Елена, уничтожив языческий храм, воздвигла св. церковь . С тех пор, как Турки овладели Палестиною, Вифлеем сделался маленьким селением, в котором живут несколько семейств бедных христиан, зарабатывающих пропитание деланием для продажи крестиков, четок и т. п. Макед , некогда столичный хананейский город. Он был взят и разрушен Иисусом Навином. В пещере близ Македа скрылись пять царей, осаждавших Гаваон. Они были выведены из пещеры, убиты и повешены на пяти деревьях ( Нав.10:10, 17, 26 ). Везек , древний хананейский город, в небольшом расстоянии от Иордана. По смерти Иисуса Навина, колена Иуды и Симеона победили здесь Хананеев и Ферезеев. «В Везеке встретились они с Адони-Везеком, сразились с ним, и разбили Хананеев и Ферезеев. Адони-Везек побежал; но они погнались за ним, и поймали его, и отсекли большие пальцы на руках его и на ногах его. Тогда сказал Адони-Везек: семьдесят царей с отсеченными на руках и на ногах их большими пальцами собирали крохи под столом моим; как делал я, так и мне воздал Бог» ( Суд.1:5–7 ). В Везеке Саул собрал 330,000 войска для освобождения Иависа Галаадского, осажденного Аммонитянами ( 1Цар.11:8 ). Еглон , столичный хананейский город, царь которого, Девир, был убит Иисусом Навином при Гаваоне ( Нав.10:3–12 ). Вефсура ; этот город сделался особенно известен во времена Маккавеев. Лисий, военачальник Сирийский, осадил его, но Иуда Маккавей принудил Лисия снять осаду. Чрез несколько времени Лисий снова напал на Вефсуру и овладел ею; после чего Вефсура оставалась во власти Сирийцев до Ионафана Маккавея, который обратно отнял ее у Сирийцев ( 1Мак.4 и 6). Вефваси , город в пустыне, где Симон и Ионафан разбили армию Вакхида, осадившего этот город, и принудили его заключить мир ( 1Мак.9:62–73 ). Ен-Геди ( Нав.15:62 ), город в пустыне, близ Мертвого моря. Его почва была чрезвычайно плодородна, об его виноградниках Соломон говорит с большою похвалою ( Песн.1:13 ). В пещере пустыни Ен-Гади скрывался Давид ( 1Цар.24:2 ). Ештемо и Ливна , города, отданные левитам, потомкам Каафовым ( Нав.21:12–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Этот перевод, помимо неясности, справедливо может быть назван тенденциозным, внушаемым воззрениями отрицательной критики. Перевод «насупротив сынов Израилевых» соответствует переводу блаженного Иеронима: contra filios Israel – «против сынов Израилевых». Нав.22:12 .  Когда услышали сие сыны Израилевы, то собралось все общество сынов Израилевых в Силом, чтоб идти против них войною. Побуждение, по которому израильтяне западной стороны Иордана, услышав о построении жертвенника, решили «идти... войною» против восточно-иорданских колен, заключалось в том, что они увидали в этом сооружении намерение последних приносить свои жертвы Богу на этом жертвеннике, что запрещено было в законе ( Лев.17:8–9 ; Втор.12:5–14 ). Нав.22:13 .  Впрочем сыны Израилевы прежде послали к сынам Рувимовым и к сынам Гадовым и к половине колена Манассиина в землю Галаадскую Финееса, сына Елеазара, священника, Предварительное посольство от западно-иорданских колен к восточно-иорданским было отправлено согласно с законом, требовавшим, чтобы в случае известия о появлении нечестивых людей в каком-либо из израильских городов произведено было тщательное расследование дела, и только если это известие оказывалось справедливым, виновные были подвергаемы наказанию ( Втор.13:12–16 ). Нав.22:17 .  Разве мало для нас беззакония Фегорова, от которого мы не очистились до сего дня и за которое поражено было общество Господне? «Разве мало для нас беззакония Фегорова, от которого мы не очистились до сего дня», то есть к которому осталась склонность у израильтян и в это время. Нав.22:19 .  