форме Hithpael относится к военным действиям, которые Иосафат проводит в подготовке к возможному сражению со своим северным соседом: «и укрпися Иосафатъ надъ Израилемъ» — «и укрепился он против Израильтян» ( 2Пар.17:1 ). В связи с военными действиями в книге Иисуса Навина говорится о том, что Господь побуждает хананеев сражаться с израильтянами: «яко Господемъ бысть укрпитися ихъ сердцу, сопротивитися на брани противу Израиля» — «ибо от Господа было то, что они ожесточили сердце свое и войною встречали Израиля» ( Нав.11:20 ). Здесь данный корень используется в сочетании с для обозначения призыва к военным действиям, подобно смыслу Исх.14:8 . Следует отметить и еще один случай употребления, хотя здесь скорее прилагательное, чем глагол. В книге пророка Иезекииля появляется наряду с : «и сынове жecmokoлuчhiu и mbepдo­cepдeчhiu. Азъ послю тя къ тмъ» — «И эти сыны с огрубелым лицем и с жестоким сердцем; к ним Я посылаю тебя», ( Иез.2:4 ). В этой фразе Господь поясняет Иезекиилю, что израильтяне непокорны, бунтовщики () и грешат против Бога. Их лицо огрубело, поскольку они не покоряются путям Господним и упрямо противостоят Ему; их сердце жестоко, поскольку они безбоязненно отстаивают свою позицию противления.

http://azbyka.ru/serdce-faraona-v-glavah...

Глава 11 Благодарное памятование чудес благости Божьей, явленных Израилю, и добровольное исполнение богодарованного закона являются непременным условием благоденствия евреев в земле обетования. Втор.11:7 .  ибо глаза ваши видели все великие дела Господа, которые Он сделал. Многие из евреев, в возрасте от 50 лет и выше, могли ясно помнить обстоятельства выхода народа из Египта, а тем более – возмущение Корея и его сообщников (ср. однако Втор 2.14 ). Втор.11:10 .  Ибо земля, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, не такова, как земля Египетская, из которой вышли вы, где ты, посеяв семя твое, поливал [ее] при помощи ног твоих, как масличный сад; Плодородие Египта обусловливалось напряженным трудом искусственного орошения, через посредство каналов и канав, проводящих воду из реки Нила. Раскрытие и закрытие маленьких канавок, орошавших плантации частных лиц, делалось примитивным способом – ногами, как это и теперь делается в некоторых азиатских странах. Втор.11:11 .  но земля, в которую вы переходите, чтоб овладеть ею, есть земля с горами и долинами, и от дождя небесного напояется водою, – Ханаан имеет обильное естественное орошение через посредство дождей, а также источников, берущих свое начало в горах и струящихся в долинах. Втор.11:14 .  то дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб твой и вино твое и елей твой; Под именем «дождя раннего» разумеется осенний (в начале еврейского гражданского года) дождь, необходимый для всходов; под именем «дождя позднего» – весенний, способствующий наливанию зерна и плодов. Втор.11:29 .  Когда введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, тогда произнеси благословение на горе Гаризим, а проклятие на горе Гевал: Втор.11:30 .  вот они за Иорданом, по дороге к захождению солнца, в земле Хананеев, живущих на равнине, против Галгала, близ дубравы Море. Ср. Втор 27.12–26 . Горою Гаризим считают ту, на склоне которой построен Сихем (Неаполис, Кабулус), расположенный близ древней дубовой рощи Море ( Быт 12.6 ). Гора Гевал высится на северной стороне Сихемской долины. «Против Галгала» По мнению некоторых комментаторов, Галгал, упоминаемый в Втор. 11:30 , нужно отличать от Галгала, упоминаемого в Нав. 4:19–20, 5:9–10 . Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 1: Пятикнижие; Исторические книги. - 1055 с./Книга Второзакония. 768-846 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иер. 40:7–16 7. И егда услышаша вси воевды силы же на сел, и силы ихъ, к поставилъ есть црь сна [властелина] над землею, и к предад ем мжы и жены и дти, и убогихъ земл, иже не преведени быша в Вавлнъ: 7. Когда все военачальники, бывшие в поле, они и люди их, услышали, что царь Вавилонский поставил Годолию, сына Ахикама, начальником над страною, и поручил ему мужчин и женщин, и детей, и тех из бедных страны, которые не были переселены в Вавилон; 8. к в Массифаъ снъ и и снъ и Сареа снъ анаемеовъ, и снове ф, же бша из Нетфаы, и снъ Махаы, и мжи ихъ. 8. Тогда пришли к Годолии в Массифу и Исмаил, сын Нафании, и Иоанан