7. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими. (Земля ваша пуста, гради ваши огнем пожжени, страну вашу пред вами чуждии поядают, и опусте низвращена от людий чуждих ). Вот поражение, болезнь и страдания еврейского народа: опустошение, пожар, хищение, разорение, вот его неисцельные пятна, раны, язвы ( Ис.1:6 ). Как у ленивого вола, упорного осла, неверного раба отнимают средства к жизни, так и у Израиля, упорного и враждебного Богу, отнимаются средства к жизни и отдаются другим, прежде недостойным того. Этот праведный суд Божий над Иудеей уже настал во дни нечестивого царя её Ахаза, когда «предал его Господь, Бог его, в руку царя Сириян, и они поразили его, и взяли у него множество пленных, и отвели в Дамаск. Также и в руку царя Израильского был предан он, и тот произвел у него великое поражение. В то же время еще Идумеяне приходили и многих побили в Иудее и взяли в плен; и филистимляне рассыпались по городам низменного края и юга Иудеи... Так унизил Господь Иудею за Ахаза, царя иудейского, потому что он развратил Иудею и тяжко грешил пред Господом» (2Пар . 28:5, 16–19; ср.1–4) . Но в будущем времени предстояло еще большее опустошение Иудеи и унижение Сиона. 8. И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город. (Оставится дщерь Сионя, яко куща в винограде и яко овощное хранилище в вертограде, яко град воюемый). Иерусалим – дочь древнего Сиона. Первоначально заселен был естественно укрепленный холм Сион, а впоследствии от него уже по соседним холмам и долинам распространился город. Находясь почти в средине Палестины, Иерусалим с разных сторон был обезопашен многими укрепленными городами; но главным оплотом его был храм, где присутствовал истинный Царь народа – Господь Иегова ( Ис.2:2–4 ). Но вот Господь оставит свой город, и его постигнет жалкая участь: Иерусалим, прежде многолюдный, обстроенный крепкими стенами, теперь будет «как палатка в винограднике, как шалаш в огороде». По снятии винограда и собрании плодов, когда удалится хозяин из виноградника или огорода, палатка и шалаш в них остаются беззащитными, делаются хилыми, разоряются зверями, расхищаются ворами, тлеют от дождя, падают от ветра. Также бедственно и печально будет существование Иерусалима, когда его оставит Господь: когда «виноградник Божий» будут расхищать враги, когда народонаселение страны пойдет в плен ( Ис.5:1–6,7,9–10,13–14,26–30 ); то столица её, Иерусалим будет бедствовать как «город подвергшейся осаде, из него никто не выйдет и в него не войдет, под страхом неизбежной смерти. В таком страхе некогда находились хананеи – жители Иерихона, осажденные войском Иисуса Навина ( Нав.5:16 ), а теперь столь же несчастную судьбу испытает Иерусалим: кругом него страх,– то пожар, то грабеж, то убийство ( 2Пар.28:6–8,17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 35 По повелению Божию Иаков переходит в Вефиль, где окончательно утверждается за ним имя Израиль Быт.35:1 . Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль и живи там, и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Исава, брата твоего. Кровавое дело Симеона и Левия в Сихеме делало небезопасным дальнейшее пребывание семьи Иакова в окрестностях Сихема (ст. 3). Притом целью путешествия Иакова из Харрана был Вефиль ( Быт. 28:19, 31:13 ), которого Иаков все еще не достиг, несмотря на десятилетнее уже пребывание его в Палестине. Посему Бог дает ему повеление идти в Вефиль, которое одновременно было и одобрением и напоминанием. Быт.35:2–3 . И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши; встанем и пойдем в Вефиль; там устрою я жертвенник Богу, Который услышал меня в день бедствия моего и был со мною [и хранил меня] в пути, которым я ходил. Под влиянием этого откровения, а равно и в ожидании движения в священный для Иакова Вефиль ( Быт. 28:19 ), он (как после Моисей от народа – перед Синайским законодательством, Исх. 19:10–14 ), требует от всех членов семьи своей полного очищения – отвержения всех языческих примесей идолослужения (терафимам и, вероятно, другим идолам, служение которым могло быть занесено в семью Иакова месопотамскими рабами его, а также под влиянием сношений с сихемлянами) и, как внешнего знака сего, омовения и перемены одежды, оскверненных идолослужением. Это был как бы акт приготовления к высшему освящению (ср. Исх. 19:10, 15 ; 2Цар. 12:20 ). Мотивом к этому Иаков выставляет свое чувство благодарности Господу за помощь в бедствиях пути. Быт.35:4 . И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них, и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема. [И оставил их безвестными даже до нынешнего дня.] Слово патриарха производит немедленное действие: домочадцы его отдают ему не только идолов, но и серьги (ср. Исх. 32:2 ): «может быть, и это были какие-нибудь знаки (символы) идольские, а потому и их вместе с идолами принесли Иакову» ( Иоанн Златоуст , Бес. 59, с. 642). Блаженный Августин (Quaestitiones ad h. l.) видит в этого рода серьгах волшебные талисманы и называет их «idolorum phylacteria» (хранилища идолов). Равным образом р. Маймонид в тр. «akum imazzeloth» (идолопоклонники) признает их кумирами. Иаков закапывает эти предметы в землю (по иуд. преданию – тайно, чтобы никто не извлек их обратно), под дубом близ Сихема, пользовавшегося, по-видимому, известностью ( Быт. 12:6 ; Нав. 24:26 ; Суд. 9:6 ). Прибавка LXX (также слав. и русск. перев.), что Иаков сделал идолы безвестными до сего дня, хотя и имеет характер глоссы, текстуальной традицией не подтверждаемой, но имеет, однако, внутреннюю достоверность.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

С Евр: „так говорит Иегова: за три преступления Иуды, и за четвертое не отменю сего, за то, что они презрели закон Иеговы, и не хранят заповедей Его, и совратили их с пути лжебоги их, в след которых ходили отцы их“. Св. Амос от языческих народов теперь обращается к Иудеям. Им он грозит гневом Божиим за многие преступления – за презрение закона Божия, не соблюдение Его заповедей и за почитание идолов, коим покланялись и отцы их (идолопоклонство разумеется у LXX под словом суетная). Наклонность к идолослужению Евреи получили с древнейших времен; в Египте научились покланяться тельцу, а потому и слили золотого тельца при Синае; тогда же, в путешествие свое по пустыне, по словам пророка, носили с собою скинию Молоха и звезду бога своего Ремфана ( Ам. 5:26 ); в пределах Моавитских привязались к гнусному служению Веелфегора или Хамоса (Числ. гл. XXV); в земле обетованной, подражая соседним язычникам, „служили, говорит свящ. писатель книги Судей, Ваалам и Астартам и богам Арамейским (Сирским), и богам Сидонским, и богам Моавитским, и богам Филистимским, а Господа оставили и не служили Ему“ ( Суд. 10:6 ; Сн. Иисус Нав. 24:23 ; Суд. 2:2–19, 3:6, 5:8, 6:1–25,33 и др.). Сам Соломон, по пристрастию к своим женам – иноплеменницам участвовал в служении Астарте – божеству Сидонскому, Хамосу Моавитскому и Молоху Аммонитскому ( 3Цар. 11:4–8 ; Сн. 4Цар. 23:13 ). Затем, по разделении царства Еврейского на Иудейское и Израильское идолослужение в том и другом царстве не прекращалось, как мы видели 57 , до самого их падения. 5 . И послю огнь па Иуду, и пояст основания Иерусалимля. С Евр: „пошлю огонь на Иуду и пожрет чертоги Иерусалима“. Огнем, разрушившим Иудейское царство, был Навуходоносор, царь Вавилонский (4 Цар. гл. XXIV и XXV). Он начал разрушение, а покончил военачальник его Навузардан (ок. 589 г. до Р. X.). „Пришел Навузардан, говорится в 4-й книге царств, начальник телохранителей, слуга царя Вавилонского. в Иерусалим; и сжег дом Господень и дом царя, и все домы в Иерусалиме, и все домы большие сожег» огнем, и стены вокруг Иерусалима разрушило войско Халдейское“ ( 4Цар.25:8–10 ; Сн. Дан. 1:1 ; Иер. 25:1, 52: 28–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Ветхозаветная история немало даёт нам примеров таких наказаний или отлучений, совершаемых Самим Богом. Так, после проклятия, бывшего ещё в Раю, в наказание за первое грехопадение прародителей ( Быт.3:14–24 ), Он изрекает проклятие на первого сына прародителей, на братоубийцу Каина: «и ныне, – говорит Он ему, – проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей... ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» ( Быт.4:11–12 ). А затем во Всемирном потопе истреблено было, как недостойное милости Божией, всё развращенное человечество, за исключением Ноя с семейством. После потопа, когда вновь размножившееся человечество не оказалось лучше, мы снова видим целый ряд отлучений, исходивших от Самого Бога, а позже произносимых от Его имени верными рабами Его в лице первосвященников, пророков и благочестивых царей. Эти отлучения были или общие, каково, например, проклятие, произнесённое Моисеем на преступников закона: «Проклят [всякий человек], кто не исполняет [всех] слов закона сего и не будет поступать по ним!» ( Втор.27:26 , ср. Втор.28:15–68 ), а также Иисусом Навином на Иерихон ( Нав.6:16 ), или частные – в отношении к определённому лицу, каковы, например, отлучение и казнь Корея Дафана и Авирона ( Числ.16:1–40 ), отвержение Саула ( 1Цар.15:10–33 ) и др. Эти-то и другие, подобные им, непререкаемые в своём Божественном характере и действенном значении примеры отдельных и как бы случайных отлучений и положены были в основу того обряда отлучения от религиозного общения, какой существовал у иудеев послепленного периода. Уже Ездра ясно упоминает об этом учреждении как о действительно существующем ( 2Езд.9:9 ), а позднейшие раввины во многих местах Талмуда сообщают о нём подробные и обстоятельные сведения. Иудейское отлучение, по свидетельству Талмуда, имело три степени. Самая низшая из них называлась «нидуи» (nidui от nidoa – отделять, исключать, выгонять, по-гречески «афоризин», см. Лк.6:22 ) и состояла в том, что подвергшийся этому наказанию отлучался на тринадцать дней от сообщения с другими и никто, кроме жены и детей, не смел подходить к нему ближе, чем на четыре фута.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Ср. ( Исх. 32:9, 33:3, 34:9 ; Втор. 9:6, 13 ). «Поставили над собою вождя, чтобы возвратиться в рабство свое». Слав.: «даша начало (LXX δωκαν ρχν) возвратится на работу свою во Египет». В этом замечании имеется в виду указание ( Чис. 14:4 ). Однако факт, когда евреи поставили себе вождя вместо Моисея, неизвестен. Отсюда справедливо предлагают евр. vaittnu rosch «поставили вождя» понимать в общем смысле: «и обратили голову», т.е. поставили решение, решились. Перев. Гуляева: «и в упорстве своем обернули головы к прежнему рабству». Неем.9:18 .  И хотя они сделали себе литого тельца, и сказали: вот бог твой, который вывел тебя из Египта, и хотя делали великие оскорбления, О почитании золотого тельца см. ( Исх. 32:4 ). Неем.9:19 .  но Ты, по великому милосердию Твоему, не оставлял их в пустыне; столп облачный не отходил от них днем, чтобы вести их по пути, и столп огненный – ночью, чтобы светить им на пути, по которому им идти. Имеется в виду место ( Чис. 14:14 ), по которому и после согрешения народа чудесный столб не перестал предшествовать ему. Неем.9:20 .  И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их, и манну Твою не отнимал от уст их, и воду давал им для утоления жажды их. Слова 20 ст. имеют ввиду факт, когда Господь для возвышения авторитета Моисея даровал дух пророчества семидесяти старейшинам ( Чис. 11:17, 25 ). «И манну Твою не отнимал от уст их» (ср. Чис. 11:6–9 , Нав. 5:12 ). «И воду давал им для утоления жажды» (ср. Чис. 20:2–8 ). Неем.9:21 .  Сорок лет Ты питал их в пустыне; они ни в чем не терпели недостатка; одежды их не ветшали, и ноги их не пухли. В ст. 21 обобщается все, что сделано было Господом для избранного народа в пустыне (ср. Втор. 2:7, 8:4 ). Неем.9:22 .  