если же земля вашего владения кажется вам нечистою, то перейдите в землю владения Господня, в которой находится скиния Господня, возьмите удел среди нас, но не восставайте против Господа и против нас не восставайте, сооружая себе жертвенник, кроме жертвенника Господа, Бога нашего; В словах: «Если же земля вашего владения кажется вам 227 нечистою» имеется в виду то, что восточно-иорданским отрядом устроен был жертвенник не на своей, не на восточной стороне Иордана, а на западной; этот выбор места привел к предположению, что устроившие жертвенник считали свою землю нечистой, на которой нельзя совершать служение Богу Израилеву. Сооружение другого жертвенника, кроме существовавшего в Скинии Господней, предназначенного для принесения на нем жертв, было преступлением как против Господа, так и против западно-иорданских израильтян ( «против нас»), которые, оставив этот проступок без наказания, неминуемо подвергались тяжкой ответственности за него, как видно из приводимого затем примера Ахана.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

5 . Сегодня нам также читалось, что Моисей отделил наследство определенным коленам ( Нав.13:8–32 ), но после этого мы читаем, что Иисус разделил наследство согласно повелению Господа ( Нав.14:1 и далее). Таким образом, сначала Моисей распределял наследство, а затем Иисус. Теперь уразумей, что Моисей есть закон. И те, кто жили по закону, получили наследство первыми, хотя находились еще вне пределов земли обетованной. Затем, когда они получили землю в наследство, они не обладали ею и не распределяли ее между собой, но ожидали, когда она будет определена им в удел Иисусом. Разве не ясно, что то же говорит Апостол евреям, когда пишет о древних отцах, которые ублажили Бога «верою» ( Евр.11:2–5 )? И добавляет: «И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» ( Евр.11:39–40 ). Соответственно, у них уже было Его обещание, и они успокоились (ср. Нав.1:13 ) и были признаны достойными получить наследство через Моисея. Несмотря на это, они еще борются сами, они сражаются за тех, кто воюет под предводительством Иисуса. Но ты, конечно, захочешь узнать, кто эти воины и какую битву они ведут. Я так думаю, что отцы, усопшие прежде нас, сражаются вместе с нами и помогают нам своими молитвами. Я слышал, как один из старых учителей говорил подобное, когда объяснял стих из книги Чисел, в котором написано: это собрание поедает наше собрание, «как вол поедает траву полевую» ( Чис.22:4 ). Он сказал: «Для чего используется это сравнение, если не для того, чтобы понять из этого отрывка, что собрание Господне, которое прежде нас переселилось в святые места, съест противное собрание языком и устами, иначе говоря, истребит наших противников прошениями и молитвами». И потому мы должны сражаться с нашими невидимыми врагами не силой оружия, но молитвой и размышлением над словом Божьим, добрыми делами и помышлениями. Ибо так были вооружены отцы и побеждали верой и делами (ср. Иак.2:14–25 ). Посмотри, наконец, что сказано о них так: «Народ поверил Господу и Моисею, рабу Его. Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию и говорили: Пою Господу, ибо Он высоко превознесся» ( Исх.14:31–15:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Как древне имя Кириаф Арба? В книге И. Навина замечено, что Арбою назывался родоначальник сынов Енаковых, владевших Хевроном до завоевания его Халевом. Имя Хеврону было прежде Кириаф-Арбы, как назывался между сынами Енака один человек великий (14:15). И дал Халеву часть…Кириаф-Арбы, отца Енакова, иначе Хеврон. И выгнал оттуда трех сынов Енаковых (15:13–14). Стало быть имя Кириаф-Арба могло появиться не