Исх 14:15–31. 103 Исх 15:22–26. 104 Исх 16:1–36. 105 Исх 17:8–16. 106 Исх 17:12. 107 Исх 24:18; 34:28; Втор 9:9–18. 108 Чис 21:35; Втор 2:26 — 3:17. 109 Исх 14:15–31. 110 Пс 77:13. 111 Пс 32:7. 112 Пс 113:7–8. 113 Исх 15:8. 114 Быт 1:9. 115 Пс 23:7–9. 116 Нав 3. 117 4 Цар 2:8–15. 118 Нав 3:17. 119 Нав 6. 120 Нав 12:24. 121 Нав 10:12. 122 Евр 11:33. 123 Притч 20:6. 124 Иов 27:5–6. 125 Мк 5:34. 126 Мф 9:28–29. 127 Мк 9:24. 128 Мф 8:8–10; Лк 7:1–10. 129 Мк 5:23–42. 130 Ин 11:23–27. 131 Мк 16:18. 132 Мф 22:21. 133 Мф 14:31. 134 Мф 17:20; Мк 11:22–23; Лк 17:5. 135 Мф 14:28–31. 136 Мк 16:17–18. 137 Евр 11. 138 Мф 13:8; Мк 4:9; Лк 8:8. 139 Мф 25:21. 140 Например, Антонелли: N. Antonelli, Sancti Patris nostri Jacobi, episcopi Nisibeni, Sermones. Rome 1756. 141 См. о ней сл. статью: Д. Е. Афиногенов, Завет и Царство (Историософия Афраата)//Вестник древней истории, 1 (1994), с. 176–187. 142 T. D. Barnes, Constantine and the Christians of Persia//The Journal of Roman Studies 75 (1985), p. 133–134. 143 R. Murray, Symbols of Church and Kingdom. A Study in Early Syriac Tradition. Cambridge, 1975. P. 144 См. главу «Когда наступит царствование Антихриста?» в книге проф. А. Д. Беляева «О безбожии и Антихристе», ч. 1. Сергиев Посад, 1898. 145 См. статью: Craig E. Morrison, The Reception of the Book of Daniel in Aphrahat " s Fifth Demonstration, «On Wars»: http://syrcom. cua. edu/Hugoye/Vol7No1/HV7N1Morrison. html. 146 G. Lafontaine, CSCO 382=Scriptores Armeniaci 7 (1977), 88–114 [арм. текст]; CSCO 383=Scriptores Armeniaci 8 (1977), 46–60 [перевод]. 147 Издание: F. M. E. Pereira, Jacobi, episcopi Nisibeni, Homilia de adventu regis Persarum adversus urbem Nisibin//Orientalische Studien Th. Noldeke zum siebzigsten Geburtstag gewidmet. GieBen 1906, p. 877–892 [текст основан на одной из двух дошедших рукописей, без перевода]. 148 Аграфон, встречается также в Псевдо–Климентинах (см.: A. Resch, Agrapha (Texte und Untersuchungen 30). Leipzig, 1906. Agraphon 82, p. 106–107); ср. Мф. 18, 7; Рим. 3, 8. 149

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Из среды Вениамитян вышел второй судья израильский Аод (сын Геры) и первый израильский царь Саул (сын Киша), отличавшийся своим исполинским ростом. По разделении еврейской монархии колено Вениаминово сохранило верность дому Давидову и вошло в состав царства Иудейского, поддерживая его в тяжкие годины его невзгод. По возвращении из плена вавилонского оно также составляло значительный элемент в возрождённом Иудейском царстве, и из него произошёл Савл, впоследствии апостол Павел. Города, входившие в удел Вениамина: Гаваон, Иерихон и, конечно же, Иерусалим. Гева или Гива, город левитов в колене Вениаминовом (И. Нав. 18:24; 21:17) близ Рамы (Неем. 7:30; Ис. 10:29) недалеко от северной границы Иудейского царства (4 Цар. 23:8). Рама, город, лежавший близ границ колена Ефремова. Цела — (И. Нав. 18:28), где Кис, отец Саула, имел семейную могилу, в которой были погребены Саул и Ионафан (2 Цар-21:14). Бахурим — родина Семея, близ Иерусалима (2 Цар. 3:16; 16:5; 17:18). Афин — (И. Нав. 18:24), названный у Иосифа Флавия Гофна, теперь селение в расстоянии почти 10 км к северу от Иерусалима. Алмон (И. Нав. 21:18) или Аллемеф (1 Пар. 6:60), город священников; теперь развалины Алмит к северо-востоку от Ана-фофа. Гиффаим (2 Цар. 4:3; Неем. 11:33). Цемараим (Ис. Нав. 18:22) город, а также гора вблизи этого города (2Пар 13:4); у этой горы иудейский царь Авия нанес поражение израильскому царю Иеровоаму I. Город Ц. упоминается в списке Шешонка (библ. Сусакима); место, где он стоял, находится рядом с Рас-эс-Цемарой, на горе, между Тайибой (см. Ефрон (2); ср. 2Пар 13:19) и Раммуном, прим. в 20 км сев.