и Ионафан, сыновья Карея, и Сераия, сын Фанасмефа, и сыновья Офи из Нетофафы, и Иезония, сын Махафы, они и дружина их. Ст. 7–16. Воевды силы же на сел, и силы ихъ, суть те войска с их предводителями, которые во время осады Иерусалима халдеями находились вне осажденного города и, вероятно, по своему незначительному количеству, также как войско иудейское и в стенах Иерусалима, не могли предотвратить рокового для иудеев исхода осады. Из военачальников только об Исмаиле, сыне Нафании, открывается из дальнейшего повествования, что он был из царского рода ( Иер. 41:1 ). О его замыслах см. также ниже. О прочих лицах сведений не дается в других местах Библии . Иезония, сын Махафы, так называемый по слав. и русскому переводам, в евр. тексте и в греч. переводе 70 толковников поименован сыном Маахафитянина (, ις το Μωχαϑ), вероятно известного современникам лица, родом из сирийской области Маахи, прилегавшей к заиорданской части израильского царства с севера (из Втор. 3:14 ; Нав. 12:5, 13:11 ; 2Цар. 10:6 ). Сыновья Офи из Нетофафы. По месту своего происхождения (Нетофафа), Офи причисляется к тем нетофафянам, о которых упоминается в 1Пар. 2:54 ; 1Ездр. 2:22 ; Неем. 7:26  – каждый раз рядом с вифлеемлянами, и которые притом с этими последними представляются в указ. м. 1Пар. потомками одного лица (Салмы). Отсюда можно вывести то заключение относительно местоположения Нетофафы или Нетофы, что она находилась недалеко от Вифлеема.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Но если основываться только на вышеприведенных свидетельствах, то останется непонятным, почему принимали поклонения Архангел Михаил от Иисуса Навина ( Нав.5:15 ), Ангел Рафаил – от Товита и Товии ( Тов.12:6 ) и др.? Почему одни из Ангелов не воспрещали кланяться им, а другие этому противились? Как разрешить это противоречие? Объяснение этому можно найти в словах Ангела, сказанных апостолу Иоанну: « Богу поклонись », сказал Иоанну Ангел, а я « сослужитель тебе и братьям твоим ». Отсюда понятно, что Иоанн, очевидно, приняв Ангела за Самого Бога, хотел воздать ему Божеское почитание. Разумеется, Ангел не мог принять такого поклонения, – приличествующего Одному Богу. По этой же причине апостол Петр не дозволял сотнику Корнилию пасть к его ногам и сказал: «встань, я тоже человек» ( Деян.10:26 ). В другом случае, когда не было опасности от суеверия, апостол Павел, но остановил темничного стража, когда он принял к нему ( Деян.16:29 ). Поэтому, в тех случаях, когда люди воздавали поклонение именно Ангелам, как слугам " Божиим и вестникам воли Господней, Ангелы, как мы видели, не отвергали поклонения людей. 3. О почитании и молитвенном призывании Святых Угодников Под именем Святых Угодников разумеются люди, которые, прославившись при жизни святой Богоугодной жизнию, являются по смерти своей молитвенниками и ходатаями пред Богом за своих братьев, живущих на земле. ( 2Кор.1:11 ). Число Святых Угодников несомненно велико, так как помимо святых лиц, известных Библии и истории, существует много и таких, имена которых не известны людям, а записаны в великой книге жизни на небесах. Подтверждением последнему является чудное видение, открытое писателю третьей книги Ездры. « Я – Ездра , повествует священный писатель, видел на горе Сионской сонм великий, которого не мог исчислить, – и все они песнями прославляли Творца – Господа. Посреди их был юноша, величественный, превосходящий всех их, и возлагал венцы на главу каждого из них, и тем более возвышался; я поражен был удивлением. – Тогда я спросил Ангела: кто сии, господин мой? Он в ответ мне сказал: это те, которые сложили смертную одежду и облеклись в бессмертную, и исповедали имя Божие; они теперь увенчиваются и принимают победные пальмы » ( 3Ездр.2:42–45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Сектант: 4) В 4 заповеди сказано: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай (в них) всякия дела твои, а день седьмый – суббота Господу Богу твоему» и т. д. А в 31 главе (ст. 15–16) Исхода суббота названа «заветом вечным», следовательно, должно и теперь праздновать ее, как установление вечное. Объяснения православного: 4) Да, евреи должны были праздновать субботу, иначе они были бы под клятвою закона ( Исх. 27:26 ). Мы же теперь не под законом, а под благодатью искупившего нас от этой клятвы Христа: «Христос, учит св. апостол Павел, искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою... Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относятся обетования... Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя, ибо все вы, говорит апостол, сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал. гл. 3-я), «Который упразднил вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением» ( Еф. 2:15 ). Слова: «навеки» и «вечно» в св. Писании Ветхого Завета не значат «навсегда», а означают время вообще продолжительное: «он останется рабом его вечно» ( Исх. 21:6 см. еще: Быт. 17:8 , Иис. Нав. 14:9 и др.) и особенно – время до пришествия Мессии – Христа, когда начался новый век, – век христианства. Сами же субботники не празднуют, например, еврейскую пасху с однолетним агнцем, опресноками (мацою), мазанием его кровию дверных косяков, не празднуют ее с препоясанными чреслами; с посохами в руках и т.п., а ведь Господь об этом празднике сказал: «Да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его... Храните сие, как закон для себя и для сынов своих навеки» ( Исх. 12:1–24 ). Сектант: 5) Нужно различать «установления вечныя» и «законы вечные» от «завета вечнаго»: «установления» и «законы» исполнялись только до Христа, а «завет» это – союз Бога с человеком и должен существовать вечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Тропарь общий преподобным женам, глас 2 Истинному желанию уневестившеся, христославнии,/и временнаго обручника отвергшеся совокупления,/и добродетельными подвиги возрастше,/на высоту востекосте нетления,/краснодушнии и многобогатнии,/столпи монашествующих жен и правило./ Темже о нас молите непрестанно,/любовию вашу память празднующих. Кондак, глас 2 Телеса своя постом изнуривше/и неусыпными молитвами моляще Зиждителя о гресех своих,/яко да приимете совершенное прощение,/и приясте Божественное оставление,/и Царствие Небесное.//Молите Христа Бога о всех нас. Иудейская пустыня и долина реки Иордан Иерусалим построен на холмах Иудейского нагорья, поэтому с какой бы стороны ни шел к городу путник, ему приходилось идти вверх. В древности говорили, что в Иерусалим восходят. Путь от Иерусалима мимо Вифании ведет в Иерихон. На холмах Иудейской пустыни в библейские времена бесчинствовали разбойники. Горная порода здесь имеет красноватый оттенок изза окисей железа, а тогда считалось, что холмы окрасились кровью убитых путников. Здесь находится небольшая пещера, которая обозначает место гостиницы доброго самарянина. Иерихон Источник Елисея 4-я Книга Царств 2, 19–22 И сказали жители того города Елисею: вот, положение этого города хорошо, как видит господин мой; но вода нехороша и земля бесплодна. И сказал он: дайте мне новую чашу и положите туда соли. И дали ему. И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия. И вода стала здоровою до сего дня, по слову Елисея, которое он сказал. Тропарь пророку Елисею, глас 4 Иже во плоти Ангел/и пророков начальнику свидетельствова, славный Елисее,/дивны чудеса соделал еси, пророче,/поспешеством Святаго Духа;/ силою Илииною исцелив водное естество,/звери же погуби пожирающия,/и Неемана очисти,/и вдовича сына воскресил еси,/и всем чтущим тя даруй благодать и исцеление. Иерихон стал первым городом, который завоевали древние израильтяне после перехода через Иордан (Нав 6, 1–26). Стенам Иерихона, павшим верою израильтян по семидневном обхождении (Евр 11, 30) около десяти тысяч лет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Что же видим мы в пророчествах святого Михея? Видим обличение греха, призыв покаяться и потерпеть Господа, когда Он гневается за грехи, пророчество о милости Господней, ведь Он – Волитель милости. Рейтинг: 9.8 Голосов: 360 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии римма 17 января 2014, 15:36 Милосердный Господи! Исцели мои болезни! Прости меня грешную! р.