ранее занятия Хеврона сынами Енака. А сыны Енака не очень древние обитатели Хеврона: при Аврааме здесь жили Хеттеи и Аммореи (Быт.23гл.). Только уже ко времени соглядатаев сыны Енаковы жили здесь, хотя еще, вероятно, не утвердили за Хевроном имени Кириаф-Арбы, почему соглядатаи знали только имя Хеврон ( Числ.13:20 ). Вероятно имя Кириаф-Арба стало утверждаться в период 40-летнего странствования и было местно-употребительным ко времени завоевания Хеврона Халевом. Что же касается времени происхождения названия Хеврон, то критики неправильно предполагают его производство от какого-то сына Халевова Хеврона. Прежде всего, в книге же И. Навина не говорится, чтобы Халев переменял сам имя Кириаф-Арбы, как переменяли Евреи имена других городов; замечается только, что Хеврон был дан и ранее иначе назывался ( Нав.14:13–15;15:13–14;21:11–13 ). Библия также не знает, утвердительно предполагаемого критиками, сына Халевова Хеврона. Правда, в 1Цар.2:42 встречается имя Хеврона, но при темноте библейского текста неизвестно его отношение к упоминаемому в том же стихе какому-то Халеву: «сыновья Халева, брата Иерахмеилина: Меша первенец его от отец Зифа; и сыновья Мареши отца Хеврона». Далее перечисляются сыновья Хеврона. Таким образом, из библейского текста не видно, чтобы Хеврон был сыном Халева. Кроме того, нельзя отождествлять упоминаемого в кн. Паралипоменон Халева с современником Моисея и И. Навина, потому что Халев Паралипоменон сын Эсрома и правнук Иуды ( 1Пар.2:5,18 ), а современник Моисея – сын Иефонии и очень отдаленный потомок Иуды ( Числ.13:7 ; Нав.15:13 ). Наконец, если бы у современника Моисеева был сын Хеврон, и в таком случае едва ли была бы возможна предполагаемая критиками перемена имени в честь его, потому что Хеврон был только завоеван Халевом, а потом отдан священниками из племени Каафа, а Халеву остались лишь окружающие города, некоторые поля и села ( Нав.21:10–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Разоренные сирийскими войсками города (ст. 20), после окончательно отнятые у Израильского царства ассирийским царем Феглаффелассаром ( 4Цар.15:29 ), расположены были почти все в Неффалимовом колене: «Аин» (евр.: Ийон, LXX: Αιν, слав.: «Аина», Vulg.: Ahion, Onomast. 41), по Робинзону (Palasm. III, s. 611), находился на северной границе Палестины, в обильной водой местности Merg-ajjun близ истоков Иордана, нынешнее селение Tell-Dibbin. О Дане см. прим. к ( 3Цар.12:29 ). «Авел-Беф-Мааха» (ср. 2Цар.20:14–18 ) – на крайнем севере Израиля, близ Дана, вероятно, нынешний Abil-el-Kamh, вероятно в древности при потоке, впадавшем в верхний Иордан, отсюда в ( 2Пар.16:4 ) назван: авел-маим (Авел водный); LXX: ´Αβλ οκου Μααχ, Vulg.: Abel-domum-Maacha, слав.: «Авеля, дому Маахина». «Кинкероф» (евр. киннерот, ед. ч.: Киннерет, в Талмуде: гиносар, у И. Флав. Иуд. война III, 10, 7), сл.: Γεννησρ, в Евангелии Γεννησαρτ ( Лк.5:1 ): область и город ( Нав.19:35,11:2 ) этого имени лежали в плодороднейшей местности к западу от Галилейского (позже Геннисаретского, Тивериадского) озера. – Разорение этих пограничных городов израильских, заставившее Ваасу прекратить сооружение крепости в Раме, дало возможность Асе воспользоваться строительным материалом, собранным Ваасою для укрепления Рамы, – для возведения крепостей в двух иудейских пограничных городах: Геве или Гиве Вениаминовой (ср. ( Нав.18:24 ; 1Цар.14:5 ; Ис.10:29 ); Onomast. 312), теперь Dscheba (Badeker, Palast, s. 116), и Мицпе или Массифе – также в Вениаминовом колене ( Нав.18:26 ; 1Цар.7:5 ); ср. ( 4Цар.25:23 ); Onomast 689, ныне Hebi Sanwil (Robinson, Palastina, II, 361 ff. ); оба города были на расстоянии одного часа и менее от Рамы, часа на два пути от Иерусалима. 3Цар.15:23 .  Все прочие дела Асы и все подвиги его, и всё, что он сделал, и города, которые он построил, описаны в летописи царей Иудейских, кроме того, что в старости своей он был болен ногами. 3Цар.15:24 .  И почил Аса с отцами своими и погребен с отцами своими в городе Давида, отца своего. И воцарился Иосафат, сын его, вместо него.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