-вост. Иерусалима. Галлим (волны, груды камней; 1Цар 25:44): Город колена Вениаминова к с. от Иерусалима, упоминаемый, как место откуда происходил Фалтий, которому Саул отдал в замужество дочь свою В Православной церкви Вениамин почитается в лике праотцов, память совершается в «Неделю праотцев» во второе воскресение перед Рождеством Христовым. Мавзолей Биньямина находится на перекрёстке Кефар-Сава восточная, на северном окончании кибуца Неве Ямин, наименование которого произошло от названия места захоронения. В древности здесь проходила торговая дорога из Сирии в Египет. У арабов мавзолей называется «Neby Yamin». На северной стороне мавзолея имеется высеченная на камне надпись на арабском языке, восхваляющая Бога. Здесь имеются также два родника. Это место было заселено уже в конце римского и византийского периодов (II—VII вв. н. э.). Находящиеся вблизи гробницы руины, относятся к периоду Мамлюков (XIV век н. э.). На находящемся поблизости постоялом дворе имеются каменные пластины с высеченной датой 1312 г.

http://pravicon.com/info-1967

6-13; 15. 16-19; 17. 14-18; 18. 3-6, 8-10; 19. 47, 49-50; 22. 9-34); замечания об остатках ханаанского населения в земле обетованной (13. 13; 15. 63; 16. 10; 17. 12-13); список городов убежища (20. 1-8); сообщения о церемонии заключения завета 24. 1-28; повествования о похоронах (24. 29-30, 32-33). Следы самой ранней второзаконнической редакции обычно находят в главх 2-11 и в 14-17, а также частично ее элементы находятся в Нав 2.1, 17-21, 24; 3.1; 4. 9; 5. 4, 7, 9, 10-12; 6. 17-19, 22-25, 27; 7. 1a, 10-12, 26; 8. 2, 8, 9, 12-13, 23-25, 27-28; 9. 1-3, 6-7, 15b, 22-23, 25-27a; 10. 1-2, 7, 9b, 10b-11a, 12a, 13a-15, 19-20, 23, 26b-28, 29-39, 41-43; 11. 1-2, 10, 13-14a, 16-20a ( Butler T. C. Joshua. Waco (Tex.), 2002. P. XX. (WBC; 7). Тот факт, что большая часть повествований в главах 2-10 касается территорий, к-рые позднее принадлежали колену Вениаминову (Нав 18. 11-28), способствовал появлению теории, что при составлении И. Н. к. гл. обр. использовались предания этого колена, объединенные с др. материалами. Почти четверть текста И. Н. к. отражает предания, связанные со святилищем в Галгале, значение к-рого понятно из Нав 3. 5, 8, 15-16a; 4. 1-3, 8, 15-23; 6. 3, 4, 6, 8, 9, 13, 14-16, 20. Центральное место в повествовании уделено Галгалу также в Нав 5. 9-10; 9. 6; 10. 6, 7, 9, 15, 43. При этом большая часть глав 2-10 написана как этиологическая история - особый лит. жанр повествования, объясняющий причину или значение новых событий, происхождение имен, топонимов. Этиологические повествования сохранялись в качестве устного предания среди колен ( Golka F. Zur Erforschung der Ätiologien im AT//VT. 1970. Vol. 20. N 1. P. 90-98). К ним также относят Нав 4. 3, 5-9, 20-24; 5. 9; 6. 25-26; 7. 26: 8. 28-29; 9. 27. Их возникновение связывалось с богослужебной практикой в древних израильских святилищах ( Soggin J. A. Kultätiologische Sagen und Katachese im Hexateuch//VT. 1960. Vol. 10. P. 341-347). Святилище в Галгале на территории колена Вениаминова являлось хранилищем собранных преданий, составивших основную часть текста И.