И Ты дал им царства и народы и разделил им, и они овладели землею Сигона, и землею царя Есевонского, и землею Ога, царя Васанского. «Ты дал им царства и народы, и разделил им». У LXX (и в слав.) λαος (народы) является дополнением к глаг. εμρισας («и люди разделил еси им»). Но выражение подлинника vattchlkem lepeah (рус. «и разделил им»; lepeah оставл. без перевода) не вполне ясно. Не ясно, на кого указывает суфф. 2 лица муж. р. в гл. vattchlkem «и разделил их», – на хананеев или на евреев. Если глагол chalak принимать (в форме пиэл) в значении «рассеивать» ( Быт. 49:7 ; Плач. 4:16 ), то речь будет о хананеях (Абен-Ездра). О завоевании земли Сигона и Ога см. ( Чис. 21:21–26, 32:33 )).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4) Сектант: Πο нашему, иконы и идолы – одно и тоже: о тех и других одинаково можно сказать словами Писания: «Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют; есть у них руки, но не осязают есть у них ноги, но не ходятъ; и они не издают голоса гортанью своею» ( Пс. 113:12–15. 134:15–17 . Посл. Иер.). Объяснения православного: Да, по сектантскому мудрованию, идолы и св. изображения – одно и то же, а по учению слова Божия, – совсем нет. Ведь изображения херувимов тоже имели уста и не говорили, имели уши и не спышали, имели руки и не осязали, – имели ноги и не ходили, а их носили священники – «сыны Каафовы» ( Числ. 4:4, 15 . Иис. Нав. 3:6, 8, 14–15. 17–26 ); возили их и на волах ( 2Цар. 6:6–10 ), однако Господь чрез священные изображения не только творил великие чудеса, но сокрушал и самих идолов. В Библии есть очень вразумительный для иконоборцев разсказ о том, как Сам Господь отличил священные изображения от несвященных, как посредством икон Он сокрушил идола, как наказал язычников и даже Евреев, непочтительно относившихся к иконам и как, напротив, благословил семью человека, в дом которого внесли св. изображения ( 2Цар. 6:10–12 ). Разбивши в сражении войска евреев, Филистимляне взяли в плен и самый ковчег Божий с херувимами. Что дальше произошло, прочтем по Библии. «Филистимляне же взяли ковчег Божий и принесли его из Авен-Езера в Азот. И взяли Филистимляне ковчег Божий, и внесли его в храм Дагона (идола), и поставили его подле Дагона. И встали Азотяне рано на другой день, и вот, Дагон лежит лицем своим пред ковчегом Господним. И взяли они Дагона и опять поставили на свое место. И встали они поутру на следующий день, и: вот, Дагон лежит ниц на земле, пред ковчегом Господним; голова Дагонова и обе ноги его и обе руки его лежали отсеченные, каждая особо, на пороге, осталось только туловище Дагона». Далее говорится о том, как Господь наказал Азотян за взятие в плен святыни «мучительными наростами» и нашествием мышей, а из жителей Вефсамиса убил «пятьдесят тысяч семьдесят человек» за непочтение к святыне (1 Царств вся 5 глава).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

В книге Ездры 2Ездр.6:11 , на которую далее ссылаются Свидетели Иеговы, где говорится о бревне из дома, словом ξυλον передается еврейское – дерево, бревна. Это могло бы подтвердить версию Свидетелей Иеговы, так как бревно является столбом. Но образованное от него прилагательное означает деревянный, а само слово употребляется в еврейском тексте всего лишь три раза, и только в Ездре 2Ездр.6:11 в связи с казнью. Поэтому довольно сомнительно использовать единичный случай с бревном для обобщения такой точки зрения, потому что во многих остальных случаях, словом ξυλον передается еврейское [ ] – как правило, обыкновенное, растущее дерево, что не может даже и намекать на форму столба. Ни в одном случае Ветхого Завета, когда вешали на дереве (επ [του] ξυλου – LXX), в контексте нет ни одного указания, что это был просто столб. В остальных случаях, почти всегда, словом ξυλον обозначается настоящее дерево: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево [ξυλον – LXX], приятное на вид и хорошее для пищи» ( Быт.2:9 ); «ибо пастбища пустыни произрастят траву, дерево [ξυλον – LXX] принесет плод свой...» ( Иоил.2:22 ); «...всякого благовонного дерева [ξυλον]» ( Откр.18:12 ); «...