А причина того, что столь многие оставались необрезанными, указывается та, что «их, [как родившихся] на пути, не обрезывали» или, дословно с еврейского, «не обрезывали их на пути». По смыслу этих слов причиной несовершения обрезания над родившимися на пути служило самое состояние израильтян как передвигавшихся в общей своей совокупности с места на место и не имевших возможности делать остановки на несколько дней для того, чтобы совершить обрезание и затем оставаться в течение некоторого времени на месте. Некоторые из комментаторов не довольствуются таким объяснением и присоединяют к нему еще другое, состоящее в том, что осуждение, постигшее старшее поколение, пало отчасти и на младшее ( Чис.14:35 ), которое несло его за грехи отцов своих, и что это осуждение служило причиной, по которой рожденные на пути оставались не обрезанными, причем к последним причисляются именно те, которые родились после возмущения отцов в Кадесе в последние 38 лет 47 . Это объяснение особой причины несовершения обрезания над родившимися на пути представляется правдоподобным потому, что писатель кн. Иисуса Навина не без особенной цели начинает здесь разъяснение того, чем вызвано было возобновление обрезания, с указания на осуждение, которому подверглось старшее поколение израильского народа. Такое указание располагает ставить в связь с этим осуждением и несовершение обрезания над родившимися во время исполнения последнего. Весьма вероятно, что отцы, нарушившие Завет с Богом и подпавшие осуждению, не заботились о том, чтобы их дети носили на себе печать Завета. Нав.5:8 .  Когда весь народ был обрезан, оставался он на своем месте в стане, доколе не выздоровел. Нав.5:9 .  И сказал Господь Иисусу: ныне Я снял с вас посрамление Египетское. Почему и называется то место Галгал, даже до сего дня. Число необрезанных, имевших возраст от одной недели ( Быт.17:27 ) до 38 лет (см. объяснение к Нав.5:4–5 ), было значительно больше числа имевших обрезание; не без основания оно определяется от 600 до 700 тысяч 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но что будете делать вы, которые не только спите ночью, но и весь день посвящаете мирским попечениям и плотским наслаждениям и не удосуживаетесь в установленные дни собираться в церкви? А некоторые из вас, даже когда приходят, по сути, не приходят, потому что не слушают слово Божие, а предаются праздной болтовне и сплетням. Потому Божественное слово и призывает вас: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» ( Еф.5:14 ). «Воскресни из мертвых» сказано тем, кто пребывает в делах смерти, оставаясь в своей нечистоте и порочности, которые хотя и не известны людям, но ведомы Богу. Покайтесь и всем сердцем обратитесь к Господу, предайтесь молитве, посвятите себя слову Божьему. Какая польза в том, если воздержимся от грехов, а потом снова станем грешить? Какой смысл омыться, а затем снова упасть в грязь? Ты воздерживаешься время от времени? Это все равно что на время выйти из Египта. Ты перешел через Красное море и, следуя за Моисеем, исполняешь предписания и установления закона. Но вот Иисус принимает тебя от Моисея и даже во второй раз обрезывает тебя «на месте, названном Холм обрезания» ( Нав.5:3 ). Ты должен заново обрезать