http://pravenc.ru/text/293947.html

Это четырехчастное деление народа, яснее всего выступающее в кн. Нав.7:14; 16–18, с умножением сынов Израилевых в Египте правильным ходом поколений, естественным путем образовалось так, что колена были основаны двенадцатью сыновьями Иакова как родоначальниками народа, племена внуками Иакова, семейства или домы отцов – его правнуками; эти последние (семейства) разветвлялись потом далее: на отдельных отцов дома с их домашними и потомками, женами, детьми, внуками. Но эта последовательность членов, соответствующая естественному ходу рождений, не строго удерживалась. Оба сына Иосифа, рожденные после переселения Иакова в Египет, становятся, чрез присоединение их патриархом к его сыновьям ( Быт.48:5 ), родоначальниками колен, так что произошло собственно тринадцать колен, хотя постоянно считается только двенадцать (нацрим. Исх.24:4 ; Нав.4:2 и др.), потому что колено Левия, как уполномоченное для священного служения, заняло посредствующее положение между народом и Иеговою и вследствие этого не получило никакого определенного участка в земле ханаанской, никакой особенной области ( Нав.13:14,33 ); поэтому оно обыкновенно не считается на ряду с другими ( Чис.17:21 ; Нав.13:7 ); но где это бывает, там колено Ефремово и Манассиино соединяются в одно, как колено Иосифа ( Чис.26:28 ср. ст. 57; Нав.16:1; 17:14 ). И роды основались в начале не только чрез внуков Иакова или сынов им рожденных или усыновленных сыновей, но отчасти и чрез внуков и правнуков двенадцати родоначальников колен. Из перечисленных в 26 гл. Чисел 57-ми родов, на которые делились двенадцать колен, в последний год странствования в пустыне, у Иуды образовались два рода чрез его внуков, сынов Фареса (ст. 21); у Манассии также род чрез его внука Галаада, кроме того 6 родов чрез сынов Галаада или правнуков Манассии (ст. 29–38); у Ефрема также род чрез его внука Арана сына Шутелы (ст. 36); у Вениамина два рода чрез его внуков, сынов Белы (ст. 40) и у Ассира равным образом два рода чрез его внуков, сынов Верии (ст. 45).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

1:27–36 Здесь кратко упоминается о нарушениях завета разными коленами ( Втор. 7,1.2; 20,16–20 ). 1 сынов Дановых. См. гл. 17; 18. Глава 2 2:1–5 В данном фрагменте содержатся обличения израильтян в нарушении завета и пояснение, за какие беззакония израильтяне будут наказаны (причем, наказанием станут их же беззакония, которые и будут их преследовать). Поскольку израильтяне нарушили условия договора, приговор им вынесен в соответствии с законом. 2 Ангел Господень. См. 6,11–24; 13,2–23. Слова, произносимые посланцем Бога (6,11–24; Исх. 3,1–17 ), являются Божиими словами. Ангел Господень, известный также как «ангел (т.е. вестник) Его присутствия», вывел израильтян из египетского рабства и сражался на их стороне ( Исх. 14,19; 23,20–23; 33,2 ; Чис. 20,16 ). из Галгала. Ковчег завета находился в Галгале ( Нав. 5,1–12 ). Я вывел вас из Египта. Такими же словами начинаются Десять Заповедей ( Исх. 20,2 ; Втор. 5,6 ). Это совпадение не случайно: оно свидетельствует о том, что все деяния Господа и Его заповеди находятся в неразрывном единстве. Ангел послан для того, чтобы напомнить людям о завете (см. ком. к 2,1–5) и о том, что Бог хранит ему верность ( Втор. 7,8.12.13 ). Я ввел вас в землю, о которой клялся. Бог сдержал Свою клятву ( Нав. 23,3–16 ). не нарушу завета Моего. См. Втор. 7,9 . 2 не вступайте в союз с жителями. См. 3,5,6; Исх. 34,12–14 ; Втор. 7,2–4 ; Нав. 23,6.7 . жертвенники их разрушьте. Идолопоклонство являлось нарушением завета (ст. 11; Исх. 34,13 ; Чис. 33,52 ; Втор. 7,5; 12,3 ; Нав. 23,16 ), и поскольку земля обетованная была местом присутствия Господа (скиния), жертвенники другим богам не могли находиться пред лицом Бога. не послушали гласа Моего. Заключив союз с хананеями (3,5.6), израильтяне нарушили условия завета: они не изгнали язычников с земли обетованной и не разрушили их жертвенники (6,25–32). Это являлось грехом пред Господом, так как Бог не терпит идолопоклонства. 2 не изгоню их от вас. Своими победами Израиль обязан Богу, а не собственной силе. За нарушение завета Бог грозит наказать израильтян, лишив их Своей помощи в освобождении страны от хананеев ( Чис. 33,52 ; Нав. 23,12.13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