чтобы иметь им право на древо [ξυλον] жизни» ( Откр.22:14 ). В Ветхом Завете есть еще указания, что иногда вешали непосредственно на настоящих деревьях: " и ихобоих повесили на дереве [ ]«. ( Есф.2:23 ); «и десятерых сыновей Амановых пусть бы повесили на дереве [ ]». ( Есф.9:13 ); «и чтобы повесили его и сыновей его на дереве [ ]». ( Есф.9:25 ). В еврейском подлиннике используется единственное число слова [ ], тогда как на нем вешали несколько человек, чего нельзя сделать на одном «столбе». Хотя единственное число может обозначать и неопределенную множественность ( Бытие 1:11,12 ), но если бы в этих стихах подразумевались несколько деревьев/столбов, то следовало бы ожидать и множественного числа слова «деревья» – , как в Иисусе Навине Нав.10:26,27 . Нет никаких других указаний, что в Есфирь это могли быть несколько столбов, поэтому более вероятно, что в каждом случае это было настоящее дерево.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Ведь изображения херувимов тоже имели уста и не говорили, имели уши и не слышали, имели руки и не осязали, – имели ноги и не ходили, а их носили священники – «сыны Каафовы» ( Числ. 4:4,15 ; Иис. Нав. 3:6,8,14–15,17–26 ); возили их и на волах ( 2Цар. 6:6–10 ), однако Господь через священные изображения не только творил великие чудеса, но сокрушал и самих идолов. В Библии есть очень вразумительный для иконоборцев рассказ о том, как Сам Господь отличил священные изображения от несвященных, как посредством икон Он сокрушил идола, как наказал язычников и даже Евреев, непочтительно относившихся к иконам и как, напротив, благословил семью человека, в дом которого внесли св. изображения ( 2Цар. 6:10–12 ). Разбив в сражении войска евреев, Филистимляне взяли в плен и сам ковчег Божий с херувимами. Что дальше произошло, прочтем по Библии. «Филистимляне же взяли ковчег Божий и принесли его из Авен–Езера в Азот. И взяли Филистимляне ковчег Божий, и внесли его в храм Дагона (идола), и поставили его подле Дагона. И встали Азотяне рано на другой день, и вот, Дагон лежит лицом своим перед ковчегом Господним. И взяли они Дагона и опять поставили на свое место. И встали они поутру на следующий день, и вот, Дагон лежит ниц на земле, перед ковчегом Господним; голова Дагонова и обе ноги его и обе руки его лежали отсеченные, каждая особо, на пороге, осталось только туловище Дагона». Далее говорится о том, как Господь наказал Азотян за взятие в плен святыни «мучительными наростами» и нашествием мышей, а из жителей Вефсамиса убил «пятьдесят тысяч семьдесят человек» за непочтение к святыне (1 Царств вся 5 глава). Утверждать, после прочтения пятой главы первой книги Царств, что идолы и священные изображения – одно и то же, может только человек несмысленный или сознательно упорствующий в своем заблуждении ( Мф. 12:24–30 ). 5) После приведенного места из 5 гл. 1 кн. Царств можно согласиться, что идолы и св. изображения не одно и то же, но думается, что изображения херувимов и в скинии Давидовой и в храме Соломона были сделаны для украшения, пожалуй, для напоминания о небесных бесплотных херувимах, – и только; перед ними не молились, не кланялись, не кадили, не возжигали свечей, как это у вас делается.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

В-третьих, изображение Иеговы, введенное художником в круг предметов обыденной жизни, необходимо должно было сделаться предметом ложного богопочитания и заставило бы забыть о его Первообразе. Поэтому-то Богу и неугодно было открыть Себя всему народу в видимом образе. В 5 и 6 стихах, чтобы побудить к точному исполнению заповеданного, Бог изрекает угрозу и обетование: Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня... Бог ревнитель не терпит, когда слава, Ему одному принадлежащая, переносится на предметы тварные, недостойные поклонения, и потому строго карает ослушников: гнев Его простирается не только на преступников лично, но и на потомство их в третьем и четвертом поколении. Издавна толкователей занимал вопрос: не противоречат ли эти слова законам Божественной правды? могут ли дети страдать за проступки отцов? Предложено было несколько попыток истолкования в примирительном направлении... ( Исх.34:7 ; Чис.14:18 ; ср. Иер.32:18 ). 