не только идолопоклонство, которое ты отверг с самого начала, но и жадность – более тонкую форму идолопоклонства. Поэтому Иисус, обрезывая сынов Израилевых вторым обрезанием, говорит: «Ныне Я снял с вас посрамление Египетское» ( Нав.5:9 ). Пока мы грешим, пока правят нами порочные страсти, даже если, отвергнув идолов, мы, как кажется, вышли из Египта, «посрамление Египетское» не снято с нас. И если принимаешь ты это второе обрезание пороков и отсекаешь от себя всякий недуг гнева, гордости, зависти, сладострастия, жадности, несправедливости и прочего подобного, то «посрамление Египетское» стирается с тебя и, перейдя в землю обетованную, получишь ты наследие Царства Небесного через истинного Иисуса, Христа Господа нашего и Спасителя, «Ему слава во веки веков. Аминь» ( Гал.1:5 ). Гомилия II. О сказанном: «Моисей, раб Мой, умер» (Нав.1:2)

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Иер. 19:13 . И домы Иерусалима и домы царей Иудейских будут, как место Тофет, нечистыми, потому что на кровлях всех домов кадят всему воинству небесному, и совершают возлияния богам чужим. Сравн. 4Цар. 23:5 . Примеч . Во всех приведенных местах слова «воинство небесное», что то же, светила небесные, сектанты смешивают с св. ангелами– воинством Господним. Эти места ясно доказывают что под «воинством небесным» разумеются в них светила небесные и осуждается поклонение светилам (сабеизм): Деян. 7:43 . Св. Ангелы называются не воинством небесным, а «воинством Господним»: Нав. 5:14 , и потому к чествованию св. ангелов эти места не имеют никакого отношения; напротив, за чествование св. Ангелов благочестивые люди получали благословление Божие: Нав. 6:19 . Суд. 13:20 . (Срав. ст. 23, 24. Нав. 5:15 ). Лот, вышедши на встречу двум Ангелам, пришедшим в город Содом, накануне его разрушения, «поклонился лицом до земли»: Быт. 19:1 . Валаам, когда «увидел Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, приклонился и пал на лице свое» ( Чис. 23:31 ). Много и других мест, священ. Писания свидетельствуют в пользу почитания и призывания в молитвах св. Ангелов. Сектантское заблуждение проистекает от смешения воинства небесного (светил) с воинством господним (ангелами). Кол. 2:18 . Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом. Примеч. На основании этих слов штундисты порицают Правосл. Церковь за то, что она приносит молитвы Ангелам, как невидимым существам. Здесь изобличается апостолом гностическое лжеучение об ангелах, как эонах. Почитание ангелов соединялось у гностиков с неверием в Сына Божия, Который искупил греховное человечество и воссоединил его с Богом. Вот почему эти еретики, в ложном смиренномудрии, лишая себя надежды на мир и соединение с Богом через Христа (как об этом учит апостол, в том же послании 1:20 – 22. 2:13– 14), считали себя достойными чтить только ангелов.– Но таково ли наше почитание Ангелов? Мы почитаем их, как духов, посылаемых от Бога на служение нашему спасению: Быт. 19:15–16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Под водительством Божиим в преддверии завоевания земли обетованной израильский народ побеждает ханаанского царя Араду (Числ 21. 1-3), ведет наступательные В. против Сигона, царя аморрейского, и Ога, царя васанского (Числ 21. 21-35; Втор 2. 26 - 3. 17; ср.: Пс 135. 17-22), мстит мадианитянам (Числ 31. 1-12). В результате исчисления по повелению Яхве израильских воинов (Числ 1. 1-4), явившегося подготовкой к завоеванию земли обетованной, Израиль предстает огромным воинством: «И было всех... сынов Израилевых... от двадцати лет и выше, всех годных для войны... шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят» (Числ 1. 45-46; ср.: 10. 36; 26. 