петлею, и боги их... сетью. Браки и все другие формы сближения израильтян с хананеями были запрещены, потому что могли привести (и действительно приводили) к идолопоклонству ( Исх. 34,12 ; Чис. 33,55 ; Втор. 7,16 ; Нав. 23,12.13 ). Израиль за нарушение завета понесет впоследствии то же наказание, что и хананеи: и те и другие будут изгнаны из страны ( Чис. 33,56 ; Нав. 23,13 ). 2:6–10 См. Нав. 24,28–31 . 2 Когда Иисус. См. 1,1; Введение: Характерные особенности и темы. 2 народ служил Господу. См. Нав. 24,16–18,21.22.31 . То поколение израильтян, которое сохранило верность завету, обрело благословение в земле обетованной. которые видели все великие дела. См. ст. 10; Втор. 4,9; 6,22; 7,19; 11,2–7 ; Нав. 23,3 . 2 который не знал Господа и дел Его, какие Он делал Израилю. Знания о чудесах Божиих (ср. Пс. 43,2–4; 77,2–8 ) должны были передаваться от поколения к поколению ( Втор. 4,9; 6,1–6 ). Однако старейшины, священники и судьи не сумели сохранить в чистоте завет и донести знания о великих делах Божиих до новых поколений Израиля. 2:11–19 В соответствии с заветом Бог вершит суд над впавшим в идолопоклонство Израилем (ст. 11–13,17,19). «Слыша стоны» израильтян «об угнетавших и притеснявших их», Господь воздвигал над ними судей (ст. 16), дабы те указывали им путь, «коим ходили отцы их, повинуясь заповедям Господним» (ст. 17). Однако народ не оставлял «дел своих» и «от стропотного пути своего» не отказывался (ст. 19). Тема ст. 11–19 развивается далее в 1Цар. 12,9–11 и Пс. 105,34–46 . 2 служить Ваалам. См. ком. к ст. 2. Избрав Ваала, хананейского бога-громовержца и бога плодородия, они отвергли Господа, Который провел их через Чермное море и имел истинную власть «над громами и молниями». Поклонение воздавалось статуям Ваала, которых было великое множество. 2 Астартам. Астарта богиня плодородия в хананейском пантеоне. См. ком. к ст. 11. 2 гнев Господень ... предал их в руки. См. Втор. 28,48 ; 1Цар. 12,9 . Враги Израиля не имели власти над народом Божиим, разве что по соизволению Самого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Колено М. было одним из самых многочисленных: если через год после исхода из Египта взрослых мужчин, годных к войне, было 32,2 тыс. (Числ 1. 34), то уже к концу странствования по пустыне - 52,7 тыс. (Числ 26. 34), что превосходило по числу представителей колена Ефремова. Во время передвижения по пустыне колено М. располагалось станом к западу от скинии, рядом с коленами Ефрема и Вениамина. При длительных переходах эти 3 колена, как потомки Рахили, шли вместе следом за левитами, несущими ковчег завета (Числ 2. 18-24). Часть представителей колена М. вместе с коленами Рувима и Гада пересекла р. Иордан и поселилась на склонах гор Галаада - от р. Иавок к северу от Галилейского м., получив во владение земли на вост. стороне Иордана еще до завоевания Ханаана (Числ 32. 33, 39-42; Нав 13. 9-11). Колонизация Заиорданья М. происходила вместе с захватом представителями колена Ефремова этого же региона (Суд 12. 4; 2 Цар 18. 6). При разделе Ханаана колено М. получило основной надел в центральной части страны - от р. Иордан на востоке до Средиземного м. на западе, от Сихема на юге до горы Гелвуй на севере. Колено М. занимало обширные плодородные нагорья и маленькие равнины к северу от колена Ефремова, их территории были смежными и впосл. составили костяк Северного (Израильского) царства; на севере территория колена М. граничила с коленами Иссахара и Завулона. По-видимому, в древности центральная часть горного массива Палестины была покрыта лесами. Расширяя свои небольшие наделы, колена М. и Ефрема вырубали лес (Нав 17. 14-18). Представители колена М. заселили прибрежную долину на западе, склоны горы Кармил на северо-западе, долину Изреель на востоке, долину Беф-Сан на северо-востоке. В Заиорданье владения М. были ограничены горной грядой Галаада и низиной р. Иавок. Главными поселениями на западе М. были Сихем, Васан, Астароф, Дофан, Тирца, Тевец, Арума, Офра, Везек, Арюбоф. На востоке основными городами колена были Иавис Галаадский и Авел-Мехола. Поселения Сукхоф, Пенуэл, Цартан, Цафон, расположенные в долине р. Иавок, вероятно, имели статус совместного с коленом Гада владения. Но мн. места так и остались во владении у местного хананейского населения (Нав 17. 12 сл.; 3 Цар 4. 13). На территории колена отдельные города принадлежали колену Ефрема (Нав 16. 9) и 4 города получили левиты (Нав 21. 25, 27). Обладание М. территорией по обе стороны Иордана является показателем его большего успеха в завоевании Св. земли, нежели у колена Ефрема.