Б. Наталья 18 января 2013, 14:59 Спаси, Господи, Вас за статью! Какие чудные слова:Волитель милости! Серцеведче, Милосердне Господи, сотвори с нами по милости Твоей! С праздником всех!!! С Святым Крещением Господним! Иван Х. 17 января 2013, 18:36 Отец Павел, большое спасибо Вам за статью! Пророк - это, действительно, больше, чем успешный предсказатель будущего по мнению большинства обывателей. Пророк - это провозвестник Божиего Суда и Божией Милости. Каждый христианин, настоящий христианин, - это малый пророк. Это малый наследник святого праотца Ноя. Он строил всю жизнь свой ковчег, а люди смеялись (Мф. 24: 37-39, Лк. 17: 26-29). Люди сами осудили себя на смерть, не послушав его наглядной проповеди (Евр. 11: 7). Так и мы призваны свидетельствовать миру всем своим образом жизни, что мы ждём Божиего Суда и Божией Милости. Пророк спасает, просвещает не только себя, но и весь мир. Так должен жить всякий христианин. С пророками говорил Бог и с нами говорит Бог через Священное Писание и творения Святых Отцов, через церковную проповедь и Святые Таинства, через совесть и жизнь по вере. Только бы всегда слышать голос Божий! Пророк Валаам тоже был пророком, который даже предсказывал о Боговоплощении (Чис. 24: 17), но за совет Валаку об развращении Израиля был убит как враг народа Божиего (Нав. 13: 22), стал притчей во языцех - его имя стало нарицательным. Пример весьма страшный и поучительный. Ещё раз спасибо Вам, отец Павел, за отличную статью. р.б.Сергий 17 января 2013, 11:27 СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! " Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу. Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном. " (Pм.,VIII,3-5) " НЕ ВСЕ МЫ УМРЕМ, НО ВСЕ ИЗМЕНИМСЯ. "

http://pravoslavie.ru/58816.html

City of Refuge//IDB. Vol. 1. P. 639), или же он, т. о., как бы «усыновлял» невольного убийцу, брал его под свою личную защиту ( Delekat L. Asylie und Schutzorakel am Zionheiligtum. Leiden, 1967. S. 290-320). Главы 23-я и 24-я посвящены прощальной речи Иисуса Навина и обновлению завета с Господом. Подобно Моисею, Иисус Навин перед смертью собрал народ и дал ему последние наставления. Подводя итоги завоевания Ханаана, он еще раз напомнил, что основной причиной победных войн было то, что «Господь, Бог ваш, Сам сражается за вас» (Нав 23. 9-10). Побежденные народы продолжают жить среди Израиля (Нав 23. 12), но народ Божий должен «во всей точности… хранить и исполнять все, написанное в книге закона Моисеева» ( 23. 6) и не должен общаться с хананеями и служить их богам (Нав 23. 7). Господь Сам прогонит оставшихся хананеев и истребит их (Нав 23. 5). Дальнейшее овладение землей зависит от верности Израиля Моисееву завету, нарушение к-рого повлечет за собой гнев Господень и наказание (Нав 23. 16). Последние главы И. Н. к. содержат ряд параллелей с заключительными главами кн. Второзаконие: предсмертные слова Иисуса Навина повторяют прощальную речь Моисея, также призывающего народ хранить верность завету с Господом (Втор 29-30). Упоминание Иисусом о своем преклонном возрасте (Нав 23. 2) указывает на слова Моисея (Втор 31. 2). В ответ на слова Иисуса отвергнуть чужих богов и служить Господу (Нав 24. 14, 23) народ заверяет его в верности Богу (Нав 24. 16), тем не менее умирающий вождь пророчески возвещает, что они не смогут исполнить своих слов (Нав 24. 19). После многократного заверения народа служить Господу Иисус «заключил с народом завет... и дал ему постановления и закон в Сихеме» (Нав 24. 25). Это скорее всего означало не какой-то новый союз между Богом и Его народом, а обновление и подтверждение старого завета, заключенного на Синае. Иисус дал народу «устав и закон» (     - Нав 24. 25). Это словосочетание, встречающееся также в Исх 15. 25 и 1 Ездр 7.10, указывает на Иисуса как на законодателя. «И вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия» (       - Нав 24. 26; ср.: Неем 8. 8, 18) - т. е. вождь Израиля добавляет свои слова к тому, что уже было сформулировано Моисеем. В качестве знака возобновления завета Иисус устанавливает большой камень, к-рый «будет свидетелем против вас... чтобы вы не солгали пред Богом вашим» (Нав 24. 26-27). Древнейший обычай брать в свидетели горы или камни упоминается и в др. местах Свящ. Писания (см., напр.: Быт 31. 44-55). Место, избранное Иисусом Навином для торжественного собрания не случайно: именно в этой дубраве Сихема Господь явился Аврааму и дал великое обетование (Быт 12. 6-7); Авраам и впоследствии Иаков поставили здесь жертвенник (Быт. 33. 20). Именно здесь будут погребены останки Иосифа, принесенные из Египта (Нав 24. 32). Т. о., история завета с Богом, когда-то начавшаяся в Сихеме, получает здесь свое завершение.

http://pravenc.ru/text/293947.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010