223 Идея искупления и вменяемости. – Ответственность детей за грехи отцов составляет самое общее убеждение не только Еврейского народа,но и других народов древности. – Идея рода, значение личности. – Еврейство и христианство (душа и мир весь). В Свящ. Писании есть и изречения, и факты, подтверждающие это с совершенной ясностью. Лев.10:6 : Аарону же и Елеазару и Ифамару, сынам его, Моисей сказал: голов ваших не обнажайте и одежд ваших не раздирайте, чтобы вам не умереть и не навести гнева на все общество. Чис.1:53 : левиты должны становиться станом около скинии свидения, чтобы не было гнева на общество сынов Изр. 2Сам.24 – перепись Давида. 1Сам.2:30–36 : наказание дома Илия – печальный, нищенский жребий всех его потомков. 2Сам.3:29 : Давид, по поводу убийства Авенира Иоавом, говорит: пусть кровь Авенира падет на голову Иоава и на весь дом отца его... За вину Гиезия Елисей, по 2Цар.5:27 , изрекает ему такой приговор: пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек. Закон мздовоздаяния, выраженный в этих фактах, имел применение и в отдельных случаях юридической практики. Нав.7:24–26 – казнь Ахана (побиты камнями и сожжены огнем не только сыновья и дочери преступника, но и весь скот, принадлежавший ему); 2Сам.21,1–9 ) – месть Гаваонитян за недоброжелательство к ним Саула (Давид выдал им семь человек из потомков Саула, и Гаваонитяне повесили их (на солнце) на горе пред Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Сравнение с учением ап. Павла напрашивается еще и потому, что к аргументации в Иак. и в Павловых посланиях привлекается сходный ветхозаветный материал. Особенно поражает то, как много общего между Иак. и Евр., причем как будто в ключе осознанной, целенаправленной дискуссии . Ведь Евр. свидетельствует о явном желании найти как можно больше точек соприкосновения Павлова Благовестия с его акцентом на вере с Ветхим Заветом (особенно Евр. 11). Иаков делает ответный ход: он обращается к тем же ветхозаветным примерам, но выводы у него другие. Так, если в Евр. 11, 17-19 в очередной раз говорится о вере Авраама (ср. Гал. 3, 6 и др.), которая позволила ему выдержать испытание жертвоприношением Исаака, то в Иак. 2, 21-23 мы читаем: 21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? 22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? Если в Евр. 11, 31 говорится о вере иерихонской блудницы Раав (см. Ис. Нав. 2), которая «с миром приняв соглядатаев, не погибла с неверными», то в Иак. 2, 25: Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Если в Евр. 6, 1 и 9, 14 говорится о «мертвых делах», то в Иак. 2, 17. 20. 26 говорится о «мертвой вере». Но самый показательный пример — это сопоставление классических Павловых утверждений в Гал. 2, 16 и Рим. 3, 28 , с одной стороны, и утверждения в Иак. 2, 24, с другой. Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа (Гал. 2, 16); Человек оправдывается верою, независимо от дел закона (Рим. 3, 28). Читая Иак. 2, 24: «Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?», невозможно отделаться от мысли, что Иаков спорит с цитированными строками из посланий ап. Павла. На это указывает даже стилистическая форма, включающая противопоставление «а не верою только». Примерно так же можно охарактеризовать соотношение Гал. 3, 6; Рим. 4, 3 и Иак. 2, 23. И все же из таких, очень даже похоже, что намеренных полемических выпадов никак нельзя делать вывод о противопоставлении учения апостола Иакова учению апостола Павла, из чего вытекала бы необходимость выбрать какую-то одну позицию, отвергнув другую как ложную или не соответствующую христианскому учению.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010