http://pravenc.ru/text/2561804.html

Делаемый отсюда вывод, что сам Иисус Навин написал и прочие отделы, мог бы быть правильным, если бы содержание этой священной книги вполне соответствовало времени Иисуса Навина. Но на самом деле в ней находятся такие места, которые указывают на время, следовавшее за его смертью. Еще блаженный Феодорит остановил внимание на одном из таких мест и пришел к заключению, что Иисус Навин не был писателем книги, носящей его имя. Приведя слова «не сие ли есть писано в книге найденной» ( Нав.10:13 ), блаженный Феодорит говорит: «Писатель, сказав нам о такой силе пророка, что одним словом воспретил продолжать свое течение великим светилам… и опасаясь, что иный не поверит сему сказанию, говорит, что найдено это в древнем писании. Из сего явствует, что книгу сию написал кто-либо другой из живших позднее, почерпнув это из оной книги» 7 . Такое же представление о писателе этой книги внушают и другие изложенные в ней события, между которыми особенную важность в данном отношении имеют следующие. В Нав.15:14–19 говорится о завоевании Халевом городов Хеврона и Давира. Это завоевание с такими же подробностями изложено в кн. Судей ( Суд.1:10–15 ) между событиями, совершившимися по смерти Иисуса Навина ( Суд.1:1 ). Слова, читаемые там же Нав.15:63 : «но иевусеев, жителей Иерусалима, не могли изгнать сыны Иудины...» – указывают также на время, следовавшее за смертью Иисуса Навина, так как завоевание Иерусалима сынами Иудиными, по Суд.1:1,8,21 , произошло по смерти Иисуса Навина. Подобное приведенному замечание сделано и в Нав.16:10 , о ефремлянах, которые «не изгнали хананеев, живших в Газере». Это событие в Суд.1:29 отнесено также к тем, которые произошли или сделались ясными и обратили на себя внимание по смерти Иисуса Навина ( Суд.1:1 ). Равным образом писателю книги Иисуса Навина известно было и завоевание Дановым коленом Ласема, названного после того Даном ( Нав.19:47 ). Это событие, изложенное с обстоятельностью в кн. Судей ( Суд.18:1 ) как завоевание Лаиса, получившего тоже название «Дан», совершилось в то время, когда «не было царя у Израиля» ( Суд.18.1 ), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

224). Аргов в Васане, см. ( Втор.4:43 ; Нав.13:30 ; 4Цар.10:33 ; Мих.7:14 ). 3Цар.4:14 .  Ахинадав, сын Гиддо, в Маханаиме; Центр седьмого, также восточно-иорданского округа, – город Маханаим ( Быт.32:2 ; Нав.13:26,30 ; 2Цар.17:24,27 ), его сближают с нынешним Birket-Mahne. 3Цар.4:15 .  Ахимаас – в земле Неффалимовой; он взял себе в жену Васемафу, дочь Соломона; Восьмой округ опять по западную сторону Иордана, на запад от Геннисаретского озера (ср. 2Цар.15 ). 3Цар.4:16 .  Ваана, сын Хушая, в земле Асировой и в Баалофе; Девятый округ в Ассировом колене, севернее колена Иссахарова ( Втор. 33:24 ); Хусий, может быть, одно лицо с другом Давида Хусием ( 2Цар. 15:32 ). 3Цар.4:17 .  Иосафат, сын Паруаха, в земле Иссахаровой; Десятый округ – в земле Иссахаровой, между коленом Завулоновым на севере и Манассииным на юге ( Нав. 19:17 ), между морем Тивериадским и долиною Изреель. 3Цар.4:18 .  Шимей, сын Елы, в земле Вениаминовой; Одиннадцатый округ в Вениаминовом колене, между Ефремовым на севере и Иудиным на юге. 3Цар.4:19 .  