1-51). В эту перепись не были включены по Божию установлению левиты , чьей обязанностью являлась не военная служба, но служба при «скинии откровения» (Числ 1. 47-53), т. е. молитва Богу. Ибо молитвенное обращение к Богу должно было обеспечить Его помощь сражающемуся Израилю. В обязанность священника входило напоминать израильскому народу непосредственно перед битвой о том, что Господь выступает вместе с народом (Втор 20. 2-4). Однако из-за отступничества народа от Бога израильскому воинству не суждено было завоевать Ханаан (Числ 14. 26-35). Завоевание земли обетованной уже следующим поколением израильтян (Нав 6-12) происходит не благодаря военной силе, стратегии, технически совершенному вооружению или героизму воинов, но посредством исполнения народом Божией воли («Верою пали стены Иерихонские...» - Евр 11. 30), как это было заповедано Самим Господом: «Если... будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его... поразит пред тобою Господь врагов твоих, восстающих на тебя; одним путем они выступят против тебя, а семью путями побегут от тебя» (Втор 28. 1, 7). В Свящ. Писании подчеркивается, что В. Иисуса Навина , вождя израильского народа периода завоевания Ханаана, «была пред Господом, а он только следовал за Всемогущим» (Сир 46. 8). Сам Господь предавал врагов в руки израильтян (Нав 2. 24; 6. 1; 8. 1; 10. 12-14 и др.). Осознавая это, Иисус Навин считает себя не полководцем, но исполнителем Божией воли и поклоняется представшему перед ним «вождю воинства Господня» (Нав 5. 13-15).

http://pravenc.ru/text/155138.html

В первом отрывке сказано: «Но Ефремляне не изгнали Хананеев, живших в Газере; посему Хананеи жили среди Ефремлян до сего дня, платя им дань» ( Нав.16:10 ) вплоть до того времени, когда «фараон, царь Египетский, пришел и взял Газер, и сжег его огнем, и Хананеев, живших в городе, побил, и отдал его в приданое дочери своей» ( 3Цар.9:16 ). Во втором: «Когда же сыны Израилевы пришли в силу, тогда Хананеев сделали они данниками, но изгнать не изгнали их» ( Нав.17:13 ). В третьем отрывке повествуется о том, как мужи из рода Ефремова спорили с Иисусом ( Нав.17:14–18 ), желая по своей многолюдности получить в наследство большую и лучшую долю; тогда им предложили пойти в леса и самим расширить свои владения, а чтобы могли они занять большее пространство, велено им изгнать хананеев. 2 . Теперь посмотрим, что представляет собой это трехчастное повествование о хананеях. Первый раз, когда говорится, что хананей живет с нами, он хотя и обложен данью, но не повинуется нам и не является рабом. Во второй раз он становится рабом и покоряется. Представим, что хананеи – это наша плоть или те, кто суть плоть. Сначала она обитает с нами, то есть связана с душой, но не подчинена ей, а только платит дань, иными словами, служит движению и действию, однако «желает противного духу» ( Гал.5:17 ) и подчиняется не душе, но своим желаниям. Если же мы в значительной мере преуспеваем, то плоть покоряется и становится нам рабом, повинуясь воле души; это – вторая ступень совершенствования души, когда она подчиняет плоть своей власти. Третья же ступень – совершенство. Ибо если мы достигли совершенства, то нам повелевается изгнать из себя хананеев и предать их смерти. Каким образом это совершается в нашей плоти, говорит нам Апостол: «Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту» ( Кол.3:5 ) и прочее. И еще говорит: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал.5:24 ). Итак, на третьей ступени, когда мы достигаем совершенства, умерщвляем свои члены и несем в теле нашем смерть Христову, сказано, что мы изгоняем хананеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010