Гевер, сын Урия, в земле Галаадской, в земле Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского. Он был приставник в этой земле. Двенадцатый округ, как и шестой и седьмой, лежал на восточной стороне Иордана – в Галааде; Галаад – в обширном смысле (как и в ( Чис.32:29 ; Нав.22:9 ; Суд.10:8,20:1 ; 2Цар.24:6 ) и др.), за исключением упомянутых в 13–14 ст. городов. (В принятом тексте LXX: Γδ, но во многих кодд.: Γαλαδ). О завоевании евреями земель Сигона Аморрейского и Ога Васанского см. ( Чис.21:21–35 ; Втор.2:30–35,3:1–13 ). Стихи 21–34 в еврейской Библии образуют первую половину уже V главы. Напротив LXX, Vulg., слав. помещают эти стихи в качестве продолжения речи о придворных и приставниках Соломона, пятая же глава в этих переводах имеет вид цельного, законченного рассказа о приготовлениях Соломона к построению храма. Деление LXX имеет очевидное преимущество пред евр. масор. 21–24, евр. 5:1–4. «Река», нагар в Ветхом Завете вообще, особенно же при указании границ Палестины, обычно означает Евфрат ( Быт.31:21 ; Исх.23:31 ; Чис.22:5 ; Нав.24:2 ; Пс.71:8 ; Мих.7:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Первомученик Стефан упоминает об Иисусе Навине и завоевании им обетованной земли (Деян.7:45). Ап. Иаков упоминает о принятии соглядатаев и спасении чрез то Раави блудницы (Иак.2­­ Нав.2:1—21). Ап. Павел прославляет веру Раави и завоевателей Иерихона (Евр.11:30—31 ­­ Нав.2:1—20; 6 гл.).    Библейские писатели, вспоминая о событиях эпохи Иисуса Навина, придают повествованиям книги вполне исторический характер и непререкаемо утверждают ее историческую достоверность. Последняя незыблемо покоится на том, что сам Иисус Навин принимал личное участие в событиях, о коих повествуется в его книге, и был непосредственным их свидетелем, как при завоевании, так и при разделении обетованной земли, и сам произносил увещательные речи. А он удостоен был божественного вдохновения (Числ.27:18; Втор.34:9; Сир.46:1). Были также составляемы и тщательно сохраняемы для последующего времени письменные памятники — записи «в книгу» писцов, которые «расписывали» землю по городами и уделам ее (Нав.18:1—9). Может быть ими были тщательно записаны числа (4:13; 7:4—5; 8:12, 25) и имена (12:9—24) разных лиц, стран, воинов, городов, сел. Тщательно сохранялись долгое время вещественные памятники: камни на дне и на берегу Иордана (Нав.4:9, 20); груда камней над трупом Ахара (7:26); развалины сожженного Гая (8:28); камни при пещере с трупами ханаанских царей (10:27). Собственные имена: Галгал (5:9), Ахор (7:26), Жертвенник-Свидетель (22:34). — Все эти записи, памятники и имена, отмечаемые священным историком, по его взгляду должны были не уличать, а подтверждать его повествования. Кроме того, весь еврейский народ, в большинстве случаев, был очевидцем и свидетелем всех событий и мог легко заметить всякую погрешность в описании их. Таких же погрешностей никто никогда не замечал, а напротив все и всегда подтверждали их полную правдивость.    Правдивый характер священного историка имеет внутреннюю, как бы принудительную для читателя, черту и силу, состоящую в его полном беспристрастии к деяниям описываемых лиц. Так, он не скрывает ни в жизни Иисуса Навина (7:1—6; 9:14—16), ни в жизни еврейского народа ошибок, погрешностей и даже преступлений (24:14, 23). Не вполне правдивому и пристрастному историку очень свободно можно было бы о подобных событиях умалчивать. Он в этом отношении вполне подобен Моисею, хотя не наполняет своего повествования укоризнами евреям, но не наполняет и похвалами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010